04.08.2021

Стандарты государственной системы стандартизации. Стандартизации рф


ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

ЛЕКЦИЯ 6

1. Общая характеристика системы стандартизации в Российской Федерации и направления ее реформирования.

2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации.

3. Понятие о технических регламентах.

4. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

5. Виды национальных стандартов РФ.

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты потребителей и государства.

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП (1992-2002 гг.)

Государственная система стандартизации (ГСС ) начала функционировать в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России как отдельного государства после распада СССР в 1991 г.

Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России через территориальные органы - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ ), их было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой четырехуровневую систему :

1 уровень - техническое законодательство , основой которого был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления Закона РФ «О техническом регулировании» в 2002 г.

2 уровень документы общероссийского уровня : государственные стандарты РФ (ГОСТ Р ); межгосударственные стандарты; государственные стандарты бывшего СССР (ГОСТ ); правила, нормы, рекомендации по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

3 уровень – документы, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства - стандарты отрасли (ОСТ ) – или сферой деятельности - стандарты научно-технических и инженерных сообществ (СТО ); категория ОСТ была введена в 1960 г, категория СТО была введена в 1992 г.

4 уровень – документы, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) - стандарты предприятий (СТП ) и технические условия (ТУ ).

2. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП (2003- 2010)

С принятием в декабре 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании» начался следующий этап реформирования системы стандартизации РФ - переходный. Согласно закону он равен семи годам, т.е. до 2010 г.

В 2006 г. разработана Концепция развития национальной системы стандартизации (принятая распоряжением Правительства РФ № 266-р от 26.02.2006 г.), согласно которой Государственная система стандартизации (ГСС ) должна быть преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС ) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.


Национальным органом по стандартизации вместо Госстандарта России в 2004 г. утверждено Федеральное агентство по техническому регулированию, метрологии и стандартизации – Ростехрегулирование .

Основой НСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой трехуровневую систему :

1 уровень технические регламенты РФ (ТР ), которые устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП)

2 уровень национальные стандарты РФ (НС ), которые устанавливают требования на добровольной основе к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП).

3 уровень стандарты организаций (СТО ).

Со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» национальными признаны действовавшие на тот момент в стране государственные (ГОСТ Р ) и межгосударственные стандарты (ГОСТ) .

Переходный этап реформирования системы стандартизации РФ согласно ФЗ «О техническом регулировании» должен был закончиться в 2010 г, когда действующая НСС должна была окончательно приобрести форму и содержание в соответствии с заложенной идеей – т.е. должна возглавляться негосударственной организацией, фонд ТР должен окончательно сформироваться за 7 лет со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», и в связи с окончанием формирования фонда ТР НС будут документами сугубо добровольного применения.

Является стандартизация продукции .

Стандарт в переводе с английского - это норма, мерило, образец. Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации (НТД), определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, так и для экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Действующая система стандартизации продукции позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

  • единый технический язык;
  • унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
  • систему классификаторов технико-экономической информации;
  • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Стандартизация базируется на ряде принципов:

  • повторяемость - определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством - повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;
  • вариантность - создание рационального многообразия - обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизуемый объект;
  • системность - определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;
  • взаимозаменяемость - применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

Государственная система стандартизации

В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов:

  • ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;
  • ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;
  • ГОСТ Р 1.3-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;
  • ГОСТ Р 1.4-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;
  • ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации включают:

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизации продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

  • государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ РФ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (СТП);
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных (союзов, ассоциаций и других общественных объединений) (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Система стандартизации - совокупность правил выполнения работ по стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.

Из определения очевидно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъекта и объекта. В роли субъектов выступают участники работ по стандартизации, ключевыми из которых являются органы и службы стандартизации, а в качестве объектов - документы в области стандартизации (ДС) как носители правил процедур ее осуществления.

Одним из важнейших положений ФЗ о техническом регулировании (1.1) является установление единой системы документации по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и применения), сводов правил, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и т.д. (см. подр. 1.2).

На 1 января 2012 г. фонд документов национальной системы стандартизации включал более 25 ООО документов.

Более точно: ГОСТ - 18200; ГОСТ Р - 5956 документов; правил и рекомендаций - 1004.

Ключевыми документами являются стандарты комплекса "Стандартизация в Российской Федерации". В его составе (на 01.01.13) 16 национальных стандартов (ГОСТ Р), в том числе основополагающий стандарт ГОСТ Р. 0-2004 (2.6), определяющий основные положения системы стандартизации в стране.

В крупных странах Европы по объему он примерно такой же: в Германии - 27 179, Великобритании - 22 589, Франции - 26 544 ед. Но фонд НД, действующих в России, не ограничен только национальными стандартами. Надо учесть упомянутые выше нормы федеральных органов исполнительной власти (СанПиНы. СНиПы и пр.)

В перспективе (можно предположить, после 2020 г.) действующая система стандартизации окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в се организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда TP национальные стандарты станут документами сугубо добровольного применения.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации - "некоммерческому партнерству".

В промышленно развитых странах - членах ЕС, прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов - BSI; Немецкий институт стандартов - DIN; Французская ассоциация по стандартизации- AFNOR. Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BS1 сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR- более 3 тыс., DIN - около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором).

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Конституция РФ (п. "р" ст. 71) относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Поскольку ведение стандартов является функцией государства, то ФЗ о техническом регулировании (ст. 14) установлено, что Правительство РФ определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа. Уполномоченный орган должен быть федеральным органом исполнительной власти, который действует от имени национального органа. Постановлением Правительства (1.5) установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции национального органа но стандартизации.

Национальный орган по стандартизации осуществляет весь комплекс работ по стандартизации, начиная от разработки национальных стандартов и заканчивая их опубликованием и распространением. Национальный орган по стандартизации участвует в разработке международных и региональных стандартов и представляет Российскую Федерацию 1! международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Госстандарта входят:

  • - Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Москва);
  • - Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Санкт-Петербург);
  • - Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Ростов-на-Дону);
  • - Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Нижний Новгород);
  • - Уральское межрегиональное территориальное управление (месторасположения центрального аппарата территориального органа - г. Екатеринбург);
  • - Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Новосибирск);
  • - Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г.Хабаровск).

МТУ осуществляют технадзор как в сфере технического регулирования, так и в сфере обеспечения единства измерений.

В сфере технического регулирования МТУ осуществляют надзор за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований национальных стандартов.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Росстандарта и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Росстандарта, например, относятся ВНИИ по нормализации в машиностроении (ФГУП" ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных и методических основ национальной системы стандартизации, унификации и агрегатирования в машиностроении; ВНИИ сертификации (ФГУП ВНИИС) - головной институт в области разработки теоретических и методических основ технического регулирования и подтверждения соответствия продукции и услуг и пр.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Основная функция ТК - разработка стандартов. В настоящее время зарегистрировано 354 ТК.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении "круглого стола" участников разработки проекта стандарта, в представлении на паритетных началах мнений производителей, потребителей, общественных организаций. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Согласно ФЗ о техническом регулировании членами ТК могут быть юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" и пр.). ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 "Оценка имущества" действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 "Общие принципы и терминология"; ПК 2 "Оценка недвижимого имущества"; ПК 3 "Оценка движимого имущества"; ПК 4 "Оценка действующего предприятия"; ПК 5 "Оценка нематериальных благ".

Приказом Госстандарта (от 13.08.2010 № 3019) создан новый ТК - "Защита нрав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг". Ведение секретариата ТК поручено Российскому институту потребительских.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Деятельность по стандартизации осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация в России осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • технической и информационной совместимости;
  • взаимозаменяемости продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.

К документам в области стандартизации относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации :

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта всем заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования. Проект национального стандарта передается разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. С учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное заключение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

В Российской Федерации действует Государственная система стандартизации (ГСС), в которую входят все действующие на данный момент стандарты, органы и организации стандартизации.

ГОСТ Р - государственные стандарты, действующие на территории Российской Федерации.

ОСТ - отраслевые стандарты, распространяющиеся на область, являющейся отраслью производства определенного вида продукции.

СТП - стандарты предприятий.

СТО - стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги межотраслевого производства или применения, а также на конкретную продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности.

Соответствие продукции этим требованиям подтверждается обязательной сертификацией продукции.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам обязательны для субъектов хозяйственной деятельности, если они подтверждены договором или технической документацией изготовителя продукции. Соответствие продукции этим требованиям может подтверждаться добровольной сертификацией продукции.

Соответствие продукции требованиям государственных стандартов может удостоверяться путем маркировки продукции знаком соответствия государственным стандартам.

Субъекты хозяйственной деятельности, получившие лицензии на маркирование продукции знаком соответствия, а также сама продукция, маркированная этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Государственные стандарты принимает Госстандарт РФ, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой РФ).

Требования, устанавливаемые в государственных стандартах, могут быть как обязательными, так и рекомендательными. В этом заключается одно из принципиальных отличий стандартизации в России от стандартизации в Советском Союзе, где обязательными были все требования государственных стандартов.

Обязательные требования подлежат неукоснительному соблюдению всеми без исключения органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов. Законом РФ «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0-92 к обязательным отнесены:

требования, содержащиеся в стандарте и обеспечивающие

  • 1. безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственную безопасность и санитарные нормы;
  • 2. техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • 3. единство методов контроля и единство маркировки.
  • 4. любые требования, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Отраслевые стандарты (стандарты отраслей) устанавливаются на продукцию отраслевого производства или применения, а также на конкретную продукцию, закрепленную за соответствующим ведомством (министерством). ОСТы обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также предприятий других отраслей, применяющих эту продукцию. Отраслевые стандарты устанавливают дополнительные требования, отсутствующие в ГОСТах, которые необходимы для разработки, производства и эксплуатации продукции межотраслевого применения. ОСТы разрабатываются на отдельные потребительские товары, а также на сырье и полуфабрикаты, применяемые в отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно в целях совершенствования организации и управления производством, технологических процессов, технологической оснастки.

Требования СТП обязательны для соблюдения другими субъектами хозяйственной деятельности, если это оговорено договором.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

В зависимости от особенностей объекта стандартизации и предъявляемых к нему требований стандарты можно разделить на следующие виды:

  • · стандарты основополагающие;
  • · стандарты на продукцию, услуги;
  • · стандарты на процессы;
  • · стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования.

Объектами стандартизации здесь являются термины и определения, обозначения, общие требования и нормы, методы, размерные и параметрические ряды по основным характеристикам, общие потребительские характеристики продукции при ее изготовлении, поставке и эксплуатации.

К этому виду относятся и стандарты на системы управления качеством продукции, являющиеся организационно-методическими нормативными документами. ГОСТы устанавливают общие требования к разработке, организации и функционированию таких систем. СТП определяют особые условия деятельности предприятия, особенности продукции и технологии ее изготовления, организации производства и управления им.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Эти стандарты содержат нормы и требования для параметров конкретной продукции в зависимости от ее вида и назначения (для прочности, термостойкости, надежности, безопасности и т.д.), данные о форме и размерах готовых изделий или отдельных частей и деталей, химический состав материалов, номенклатуру марок, особенности конструктивного исполнения и основные размеры определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости.

Стандарты на процессы устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

В том числе эти стандарты устанавливают требования к маркировке товаров в целях информации покупателя об их особенностях, требования к упаковке, условиям транспортирования и хранения, обеспечивающим сохранение качества товара.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Эти стандарты регламентируют методику определения показателей свойств товара. В них указываются правила и методы отбора проб, подготовки их к испытанию и проведения испытаний, правила обработки результатов испытаний. Все это позволяет обеспечить объективность и сопоставимость результатов испытаний.

По территориальному признаку все стандарты можно разделить по следующим категориям:

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия). Поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Региональный стандарт - стандарт, принятый международной региональной организацией по стандартизации. Например, в рамках Европейского Экономического Союза (ЕЭС) существуют межправительственные организации CEN (Европейский комитет по стандартизации), CENELEC (Европейский комитет электротехнической стандартизации), ETSI (Европейский институт телекоммуникационных стандартов). Разработанные под их руководством и утвержденные ими стандарты имеют обязательный статус для стран-членов ЕЭС.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Украины (ДСУ), Германии (DIN), Российской Федерации (ГОСТ Р).

Данные категории стандартов принято применять в международной практике. Стандарт имеет распространение в пределах компетенции органа стандартизации. В России компетентными органами в области стандартизации являются ГОССТАНДАРТ России и Госстрой России.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы