29.04.2024

Сущность основных методов системного анализа в логистике. Логистика: Системный анализ и управление логистическими системами, Реферат Планирование в логистических системах


Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход (системный анализ), принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный анализ -- это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Системный анализ - это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем. В центре методологии системного анализа находится операция количественного (качественного) сравнения альтернатив для выбора одной, подлежащей реализации. Чтобы получаемые в рамках анализа оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отображать существенные свойства альтернатив: выходной результат, эффективность, стоимость, издержки и др. Достичь этого можно, если учтены все элементы альтернативы, их взаимосвязи и даны соответствующие правильные оценки. Момент зарождения теории систем и системного анализа соотносят с серединой прошлого столетия. Тогда по мере развития кибернетики соответствующая отрасль прикладных знаний сформировалась в самостоятельный раздел. Ветви теории систем и системного анализа легко прослеживаются во многих «ведомственных кибернетиках»: биологической, медицинской, технической, экономической и, в частности, логистической.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA). Современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя.

Методология системного анализа является универсальным средством исследования и проектирования сложных систем разнообразной природы. Это относится и к логистическим системам. Поэтому очень сложно однозначно систематизировать все задачи и методы, которые используются при её использовании. Теория систем и системный анализ используют достижения многих отраслей науки и такое, образно говоря, «поглощение» непрерывно расширяется. Однако, наряду с этим, в системном анализе и теории систем имеется своё «ядро», свой особый метод - системный подход к анализу соответствующих проблем и задач. Его сущность на содержательном уровне весьма проста: все элементы анализируемой системы и все операции в ней необходимо рассматривать как одно целое, только в совокупности и с учётом имеющихся взаимосвязей.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций, прогностики. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации ЛС.

  • 1. ЛЦ с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую ЛС, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем.
  • 2. ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики.
  • 3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.
  • 4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в ЛС и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики.

Практическое применение системного анализа в исследованиях логистики предусматривает, как правило, реализацию следующих основных этапов:

построение модели в формате изучаемой системы или подсистемы логистики;

моделирование системы и нахождение наилучшего решения;

учет «внешних» условий (как говорят, «состояний природы») в формате решения;

реализация решения.

Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:

  • 1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
  • 2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
  • 3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
  • 4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

Применение системного анализа в логистике позволяет:

определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;

выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение

выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;

выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;

формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;

выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;

разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.

Основные задачи анализа логистических систем:

установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;

разработать программу развития логистической системы предприятия;

проверить эффективность взаимодействия элементов системы, выявить узкие места и устранить их;

выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;

разработать конкретные показатели функционирования логистической системы предприятия;

сформулировать цели создания логистической системы.

В системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:

Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом; существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется.

Поведение элементов системы и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому что она не живая.

Таким образом, свойства, поведение или состояние, которыми обладает система, отличаются от свойств, поведения или состояния образующих ее элементов (подсистем). Система -- это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система -- это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части.

Совокупность свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое свойство. Для любой системы характерно наличие собственной, специфической закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних лишь способов действия образующих ее элементов.

Всякая система является развивающейся системой, она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем. Понятие системы -- это способ найти простое в сложном в целях упрощения анализа.

Элементарная система, изображенная в общем виде, представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Система в общем виде

Основными частями ее являются вход, процесс, или операция, и выход.

У любой системы вход состоит из элементов, классифицируемых по их роли в процессах, протекающих в системе. Первый элемент входа тот, над которым осуществляется некоторый процесс, или операция. Этот вход есть или будет «нагрузкой» системы (сырье, материалы, энергия, информация и др.). Вторым элементом входа системы является внешняя (окружающая) среда, под которой понимается совокупность факторов и явлений, воздействующих на процессы системы и не поддающихся прямому управлению со стороны ее руководителей.

Не контролируемые системами внешние факторы обычно можно разбить на две категории: случайные, характеризуемые законами распределения, неизвестными законами или действующие без всяких законов (например, природные условия); факторы, находящиеся в распоряжении системы, являющейся внешней и активно, разумно действующей по отношению к рассматриваемой системе (например, нормативно-правовые документы, целевые установки).

Цели внешней системы могут быть известны, известны не точно, вовсе не известны.

Третий элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы, например, различные инструкции, положения, приказы, то есть задает законы ее организации и функционирования, цели, ограничительные условия и др.

Входы классифицируются также по содержанию: материальные, энергетические, информационные или любая их комбинация.

Вторая часть системы -- это операции, процессы или каналы, через которые проходят элементы входа. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы (производственные, подготовки кадров, материально-технического снабжения и др.) воздействовали по определенному закону на каждый вход, в соответствующее время для достижения желаемого выхода.

Третья часть системы -- выход, являющийся продуктом или результатом ее деятельности. Система на своем выходе должна удовлетворять ряду критериев, важнейшие из которых -- стабильность и надежность. По выходу судят о степени достижения целей, поставленных перед системой.

Различают физические и абстрактные системы. Физические системы состоят из людей, изделий, оборудования, машин и прочих реальных или искусственных объектов. Им противопоставлены абстрактные системы. В последних свойства объектов, существование которых может быть неизвестным, за исключением их существования в уме исследователя, представляют символы. Идеи, планы, гипотезы и понятия, находящиеся в поле зрения исследователя, могут быть описаны как абстрактные системы.

В зависимости от своего происхождения выделяют естественные системы (например, климат, почва) и сделанные человеком.

По степени связи с внешней средой системы классифицируют на открытые и закрытые.

Открытые системы -- это системы, которые обмениваются материально-информационными ресурсами или энергией с окружающей средой регулярным и понятным образом.

Противоположностью открытым системам являются закрытые.

Закрытые системы действуют с относительно небольшим обменом энергией или материалами с окружающей средой, например, химическая реакция, протекающая в герметически закрытом сосуде. В деловом мире закрытые системы практически отсутствуют и считается, что окружающая среда является главным фактором успехов и неудач деятельности различных организаций. Однако представителей различных школ управления первых 60 лет прошлого века, как правило, не волновали проблемы внешней среды, конкуренции и всего остального, что носит внешний для организации характер. Подход с точки зрения закрытой системы предполагал то, что следует делать, чтобы оптимизировать использование ресурсов, принимая во внимание только происходящее внутри организации.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

В качестве примера движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока.

Системный анализ не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала, должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, г. е. внутри своей структуры;

Общие положения системного анализа. Все вышеприведенные методики могут быть с успехом использованы на практике. Однако есть одно «но». Очень часто использование различных методов приводит к прямо противоположным результатам, что ведет к необходимости принятия нескольких взаимоисключающих управленческих решений. Как быть в этом достаточно распространенном случае? Здесь самым удачным решением является системный подход.

Одно из основных положений системного анализа говорит о том, что нецелесообразно рассматривать часть отдельно от целого. Это означает, что отыскание локальных или частных оптимумов бесполезно, более того - поиск локальных оптимумов даже вреден, так как не позволяет достичь конечной цели.

Еще одно правило системного анализа в логистике основано на предположении, что большинство явлений негативного характера (срывы поставок, низкое качество обслуживания, неконкурентоспо- собность продукции) являются лишь следствием (или проявлением) одной, в крайнем случае двух причин. Значит, нет смысла и необходимости бороться со следствием, нужно обнаружить причину и устранить ее. Л так как причин обычно одна-две, это значительно упрощает задачу управления.

Системный анализ позволяет выявить причинно-следственные связи, которые существуют между явлениями негативного характера. Эти явления негативного характера назовем проблемами, и будем понимать под ними все ситуации, которые характеризуются различием между необходимым (желаемым) и существующим результатом.

Системный анализ основан, с одной стороны, на четком и последовательном применении строго регламентированных логических методов и, с другой стороны, на использовании такого капризного инструмента, как интуиция. Все вместе это обычно называют здравым смыслом.

Пример 6.1. В качестве примера применения системного анализа в логистике рассмотрены проблемы отдела запасных частей компании, специализирующейся на продаже автомобилей Ford в Западно-Сибирском регионе. Описанные проблемы довольно типичны и сводятся к следующему:

  • 1. Отсутствие оперативного контроля за состоянием запасов на складе.
  • 2. Отсутствие контроля отгрузок.
  • 3. Срок доставки запасных частей имеет достаточно большую вариацию (от 5 дней до 3 недель).
  • 4. Отсутствует контроль за перемещением запасов в пути.
  • 5. Высокий уровень «мертвых» запасов (4-12 месяцев при еженедельных поставках).
  • 6. Не отработана система регулирования отношений с поставщиком.
  • 7. Программное обеспечение не соответствует реальным потребностям компании.
  • 8. Низкий уровень клиентского сервиса (отношение количества заказов, выполненных в полном объеме и в срок, к общему числу заказов).
  • 9. Не проводится исследование рынка запасных частей.
  • К). Путаница в номенклатуре запасных частей (дублирование некоторых номенклатурных позиций).
  • 11. Нет учета сезонности при планировании закупок.
  • 13. Отсутствует система приоритетов в выполнении заказов.
  • 14. Беспорядок в клиентской базе.

Исследование причинно-следственных связей между описанными проблемами позволило получить диаграмму, приведенную в приложении 4.

Анализ диаграммы позволяет выделить ключевую проблему, в нашем случае это то, что управлению материальными потоками придается второстепенное значение , и происходит все это на фоне неадекватного отношения к сервисному обслуживанию вообще и к гарантийному обслуживанию, в частности.

Легко понять позицию руководителя в данном случае, так как основная доля прибыли компании формируется из продажи автомобилей. К сервисному обслуживанию в данном случае относятся лишь как к неизбежному «приложению». Диаграмма позволяет посмотреть на сервисное обслуживание под другим углом, а именно - с позиции хорошего конкурентного преимущества. В действительности, если цель компании «делать деньги сегодня и в будущем», то низкое качество клиентского сервиса может иметь для компании неприятные последствия.

После того как выявлена ключевая проблема, нужно расставить приоритеты в действиях по устранению явлений негативного характера.

Из диаграммы видно, что повышать качество управления материальными потоками необходимо по трем направлениям:

  • 1) регулирование отношений с поставщиком;
  • 2) развитие логистической службы (повышение ее статуса в компании);
  • 3) мотивация работников, занятых работой с клиентами и обработкой заказов.

Регулирование отношений с поставщиком предполагает пересмотр договора поставки. Бывают и курьезные случаи, когда договор поставки, как таковой, отсутствует и движущей силой для всех операций являются телефонные переговоры. Естественно, в этом случае многократно увеличивается риск срыва в поставках. Договор поставки - это совместное «детище» юристов и логистов.

Развитие логистической службы компании, как правило, сводится к проектированию логистической системы. Стоит отметить определенные трудности с подбором кадров необходимой квалификации. Логистическое образование, особенно на периферии, до сих пор не развито.

Однако встречается и такая ситуация, когда отдел логистики, казалось бы, функционирует и люди в нем грамотные работают, но низкий статус начальника отдела в иерархической структуре компании не позволяет ему реально влиять на конечные показатели.

Что касается мотивационных мероприятий, то стоит еще раз отметить их несомненную важность для компании. Причем речь здесь идет не только и не столько о материальном стимулировании (с ним- то как раз все понятно), а о стимулировании моральном. Как известно, есть множество примеров самоотверженного труда людей во имя какой-либо идеи. То есть все дело в идее.

В принципе при таком подходе все остальные отмеченные проблемы устраняются сами собой. Открытым разве что остается вопрос о необходимости исследования рынка.

Как известно, исследованием рынка обычно занимаются маркетологи. Это оказалось справедливым и для изучаемой компании. Единственным препятствием на пути к исследованию рынка стал уже упомянутый беспорядок в клиентской базе, устранению которого будет способствовать мотивация работников.

Срывы сроков поставок, отсутствие контроля за перемещением товара в пути, низкий уровень цифровизации, устаревшее ПО – на самом деле, все это может оказаться следствием только одной (максимум – двух) основных причин. Задача системного анализа – как раз дойти до сути и не тратить время на решение множества негативных последствий. Как сделать такой анализ быстро?

Системный анализ в логистике – что такое система и системный подход

На бытовом уровне мы все знаем, что такое система. Это нечто упорядоченное, это несколько объектов, между которыми существуют определенные взаимосвязи. Системный анализ помогает найти эти взаимосвязи.

На основе такого понимания системы формируются и принципы системного подхода в анализе какой-либо проблемы:

  • не рассматривать часть отдельно (вне связи) от целого, и при этом продвигаться по порядку по всем этапам логистической системы,
  • основываться на предположении, что в основном проблемы — это следствие одной-двух причин (и найти нужно именно причину, а не бороться с последствиями),
  • все элементы логистической системы не должны противоречить друг другу и работать «в согласии»,
  • и наконец, цели отельных элементов логистической системы должны совпадать с целями всей системы целом.

Системный анализ в логистике – этапы анализа

При анализе в логистике главной проблемой становиться – как сделать сложное простым, как объемную проблему разбить на несколько небольших задач. И в результате – изучать и анализировать, а в итоге – решать, именно эти небольшие задачи (не забыва, что каждая из задач всего лишь часть целого – искать общие проблемы, общие причины и общие методы решения).

В результате, как и любой другой анализ, системный анализ в логистике – это несколько этапов:

  • разделяем общую логистическую проблему на задачи,
  • собираем данные,
  • обрабатываем данные, исследуем, ищем подходящие методы работы с данными, методы решения поставленных задач,
  • совмещаем полученные решения так, чтобы в итоге получить решения для общей (изначальной проблемы),
  • визуализация полученных решений (для презентации полученных выводов руководству и коллегам).

Системный анализ в логистике – сложности решения

С какими сложностями сталкиваемся при системном анализе?

  • Непонятно, как разделить глобальную проблему на подзадачи (с этим поможет четкая систематизация всех логистических процессов в компании – вплоть да каждого мелкого рутинного шага. Проделав такую работу однажды, вы будете часто использовать эти знания в дальнейшем).
  • Сбор данных для анализа – часто данные, которые так или иначе связаны с логистикой, хранятся в разных отделах – у продажников, у маркетинга, частично – в базе данных у IT-шников. В итоге – собрать нужную информацию становится целой проблемой – то нужного человека нет на месте, то у программиста очередь на задачи и приходится ждать.
  • После получения данные необходимо обработать, подготовить к анализу – привести к единой форме все цифры, сокращения и т.д. И это все приходится делать вручную.
  • Во время самого анализа мы применяем формулы и производим все расчеты практически вручную (да, Excel умеет считать, но формулу для него каждый раз пишет человек).
  • И наконец, каждый раз необходимо представить полученные выводы в красивой и понятной форме, а не в виде табличной «простыни» с цифрами. Но как всегда, не хватает знаний или времени.

Вывод: 80% всего выше перечисленного – это рутинная работа, от которой нужно избавляться. В современном мире эту работу должны выполнять машины (программы).
Пример отчета: доступность товара на складах (сделано в )

Системный анализ в логистике – инструменты и сервисы для работы

Каким образом действуют крупные компании? Неужели тоже проводят свои анализы в Excel?

  • Конечно, Excel – это наиболее популярный и самый доступный инструмент для проведения анализа. Но множество операций приходится выполнять вручную. А значит, время на выполнение анализа или отчета растягивается.
  • Многие компании внедряют сложные учетные системы – с широким функционалом и возможностями визуалиации данных. Но – на внедрение таких программ нужно время, а на обслуживание – бюджет (на зарплату специалистов, которые будут делать для вас отчеты).
  • На международном рынке среди небольших и крупных компаний набирают популярность решения для самостоятельной аналитики (типа

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

Физико-Технологический институт Торговое дело

Доклад по дисциплине «Логистика»

«Логистика и общая теории систем».

Выполнила:

Студентка ФТИ – 27

Домме Валерия

Проверил:

Родина Е.А.

Калуга, 2015

Введение.

Термин «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания».

Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участки логистического процесса. Об этом мы уже говорили. Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системная терминология основана на Общей теории систем, которая является основополагающей научной теорией в настоящее время и без которой не обходится не один научный анализ или исследование технических, либо экономических объектов. Эта теория называется общей, так как ее методология применима к любым объектам и явлениям окружающего мира, в том числе для анализа устройства и работы коммерческих предприятий в различных областях экономики.

Логистические системы.

Понятие логистических систем является одним из базовых понятий логистики.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация систем

Признак классификации

Вид систем

Сложность

Простая, сложная, большая

Изменение во времени

Статическая, динамическая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и делимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.

2. Интегративные качества – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

3. Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.

4. Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. логистическая система, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой

Цель логистических систем – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. Различают следующие виды микрологистических систем:

· внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами, оптимизация работы технологического транспорта);

· внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла.;

· интегрированные логистические системы включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макрологистическая система – крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистических систем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:

· по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

· по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

Методология принятия логистических решений. Системный анализ.

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций, прогностики. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации логистических систем.

1. Логистическая система с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую логистическую систему, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем.

2. Логистические системы являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики.

3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.

4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в логистических системах и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики.

Системный анализ – это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.

Основными задачами системного анализа являются:

· задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;

· задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;

· задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель

системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.

Основные функции системного анализа в рамках описанных трех основных задач представлены в табл.2.

Таблица 2.

Основные задачи и функции системного анализа

Структура системного анализа

Декомпозиция

Определение и декомпозиция общей цели, основной функции

Функционально-структурный анализ

Разработка модели системы

Выделение системы из среды

Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов)

Структурный синтез

Описание воздействующих факторов

Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)

Параметрический синтез

Описание тенденций развития, неопределенностей

Анализ аналогов

Оценивание системы

Описание как «черного ящика»

Анализ эффективности

Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция

Формирование требований к создаваемой системе

Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:

1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;

2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;

3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;

4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

· принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макро уровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, т.е. внутри своей структуры;

· принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

· принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Применение системного анализа в логистике позволяет:

· определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы логистической системы, определить структуру логистической системы;

· выявить внутренние свойства логистической системы, определяющие ее поведение;

· выделить и классифицировать связи между элементами логистической системы;

· выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;

· формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;

· выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования логистической системы и отдельных ее элементов;

· разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.

Общая теория систем в логистике.

Первый вариант общей теории систем был выдвинут Людвигом фон Берталанфи. Его основная идея состояла в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов.

Общая теория систем – научная дисциплина, разрабатывающая методологические принципы исследования систем. Главная особенность общей теории систем в подходе к объектам исследования как к системам.

Она исходит из того, что любой объект технический, экономический, социальный, биологический и т.д. можно анализировать и создавать как систему, т.е. как комплекс взаимосвязанных элементов, действующий для достижения единой цели. Таким образом, система – это совокупность некоторых составных частей (или элементов), имеющих определенные характеристики и даже свои локальные цели, но соединенных вместе некоторой структурой и действующих для достижения единой цели и в связи с этим образующих нечто целое, упорядоченное и организованное.

При этом общая теория систем предполагает анализировать и создавать технические и экономические системы по аналогии с биологическими системами, т.е. живыми существами. Это и есть основные моменты методологического подхода к анализу и созданию технических или экономических предприятий на основе принципов Общей теории систем. Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

Предметом исследований в рамках этой теории является изучение:

    различных классов, видов и типов систем;

    основных принципов и закономерностей поведения систем (например, принцип узкого места);

    процессов функционирования и развития систем (например, равновесие, эволюция, адаптация, сверхмедленные процессы, переходные процессы).

В границах теории систем характеристики любого сложно организованного целого рассматриваются сквозь призму четырёх фундаментальных определяющих факторов:

    устройство системы;

    её состав (подсистемы, элементы);

    текущее глобальное состояние системной обусловленности;

    среда, в границах которой развёртываются все её организующие процессы.

В исключительных случаях, кроме того, помимо исследования названных факторов (строение, состав, состояние, среда), допустимы широкомасштабные исследования организации элементов нижних структурно-иерархических уровней, то есть инфраструктуры системы.

Заключение.

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Для общей теории систем объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

Список литературы.

    http://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/rodionov/00.html

    http://grachev62.narod.ru/bertalanffy/bertalanffy_1.html

    http://bourabai.ru/dm/system.htm

    http://serg.fedosin.ru/ts.htm

    http://www.aup.ru/books/m95/5_1.htm

    http://transportnaya-logistika.ru/logisticheskie-sistemy/obshhaya-teoriya-sistem.html

    http://www.intuit.ru/studies/courses/1087/244/lecture/6274%3Fpage%3D1

    http://www.apmath.spbu.ru/ru/staff/morozov/lection3.pdf

    http://wl-center.ru/alesinskaya/index.htm

    http://www.up-pro.ru/encyclopedia/logistika-na-predpriyatii.html

    http://www.grandars.ru/college/logistika/sluzhba-logistiki.html

    http://www.aup.ru/books/m95/9_1.htm

Проведение системного анализа строится на использовании определенного инструментария. Основу данного инструментария составляют методы системного анализа.

Метод представляет собой путь познания, который опирается на определенную совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). При проведении системного анализа могут использоваться следующие методы:

  • 1) методы типа мозговой атаки. Главное предназначение данных методов состоит в поиске новых идей, их широком обсуждении, конструктивной критике;
  • 2) метод сценариев. Представляет собой средство первичного упорядочения выявленной проблемы в области обслуживания потребителя, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой логистической проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы;
  • 3) методы экспертных оценок. Данные методы основаны на различных формах экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором по выбранным критериям наиболее предпочтительного варианта;
  • 4) методы типа «Дельфи». Основой данного метода является мозговая атака. Цели данного метода - обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа анализа и учет этих результатов при оценке значимости экспертами;
  • 5) методы типа дерева целей. Дерево целей является связным графом, вершины которого рассматриваются как цели логистической системы, а ребра или дуги - как связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели исследуемой логистической системы в целом и дать предложения по поводу включения в нее неучтенных связей;
  • 6) морфологические методы. Главная идея морфологического подхода состоит в систематическом нахождении всех возможных вариантов решения логистической проблемы с помощью комбинирования выделенных элементов или их признаков;
  • 7) матричные формы представления и анализа данных. Они не являются специфическим инструментом анализа исследуемых логистических систем, но широко применяются на разных этапах анализа логистической системы в качестве вспомогательного средства;
  • 8) программно--целевой метод. Представляет собой разработку и выполнение перспективных задач, ориентированных на достижение определенной цели независимо от установленных рамок. Он предполагает последовательную реализацию комплекса технических, организационных и экономических мероприятий;
  • 9) метод анализа систем. Данный метод используется для оценки альтернативных курсов действий при распределении ресурсов в соответствии с целями логистических подсистем. Если цели установлены, для решения определенных задач предлагаются различные программы. В процессе анализа проводится оценка альтернативных планов.

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы