04.08.2021

Анализ развития интегрированного подхода в закупочной логистике. Смотреть страницы где упоминается термин логистика интегрированная Что такое интегрированная логистика


Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

  • 1. новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия;
  • 2. реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм - логистических сетей;
  • 3. технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников.

Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На Рис.1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции.

Рис.1

А - финансовый поток, обслуживающий снабжение (поставщиков);

В - поставка комплектующих, материалов;

С - продвижение товарного потока;

D - выручка от реализации продукции и услуг.

Интегрированная логистика позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса и государства.

На максимизацию прибыли будут влиять такие факторы,

  • 1. как конкурентная позиция (позиционирование),
  • 2. конкурентная цена,
  • 3. низкие издержки
  • 4. и структура отрасли.

Интегральная ответственность за уровень издержек связана в этом случае не то только внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков. Управление базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс (интегрированную логистику) с целью предотвращения нерациональных потерь материальных и других ресурсов. Однако, большинство российских предприятий управляется на основе традиционных методов и не приспособлено к извлечению дополнительного эффекта от логистики.

Таким образом, логистику предприятия можно рассматривать как интегрированный процесс по обеспечению создания потребительной стоимости с наименьшими затратами.

До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых странах, неизбежно приводит нас к переосмыслению роли интегрированной логистики. С этой точки зрения интегрированная логистика имеет следующие особенности, которые оказывают прямое воздействие на эффективность:

  • - формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
  • - сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе;
  • - возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги.

Существующий экономический механизм на предприятиях сосредотачивает внимание преимущественно на процессах, происходящих внутри предприятия. Его цель - доведение до максимума разницы в цене между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников. Цепочки ценностей (логистические цепочки) содержат пять областей эффективности:

  • - связь с поставщиками;
  • - связь с потребителями;
  • - технологические процессы внутри одного подразделения;
  • - логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;
  • - логистические связи между предприятиями в логистической цепочке.

Системы предприятий, построенные по этому типу, нацелены на существенное снижение затрат за счет ускорения оборачиваемости капитала, сокращения времени выполнения заказов, координацию работы с сетью поставщиков.

С точки зрения интегрированной логистики модель функционирования предприятия, построенная по критерию «В2В» («бизнес для бизнеса») будет выглядеть следующим образом:


Рис.2 Модель интегрированной логистики: В2В.

Анализ приведенных схем позволяет выделить ключевые сферы компетентности логистики, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия или группы предприятий Компании мирового класса обычно демонстрируют результаты выше среднеотраслевых во всех важных сферах компетентности, но стремятся к особым достижениям лишь в нескольких очерченных руководством ключевых областях.

Как правило, среди ключевых сфер компетентности логистики выделяют следующие (см. Рис. 3):

  • - управление запасами;
  • - транспортировка;
  • - логистическая информация;
  • - логистическая инфраструктура;
  • - складское хозяйство, грузопереработка и упаковка.

Рис.3 Ключевые сферы компетентности интегрированной логистики.

Фирмы, достигшие стратегических преимуществ
благодаря компетентности в логистике, определяют
характер конкуренции в своих отраслях?

Д. БАУЭРСОКС, Д. КЛОСС

Современная экономика России все в большей степени поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы новой экономики характеризуются эффектом интеграции, вызванным существенным снижением затрат и качеством обслуживания потребителей.

Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия развития экономики России настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системыинтегрированной логистики .

Наиболее ярко это проявляется не только в межфункциональной координации внутри фирмы, но и преодолением межфирменных, межотраслевых границ в эффективных интегрированных логистических цепочках.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

  1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.
  2. Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.
  3. Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников. Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На рис. 1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции.

А – финансовый поток, обслуживающий снабжение (поставщиков)
В – поставка комплектующих, материалов
С – продвижение товарного потока
D – выручка от реализации продукции и услуг

Интегрированная логистика позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса и государства. На максимизацию прибыли будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, низкие издержки и структура отрасли. Интегральная ответственность за уровень издержек связана в этом случае не то только внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков. Управление базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс (интегрированную логистику) с целью предотвращения нерациональных потерь материальных и других ресурсов. Однако, большинство российских предприятий управляется на основе традиционных методов и не приспособлено к извлечению дополнительного эффекта от логистики. Таким образом, логистику предприятия можно рассматривать как интегрированный процесс по обеспечению создания потребительной стоимости с наименьшими затратами. До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых странах, неизбежно приводит нас к переосмыслению роли интегрированной логистики. С этой точки зрения интегрированная логистика имеет следующие особенности, которые оказывают прямое воздействие на эффективность:

  • формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
  • сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе;
  • возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги.

Существующий экономический механизм на предприятиях сосредотачивает внимание преимущественно на процессах, происходящих внутри предприятия. Его цель – доведение до максимума разницы в цене между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников. Цепочки ценностей (логистические цепочки) содержат пять областей эффективности:

  • связь с поставщиками;
  • связь с потребителями · технологические процессы внутри одного подразделения;
  • логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;
  • логистические связи между предприятиями в логистической цепочке.

Системы предприятий, построенные по этому типу, нацелены на существенное снижение затрат за счет ускорения оборачиваемости капитала, сокращения времени выполнения заказов, координацию работы с сетью поставщиков. С точки зрения интегрированной логистики модель функционирования предприятия, построенная по критерию «В2В» («бизнес для бизнеса») будет выглядеть следующим образом:

Анализ приведенных схем позволяет выделить ключевые сферы компетентности логистики, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия или группы предпрятий Компании мирового класса обычно демонстрируют результаты выше среднеотраслевых во всех важных сферах компетентности, но стремятся к особым достижениям лишь в нескольких очерченных руководством ключевых областях.

Как правило, среди ключевых сфер компетентности логистики выделяют следующие (см. Рис. 3):

  • управление запасами;
  • транспортировка;
  • логистическая информация;
  • логистическая инфраструктура;
  • складское хозяйство, грузопереработка и упаковка.

Рис.3 Ключевые сферы компетентности интегрированной логистики

Из Рис. 3 видно, что логистика направлена на достижение высокого качества обслуживания потребителей на основе интеграции ключевых компетенций. Это позволяет выработать современные технологии логистического менеджмента и добиться высокого уровня конкурентоспособности. Успехи в каждой из указанных сфер имеют смысл только в том случае, если они обеспечивают повышение общей эффективности интегрированной логистической системы. Особо следует выделить логистическую информацию, которая составляет важнейший стратегический ресурс логистики. Использование электроники позволяет снизить издержки логистики благодаря более эффективному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации. Классики интегрированной логистики Д. Бауэрсокс и Д. Клосс справедливо подчеркивают: – Фирмы с передовыми логистическими системами считают, что дешевле с помощью информации искать оптимальные решения, чем осуществлять неоптимальные перемещения запасов?. Информационные ресурсы интегрированной логистики мы представляем в виде своеобразного «дерева», состоящего из 12 базовых элементов. (см. Рис. 4)

Forlog Services SA управляет всей цепочкой поставки оборудования

Компания Forlog Services SA является одной из немногих действующих в России компаний, способной предоставить полный спектр услуг по управлению материально-техническим снабжением предприятий. Изначально компания создавалась как центр контроля поставок медицинского оборудования в Россию, в рамках международного проекта. Организаторы: Международный банк и Фонд «Российское Здравоохранение». К исполнителю проекта Международный банк выдвинул следующие требования:

  • обязательное наличие передовой информационной системы;
  • отслеживание поставки должно проходить в режиме реального времени;
  • все стадии документооборота должны быть учтены и контролируемы;
  • по запросу Фонда «Российское Здравоохранение» должны даваться отчеты любой формы и сложности на основании реальной оперативной информации.

Компания осуществляла контроль всей цепочки поставки оборудования, начиная от поставщика, до конечного получателя. После раскомплектации на региональном складе, оборудование доставлялось конечному получателю определенного региона России.

Поставленные Международным банком задачи были решены Российской компанией «ИнтегПрог-Сервис», которая провела комплекс работ по созданию логистической информационной системы контроля поставок с использованием разработок французской фирмы «Data Dynamic Systems».

Система контроля, разработанная на базе «Pro Shipper Data» позволяет полностью отслеживать последовательность контрольных событий, обусловленных географическим перемещением груза и изменением его состояния, начиная от отправки всей поставки поставщиком и заканчивая получением отдельной партии товара заказчиком. Кроме того, система позволяет отслеживать финансовую информацию по товару: учитывается не только стоимость товара, но и связанные с ним дополнительные расходы.

Именно инструментарий интегрированной логистики наиболее полно обеспечивает стабильность предприятия в рыночной среде, обеспечивая эффективный выбор и комбинацию ключевых компетенций.

Таким образом, достижение стратегических целей современного предприятия возможно только при интеграции функций логистики.

Перевод экономики России на рыночные отношения диктует необходимость пересмотра существовавших при планово-административной системе хозяйствования принципов государственного управления размещением поставок продукции для федеральных государственных нужд. При выборе номенклатуры комплектующих и материалов при создании комплексов, систем, образцов техники должны решаться задачи:

удовлетворения потребностей всех государственных заказчиков в процессе эксплуатации, ремонта и технического обслуживания продукции меньшим количеством запасных частей, комплектующих изделий и материалов;

  • снижение затрат на закупку продукции на основе развития конкуренции среди поставщиков;
  • поддержка отечественных производителей и поставщиков продукции для государственных нужд;
  • сокращения закупок импортной продукции и расширения экспорта российской продукции;
  • оптимального перераспределения запасов предметов снабжения, находящихся на складах, между различными государственными заказчиками и регионами.

Одно из направлений по реформированию экономики России, прежде всего военно-промышленного комплекса, лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистики: «поставки-производство-складирование-транспортировка-сбыт» в рамках решения указанных задач.

Для достижения этих целей особое значение приобретает информационная интегрированнная логистическая поддержка, позволяющая на всех этапах жизненного цикла изделий эффективно управлять формированием и выполнением заказов. По-существу, речь идет о придании промышленности, транспортным системам страны новых качеств, которые призваны обеспечивать интеграцию работы государственного и частного сектора экономики на основе межотраслевой логистической координации.

При этом мы учитываем и мировой опыт применения интегрированной логистики. После Второй мировой войны логистика становится приоритетным направлением в функционировании не только ВПК США, Японии, стран Западной Европы, входящих в НАТО, но и предприятий гражданского сектора экономики. Наиболее важными новшествами в промышленности и военной сфере явился переход от управления организацией, ориентированного на определенный продукт или военную систему «род войск-оружие», к управлению с ориентацией на функцию. Эта тенденция имела революционизирующий характер, как в промышленности, так и в сфере военного планирования.

Последствием ориентации на функцию является тенденция к большей централизации и координации в едином центре . Именно этому подходу мы обязаны возникновению современной экономики «золотого миллиарда». На деловую активность и конкурентоспособность предприятий оказывает существенное влияние функциональная диверсификация , которая вырастает из внедрения технологических нововведений, которых так не хватает, прежде всего, российским промышленным предприятиям. Она принимает форму интеграции предприятий, занятых на последующих стадиях изготовления того или иного продукта в рамках одной отрасли, либо между предприятиями смежных отраслей.

В этом случае предприятия авиапромышленности будут заинтересованы не только в изготовлении авиационной техники, поставки ее по лизингу, но и в эффективной ее эксплуатации в авиакомпаниях. Наиболее существенной особенностью данного подхода является устранение традиционных функциональных структур в гражданских и военных ведомствах, деловых предприятиях и государственных унитарных предприятиях и замена их логистической функциональной диверсификацией. Динамика возможных изменений при применении горизонтальной, вертикальной и логистической интеграции представлена в таблице 1.

Метод управления, ориентированный на продукт, препятствует быстрому техническому прогрессу. Стратегическая политика компаний все в большей степени будет зависеть не от высокого качества выпускаемого в настоящее время продукта, а от внедрения нововведений на основе механизма интегрированной логистики. Решающим вопросом для любого предприятия отрасли будет поиск новых сфер деятельности. Это обязательно приведет к взаимодействию с предприятиями других отраслей.

В настоящее время в России предпринимаются определенные шаги по внедрению CALS-технологий, которые рассматриваются как инструмент организации и информационной поддержки всей цепочки участников по созданию, производству и реализации продукции на всех этапах жизненного цикла. Это позволяет сокращать издержки производства и эксплуатации, повышать уровень сервиса. Эффективное применение этого инструментария возможно на базе интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся «ядром» концепции CALS-технологий. С помощью ИЛП достигаются следующие цели:

  • обеспечение влияния на разработку и последующую оптимальную реализацию проекта;
  • планирование и оперативное уточнение выделяемых ресурсов;
  • поставка ресурсов;
  • обеспечение ресурсами с минимальными затратами в течение всего жизненного цикла.

Интегрированный процесс поставок обеспечивает выбор комплектующих, кодирование изделий и запчастей, планирование

Таким образом, интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) – это информационно-организационное сопровождение послепроизводственных стадий ЖЦИ: закупка, поставка, внедрение в эксплуатацию, сервисное обслуживание, включая поставку запчастей. Цель ИЛП – постоянное совершенствование процессов во всех звеньях логистической цепочки, сокращение затрат и поддержание изделия (например, воздушного судна) в исправном состоянии.МО США на одном из семинаров в России представило 14 новых приоритетов технологических концепций. Среди них – разработка единой информационной системы логистики для вооруженных сил США и НАТО. Правительством РФ осуществляется комплекс мер по созданию программно-технической базы внедрения CALS – технологий в различных отраслыя промышленности (авиапромышленности, судостроении).

Министерству промышленности, науки и технологий совместно с Министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами в условиях реструктуризации органов государственного управления необходимо выработать эффективные механизмы управления поставками авиационной техники, запчастей и оказанию сервисных услуг на базе современных информационных технологий. Основу построения такого механизма мы видим в применении интегрированной логистики. При этом информационно-логистические центры должны играть стратегическую роль в функционировании отраслей, превратиться в аналитический инструмент управления и контроля «критических точек» межотраслевого взаимодействия.

Ключевые слова

ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / LOGISTICS / INTEGRATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шиндина Татьяна Александровна, Салимоненко Екатерина Николаевна

Интеграция является процессом взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов. В процессе интеграции решается одна из главных функций логистики снижение общих издержек. В данной работе рассмотрены некоторые особенности интеграционной логистики , присутствующие сегодня при решении задач в предпринимательских структурах. Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции . Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а также графики Ганта. Объединение операций и функций, по мнению авторов, приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например снабжение, производство, оказание услуг, сбыт.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шиндина Татьяна Александровна, Салимоненко Екатерина Николаевна

  • Организация деятельности в современном электроэнергетическом комплексе России

    2013 / Салимоненко Екатерина Николаевна, Шиндина Татьяна Александровна
  • Генезис и современное состояние логистической интеграции в условиях глобализации экономики

    2014 / Кузменко Юлия Геннадьевна, Левина Алена Борисовна, Шмидт Андрей Владимирович
  • Логистика закупок: теория и практика реализации (на примере строительной отрасли)

    2014 / Шиндина Татьяна Александровна, Шиндин Евгений Владимирович
  • Методология логистической интеграции торгового обслуживания с позиции уровневого системного подхода

    2014 / Кузменко Юлия Геннадьевна, Левина Алена Борисовна, Воложанин Владимир Владимирович
  • Управление интегрированными межкорпоративными логистическими системами в условиях цифровой экономики

    2019 / Гвилия Н.А., Парфёнов А.В., Шульженко Т.Г.
  • Интеграция функций контроллинга и логистики в цепи поставок

    2018 / Боргардт Елена Алексеевна, Шмырева Анна Владимировна
  • Логистический подход к организации снабженческо-сбытовой деятельности в интегрированных производственных структурах

    2010 / Щеголева Т. В., Белоусова Ю. Г.
  • Концептуальные основы интегрированной логистики

    2017 / Федотова И.В.
  • 2014 / Демченко Александр Иванович
  • Модели и методы эффективного управления хозяйственными образованиями в региональных промышленных комплексах

    2014 / Бутрин Андрей Геннадьевич

Integration is a process of mutual adaptation, expansion of industrial, economic cooperation, the form of business life internationalization, combining economies of several entities. One of the main logistics functions, namely, the reduction of combined costs is solved in the process of integration . This paper considers some features of integrated logistics , which are present when solving problems in business entities. The integration of management of individual operations and functions, not combined in a single process, is typical for the operational level of integration . Each of the structural units has local targets and indicators of performance evaluation, isolated from the assessment of their impact on the conditions and performance results of other units or services of the enterprise. The basis for work arrangement at the operational level is a step-by-step process map or the description of business processes, as well as Gant charts. The combination of operations and functions, according to the authors, leads to a limited extent integrated functional areas, such as inventory management , procurement management , storekeeping and materials handling, manufacturing, sales management , distribution management . This partial integration leads to the formation of the list of basic functions, such as procurement, manufacturing, provision of services, and distribution.

Текст научной работы на тему «Интегрированная логистика в организации»

УДК 658.7 + 339.18 ББК У9(2)30-59

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Т.А. Шиндина, Е.Н. Салимоненко

Интеграция является процессом взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов. В процессе интеграции решается одна из главных функций логистики - снижение общих издержек. В данной работе рассмотрены некоторые особенности интеграционной логистики, присутствующие сегодня при решении задач в предпринимательских структурах. Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а также графики Ганта. Объединение операций и функций, по мнению авторов, приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например снабжение, производство, оказание услуг, сбыт.

Ключевые слова: логистика, интеграция, управление.

Понятие «интеграция» используется во многих областях знания, в каждой из которых его значение имеет некую специфику. В общепринятом смысле интеграция означает состояние связанности дифференцированных частей и функций системы в одно целое или процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы или организма в одно целое. В экономической теории интеграция - это процесс взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов и т. д.

Интеграция - часто используемый термин в современной науке и практике управления. Интегрированный менеджмент, интегральный менеджер, интегральная концепция логистики - далеко не полный перечень устойчивых словосочетаний, используемых в настоящее время для описания процессов управления организации разного уровня. В связи с этим значение термина «интеграция» требует анализа в данной профессиональной сфере. Об интеграции говорят как о соединении видов деятельности, комплексной реализации функций и управленческих взаимодействий, взаимодействии участников процесса товародвижения, построении организационных отношений.

Интегрированная логистика в организации:

Все взаимосвязанные логистические виды деятельности выполняются согласованно - в виде определенной единой функции;

Отвечает за все виды хранения и перемещения материалов в организации;

Занимается возникающими проблемами, решая их в интересах всей организации, и старает-

ся добиться максимальной общей выгоды.

Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а так же графики Ганта.

Объединение операций и функций приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например, снабжение, производство, оказание услуг, сбыт. Функциональный уровень интеграции имеет локальные, но уже более укрупненные, чем при операционной интеграции, цели, задачи, показатели для оценки деятельности. Принципиальным отличием является функциональная изоляция различных служб и функциональных областей друг от друга при достаточно развитой интеграции в рамках каждой из функций или функциональных областей.

Межфункциональная интеграция позволяет интегрировать усилия всех структурных подразделений и служб предприятия для получения заданного конечного результата. Межфункциональная интеграция часто наталкивается на традиционные препятствия, которыми являются организационная

Краткие сообщения

структура, закрепляющая функциональное деление центров ответственности, обязанностей и полномочий; система оценки результатов, отражающая функциональную организационную структуру управления; традиционный подход к управлению запасами; конфигурация информационных систем, которая связана с функциональной организационной структурой управления; отсутствие в организации системы накопления знаний. Межфункциональная интеграция недостаточна для достижения конкурентного преимущества предприятия в современном бизнесе.

При межорганизационной интеграции производится объединение не только процессов, но и объектов, например, поставщик - закупки -производство - дистрибьюция - потребитель [ 1]. Современное предприятие может быть эффективно только при достижении внешней интеграции на межорганизационном уровне. Одним из элементов механизма укрепления межорганизационного взаимодействия является информационное пространство или информационные потоки, которые позволяют установить с потребителями отношения, при которых потребители сами формируют свой спрос, что позволяет поставляющей организации опираться в планировании своей деятельности не только на прогнозные оценки, которые практически никогда не бывают точными. Построение отношений с поставщиками (потребителями) является одним из путей обеспечения устойчивой работы цепи поставок. Другим путем взаимодействия является более традиционная вертикальная интеграция, когда в рамках предприятий одного собственника (или группы собственников) сосредоточены все или почти все пределы, необходимые для получения готовой продукции. К инструментам развития межорганизационных связей относятся также формирование отношений партнерства, контрактные взаимодействия и развитие стандартов DRP, ERP.

При управлении организацией может исполь-

зоваться один, несколько или все из выше названных уровней интеграции деятельности как объекта управления (см. таблицу).

Логистическая интеграция дает о себе знать на межфункциональном и межорганизационном уровнях деятельности . Объединение элементов бизнес-систем при этом ведется на основе концепция интегрированной логистики (интегральная парадигма логистики), согласно которой информационные и материальные потоки между источником поставок и конечным потребителем управляются в рамках единой системы. Неким интегратором бизнес-процесса являются потоки. В концепции логистической интеграции происходит переход от вертикальной организации управления к горизонтальной организации. Логистическая интеграция стала настолько популярной, что синонимом горизонтальной структуры управления стала так называемая «логистическая структура», а горизонтально организованные предприятия стали называться логистическими. В концепции интегрированной логистики происходит объединение таких интеграторов, как процесс, концепции маркетинг-менеджмента, материальных и информационных потоков .

Межорганизационную интеграцию на онове логики интегрированной логистики стали называть концепцией управления цепью поставок, которая является не чем иным, как развитым операционным (процессным) подходом к выполнению действий на межорганизационном, а иногда и на межфункциональном уровне управления.

Материальный поток может рассматриваться как интегрирующий элемент управления. Философия управления, опирающаяся на видение потоков как основных объектов управления получила название логистического подхода к управлению, заключающегося в определенных чертах: минимизация затрат, максимизация уровня обслуживания клиентов, краткосрочная максимизация прибыли, максимальное преимущество над конкурентами.

Сравнительный анализ традиционного управления и управления на основе интеграции

Фактор Конфликтный подход Подход на основе сотрудничества

Прибыль Получение прибыли организацией в ущерб прибыли другой стороны Обе получают прибыль

Взаимоотношения Одна из сторон доминирует Равное партнерство

Доверие Небольшое Значительное

Коммуникации Ограниченные и формальные Всесторонние и открытые

Информация Ограниченная Открытость и активный обмен

Контроль Интенсивный Делегирование полномочий и наделение ответственности

Качество Высказывание претензий Совместное решение возникающих проблем

Условия контрактов Жесткие Гибкие

Сфокусированность На собственных операциях На потребителя

Шиндина Т.А., Салимоненко Е.Н.

Интегрированная логистика в организации

В рамках логистической интеграции, прежде всего, интеграция управления может проводиться на базе материального потока, объединяющего все этапы жизненного цикла изделия от идеи конструкции к производству, распределению, продажам, обслуживанию и к повторению цикла. Такой прием сквозного управления получил название логистического. Работа по размещению запасов и управлению ими представляет собой основную область взаимодействия между функциями управления и оперативной деятельностью.

Материальные потоки являются носителями добавленной стоимости, формирующейся в результате выполнения определенных действий, что подчеркивает связь материальных потоков с другим интегратором - операционным процессом и с концепцией управления цепями поставок.

Информационные потоки, начиная с конца 50-х годов ХХ века, начали использоваться и развиваться в рамках информационно-поисковых систем, переросших в автоматизированные системы управления предприятием.

Финансовые потоки, как и информационные, обеспечивают движение материальных потоков и зачастую рассматриваются совместно с ними. Именно на этом принципе основан стандарт МОТ. Финансовые потоки могут выступать в качестве интегратора как на внутрифирменном, так и на межорганизационном, в том числе межрегиональном и межотраслевом уровнях. Логистика рассматривается как профессиональная сфера, обеспечивающая интеграцию на основе потоков. В то же время надо иметь в виду, что управление дви-

жением потоков подразумевает управление и выполнение всех операций, обеспечивающих это движение. Таким образом, интеграция по потокам основывается на операционном уровне интеграции.

Схожую логику имеет и концепция управления цепями поставок, в которой материальные, информационные и финансовые потоки рассматриваются как интеграторы цепи поставок.

Итак, интегрированная логистика - это не только ответственность за снижение издержек, связанных с внутрифирменными затратами, но и ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции или ее приобретением у поставщиков, управление бизнесом на основе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс с целью предотвращения потерь ресурсов.

Литература

1. Гусев, Е.В. Тендерные торги в строительстве. Участвовать или не участвовать?: монография / Е.В. Гусев, Т.А. Шиндина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 144 с.

2. Исаева, А.А. Оценка эффективности инвестиций в развитие логистических систем региона / А.А. Исаева, З.А. Гиматова, Т.А. Шиндина // Вестник ГУУ. - 2010. - № 8. - С. 52-57.

3. Нефедова, С.А. Производственные концепции производства: логистическая и традиционная / С.А. Нефедова, Т.А. Шиндина // Вестник ПГУ. -2011. - № 1. - С. 41-48.

Шиндина Татьяна Александровна. Доктор экономических наук, доцент, декан факультета экономики и предпринимательства, заведующий кафедрой «Финансовый менеджмент», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

Салимоненко Екатерина Николаевна, ассистент кафедры «Финансовый менеджмент», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected]

Краткие сообщения

Bulletin of the South Ural State University Series "Economics and Management" _2014, vol. 8, no. 4, pp. 195-198

INTEGRATED LOGISTICS IN AN ENTERPRISE

T.A. Shindina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation E.N. Salimonenko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Integration is a process of mutual adaptation, expansion of industrial, economic cooperation, the form of business life internationalization, combining economies of several entities. One of the main logistics functions, namely, the reduction of combined costs is solved in the process of integration. This paper considers some features of integrated logistics, which are present when solving problems in business entities. The integration of management of individual operations and functions, not combined in a single process, is typical for the operational level of integration. Each of the structural units has local targets and indicators of performance evaluation, isolated from the assessment of their impact on the conditions and performance results of other units or services of the enterprise. The basis for work arrangement at the operational level is a step-by-step process map or the description of business processes, as well as Gant charts. The combination of operations and functions, according to the authors, leads to a limited extent integrated functional areas, such as inventory management, procurement management, storekeeping and materials handling, manufacturing, sales management, distribution management. This partial integration leads to the formation of the list of basic functions, such as procurement, manufacturing, provision of services, and distribution.

Keywords: logistics, integration, management.

1. Gusev E.V., Shindina T.A. Tendernye torgi v stroitel"stve. Uchastvovat" ili ne uchastvovat"? Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2004. 144 p.

2. Isaeva A.A., Gimatova Z.A., Shindina T.A. . Vestnik GUU . 2010, no. 8, pp. 52-57. (in Russ.)

3. Nefedova S.A., Shindina T.A. . Vestnik PGU . 2011, no. 1, pp. 41-48. (in Russ.)

Shindina Tatyana Aleksandrovna. Doctor of Science (Economics), associate professor, Dean of the Faculty of Economics and Entrepreneurship, Head of the Department of Financial Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].

Salimonenko Ekaterina Nikolaevna, teaching assistant at the Department of Financial Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]

поставки продукции . С этой задачей сам>ш тесным образом сопряжено  

В настоящее время на Западе подошли к такому рубежу в организации собственно производства, когда нарастание объема информации и уровень ее обработки уже не в состоянии существенным образом улучшить производственные показатели , и вопрос о дальнейшем совершенствовании информационной базы производства с этой точки зрения становится бессмысленным. Будущее видится за интегрированием информационных систем на уровне фирмы или отдельной группы фирм. Для решения таких задач информационная логистика предоставляет новые возможности, с помощью которых вся необходимая информация организуется в соответствии с принципами, разработанными логистикой, в строгую систему. Ее основная функция состоит"в получении, обработке и передаче информации в соответствии с задачами, поставленными этой системе.  

Отечественная, а в ряде случаев и зарубежная практика показывает, что, несмотря на значительные инвестиции в развитие транспортно-складского хозяйства , производимые за последние годы, ожидаемая отдача достигается не всегда. Инфраструктурный комплекс, располагая высокой потенциальной эффективностью, часто, тем не менее, не оправдывает надежд, которые на него возлагают. Пассивное накопление капитала , слабо интегрированного с основным производством и реализацией продукций , приводит к тому, что подходы, основанные на экстенсивном факторе дальнейшего развития, рано или поздно исчерпываются. Требуется концепция, опирающаяся на новые принципы и имеющая глубоко научную основу, - концепция логистики.  

Он позволяет рассматривать любой объект исследований в логистике как интегрированную логистическую систему даже тогда, когда она состоит из отдельных, относительно разобщенных подсистем. В связи с тем что основной характерной чертой логистических систем является тесная взаимосвязь всех ее элементов и частей, то системный подход при анализе процессов производства и обращения, выработке соответствующих решений и их реализации означает учет этих взаимосвязей. Изучение отдельных хозяйственных объектов или явлений исходит из того, что они представляют собой составную часть более сложных структур или процессов. Установление роли каждой из этих частей в эффективном функционировании целого определяет соответствующий комплекс мероприятий по ее закреплению. Системный подход помогает рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью , раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Математический анализ экономических процессов подтверждает возможности и условия совокупной оптимизации как структурных частей системы , так и логистической системы в целом. Важнейшим прагматическим приложением системного подхода в области управления является разработка и реализация комплексных логистических программ.  

На межнациональном и особенно трансконтинентальном уровне принципы и подходы логистики осуществляются с учетом специфики функционирования рынков стран - участниц логистической системы . Помимо прочих преимуществ за счет интегрированного логистического сервиса удается преодолеть многочисленные трудности и барьеры, связанные с экономическими и правовыми особенностями международных торговых отношений, неодинаковыми условиями поставки товаров, различным уровнем сервиса и информационного обеспечения , транспортного законодательства, таможенными процедурами и т. д.  

Однако наиболее тесная связь логистики объективно складывается с производством. И не только с подразделениями, непосредственно курирующими данный процесс, но и с соответствующими плановыми службами. Такие интегрированные взаимосвязи являются заранее предопределенными.  

К настоящему времени в полной мере осмысленным и законченным результатом эволюционного развития логистики в практической реализации является формирование интегрированных логистических систем на уровне отдельных передовых предприятий. Объективно востребованное, эволюционно осознаваемое в своей необходимости и целесообразности и постепенно практически реализуемое межфункциональное логистическое интегрирование смежных взаимосвязанных элементов и потоковых процессов на отдельных предприятиях вполне логично на соответствующем этапе развития логистики достигло охвата всех логистических функций на предприятиях. Результатами внедрения логистического управления процессами товародвижения на отдельных предприятиях могут являться минимизация их издержек обращения, сокращение запасов, синхронизация и оптимизация объемов товаропотоков. Наличие интегрированных систем управления материальными потоками на предприятиях способствует эффективному внедрению востребованных временем прогрессивных методов организации товародвижения,  

процессов товародвижения на торгово-посреднических предприятиях могут быть выявлены в результате системного интегрирования процессов закупок, сбыта, складирования, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой на более высоком уровне - в результате межфирменной логистической интеграции, способствующей образованию дополнительного общесистемного эффекта.  

Таким образом, значительные резервы повышения эффективности процессов товародвижения на торгово-посред-нических предприятиях могут быть выявлены в результате системного интегрирования процессов закупок, сбыта, складирования, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой на более высоком уровне - в результате  

Отношение к маркировке Формирование интегрированного комплекса маркировки, обеспечивающей сквозное информационное сопровождение материального потока Формирование системы маркировки товаров и услуг, обеспечивающих результативность логистических операций как системы. Маркировка - практический инструментарий логистики Маркировка как маркетинговое обеспечение бизнес-процесса . Обеспечение безопасности и качества товаров и услуг. Экологическая безопасность  

В этой главе рассматриваются задачи маркетингового канала и то, почему при продаже товара покупателям менеджеры предпочитают использовать третью сторону. В ней мы проанализируем критерии, которые используются при разработке стратегии каналов, и рассмотрим вопросы управления маркетинговыми каналами выбор, мотивацию, оценку и контроль над участниками канала. Кроме того, мы рассматриваем изменение маркетинговых каналов по мере роста интегрированных вертикальных, горизонтальных и многоканальных сетей. И наконец, в главе затронуты основные решения в области логистики, которые определяют издержки распределения товаров и уровни обслуживания покупателей.  

В уточнении редакции инструкции по нормированию запасов и оборотных средств , а также допустимых коэффициентов неравномерности поставок по объемам и интервалам, вероятно, должен участвовать один из сотрудников отдела логистики , так как этот отдел является ответственным за формирование логистического окружения и выстраивания интегрированной цепи поставок.  

В основе такого подхода, который иногда называют корпоративной логистикой, заложена мысль о том, что каждой компании, а в ряде случаев и отрасли, целесообразно с учетом интегрированного планирования отделить производство и торговлю от распределения путем передачи полностью или частично функций логистики в руки специализированных компаний, владеющих всей полнотой аккумуляции, хранения и сбыта информации. Оставить за одной стороной расчет потребностей и ресурсов, оборудование, производство, капитал, кадры, а за второй закрепить закупку материалов и энергоносителей, хранение, транспортировку, управление сбытом , утилизацию и ликвидацию отходов.  

Однако для генерирования альтернатив процесс стратегического планирования сопрягается и с многими другими организационными процессами . Одна крупная компьютерная компания поступает следующим образом каждой команде руководителей , когда та подает свои долгосрочные планы в корпоративную штаб-квартиру , поручается составить свой список альтернативных бизнес-моделей . В каждой такой бизнес -модели подробно описывается, как бизнес-единица может действовать отлично от других, т.е. показывается, каким образом компания могла бы разрабатывать новые продукты или управлять интегрированной логистикой совершенно по-другому или каким образом она могла бы создать сеть отношений с новыми поставщиками, технологическими структурами и каналами распределения. Следовательно, каждая модель бизнеса становится источником создания новых стратегических альтернатив.  

У вертикально интегрированные (большинство российских сырьевых компаний, особенно нефтяные, а также многие металлургические компании) Их своеобразное лидерство по издержкам обеспечивается не операционной эффективностью , а более низкими ценами в России на энергоресурсы и рабочую силу . Проблемы стратегического планирования здесь отражают необходимость иметь сложную систему логистики для обеспечения сбалансированности внутренних потоков продукции между переделами. При этом даже небольшое изменение рыночной конъюнктуры для любого из переделов может вызывать сбои по всей цепочке.  

Бауэрсокс Допила Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика, интегрированная цепь поставок / Пер. с англ, М. ЗАО Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.  

Интересно сравнить между собой отечественные данные по динамике запасов с аналогичными зарубежными данными. В вышедшей недавно монографии Логистика Интегрированная цепь поставок 2, написанной двумя американскими профессорами из Мичиганского университета Д. Баурсок-сом и Д. Клоссом, приводятся аналогичные данные по изменению доли запасов в валовом внутреннем национальном продукте США за почти тридцатипятилетний период. Отказавшись от традиционно применявшихся ранее подходов к управлению процессами снабжения, производством, сбытом и т.д., когда управление каждым из этих процессов осуществлялось не комплексно, а отдельно и независимо друг от друга, американские фирмы (компании и т.д.) добились значительных успехов в снижении издержек по содержанию запасов и их доли в объеме годовой реализации, а также американская экономика в целом но снижению относительной доли запасов. Переход на логистические подходы к управлению в американских фирмах (компаниях и т.п.) позволил снизить долю запасов в валовом внутреннем продукте США с 29% (1959 г.) до 18% (1994 г.) [см. 131, с. 232]. 4 Наибольший удельный вес в оборотных средствах промышленных предприятий занимали оборотные средства , вложенные в производственные запасы , - около 53-60% (см. табл. II). Структура производственных запасов состояла преимущественно из сырья, основных материалов, комплектующих изделий и покупных полуфабрикатов, которые составляли около 27-40% (см. табл. II). Производственные запасы по стоимости были примерно в 4,5 раза больше сбытовых запасов и почти в 3 раза больше заделов незавершенного производства . Следует отметить, что в народном хозяйстве в те годы сложилась недостаточно мобильная структура запасов - небольшие сбытовые запасы и значительные производственные запасы . За рубежом (в Японии, США и т.д.) при внедрении логистических методов управления основное внимание было обращено на снижение именно производственных запасов.  

Бауэрсокс Д.Д., Класс Д.Д. Логистика Интегрированная цепь поставок. М. ЗАО Олимп-Бизнес, 2001.  

БауэрсоксД. Дж., Класс Д. Дж. Логистика интегрированная цепь поставок/Пер, с англ. М. Олимп-Бизнес, 2001.  

Однако, в хозяйственной практике интеграция деятельности, связанной с осуществлением материальных потоков , не всегда бывает экономически целесообразной. Не любой процесс интеграции имеет логистическую основу. Логистическая интеграция - это процесс объединения деятельности различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации на основе использования свойств логистики в рамках их совместной работы параметров реализации функциональных потоковых процессов. В связи с этим логистически интегрированными следует считать те предприятия, объединенное в каких-либо формах, функционирование которых базируется на принципах логистики с использованием ее оптимизационных свойств с целью достижения большей, чем при самостоятельной деятельности, эффективности, оцениваемой по какому-либо целесообразному с позиций логистики критерию.  

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки . Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются, в значительной степени, обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы , изолированные от систем своих партнеров технически, технологически, экономически и методологически. Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами . Эти методы продолжают применяться и при логистическом под-хбде к управлению материальными потоками . Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.  

В руках у читателя - второе исправленное и дополненное издание

Стремление к интеграции в логистике возникло с убеждением, что интегрированное исполнение дает результаты, превосходящие те, которых можно было бы достичь, выполняя отдельные самостоятельные функции, существующие в относительной изоляции. Проблема состоит в том, чтобы распознать и воздействовать на реальную взаимозависимость логистических элементов. Ориентация систем на логистику приводит к необходимости такого распознавания и требует, чтобы менеджер по логистике развивал логистические стратегии, должным образом их разрабатывая для поддержки выполнения целей предприятия. Такой подход должен подтвердить изменяющиеся и контрастирующие цели различных функций, которые осуществляются в единой системе (предприятии). Финансы, как необходимый компонент системы, могут иметь цель - уменьшение суммы наличных денег, связываемых в активах, типа большого оборудования. Менеджер по оборудованию, наоборот, может предпочесть наличие значительного количества оборудования, которое позволит быстро выполнять заявки по обслуживанию.

Роль менеджера по интегрированной логистике - разрешать конфликты такого типа. Вмешательство менеджера должно быть направлено на компромиссное решение конфликтов, при котором цели функциональных блоков в пределах предприятия, вероятно, придется скорректировать (оптимизировать) для пользы фирмы.

Интегрированная логистика объединяет логистику действий и логистику систем во взаимосвязанное целое, которое сохраняет баланс между приемлемым уровнем эффективности и реалистическими финансовыми ожиданиями.

Логистика действий представляет собой объединение двух самостоятельных, но связанных между собой действий: логистических действий (операций) и логистической координации. Логистические действия имеют отношение к движению и хранению ресурсов предприятия, в то время как логистическая координация связана с определением этих ресурсов.

Движение и хранение необходимых ресурсов может быть связано с системной концепцией фирмы. Входной компонент фирмы несет ответственность за приобретение ресурсов или сырья, которые необходимы для технологического процесса. Приобретению этих материалов должен предшествовать выбор их источника или источников. Критериями выбора при этом являются:

A. Способность источника удовлетворять требованиям фирмы.

B. Расположение источника относительно фирмы.

C. Доступность подходящих транспортных каналов.

D. Надежность источника.

Выбор источника должен сопровождаться перемещением материала в фирму. Управление материалами должно включать обеспечение условий для хранения этого материала со времени его получения и до использования в технологическом процессе.

Материал, полученный на входе в фирму, может теперь использоваться для производства готовых изделий. Пока входной материал преобразовывается в конечный продукт, полуфабрикаты существуют в пределах фирмы. Эти полуфабрикаты контролируются посредством так называемого внутрифирменного перемещения. Эта функция также влечет за собой необходимость хранения, так как частично готовые изделия, вероятно, придется сохранить, пока не появится необходимость в них на последующих этапах производства.

Конечным результатом технологического процесса является готовый продукт. Созданные продукты, за исключением редких видов, таких, как строительство на заказ, требуют хранения, пока не запрошены заказчиком. После продажи физическое распределение продукции становится другой функцией логистики. Однако с распределением продуктов заказчику логистика не заканчивается. Рассмотрим, например, товар, проданный под гарантию. Если товаром является автомобиль, то в случае дефекта он должен быть отремонтирован либо принят обратно. Это действие представляет собой обратный поток, через распределительный канал.

Очень тесно связана с логистическими действиями логистическая координация. В то время как логистические действия имеют отношение к движению и хранению предметов в предприятии, через предприятие, и вне предприятия, логистическая координация предназначена для определения потребности в этих логистических действиях. Как и в логистических действиях, определение потребности в движении и хранении легко рассматривается через системную модель фирмы.

Выходной компонент системной модели настроен на прогнозирование рынка продукта , на предварительную оценку спроса производимых товаров. Прогнозирование, или процесс предсказания будущих событий через систематический анализ актуальных данных, предназначен значительно расширить простой прогноз количества товара, требуемого на данный период времени (обычно один год). Прогнозы будущего спроса должны также рассматривать потенциальные изменения в этом спросе. Например, имеется сравнительно малый, но устойчивый круглогодичный спрос на игрушки, чтобы отметить дни рождения, специальные случаи и просто сделать подарки. Но известно, что имеется предсказуемое увеличение этого спроса перед Рождественскими праздниками.

Входной компонент также полагается на прогнозирование спроса на товар, для того чтобы выявить потребности в материалах, преобразовав которые, можно обеспечить спрос на готовые изделия. Движение и хранение материалов в фирме задерживают удовлетворение потребности в готовом товаре на определенное время, приблизительно равное продолжительности их преобразования. Материал должен, однако, быть запрошен фирмой заранее до нужной даты. Величина этого авансированного времени приблизительно равна времени на транспортировку плюс время на оформление заказа и время на обработку груза. Соответствующее действие в течение этого времени часто упоминается как планирование материальных потребностей (MRP). (MRP может также быть расширено, чтобы охватить весь технологический процесс. В этом случае оно называется производственным планированием ресурса.) Отсюда процесс «вход - преобразование - выход» фирмы - деятельность, именуемая как операционное планирование. Операционное планирование пытается объединить возможности фирмы с ее желаниями.

Промышленные возможности любой фирмы ограничены и в ближайшей перспективе могут быть расширены только в пределах жестких лимитов (например, через разумное использование сверхурочного времени или дополнительные смены). Менеджер при этом должен распознать эти пределы и воздерживаться от перерасходования ресурсов фирмы.

Системная логистика объединяет элементы логистики действий (движение и хранение материалов, работа в процессе, и законченный товар) и расширяет процесс, чтобы охватить логистические элементы, обеспечивающие поддержку, последующую за распределением продукта. В эти логистические элементы входят резервы и запчасти, персонал и их обучение, технические инструкции, испытательное, опорное оборудование и средства.

Как иллюстрацию логистической поддержки, следующей за производством, рассмотрим постоянно увеличивающуюся сложность (степень интеграции) потребительского рынка. Возьмем, например, производство видеомагнитофонов или персональных компьютеров. Будет ли разумным предположить, что обязательства предприятия завершаются с физическим распределением законченного товара потребителю? Конечно, нет! Фирма должна (или сама, или через независимых посредников) обеспечивать поддержку элементов системы логистики.

Главное и значительное отличие между логистикой действий и логистикой систем - предсказуемость логистики действий в противоположность случайному характеру логистики систем. Спрос на любой данный продукт может быть предсказан с разумной точностью через применение сложных методов прогнозирования рынка. Спрос на товар непосредственно связан со спросом на материалы, используемые в создании этого товара. Эта же самая предсказуемость не является, тем не менее, истиной для логистики систем. Неудача готового товара имеет случайный характер, и прогнозы в пределах этой области должны быть основаны на теории вероятностей и статистике.

Основной элемент поддержки системной логистики - запасная часть. Без запасных частей, которыми заменяют те части, что сломались или подозреваются в поломке, механизм быстро становится недействующим. Поломки создают спрос на запчасти, однако поломки - случайные события. Таким образом, полученный спрос на запасные части также случаен. Случайный характер резервного процесса, однако, не устраняет потребность в обеспечении и распределении дискретных величин. Как тогда будет определяться их потребное количество и как они будут распределяться?

Количество запасных частей, требуемых для поддержания данной единицы, определяется: (1) статистическим анализом ожидаемого коэффициента неудачи, (2) временем для восстановления сломанной единицы, (3) общим числом обеспечиваемых единиц и (4) средним временем между запросом запасной части и ее получением (транспортировка или конвейерное время плюс время на подготовку и обработку груза). Анализ должен быть сделан до того, как в этом возникнет необходимость.

Другой элемент логистики систем - техническая инструкция. Должны быть разработаны инструкции, с помощью которых можно было бы эффективно и действенно поддерживать законченный продукт. В зависимости от сложности обслуживаемого продукта, инструкции могут быть от одностраничной брошюры до многотомной библиотеки технических справочников. Содержание инструкции может колебаться от простого руководства по обслуживанию до детального описания процедур по установке, определению сбоя и повреждения изоляции и их восстановлению. Инструкции по техническому обслуживанию должны включать в себя идентификацию частей и соответствующее использование инструментальных средств и испытательного оборудования. Все инструкции и процедурные данные должны соответствовать возможностям потребителя.

Главная цель поддержки - установка, обслуживание и ремонт единицы. Это действие может быть облегчено с помощью испытательного и опорного оборудования, которое выбрано или разработано, чтобы поддерживать исходные параметры. Испытательное и опорное оборудование может быть, и часто бывает, более сложным, чем обслуживаемая единица. Комбинация выбора, количества и своевременной поставки этого испытательного и опорного оборудования - уже другой элемент системной логистики.

Персонал представляет собой наиболее дорогостоящий элемент логистики систем. Эта стоимость может, однако, быть минимизирована через тщательный подбор и подготовку персонала поддержки. Процесс обучения должен быть разработан в соответствии с выпускаемой продукцией, технической документацией, запчастями оборудования, испытательным и опорным оборудованием.

Последний элемент, составляющий логистику систем, - средства. Пакет логистических ресурсов не может считаться полным, пока не приобретены средства, необходимые для обеспечения логистической поддержки. Средства могут быть новой или модифицированной структуры. Сначала необходимо обследование существующих средств. Результаты обследования затем сравниваются с требованиями логистической поддержки. Любой дефицит между тем, что является доступным, и тем, что необходимо, следует компенсировать через рентабельное использование ресурсов.

Концепция интегрированной логистической поддержки стала применяться сравнительно недавно в деятельности предприятия, несмотря на то, что сама логистика использовалась в течение тысяч лет. Последнее скачкообразное развитие логистики стимулировалось потребностью в улучшении эффективности при более низкой стоимости. Это стало возможным при помощи крупного массива технологических продвижений. Применение управленческих дисциплин обещает огромные дивиденды на десятилетия вперед.

Логистика существования затрагивает основные жизненные потребности. Логистика действий включает в себя логистику существования и добавляет тонкости жизни. Логистика действий имеет отношение к движению и хранению материалов на фирме, полуфабрикатов через фирму и готовых изделий из фирмы.

Логистика систем затрагивает логистику действий и элементы, требуемые в обеспечении поддержки последующего распределения продукции, типа резервов и запчастей, персонала и подготовки, технических инструкций, испытательного и опорного оборудования и средств.

Управление логистикой - искусство использования логистических ресурсов для обеспечения экономичного и эффективного достижения целей логистики. Цели логистики могут быть определены как наличие нужного количества, нужной единицы, в нужном месте, в нужное время. Управление логистикой может быть облегчено системным подходом, при котором фирма рассматривается как система. Фирма, когда рассматривается как система, включает в себя вход, процесс преобразования и выход. Она состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов и функционирует как единое целое.

Таким образом, назначение логистики заключается в разработке такой логистической системы, которая обеспечивает желаемое исполнение логистических целей по самой низкой возможной цене. В пределах этого контекста проблемой логистики является установление баланса между эффективностью и стоимостью, что оптимизирует цели предприятия.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы