03.05.2020

Образец оформления положения о суотг. Образец приказа о внедрении суот: как должен выглядеть


Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ, не путать с СОУТ — специальной оценкой условий труда) — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя, а также процедуры по достижению этих целей. СУОТ представляет собой совокупность действий и документов, которые охватывают все вопросы безопасного производства работ на предприятии, в том числе должностные и функциональные обязанности всех сотрудников, руководителей и специалистов.

Зачем это нужно

СУОТ — не просто бюрократическая система, охрана труда — это способ реального сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать ;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать эффективную систему менеджмента.

Как построить систему

Каждый работодатель обязан внедрить СУОТ и поддерживать ее функционирование. , в котором представлен образец положения о системе управления охраной труда.

Скачать положение о системе управления охраной труда

Такое типовое положение о системе управления охраной труда дает работодателям общее представление о структуре и основных положениях о СУОТ. Уже используя действующие нормативные документы, утвержденные стандарты безопасности в сфере ОТ, утвержденный чиновниками образец положения о СУОТ в организации (2019) и существующие реалии конкретного производства, работодатели разрабатывают собственный полноценный документ. Это можно сделать самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов.

Положение по СУОТ для бюджетного учреждения или коммерческого предприятия должно получиться объемным, поскольку в него обязательно включают следующие пункты:

  • политика и цели в области ОТ;
  • обеспечение функционирования СУОТ и распределение обязанностей между должностными лицами;
  • описание процедур, направленных на достижение поставленных целей, включая подготовку и информирование работников, обеспечение их СИЗ, проведение медосмотров и спецоценки условий труда, управление профессиональными рисками;
  • контроль за выполнением процедур и функционированием СУОТ в целом;
  • мероприятия по улучшению функционирования СУОТ (соответствующий план регулярно обновляется, поэтому его проще не включать в положение о системе управления охраной труда (2019), а делать в виде приложения);
  • способы реагирования на аварии, несчастные случаи и выявленные профессиональные заболевания;
  • порядок управления документами СУОТ.

Чтобы разработанный документ вступил в силу, руководитель издает приказ об утверждении положения о системе управления охраной, в котором назначает лиц, ответственных за его выполнение.

Что систематизируем

Управление охраной труда, как и любой управленческий процесс, предусматривает постановку целей и задач, определение обязанностей участников — от руководителя до рядового работника, определение инструментов для достижения поставленных целей, установление систем отчетности, ответственности и документооборота, а также корректировку поставленных целей. В положении о СУОТ необходимо определить задачи и обязанности практически всех работников во взаимосвязи с их функциональными обязанностями.

Например, в обязанности главного бухгалтера и финансиста включить планирование и учет расходов на соответствующие мероприятия. Службе по работе с персоналом необходимо направлять работников на , участвовать в разработке на прохождение , принимать кадровые решения при выявлении противопоказаний по результатам данных медосмотров, организовывать обучение и повышение квалификации сотрудников по охране труда. Юридической службе — участвовать в работе с жалобами по вопросам промышленной безопасности, разработке договоров с учетом требований законодательства. Таким образом и формируется единая система охраны труда. Ключевым элементом системы является служба охраны труда, которая координирует деятельность всей организации в этих вопросах, осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, оказывает методическую помощь сотрудникам.

Есть ли плюсы для работодателя

Наличие положения о системе управления ОТ не только спасет от штрафов, но и позволит выявить слабые места и оптимизировать затраты, как материальные, так и временные. Поэтому, в конечном итоге, грамотно выстроенная и отлаженная СУОТ необходима для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий на производстве и уменьшения связанных с этим затрат предприятия.

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ - что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец "СУОТ на предприятии"

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу : Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации ?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Директор

ООО «Рога и копыта»

_____________И.Б. Копытов

«____»_____________200__ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОХРАНОЙ ТРУДА

В ООО «Рога и копыта»

г. Москва

20__г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение является нормативным документом, который определяет организацию и порядок функционирования системы управления охраной труда в ООО «Рога и копыта». Положение устанавливает права, ответственность, функции работников ООО «Рога и копыта» по охране труда.

1.1. Положение разработано на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в той части, которая регламентирует:

Обязанности руководителей по обеспечению охраны труда на рабочих местах;

Функции, задачи и содержание работ в области охраны труда на всех уровнях управления производством;

Порядок учета и отчетности в вопросах обеспечения охраны труда;

Формы учета и государственной статистической отчетности в данной сфере деятельности.

1.2. Настоящее Положение распространяется на ООО «Рога и копыта» .

1.3. Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования системы управления охраной труда в ООО «Рога и копыта» составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный Закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ (принят Государственной Думой 18.11.94 г.);

Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (принят Государственной Думой 12 марта 1999 г.);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Государственные стандарты системы ССБТ;

ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации»;

Международный стандарт OHSAS 18001-99 «Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности»;

Нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МЧС России, других министерств и ведомств;

Локальные нормативные документы ООО «Рога и копыта» .

1.4. Целью работы в области охраны труда является:

Обеспечение охраны труда в ООО «Рога и копыта» в соответствии с требованиями федерального законодательства;

Охрана здоровья и безопасность персонала учреждения ;

Достижение уровня охраны труда, соответствующего современному состоянию науки, техники и общества;

Определение основных задач при разработке и реализации Программ улучшения условий труда и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

1.5. Организация работы по охране труда в ООО «Рога и копыта» строится на обязанности руководителей и работников соблюдать и выполнять действующее законодательство, требования локальных нормативно-правовых актов ООО «Рога и копыта» .

2. Организация функционирования «Положения об организации работы по охране труда в ООО «Рога и копыта»»

2.1. Общее руководство и управление организацией работы по обеспечению охраны труда в ООО «Рога и копыта» осуществляется главным врачом.

2.2. Организация работы по обеспечению охраны труда в ООО «Рога и копыта» и контроль ее состояния осуществляется службой охраны труда в лице инженера по охране труда.

2.3. Функции руководителей и специалистов ООО «Рога и копыта» в области охраны труда устанавливаются настоящим Положением.

2.4. Конкретные обязанности руководителей и специалистов в области охраны труда должны быть отражены в их должностных инструкциях с учетом структуры учреждения, согласованных со службой охраны труда и утвержденных главным врачом.

3. Функции и задачи в системе обеспечения охраны труда

Основными функциями системы обеспечения охраны труда:

Организация и координация работ по охране труда;

Обеспечение пожарной безопасности производственного оборудования, технологических процессов, зданий, сооружений;

Обучение работающих безопасным приемам и методам труда;

Организация деятельности по предупреждению аварийных ситуаций природного и техногенного характера;

Разработка плана работ по охране труда;

Контроль за состоянием условий и охраны труда;

Информационное обеспечение охраны труда;

Учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда;

3.1. Для организации и координации работ в области охраны труда в учреждении необходимо:

Создание службы охраны труда по действующим нормативам;

Определение обязанностей и порядка взаимодействия лиц и служб, участвующих в обеспечении охраны труда;

Принятие и реализация управленческих решений (приказы, распоряжения, указания и др.).

3.2. Обеспечение охраны труда достигается приведением технологических процессов, эксплуатируемого оборудования, зданий и сооружений в соответствие с требованиями:

ФЗ «О пожарной безопасности»;

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Государственных стандартов безопасности труда по видам технологических процессов, работ, оборудования;

Строительных норм и правил обеспечения безопасности зданий и сооружений;

3.3. Обучение работающих безопасности труда проводится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003 г.;

ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;

Инструкции по охране труда ООО «Рога и копыта» .

Создание экономических механизмов обеспечения безопасности предусматривает:

Обеспечение экономической заинтересованности всех работающих в создании здоровых и безопасных условий труда;

Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Имущественное страхование.

3.4. Разработка плана работ по охране труда предусматривает планирование работ на очередной период по улучшению условий труда, снижение травматизма и заболеваемости.

3.5. Контроль за состоянием условий и охраны труда на всех уровнях управления производством должен осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда.

3.6. Информационное обеспечение охраны труда предусматривает:

Учет (регистрацию) информации по мере ее возникновения (авария, несчастный случай, проведенная проверка, выданное предписание);

Анализ состояния условий и охраны труда, пожарной безопасности;

Передачу сообщений (уведомлений);

Обработку, хранение информации, составление статистических отчетов, направление их в контролирующие органы.

3.7. Учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда предусматривает:

Организацию учета и анализа показателей состояния охраны труда;

Определение критериев оценки состояния охраны труда.

4. Функции подразделений и персонала в рамках Положения об организации работы по охране труда в ООО «Рога и копыта»

Функции руководящего состава и специалистов устанавливаются настоящим Положением, разработанным в рамках системы управления охраной труда в ООО «Рога и копыта» .

Согласно Приказа № 126 от 29.04.1997 г. «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации».

4.1. Главный врач, его заместитель в пределах своих полномочий, обязан обеспечить:

Безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приборов, безопасную организацию работ в структурных подразделениях (возглавляя комиссию второй ступени (уровня) контроля, не реже 1 раза в месяц проверяет организацию работы по обеспечению охраны труда на рабочих местах), а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

Соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

Организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;

Режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

Выдачу работающим бесплатной специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, санитарной одежды, смывающих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания в соответствии с установленными нормами;

Эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников;

Организацию проведения расследования несчастных случаев на производстве;

Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

Обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и льготах;

Беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в учреждении и соблюдения законодательства о труде, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;

Необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

Предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в учреждении, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;

Обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.2. Обязанности руководителя структурного подразделения (отдела) по охране труда.

Начальники отделов _______ обязаны:

Обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте вверенного ему подразделения, в соответствии с нормами и правилами охраны труда;

Разработать и согласовать в установленном порядке инструкции по охране труда для работников вверенного ему структурного подразделения;

Проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте в порядке, предусмотренном разделом 7 Государственного стандарта "Организация обучения безопасности труда" ССБТ ГОСТ 12.0.004-90;

Контролировать соблюдение подчиненными работниками правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, правильность применения подчиненного персонала спецодежды, защитных и предохранительных приспособлений в соответствии с установленными нормами, выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

Организовать безопасное хранение, транспортировку и использование радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных, огнеопасных веществ и материалов;

Обеспечить подчиненных работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой, средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком и лечебно-профилактическим питанием, согласно установленным нормам;

Знать порядок расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, обеспечивать своевременное оказание первой медицинской помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях;

Не допускать выполнение работ на неисправном оборудовании и не допускать к работе лиц, не прошедших соответствующего обучения и инструктажа по охране труда, а также не прошедших медицинских освидетельствований, требуемых установленными правилами;

Отстранять от работы лиц, нарушающих правила, нормы, инструкции по охране труда и производственной санитарии;

Останавливать работу неисправного оборудования (приборов, аппаратов), которые угрожают жизни и здоровью работников, с извещением об этом руководителя учреждения.

Организовать своевременное и качественное обучение и проверку знаний по охране труда.

Немедленно устранять обнаруженные нарушения требований безопасности. О нарушениях, которые не могут быть устранены силами работающих отдела и т.п., руководители подразделений обязаны докладывать главному врачу.

4.4. Инженер по охране труда.

4.4.1. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

4.4.2. Оказание помощи в организации проведения замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

4.4.3. Информирование работников от лица администрации о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.

4.4.4. Проведение совместно с представителями соответствующих государственных органов надзора и контроля и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов проверок (обследований) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, медицинской техники, аппаратов и приборов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих.

4.4.5 Разработка совместно с руководителями учреждений (структурных подразделений) и другими службами учреждений мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

4.4.6. Составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

4.4.7. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.

4.4.8. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

4.4.9. Методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.

4.4.10. Участие в работе комиссий по проверке знаний у руководителей, специалистов и работников учреждений.

4.4.11. Организация обеспечения структурных подразделений правилами, нормами, плакатами по охране труда, а также оказание методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.

4.4.12. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

4.4.13. Осуществление контроля за:

Соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

Правильным применением средств индивидуальной защиты;

Соблюдением Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;

Выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора (соглашения по охране труда), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

Наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда; правильным ведением документации по данным вопросам.

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

4.4.14. Участие в проведении расследования причин несчастных случаев на производстве в составе комиссии, утверждаемой приказом по учреждению.

4.4.15. Доведение до работников учреждения сведений о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.4.16. Организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.

4.4.17. Руководство работой кабинета по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда в учреждении.

4.4.18. Участвует в работе комиссии при проведении второго уровня (ступени) по охране труда, документально регистрирует результаты ее работы.

4.3. Обязанности работника по вопросам охраны труда.

Работник обязан:

Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

Правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровья людей.

5. Контроль за состоянием охраны труда

5.1. Контроль по вопросам охраны труда в ООО «Рога и копыта» осуществляется в соответствии с приведенным ниже порядком.

5.2. Постоянный контроль за состоянием охраны труда на рабочих местах является одним из средств по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, отравлений, и осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований правил и норм охраны труда с принятием необходимых мер по их устранению.

5.3. Основной принцип контроля за состоянием охраны труда - это проведение регулярных проверок, проводимые руководителями разных уровней управления производством по определенной схеме, включающей:

двухступенчатый контроль;

оперативный контроль;

целевые проверки;

внеплановые проверки;

комплексные проверки.

5.4. Контроль за состоянием охраны труда осуществляется:

I уровень контроля - руководитель подразделения (отдела);

II уровня контроля - главный врач, зам. главного врача, инженер по охране труда, уполномоченный по охране труда.

5.5. Оперативный контроль проводится ежедневно руководителем отдела.

5.6. Целевые проверки проводятся главным врачом и инженером по охране труда с участием уполномоченного по охране труда от трудового коллектива. Проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком, 1 раз в месяц. Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

5.7. Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых и комплексных проверок. Результаты внеплановых проверок оформляются при необходимости соответствующими актами.

В случае выявления грубых нарушений службой охраны труда готовится приказ главного врача о результатах проведенной проверки с определением степени вины нарушителей и разработкой мероприятий по выявленным замечаниям, определением ответственных за выполнение выявленных недостатков в установленные сроки.

5.8. При всех других посещениях отделов руководители и специалисты учреждения также обязаны обращать внимание на ведение работ в соответствии с требованиями правил и норм по безопасности труда.

5.9. По результатам проведенной работы по контролю охраны труда инженером по охране труда 1 раз в квартал оформляется и представляется главному врачу справка о состоянии охраны труда в учреждении.

5.10. Все виды проверок и обследований должны проводиться с одновременным оказанием практической помощи в организации работ по созданию безопасных условий труда.

5.11. Не реже одного раза в полгода проводится совещание по охране труда у главного врача учреждения, где подводятся итоги, и дается оценка проведенной работе по охране труда в учреждении.

5.12. В конце года проводится общее собрание трудового коллектива по результатам работы за год, где подводятся итоги, дается оценка проведенной работе по охране труда, информируются работники об условиях и охране труда на рабочих местах.

6. Обучение работающих требованиям охраны труда

6.1. Допуск работников к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на все виды работ производится на основании результатов предварительных (и периодических) медицинских осмотров при наличии у работника медицинского заключения о пригодности к проведению указанных работ.

6.2. Все работающие должны при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности проходить обучение и инструктаж по охране труда, безопасным методам и приемам труда, порядок и виды которого определены соответствующими государственными нормативными документами.

6.3. Проведение инструктажей также регистрируются в журналах регистрации инструктажей установленной формы.

6.4. Рабочие не реже одного раза в год проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований безопасности и охраны труда в комиссии, назначенной приказом главного врача учреждения. Результаты проверки знаний оформляются протоколом установленной формы и заносятся в удостоверения установленного образца.

6.5. В учреждении разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда профессиям и видам работ.

6.6. Руководители и специалисты учреждени не реже одного раза в три года проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда,.

6.7. К обслуживанию сосудов, работающих под давлением, электроустановок и других машин и установок повышенной опасности, предусмотренных специальными правилами, допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие удостоверения на право обслуживания и ведения соответствующих работ.

6.8. К выполнению работ повышенной опасности допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж перед началом работы согласно Положения о порядке производства работ повышенной опасности.

6.9. Лица, допустившие нарушения требований правил и инструкций по охране труда при обслуживании объектов повышенной опасности, могут отстраняться от выполняемой работы до прохождения повторной проверки знаний.

7. Пропаганда вопросов охраны труда

7.1. Для улучшения условий и повышения безопасности труда должна регулярно проводиться пропаганда вопросов охраны труда с использованием форм и средств информации:

Чтение лекций, проведение бесед, демонстрация видеофильмов, выступления по радиовещанию, выпуск листов экспресс-информации и т. п.;

Внедрение передового опыта предприятий и коллективов, добившихся высоких показателей в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

Проработка информационных материалов о происшедших несчастных случаях в учреждении;

Разработка, издание инструкций и памяток по охране труда, обеспечение ими рабочих мест;

Обеспечение отделов плакатами по безопасности труда;

Оформление и организация работы уголка охраны труда.

7.2. В учреждении должна быть обеспечена широкая гласность оценки работы по охране труда.

Приложение 4

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДВУХСТУПЕНЧАТОМ КОНТРОЛЕ

ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА

1. В ООО «Рога и копыта» применяется метод двухступенчатого контроля по охране труда:

первая ступень контроля - на рабочих местах силами руководителей подразделений;

вторая ступень контроля - силами руководителей и специалистов учреждения.

2. Двухступенчатый контроль является основной формой ежесменного и ежемесячного оперативного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах и в учреждении в целом, проводимого администрацией учреждения.

3. Целью двухступенчатого контроля является проверка соответствия требованиям безопасности и охраны труда производственных процессов, оборудования, рабочих мест и выполнения административно-техническим персоналом учреждения своих обязанностей по созданию работающим здоровых и безопасных условий труда.

1. Первая ступень контроля

1.1 Первая ступень контроля проводится до начала или в начале работ и осуществляется в течение всего рабочего дня руководителем подразделения и имеет целью выявление и устранение всех нарушений требований правил, инструкций по охране труда и безопасному ведению работ.

1.2 На первой ступени контроля проверяется:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние, безопасная организация рабочих мест (наличие и расположение необходимого инструмента, приспособлений, материалов, заготовок, готовой продукции и др.);

Состояние проходов, переходов, проездов;

Исправность и безопасность основного и вспомогательного технологического оборудования, транспортных средств и других средств механизации;

Исправность электрооборудования и соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Наличие и исправность ограждений, защитных и блокировочных устройств, заземления электроустановок, знаков безопасности и предупредительных надписей и плакатов;

Исправность и эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Освещенность рабочих мест, проходов, переходов и проездов;

Наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

Наличие и комплектность средств пожаротушения;

Наличие у работающих удостоверений на право работы и нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью.

1.3 Устранение выявленных нарушений должно производиться немедленно под контролем руководителя подразделения. При невозможности устранения нарушений силами работающих отдела руководитель подразделения докладывает об этом главному врачу учреждения для принятия соответствующих мер.

При обнаружении нарушений требований охраны труда, опасных для жизни или здоровья работающих или в результате которых может произойти авария, работа приостанавливается до устранения этих нарушений. В необходимых случаях из опасной зоны или участка должны быть выведены работающие.

2. Вторая ступень контроля

2.1 Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой главным врачом, 1 раз в месяц по графику, разрабатываемому инженером по охране труда. В состав комиссии включаются руководители и специалисты учреждения. По результатам проверки оформляется акт-предписание.

2.2 На второй ступени контроля проверяется:

Организация и эффективность контроля первой ступени;

Выполнение мероприятий ранее предписанных второй ступенью контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководства предприятия;

Выполнение предписаний контролирующих органов;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

Исправность и соответствие основного и вспомогательного производственного оборудования, транспортных средств, средств механизации и технологических процессов требованиям правил безопасности, стандартов ССБТ и другим нормативно-техническим документам по охране труда;

Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, требований безопасности, содержащихся в технологических и ремонтно-эксплуатационных документах;

Наличие и правильность оформления нарядов-допусков на работы в условиях повышенной опасности, соблюдение их требований при производстве работ;

Наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальной окраски и знаков безопасности;

Наличие и состояние ограждений, блокировок, защитных и сигнальных устройств, средств автоматизации и контрольно-измерительных приборов;

Состояние освещения и качество воздуха рабочей зоны;

Соблюдение правил безопасности при работе с вредными, пожаро- и взрывоопасными веществами и материалами;

Своевременность и качество проведения обучения и инструктажа работающих и безопасности труда;

Наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

Обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

Наличие противопожарных средств и состояние противопожарной защиты;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха.

2.3 В случае выявления грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, комиссия приостанавливает работу до устранения этих нарушений.

2.4 Результаты проверки оформляются актом-предписанием, экземпляр которого хранится у руководителя отдела. При этом комиссия предлагает к исполнению мероприятия, исполнителей и сроки исполнения которых должны быть предварительно согласованы с руководителем отдела.

При невозможности выполнения мероприятий своими силами руководитель отдела по окончании работы комиссии обязан доложить об этом руководству учреждения для принятия соответствующих мер.

2.5 Руководитель отдела должен обеспечить организацию и контроль за выполнением мероприятий по устранению нарушений охраны труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.

2.6 Ежемесячно руководитель отдела проводит собрание по охране труда с подчиненным персоналом, где информирует коллектив о состоянии охраны труда и о ходе выполнения мероприятий, намеченных комиссиями второй ступени контроля.

2.7 Один раз в полгода руководитель отдела отчитывается перед руководством учреждения о состоянии охраны труда на рабочих местах.

Положение о системе управления охраной труда готовится и внедряется работодателем в обязательном порядке. Несмотря на то что четких указаний о последовательности его составления и форме нет, существуют типовые рекомендации, которых желательно придерживаться при формировании такого документа.

Какие задачи решаются локальным актом о системе управления охраной труда в организации

Все работодатели на основании ГОСТ Р 12.0.007-2009 должны иметь в наличии утвержденный руководителем локальный акт в виде положения о системе управления охраной труда. Отсутствие каких-либо послаблений в части использования этого положения подтверждается содержанием ст. 22 ТК РФ.

Описываемый локальный акт является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации, регламентируемой положениями стандарта ГОСТ Р 12.0.007-2009. Российским законодательством предписывается обеспечить беспрепятственное ознакомление с положением всех работников хозяйствующего субъекта.

ВАЖНО! Факт ознакомления с любым локальным актом, как правило, подтверждается личной подписью ознакомившихся работников.

Чем регулируется содержание, перечень и состав разделов положения на предприятии

Несмотря на прямое законодательное требование для всех работодателей иметь в наличии указанное положение, его форма, перечень информации, минимальный объем на законодательном уровне нигде не утверждены. Это обстоятельство вызывает немалые затруднения при оформлении положения у большинства хозсубъектов. При этом каждому из них приходится выходить из ситуации исключительно собственными силами.

Полномочия в части введения в действие типового бланка положения согласно ст. 209 ТК РФ предоставлены федеральным правительственным органам. При этом их решение должно в обязательном порядке согласовываться с учреждениями, которые осуществляют надзор за социальной политикой, состоянием отношений в области труда. Несмотря на указанные возможности, законодательно утвержденной рабочей формы обозначенного положения на текущий момент нет. Однако существует проект этого документа, доступный для ознакомления всем желающим и рассматриваемый госучреждениями в качестве перспективного варианта.

Таким образом, итогом работы уполномоченных федеральных органов стало появление на свет возможного образца документа, который вобрал в себя содержание всех имеющихся стандартов в области управления охраной труда на предприятии, сформировавшихся как в РФ, так и за границей. Что же представляет собой типовое положение? Об этом - далее.

Содержание типового положения

В проекте типового положения изложены следующие моменты:

  • перечень разделов, которые обязательно должны входить в состав положения и последовательность их изложения;
  • указание на задачи, которые преследуются в области охраны труда;
  • отражение механизмов, методик и алгоритмов, посредством которых будет реализовываться процесс охраны труда;
  • порядок организации обучения персонала в сфере обеспечения безопасной работы, периодичность его осуществления;
  • процедуры организации документооборота по охране труда.

В результате анализа получившегося проекта на совещании трехсторонней комиссии, которое прошло в начале 2016 года, было решено переработать документ в связи с имеющимися в нем огрехами. Поскольку окончательная версия так и не была принята, хозсубъектам придется разрабатывать образцы и инструкции к ним самостоятельно. В целях решения данной проблемы требуется более детальное рассмотрение имеющихся в законодательной базе указаний на этот счет.

Сложные вопросы при разработке внутренней документации по охране труда

Ответственными за создание описываемого локального акта назначаются сотрудники, в обязанности которым это вменено внутренними распоряжениями, должностными инструкциями. Опираясь на содержание пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007, можно заключить, что наиболее значимыми моментами с точки зрения составления положения будут:

  • масштаб деятельности;
  • технология и объем производства;
  • направления бизнеса, на которые распространяются интересы экономического субъекта;
  • понятность и доступность положения для восприятия рядового работника;
  • необходимость регулярной оценки и совершенствования документа.

То есть создаваемый документ не должен носить статичный, неизменный характер и регулярно подвергаться изменениям в связи с появлением новых требований, расширением интересов хозсубъекта и изданием дополнительных правительственных актов.

Типовой перечень разделов положения

Формируемое положение у экономического субъекта может состоять из следующих частей:

  • титульная часть;
  • общие положения;
  • функции по охране труда, выполняемые всеми работниками;
  • структура подразделений хозсубъекта, связанных с обеспечением охраны труда;
  • порядок прохождения обучения по охране труда;
  • процедура оценки и совершенствования существующих процессов в сфере безопасности труда;
  • алгоритм действий сотрудников при наступлении чрезвычайных ситуаций;
  • ответственность сотрудников при несоблюдении регламентов по охране труда;
  • дополнительные документы, служащие приложением к положению.

А в следующих разделах более детально рассмотрим каждую часть положения.

Титульная часть

Состав реквизитов этого раздела схож для большинства внутрифирменных актов и должен содержать следующую информацию:

  • виза гендиректора об утверждении документа;
  • название компании, информация о ее руководителе;
  • название внедряемого документа;
  • ссылки на законодательную базу, послужившую основой для формирования положения;
  • дата составления и место утверждения акта.

Описание общих положений

Примерный список вопросов, затрагиваемых в указанном разделе, может выглядеть следующим образом:

  • какие задачи предполагается решить при помощи документа;
  • какие направления работы регламентируются положением;
  • какие нормы, указанные в документе, должны соблюдаться всеми сотрудниками без исключения;
  • почему документ объявлен в качестве основополагающего в части регламентации процедур оценки, обучения и развития персонала в области охраны труда;
  • на основе указаний, информации каких законодательных положений строится документ и обеспечивается его применение;
  • каковы периоды пересмотра документа в организации.

Функции сотрудника в целях исполнения положения по охране труда

Название этого раздела полностью соответствует его содержанию, поскольку в него включаются наименования должностей работников, которые обязаны:

  • проводить мониторинг и оценку имеющейся системы управления охраной труда;
  • определять уровень соответствия текущих локальных актов требованиям законов, подзаконных актов и постановлений правительства;
  • исследовать степень выполнения принятых внутренних документов в области охраны труда сотрудниками;
  • формировать предложения по оптимизации существующих процедур в сфере охраны труда, участвовать в их внедрении в практику компании;
  • реализовывать обучение работников в целях освоения ими новых знаний в области безопасности труда;
  • обеспечивать реализацию необходимых процедур в части снабжения работников защитным инвентарем, регламентами, средствами безопасности, инфраструктурными объектами в области охраны труда;
  • разрешать последствия чрезвычайных происшествий и проводить соответствующее расследование, документировать его итоги;
  • обеспечивать получение социальных льгот и процедур реабилитации лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
  • проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда на них;
  • обеспечивать привлечение сторонних специалистов для обучения сотрудников правилам по охране труда;
  • оценивать правильность осуществления документооборота в области охраны труда и вносить необходимые корректировки в имеющиеся процедуры.

Описание организационной структуры органов управления охраной труда

Наиболее значимым подразделением, осуществляющим работу по охране труда, выступает служба охраны труда, которая, в соответствии со ст. 217 ТК РФ, формируется во всех компаниях с численностью свыше 50 человек. В организациях с более скромным штатным составом достаточно иметь одного специалиста, который будет нести ответственность за охрану труда. Таким человеком может быть руководитель организации или сам частный предприниматель. Допускается привлечение внешнего специалиста по договору ГПХ, который будет обеспечивать осуществление всех необходимых процедур в сфере обеспечения охраны труда.

Положения описываемого раздела могут содержать указание на то:

  • в каком виде будет регулироваться охрана труда в компании: путем создания службы, назначения одного ответственного или привлечения внешнего эксперта.
  • как происходит увязка полномочий и обязанностей службы или специалиста с положениями ст. 217 ТК РФ.
  • какое лицо имеет право подписывать приказ о создании соответствующего подразделения или о назначении специалиста.
  • какие проблемы на регулярной основе должна решать служба или специалист.

Закрепление периодичности и методики обучения работников

В этой части положения нужно:

  • утвердить обязанность всех вновь принятых лиц проходить предварительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
  • отразить содержание инструктажей, которые проходят работники;
  • определить методику обучающих мероприятий и порядок ознакомления новых работников с инструкциями;
  • привести нормативные акты, влияющие на порядок проведения инструктажей и обучения сотрудников;
  • указать лиц, имеющих право утверждать программы обучения, содержание инструктажей и методы ознакомления с ними;
  • предписать, как проводить оценку полученных знаний после окончания процедуры инструктажа;
  • указать на необходимость осуществления ознакомительных процедур в строгом соответствии с принятыми в компании локальными актами;
  • определить сроки действия применяемых процедур ознакомления, инструктажей и учебных планов компании.

Оценка подготовки работников в области охраны труда

Данная часть может ограничиваться следующими положениями:

  • периоды и сроки, по завершении которых работник должен проходить оценку знаний по технике безопасности;
  • условия осуществления внезапных проверок соблюдения сотрудниками правил по обеспечению охраны труда;
  • список законодательных документов, на основе которых осуществляется внезапная проверка сотрудников в области безопасности труда;
  • список лиц, на которых возложена обязанность по проверке знаний.

Анализ и совершенствование механизмов осуществления охраны труда в компании

Для описания оптимизационных процедур в сфере охраны труда документ может предусматривать следующие пункты:

  • перечень лиц, осуществляющих регулярную проверку существующей системы и вырабатывающих предложения по ее улучшению;
  • параметры, которые анализируются в процессе оценки существующих механизмов;
  • перечень инструментов, с применением которых оценивается текущее состояние системы охраны труда;
  • порядок администрирования работы сотрудников, анализирующих и оптимизирующих систему охраны труда в организации.

Утверждение правил поведения и последовательности действий при несчастных случаях

Довольно важная часть положения, в которой приводятся:

  • порядок расследования несчастных случаев, применяемые приемы;
  • перечень первоочередных мер, которые должны предпринять сотрудники и руководители при наступлении несчастного случая;
  • регламент утверждения локальной документации, определяющей методы и порядок проведения расследования;
  • информация о лицах, которые обязаны предпринять необходимые меры при наступлении несчастного случая;
  • процедуры взаимодействия компании, внешних служб и госучреждений при наступлении несчастного случая;
  • список документов, оформляемых при наступлении фактов, приведших к неблагоприятным последствиям для сотрудников, и процедура внесения в них соответствующей информации;
  • перечень лиц, ответственных за документирование фактов произошедших инцидентов.

Ответственность за несоблюдение правил охраны труда

Часть, посвященная последствиям несоблюдения прописанных в локальном акте положений, является стандартной. В отношении правил охраны труда в документ могут быть включены следующие пункты:

  • Ссылки на законодательную базу, позволяющую привлечь сотрудников к ответственности за несоблюдение правил;
  • Введение возможности применения наказания ко всем работникам хозсубъекта с перечислением всех возможных методов воздействия.

В состав положения также могут быть включены многочисленные приложения. Об этом - в следующем разделе.

Положение о системе управления охраной труда готовится и внедряется работодателем в обязательном порядке. Несмотря на то что четких указаний о последовательности его составления и форме нет, существуют типовые рекомендации, которых желательно придерживаться при формировании такого документа.

Какие задачи решаются локальным актом о системе управления охраной труда в организации

Все работодатели на основании ГОСТ Р 12.0.007-2009 должны иметь в наличии утвержденный руководителем локальный акт в виде положения о системе управления охраной труда. Отсутствие каких-либо послаблений в части использования этого положения подтверждается содержанием ст. 22 ТК РФ.

Описываемый локальный акт является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации, регламентируемой положениями стандарта ГОСТ Р 12.0.007-2009. Российским законодательством предписывается обеспечить беспрепятственное ознакомление с положением всех работников хозяйствующего субъекта.

ВАЖНО! Факт ознакомления с любым локальным актом, как правило, подтверждается личной подписью ознакомившихся работников.

Чем регулируется содержание, перечень и состав разделов положения на предприятии

Несмотря на прямое законодательное требование для всех работодателей иметь в наличии указанное положение, его форма, перечень информации, минимальный объем на законодательном уровне нигде не утверждены. Это обстоятельство вызывает немалые затруднения при оформлении положения у большинства хозсубъектов. При этом каждому из них приходится выходить из ситуации исключительно собственными силами.

Полномочия в части введения в действие типового бланка положения согласно ст. 209 ТК РФ предоставлены федеральным правительственным органам. При этом их решение должно в обязательном порядке согласовываться с учреждениями, которые осуществляют надзор за социальной политикой, состоянием отношений в области труда. Несмотря на указанные возможности, законодательно утвержденной рабочей формы обозначенного положения на текущий момент нет. Однако существует проект этого документа, доступный для ознакомления всем желающим и рассматриваемый госучреждениями в качестве перспективного варианта.

Таким образом, итогом работы уполномоченных федеральных органов стало появление на свет возможного образца документа, который вобрал в себя содержание всех имеющихся стандартов в области управления охраной труда на предприятии, сформировавшихся как в РФ, так и за границей. Что же представляет собой типовое положение? Об этом - далее.

Содержание типового положения

В проекте типового положения изложены следующие моменты:

  • перечень разделов, которые обязательно должны входить в состав положения и последовательность их изложения;
  • указание на задачи, которые преследуются в области охраны труда;
  • отражение механизмов, методик и алгоритмов, посредством которых будет реализовываться процесс охраны труда;
  • порядок организации обучения персонала в сфере обеспечения безопасной работы, периодичность его осуществления;
  • процедуры организации документооборота по охране труда.

В результате анализа получившегося проекта на совещании трехсторонней комиссии, которое прошло в начале 2016 года, было решено переработать документ в связи с имеющимися в нем огрехами. Поскольку окончательная версия так и не была принята, хозсубъектам придется разрабатывать образцы и инструкции к ним самостоятельно. В целях решения данной проблемы требуется более детальное рассмотрение имеющихся в законодательной базе указаний на этот счет.

Сложные вопросы при разработке внутренней документации по охране труда

Ответственными за создание описываемого локального акта назначаются сотрудники, в обязанности которым это вменено внутренними распоряжениями, должностными инструкциями. Опираясь на содержание пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007, можно заключить, что наиболее значимыми моментами с точки зрения составления положения будут:

  • масштаб деятельности;
  • технология и объем производства;
  • направления бизнеса, на которые распространяются интересы экономического субъекта;
  • понятность и доступность положения для восприятия рядового работника;
  • необходимость регулярной оценки и совершенствования документа.

То есть создаваемый документ не должен носить статичный, неизменный характер и регулярно подвергаться изменениям в связи с появлением новых требований, расширением интересов хозсубъекта и изданием дополнительных правительственных актов.

Типовой перечень разделов положения

Формируемое положение у экономического субъекта может состоять из следующих частей:

  • титульная часть;
  • общие положения;
  • функции по охране труда, выполняемые всеми работниками;
  • структура подразделений хозсубъекта, связанных с обеспечением охраны труда;
  • порядок прохождения обучения по охране труда;
  • процедура оценки и совершенствования существующих процессов в сфере безопасности труда;
  • алгоритм действий сотрудников при наступлении чрезвычайных ситуаций;
  • ответственность сотрудников при несоблюдении регламентов по охране труда;
  • дополнительные документы, служащие приложением к положению.

А в следующих разделах более детально рассмотрим каждую часть положения.

Титульная часть

Состав реквизитов этого раздела схож для большинства внутрифирменных актов и должен содержать следующую информацию:

  • виза гендиректора об утверждении документа;
  • название компании, информация о ее руководителе;
  • название внедряемого документа;
  • ссылки на законодательную базу, послужившую основой для формирования положения;
  • дата составления и место утверждения акта.

Описание общих положений

Примерный список вопросов, затрагиваемых в указанном разделе, может выглядеть следующим образом:

  • какие задачи предполагается решить при помощи документа;
  • какие направления работы регламентируются положением;
  • какие нормы, указанные в документе, должны соблюдаться всеми сотрудниками без исключения;
  • почему документ объявлен в качестве основополагающего в части регламентации процедур оценки, обучения и развития персонала в области охраны труда;
  • на основе указаний, информации каких законодательных положений строится документ и обеспечивается его применение;
  • каковы периоды пересмотра документа в организации.

Функции сотрудника в целях исполнения положения по охране труда

Название этого раздела полностью соответствует его содержанию, поскольку в него включаются наименования должностей работников, которые обязаны:

  • проводить мониторинг и оценку имеющейся системы управления охраной труда;
  • определять уровень соответствия текущих локальных актов требованиям законов, подзаконных актов и постановлений правительства;
  • исследовать степень выполнения принятых внутренних документов в области охраны труда сотрудниками;
  • формировать предложения по оптимизации существующих процедур в сфере охраны труда, участвовать в их внедрении в практику компании;
  • реализовывать обучение работников в целях освоения ими новых знаний в области безопасности труда;
  • обеспечивать реализацию необходимых процедур в части снабжения работников защитным инвентарем, регламентами, средствами безопасности, инфраструктурными объектами в области охраны труда;
  • разрешать последствия чрезвычайных происшествий и проводить соответствующее расследование, документировать его итоги;
  • обеспечивать получение социальных льгот и процедур реабилитации лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
  • проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда на них;
  • обеспечивать привлечение сторонних специалистов для обучения сотрудников правилам по охране труда;
  • оценивать правильность осуществления документооборота в области охраны труда и вносить необходимые корректировки в имеющиеся процедуры.

Описание организационной структуры органов управления охраной труда

Наиболее значимым подразделением, осуществляющим работу по охране труда, выступает служба охраны труда, которая, в соответствии со ст. 217 ТК РФ, формируется во всех компаниях с численностью свыше 50 человек. В организациях с более скромным штатным составом достаточно иметь одного специалиста, который будет нести ответственность за охрану труда. Таким человеком может быть руководитель организации или сам частный предприниматель. Допускается привлечение внешнего специалиста по договору ГПХ, который будет обеспечивать осуществление всех необходимых процедур в сфере обеспечения охраны труда.

Положения описываемого раздела могут содержать указание на то:

  • в каком виде будет регулироваться охрана труда в компании: путем создания службы, назначения одного ответственного или привлечения внешнего эксперта.
  • как происходит увязка полномочий и обязанностей службы или специалиста с положениями ст. 217 ТК РФ.
  • какое лицо имеет право подписывать приказ о создании соответствующего подразделения или о назначении специалиста.
  • какие проблемы на регулярной основе должна решать служба или специалист.

Закрепление периодичности и методики обучения работников

В этой части положения нужно:

  • утвердить обязанность всех вновь принятых лиц проходить предварительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
  • отразить содержание инструктажей, которые проходят работники;
  • определить методику обучающих мероприятий и порядок ознакомления новых работников с инструкциями;
  • привести нормативные акты, влияющие на порядок проведения инструктажей и обучения сотрудников;
  • указать лиц, имеющих право утверждать программы обучения, содержание инструктажей и методы ознакомления с ними;
  • предписать, как проводить оценку полученных знаний после окончания процедуры инструктажа;
  • указать на необходимость осуществления ознакомительных процедур в строгом соответствии с принятыми в компании локальными актами;
  • определить сроки действия применяемых процедур ознакомления, инструктажей и учебных планов компании.

Оценка подготовки работников в области охраны труда

Данная часть может ограничиваться следующими положениями:

  • периоды и сроки, по завершении которых работник должен проходить оценку знаний по технике безопасности;
  • условия осуществления внезапных проверок соблюдения сотрудниками правил по обеспечению охраны труда;
  • список законодательных документов, на основе которых осуществляется внезапная проверка сотрудников в области безопасности труда;
  • список лиц, на которых возложена обязанность по проверке знаний.

Анализ и совершенствование механизмов осуществления охраны труда в компании

Для описания оптимизационных процедур в сфере охраны труда документ может предусматривать следующие пункты:

  • перечень лиц, осуществляющих регулярную проверку существующей системы и вырабатывающих предложения по ее улучшению;
  • параметры, которые анализируются в процессе оценки существующих механизмов;
  • перечень инструментов, с применением которых оценивается текущее состояние системы охраны труда;
  • порядок администрирования работы сотрудников, анализирующих и оптимизирующих систему охраны труда в организации.

Утверждение правил поведения и последовательности действий при несчастных случаях

Довольно важная часть положения, в которой приводятся:

  • порядок расследования несчастных случаев, применяемые приемы;
  • перечень первоочередных мер, которые должны предпринять сотрудники и руководители при наступлении несчастного случая;
  • регламент утверждения локальной документации, определяющей методы и порядок проведения расследования;
  • информация о лицах, которые обязаны предпринять необходимые меры при наступлении несчастного случая;
  • процедуры взаимодействия компании, внешних служб и госучреждений при наступлении несчастного случая;
  • список документов, оформляемых при наступлении фактов, приведших к неблагоприятным последствиям для сотрудников, и процедура внесения в них соответствующей информации;
  • перечень лиц, ответственных за документирование фактов произошедших инцидентов.

Ответственность за несоблюдение правил охраны труда

Часть, посвященная последствиям несоблюдения прописанных в локальном акте положений, является стандартной. В отношении правил охраны труда в документ могут быть включены следующие пункты:

  • Ссылки на законодательную базу, позволяющую привлечь сотрудников к ответственности за несоблюдение правил;
  • Введение возможности применения наказания ко всем работникам хозсубъекта с перечислением всех возможных методов воздействия.

В состав положения также могут быть включены многочисленные приложения. Об этом - в следующем разделе.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы