16.10.2022

Упражнения на лидерство в группе. Тренинг развития коммуникативных и лидерских качеств подростков "Я – лидер"


ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА.

«Ехали цыгане»

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

«Постройся по»

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:1) цвету волос (от светлого к темному или наоборот),2) по размерам обуви (от меньшего к большему),3) алфавиту;4) длине волос, 5) цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).

«Скульптура»

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Начали »

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!" Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. "Начали!" Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо "отверженным". Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

ВЕРЁВОЧКА.

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

У каждого человека свои барьеры, которые мешают взять ему свою жизнь под контроль, читаем, . Как правило, начинается именно с выявления ограничивающих убеждений.

И первым шагом на пути к освобождению и лидерскому росту становится признание, что какие-то ограничивающие убеждения и блоки Вам присущи. Но повторюсь, это лишь первый шаг. Потребуются и другие. Чтобы обрести и своих силах, поверить в достижимость поставленной цели, понимать и принимать себя, обрести новые навыки в саморазвитии Вам понадобятся специальные упражнения на развитие лидерских качеств.

Первоочередной задачей потенциального лидера (или того, кто хочет развить в себе лидерские навыки) становится анализ своих сильных сторон, определение своего потенциала и поиск собственных подходов и методов работы. Лидерский потенциал - это «нечто», что уже есть внутри Вас, его нужно открыть в себе и научиться его использовать.

На втором этапе нужно научиться верить в свой успех, даже если в настоящий момент нет никаких реальных предпосылок к нему.

На третьем этапе наступает черед силы воли, потому что это область действий. Как Вы понимаете, без определенных действий достичь задуманного не получится. Сами по себе, на диване, даже если они кажутся абсолютно реальными, таковыми отнюдь не становятся. Однако сила воли и нужны не только ради действий, но и ради того, чтобы не бояться потерпеть поражение и двигаться дальше.

Развитие лидерских качеств каждому приходится переживать на собственном опыте, никто не пройдет этот путь вместо Вас или вместе с Вами. Программы и тренинги на развитие лидерских качеств существуют, но это теория, которая останется пустой тратой времени, пока Вы не наберетесь смелости испытать ее на собственной шкуре.

Я предлагаю Вам упражнения на развитие лидерских качеств. Они относятся к начальной ступени развития лидерского потенциала. Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок .

Сразу хочу предупредить, что из-за кажущейся простоты, у Вас будут сомнения в их действенности, но, если Вы рискнете и просто будете выполнять их изо дня в день, через месяц Вы почувствуете собственную силу, и Ваша ценность в глазах окружающих возрастет.

Упражнение № 1. Диалог с внутренним критиком

Если внутри Вас есть «некто», кто постоянно сообщает Вам, что ничего у Вас не выйдет, потому что Вы неумеха (бездельник, бездарь, никчема, тупица и т.п.) - научитесь возражать ему.
Не выслушивайте молча все, что он говорит и, тем более, не соглашайтесь с ним. Если он Вас раздражает – так раздражайтесь!

Не ленитесь записывать все, что он говорит. Даже если смысла в его словах ноль - запишите все подряд. Единственное условие – и говорить и записи вести от второго лица. Вместо «я тупица» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты тупица» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как будто это задиристый, но трусоватый задира: «Ну и что?»

Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличный способ уничтожить внутреннего критика – .

Упражнение № 2. Дневник успеха

Заведите себе тетрадь и каждый вечер перед сном записывайте в нее несколько вещей, которые Вам сегодня удались. Это нужно делать независимо от того, насколько день оказался плохим.

Так устроена человеческая память, что боль мы запоминаем лучше, чем радость и большинство людей в конце дня помнят в основном его тяготы и неприятности. Концентрируясь на плохом, мы теряем энергию, концентрируясь на хорошем - заряжаемся

Проявите волю – концентрируйте внимание на тех ситуациях, в которых Вы победили. Фиксируйте эти ситуации с помощью Дневника успеха

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Запишите и прослушайте признание окружающих Вас людей Ваших достоинств и недостатков.Это потребует от Вас большого мужества, но сделать это нужно обязательно.

Составьте список из нескольких друзей или родственников, от которых Вы чувствуете любовь и желание помочь. Попросите каждого из них написать, за что они Вас любят и уважают и, наоборот, что в Вас их напрягает и раздражает. Условие одно: количество достоинств и недостатков должно быть приблизительно равным.

После того как соберете записи – прочтите их целиком. Когда Вы найдете в себе силы узнать чужое мнение о себе без напряга (не сжимаясь от страха или стыда), Вы избавитесь от многих внутренних зажимов.

Подсказка: внутренний критик постоянно будет Вам твердить, что все это ерунда, не стоящая усилий. Не дайте ему себя остановить.

Упражнение № 4. Отражение в зеркале

Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Поначалу это будет казаться Вам настоящей глупостью. Наберитесь сил и терпения.

Большинству людей нужно очень много времени на то, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд и не отвернуться или сбежать – нужно мужество.

Такое происходит, когда Вы не принимаете себя, потому что ориентируетесь на мнения окружающих или голливудские стандарты. Вы можете почувствовать злость на них за то, что тратили время, стараясь угодить чужим стандартам. Позвольте себе это позлиться, но не направляйте злость на себя.

Спросите себя: «Какое право я имею судить этого человека, его тело?» Вслед за злостью придет грусть, а за ней - чувство облегчения и принятия. Но пусть они придут своим чередом, не спеша, не пытайтесь их поторапливать.

Упражнение №5. Ежедневный риск

Итак, если Вы будете отрабатывать упражнения на развитие лидерских качеств в течение месяца, Вы обязательно увидите положительную динамику. Главное, взять на себя ответственность отработать их все. Если Вы будете делать иногда и кое-что – результата не будет. Что-то Вам понравится сразу, что-то вызовет боль, но как минимум десять из них должны стать частью Вас.

Тренинг «Я лидер»

Цели тренинга:

1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.

Задачи тренинга:

1. Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

2. Формирование навыков понимания друг друга.

3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.

4. Выявление и развитие представлений о лидерстве.

5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.

Время проведения: 1 час.

1. Упражнение «Аквариум»

Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.

Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.

Время: 5-10 мин.

Ход упражнения:

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 - 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку - каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Вопросы для обсуждения:

2.Возникали ли у вас затруднения при рассказе?

3.Какие чувства вы при этом испытывали?

2. Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель: определение положительных сторон участников.

Время: 5 мин.

Материалы: нет.

Ход упражнения:

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

3.Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»?

4.Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

5.Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

3. Упражнение «Лидерская удочка»

Цель: знакомство с участниками.

Материалы: таблица к упражнению.

Ты знаешь какой-нибудь фокус?

Ты можешь вспомнить 10 мультгероев?

У тебя много друзей?

Твоя семья состоит из 4 человек?

Ты летал на самолете?

Твое имя упоминалось в газете?

Ты обожаешь косметику?

Ты был на крыше своей школы?

Ты посещаешь какой-нибудь кружок?

Ты гордишься собой?

Ты боишься темноты?

Ты любишь математику?

ТВОЕ ИМЯ

У тебя русское имя?

Ты любишь быть первым?

Ты играешь в шахматы?

Ты любишь поп-музыку?

Ты любишь больше работать в группе, а не один?

Ты знаешь слова Российского гимна?

У тебя есть велосипед?

Ты мечтаешь побывать за границей?

Ты умеешь жарить картошку?

Ты разбивал стекло мячом7

У тебя есть родственники в городе?

Ты отдыхал в лагере?

4. «Лидер это - »

Цель: выявление лидерских качеств.

Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер - это».

Представление работ.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?

3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

4.Как вы считаете кто такой лидер?

Итак, лидер - это...

Вот несколько мнений, прозвучавших на одном из тренингов в ответ на вопрос: «Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?»

Итак, лидер - это: прежде всего - доминантная личность; тот, за кем хочется идти;

Имеющий максимально большое влияние на окружение;

Человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;

Тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.

5. Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».

Тестовый материал

1.Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Вопросы для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом?

2.Узнали ли для себя что - то новое?

6. Упражнение - шутка «Тест с подтекстом»

Цель: поднять настроение в группе.

Время:5 мин.

Ход упражнения:

Участникам раздаются представленные ниже бланки теста и объявляется: «Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и готовы следовать инструкциям.

Вам необходимо быстро выполнить маленький тест.

В вашем распоряжении - всего три минуты.

Тест на внимательность

ФИО ______________________________________ Дата ____________

Инструкция: До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте и следуйте указаниям. Время на выполнение - три минуты.

1.Впишите в отведенном месте Вашу фамилию, имя и отчество и поставьте сегодняшнюю дату.

2.Впишите номер Вашего контактного телефона. Если у Вас его нет, то напишите номер 100.

3.Обведите этот номер.

4.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

5.Обведите этот знак треугольником.

6.Громко произнесите номер, который вы написали в пункте 2, так, чтобы всем было слышно.

7.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.

8.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.

9.Попробуйте посмотреть на мир сквозь эти дырочки.

11.Громко крикните: «Я почти закончил».

12.Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Дети занимаются один учебный год, 1раз в неделю. Продолжительность занятия — 2 часа. Это дает возможность все полученные знания превратить в навык.

Занятия по развитию подростка проходят в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.

Цена:
1. Работа с тренером под руководством Елены Березовской в месяц (4 занятия) — 1500 грн.

2. Работа в группе лично с Еленой Березовской в месяц (4 занятия) — 2500 грн.

Внимание! Оплата производится сразу за первый и последний месяц обучения.


Записаться на курсы для подростков в Харькове можно ☎️050 302 24 63 ☎️096 577 09 59

РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА — ЛУЧШАЯ ИНВЕСТИЦИЯ В НАШЕ БУДУЩЕЕ!!!
ТРЕНИНГИ В ШКОЛЕ ЛИДЕРСТВА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ СТАТЬ УСПЕШНОЙ, ПРОАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ!!!

На курсе Школа Лидерства для детей и подростков в Харькове не учат быть всегда первым и вести за собой других людей. Все тренинги в Школе Лидерства направлены на развитие лидерского характера подростков, а именно развитие основных лидерских компетенций: уверенности, коммуникабельности, ответственности за свою жизнь, самоорганизации, критическому мышлению, умению работать в команде, осознанности, принятию себя со всеми своими особенностями.

Результаты обучения на курсе Школа Лидерства для подростков:

Во-первых : дети становятся более уверенными в себе, участники осознают свою уникальность особенность, грамотно анализируют свои недостатки и преимущества и умеют с этим «работать». Дети умеют анализировать свои личные ресурсы, что придаёт им уверенности в себе.

Во-вторых : подростки знают типы личности и это помогает им понимать самих себя и окружающих людей. Участники знают, как общаться с разными типами людей и эффективнее разрешают конфликтные ситуации. Подростки изучают конфликтологию, что помогает им находить общий язык с учителями и сверстниками.

В-третьих : участники умеют выступать публично, структурировано доносить информацию, управлять аудиторией и убеждать, эффективно аргументировать, вести дебаты и полемику.

В-четвёртых : осознанность подростков достигает высокого уровня, они становятся проактивными, готовыми брать ответственность за свою жизнь на себя. Дети лучше понимают себя, знают свои ценности, свои особенности. Это поможет подростку лучше ориентироваться в выборе будущей профессии.

В-пятых : подростки получают много информации по навыкам управления денежными и временными ресурсами. Такие тренинги мотивируют их, помогают ставить амбициозные цели и делать все возможное, чтобы достичь их.

МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

На шаг впереди!

(тренинговое занятие по лидерству)

А втор-составитель: Большакова С.Ю.,

Педагог-организатор

с. Панаевск, 2013

Ц ель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Задачи:

  1. Выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.
  2. Отработать навыков групповой деятельности, развивать и реализовать творческих способностей.
  3. Психологическая разгрузка ребят.

Ход мастер-класса

Перед началом мастер – класса на каждого участника одевается «ожерелье», на котором закреплены несколько цветных ленточек. После выполнения определенных заданий, каждый вешает по одной ленте на ожерелье того человека, кто по его мнению в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества. Причем количество лент такого, что по завершению мастер – класса у каждого участника на ожерелье остается хотя бы одна ленточка.

Стихи под музыку


Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – лучшими книгами.

Первыми будьте, и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника –
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
- Что же тогда окажется:
Если все будут первыми,
Кто пойдет замыкающим?

А вы трусливых не слушайте,
А вы их сдуйте, как пену.
Если вы есть – будьте лучшими!
Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте
Горечь зеленых побегов.
Примериваясь, попробуйте
Великую ношу первых!

Как самое неизбежное,
Взвалите ее на плечи.
Если вы есть – будьте первыми!
Первым трудней и легче.

Добрый день уважаемые друзья! Сегодня встречу с вами я не случайно начала с этого замечательного стихотворения «Будьте первыми». Тема нашего сегодняшнего занятия – «Лидерство».

Цель : Выявление и развитие лидерских качеств.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? (ответы детей)

Нет, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.

С чего же начать формирование лидерских качеств? Как показывает опыт, книги по лидерству приносят немного пользы. Будучи прочитанными, они вновь возвращаются на книжную полку, а жизнь течет своим чередом. И это неудивительно, поскольку лидерство, а тем более, формирование лидерских качеств - это практический навык, отрабатывать который качественно можно и нужно вместе с другими людьми.

Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов, а можно с помощью игр.

В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, которые могут влиять на настроение и отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди - лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в Вашей организации или в классе. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и весь класс и вся организация

Скажите, пожалуйста, а кто такой лидер? (Ответы детей)

Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать лидер? (Ответы детей)

Видеослайды «21 качество лидера»

  1. Характер
  2. Харизма
  3. Преданность делу
  4. Умение общаться
  5. Компетентность
  6. Мужество
  7. Проницательность
  8. Сфокусированность
  9. Щедрость
  10. Инициативность
  11. Умение слушать
  12. Страсть
  13. Позитивная установка
  14. Решение проблем
  15. Взаимоотношение
  16. Ответственность
  17. Уверенность
  18. Самодисциплина
  19. Готовность слушанию других
  20. Способность к обучению
  21. Перспективное видение

Вот такими качествами должен обладать лидер.

А теперь я попрошу всех задуматься и ответить про себя на вопросы.

Хотите быть великим лидером?

Хотите знать, хороший ли вы лидер в данный момент?

Хотите улучшать свои навыки и саморазвиваться?

Если ответы на эти вопросы «да», то вы пришли в нужное место.

Сегодня мы с вами познакомимся с играми на развитие лидерских качеств и командообразование. Это такие игры, которые с одной стороны позволяют проявить себя лидером, с другой стороны служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе.

Для начала давайте все встанем в круг и возьмёмся за руки и сделаем упражнение «Импульс», чтобы настроиться на групповую работу. (Все участники становятся)

Упражнение «Импульс». .

Инструкция: «Сейчас по моей команде мы отправим импульс любви, доброты и активность на творческую работу. Я пожимаю руку моему соседу справа, он своему соседу справа и т.д., пока этот импульс не вернется ко мне. Очень важно делать это упражнение улыбаясь, представляя, что через Вас действительно проходит импульс, делающий Вас счастливее и Вы, приумножая, посылаете его дальше.

Теперь все закрыли глаза, и мы повторим это упражнение в обратную сторону. Молодцы! А сейчас самое главное! Импульс пойдет от меня одновременно сразу в обе стороны. И на ком он сойдется – будет самым счастливым человеком, по крайней мере, на сегодняшний день».

Кто у нас сегодня самый счастливый человек? Давайте мы его «искупаем» в лучах славы (дружные аплодисменты

Прошу всех сесть на свои места . (Участники садятся по кругу, ведущий встает в центр круга).

Игры на знакомства

Очень часто лидеры принимают участие в различных семинарах и фестивалях. Там собираются ребята, с активной жизненной позицией с разных районов и городов. В первые дни для них проводят разные игры на знакомства. Важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно, направить все усилия на знакомство, сплочение детей друг с другом.

Инструкция: Сейчас у нас будет возможность лучше узнать друг друга. Предлагаю поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестра" и все, у кого есть сестра; должны поменяться местами

  1. у кого есть брат;
  2. у кого родители работают в школе;
  3. кто учиться в 7 классе;
  4. кто летом отдыхал на море;
  5. у кого одинаковый знак зодиака;
  6. у кого дома есть кошки;
  7. кто был на рождественских каникулах;
  8. кто активный член ДиМОО «МОРЖ»;
  9. Кто считает себя лидером

Используем эту игру для того, чтобы больше узнать друг о друге. Скажите, пожалуйста,

Как вы себя чувствуете?

Удалось ли вам узнать что-то новое о своих товарищах?

Вывод: Данное упражнение позволяет снять напряженность, активизирует внимание и мышление.

Игры на командную работу и сплочение коллектива

Вы, конечно же, хотите, чтобы ваша группа была дружной, сплочённой, чтобы все в ней были за одного, и один, несомненно, был за всех! В период адаптации очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому способствуют увлекательные, но довольно сложные упражнения.

«Молекула».

Прошу всех встать так, чтобы вам было удобно. После того как я скажу фразу: «Молекулы - хаос» вы начинаете двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда скажу: «Молекулы-четыре» вы должны быстро объединиться в группы по четыре.

3, 5, 7, 10.

«Дрозд»

Молодцы, а теперь встаньте в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Сейчас мы будем произносить следующие слова с соответствующими движениями: «Я – дрозд, ты – дрозд, (показывает на себя, потом на партнера) У меня нос, у тебя нос, (дотронуться до своего носа, потом до носа партнера) У меня щечки алые, у тебя щечки алые, (дотронуться до своих щек, потом до щек партнера) Мы с тобой два друга, любим мы друг друга!» (обнимаются) Затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг.

Вывод: Такие игры снимают психологические и физические барьеры. Способствуют сближению группы, ее работе как команда. При выполнении этих упражнений, необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию ее выполнения. Преодолеть страх. Иногда выйти за свои воображаемые возможности. После проведения несколько игр на сплочение, вы увидите, как ребята сплотятся, чаще будут помогать друг другу, и чаще будут появляться улыбки на их лицах.

- А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы повесили по одной ленте на ожерелье того человека, кто по вашему мнению в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества.

Игры на выявления лидера

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Для этого существуют специальные игры на выявление лидера. Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде группе.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого вам надо разделиться на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Условия игры: Сейчас вы будете выполнять задания после того, как я скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. Таким образом, вы создадите дух соревнования.

Итак, первое задание . Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Вам на это 20 секунд. Начали! Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали! Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание . Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Более никаких установок не дается, вы сами должны решить, кому кем быть и где стоять . После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.

Обсуждение:

  1. Кто на ваш взгляд был лидером?
  2. По каким критериям вы это определяли?
  3. У лидера спросить: как сам оцениваешь - был ли ты лидером? Если был, что тебе помогало? Что мешало?

Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

В колонну по росту

В два круга

В треугольник

В шеренгу по росту

В четыре колонны с одинаковым количеством участников

В шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение:

  1. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
  2. Подумайте и скажите кто из вас лидер по натуре?
  3. Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
  4. Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми?
  5. Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
  6. Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны?
  7. Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы повесили по одной ленте на ожерелье того человека, кто по вашему мнению в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества.

Развитие лидерских качеств – это сложный и долгий процесс, над которым стоит очень хорошо потрудиться. Да, бывают люди, которым это дано от рождения, будем считать, что им крупно повезло. Если вы не лидер от природы – не отчаивайтесь, это всегда можно исправить, главное упорно следовать правилам.

Я подарю вам буклетики, где написано Программа развития для тех, кто желает стать лидером, кто хочет развивать свои лидерские качества.

Программа развития

Развивайте желание «Я хочу стать лидером».

Скажите себе и другим: «Я могу стать лидером».

Отвергайте сомнения в своих лидерских способностях, объясняйте себе: «Не могу не стать лидером».

Продумайте, с чего начнёте свою деятельность в качестве лидера.

Запишите в свою тетрадь, что не будете делать никогда в качестве лидера.

Как будете удерживать престиж в качестве лидера. На кого будете опираться.

С кем будете советоваться.

Как практически будете осуществлять свою лидерскую роль.

Видеофильм «Лидерство».

А сейчас проведём рефлексию:

Упражнение “Звезда”

Участники встают в круг и передают друг другу горящую звезду и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти игры?”.

По количеству ленточек на «ожерелье» определяются те ребята, которые наиболее ярко смогли продемонстрировать свои лидерские и организаторские качества в работе с группой.

. Под музыку стихи

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине,

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере.

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело

Если не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе.

Если не можешь быть высокой горой,

Будь твёрдым камнем.

Если не можешь быть камнем,

Будь мелкой песчинкой,

Отыщи свою раковину в море

И стань самой прекрасной жемчужиной.

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!

Литература

  1. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. – М., 2009.
  2. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы