30.10.2021

Защитная функция псо. Функции социального обеспечения и их характеристики


Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсации, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюд-жете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддер-жки населения).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обес-печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится сти-мулирующее значение социального обеспечения для повышения про-изводительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалид-ности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци-альных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуще-ствляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучать-ся, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ-ления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия -- социальное государство, политика ко-торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охра-няются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная под-держка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи-лых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло-жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое ос-нование для предоставления социального обеспечения в виде государ-ственной социальной помощи -- бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения -- граждане, имеющие ду-шевой доход ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол-няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современ-ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические про-цессы -- на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспе-чения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социаль-ного обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Государственная система социального обеспечения, как уже гово-рилось, явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддер-жку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам регулируемых общественных от-ношений к различным отраслям права (финансовому, государствен-ному, административному, праву социального обеспечения). Единая государственная система социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза пе-рестала функционировать. Россия, обретя государственный суверени-тет, встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

Комплекс социально-экономических мер как системное образова-ние состоит из относительно самостоятельных элементов -- подсис-тем, закрепляющих виды, основания и условия пенсионного обеспе-чения, обеспечения граждан денежными выплатами в форме пособий и компенсаций, а также в виде социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой за счет средств государства либо страховых фондов. Другими словами, в структуре государственной системы со-циального обеспечения выделяются: пенсионная система, система пособий и компенсаций, система социального обслуживания пожи-лых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных. Каждая из этих подсистем должна была создаваться заново.

1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

2. Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

3. Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.). В этом и заключается основное назначение социального обеспечения. Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

4. Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан.

Решить ее в рамках права социального обеспечения невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право – это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

5. Предмет права социального обеспечения

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

В период образования СССР (1922 г.) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

6. Система отношений по социальному обеспечению граждан

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает в себя: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

Конституция закрепляет, что Российская Федерация - социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К числу гарантий, обеспечивающих указанные условия, относятся: охрана труда и здоровья людей; обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан; развитие систем социальных служб; установление государственных пенсий , пособий и иных гарантий социальной защиты (ст. 7).

Во-вторых, гарантированность достаточного уровня социального обеспечения с целью поддержания покупательского спроса, необходимого для нормального функционирования экономики страны и ее развития, той части населения, основным источником средств существования которых являются социальные выплаты и услуги.

В-третьих, создание эффективного механизма аккумуляции финансовых средств (в федеральном бюджете , в бюджетах субъектов федерации, внебюджетных фондах социального страхования , фондах социальной поддержки населения и др.), необходимых для выполнения обязательств государства по реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В-четвертых, усиление обусловленности объема правомочий в сфере социального обеспечения трудовой деятельностью человека .

Выше уже говорилось, что одной из основных целей систем социального обеспечения является предупреждение обнищания населения. Поддержание социального статуса человека в случае наступления различных жизненных обстоятельств, с которыми связаны риски утраты либо уменьшения источника средств его существования (в случае болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы , бедности), путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот, гарантирующих достойные условия жизни, - это социальная функция. Содержание данной функции не исчерпывается только материальной поддержкой человека. Посредством социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, самостоятельно себя обслуживать, общаться с другими людьми и т.д. Поэтому есть все основания говорить о том, что социальному обеспечению, наряду с экономической функцией, присуща и социально-реабилитационная функция.

Очевидно воздействие системы социального обеспечения и на многие демографические процессы - на продолжительность жизни, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости, поддержание социального статуса семьи , в которой воспитываются несовершеннолетние дети . Так, например, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения в 90-е годы прошлого столетия, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал одной из причин высокой смертности лиц пожилого возраста, а отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми повлекло существенное снижение рождаемости в стране и т.д. Следовательно, через систему социального обеспечения реализуется также и демографическая функция.

Выше уже говорилось, что в ст. 7 Конституции РФ закреплены основные направления социальной политики государства, которые реализуются наряду с другими средствами и через систему социального обеспечения. Одна из главных целей государства на современном этапе - это борьба с бедностью путем повышения общего уровня жизни населения и особенно самых социально уязвимых его слоев - инвалидов, пожилых людей, семей с детьми. В современный период подавляющая часть населения России имеет доход, не обеспечивающий достойного уровня жизни человека, который должен гарантироваться согласно Конституции страны. Так прожиточный минимум, который признается чертой бедности, значительно ниже необходимого для удовлетворения потребностей человека как члена общества. Поскольку социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения, то это означает, что социальное обеспечение выполняет и политическую функцию. От того, насколько эффективно оно ее выполняет, зависит состояние социального покоя в обществе. Нарастание социальной напряженности, как правило, всегда свидетельствует о том, что состояние системы социального обеспечения перестает отвечать объективно сложившимся потребностям населения.

В учебной литературе обосновываются предложения о выделении и некоторых иных функций социального обеспечения.

Формы социального обеспечения

С учетом приведенных выше актов можно сделать вывод, что к кругу обеспечиваемых относится все население страны и, следовательно, форма социального обеспечения должна быть единой. В чем же заключается специфика данного круга лиц? Она выражается в том, что во всех названных выше актах говорится о предоставлении социального обеспечения каждому человеку как члену общества независимо от того, занимался он трудовой деятельностью или не занимался. Этим обусловлен выбор государством соответствующего финансового источника, видов социального обеспечения и системы органов, его осуществляющих.

В международных актах закрепляется также право на социальное страхование как неотъемлемый элемент права на социальное обеспечение (ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека). Реализация данного права обеспечивается государством созданием, наряду с системой социального обеспечения каждого как члена общества, системы обязательного социального страхования, охватывающей тех, кто работает по найму. Создание системы социального обеспечения застрахованных служит убедительным аргументом объективно необходимой дифференциации в социальном обеспечении, обусловленной тем, что в первом случае человек реализует право на социальное обеспечение как член общества, вне связи с его трудовой деятельностью (в порядке государственного социального обеспечения), а во втором - как работник, трудом которого создается национальное богатство общества, и часть его заработной платы резервируется с целью предоставления материального обеспечения (в порядке обязательного социального страхования) при наступлении страхового случая1. Данная система гарантирует каждому работнику социальное обеспечение при наступлении временной нетрудоспособности, инвалидности, достижении пенсионного возраста, травмы на производстве либо профессионального заболевания, женщинам - в случае беременности и родов, ухода за ребенком и др.

С учетом указанных критериев в развитых странах сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения: каждого как члена общества - без учета трудового вклада человека, и работника (в случае его смерти - его семьи) в порядке обязательного социального страхования. Эти формы во многих странах применяются в сочетании с многообразными дополнительными формами (отраслевым, профессиональным, производственным страхованием; системами социального обеспечения, в основу которых положены накопительные принципы, и др.)

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные и территориальные.

К централизованным формам относятся: 1) социальное обеспечение, адресованное каждому как члену общества, за счет средств федерального бюджета ; 2) социальное обеспечение застрахованных в порядке обязательного социального страхования; 3) смешанная форма социального обеспечения, используемая для специальных субъектов.

Рассмотрим каждый из признаков, на которые указывал В.С. Андреев, отражающих специфику этих форм.

Государственное социальное обеспечение за счет бюджетных средств. К кругу обеспечиваемых относится все население страны. Финансовым источником, гарантирующим каждому реализацию конституционного права на социальное обеспечение, как уже выше говорилось, являются бюджетные средства, аккумулируемые как в федеральном государственном бюджете, так и в бюджетах регионов. Виды обеспечения, предоставляемые указанному кругу лиц, устанавливаются федеральными законами и подзаконными актами федерального уровня. Право на их получение реализуется каждым как членом общества, в связи с чем в данный круг обеспечиваемых входят и те лица, которые работают. К этим видам относятся: социальные пенсии ; пособия по безработице , по уходу за ребенком; иные социальные выплаты в связи с материнством и на несовершеннолетних детей; субсидии и компенсационные выплаты; государственная социальная помощь, социальная доплата к пенсии, ежемесячные денежные выплаты инвалидам в связи с монетизацией льгот; медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение, различного рода социальные услуги и льготы. Ни одна из указанных денежных выплат не соизмеряется с заработком человека (если даже он его имеет) и ни один из видов «натурального» социального обеспечения не зависит от его трудового вклада. В систему органов, компетентных осуществлять социальное обеспечение в рамках рассматриваемой формы, входят органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства и др.

Принципиально важное значение для оценки количественных и качественных показателей эффективности функционирования данной формы социального обеспечения, а также учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ , муниципальными нормативными правовыми актами, имеет Единая государственная информационная система социального обеспечения, создание которой с 1 января 2018 г. предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ (ст.5). Назначение указанной системы - обеспечить информацией в электронной форме граждан, органы государственной власти , органы местного самоуправления , соответствующие организации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов .

Социальное обеспечение застрахованных и членов их семей в порядке обязательного социального страхования - это вторая централизованная форма социального обеспечения. Обязательное социальное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных, установленных законодательством, социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Обязательное социальное страхование - это система самообеспечения застрахованных, за которых в принудительном порядке все работодатели (страхователи) уплачивают страховые взносы. Указанные платежи, как и расходы работодателя на заработную плату, являются частью стоимости рабочей силы и входят в его затраты на производство, т.е. с экономической точки зрения они относятся к необходимому продукту. Каждый работодатель понимает, что чем выше затратные расходы, тем ниже получаемая им прибыль . Именно за счет таких платежей предоставляется обеспечение застрахованным, в связи с чем экономическая наука рассматривает страховые взносы в виде отложенной заработной платы на материальное обеспечение застрахованных при наступлении страховых случаев. Организует и регулирует эту систему само государство, которое устанавливает размеры тарифов на страховые платежи по каждому виду страхования, а в случае недостаточности данного основного источника финансирования несет субсидиарную ответственность, выделяя недостающие средства из федерального бюджета. Чем ниже размер тарифов, по сравнению с необходимым для гарантированности прав застрахованных, тем выше расходы государственного бюджета на дотации внебюджетным фондам. В связи с этим основная цель непрерывного внесения изменений в действующее законодательство - это необходимость оптимизации расходов на социальное обеспечение застрахованных (то есть их сокращение)

Видами социального страхования являются: а) медицинское страхование; б) пенсионное страхование; в) страхование на случай временной нетрудоспособности; г) страхование в связи с материнством; д) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи; е) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К кругу лиц, обеспечиваемых в рамках данной формы, относятся, следовательно, все застрахованные. Застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом РФ от 16 июля 1999 г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» признаются граждане РФ, а также иност ранные граждане и лица без гражданства , работающие по трудовым договорам ; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора , а у иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено действующим законодательством.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Это Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Указанные фонды выполняют функции страховщика.

К числу территориальных (муниципальных), корпоративных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных (к федеральным и региональным) мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, ее виды и способы предоставления. На современном этапе территориальные формы, как и региональные, приобретают все большее значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски «местного значения», хотя финансовые ресурсы здесь пока весьма ограничены.

Эффективность локальных форм социального обеспечения, используемых на уровне конкретных организаций, полностью зависит от их экономических возможностей и развитости социально-партнерского сотрудничества в данной конкретной организации.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Пенсии это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения .
Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность)

Пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Трудовые пособия , которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования.

Социальные пособия не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель - предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии.

Следующий вид обеспечения - предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Функции социального обеспечения – это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. Существует 5 функций социального обеспечения: экономическая, социальная, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая.

Экономическая функция – Это положительное воздействие социального обеспечения на экономику, на интересы людей как участников процесса производства. Экономическая функция по структуре сложна и имеет подфункции.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной системы общества. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационные функции.

Социальная (социально-реабилитационная) функция

Социально реабилитационная функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию -- защитную.

Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.

Политическая функция

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи -- бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения -- граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические про-цессы -- на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы