25.07.2021

Сущность корпоративного управления.  Корпоративное управление: Модели корпоративного управления и особенности российской практики Корпоративное управление в структуре корпоративных отношений


В научной литературе я встретила различные трактовки корпоративного управления. Приведу некоторые из них.

Корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.

Корпоративное управление - это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.

Корпоративное управление - вид хозяйственного управления корпоративными

объединениями. Его основными функциями является стратегическое планирование развития, входящих в корпорацию хозяйственных единиц, и корпорации в целом по видам производимой продукции, работ и услуг. Также ими по объемам выпуска продукции, ее обновлению и развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынках новой продукции и традиционных рынках, обеспечения устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры корпорации и коммуникационных отношений между ее элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и условиями рынка.

Но не подумайте что корпоративное управление это только управление корпорацией. В широком смысле под понятием «корпоративное управление», связанным с понятием «корпорация», будем понимать управление, характеризующееся высоким уровнем организованности, с присущими ему особыми принципами. Основные стандарты корпоративного управления, принятые во многих корпорациях развитых стран, закреплены в Принципиальных положениях корпоративного управления ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). В основном эти принципы сводятся к следующему:

Соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров;

Подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;

Четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);

Обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;

Независимость контрольных органов акционерных обществ.

Корпоративное управление в узком понимании - это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров.

В экономической теории не существует данных о том, что «правильное» корпоративное управление непременно обеспечивает высокую конкурентоспособность компании. Например, многие крупные «семейные» компании, не соответствующие стандартам корпоративного управления, вполне конкурентоспособны. Считается, что корпоративное управление страхует от злоупотреблений, но делает компании менее гибкими.

В то же время, компании, соблюдающие стандарты корпоративного управления, имеют несомненное преимущество при привлечении инвестиций (например через IPO). По мнению инвесторов, хорошее корпоративное управление обеспечивает честность менеджмента и прозрачность деятельности компании, поэтому риск потери средств существенно уменьшается.

Для компаний из развивающихся стран корпоративное управление особенно важно, так как международные инвесторы особенно опасаются за честность и деловые качества их менеджмента. Как показывают исследования, капитализация компаний с хорошим корпоративным управлением существенно выше средней по рынку. Особенно велика эта разница для арабских стран, стран Латинской Америки (кроме Чили), Турции, России, Малайзии, Индонезии.

В свою очередь, под субъектами корпоративного управления понимается: менеджеры, акционеры и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти).

Все участники корпоративных отношений имеют общие цели, в том числе:

1. создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;

2. увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;

3. получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);

4. получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);

5. увеличение рабочих мест и общий рост экономики.

Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное управление содействует предотвращению конфликтов, а при возникновении - их разрешению посредством предусмотренных процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр. (приложение 1)

В чем же различаются интересы субъектов корпоративного управления?

Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Они заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью. Менеджеры зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании. Они также непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы. Менеджеры находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа и пр.).

В свою очередь, акционеры могут получить доход от деятельности компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, они заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. При этом акционеры несут самые высокие риски: неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требования всех других групп. Акционеры склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода, а также имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:

1. при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрения или неодобрение деятельности менеджмента компании;

2. путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту. Акционеры непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.

Есть еще одна группа участников корпоративных отношений, называемых иными заинтересованными группами («соучастники), среди которых:

1. Кредиторы:

Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками;

Диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.

2. Служащие компании:

Прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода;

Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него.

3. Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):

Заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса;

Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.

4. Местные органы власти:

Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы;

Непосредственно взаимодействуют с менеджментом;

Имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги.

Как видно, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Система корпоративного управления формулирует и согласовывает интересы акционеров, оформляет их в виде стратегических целей компании и контролирует процесс достижения этих целей корпоративным менеджментом.

Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и эффективного осуществления внутреннего контроля над деятельностью менеджеров компании от лица ее владельцев (инвесторов), т.к. именно благодаря средствам, предоставленным последними, компания смогла начать свою деятельность и создала поле для деятельности других заинтересованных групп.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что корпоративное управление имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической средой: государством, регулирующими органами, кредиторами, участниками рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных органов.

Система корпоративного управления создается для решения трех основных задач, стоящих перед корпорацией: обеспечения ее максимальной эффективности; привлечения инвестиций; выполнения юридических и социальных обязательств.

Система надлежащего корпоративного управления нужна, прежде всего, открытым акционерным обществам с большим количеством акционеров, ведущим бизнес в отраслях с высокими темпами роста и заинтересованным в мобилизации внешних финансовых ресурсов на рынке капиталов. Однако ее полезность несомненна и для ОАО с незначительным числом акционеров, ЗАО и ООО, а также для компаний, действующих в отраслях со средними и низкими темпами роста. Внедрение такой системы позволяет оптимизировать внутренние бизнес-процессы и предотвратить возникновение конфликтов, организовав должным образом отношения компаний с собственниками, кредиторами, потенциальными инвесторами, поставщиками, потребителями, сотрудниками, представителями государственных органов и общественных организаций.

Кроме того, многие фирмы рано или поздно сталкиваются с ограниченностью внутренних финансовых ресурсов и невозможностью длительного наращивания долгового бремени. Поэтому лучше заняться реализацией принципов эффективного корпоративного управления заблаговременно: это обеспечит будущее конкурентное преимущество компании и тем самым даст ей возможность опередить соперников

Эффективное корпоративное управление дает акционерным обществам следующие преимущества:

Во-первых, облегчение доступа к рынку капиталов. Практика корпоративного управления - один из важнейших факторов, определяющих способность компаний выйти на внутренние и внешние рынки капиталов. Реализация принципов надлежащего корпоративного управления обеспечивает необходимый уровень защиты прав инвесторов, поэтому они воспринимают эффективно управляемые компании как дружественные и способные обеспечить приемлемый уровень доходности вложений.

Во-вторых, снижение стоимости капитала. Акционерные общества, которые придерживаются высоких стандартов корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом. Стоимость капитала зависит от уровня риска, присваиваемого компании инвесторами: чем выше риск, тем больше стоимость капитала. Одним из видов риска является риск нарушения прав инвесторов. Когда права инвесторов хорошо защищены, стоимость акционерного и заемного капитала снижается. Следует отметить, что в последнее время среди инвесторов, предоставляющих заемный капитал (т.е. кредиторов), явно наблюдается тенденция включать практику корпоративного управления в перечень ключевых критериев, применяемых в процессе принятия инвестиционных решений. Поэтому внедрение эффективного корпоративного управления может снизить процентную ставку по ссудам и займам.

Корпоративное управление играет особую роль в странах с формирующимися рынками, в которых еще не создана столь же серьезная система защиты прав акционеров, как в странах с развитой рыночной экономикой. Уровень риска и стоимость капитала зависят не только от состояния экономики страны в целом, но и от качества корпоративного управления в конкретной компании. Акционерные общества, сумевшие добиться даже небольших улучшений в корпоративном управлении, могут получить в глазах инвесторов весьма существенные преимущества по сравнению с другими АО, действующими в тех же отраслях.

В-третьих, содействие росту эффективности. В результате повышения качества корпоративного управления совершенствуется система подотчетности, тем самым минимизируется риск мошенничества должностных лиц компании и совершения ими сделок в собственных интересах. Кроме того, улучшается контроль над работой менеджеров и укрепляется связь системы вознаграждения менеджеров с результатами, деятельности компании, создаются благоприятные условия для планирования преемственности руководителей и устойчивого долгосрочного развития компании.

Надлежащее корпоративное управление строится на принципах прозрачности, доступности, оперативности, регулярности, полноты и достоверности информации на всех уровнях. Если прозрачность акционерного общества увеличивается, инвесторы получают возможность проникнуть в суть бизнес-операций и принять решение о дальнейшем сотрудничестве.

Таким образом, соблюдение стандартов корпоративного управления помогает усовершенствовать процесс принятия решений, способных оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности общества на всех уровнях. Качественное корпоративное управление упорядочивает все происходящие в компании бизнес-процессы, что способствует росту оборота и прибыли при одновременном снижении объема требуемых капиталовложений.

Методы управления должны учитывать специфику субъекта управления и могут быть разделены на:

· административные;

· экономические;

· законодательные и нормативные правовые;

· организационные.

При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:

· корпоративный;

· уровень бизнес-направлений корпорации;

· отдельных предприятий и подразделений.

Процесс управления всеми этими видами корпоративных субъектов будет строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта корпоративной собственности.

Сущность и критерии корпоративного управления. Участники корпоративных отношений. Типы корпоративных объединений. Принципы управления корпорацией. Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации.

Нормативно-правовые документы

1. Гражданский Кодекс РФ (часть первая). от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ

Учебники

1. Антонов В.Г. Корпоративное управление. Учебное пособие / В.Г. Антонов, В.В. Крылов, А.Ю. Кузьмичев. – М. – 2012. – 288 с.

2. Веснин В.Р. Корпоративное управление / В.Р. Веснин. – М.: МГИУ, 2011, 153 с.

3. Воронкова А.Э. Корпоративное управление Учебник для ВУЗов / А. Э. Воронкова, Г.В. Козаченко, А.М. Козаченко. – М.: Либра. – 2012. – 368 с.

4. Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления: Учебное пособие / А.Г. Дементьева. – М.: Магистр 2009. – 575 с.

3. Периодические издания

1. Проблемы теории и практики управления

2. Российский журнал менеджмента

3. Менеджмент в России и за рубежом

Интернет-источники

1. Административно-управленческий портал [электронный ресурс] // http:// aup.ru

2. Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал[электронный ресурс] // http:// eup.ru

Дисциплина «Исследование систем управления»

1. Исследование процессов и систем управления: основные понятия.

Понятие исследования. Понятие предмета и объекта исследования, методологические принципы их выделения. Фактология исследования Научные и практические исследования. Виды исследований. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства. Потребность, стимулы и качество исследования. Методология и организация исследования. Проблемы в исследовании процессов и систем управления.

Методы в исследовании систем управления.

Понятие и классификация методов в исследовании систем управления. Общенаучные и частные методы исследований. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Тестирование в исследовании систем управления. Факторный анализ систем управления. Социологические исследования систем управления. Экспертные оценки в исследовании систем управления. Научная и практическая эффективность исследования

Учебники

1. Жуков Б. М., Ткачева Е. Н. Исследование систем управления Б. М. Жуков, Е. Н. Ткачева. ­– М.:Дашков и Ко, 2011. – 208 с.

2. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 167 с.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: «Дека», 2010.

4. Сондерс М. Методы проведения экономических исследований / М. Сондерс, Ф. Льюис, Э. Торнхилл; [пер. с англ.]. – 3-е изд. – М.: Эксмо, 2010. – 640 с.

2. Периодические издания

1. Социологические исследования

2. Проблемы прогнозирования

3. Российский журнал менеджмента

Интернет-источники

1. Административно-управленческий портал AUP.RU [электронный ресурс] // http://www.aup.ru/

2. Библиотека Либертариума («Moscow Libertarium Library (Russian)») [электронный ресурс] // http://www.libertarium.ru/library/

3. Сайт «Корпоративный менеджмент» [электронный ресурс] // http://www.cfin.ru/

4. Материалы по исследованию систем управления [электронный ресурс] // http://www.inventech.ru/lib/analis/

5. Материалы по исследованию систем управления [электронный ресурс] // // http://e-college.ru/xbooks/xbook192/book/index/index.html

6. Электронный журнал «Экономическая социология» [электронный ресурс] // http://www.ecsoc.msses.ru.

ГЛОССАРИЙ

Алгоритм исследования это определенная, жесткая последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата.

Анкетирование – собирательные термин, используемый для обозначения всех способов сбора данных, когда все респонденты отвечают на один и тот же набор вопросов в заранее определенной последовательности.

Валидность – характеристика, показывающая, насколько точно собранные данные отражают исследуемое явление.

Дeдyкция – этo пpoцecc движeния мыcли oт oбщeгo к eдиничнoмy, oт зaкoнa к oтдeльным eгo пpoявлeниям.

Диалектика – теория познания раскрывающая процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины.

Индyкция – пpoцecc движeния мыcли oт чacтнoгo к oбщeмy, oт pядa фaктopoв к зaкoнy.

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на различные носители) информации с последующей ее статистической обработкой.

Концепция исследования системы управления – совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования.

Логика (греч. logike – мысль, разум) – это наука о законах и формах мышления, о способах познания и приемах рассуждений, обеспечивающих проверку истинности знаний и суждений о каком-либо объекте.

Метод Дельфи – совокупность способов организации проведения экспертизы, опроса экспертов, обработки и оценки их результатов, получения группового заключения, удовлетворяющих определенным общим требованиям.

Методика исследования системы управления – совокупность алгоритма, специальных правил и приемов получения информации об объекте исследования.

Методы исследования – представляют собой способы, приемы проведения исследований, грамотное применение которых спо­собствует получению достоверных и полных результатов относи­тельно проблем, возникших в организации.

Мозговой штурм – представляет собой совокупность способов группового обсуждения с целью генерации альтернативных нетрадиционных вариантов решений по исследуемым объектам, формирования новых, оригинальных идей.

Наблюдение – метод сбора первичной социаль­ной информации об изучаемом объекте путем непо­средственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения исследования.

Научная эффективность исследования определяется приростом знаний в определенной области, имевшем место в результате исследования.

Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания.

Опрос – метод получения первичной социологи­ческой информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупнос­ти людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Организация исследования – это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ .

Предмет исследования – это совокупность существенных признаков (или переменных), в которых описывается изучаемое явление.

План исследования это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

Программа исследований - это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Системный анализ – этокомплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факто­ров развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей произ­водственно-хозяйственной деятельности организации.

Системный подход конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющий общенаучное значение.

Тест – это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.

Фyнкциoнaльный aнaлиз – иccлeдoвaниe динaмичecкиx xapaктepиcтик cиcтeмы пyтeм oпpeдeлeния: пpoцeccoв измeнeния ee cocтoяния c тeчeниeм вpeмeни нa ocнoвaнии пpинятыx aлгopитмoв фyнкциoниpoвaния.

Эксперимент – метод получения социальной ин­формации в результате воздействия на объект иссле­дования некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Эффективность – степень соответствия реальных (фактических или ожидаемых) результатов процесса управления требуемым, т.е. это степень достижения цели управления.

Дисциплина «Управление качеством»

Тенденция развития корпоративного законодательства во всем мире направлена в первую очередь на повышение качества корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление является ключевым фактором, обеспечивающим финансовую прозрачность корпораций и подотчетность руководителей. Повышенное внимание к регулированию этой сферы корпоративных отношений во многом обусловлено рядом крупных корпоративных скандалов, имевших место в конце 1990-х гг. и начале этого века (Maxwell Group, Mirror Group, Enron и ряд других корпораций в США, Vivendy Universal во Франции, Parmalat в Италии и пр.). При невыполнении правил добросовестного корпоративного управления корпорации грозят не штрафы, а потеря репутации на рынке капиталов и недоверие контрагентов. Это приводит к снижению интереса инвесторов и падению фондовых котировок, ограничивает возможности для дальнейших операций и капиталовложений со стороны внешних инвесторов. Поэтому в целях сохранения инвестиционной привлекательности западные корпорации придают большое значение соблюдению норм и правил корпоративного управления.

Термин «корпоративное управление», который на английском языке звучит как corporate governance , исторически возник в начале 1980-х гг. сначала в США, затем получил распространение в Европе. В России данный термин становится популярным с конца 1990-х гг. Однако само понятие «корпоративное управление» трактуется по-разному. По данным опроса, проведенного Ассоциацией по защите прав акционеров и инвесторов, на вопрос «Что такое корпоративное управление?» 42% ответили, что это процесс управления корпорацией, 36% - взаимоотношение между советом директоров, правлением и акционерами, 22% - не знают, что такое корпоративное управление .

Корпоративное управление является основным понятием теории корпоративного управления как составной части менеджмента, поэтому имеющиеся работы касаются в основном экономических аспектов корпоративного управления . Следует согласиться с позицией О. В. Осипенко о том, что абсолютное большинство подходов к системному изложению задач, принципов и закономерностей корпоративного управления - это традиционный менеджмент, т.е. «ноу-хау» для лиц интеллектуального наемного труда .

Вместе с тем в юридической науке так же выработаны определенные подходы к определению понятия «корпоративное управление» .

В теоретическом плане о корпоративном управлении можно говорить в различных аспектах, поэтому дефиниций этого понятия может быть множество. Одни авторы понимают под корпоративным управлением совокупность внутренних управленческих процессов компании, другие ограничивают это понятие рамками функционирования совета директоров, третьи рассматривают корпоративное управление в контексте нарушения прав миноритарных акционеров . В литературе по менеджменту корпоративное управление определяется через постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в корпоративном контроле . В других работах корпоративное управление рассматривается как управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями .

Существующие в зарубежной литературе определения корпоративного управления фокусируются на формальных правилах и институтах и охватывают не только внутреннюю структуру корпораций, но и их внешнее окружение .

В действующих законодательных актах определения понятия корпоративного управления нет, однако оно имеется в некоторых иных нормативных актах. В частности, в письме Банка России от 13.09.2005 № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами в части: определения стратегических целей деятельности кредитной организации; создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и служащими кредитной организации всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности кредитной организации; достижения баланса интересов (компромисса) участников (акционеров), членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, ее кредиторов, вкладчиков и иных заинтересованных лиц; обеспечения соблюдения законодательства РФ, учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также принципов профессиональной этики.

Определение понятия корпоративного управления содержится в Кодексе корпоративного поведения (управления). Так, в Принципах корпоративного управления, принятых ОЭСР в мае 1999 г. (в ред. 2004 г.), иод корпоративным управлением понимается внутреннее средство обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (Stakeholders ). Корпоративное управление представляет собой структуру, используемую для определения целей компании и средств для достижения этих целей, а также осуществления контроля за этим процессом.

Российский Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению Федеральной комиссией по рынку ценных (ФКЦБ России) бумаг в 2002 г., определял понятие корпоративного управления через понятие корпоративного поведения. В частности, во Введении к Кодексу корпоративного поведения было записано следующее: «Корпоративное поведение - понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами» .

Новый российский Кодекс корпоративного управления, рекомендованный письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463, раскрывает понятие «корпоративное управление» - понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами АО, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон.

Основными целями корпоративного управления являются создание действенной системы обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств и их эффективного использования, снижение рисков, которые инвесторы не могут оценить и не хотят принимать и необходимость управления которыми в долгосрочном периоде со стороны инвесторов неизбежно влечет снижение инвестиционной привлекательности компании и стоимости ее акций.

Вопросы управления вообще и корпоративного управления, в частности, становятся сегодня первостепенными. Можно говорить об управлении юридическим лицом, об управлении собственностью , об управлении акциями .

Что означает управление? Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • - среда (система управления);
  • - средства (механизм управления);
  • - действия (процесс управления) .

Любая организация состоит из двух крупных подсистем - управляющей (субъект управления - S ) и управляемой (объект управления - О). Существо управленческих отношений составляют связи между субъектом и объектом управления . Субъект управления вырабатывает определенные решения, доводит их до объекта управления и получает обратную информацию об исполнении данного решения объектом. Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать .

Если общие положения теории управления применить к управлению корпорацией, то в самом упрощенном виде объектом управления будет являться сама корпорация, а субъектом управления - органы корпорации, осуществляющие процесс управления определенными средствами с целью достижения определенных результатов. В этом плане корпорация - объект управления - представляется как определенным образом организованный имущественный комплекс, находящийся в управлении . Корпорация выступает средой (системой управления), средством (механизмом) управления являются органы корпорации, действия (процесс управления) заключаются в совершении различных сделок (действий) от имени и в интересах корпорации.

Применительно к управлению корпорацией речь идет об органах, через которые корпорация приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (п. 1 ст. 53 ГК РФ) . Большинством современных специалистов в сфере корпоративного права разделяется взгляд на орган юридического лица как на его организационно оформленную часть, формирующую и выражающую волю юридического лица и руководящую его деятельностью . Как отмечает В. П. Мозолин, при определении сущности юридического лица главное состоит в определении структуры органов управления юридическим лицом и конкретных лиц, определяющих направления деятельности юридического лица и наделенных правом принятия решений по конкретным аспектам деятельности юридического лица .

С. Д. Могилевский выделяет следующие существенные признаки органа юридического лица: 1) орган юридического лица - это некая организационно оформленная часть юридического лица, представленная либо одним, либо несколькими физическими лицами; 2) орган юридического лица образуется в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами; 3) орган юридического лица обладает определенными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции; 4) волеобразование и волеизъявление юридического лица оформляется посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством .

Органы юридического лица подлежат созданию в силу указания закона и непосредственно участвуют в образовании его воли и в ее внешнем волеизъявлении, что является важным с точки зрения интересов третьих лиц - контрагентов юридического лица. Коллегиальные органы корпорации являются волеобразующими органами, а единоличные - волеизъявляющими органами .

Органы корпорации состоят из конкретных физических лиц, избираемых (назначаемых) в определенном законом порядке (либо в случаях, предусмотренных законом, - в порядке, определяемом уставом корпорации), на которых возложена обязанность действовать в соответствии с законом и учредительными документами от имени и в интересах корпорации добросовестно и разумно. При этом, как отмечает В. К. Андреев, внутренние отношения между участниками хозяйственного общества и самим обществом проявляются не прямо, а через взаимоотношения между корпорацией и ее органом . Участники корпорации, выражая собственную волю путем участия в общем собрании как высшем органе корпорации, формируют его волеизъявление высшего органа корпорации. В свою очередь сформированное членами корпорации волеизъявление, облеченное во внешнею форму, является обязательным для исполнительного органа корпорации и для самих участников корпорации. Такая ситуация нетипична для гражданско-правового регулирования, так как по общему правилу в гражданском обороте субъекты самостоятельны и независимы друг от друга и поэтому не могут непосредственно участвовать в формировании воли контрагента .

Вместе с тем п. 4 ст. 53 ГК РФ определяет, что отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах. Исходя из этого положения, а также из понятия корпоративных отношений, закрепленного п. 1 ст. 2 ГК РФ, отношения между корпорацией и органами корпорации являются предметом гражданско-правового регулирования. Они выступают как отношения управленческие .

Поэтому исходя из вышеизложенного, корпоративное управление - это прежде всего деятельность органов корпорации по управлению с целью упорядочения и организации отношений внутри корпорации, а также по представлению ее вовне.

Рассматривая корпоративное управление как «высший уровень управленческой деятельности» в АО, С. А. Масютин трактует его как «современный, прогрессивный вид управленческой деятельности в рамках хозяйствующей системы, характеризующейся наличием корпоративной стратегии, корпоративного стиля работы менеджеров всех уровней, корпоративной культуры, финансовой и информационной открытости, системы защиты прав акционеров и владельцев других ценных бумаг предприятия- эмитента» .

Определения корпоративного управления как деятельности органов корпорации имеются и в юридической науке. В частности, Т. В. Кашанина отмечает, что корпоративное управление есть не что иное, как деятельность органов управления хозяйственных обществ . Е. А. Суханов отмечает, что «под системой корпоративного управления понимается система и компетенция создаваемых в силу указаний закона органов корпораций как юридических лиц гражданского права» .

Вместе с тем корпоративное управление не сводится только к управленческой деятельности органов корпорации. В частности, К). С. Харитонова отмечает, что сведение корпоративного управления к вопросам иерархии и порядка образования органов корпорации не в полной мере раскрывают содержание данного явления . О соотношении корпоративного управления и управления АО см. рис. 2.1.

Рис. 2.1.

Управление корпорацией, г.е. деятельность созданных в силу указаний закона органов корпорации, имеет значение не только для самих акционеров, особенно для миноритарных, чьи права и интересы необходимо защищать от действий и злоупотреблений тех акционеров, которые осуществляют контроль АО и формируют его менеджмент, но и для третьих лиц - контрагентов АО, которые вступают с ним в различные хозяйственные отношения. Именно контрагенты должны знать, какое лицо или лица уполномочены действовать от имени корпорации, требуется ли согласие коллегиального органа корпорации на совершение сделки и т.п. Наконец, управление корпорацией важно также и для местного населения (например, с точки зрения предоставления рабочих мест, создания социальной инфраструктуры и пр.), и для местных и государственных органов власти (например, с точки зрения соблюдения требований экологического и природоохранного законодательства, осуществления градостроительной деятельности, уплаты налогов и пр.).

Известно, что в управлении корпорациями необходим баланс различных интересов: акционеров, менеджеров, иных заинтересованных лиц (наемных работников, контрагентов, местного населения). С этой точки зрения корпоративное управление означает не только управленческую деятельность органов корпорации, но и взаимодействие акционеров (участников) корпорации с органами корпорации, взаимодействие органов корпорации с иными заинтересованными лицами.

Корпоративное управление подразумевает, с одной стороны, взаимодействие трех основных групп интересов: акционеров (миноритарных и крупных), коллегиального органа корпорации (совета директоров или наблюдательного совета) и исполнительного органа (топ-менеджеров) . С другой стороны, это взаимодействие самой корпорации (в лице своих органов) с другими заинтересованными лицами (наемными работниками, контрагентами, населением, государственными и местными органами власти) (рис. 2.2).


Рис. 2.2.

Основная задача корпоративного управления как сферы постоянных и объективных конфликтов интересов - поддерживать баланс интересов акционеров и потребностей коллегиального органа и исполнительного органа (менеджмента) в процессе управления, а также поддерживать баланс ответственности между этими группами интересов: коллегиального органа перед акционерами, исполнительного органа (менеджмента) перед коллегиальным органом, наконец, корпорации перед обществом. «В более широком контексте под корпоративным управлением понимается процесс согласования интересов всех соучастников выгод корпорации - акционеров, менеджеров, внешних кредиторов, наемных работников, поставщиков и потребителей, различных уровней государственного управления, - отмечает А. Н. Лякин и далее пишет: - Совокупность стимулов и ограничений, накладываемых на действия соучастников корпораций, выстраивается таким образом, чтобы рост благосостояния каждой группы мог быть получен только за счет увеличения отдачи от работы компании, а не за счет кого-либо из участников» .

Поэтому корпоративное управление представляет собой взаимодействие между основными группами интересов (акционерами, коллегиальным органом, исполнительным органом), а также заинтересованными лицами (наемными работниками, контрагентами, населением, государственными и местными органами власти и т.д.). Как отмечает Д. М. Михайлов, наиболее приемлемым представляется определять корпоративное управление как систему взаимоотношений и взаимодействий между менеджерами компании и ее владельцами (акционерами (инвесторами)) по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев (акционеров (инвесторов)), а также других заинтересованных сторон (кредиторов, партнеров, клиентов, персонала компании, региональных властей и т.д.) - совладельцев. Или, что является близким по сути, по его мнению, «корпоративное управление - это система взаимодействия и взаимозависимости, которая отражает интересы органов управления компании, акционеров, заинтересованных лиц и направлена на получение максимальной прибыли от всех видов деятельности компании в соответствии с действующим национальным законодательством и с учетом международно признанных стандартов в этой сфере» .

Такой же подход к определению понятия корпоративного управления имеется и в юридической науке. «Под управлением акционерным обществом мы понимаем механизм или систему взаимодействия участников и способы, с помощью которых они представляют свои интересы, - пишет Е. П. Губин. - Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой акционерное общество должно представлять и защищать интересы своих инвесторов» .

И. С. Шиткина понимает под корпоративным управлением совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого управляется деятельность корпораций . Д. В. Ломакин считает, что управление является процессом упорядочения, регламентации деятельности, а управлять организацией - значит определять основные направления ее развития, ставить перед ней цели и способствовать их достижению . По мнению Я. М. Гританса, корпоративное управление - это «система принципов, норм, правил, методов поведения участников кооперативных отношений, определяющих достижение определенных целей в результате совместной деятельности» . Л. Б. Лгеев отмечает, что понятие «корпоративное управление» предполагает иерархическое единство отношений, складывающихся в процессе функционирования коммерческой организации» .

В результате взаимодействия между основными группами интересов в корпорации (акционерами, коллегиальным органом, исполнительным органом) возникают различные отношения, в том числе отношения в сфере управления, т.е. отношения, связанные с деятельностью органов корпорации, а также отношения, возникающие в связи с реализацией акционерами права па участие в управлении (управленческие отношения). В сферу деятельности корпорации вовлечены различные заинтересованные лица (так называемые stakeholders ) - наемные работники, контрагенты, регулирующие государственные органы, население, с которыми корпорация взаимодействуют через свои органы. Соответственно, корпоративное управление - это управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся в результате осуществления управления корпорацией (деятельность органов управления) и реализации акционерами права на участие в управлении (права управления), а также отношения, складывающиеся между корпорацией и лицами, вовлеченными в сферу ее хозяйственной деятельности и имеющими определенные интересы от этой деятельности (внешние отношения с заинтересованными лицами).

Из расширительной интерпретации корпоративного управления исходит, в частности, Ю. Б. Винслав, указывая, что «корпоративное управление - система управленческих отношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами по поводу субординации и гармонизации их интересов, обеспечения синергии как их совместной деятельности, так и их взаимоотношений с внешними контрагентами (государственными органами) в достижении поставленных целей» .

Такая же расширительная интерпретация корпоративного управления существует в юридической науке. Так, по мнению О. В. Осипенко, корпоративное управление есть «совокупность отношений собственников и менеджеров хозяйственных обществ, а также различных объединений компаний, реализующих краткосрочные (тактические) и долгосрочные (стратегические) цели их функционирования и развития» . В. В. Долинская полагает, что о корпоративном управлении можно говорить как «об урегулированной нормами права системе организационных и имущественных отношений, с помощью которой акционерное общество (корпоративная организация) реализует, представляет и защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров» . По мнению А. Е. Шаститко, корпоративное управление определяется как совокупность отношений между отдельными людьми или группами людей, основанных на обособлении прав собственности от прав управления (прав контроля) .

С. Д. Могилевский отмечает, что корпоративное управление представляет собой непрерывное и целенаправленное упорядочивающее воздействие на поведение людей, вовлеченных в сферу деятельности хозяйственного общества, в круг корпоративных интересов или связанных трудовыми отношениями. Это воздействие реализуется через формируемые между этими лицами управленческие отношения субъекта и объекта корпоративного управления .

Н. Н. Пахомова рассматривает корпоративное управление как форму реализации отношений корпоративной собственности . Аналогичной позиции придерживается И. Н. Ткаченко, но мнению которого под корпоративным управлением понимается деятельность, связанная с функционированием корпорации, ее целями и обусловленная отношениями собственности между субъектами и интересами участников корпоративных отношений .

На основании анализа многочисленных подходов к определению понятия корпоративного управления можно заключить, что корпоративное управление - это прежде всего воздействие со стороны органов АО на само общество; при этом органы АО осуществляют законодательно регламентированную деятельность по управлению (управленческую деятельность), а акционеры реализуют предусмотренные законодательством права управления, прежде всего право на формирование высшего органа корпорации (волеобразующего органа).

Осуществляя деятельность но управлению АО, органы корпорации действуют от имени и в интересах АО, представляя корпорацию вовне. Поэтому корпоративное управление - это и взаимодействие как между органами АО, между ними и акционерами, так и между органами корпорации и всеми заинтересованными лицами (наемными работниками, контрагентами, населением, органами местной и государственной власти и пр.), целью которого является установление баланса различных интересов, обеспечиваемого законодательством. На этот счет Конституционный Суд РФ указывал, что «осуществляя на основании статьи 71 (пункты “в”, “о”) Конституции Российской Федерации регулирование предпринимательской деятельности коммерческих организаций, включая акционерные общества, федеральный законодатель обязан учитывать, что одной из основных задач законодательства об акционерных обществах является обеспечение баланса законных интересов кредиторов и акционеров, акционеров и менеджмента, акционеров - владельцев крупных пакетов акций и миноритарных акционеров с учетом того, что Конституция Российской Федерации закрепляет принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть I)» .

  • Считается, что термин «corporate governance» ввел в 1984 г. Р. И. Трикер. См.:Tricker R. I. Corporate Governance. Aldershot, Gower, 1984.
  • URL: http://www.corp-gov.ru/vote.php3.
  • Черезов А. В., Рубинштейн Г. Б. Корпорации. Корпоративное управление. М. : Экономика, 2006; Кукура С. П. Теория корпоративного управления. М. : Экономика, 2004;Кныш М. И., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями: учеб, пособие.СПб., 1996; Ивашковская И. В. Проблемное поле корпоративного управления: исследовательские идеи и результаты // Экономическая наука современной России. 2008. № 1.С. 132-141.
  • Осипенко О. В. Институты корпоративного управления и акционерные конфликтыв России. М., 2004. С. 12.
  • См. об этом: Корпоративное право: учебный курс / отв. рсд. И. С. Шиткина. М., 2011.С. 572-574; Макарова О. А. Корпоративное право: курс лекций. М., 2010. С. 12-19.
  • См.: Денисов А. Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М., 2002; Куделя А. Д. Стратегический корпоративный менеджмент / под ред. B. А. Трайнева. М., 2000; Радыгин А. Д. Нормы корпоративного управления в России и ЕС:перспективы унификации // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4. C. 14-26; Мааотип С. А. Механизмы корпоративного управления: научная монография. М.,2002; Мащенко В. Е. Системное корпоративное управление. М., 2003; Храброва И. А. Корпоративное управление. Вопросы интеграции: аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М., 2000; Курчаков Р. С. Корпоративное управление.Казань, 2000; Орехов С. А., Селезнев В. А. Современное корпоративное управление: проблемытеории и практики. М., 2004; Тепман Л. Н. Корпоративное управление: учеб, пособие. М.,2009.
  • Куделя А. Д. Указ. соч. С. 328.
  • Храброва И. А. Указ. соч. С. 63; Корпоративное управление: учеб, пособие. Ростов н/Д,2007. С. И.
  • См. об этом: Михайлов Д. М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) : учсбно-практ. пособие. М. : КноРус, 2010. С. 28-29;Жиглей И. В., Рабошук А. В. Современное состояние корпоративного управления: предпосылки корпоративных конфликтов // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 44.
  • Кодекс корпоративного поведения. М., 2002. С. 4.
  • О содержании и понятии управления государственной собственностью см.: Толстой Ю. К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л.,1955. С. 91; Венедиктов Л. В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948.С. 328-329; Андреев В. К. Право государственной собственности в России. М., 2004. С. 153-158; Талапина Э. В. Управление государственной собственностью. СПб., 2002. С. 85-97;Радыгин А. Д., Мальгинов Г. II. Государственная собственность в российских корпорациях:проблемы эффективности управления и задачи государственного регулирования. Институт экономики переходного периода. URL: http://www.nasledie.ru; Половинкин II. Д., Савченко А. В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теориии практики. М., 2000. С. 46-59; Андреев Ю. Н. Участие государства в гражданско-правовыхотношениях. СПб., 2005. С. 75-84.
  • См., например: Указы Президента РФ от 30.09.1995 № 986 «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями»;от 09.12.1996 № 1669 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральнойсобственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации». Об управлении государственными пакетами акций в АО см.: Управление государственной собственностью: учебник / под ред. В. И. Кошкина. М., 2002. С. 381-411; Ачпатов А. А. Эффективноеуправление долями и акциями. М. : Высшая школа приватизации и предпринимательства,2000.
  • URL: http://cde.osu.ru/dc... n/coursell24/tt.html.
  • Огарков А. А. Управление организацией: учебник. М.: Эксмо, 2006. С. 51.
  • Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера. СПб., 2001. С. 842. См. также: Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник. М., 1996. С. 12-13; Виханский О. С., Наумов А. И.Менеджмент: учебник. М., 2000. С. 250-257.
  • 2. Эволюция подходов к управлению акционерными обществами
  • 2.1. Причины возникновения и этапы формирования
  • Акционерной формы собственности
  • 2.2. История формирования и развития акционерной формы предпринимательской деятельности в России
  • 2.3. Классические модели корпоративного управления
  • 2.4. Концепция заинтересованных лиц как наиболее перспективное направление формирования новой корпоративной модели
  • 2.5. Российская модель корпоративного управления
  • 3. Правовые основы корпоративных отношений в России
  • 3.1. Этапы создания акционерных обществ и их виды
  • 3.2. Структура и состав нормативных актов, регламентирующих деятельность российских акционерных обществ
  • 3.3. Права и возможности акционеров, закрепленные в российском акционерном праве
  • 3.4. Причины и порядок ликвидации акционерного общества
  • 4. Уставный капитал как объект корпоративного управления
  • 4.1. Понятие и структура корпоративного капитала
  • 4.2. Формирование уставного капитала общества
  • 4.4. Пути, причины и порядок уменьшения уставного капитала общества
  • 5. Общее собрание акционеров как высший орган управления в акционерном обществе
  • 5.1. Функции, компетенция и правомочность
  • Собрания акционеров
  • 5.2. Формы проведения общего собрания акционеров и его виды
  • 5.3. Этапы подготовки к проведению общего собрания акционеров
  • 5.4. Проведение общего собрания акционеров
  • 6. Совет директоров и исполнительные органы управления и контроля общества
  • 6.1. Функции, обязанности и ответственность членов совета директоров общества
  • 6.2. Оптимальная структура и состав директоров общества как фактор и условие реализации функций совета
  • 6.3. Функции, полномочия и порядок назначения исполнительных органов в акционерных обществах
  • 6.5. Формирование эффективной системы стимулирования труда менеджеров как способ согласования интересов
  • 6.6. Субъекты контроля качества корпоративного управления в акционерных обществах
  • 7. Механизмы и инструменты корпоративного управления
  • 7.1. Корпоративный кодекс поведения как фактор
  • Эффективности деятельности организации
  • 7.3. Влияние дивидендной политики общества на установление баланса интересов участников
  • 7.4. Транспарентность как условие взаимопонимания между участниками корпоративных отношений
  • 8. Реорганизация как инструмент корпоративного управления
  • 8.1. Понятие, виды и формы реорганизации
  • Слияния и поглощения
  • 8.2. Мотивы проведения реорганизации
  • 8.3. Методика проведения реорганизации
  • 9. Методы и приемы рейдеров и способы защиты от захвата
  • 9.1. Враждебный захват: понятие, цели и причины
  • 9.2. Инструменты поглощения и специфика их применения в России
  • 9.3. Инструменты защиты от поглощения
  • 9.4. Оценка эффективности реорганизации и причины неудач
  • 10. Формы и способы защиты и восстановления прав миноритариев
  • 10.1. Формы и способы защиты прав и законных интересов акционеров
  • 10.2. Обеспечение прав акционеров
  • При реорганизации общества
  • 10.3. Обеспечение прав акционеров при размещении дополнительных акций
  • 10.4. Понятие и порядок заключения крупных сделок
  • 10.5. Сделки с аффилированными лицами: понятие и порядок заключения
  • 11. Оценка эффективности корпоративного управления
  • 11.1. Структура и содержание рейтинга
  • Корпоративного управления
  • 11.2. Капитализация как показатель эффективности корпоративного управления
  • 12. Особенности корпоративного управления
  • 12.2. Методы и способы корпоративного управления, применяемые органами государственной власти
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения
  • Характеристика моделей корпоративного управления
  • Структура ежеквартального отчета общества
  • Перечень существенных фактов, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с российским законодательством
  • Перечень существенных событий, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с российским законодательством
  • Перечень документов, предоставляемых акционерам общества при подготовке к собранию акционеров
  • Методика оценки риска «нападения» рейдеров
  • Рекомендации по формированию условий тендерного предложения
  • Рекомендации по использованию способов приобретения акций
  • Основные приемы защиты компании от поглощения
  • Компоненты рейтинга корпоративного управления для анализа
  • Словарь терминов и определений
  • Алфавитно-предметный указатель
  • Список сокращений
  • 12.2. Методы и способы корпоративного управления, применяемые органами государственной власти

    К основным способам участия органов государственной власти в управлении акционерными обществами относятся:

    Назначение уполномоченного представителя;

    Передача акций доверительному управляющему.

    Роль представителя государства в корпоративном управлении трудно переоценить. Он, с одной стороны, контролер, призванный защищать государственные интересы, с другой стороны, активный член органов управления общества, от которого требуется выработка политики компании, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. Следовательно, эффективность функционирования указанных акционерных обществ в решающей степени зависит от компетен­ции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Имея такие обязанности, представитель государства должен обладать соответствую­щими правами и возможностями.

    Между тем, эффективность института представителей государства как механизма управления государственной собственностью вызывает большое количество критических замечаний:

    Жест­кое законодательное ограничение инициативы и предприим­чивости представителя государства в акционерном обществе;

    Высокий уровень бюрократии, обусловленной принципами централизованного управления;

    Неэффективный порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления;

    Отсутствие какой-либо ответственности представителей за принимаемые решения и результаты деятельности компании;

    Отсутствие системы стимулирования труда государственных представителей и др.

    Более перспективным, с точки зрения повышения эффективности управления акционерными обществами, считается институт поверенных в делах го­сударства и передача пакетов ак­ций, находящихся в государственной собственности, в доверительное (трастовое) управление. Принципиальным отличием этих способов участия государства в управлении обществом от института представителей является то, что в обоих случаях управление осуществляется не государст­венными чиновниками, а профессиональными менеджерами на условиях материальной заинтересованности и ответственности.

    Институт доверительного управления должен функционировать на основе следующих принципов. Непосредственное управление собственностью передается доверительному управляющему, определяемо­му на аукционе. Органы государственной власти в установленных пределах осуществляют контроль за доверительным уп­равляющим. Доверительный управляющий не является собственником, поэтому правила доверительного управления не предостав­ляют ему права распоряжения доверенными акциями. Имея полную свободу в повседневной деятельности, доверенный управляющий обязан письменно согласовывать с государ­ством свои стратегические действия. Принципиально важно, что доверительный управляющий несет ответственность собственным имуществом за исполнение взятых на себя обязательств. Эта ответствен­ность обеспечивается установленными законом способами обеспечения обязательств (залог, неустойка, банковская га­рантия и т. п.). Размер такого обеспечения определяется конкурсной комиссией и является одним из условий конкур­са.

    Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели представляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе.

    Для повышения эффективности института доверительного управления государственной собственностью необходимо четко определить:

    Пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего;

    Порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации;

    Обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результата управления деятельностью обществ;

    Порядок взаимодействия государственных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющих, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ. При обосновании невозможности достижения цели государства или выполнения программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Российской Федерации в деятельности хозяйственного товарищества или общества, либо о распоряжении акциями (долями) иным образом (в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур), либо об изменении целей или программы деятельности управляющего. В противном случае к управляющим применяются меры воздействия.

    Интересным является опыт зарубежных стран в управлении госсобственностью. В ряде зарубежных стран представителями государства являются независимые директора, отобранные по принципу профессионализма. В частности, в Польше существует экзамен на право представлять государство в совете директоров, при этом номинант не обязательно должен быть чиновником. В Швеции советы директоров оценивают собственную деятельность и составляют перечень навыков и компетенций, которые требуются для усиления роли совета директоров. Во многих странах в компаниях, где государству принадлежит контрольный пакет, в совет входят лишь один-два (или вообще ни одного) представителя государства. К таким странам относятся Дания, Голландия, Норвегия, Швеция, Австралия. Например, в совет директоров Telenor, крупнейшей телекоммуникационной компании Норвегии (как и других норвежских компаний, контролируемых государством), не входят представители государства. Все директора, кроме представителей трудового коллектива, являются топ-менеджерами крупных компаний. В Норвегии и Финляндии разработана особая трехуровневая модель корпоративного управления: советы директоров, играющие ключевую роль в принятии стратегических решений и осуществлении контроля, не включают представителей государства; однако в компаниях есть специальные наблюдательные советы, роль которых состоит в надзоре за соблюдением государственных интересов. Таким образом, путем изменения структуры корпоративного управления делается попытка решить фундаментальные противоречия, связанные с государственной собственностью.

    По мнению специалистов, совершенствование российской модели корпоративного управления в акционерных обществах со смешанной собственностью позволило бы систематизировать и в дальнейшем учесть специфические для государственных компаний цели и специфические же риски, связанные со структурой собственности и не всегда отчетливой мотивацией «агентов». При наличии работающего и сбалансированного по составу совета директоров возможно открытое обсуждение той степени компромиссности, на которую можно пойти в отношении экономической эффективности в тех случаях, когда достижение социальных и политических приоритетов чревато снижением доходности. В тех аспектах деятельности, где конфликта целей нет, приоритетом должны оставаться эффективность и конкурентоспособность.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    Темы для самостоятельного исследования

      Собственность Российской Федерации.

      Участие государства в управлении акционерными обществами.

      Зарубежный опыт управления государственной собственностью

      Направления совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.

      Зарубежный опыт управления государственной собственностью.

    Вопросы для самопроверки

      Назовите основные цели управления акциями (долями), находящимися в государственной собственности.

      Назовите источники конфликта интересов между представителями органов государственной власти и прочими акционерами общества.

      Назовите основные особенности управления акционерными обществами с участием органов государственной власти.

      Кто представляет государство в советах директоров акционерных обществ?

      Охарактеризуйте влияние органов государственной власти на социально-экономическую эффективность компаний.

      Перечислите функции, права и обязанности государственных представителей.

      В чем преимущества управления государственной собственностью посредством применения института доверительных управляющих?


    © 2024
    newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы