Пудовкина Наталья Михайловна
Должность:
учитель
Учебное заведение:
МАОУ СОШ № 54
Населённый пункт:
г.Томск
Наименование материала:
Духовно–нравственное развитие
Тема:
Построение «дерева целей» для определенной возрастной группы обучающихся.
Дата публикации:
06.12.2018
Раздел:
среднее образование
Построение «дерева
определенной
возрастной
обучающихся.
программа
основной
преемственно
продолжает
развивает
программу
духовно-нравственного
развития
воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования.
Поскольку к моменту начала реализации данной программы школа уже
нескольких
целенаправленную
нравственному развитию и воспитанию российских граждан, достигнутые
результаты рассматриваются как стартовая площадка для осуществления ее
следующего этапа.
Очевидно,
сравнению
результатами,
удовлетворяющими
требованиям духовно-нравственного развития и образования в начальной
являющимися
сквозными,
нравственного развития и воспитания, результаты подобной деятельности в
основной
существенно
оснований. Эти основания лежат в различных областях, но центрируются на
подростке,
переживающем
возрасте
глубочайшую
гормональную
перестройку,
влияющую
жизнедеятельности
организма
существенно
изменяющую
характер
социально-
психологических связей и отношений с внешней средой. Именно на начало
возрастного
приходится
показателей
правонарушений и преступности, употребление табака, алкоголя, а несколько
позже – наркотиков.
основного
образования,
принимает
взрослеющего человека в драматический момент перехода многих латентных
процессов его становления в явные. Именно на этот уровень приходится
завершения
активной
социализации
обучающегося
«самопрезентации» в качестве юного взрослого. Поэтому и акцент данной
программы сделан на социализацию подростка, воспитание его с позиции
правильного выбора, самореализации, самостоятельности действий.
Все структурные элементы данной Программы определяют подходы к
организационным
механизмам
реализации,
отражающим национальные, региональные и этнокультурные особенности
региона. Из этого следует, что духовно- нравственное развитие обучающихся
основного
образования
изолированная
деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она
осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в
развитии
обучающихся
универсальных
компетентностей,
собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях.
развитости
подростков способности к рефлексии
оснований
собственной
деятельности
собственных
отношений
действительности фиксируется критическая точка как их социализации в
целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них
определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы.
программа
обеспечить
самоценностью
проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между
внутренним
требованиями
вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление; помочь
подросткам
избежать
социально-психологических
стрессов
возможности, уврачевать уже полученные), а с другой – подготовить их к
бесконфликтному, конструктивному взаимодействию
с другими людьми,
реализовать
определись
приоритеты,
наметить
жизненный путь.
Цели
задачи
духовно-нравственного
развития,
воспитания
социализации.
Целью
является
социально-педагогическая
социально-культурная
поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей
гражданской
индивидуальной
личности;
социально-педагогическое
социально-культурное
сопровождение
процесса
культурно-нравственного
постижения
подростком
духовного
культурного
наследия
достояния
человечества
национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.
Задачи духовно-нравственного развития, социализации и воспитания
обучающихся на уровне основного общего образования:
осознанное
принятие
воспитанниками
духовно-нравственного
человеческой
индивидуальности
качестве
важнейшей
жизненной
ценности; субъектная установка на самовоспитание и развитие
творческого
потенциала
областях
социально
социокультурно
ориентированной деятельности;
операциональное
овладение
воспитанниками
программ
деятельности
поведения,
характерных
актуальной
культурной
традиции (культурных традиций), а также усвоение выражающих их знаний,
ценностей и норм.
педагогическом
смысле воспитание – процесс не стихийный, а
целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно,
воспитательная
развитие
определённых
человеческих
личности, отражающих своеобразный нравственный портрет подростка.
получение
нравственного
портрета
подростка
представить в виде схемы:
Нравственный портрет воспитанного
подростка
Основные ценности
Желаемые качества личности
Дерево целей – широко известный термин в менеджменте. Это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням) совокупность целей экономической системы, программы, плана.
В 1957 году американский учёный Рассел Линкольн Акофф предложил методику построения дерева целей. С того времени и до сегодняшнего дня эта методика не утратила популярности и активно используется при планировании задач менеджерами и бизнесменами.
Что это такое и для чего оно нужно
Метод дерева целей считается одним из наиболее эффективных методов планирования задач. Этот метод включает в себя все общие принципы планирования, простые и лёгкие для изучения. По сути, это граф, отражающий план решения той или иной задачи.
- Дерево целей имеет стандартную структуру. «Стволом» дерева целей является главная проблема, для которой требуется найти решение.
- «Ветки» - это задачи второго, третьего, четвёртого и так далее уровней.
При планировании решения задачи, как правило, используют графическое изображение дерева. В таком изображении дерево имеет перевёрнутый вид, где «ствол» представляет собой вершину графа и находится на самом верху. А из неё, вершины, растут стремления последующих уровней, образуя крону.
Графическое изображение задач в таком виде помогает человеку чётко продумать план достижения намеченного. Изобразив свои планы в виде графа, человек видит с какими проблемами он столкнется и какие дополнительные ресурсы ему потребуются, чтобы достичь задуманного.
Также по графу приблизительно оценивается срок достижения целей. При таком представлении решения проблемы, становятся видны связи и зависимости одних задач от других. Сегодня методом дерева целей пользуются в научном прогнозировании менеджеры при ведении проектов, а также для планирования личных вопросов.
Как построить
Правила, используемые при построении дерева целей, весьма простые:
- Вначале определяется главная задача, которую необходимо решить. Она то и будет вершиной или «стволом» дерева. Обычно такую задачу называют генеральной. Она, как правило, не может быть достигнута сразу. Для того чтобы её достичь, необходимо решение других подцелей, результат которых нужен для выполнения генеральной.
Они, подцели, будут называться «ветвями». Ветвь тоже может иметь подцели. - При построении дерева целей нужно чётко и детально описывать каждую ветвь. Каждая также должна иметь нужное количество подцелей, для того чтобы быть реализованной. В итоге должно получиться такое дерево, которое полностью сосуществует решению той или иной проблемы. Оно должно содержать все необходимые шаги и ресурсы для решения главной задачи.
Принципы построения
В менеджменте приняты следующие принципы построения дерева целей:
- Учитывайте потребности и ресурсы
Постановка цели предполагает, что есть некоторая проблема, которую необходимо решить. Как правило, задачи, требующие планирования, решить сходу невозможно. Потому что они достаточно сложные и требуют комплексного подхода к решению.
Бывает так, что поставленная задача не может быть решена, потому что не хватает ресурсов для её решения. Или нет возможности оценить наличие ресурсов, так как проблема слишком большая. В этом случае дерево целей хороший вариант для анализа ситуации. Учитывайте потребности и ресурсы, которые есть в вашем распоряжении, при построении дерева целей.
- Конкретизируйте
Используя в планировании дерево целей, формулируйте задачи конкретно. Учитывайте, что они должны быть конечными. Опишите параметры, по которым в итоге можно будет определить выполнена она или нет. Также необходимо установить время, которое нужно для выполнения поставленной задачи.
- Разбейте постановку на этапы
Рационально будет ставить задачи в несколько этапов. Первым этапом ставится генеральная цель. Затем для её выполнения ищутся и анализируются ресурсы. После чего, как правило, понадобится поставить подцели. Аналогично для реализации подцелей тоже ищутся ресурсы.
Таким образом, продолжается разворачивание главной задачи, пока не будет продумана вся схема её решения. Задачи уточняются и проясняются до тех пор, пока это необходимо.
- Совместимость
Подцели должны быть достаточными для решения главного замысла, то есть если достигаются все подцели, то это приводит к решению главной задачи. Не должно получиться так, что при выполнении всех подцелей, для решения главной задачи потребуются дополнительные действия или ресурсы. Если получается так, то это говорит о том, что дерево целей было построено неверно.
- Соответствие структуре предприятия
Если деревом целей пользуются для организации работы бизнеса или предприятия, то структура его должна соответствовать структуре предприятия. Таким образом, чтобы каждый отдел или подразделение достигали своих стремлений, что в дальнейшем должно привести к достижению общего замысла предприятия. Это наиболее удобное построение дерева целей для систем, состоящих из нескольких элементов или предприятий.
- Метод декомпозиции
При построении дерева целей часто используют метод декомпозиции. Суть этого метода в том, чтобы произвести разбиение главной цели высшего уровня на частные подцели. Или же в обратном порядке, из подцелей составляется план достижения замысла высшего уровня. Для решения конкретной проблемы всегда стоит выбирать вариант создания дерева целей максимально подходящий и оптимально использующий ресурсы.
Примеры построения
Разберём построение дерева целей на следующих примерах целей: поступление в ВУЗ и финансовое благополучие. Как получить дерево целей?
Пример с поступлением в ВУЗ описывает постановку главной задачи, подцелей, выделение ресурсов. А так же каким образом используются ресурсы для решения вопроса. В примере о финансовом благополучии рассматривается ещё одни вариант построения графа.
- ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ
Допустим, главная задача - поступление в ВУЗ. Построение дерева целей для будущего студента требует учесть имеющиеся ресурсы и выделить подцели. Какие могут быть ресурсы для поступления в ВУЗ.
К ресурсам в этом случае относятся:
- Образование, полученное в школе;
- Финансовые возможности семьи;
- Связи.
Учитывая имеющиеся ресурсы необходимо получить дерево целей. Для этого выделяются подцели. Они зависят от ресурсов. Например, у семьи мало финансов, нет связей, молодой человек окончил школу без медали, имеет средние оценки знания.
Получаем следующие подцели:
- Наладить связи, при возможности;
- Взять кредит на обучение или найти источник дополнительного заработка;
- Заниматься с репетитором.
В свою очередь, эти цели могут иметь подцели. Рассмотрим на примере цели о занятиях с репетитором. Сюда нужно отнести:
- Организация дополнительных доходов, чтобы оплачивать услуги репетитора;
- Поиск репетитора обладающего нужными знаниями;
- Выделение дополнительного времени на занятия.
Конечно в каждом конкретном случае будут свои ресурсы и варианты решения проблемы. Ведь бывают богатые родители со связями и ребенок, который плохо учится. Тогда структура всего плана поменяется очень сильно.
Так же она будет зависеть от того, в какой ВУЗ хочет поступить человек. Так как для поступления, например, в обычный малопопулярный ВУЗ, где конкурс, возможно один человек на место, это один вариант планирования. А поступление в заграничный престижный ВУЗ, это уже совсем другое. Тут дополнительно понадобяться и знание языка, и изучение возможностей проживания в другой стране во время учебы, и получение визы и многое другое.
- ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Теперь разберём пример построения графа для создания финансового благополучия.
Начнём строить дерево целей с постановки главного замысла: финансовое благополучие.
Дерево целей можно изобразить графически, так будет более наглядно.
Условно финансовое благополучие можно достичь при исполнении трёх подцелей:
- Организации пассивного дохода;
- Организации активного дохода;
- Везения и халявы.
Таким образом, дерево целей имеет три пункта второго уровня. Затем каждый из пунктов разбивается на подцели, которые образуют третий уровень. Например, организация активного дохода может иметь следующие пункты:
- Смена места работы;
- Получение дополнительного образования;
- Смена профессии;
- Переезд в другой город;
- Самостоятельное развитие в профессиональной области;
- Налаживание связей в коллективе;
- Приобретение опыта.
Опять же, это всего лишь общий пример. Представления и ресурсы для организации финансового успеха у дворника, например, будут очень сильно отличаться от финансовых планов богатого бизнесмена. Для кого-то дополнительный заработок в несколько тысяч рублей будет большим успехом или приобретение скромного жилья в пригороде. А для кого-то приобретение еще одного завода станет лишь маленькой частью плана.
Заключение
Планировать свою деятельность при помощи графа очень удобно. Это наглядный инструмент, позволяющий увидеть каким образом взаимодействуют задачи и ресурсы для их решения.
При помощи такого построения легко обнаруживаются недостающие ресурсы и появляются новые задачи, которые необходимо решить для восполнения не хватающих ресурсов.
Также при графическом изображении становится видно взаимодействия целей между собой, их зависимость друг от друга, влияние выполнения той или иной задачи на вышестоящие, её значимость в общем результате.
Граф удобно использовать не только при ведении бизнеса или планировании рабочих вопросов. Он легко трансформируется для решения личных вопросов, таких как учёба, финансы, саморазвитие и другие.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Оценка факторов и анализ внешней и внутренней среды (SWOT-анализ): сильные и слабые стороны предприятия, внешние угрозы и возможности. Построение дерева целей организации, способы усиления конкурентных преимуществ, анализ организационной структуры.
контрольная работа , добавлен 01.05.2009
Анализ организационной структуры, внутренней и внешней среды организации. Разработка и обоснование направлений организационного развития школы. Кадровый потенциал образовательного учреждения. Упорядочение организационно-структурных характеристик.
курсовая работа , добавлен 18.05.2014
Задачи, цели и направления деятельности ООО "Флуидор", его организационная структура. Анализ внутренней среды предприятия, его сильные и слабые стороны. Особенности управления персоналом. Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности.
курсовая работа , добавлен 08.05.2015
Характеристика особенностей функционирования ОАО "Невская Косметика". Факторы внешней и внутренней среды, сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления.
курсовая работа , добавлен 21.05.2014
Основные направления деятельности предприятия "Рассвет". Анализ внутренней и внешней среды организации, слабые и сильные стороны, угрозы и возможности. Понятие и значение мотивации труда в управлении персоналом, основные направления ее совершенствования.
курсовая работа , добавлен 26.11.2010
Модель организационной структуры управления детским садом. Анализ маркетинговой деятельности в сфере дошкольного образования. Характеристика персонала, производственная деятельность учреждения, методическая работа. Сильные и слабые стороны учреждения.
отчет по практике , добавлен 18.03.2013
Анализ рынка и конкурентов как основных факторов внешней среды компании "Уралтранс". Оценка факторов внутренней среды предприятия, SWOT-анализ (сильные и слабые стороны филиала). Основные направления для поддержания эффективности управления предприятием.
курсовая работа , добавлен 02.02.2012
Успешность организации во многом зависит от грамотного планирования. Максимальная прибыль и высокая рентабельность в перспективе - это всегда генеральная цель. Какова роль дерева целей в планировании?
Что такое objective tree
Управленческие цели представлены в большом количестве и разнообразии, поэтому каждое предприятие нуждается в комплексном, системном подходе к выбору их состава. Процесс постановки целей именуется целеполаганием.
Дерево целей организации (the objective tree) – это:
- структурированный перечень, схема организационных целей;
- иерархия разноуровневых целей;
- модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс.
Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми.
Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.
Вершина
Дерево заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели.
Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.
Цель | Содержание |
Экономическая | Максимизация прибыли от продаж продуктов или услуг в необходимом качестве и объеме |
Научно-техническая | Поддержание продуктов и услуг на заданном научно-техническом уровне, НИОКР, повышение производительности труда за счет внедрения ноу-хау |
Производственная | Выполнение плана по выпуску продукции. Поддержание ритмичности и качества производства |
Социальная | Совершенствование, развитие и пополнение кадрового ресурса |
Ветви и листья
Ветви – подцели, простирающиеся от вершины, снова подвергаются разложению. «Побеги на ветвях» представляют собой следующий уровень целей. Процесс повторяется на каждом уровне до упрощения целей. Простота – это достижимость, понятность и логичность.
Все «ветви» описывают результат, который выражает конкретный показатель. Цели одной параллели не зависят друг от друга.
Дерево целей предприятия создается на основе 3 важных элементов любой цели.
«Листья» - это конкретные мероприятия для достижения цели. Характеристики и показатели, указанные на «листьях», способствуют выбору лучшего варианта:
- срок выполнения;
- вероятность достижения цели к запланированному сроку;
- стоимостные показатели;
- объем расходуемых ресурсов.
Элементы дерева в одной группе связываются между собой через логическое «И» (обозначается «∧»). Альтернативные группы взаимодействуют через «ИЛИ» («∨»).
Дерево целей организации. Пример
Рассмотрим простую схему целей для максимизации прибыли при росте результатов и снижении затрат.
Для приближения к генеральной цели (высокая рентабельность и максимум прибыли) предстоит проработать три направления. Внести полученные варианты в дерево целей организации. Пример представлен в форме таблицы.
Стратегия и цели Apple
Почему стратегия Apple является выигрышной?
Сфера деятельности компании – информация и радикально новые продукты для работы с ней. В приоритете процесс создания контента и его потребление.
Например, Apple обратила внимание на культурные аспекты. Была улучшена модель потребления музыки. С iPod слушать музыку на цифровых носителях и находить в Интернете стало удобнее.
Линейка iPod, iPhone и iPad исправляет минусы, совершенствует основные способы для создания и использования информации. Данная модель, применяемая для ноутбуков, настольных компьютеров, телевидения, позволит «яблочной» корпорации и дальше наращивать доход.
Итогом десятилетия стали три универсальных изобретения и бизнес-платформы. Они являются не самоцелью, а средством, позволяющим достигчь цели: получение доступа к основным способам информационного потребления.
Закономерно, что генеральной стратегией Apple является развитие уже существующей линейки продуктов.
Построение дерева целей организации на примере Apple
Основная цель любого бизнеса - расширение рыночных границ, завоевание бесконечного числа клиентов. Apple не является исключением и ставит в приоритет совершенствование своей линейки в интересах потребителя.
Рассмотрим дерево целей компании для такого продукта, как iPhone, ценность которого отражает девиз «Просто. Удобно. Эстетично». В качестве главной цели дерева определим улучшение iPhone с учетом интересов потенциальных пользователей.
Основными конкурентными и значимыми для потребителя факторами данного рынка являются:
- стоимость продукта;
- разнообразие функций и энергоемкая батарея;
- популярность бренда;
- технологии для ценителей;
- дизайн и размер;
- ассортимент (был упразднен Apple).
Дерево целей поможет ответить на вопрос: «Что делать?». Например, чтобы снизить стоимость, предстоит упростить интерфейс.
Какие отраслевые факторы необходимо создать? Какие свойства улучшить? Это объемы памяти, дизайн, игры и развлечения. На что ориентироваться: на функциональную составляющую или эмоциональную?
Таблица с подцелями iPhone по трем уровням
Дерево целей компании Apple представлено в упрощенном варианте в виде таблицы.
Совершенствование iPhone с учетом интересов потребителей | |||
Цели первого уровня | |||
1. Упразднить ассортимент и популярность бренда | 2. Упростить интерфейс | 3. Увеличение привлекательности для потребителя | 4. Повышение эргономичности |
Цели второго уровня | |||
2.1. Упростить технологичность | 3.1. Создание нового дизайна | 4.1. Особый статус владельца | |
3.2. Увеличение объема памяти | 4.2. Решение «последней мили» | ||
3.3. Усиление развлекательного аспекта | 4.3. Уменьшить размер |
Для решения «последней мили» были выделены следующие задачи:
- Использовать touch screen и добиться отсутствия кнопок.
- Создать дополнительные опции.
- Увеличить экран.
Следующий шаг – это заполнение «листьев» или мероприятий для достижения подцелей. Для этого обязательно указываются конкретные сроки выполнения задач, необходимый объем, ресурсы, стоимость и значимые количественные показатели.
Последний шаг – изображение целей в форме дерева с разветвлениями.
Дерево задач. Пример
Задачами называются подцели. Они не нуждаются в декомпозиции и увязках «цель-средство». Дерево целей включает в себя цели высшей и низшей ступени.
Задачи являются основой для создания программы по достижению отдельной цели низового уровня. Решение задачи – это совокупность действий.
Дерево целей, как вариант, может содержать следующие задачи.
Таким образом, упорядочивающим инструментом для создания программы развития фирмы становится дерево целей. Примеры подтверждают принцип его формирования «полноту редукции»: цели «дробятся» на подцели, пока исходная цель не становится ясной и достижимой.