29.12.2021

Переключаются с одной деятельности на. Как переключить внимание


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Когда мы чем-то заняты наше внимание, в подавляющем ряде случаев, сосредоточено именно на этом процессе. И, конечно, способность является одним из самых эффективных и нужных человеку навыков. Ведь благодаря ей человек может полностью погрузиться в выполняемую задачу, а все посторонние раздражители проходят, словно мимо него, никоим образом его не отвлекая. Но что делать в ситуациях, когда наше внимание поглощено навязчивыми мыслями, каким-либо объектом или мы просто не можем оторваться от какого-то процесса? Важность способности человека к переключению внимания нисколько не меньше, чем способности к сосредоточению, а сама она порой бывает ему гораздо нужнее. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать немного о том, что такое внимание вообще.

Вниманием называется процесс избирательного восприятия того или иного объекта, который характеризуется изменениями в интенсивности переживаний, их ясности и содержании. Как правило, внимание выражается в отношении человека к чему-либо, а за этим отношением уже стоят его установки, потребности, интересы и психическая направленность. В центре внимания всегда находится определённый объект, а всё остальное является второстепенным и не столь ясным. Но сам процесс внимания не является самостоятельным и им можно управлять.

Внимание выполняет ряд особых функций, может быть нескольких видов и форм, а также обладает своими свойствами. Для уточнения стоит заметить, что основными функциями внимания являются следующие:

  • Отбор актуальной на текущий момент информации
  • Обеспечение концентрации на определённом объекте или какой-либо деятельности
  • Активизация первостепенных и торможение второстепенных психических процессов

Непосредственно о внимании и его особенностях более подробно вы можете узнать, ознакомившись с . Сейчас же мы переключим внимание на основную тему сегодняшнего разговора – переключение внимания.

Переключение внимания является, в основе своей, сознательным и целенаправленным перемещением акцента восприятия с одного объекта (или вида деятельности) на другой. Образно этот процесс можно представить в виде светового луча, исходящего от фонарика: например, вы идёте ночью и освещаете этим лучом пространство перед собой, но вот что-то зашуршало в стороне от вас и вы направляете луч света в сторону шуршания, чтобы узнать побольше о его источнике. Этот луч света и есть то самое внимание, которым мы все пользуемся в повседневной жизни. Правда, здесь имеется один нюанс: шуршание отвлекло вас, т.е. ваше внимание переключилось автоматически. Переключение же внимания всегда должно происходить осознанно. В этом и есть различие между простой отвлекаемостью и целенаправленным переключением внимания, которое зависит от актуальных на данный момент задач.

Помимо этого, на успешное переключение внимания оказывают влияние такие факторы как предыдущая и новая деятельность человека, а также его личностные качества. К примеру, если вы только что смотрели интересные видеоролики в Интернете, но вам нужно срочно приступить к тяжёлой работе, то переключение будет происходить сложнее, чем, если бы вы от тяжёлой работы переключались на просмотр видео. Дело в том, что осознанное переключение внимания всегда подразумевает под собой произведение некоего волевого усилия, и гораздо легче и быстрее происходит от предмета (или деятельности) менее значимого и интересного к более значимому и интересному.

Переключение внимания всегда отражает индивидуальные психические особенности каждого человека. Так, например, есть категория людей, способных быстро менять акцент своего восприятия, а есть категория тех, кто делает это медленно. Но, как бы то ни было, этот процесс оказывает непосредственное влияние на всё, что делает человек, даже на то, как он воспринимает окружающий его мир. Ведь направленность нашего внимания, во многом, формирует наше мировоззрение, убеждения, направленность поведения, настрой и т.д. Именно поэтому переключению внимания нужно научиться. А самое интересное в том, что сделать это довольно просто.

Способы переключения внимания

Способ первый

Зная о том, что главным фактором для сосредоточения нашего внимания является поступающая извне информация, можно применить простую технику, позволяющую, пусть и не полностью, но всё же оградить своё внимание от ненужной информации – это игнорирование. Во-первых, не нужно придавать излишнего значения тому, что не касается вас и вашей жизни. Постарайтесь заботиться только о своих делах и о том, что важно именно для вас. Конечно, это не означает, что вы должны стать «твердолобым» и быть озабочены только собой – просто адекватно воспринимайте происходящее и не усложняйте себе жизнь тем, что вам на самое деле не нужно. А во-вторых, ограничьте поток поступающей информации – как многие СМИ, так и многие люди постоянно «загружают» нас избытком негатива: где-то случилось что-то страшное, у кого-то трудности и проблемы и т.п. А мы всё это воспринимаем. Нужно перестать это делать: откажитесь от просмотра телевизора, избегайте постоянно жалующихся людей, оградите себя от потока отрицательной энергии, которая от всего этого передаётся. Интересуйтесь преимущественно тем, что непосредственно влияет на вашу жизнь.

Способ второй

Культивируйте в себе позитивное мировосприятие: не относитесь ко всему слишком серьёзно, учитесь смеяться над самими собой и с улыбкой воспринимать любые события, не беритесь за решение непосильных или бессмысленных задач. Помните, что всё идёт своим ходом, и в случае возникновения неурядиц повторяйте про себя очень действенную поговорку: «Делай, что должно – и будь, что будет». Говоря проще, нужно махнуть на всё рукой. Позвольте всему быть и свободно идите по жизни. Только так вы сможете научиться переводить своё внимание в положительное русло, невзирая ни на какие посторонние раздражители.

Способ третий

Не секрет, что внимание является усиливающей силой для любого состояния. Поэтому, как только вы почувствовали, что ваше внимание переключается на негатив, сразу же старайтесь переключиться на что-то противоположное или хотя бы нейтральное. Например, если вы уже очень долго стоите в очереди, чтобы наконец-таки заплатить за квартиру, но количество бабушек не только не сокращается, а странным образом продолжает увеличиваться, не стоит негодовать по этому поводу и мысленно проклинать и их и почту, и весь белый свет. Переведите внимание на что-то иное: понаблюдайте за происходящим, исследуйте обстановку вокруг или чью-нибудь внешность, подумайте о планах на вечер или вспомните радостные моменты из жизни. По прошествии некоторого времени вы заметите, что ваше состояние изменилось, на самом деле всё не так уж скверно, у вас довольно хорошее настроение, да и в очереди вы – следующий. Ситуация на почте, естественно, лишь пример. Сам же способ можно применять где и когда угодно.

Способ четвёртый

Если вам докучает навязчивое переживание, и вы никак не можете от него избавиться, попробуйте его в буквальном смысле рассмотреть и изучить. Сконцентрируйтесь на самом переживании: попробуйте физически ощутить его присутствие в теле и найти его месторасположение, увидеть его цвет, ощутить вибрацию, определить размеры. Во многих случаях этот метод автоматически нейтрализует нежелательное состояние и приводит человека в норму.

Способ пятый

Этот способ помогает переключиться с одной задачи на другую. Если вы заметили, что не можете перестать чем-то заниматься, и вас словно что-то удерживает, но вы осознаёте, что вам нужно переключиться, а сделать это крайне тяжело, просто задумайтесь о своём внимании и том, на что оно сейчас направлено. Скажите себе твёрдое и чёткое: «СТОП!» Расставьте для себя приоритеты и определите, что для вас сейчас важнее.

Та сторона вашей личности, которая привыкла поддаваться слабостям и делать себе поблажки, будет настойчиво твердить вам: «Всё хорошо, ещё немножечко, и я займусь делами», тем самым стараясь вернуть вас в прежнее русло. Не поддавайтесь этому! Несмотря ни на что не возвращайтесь к прежнему занятию и делайте то, что нужно делать. Буквально 5-10 минут – и ваше внимание с энтузиазмом переключится на новую работу. Поначалу этот приём, вполне вероятно, будет даваться с трудом, но по мере практики будет становиться всё легче и легче. Ко всему прочему, благодаря этому способу вы будете тренировать и самоконтроль.

Способ шестой

В любой момент, когда вы понимаете, что вам нужно переключить своё внимание с одного объекта (или вида деятельности) на другой, осознайте всё, что происходит в настоящий момент: свои мысли, ощущения, физическое состояние, то, чем вы занимаетесь, то, на чём вы сконцентрированы и т.п. Этот приём расслабит вашу концентрацию на чём-то предшествующем, освободит ваши мысли, окажет успокаивающее воздействие, поможет понять суть происходящего, расставить приоритеты и придаст силы к переключению внимания на желаемый объект (или вид деятельности). Если есть возможность, закройте глаза – это произведёт дополнительный эффект.

Несложно заметить, что для переключения внимания применяются совсем несложные приёмы. Они под силу абсолютно каждому человеку и не требуют для своего осуществления ничего, кроме желания и регулярной практики.

Теперь вы знаете способы переключения внимания, и дело осталось за малым – дочитайте эту статью и целенаправленно направьте «луч своего фонарика» на что-нибудь ещё, например, на написание хорошего комментария.

Инструкция

Пройдите тесты, определяющие степень концентрации и уровень распределения вашего внимания. Обычно они представляют собой таблицы с цифрами разных цветов или картинками, которые нужно сгруппировать в определенном порядке или найти за ограниченное время. Узнайте результаты. Если результаты получились не очень впечатляющими, потренируйтесь, прежде чем пройти еще ряд аналогичных тестов. Но и в том случае, если по итогам заданий вы превзошли самые смелые ожидания, не стоит останавливаться на достигнутом.

Переключение внимания напрямую связано умением распределять его в соответствии с поставленной задачей. Известно также, что организм начинает протестовать, если человек долгое время думает только о чем-то негативном или проблемном. Чтобы не угнетать свой организм, попробуйте во время решения каких-то задач переключаться на короткий срок на мысли о хорошем.

Как только вы почувствуете, что ваше сознание затмевают мысли о чем-то неприятном, представьте все проблемы в ином свете. Подумайте, как бы их стал решать какой-нибудь герой мультфильма или комедии. Или, если вы не можете в данный момент проявить всю свою фантазию, подумайте о детях, своем хобби, интересном фильме. В общем, обо всем том, что вызывает у вас положительные эмоции.

Если вы занимаетесь умственным трудом, полезно раз в час хотя бы на 5 минут отвлечься от дел и сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз или просто подышать свежим воздухом, постояв у окна. Вы и сами заметите, что к вам будто снова вернулись силы и необходимая сосредоточенность. Отказ от таких «пятиминуток» может привести к ухудшению памяти, внимания и быстрой утомляемости, что не лучшим образом скажется на делах.

Сосредоточенность на делах не всегда требует и полной тишины. Напротив, тихая музыка, шум за окном способствует концентрации внимания, которое время от времени «переключается» самостоятельно, допустим, если вы услышали какой-то резкий звук или красивый музыкальный пассаж.

Чтобы быть «как Юлий Цезарь», который, по легенде, мог выполнять несколько дел одновременно, достаточно потренироваться путем несложного упражнения. Попробуйте одновременно писать левой и правой рукой сначала, например. цифры по порядку, а потом – через одну или в обратном порядке. Потренируйтесь так несколько минут, попутно отмечая количество ошибок. Потом займитесь чем-нибудь другим, а через 5-10 минут попробуйте сделать это упражнение еще раз. Чередуйте упражнения и другой вид деятельности в течение часа. Вы заметите, что с каждым разом количество ошибок уменьшается. Время от времени тренируйтесь таким образом, чтобы научиться распределять внимание и переключаться с одного вида деятельности над другой.

Учитель ГБОУ СОШ № 379

Торопынина Т.В

Когда требуется переключения внимания с одного вида работы на другой. Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека в большей или меньшей степени. Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе. К свойствам внимания относят:

Устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте), - сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других), - распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности), - объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).-

Переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),

Внимание это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

В своей работе мы столкнулись с проблемой именно в области переключения внимания, поэтому подробнее рассмотрим этот вопрос. Рассмотрим подробнее.

Переключение внимания выполняется человеком осознанно. Нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было доказано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено.

Как научиться, быстро переключать внимание. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык?

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности. И это надо учитывать при разработке уроков.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.

задания

Название

упражнения

Цель

Время

проведения

Инструкция и задания

«Методика Мюнстерберга».

Формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

5-10 минут.

В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.

без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

«Корректурные упражнения».

Развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.

В течение 5 минут нужно;

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).

Игра «Перевёрнутые слова».

Формирование у детей умения сосредотачиваться.

10- 15 минут.

Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-

ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-

ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-

АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-

Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.

«Соединить половинки слов».

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

5-10 минут.

Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1. Вариант 2.

САМО ЛЯР РОД РАСТ

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

ВА КА ПАР ВОЗ

КА ГОН ВОДО ФОР

ГОН КАН СЕМА ТА

Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.

«Найти слова».

Развитие концентрации внимания.

5-7 минут.

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.

Смех , волк , столб , коса , зубр , полк , удочка, мель , набор, укол , дорога, олень , пирожок , китель .

Формирование у детей переключения внимания.

5-7 минут.

Учащиеся работают в рабочей тетради.

Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.

Пример: ---И

Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1(Е); 18:6=3(Т).

Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».

Пример: - - - УХ

Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.

64:8= - - - - 8+8=

5х4=

Ь 4х4= - - А - - Ь – 49:7=

Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.

«Угадай слово».

Развитие концентрации и переключение внимания.

10 минут.

На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.

Ь Б О Н Р А К В Т Ч

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

122 7112 8679 777

+334 + 1136 - 7141 -326

456 8248 1538 451

РАК ТОРТ БАНТ РАБ

Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.

Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.

«Съедобное – несъедобное»

Развитие переключения внимания

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Развитие концентрации внимания и его устойчивости

Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв

трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо

квиалипшубаывакртьамамаоипсазш

отшмлорорвбуранстралгпалкани

одыраметлакаиогуавтобусшыгм

«Муха »

Развитие концентрации и переключения внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Как переключить ребёнка с одного вида деятельности на другую

Детям, особенно очень маленьким, трудно оставить одно занятие (особенно если оно интересное) и переключиться на другое. Делайте это в игровой форме - и никаких капризов и протестов не будет. И вы спасены от…

Переход от одного занятия к другому становится увлекательным и интересным, если вы используете забавные приговорки. Например, вот такие:

Трали-вали, трали-вали,

Мы уже порисовали,

А теперь…

Трали-вали, трали-вали,

Мы с тобою поиграли…

Трали-вали, трали-вали,

Мы игрушки все собрали…

Трали-вали, трали-вали,

Долго ручки отмывали….

Мы сапожки обували…

Мы с тобою погуляли…

Когда вам надо, чтобы ребёнок оставил одно занятие и приступил к другому, возьмите в руки какую-нибудь игрушку, например телёнка, и скажите: «Му-у-у… му-у-у… Сашенька, я хочу кушать (купаться, гулять), покорми меня (искупай меня, пойдём гулять, одень меня…). И малыш охотно отправится исполнять телячью просьбу.

Предупредите малыша, что, как только зазвонит будильник (заиграет музыка), он заканчивает „это“ и начинает „то“. С первого раза, может, и не получится, но - повторяйте, и вскоре он привыкнет к такому сигналу. Ведь звучит он не как приказ или руководство, а просто как напоминание: „пора, время пришло!“ Будильник заранее заводите вместе. Ещё лучше (для детей постарше) использовать с этой целью песочные часы.

Почему малыш настаивает на своём

Вот этот будильник у вас старый?

Нет, новый.

А можно я его старым сделаю?

Вы помните, что в первые годы жизни дети решают вопрос доверия-недоверия. Началось это, когда младенец был беззащитен и полностью зависел от вас. Теперь же, встав на свои ножки, карапуз вдруг понял, что может не только ждать и просить, нет, теперь он почувствовал, что сам в состоянии кое-чем (о) владеть. Например, тем миром, который его окружает. А заодно изучить и проверить его на выносливость. Кто кого.

На втором году жизни, исследуя этот мир, малыш учится проявлять свою волю.

Вот он сосредоточенно выкладывает из мозаики то ли цветочек, то ли дерево, в общем, что-то жёлто-зелёное. Тут вы подходите и поправляете: цветочек, мол, делают не так, а травка вообще… Малыш кричит и швыряет коробку и… больше к мозаике не прикоснётся, как ни уговаривайте. Так и хочется поставить его на место: „Не своевольничай, ишь, упрямый (вредный, настырный) какой!“ Но - не торопитесь.



Многие родители пугаются такого истового детского самоволия, своеволия и стараются ребёнка окоротить (на всякий случай, чтоб не избаловался). Но стоит всё-таки отделить зёрна от плевел. Разобраться. Если малыш, когда мы вмешиваемся в его деятельность, настаивает на своём, сердится, кричит, даже бросает занятие - это не простая вредность. Вы сможете (если захотите) понять, когда ребёнок упрямится „по делу“, а когда потому, что его действительно избаловали.

Обратите внимание: стычки и происходят-то чаще всего из-за нашего некорректного вмешательства. Капризы начинаются, когда вы вмешиваетесь в процесс его работы, пытаясь поруководить и переделать по-своему? Он возмущается не напрасно.

Такой протест мы бы назвали „волеизъявлением“. Так юный человек отстаивает своё право на автономию (независимость). Он учится без вас (самостоятельно!) исследовать мир и себя: ходить, кушать, брать и отбрасывать вещи, делать свой выбор и даже реализовать его (в меру своих возможностей). Не окорачивайте его, а радуйтесь: человек растёт. И не так это и просто: прорываться к новому и одновременно доказывать, что он может, хочет, способен кое-что сделать без вас - совершенно самостоятельно.

Правда, родители запросто могут доказать маленькому человеку, что самостоятельности в нём - кот наплакал и ни на что он не годен - без них.

Вот карапуз поднимается по лесенке (сам). Лесенка крутая, а вдруг упадёт? Как поступит умная мама? Она не станет кричать и удерживать, и даже поддерживать не станет, если малыш не желает того. Она просто подойдёт и станет рядом, и будет подстраховывать, но неназойливо, незаметно для него. Так, чтобы малыш, поднявшись и спустившись, почувствовал себя победителем. Он смог! Сам!



Отсюда, из таких „мелочей“, берёт начало вера в себя, инициатива, упорство, умение отстоять свою точку зрения. Те самые черты характера, которые делают человека успешным в жизни.

Когда родители постоянно твердят „делай так“, „учись у меня“, они как бы показывают, что он, их малыш, ни на что не годен, что они ему не доверяют. И что в результате? Только одно: малыш тоже начнёт сомневаться в своих способностях. А тут и до безволия недалеко.

Умение проявлять свою волю и самому что-то делать необходимо малышу, иначе он начнёт сомневаться в своих способностях.

В возрасте примерно полутора лет малыш бросает вызов всякому внешнему родительскому контролю. А знак этого - коротенькое словечко „нет“. Детское „неть!“ - громкое заявление о своём праве стоять на собственных ногах, пользоваться собственными руками. Двух-трёхлетние дети так яростно борются за свою независимость, что услышать от них „да“ так же необычно, как увидеть кота с зелёными усами. Протест, доходящий до абсурда.

Арина читает вместе с мамой стихи („Мы едем, едем, едем в далёкие края…“). Мама начинает, дочка продолжает. Получается так:

Мама говорит:

Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой… Арина подхватывает:

НЕ кота. Мама:

Чижика… Дочка:

НЕ собаку, НЕ Петьку забияку…

Обезьяну, попугая, вот… Дочка:

НЕ компания какая!

Но этот забавный и абсурдный протест, эти бесконечные „не“ и „неть!“ - на самом деле дорога к собственному „Я“.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы