27.02.2022

Применение ккт и новые разъяснения от фнс. Кто освобожден от применения ККТ? Порядок применения онлайн касс


У ФНС есть беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ ко всем фискальным данным (ФД), содержащимся в базе операторов ФД, а также к другой официальной информации о компаниях и ИП. Это значит, что на основании имеющихся сведений налоговый орган может провести не только контрольную закупку, но и удаленную проверку соблюдения порядка применения ККТ.

Кроме того, сотрудники ФНС не обязаны предупреждать о дате начала кассовой проверки, также не предусмотрено ограничений и по частоте проведения таких проверок. Данные нормы не предусмотрены действующим законодательством. В частности на надзор за соблюдением порядка применения ККТ не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля.

Если вы ошибочно не зарегистрировали кассу в установленный срок либо как-то иначе нарушили порядок применения ККТ (например данные с вашей онлайн-кассы поступали непостоянно), в ваших интересах устранить все нарушения в кратчайшие сроки.Илья Антоненко

Илья Антоненко , аттестованный аудитор.

Кто обязан применять ККТ после 01.07.2018

Значительная часть компаний и ИП, которые изначально получили отсрочку, должны применять ККТ с 01.07.2018. Это касается в том числе и тех, кто получает оплату от физлиц в безналичном порядке без использования платежных карт, от иностранных физлиц за товары (работы, услуги), а также от сотрудников своей компании (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). При этом применять ККТ необходимо и тогда, когда покупатель не предоставил данные о номере мобильного телефона или адресе электронной почты, то есть у компании или ИП нет никакой возможности выполнить требование закона о предоставлении чека покупателю в электронном виде.

На данный момент непонятно, в какой именно момент необходимо применять ККТ при получении безналичной оплаты. Позиция контролирующих органов по этому вопросу неоднозначна. Пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией. Как определить момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией — не ясно. Не добавляет ясности и указание, что ККТ применяется «с момента», а не «в момент». Таким образом, на сегодня возможны разные подходы к определению момента применения ККТ при получении безналичной оплаты от физлиц и организации. Нужно самостоятельно определить удобный алгоритм применения ККТ в такой ситуации исходя из уровня риска, который организация готова принять в случае спора с проверяющими.

Отметим, что в соответствии с поправками, которые в 54-ФЗ внес Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ, организации и ИП вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 в следующих случаях:

  • при осуществлении расчетов с физлицами, которые не являются ИП, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
  • расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
  • при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;
  • при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Для того чтобы убедиться во вновь предоставленной отсрочке применения ККТ, нужно определиться с понятием «расчеты с использованием электронных средств платежа», к которым налоговики сейчас относят все формы безналичного расчета.

Что делать, если ошибочно не применяли ККТ

Штрафы за неприменение ККТ весьма суровы (см. п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), однако их можно избежать. Для этого организация или ИП, имеющая зарегистрированную ККТ, должна выполнить следующие действия до момента, когда налоговики узнали о факте неприменения ККТ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ; письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899; табл. 4, 5, 30, 31 к Приказу ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@):

  • устранить причину нарушения;
  • пробить кассовый чек коррекции на каждую принятую (выплаченную) без применения ККТ сумму с указанием соответствующего признака расчета, а также реквизита документа, служащего основанием для формирования такого чека (например, служебной записки о факте неприменения ККТ при получении (выплате) средств);
  • в течение трех рабочих дней с даты оформления чека коррекции сообщить в ИФНС, например через личный кабинет ККТ, подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в том числе реквизиты указанных чеков коррекции.

Когда используется отсрочка применения ККТ при оказании услуг населению и в момент оплаты физлицу не был выдан бланк строгой отчетности (БСО), необходимо дополнительно выдать БСО соответствующему физлицу. По нашему мнению, в данном случае этот шаг также необходим, чтобы избежать штрафа (см. п. 20 Положения о расчетах без применения ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Если ФНС стало известно о нарушении в результате проверки, штраф все же будет выписан. ИП или компания, которая относится к малому и среднему бизнесу, может попробовать заменить штраф на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также нет имущественного ущерба ( КоАП, письмо ФНС России от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@).

Виктор Владимирович Бачурин ,
начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Свердловской области

ФНС будет проверять

Мы, безусловно, будем проводить контрольную работу: сопоставлять имеющиеся у нас сведения по зарегистрированным ККТ с информацией о том, кто должен был зарегистрировать кассу до 01.07.2018, и проверять. Поэтому не ждите, когда к вам придет налоговый инспектор. Если нарушили порядок применения ККТ, купите, зарегистрируйте кассу и сформируйте чек коррекции.

В соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП лицо, которое добровольно устранит правонарушение и уведомит налоговую службу об этом в письменном виде, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ. Данная норма распространяется на ч. 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП.

Для индивидуальных предпринимателей на ПСН и ЕНВД, которые должны начать применять ККТ с 01.07.2019, есть дополнительная мотивация не затягивать с регистрацией ККТ. Они могут получить налоговый вычет в размере 18 тыс. ₽ за каждую кассу, зарегистрированную в установленный законом срок.

Пробили неправильный чек — наша шпаргалка вам поможет: « ».

Лычагина Светлана Михайловна ,
заместитель руководителя УФНС России по Ставропольскому краю

Порядок проведения проверок

Права и обязанности налогового органа при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ прописаны в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В приказах Минфина РФ от 17.10.2011 и № 132н и 133н отражены сроки и последовательность административных действий при контроле полноты учета выручки денежных средств, соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями и ИП.

Чтобы предотвратить нарушения и как следствие привлечение к административной ответственности, мы рекомендуем налогоплательщикам детально изучить нормы Федерального закона № 54-ФЗ, включая все изменения и дополнения.

Также напоминаем, что с 01.07.2018 необходимо осуществлять расчеты с применением ККТ при торговле такими непродовольственными товарами, как ковры и ковровые изделия, изделия из кожи и дерева, мебель, большинство видов одежды, компьютерное оборудование и др. (Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р, письмо ФНС России от 28.04.2017 № ЕД-4-20/8279@).

Все про июльские поправки в .

Новое название Федерального закона № 54‑ФЗ

Законодатель обновил название , теперь оно звучит следующим образом: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» .

До рассматриваемых новшеств определял правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ в следующих целях:

Обеспечение интересов граждан и организаций;

Защита прав потребителей;

Обеспечение установленного порядка осуществления расчетов;

Обеспечение полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Теперь Федеральный закон № 54‑ФЗ устанавливает также порядок применения ККТ в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Новые понятия

Статья 1.1 дополнена новыми понятиями: «бенефициарный владелец», «версия модели контрольно-кассовой техники», «выгодоприобретатель». Уточнено понятие «расчеты».

В новом варианте под расчетами понимаются прием (получение), выплата денежных средств наличными деньгами и в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона № 54‑ФЗ под расчетами понимаются также:

Прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;

Зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

Предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей);

Предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, устранена неопределенность относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ в зависимости от ряда способов оплаты товаров (работ, услуг): теперь под расчетами понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах за товары, работы, услуги (Письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03‑01‑15/41176 ).

Сфера и правила применения ККТ

Статья 1.2 претерпела ряд изменений и дополнений.

Один чек за услуги. По общему правилу при осуществлении каждого расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО) на бумажном носителе или в электронном виде. Согласно новому п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты или авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий сведения обо всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (БСО) клиенту. В данном случае речь идет об услугах в сфере культурно-массовых мероприятий, перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услугах связи, услугах в электронной форме, определенных ст. 174.2 НК РФ (услугах в электронной форме, оказываемых иностранными организациями), а также иных услугах, определенных Правительством РФ. Отметим, что это право пользователя, а не его обязанность.

При осуществлении расчетов в безналичном порядке или с использованием электронных средств платежа в виде зачета или возврата предварительной оплаты, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (БСО) покупателям только в электронной форме без выдачи бумажных чеков.

Электронное средство платежа (ЭСП) - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» ).

Новые положения о выдаче кассового чека (БСО). Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем может не печататься (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ ).

Уточнено, что Минфин дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

Особенности применения ККТ

Внесен ряд уточнений и обновлений в порядок применения ККТ отдельными категориями пользователей.

Во-первых, ККТ не применяется кредитными организациями, при этом они обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании.

Во-вторых, ККТ не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в механических автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой ЦБ РФ.

В-третьих, внесены коррективы в п. 2 ст. 2 , а именно организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении следующих видов деятельности (оказании услуг):

Продажа газет и журналов только на бумажном носителе;

Разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

Торговля в розлив молоком и питьевой водой (добавлена к торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив).

Продажа проездных билетов и талонов в общественном транспорте будет исключена из видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, с 1 июля 2019 года.

Применение ПСНО предпринимателями. Статья 2 дополнена п. 2.1 , согласно которому индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты. Но сказанное не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 3 , 6 , 9 - 11 , 18 , 28 , 32 , 33 , 37 , 38 , 40 , 45 - 48 , 53 , 56 , 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .

Территории военных объектов. К местностям, отдаленным от сетей связи, добавили территории военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки. На указанных территориях можно не передавать данные ККТ в онлайн-режиме.

Расчеты между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Согласно новой редакции п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, банковской карты). Таким образом, все наличные расчеты и расчеты с помощью банковской карты (электронного средства платежа) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями требуют обязательного применения ККТ.

Парковки. Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), не применяют ККТ. Но здесь есть одно условие: эти организации должны перечислять в полном объеме полученные за парковку денежные средства на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения. Сведения о таких организациях орган государственной власти субъекта РФ должен доводить до сведения уполномоченного органа.

Страховые организации. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов - физических лиц страховщик применяет ККТ при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (БСО) в электронной форме страхователю.

Библиотеки. Государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, НИИ, образовательных организаций могут не применять ККТ при оказании платных услуг населению, перечень которых будет утвержден Правительством РФ.

Требования к фискальному накопителю

Изменения внесены и в ст. 4.1 Федерального закона № 54‑ФЗ . Выделим наиболее интересные пользователям ККТ поправки:

Методические указания по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов будут разрабатываться и размещаться уполномоченным органом (ФНС) на его официальном сайте в Интернете;

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных, полученных от пользователя, в интересах и по поручению названного пользователя в статистических или иных исследовательских целях без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учетом требований . Действие указанного положения не распространяется на персональные данные покупателя (клиента).

Регистрация ККТ

Обновления затронули и порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговом органе, который урегулирован ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ .

В заявлении о регистрации дополнены сведения, которые необходимо указывать отдельным пользователям:

Сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);

Сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в , и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Теперь при регистрации, перерегистрации или снятии с учета ККТ пользователь получит соответствующую карточку в течение десяти рабочих дней. Раньше налоговики должны были выдать ее в течение пяти рабочих дней. Этот срок остался при снятии ККТ налоговым органом в одностороннем порядке.

Статья 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ дополнена п. 8.1 , который устанавливает порядок действий в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти.

Согласно новому п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54‑ФЗ ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Применение ККТ

Уточняется, что кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ (п. 4 ст. 4.3 ).

Согласно новому п. 5.1 ст. 4.3 Федерального закона № 54‑ФЗ отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через ОФД всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через ОФД, и получения подтверждения в отношении всех этих фискальных документов.

Требования к кассовому чеку и БСО

Количество обязательных реквизитов кассового чека и БСО увеличилось - к ним добавился QR-код.

Кроме этого, при осуществлении расчетов, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ , кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.

Особо отметим новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ , который устанавливает дополнительные обязательные реквизиты при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег или с предъявлением электронных средств платежа (пластиковой карты):

Наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

ИНН покупателя (клиента);

Сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

Сумма акциза (если применимо);

Регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

Дополнительные обязательные реквизиты для кассового чека (БСО) установлены и при осуществлении расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, при получении страховой премии или при страховой выплате (п. 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ ):

Наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица ИНН - серия и номер паспорта такого физического лица).

Новые п. 6.1 и 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Права и обязанности налоговых органов

Статья 7 , регулирующая права и обязанности налоговых органов, дополнена п. 6 и 7 .

Теперь налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» .

При этом налоговые органы обязаны информировать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ.

В Федеральный закон № 54‑ФЗ , регулирующий порядок применения ККТ, внесены существенные изменения, которые в основном уже вступили в силу (с 3 июля 2018 года):

- уточнено и расширено понятие «расчеты», соответственно, расширилась и сфера применения ККТ;

Скорректированы сфера и правила применения ККТ - установлены случаи, когда может быть сформирован один кассовый чек (БСО) вместо нескольких, а также определено, когда и как выдавать чеки при безналичной оплате;

Уточнены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении определенных видов деятельности (оказании услуг);

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО и осуществляющие определенные виды деятельности, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты;

Организации и (или) индивидуальные предприниматели не применяют ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. С 1 июля 2019 года при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями кассовый чек должен быть дополнен новыми обязательными реквизитами.

В этой статье вы узнаете:

  • Последние изменения применения ККТ.
  • В какую сумму обойдется переход на онлайн ККТ.
  • Для кого предусмотрено обязательное применение ККТ.
  • Каковы сроки вступления в силу изменений в законе о ККТ.
  • Кто может продолжать работу без применения ККТ.
  • Какую нужно формировать отчетность при работе с ККТ.
  • Какая предусмотрена ответственность, если нарушен порядок применения ККТ.

Российское законодательство модернизируется, в него вносятся изменения, улучшаются законы и правовые нормы. Коснулись эти процессы и сферы продаж: совсем недавно были приняты поправки в Федеральный закон 54-ФЗ о применении новой контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной торговли и оказании услуг. Данный нормативный документ призван модернизировать процессы продажи в магазинах, упорядочить правоотношения между покупателем и продавцом, а также упростить взаимодействие между налоговой службой, торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями. Неудивительно, что в современную эпоху цифровых технологий государство решило принять новый закон о применении ККТ и вывести сферу торговли на новый информационный уровень, автоматизировав и модернизировав сбор данных при осуществлении денежных расчетов и платежей с применением электронных средств между покупателем и продавцом, а также между поставщиком и потребителем услуг.

На данный момент нормы применения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями прописаны в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Закон о применении ККТ 54-ФЗ обязывает все организации и индивидуальных предпринимателей при взимании платы за товары или оказанные услуги применять контрольно-кассовую технику. В нем также прописаны исключения, при которых предприятие или ИП освобождаются от использования аппаратов.

В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, обстоятельства, при которых происходит освобождение от установки аппаратов, а также каков регламент их внедрения и санкции при нарушении порядка применения контрольно-кассовой техники.

Закон о применении ККТ подразумевает постепенный переход на использование онлайн-касс, он касается как крупных розничных торговых сетей, так и небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Последние изменения применения ККТ в 2018 году

Для того чтобы улучшить контроль и сделать проще администрирование доходов налогоплательщиков, в Федеральный закон № 54-ФЗ был внесен ряд фундаментальных изменений (Федеральным законом № 290-ФЗ).

Благодаря этим поправкам стало возможным применение контрольно-кассовой техники нового поколения с функцией удаленной передачи данных сразу в фискальные органы. Это позволит Федеральной налоговой службе получать сведения в онлайн-режиме и проводить анализ поступившей информации для выявления риска правонарушений, что в целом поможет более точно проводить налоговые проверки. Для большей части торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей нововведение облегчит и упростит процесс продажи, так как проверки должны стать точечными, не затрагивающими большую массу торговых компаний.

Использование подобной автоматизированной интеллектуальной системы сбора информации о деятельности фирм и индивидуальных предпринимателей через применение новой, модернизированной ККТ, несомненно, должно принести положительный результат.

Разработчики новой системы сбора информации, равно как и сотрудники федеральной налоговой службы, говорят о расширении возможностей по контролю над деятельностью фирм и предпринимателей, в том числе:

  • Наличие функции регистрации ККТ через личный кабинет на сайте ФНС, а также удаленное проведение всех юридически значимых операций по документообороту, связанному с применением ККТ, через сеть Интернет и сайт ФНС.
  • Больше не требуется заключать договор на проведение технического обслуживания ККТ.
  • При определенных условиях ККТ можно применять в автономном режиме.
  • Онлайн-торговля должна стать простой и прозрачной.
  • Глубокая интеграция ККТ с современными мобильными устройствами – телефонами, смартфонами, планшетами.
  • Уменьшение налоговых проверок.
  • Переход на новый тип ККТ и ее интеграция в единую систему сбора данных будет проходить поэтапно.

Применение новой ККТ должно позволить предпринимателю работать в более комфортных рыночных условиях, так как усовершенствованная техника минимизирует возможности конкурентов по уходу от налоговых отчислений. К тому же внедрение системы новой ККТ должно понизить расходы предпринимателей и организаций на ежегодное техническое обслуживание данного оборудования, особенно это актуально для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей на таких системах налогообложения, как УСН и ЕНДВ.

В противовес этому высказываются мнения, что переход на новую систему ККТ потребует серьезных финансовых затрат на модернизацию уже существующей техники, а в ряде случаев, при невозможности усовершенствования и приведения оборудования к новому стандарту, его придется заменить на новое, что повлечет за собой серьезные финансовые расходы. К тому же затраты понесут и те, кто до этого был освобожден от применения ККТ, так как им придется покупать новую технику. Также дополнительные расходы коснутся тех, кто вынужден применять бланки строгой отчетности. БСО по новому закону положено формировать в электронном виде или на бумажном носителе в момент расчета за оказанные услуги, этот порядок также должен быть автоматизированным.

Несомненно, для хозяйствующих субъектов внедрение новой системы применения ККТ несет определенные положительные моменты, среди которых автоматизация администрирования и уменьшение количества налоговых проверок. Новая модель использует интернет-каналы связи, но ни для кого не секрет, что еще остаются территории, где стабильность работы сети оставляет желать лучшего. Это также вызывает определенные опасения у предпринимателей, так как раньше для осуществления продаж Интернет не требовался, сегодня же торговля без подключения ККТ к Сети будет невозможна.

Также для покупателей внедрение новой ККТ должно усовершенствовать систему защиты прав потребителей:

  • Покупатели смогут получить чек в электронном виде на свою почту, а также у ОФД.
  • Быстро и без особых усилий самостоятельно проверить легальность кассового чека, используя специальное мобильное приложение: данная программа бесплатная и позволяет при возникновении каких-то сомнений направить жалобу напрямую на серверы ФНС.

Для покупателей получение чека в электронном виде удобно: теперь можно не бояться, что он выгорит на солнце или потеряется. С другой стороны баррикад – предприниматели, опасающиеся, что перекладывание части надзорных функций со стороны государства на простых граждан может развязать последним руки и те начнут использовать контроль торговых операций не по назначению, а во вред порядочным бизнесменам. Делегирование гражданам полномочий проверки деятельности предпринимателей вызывает сомнения.

Подводя итоги, можно сказать, что внедрение новой системы применения ККТ позволит властям вывести из тени часть розничной торговли и вместе с этим увеличить объем налоговых поступлений в бюджет государства. В технической части должен быть упрощен механизм регистрации и администрирования ККТ, количество налоговых проверок планируется уменьшить, а органы ФНС сосредоточатся на проблемных, рисковых зонах розничной торговли. Для покупателя же внедрение онлайн-касс согласно ФЗ-54 о применении ККТ в 2017 г. позволит обрести более удобный и универсальный способ получения информации о совершенных покупках и сохранить эти данные в электронном виде.

  • Роботизация производства: сфера применения, плюсы и минусы внедрения роботов

Какие особенности имеет новое применение ККТ

Имеющийся порядок ведения торговой деятельности предполагает, что в момент оплаты товара происходит фиксация операции и суммы покупки на специальной кассовой ленте, кассовом чеке для покупателя, в памяти кассового аппарата, а также в кассовой книге, которую ведет кассир. При проведении налоговой проверки данные из кассовой книги сверяются со значениями, записанными в память кассового аппарата. Принятые поправки изменяют этот алгоритм и делают его более детализированным и точным. В используемой ранее схеме, помимо покупателя и продавца, появляются еще два действующих лица: ОФД – оператор фискальных данных и ИФНС. У каждого из этих органов свои цели и задачи.

Если ранее кассовая техника комплектовалась только фискальной памятью, то теперь такое оборудование должно в обязательном порядке иметь особый фискальный накопитель, способный не только записывать данные о торговых операциях, но и шифровать их, а также отправлять в зашифрованном виде на серверы оператора фискальных данных.

Давайте рассмотрим на простом примере новый алгоритм работы ККТ. Стандартная ситуация: покупатель пришел в супермаркет, набрал корзину продуктов и подошел к кассе. Продавец-кассир пробивает через новую ККТ все товары, после чего ККТ отправляет всю информацию в зашифрованном виде оператору фискальных данных, он, в свою очередь, на своих серверах обрабатывает этот запрос, сведения о чеке помещаются в базу данных ОФД, после чего ОФД отправляет на кассу уникальный номер, присвоенный чеку. После всего этого информация о совершенной покупке поступает на серверы налоговиков.

Покупателю, как и раньше, выдается продавцом бумажный чек, но если он выразил желание получить копию чека в электронном виде на свой почтовый адрес, то ККТ автоматически отправит данный документ на почту клиента. Заявить о такой необходимости потребитель должен заранее, до того, как чек будет пробит. Соответственно, и реквизиты (электронную почту) покупатель обязан сообщить продавцу заблаговременно.

По новым требованиям внешний вид и данные в чеке также будут изменены: документ должен содержать уникальный QR-код, по которому он может быть идентифицирован на серверах ОФД и ИФНС.

Сведения, которые должны присутствовать в чеке в обязательном порядке:

  • информация об операторе фискальных данных и его сайте;
  • место, дата и время покупки;
  • данные о продавце и его системе налогообложения;
  • тип операции (приходная или расходная);
  • сумма к уплате, включая данные о НДС;
  • сведения о форме расчета: банковские карты, электронные кошельки или наличность.

При внесении поправок в федеральный закон ФЗ-54 о применении ККТ законодатель настаивал, что новая форма применения ККТ позволит вывести из тени часть финансового рынка и повысить эффективность сбора налогов. Удобна такая система и для покупателя – например, при утере бумажного чека его наличие в электронном виде способно помочь при необходимости доказать факт сделки. К тому же законодатель таким образом пытается вывести из тени интернет-торговлю, так как по новым поправкам онлайн-магазины также обязаны выдавать чеки в электронном виде, а все операции проводить через серверы ОФД и налоговиков.

Деятельность оператора фискальных данных является новшеством на российском финансовом рынке. Согласно ФЗ 54 о применении ККТ оператором может стать любая организация, способная вести круглосуточную непрерывную обработку каждого чека в режиме реального времени, при этом оборудование компании должно соответствовать современным стандартам криптографической защиты, а сами сведения должны быть недоступны для третьих лиц. Актуальный список операторов фискальных данных можно найти на сайте налоговой службы.

В какую сумму обойдется переход на ККТ онлайн

Предполагается, что переход на новую систему применения ККТ принесет достаточно много положительных моментов, но есть и отрицательный – необходимость покупки или модернизации уже имеющейся техники, особенно актуальная при применении ККТ индивидуальными предпринимателями.

Наиболее простой способ – приобрести новую ККТ, сразу соответствующую требуемым стандартам, содержащую современный фискальный накопитель и запрограммированную производителем. Данный вариант недешев, и обойдется такая касса в сумму порядка 15–20 тысяч рублей, что для некоторых индивидуальных предпринимателей уже является существенными тратами.

Также есть возможность модернизировать уже существующие кассы, но стоит сразу уточнить, что не все модели ККТ можно усовершенствовать и подключить к новой системе. Само по себе такое обновление предварительно оценивается в сумму около 5 тысяч рублей.

Обязательным, согласно закону ФЗ 54 о применении ККТ, в 2018 г. является договор с выбранным фискальным оператором данных, предварительно называется сумма около 4 тысяч рублей за годовое обслуживание.

  • Что делать, если в компанию пришла проверка УЭБиПК (ОБЭП)

Для кого предусмотрено обязательное применение ККТ

Контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели, осуществляющие расчеты как наличными деньгами, так и средствами электронных систем платежей (п. 1 ст. 1.2 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

Под расчетами понимаются:

  • прием денег от покупателя в виде оплаты за товары, работы или услуги;
  • выплата денег продавцу за товары, работы или услуги;
  • выплата денежных средств при отказе покупателя от ранее приобретенных товаров, работ или услуг;
  • получение от продавца денег при отказе от ранее приобретенных товаров, работ или услуг;
  • прием ставок и выплата выигрышей при осуществлении азартных игр;
  • прием денежных средств при проведении лотерей и выплате выигрышей в них.

В перечисленных случаях применение ККТ обязательно с 15 июля 2016 года, ранее использовать кассы требовалось только при получении денег при продаже товаров, проведении работ или оказании услуг.

В местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ могут применяться в автономном режиме (п. 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Согласно приказу Минкомсвязи РФ № 616 от 5 декабря 2016 года, местные органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать такие населенные пункты, используя определенные критерии, список таких местностей должен быть опубликован на сайтах муниципальных образований.

Сроки применения ККТ: основные этапы вступления в силу изменений в законе

Федеральный закон № 290-ФЗ предусматривает переходный период, в течение которого индивидуальные предприниматели и организации обязаны переключиться на новый современный или модернизированный тип ККТ. Полностью все положения закона должны вступить в силу 1 февраля 2021 года.

В таблице приведены сроки начала действия определенных положений закона.

Положения

Срок действия

Примечание

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели ККТ требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в таком заключении, представляются изготовителем ККТ в налоговый орган

Данные нужны для включения ККТ в реестр ККТ, который ведет ФНС

Дата, номер выдачи экспертного заключения экспертной организации о соответствии технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в указанном заключении, а также копия самого документа прилагается соискателем к заявлению на получение разрешения на обработку фискальных данных

ОФД должен иметь разрешение на обработку фискальных данных, полученное в установленном порядке

Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять регистрацию ККТ в ранее действовавшем порядке

ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 г., применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в ранее действовавшем порядке

Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с ОФД

С указанной даты передача фискальных данных в налоговые органы в электронной форме осуществляется через ОФД, за исключением установленного случая (удаленная местность). До указанной даты эти положения применяются в добровольном порядке

Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, не допускаются, за исключением установленного случая (удаленная местность)

Ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники осуществляется по ранее установленным правилам

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя подтверждающего документа в ранее действовавшем порядке

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в ранее установленном порядке

БСО можно выдавать без применения автоматизированной системы

Сохраняется право организаций или индивидуальных предпринимателей не применять ККТ в соответствии с ранее действовавшим порядком

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажи с использованием торговых автоматов, могут не применять ККТ в составе таких торговых автоматов

Специалисты экспертных организаций вправе проводить экспертизу соответствия ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения) требованиям, предъявляемым к таким ККТ и оборудованию, без полученного дополнительного профессионального образования в указанной области

До утверждения типовых дополнительных профессиональных программ в области оценки

Данные программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением ККТ

Экспертные организации проводят указанную экспертизу в соответствии с утверждаемой ими внутренней методикой

До утверждения методики проведения экспертизы моделей ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения), в том числе проверки возможности взаимодействия ККТ со всеми ОФД и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей, взаимодействия технических средств ОФД (соискателя разрешения) со всеми моделями ККТ, включенными в реестр ККТ, и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей

Методику утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением ККТ

Ставка НДС указывается в кассовом чеке и БСО в качестве обязательного реквизита

Отдельные группы организаций и индивидуальных предпринимателей применяют ККТ, в том числе с использованием устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетных компьютерах

Порядок применения специальных устройств будет установлен Правительством РФ

На кассовом чеке и БСО указываются наименования товара (работы, услуги) и их количество. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО и УСНО, а также индивидуальных предпринимателей, работающих по спецрежимам в виде ЕСХН, ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, данная норма применяется с указанной даты

Пунктом 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ установлены виды деятельности, в отношении которых применяется спецрежим в виде ЕНВД

Кто может продолжать работу без применения ККТ

Список налогоплательщиков, освобожденных от применения ККТ, определен в федеральном законе № 290-ФЗ от 03.07.2016, также приведен перечень тех предприятий, которым до 1 июля 2018 года не вменяется в обязанность использовать кассы, хотя они и имеют такую возможность.

Без ограничения времени от применения ККТ освобождены следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  1. кредитные организации в автоматических системах расчетов;
  2. организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в следующих областях:
  • торговля газетами и журналами;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа проездных документов кондукторами и водителями в салоне транспортного средства;
  • питание учащихся и работников образовательных учреждений;
  • при осуществлении торговли на ярмарках, в выставочных комплексах, на рынках;
  • разносная торговля;
  • торговля мороженым и безалкогольными напитками в розлив в киосках;
  • торговля молоком, квасом, растительным маслом и живой рыбой из автоцистерн;
  • прием от населения стеклотары и вторичного утильсырья;
  • ремонт и покраска обуви;
  • ремонт и изготовление ключей и металлической галантереи;
  • присмотр и уход за детьми, инвалидами, престарелыми;
  • реализация изготовителем изделий творчества и народного промысла;
  • распиловка дров и вспашка огородов;
  • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду своих жилых помещений;
  1. организации и предприниматели, чья деятельность и расчеты осуществляются в труднодоступных и отдаленных местах;
  2. аптеки, находящиеся в сельских фельдшерско-акушерских пунктах;
  3. от применения ККТ освобождена деятельность по оказанию услуг проведения религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации религиозной литературы и предметов культа.

Полный список организаций, освобожденных от применения ККТ, представлен в статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

До 1 июля 2018 года от применения ККТ согласно закону освобождены следующие виды компаний и индивидуальных предпринимателей:

  1. предприниматели и организации, ведущие свою деятельность с применением системы ЕНВД, но при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего оплату товара или услуги и прием денежных средств;
  2. индивидуальные предприниматели на патентной системе, но также при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего оплату товара или услуги и прием денежных средств;
  3. выполняющие работы или оказывающие услуги населению компании, но при условии выдачи бланков строгой отчетности

Также освобождена от применения ККТ продажа товара посредством торговых автоматов.

Подробнее об организациях, освобожденных от применения ККТ до 1 июля 2018 года, можно прочитать в частях 7, 8, 11 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ.

Отсрочка по переходу на онлайн-кассы продлена до 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ, и распространяется она на следующие субъекты:

  1. предприниматели и организации на ЕНВД, за исключением ведущих торговую деятельность и оказывающих услуги в сфере общественного питания;
  2. индивидуальные предприниматели на ЕНВД, ведущие торговлю и оказывающие услуги в общественном питании, но при условии отсутствия наемных работников;
  3. индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, за исключением тех, кто осуществляет торговлю и оказывает услуги в общественном питании;
  4. индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, кто осуществляет торговлю и оказывает услуги в общественном питании, но не имеет наемных работников;
  5. индивидуальные предприниматели и организации, оказывающие услуги населению (за исключением общепита с привлечением труда наемных работников) при условии выдачи ими бланков строгой отчетности;
  6. индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю через автоматы и не имеющие наемных работников.

Расчеты с применением ККТ: какую нужно формировать отчетность

При применении кассовой техники возникает необходимость в оформлении следующих документов:

  • Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1). Данный акт оформляется при запуске нового аппарата, а также тогда, когда был проведен ремонт кассового аппарата или произведено обнуление или замена фискальной памяти.
  • Акт снятия показаний счетчика (форма КМ-2). Оформляется данный акт при передаче кассового аппарата в эксплуатацию другой организацией, а также после проведенного ремонта.
  • Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3). Он оформляется при возникновении ситуаций, когда нужно вернуть деньги покупателям по неиспользованным чекам. А также при ошибочном пробитии чека.
  • Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4). Данный документ оформляется для записи всех операций по кассовому аппарату, журнал заводится на каждый отдельный кассовый аппарат, записи в нем производятся кассиром по Z-отчетам.
  • Журнал по форме КМ-5. Если организация осуществляет деятельность без кассира-операциониста.
  • Форма КМ-6, справка-отчет кассира-операциониста. В ней оформляется отчет о показаниях счетчика ККМ и выручка за день или рабочую смену. Заполняет данный отчет кассир и вместе с выручкой сдает руководителю организации по приходно-кассовому ордеру. Также кассир может сдавать деньги инкассатору банка.
  • Форма КМ-7, сведения о показаниях счетчиков в ККМ. Представляет собой сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке за день и является приложением к справке-отчету кассира.
  • Форма КМ-8, журнал, хранящийся у руководителя организации, содержит сведения о вызовах специалистов по обслуживанию ККМ, ведет данный журнал специалист ЦТО.
  • Журнал о проверке наличных средств (форма КМ-9). Данный журнал оформляется в случае внезапной, незапланированной проверки со стороны контролирующей организации с целью уточнения фактической суммы денежных средств на кассе.

При наличных денежных расчетах, помимо указанных выше отчетных документов, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо строгое соблюдение кассовой дисциплины.

Если же организация или индивидуальный предприниматель уже перешли на онлайн-кассы, то перечисленные выше документы вести не нужно, это является несомненным плюсом и аргументом к скорейшему началу использования современной ККТ и онлайн-касс.

  • Лимит кассы: расчет, установление, ответственность за превышение

Какая предусмотрена ответственность, если нарушен порядок применения ККТ

Ответственность за торговлю товарами и предоставление услуг без применения контрольно-кассовой техники установлена статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но в связи с нововведениями, касающимися изменения норм применения ККТ, в статью были внесены поправки, которые относятся к случаям несоблюдения закона как предпринимателями, занимающимися расчетами через кассовые аппараты, так и операторами фискальных данных.

Если предприниматель применяет ККТ, не соответствующую современным стандартам, а также с нарушением сроков и порядка регистрации и перерегистрации аппаратов, то на него могут быть наложены следующие санкции:

  • предупреждение либо штраф на должностное лицо от 1,5 до 3 тысяч рублей;
  • штраф для юридического лица составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

Данные нормы ответственности применяются с 1 февраля 2017 года. Также если предприниматель или организация не направили покупателю (по его заявлению) электронный чек, то выносится предупреждение либо штраф: на должностное лицо – 2 тысячи рублей, на юридическое – 10 тысяч рублей.

Таблица штрафных санкций

Правонарушение

Наказание для должностного лица

Наказание для юридического лица

Неприменение ККТ

Штраф в размере от ¼ до ½ суммы расчета, но не менее 10 000 руб.

Штраф в размере до ¾ одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Неприменение ККТ (повторно), если сумма расчетов без ККТ составила более 1 000 000 руб.

Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет

Приостановление деятельности на срок до 90 суток

Применение ККТ, не соответствующего требованиям, нарушение порядка регистрации и условий использования ККТ

Непредоставление организацией или ИП информации и документов по запросам ФНС или нарушение сроков их направления

Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.

Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.

Непредоставление организацией или ИП покупателю чека (бумажного или электронного)

Предупреждение или штраф 2 000 руб.

Предупреждение или штраф 10 000 руб.

Мнение эксперта

Последствия неправильного применения ККТ

Павел Тимохин, руководитель службы бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва

Провести модернизацию или закупить соответствующие новому закону ФЗ-54 виды ККТ организации и предприниматели были обязаны до 1 июля 2017 года, однако при этом налоговики перестали регистрировать не подходящие современным стандартам кассы еще с 1 февраля 2017 года.

Санкции за неприменение кассы для директора составляют от ¼ до ½ от объема продаж, а для организации штраф будет от ¼ до полной суммы всех сделок без чеков. Если правонарушение совершено повторно и продажи превысят 1 миллион рублей, то директора ждет дисквалификация на срок до двух лет, а торговую деятельность организации могут приостановить на 90 дней.

При условии несоответствия кассы новым стандартам за невыдачу чека компания получит либо предупреждение, либо штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а директора при этом оштрафуют на 3 тысячи рублей.

Информация об экспертах

Павел Тимохин , руководитель службы бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва. Компания «Фингуру» создана в 1999 году и с 2005 года объявилась на рынке электроники. Уже до сегодняшнего дня насчитывается больше 20 тысяч клиентских организаций. Фирма ориентирована только на клиента, чтобы максимально обеспечить его новыми технологиями для работы с информацией. Компания предоставляет услуги: электронной бухгалтерии, офисные приложения в аренду, система для управления предприятиями, проверку контрагентов, система управления отношениями CRM и так далее.

Аббревиатура ККМ расшифровывается как контрольно-кассовая машина . Ее предназначение обусловлено необходимостью механизации операций и транзакций, проводимых в рамках организации. Это требуется для учетных действий по финансовым поступлениям, а также регистрации факта покупки товаров.

Посредством ККМ происходит печать документа, подтверждающего транзакцию – чека . В Российской Федерации применение кассовых аппаратов имеет и иные цели, в частности – контроль со стороны государства нюансов налично-денежного оборота .

Ключевая задача, которой наделен каждый подобный механизм – фиксация на бумаге (кассовом чеке) факта проведения сделки, связанной с куплей-продажей.

В каких случаях организации и ИП обязаны применять ККМ

Сегодня, наверное, каждый наслышан о том, что при ведении хозяйственных операций в торговле необходимо применять контрольно-кассовый аппарат. Ведь абсолютно каждый является покупателем товаров и потребителем услуг, и именно через подобные единицы оборудования происходят подобные сделки.

Именно чек – явное доказательство факта оплаты товарной позиции, услуги, работы . Если впоследствии возникнут какие-то проблемы, трудности и разбирательства, именно кассовый чек станет подтверждением правоты клиента, а также его способом рассчитывать на гарантийное обслуживание.

Однако следует посмотреть на кассовую технику с позиции не только потребителя, но и владельца бизнеса. В каких ситуациях покупка устройства обязательна, а когда можно без него обойтись? На территории России есть огромный перечень документов, которые регулируют необходимость обязательного использования устройства на территории страны. Основной из них – ФЗ №54 от 22.05.2003 г. «О применении ККТ» , где сказано, что предприниматели в процессе проведения финансовых расчетных операций наличностью и картой обязуются применять данный вид техники.

Предусмотрено несколько ситуаций , когда применение контрольно-кассового оборудования не является обязательной мерой.

  1. До 01.07.2018 лица, уплачивающие временный налог – компании и ИП, а также предприниматели, которые ведут деятельность на основании патентной системы, могут принимать оплату наличными без применения ККТ. Если взамен на деньги со стороны покупателя будет затребован подтверждающий документ, вместо кассовой квитанции можно выдать товарный чек.
  2. До 01.07.2019 предприниматели и организации могут не применять ККО, вне зависимости от режима налогообложения, если они занимаются оказанием населения услуг. При всем этом не только по требованию клиента, а в обязательном порядке требуется выдача бланка строгой отчетности, порядок оформления которого выражен в Постановлении Правительства РФ №359 от 06.05.2008 .
  3. Юридические лица на основании специфики работы или нюансов местоположения вправе осуществлять наличные или карточные расчетные операции без использования кассового оборудования, если их силами осуществляются определенные разновидности и направления деятельности.

Более детальный перечень видов деятельности нашел отражение в рамках ст. 3 ФЗ №54 .

Нормативная база

Существует огромное количество нормативно-правовых актов , контролирующих применение контрольно-кассового оборудования на территории РФ:

  • ФЗ №54 от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при проведении расчетов»;
  • ФЗ №68783-5 от 25.03.2009, связанное с работой по приему платежных средств от физических лиц, если деятельность осуществляется платежными агентами;
  • Постановление Правительства РФ №470, принятое 23.07.2007 г., «Об утверждении положения, связанного с регистрацией и применением контрольно-кассовой техники, используемой ИП и фирмами»;
  • Письмо ФНС РФ №ШС-22-2/181@ , связанный с фактом утверждения образца марки-пломбы контрольно-кассовых механизмов;
  • работа в сфере торговли с применением ККТ или без нее регулируется также Положением №135н, от 18.12.2007 г. «Об утверждении образца знака сервисного обслуживания»;
  • немаловажную роль в процессе регламентирования работы играет Письмо от управления федеральной налоговой структуры по Москве от 20.12.2005 №22-08/94593, в котором фигурирует порядок активизации, замены и хранения;
  • список-перечень моделей контрольно-кассовых машин, которые пребывают в государственном реестре или налоговых органах, дозволенных в настоящее время к регистрации;

Завершающий этап реформы по переходу бизнеса на новую ККТ ознаменовался принятием пакета поправок к закону об онлайн-кассах. Так, 21 июня 2018 года Государственной Думой в третьем чтении был утвержден законопроект о внесении изменений в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003г .

Примечание: на момент написания статьи (29.06.2018) закон прошел слушание в Совете Федерации и был направлен на подпись Президенту РФ. Принятие законопроекта планируется в июле 2018 года.

Новые поправки конкретизировали понятие электронного средства платежа, расшили круг лиц, имеющих право не применять новую контрольно-кассовую технику или использовать ее в режиме «оффлайн», а также уточнили порядок формирования чека при безналичных расчетах с физическими лицам. Рассмотрим подробнее основные изменения, вносимые законопроектом № 344028-7.

Перечень основных изменений, вносимых в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003

Изменено название закона № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

После утверждения поправок закон об онлайн-кассах будет носить название закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Из названия исключено упоминание об электронных средствах платежа.

Примечание: в настоящий момент (до внесения изменений) закон носит название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В закон включены новые понятия «бенефициарный владелец», «версия модели ККТ» и «выгодоприобретатель»

Так, в рамках закона № 54-ФЗ бенефициарным лицом будет считаться физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Примечание: понятие «бенефициарный владелец» в контексте данного закона затрагивает лишь представителей компаний – изготовителей ККТ, операторов фискальных данных и экспертные организации.

Расширено понятие расчетов

К расчетам, помимо указанных в абз.18 ст.1.1 Закона № 54-ФЗ, теперь добавлены прием и выплата средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Уточнен порядок формирования чека при зачете или возврате аванса за отдельные услуги

При осуществлении указанных расчетов физическими лицами за услуги, оказываемые в сфере культурно-массовых мероприятий, при перевозке пассажиров, багажа и грузов, за оказание услуг связи и иных услуг, определяемых Правительством РФ, продавцом может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий информацию обо всех оказанных услугах в течение суток или иного расчетного периода, не превышающего календарный месяц (но не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода).

Сформированный в данном случае кассовый документ клиенту не направляется.

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых применение онлайн-касс необязательно

После вступления в силу изменений применять онлайн-кассы не обязаны будут также:

  • продавцы при оказании услуг по перевозке багажа и грузов с применением автоматических устройств для расчетов;
  • продавцы, реализующие молоко и питьевую воду в розлив;
  • вендинговые аппараты, реализующие товар (за исключением подакцизной продукции и технически сложных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке) при условии отображения на дисплее аппарата QR-кода, позволяющего покупателю считать сформированный кассовый чек (БСО).

Примечание: освобождение вендинга от обязанности применения онлайн-касс при формировании на дисплее QR-кода возможно при условии нанесения на корпус аппарата его заводского номера, который может быть без труда прочтен клиентом (то есть номер должен быть расположен так, что покупатель его видел без труда, не прилагая усилий к его поиску).

Читайте также: Переход на онлайн-кассы с 01.07.18

Освобождение от онлайн касс получили также страховые агенты (физические лица), кредитные организации, платные парковки и государственные и муниципальные библиотеки при оказании сопутствующих услуг.

Вендинговые аппараты, принимающие к расчету только монеты Банка России и не питаемые от сети или аккумулятора (например, аппараты по продаже жвачки или бахилов) также могут не применять онлайн-кассы.

Возможность применения онлайн-касс в режиме «офлайн» предусмотрена на территории объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, военных объектов.

Определен перечень ИП на ПСН, освобожденных от применения онлайн-касс

Постоянное освобождение от обязанности применения контрольно-кассовой техники получили ИП на патенте, осуществляющие все виды деятельности, кроме:

  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, а также ремонта и изготовления металлоизделий;
  • техобслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • услуг по проведению занятий по физкультуре и спорту;
  • ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • медицинской или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  • услуг по прокату;
  • розничной торговли и услуг общепита;
  • производства молочной продукции;
  • товарного и спортивного рыболовства и рыбоводства;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Примечание: полный перечень видов деятельности, освобожденных от применения ККТ приведен в ст. 2 закона № 54-ФЗ.

Стоит отметить, что ИП на ЕНВД и УСН освобождения от применения онлайн-касс не получили вообще.

Основным условием освобождения ИП на ПСН от обязанности применения онлайн-касс является выдача покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт произведенного расчета. При этом документ должен иметь порядковый номер и иные реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Уточнен порядок применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов

Если ранее закон № 54-ФЗ не давал однозначного ответа на вопрос о необходимости применения онлайн-касс при оплате по безналу , то после внесения поправок, этот пробел будет устранен. Так, согласно новой редакции закона, к расчетам, при осуществлении которых обязательно применение ККТ, относятся в том числе расчеты в безналичном порядке.

Примечание: при осуществлении безналичных расчетов между субъектами предпринимательства (ИП и организациями) применение онлайн-касс не обязательно.

Срок перехода на онлайн-кассы по безналичным расчетам с физическими лицами согласно новым изменениям – не позднее 1 июля 2019 года.

Определен порядок выдачи чека при осуществлении безналичных расчетов

Продавцы при поступлении от покупателя (клиента) оплаты по безналу обязаны передать ему кассовый чек или БСО одним из следующих способов:

  • в электронной форме на адрес электронной почты или в виде СМС на номер телефона;
  • в бумажной форме вместе с товаром (при этом направлять чек в электронной форме уже не нужно);
  • в бумажной форме при первой встрече продавца с клиентом (также без передачи чека в электронной форме).

Максимальный срок формирования чека при расчетах по безналу – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Дополнен перечень реквизитов заявления, представляемого при регистрации онлайн-кассы в ИФНС

Помимо реквизитов, указанных в п.2 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ, в заявлении на , представляемом ИП и организацией в налоговые органы, должны быть указаны:

  • сведения о применении ККТ при приеме средств от реализации лотерейных билетов (в том числе электронных), приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении указанной деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в пункте 5 1 ст. 1 2 закона № 54-ФЗ, включая номера этих устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы