МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Е. И. ЛЕВИНА
В статье исследуется зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства крупнейших зарубежных стран. Выявлены схожие механизмы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, доказавшие свою эффективность на практике.
Ключевые слова государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, опыт зарубежных стран.
Государство должно обеспечивать разработку долговременной политики для достижения стратегических целей социально-экономического развития общества и принимать соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе малого и среднего предпринимательства. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие предпринимательства в направлениях, соответствующих интересам общества. При этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства. В связи с чем, в диссертации дана структура поддержки малого и среднего предпринимательства в таких странах, как США, Канада, Германия, Франция, Индия, Италия.
Так, в США государственная стратегия развития предпринимательства определена Законом «О малом бизнесе» как всесторонняя поддержка всеми государственными организациями сектора малого предпринимательства во взаимодействии с Администрацией малого бизнеса по направлениям деятельности:
Увеличение экспортных возможностей;
Оказание помощи в трансферте технологий;
Увеличение способности к эффективной конкуренции с импортом;
Улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров и услуг;
Распространение информации о различных государственных, региональных и частных
программах, направленных на повышение конкурентоспособности МП;
Обеспечение учета и представления интересов МП на всех торговых переговорах.
Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие сектора малого предпринимательства - Администрация малого бизнеса, созданная в 1953 г., подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру Администрации малого бизнеса входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства Администрации малого бизнеса. Это дает возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния малого и среднего предпринимательства, определять эффективность деятельности Администрации малого бизнеса и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Структура государственной поддержки малого предпринимательства в США приведена на рисунке 1 .
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте США составляет 52 %, в общей занятости - 50,1 % (более 70 млн работающих), в количестве всех предприятий - 97,6 % (более 23 млн предприятий).
В США действует около 40 различных государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это технические программы, направленные на обучение и консультирование, программы финансовой поддержки, помощи в размещении контрактов, инновационные программы, административные программы.
Президент США Конгресс США
Адвокатура
Исследования и анализ Законопроекты Стратегия развития Проекты госпрограмм Лоббирование Защита интересов МП Представительство
Администрация малого бизнеса (АМБ)
Реализация госпрограмм Лицензирование полномочий Распределение ресурсов Координация работ Информация и связь Развитие инфраструктуры Международное сотрудничество
Генеральная
инспекция
Контроль деятельности Оптимизация расходов Экспертиза проектов Следственные действия Безопасность АМБ Участие в судах Кадровая служба
Региональные отделения
Уполномоченные организации
Рис. 1. Структура государственной поддержки малого предпринимательства в США
Эффективная реализация мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможна без развитой инфраструктуры поддержки. Во всех штатах и крупных городах США действуют более ста региональных отделений Администрации малого бизнеса. В крупных городах, промышленных и научных центрах созданы технопарки и бизнес-инкубаторы. Консультационные центры малого и среднего предпринимательства объединяют более десяти тысяч консультантов по различным видам деятельности, кроме того, созданы информационные центры, оказывающие комплекс информационных и коммуникационных услуг. Центры развития предпринимательства осуществляют обучение и консультирование, техническую помощь и предоставление информации, оказание услуг «в одно окно». Более семи тысяч уполномоченных частных банков и инвестиционных компаний являются участниками программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
В Канаде государственная политика поддержки предпринимательства направлена на эффективное использование ресурсов для развития сектора малого и среднего предпринимательства с ориентацией на информатизацию, применение научных знаний и высоких технологий. Поддержка малого и среднего предпринимательства направлена на освоение недостаточно развитых или новых сег-
ментов рынка и на достижение наивысшей производительности, -экономической эффективности и конкурентоспособности на мировом уровне. Инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в стране диверсифицирована между федеральными, региональными и отраслевыми организациями. Министерство промышленности Канады разрабатывает политику и стратегию поддержки, контролирует работу «Канадской сети бизнес-услуг», координируя ее с деятельностью всех государственных и партнерских организаций в соответствии с национальной инновационной программой. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Канаде приведена на рисунке 2 .
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Канады составляет 43 %, в общей занятости - 47 % (более 6,4 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,8 % (более 2,6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Государственная стратегия Канады в сфере предпринимательства призвана обеспечить устойчивое развитие предпринимательства в условиях критических изменений на внутреннем и мировом рынках, на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления с политическими, общественными и частными организациями по следующим направлениям:
Рис. 2. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Канаде
Совершенствования национальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, способной предоставить клиентам наиболее полный спектр услуг, позволяющих быстро реагировать на изменение внешней среды;
Приоритетного развития высокоинтеллектуальных сфер деятельности;
Улучшения доступа к информационным продуктам и услугам;
Упрочнения связей между предпринимателями, региональными органами управления, членами Координационного совета, партнерскими организациями и заинтересованными сторонами;
Повышения знаний о деятельности финансовых рынков в целях расширения доступа к финансовым ресурсам и более эффективного их использования;
Повышения квалификации работников и улучшения системы управления персоналом.
В Канаде действует 290 государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это технические программы, направленные на обучение и кон-
сультирование, программы финансовой поддержки, программы электронного бизнеса, инновационные программы и программы для аборигенов. Инфраструктура поддержки представлена региональными отделениями и партнерскими организациями, уполномоченными кредитно-финансовыми организациями, технопарками и бизнес-инкубаторами (150 бизнес-инкубаторов, 36 кластеров информационных технологий), социально ориентированными центрами предпринимательства (поддержка предпринимательства среди аборигенов, женщин, иммигрантов), национальной информационной сетью с сайтами по всем вопросам бизнеса. Канада обладает развитой системой поддержки и лоббирования интересов малого и среднего предпринимательства, через сеть торгово-промышленных палат, промышленных ассоциаций и международных организаций. Кроме того, действует более 100 консультационных центров, представленных технологическими и консалтинговыми фирмами.
Государственная политика Великобритании нацелена на создание лучших в мире условий раз-
вития сектора малого и среднего предпринимательства, как наиболее динамичного средства для повышения социально-экономического благосостояния страны и обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках. Для объединения разрозненных структур поддержки малого и среднего предпринимательства и повышения их эффективности, в 2000 г. было создано национальное агентство «Обслуживания малого бизнеса» (ОМБ) при Министерстве торговли и промышленности (МТП). ОМБ определяет стратегию развития предпринимательства, взаимодействует со всеми уровнями власти и управления страной, координирует деятельность всей государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и активно сотрудничает с партнерскими и общественными организациями .
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства Великобритании направлена на достижение следующих основных целей:
Повышение культуры предпринимательства и деловых отношений;
Активизация процессов зарождения новых предприятий, создание условий для их ускоренного развития и дальнейшего роста;
Улучшение доступа к финансовым ресурсам;
Развитие предпринимательства в депрессивных районах и в отдельных социальных группах (женщины, национальные меньшинства, инвалиды и др.);
Привлечение предпринимателей к активному использованию государственных служб (информация, маркетинг, госзаказы, финансирование, экспорт и др.);
Разработка более эффективных мер государственной политики и регулирования предпринимательской деятельности, способствующих развитию предпринимательства;
Повышение уровня исследований рынка малого и среднего предпринимательства и оценки его состояния.
Структура поддержки малого и среднего предпринимательства в Великобритании представлена на рисунке 3.
Премьер-министр
Взаимодействие с государственными, региональными и местными органами власти и управления
^Информационные ^
агентства Кредитные организации Гарантийные фонды
Венчурные фонды Инвестиционные
компании
Министерство торговли и промышленности (МТП)
Стратегический совет ОМБ
Политика и стратегия Контроль реализации Утверждение планов Утверждение отчетов
Агентство ОМБ
Оценка состояния МСП Координация работ Информация и связь Защита интересов МСП
Общественный
Лоббирование Правовая экспертиза
Предложения Групповые интересы
Региональные отделения и партнерские организации
Подчиненные и уполномоченные организации
Территориальная инфраструктура
В Великобритании действует 28 государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это технические программы, направленные на обучение и консультирование, программы помощи в размещении контрактов, финансовой поддержки, инновационные программы. Инфраструктура поддержки представлена региональными отделениями и партнерскими организациями, уполномоченными кредитно-финансовыми организациями, технопарками и бизнес-инкубаторами (220 бизнес-инкубаторов, 154 кластера, 97 технопарков и исследовательских центров), социально ориентированными центрами предпринимательства (поддержка предпринимательства среди женщин, национальных меньшинств), национальной информационной сетью специализированной по тематике и связанной с региональными центрами .
Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства в Японии была пересмотрена после кризиса 1990 г., изменен «Закон о малом и среднем предпринимательстве», увеличены размеры предприятий и уставные фонды. Основными целями стали: повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий, улучшение доступа к ресурсам, активизация инновационной деятельности, ускорение создания новых предприятий, расширение взаимопомощи в предпринимательской среде. Высшим государственным органом, ответственным за стратегию развития малого и среднего предпринимательства, осталось Министерство экономики, торговли и промышленности. В нем образован «Совет по политике в отношении малого и среднего предпринимательства», и в 2001 г. в целях улучшения координации работы всей государственной структуры поддержки предпринимательства, было создано «Агентство малого и среднего предпринимательства» в составе Министерства экономики, торговли и промышленности .
Государственная стратегия развития предпринимательства, начиная с 2000 г., направлена против замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2 % в год) и снижения деловой активности сектора малого и среднего бизнеса. В середине 2002 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а также следующие меры в отношении малого и среднего предпринимательства:
Введение системы гибкого управления экономикой;
Усиление поддержки инновационной деятельности;
Усиление устойчивости и развитие систем экономической безопасности;
Улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе;
Списание задолженности по незавершенным займам;
Увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг;
Облегчение доступа к финансовым ресурсам и к акционерному капиталу;
Повышение взаимодействия структур поддержки и развития.
Государственная политика нацелена на создание лучших в мире условий развития сектора малого и среднего предпринимательства, как наиболее динамичного средства для повышения социально-экономического благосостояния страны и обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках. Для объединения разрозненных структур поддержки предпринимательства и повышения их эффективности, в 2000 г. было создано национальное агентство «Обслуживания малого бизнеса» при Министерстве торговли и промышленности, которое определяет стратегию развития предпринимательства, взаимодействует со всеми уровнями власти и управления страной, координирует деятельность всей государственной инфраструктуры поддержки и активно сотрудничает с партнерскими и общественными организациями.
В Японии действует около 30 государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это информационные, обучающие, консультационные программы, программы финансовой поддержки, инновационные программы и программы помощи в размещении контрактов. Предпринимательские организации взаимодействуют с общественным советом при Министерстве торговли и группой независимых экспертов, разрабатывающих рекомендации по дерегулированию экономики для правительства. Сеть информационных центров специализирована по тематике и связана с региональными отделениями, партнерскими организациями и региональными агентствами развития. В Японии существуют 47 центров женского бизнеса и 51 центр для национальных меньшинств. В крупных городах, портах и промышленных центрах расположено более 60 агентств поддержки экспорта. Поддержку предпринимательства осуществляют около 500 кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков. Более 10 уполномо-
ченных кредитных организаций имеют отделения в крупных городах, промышленных и сельскохозяйственных центрах. Центры развития предпринимательства оказывают услуги по принципу «одно окно», осуществляя обучение и консульти-
рование, предоставляя информационную и техническую поддержку .
Структура государственной поддержки малого предпринимательства в Японии приведена на рисунке 4.
Премьер-министр
Министерство экономики, торговли и промышленности (МТП)
Агентство МСП
Департамент деловой среды МСП
Исследование и анализ Разработка политики Правовая экспертиза Международные связи Доступ к финансам
Департамент поддержки МСП
Структуры поддержки Координация работ Технологические исследования
Информация и связь Партнерские связи
Уполномоченные кредитные организации
Кредитование, гарантии, экспертиза, инвестиции, местные структуры
Японская корпорация МСП
Финансирование, страхование кредитов, модернизация, исследования, пенсионная помощь, гарантийные фонды, инновации и НИОКР
Поддержка общественных организаций
Рис. 4. Структура государственной поддержки малого предпринимательства в Японии
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Японии составляет 51,6 %, в общей занятости - 69,5 % (более 31 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,2 % (более 6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Во Франции государственная политика направлена на создание и рост новых предприятий малого и среднего предпринимательства, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельно-
сти, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания предпринимательства с целью повышения экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с регионами и финансируется ими в равных долях, с привлечением средств из фондов ЕС и частного капитала. Программы реализуются государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов,
экономики и промышленности решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден «Банк развития малого и среднего предпринимательства» и в Министерстве финансов создан «Департамент по делам малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связям с потребителями» .
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Франции составляет 49,8 %, в общей занятости - 56,6 % (более 13 млн работающих), в количестве всех предприятий - 97,6 % (2,9 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:
Совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов; стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей;
Улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития;
Дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до 9 млрд евро;
Всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Франции приведена на рисунке 5.
Совет социальноэкономического развития
Анализ и оценка ситуации Разработка предложений Оценка состояния МСП Защита интересов МСП Взаимодействие с государственными и общественными организациями
Министерство финансов
Реализация политики Ресурсное обеспечение Исследование и анализ Взаимодействие Контроль
Банк развития МСП
Департамент МСП
Организация работ Оценка ситуация Правовая среда Исследования Информатизация Контроль программ
Во Франции работают 44 базовые государственные программы, в том числе программы Евросоюза, финансовой поддержки, размещения контрактов, специальные инновационные программы, программы обучения и консультирования. Во всех регионах страны действуют 256 региональных отделений Департамента по делам малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями. Около 600 центров развития предпринимательства и консультационных центров оказывают услуги по обучению, консультированию, технической помощи и предоставлению информации. Действует более 800 структур общественной поддержки и защиты интересов предпринимательства: промышленные ассоциации, ассоциации потребителей, торговые конфедерации, торгово-промышленные палаты. Во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах расположены бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, экспортные агентства. Созданы социально-ориентированные центры
предпринимательства для ветеранов, инвалидов.
Государственная политика Германии в области поддержки предпринимательства осуществляется в рамках структурных реформ «Повестка дня 2010», направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сек-
тора малого и среднего предпринимательства, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетные направления поддержки инновационной деятельности, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости (особенно в землях бывшей ГДР). Финансовая поддержка в равных долях выделяется на федеральном и земельном уровнях, преимущественно - в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малому и среднему предпринимательству. На эти же цели направляются значительные средства Евросоюза и могут привлекаться частные инвестиции. Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализации этой политики возложена на Федеральное министерство экономики и труда, в котором всеми оперативными вопросами в отношении малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки предпринимательства занимается «Генеральный директорат - VIII» .
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии приведена на рисунке 6.
Парламентская Комиссия по предпринимательству
Законопроекты Правовая экспертиза Взаимодействие с государ ственными и общественными организациями Защита интересов МСП
Уполномоченные государственные и частные партнерские организации (банки, фонды, страховые компании, исследовательские институты и др.)
Федеральное министерство экономики и труда
Генеральный директорат VIII
Оценка ситуации Предложения Правовая среда Исследования МСП Реализация политики Контроль программ Координация работ
Земельные
министерства
Партнерские
организации
Территориальная инфраструктура поддержки
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:
Обеспечение условий для развития и роста численности «среднего класса»;
Повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;
Создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;
Усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;
Снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
Стимулирование делового и инновационного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Германии составляет 57 %, в общей занятости - 69,3 % (20 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,3 % (3,2 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Германия обладает развитой инфраструктурой поддержки предпринимательства. Действуют более 40 различных программ государственной поддержки: технические, финансовой и инвестиционной поддержки, поддержки стартующих предприятий, самозанятости, женского и молодежного предпринимательства. Во всех землях и крупных городах действуют региональные отделения и партнерские организации Генерального директората.
Государственная политика Италии в отношении предпринимательства постоянно совершенствовалась с ростом понимания социально-экономической значимости сектора малого и среднего предпринимательства, что подтверждается последовательностью принятия некоторых правовых актов, направленных на расширение возможностей для роста и развития сектора предпринимательства:
1952 г. - «О создании центральной службы кредитования МСП (Медиокредито Чентрале)»;
1965 г. - «О содействии в приобретении нового оборудования»;
1977 г. - «О кредитовании и страховании экспорта»;
1981 г. - «О создании экспортных консорциумов МСП»;
1982 г. - «О создании Фонда технологических инноваций и Фонда ремесленнических проектов»;
1990 г. - «О создании совместных предприятий за рубежом с участием итальянских МСП»;
1994 г. - «О помощи начинающим предприятиям и стимулировании реинвестирования прибыли».
С 2000 г. постепенно была значительно расширена компетенция регионов как в части правового обеспечения предпринимательства, так и в создании, развитии и управлении инфраструктурой поддержки (учебные и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.), выведенной из-под непосредственного контроля соответствующих министерств.
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства определяется рядом правовых актов, направленных на реализацию следующих мер:
Содействие экономическому развитию регионов (особенно южных);
Поддержка развития НИОКР и трансферт новых технологий;
Повышение конкурентоспособности продукции МСП на мировых рынках;
Развитие производственно-технологической кооперации в рамках территориально-производственных комплексов с большим количеством МСП;
Содействие интернационализации итальянских МСП;
Помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий.
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Италии составляет 55 %, в общей занятости - 71 % (15,3 млн работающих), в количестве всех предприятий - 99,2 % (3,6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей).
В Италии работают программы поддержки малого предпринимательства по инициативе Евросоюза в комплексе с государственными, региональными и местными программами, направленные на помощь в развитии экспорта, финансовую поддержку, специальные и инновационные программы. Существует около 500 структур общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего предпринимательства .
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Италии приведена на рисунке 7.
Национальный совет по экономике и занятости
Парламент
Премьер-министр
Министерство экономики и финансов
Министерство
промышлен-
Министерство инноваций и технологий
Другие министерства и комитеты
Лоббирование интересов МСП
Предпринимательские, профессиональные и отраслевые общественные организации
Координируемая деятельность специализированных структур:
агентства, компании, фонды и кредитно-финансовые институты (инновации, технологии, информатизация, ремесленничество, кредиты, страхование, экспорт, обучение и др.)
Рис. 7. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
В Индии государственная политика социально-экономического развития страны основана на индустриализации и росте занятости, связанных с расширением и усилением сектора малого и среднего предпринимательства. Для этого объединяются усилия всех правительственных, институциональных и частных партнеров, направленных на привлечение инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры и предоставление необходимой правовой, финансовой, технической и организационной поддержки этому сектору. В связи с обширностью территории и неразвитостью многих регионов, в 2001 г. были организованы: Министерство малой промышленности по развитию промышленных малых и средних предприятий, и Министерство сельской индустрии по развитию малых и средних предприятий в сельских и глубинных районах страны .
Государственная стратегия развития малого и среднего предпринимательства в стране связана с всесторонней поддержкой всеми органами власти деятельности предпринимателей по следующим основным направлениям:
Повышение конкурентоспособности индийских малых и средних предприятий на основе расширения государственных и частных инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры;
Облегчение доступа на мировые рынки путем координации усилий всех правительственных структур, институциональных партнеров и частного сектора;
Стимулирование инновационных процессов, обеспечение финансовой и технологической поддержки в целях развития экспорта продуктов и услуг, базирующихся на научных разработках и высоких технологиях (фармакология, биотехнологии, информационные технологии, программное обеспечение и др.);
Развитие региональных объединений малых предприятий в форме кластеров при одновременном упрочнении связей между малыми и крупными предприятиями;
Развитие промышленности в сельских и отдаленных районах страны с одновременным расширением в них гражданского строительства.
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте Индии составляет 6,9 %, в общей занятости - 4,5 % (20 млн работающих), в количестве промышленных предприятий -97,6 % (3,6 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей) .
Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Индии приведена на рисунке 8.
Национальный совет по предпринимательству
10-летнее планирование Цели и приоритеты Координация усилий Реструктуризация Ресурсное обеспечение
Парламент
Координационный совет МСП
Взаимодействие государственных, партнерских и общественных организаций. Лоббирование интересов МСП Стратегия развития МСП Экспертиза правовых актов Рекомендации Правительству
Министерство малой промышленности (ММП)
Реализация государственной политики
Инфраструктура МСП Ресурсное обеспечение Исследование и анализ
Министерство сельской индустрии (МСИ)
Государственные
организации
Доступ к финансам Техническая помощь Информация и связь
Субконтрактация Партнерские связи
Региональные подразделения и партнерские организации
Территориальная инфраструктура поддержки
Рис. 8. Структура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Индии
Таким образом, изучив зарубежный опыт крупнейших стран, можно выявить схожие механизмы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, уже доказавшие свою эффективность на практике. В России инфраструктура поддержки предпринимательства только начинает свое развитие. Для ее успешного формирования необходимо изучение и применение на практике опыта стран, успешно реализующих программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. иЯЬ: www.ovsem.com
2. иЯЬ: www.nalog.ru
3. иЯЬ: www.isse.ru
4. иЯЬ: www.rcsine.ru
5. иЯЬ: www.giac.ru
6. иКЬ: www.regadm.tambov.ru
MECHANISMS OF THE STATE SUPPORT
OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES
In article foreign experience of the state support of small and average business of the largest foreign countries is investigated. Similar mechanisms of stimulation of development of the small and average business, proved the efficiency in practice are revealed.
Key words: the state support, small and average business, experience of foreign countries.
Введение
В зарубежных странах поддержка малого предпринимательства со стороны государства является одной из особо значимых функций, так как малые предприятия формируют существенную долю налоговых поступлений в бюджет, поддерживают создание значительной части рабочих мест. При этом в развитых странах государство ставит свою задачу не в том, чтобы поддержать малый бизнес любой ценой или для передачи им финансовые, материальные и иные ресурсы, а в том, чтобы создать правовые, экономические и организационные условия для их функционирования в высоко конкурентной рыночной среде.
Малые и средние предприятия становятся особо важным ключевым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого нереально обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетающей разные формы собственности и адекватной им модели хозяйствования, в которой реализуется синтез конкурентного и рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
За прошедшие десятилетия наглядно видно, что малый бизнес активно внедряется в инновационный процесс. Кроме того, малый бизнес способствует формированию среднего класса, составляющего в мировой хозяйственной системе значительную часть экономически активного населения. Именно с развитием функций малого и среднего бизнеса связано возрастание его роли в экономике ведущих западных стран.
Так как именно инновационная экономика, ядро которой составляют конкурентоспособный малый и средний бизнес, обеспечивает экономическое развитие и достойное представительство страны на мировых рынках, в развитых странах особое внимание уделяется инфраструктуре поддержки, которая должна быть способна оказать квалифицированную помощь всем тем предприятиям, которые могут успешно внедрять новшества и действовать на международных рынках.
Предпринимательство во Франции
Так, например, во Франции, где малое производство исторически занимает наиболее важное место в экономической системе, а инфраструктура поддержки формировалась в ходе их развития и менялась вслед за их потребностями, высока роль государства, которое традиционно играет большую роль в экономике страны и ее регулировании.
Являясь одной из самых прогрессирующих стран Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования малого бизнеса в высоко конкурентной рыночной среде. Инфраструктура поддержки данного сектора экономики создавалась во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон.
Во Франции около половины предприятий относятся к малому бизнесу. Всего же в стране в настоящее время насчитывается более 3 млн. малых предприятий. Для малого предпринимательства Франции характерны крепкие связи с крупными компаниями. Когда-то из многопрофильных фирм выделялись подразделения, которые преобразовывались в дочерние или независимые малые бизнесы. Сейчас же многие малые компании продолжают группироваться вокруг крупных в качестве субподрядчиков: поставщиков комплектующих, технических, ремонтных услуг.
Объединение французских предприятий MEDEF (Mouvement des Entreprises de France) было создано в 1998 году для того, чтобы защитить на национальном уровне интересы предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и сферы услуг. В настоящее время MEDEF - самая влиятельная организация предпринимателей Франции. В ее состав входит, в том числе Общая конфедерация малых и средних предприятий Франции CGPME, в ряды которой, в свою очередь, входят 820 тыс. предпринимателей. Отдельное подразделение MEDEF - MEDEF International координирует, представляет и продвигает интересы французских предпринимателей на зарубежных рынках. С 2005 года MEDEF возглавляет Лоренс Паризо (Laurence Parisot), которую относят к числу самых влиятельных женщин во Франции.
Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 году объединившая Французское Национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. OSEO финансирует малые инновационные проекты. Организация также выступает гарантом-поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами. Банки в данном случае тоже несут определенные риски за предоставленный кредит, так как гарантия покрывает лишь его часть - около 40%. Гарантия может достигать и 70% от суммы кредита, если речь идет об очень рискованном этапе жизни малого предприятия - моменте его создания. Система господдержки эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими.
Также во Франции особую значимую роль имеет Ассоциация содействию развития промышленности (APRODI), созданная при министерстве промышленности и торговли и занимается поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий. При этом все расходы на обучение, связанные с подготовкой кадров, государство старается брать на себя. Также существует специальная картотека, куда могут обратиться представители малого бизнеса и заручиться поддержкой найденного партнера.
Так как малые предприятия играют особо ключевую роль в создании новых рабочих мест, поддержка малого бизнеса является одной из приоритетных задач французского Правительства. Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, систему гарантирования кредитов, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.
Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы по ставке 19%, в отличие от стандартной ставки 33%. Эти предприятия уплачивают НДС, но не ежемесячно, как остальные, а ежеквартально. Вновь созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых 2 лет работы полностью освобождаются от налога на доходы, и, только начиная с 6 года существования, выплачивают этот налог в полной мере. Если открыть собственный бизнес во Франции решает безработный, то система бонусов еще существеннее. Освобождение от налогов продлевается на три года вместо двух, также бесплатно предоставляются консультации специалистов по бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим вопросам. Выдаются льготные кредиты и субсидии, чтобы купить готовый бизнес во Франции. Для предприятий, которым угрожает банкротство, разработана система мер по его предотвращению. Для этого даже создано специальное агентство, которое оказывает консультационные услуги бизнесменам, либо выкупает фирму в государственную собственность. В каждом регионе Франции расположены свободные экономические зоны, в которых условия для ведения бизнеса оптимальны. Кроме этого муниципальные и частные фонды занимаются всесторонней поддержкой малого предпринимательства, и получают за это льготы по уплате налогов.
Во Франции банки имеют обязательство перед государством сообщать обо всех крупных переводах за пределы страны и о сделках с недвижимостью. В случае нарушения законодательства осуществляется уголовный контроль, цель которого выявление финансовых махинаций. Штрафы, предусмотренные для особо злостных нарушителей закона, недоплативших в бюджет значительные суммы налогов, являются жесткой мерой наказания и составляют 40 тысяч евро и тюремное заключение сроком на 5 лет.
Государственная программа, поддерживающая частный бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм. Более того, мелкий бизнес оказывает достаточно конкурентоспособные услуги, производство оснащено современным оборудованием, используются новейшие технологии и материалы. Для сравнения, еще 20-30 лет назад открыть свое дело могли единицы, при этом о покупке нового оборудования не шло речи. Максимум, что мог себе позволить владелец небольшого предприятия, это списанные устаревшие станки. Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, бензоколонка включает маленький магазинчик. Сейчас купить бизнес во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок. Авторитет хозяев мелких лавочек, автозаправок или парикмахерских столь высок, что они могут влиять на мнения и предпочтения жителей во время выборов.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0 | о роли малого бизнеса в развитых странах. Рассмотрим состояние малого бизнеса еще в двух странах. Именно на примерах этих стран можно проследить зависимость состояния экономики от развития малого бизнеса. И, если в Китае получает поддержку и бурно развивается, то во Франции наоборот, малый бизнес теряет поддержку.