24.05.2023

1 июля переход на онлайн кассы. Четвертая волна кассовой реформы: пояснения ФНС на вебинаре


Вот-вот стартует третья волна «обонлайнивания» предпринимателей. Однако накроет она не всех, кого изначально предполагалось. Закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, долгожданный и судьбоносный безо всяких кавычек, отложил на два года переход на онлайн-кассы для ИП без наемных работников при продаже собственных товаров (выполнении работ, оказании услуг). Также дополнен перечень лиц, полностью освобожденных от применения онлайн-касс.

Также дополнен перечень лиц, полностью освобожденных от применения онлайн-касс. Наконец, упрощен порядок использования кассовой техники при дистанционной торговле и в некоторых других случаях. Расскажем подробнее.

В соответствии с первоначальным замыслом законодателя переход на онлайн-кассы должен был пройти стремительно: для крупного и значительной части среднего бизнеса такие кассы становились обязательными с 1 июля 2017 года (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.06.16 № 290-ФЗ в первоначальной редакции). Эти организации попали в так называемую «первую волну» перехода на онлайн-кассы.

Волнообразное внедрение

Одновременно некоторым категориям налогоплательщиков была предоставлена отсрочка. Таким организация и ИП предстояло перейти на онлайн-кассы в ходе «второй волны». 1 июля 2018 года переходный период заканчивался и все расчеты, кроме тех, которые прямо освобождены от ККТ на основании Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ № 54-ФЗ, должны были сопровождаться передачей фискальных данных в ФНС в онлайн-режиме.

Однако выяснилось, что ни власти на местах, ни проверяющие, ни проверяемые, ни производители кассовой техники не готовы к нововведению в полной мере и должным образом. Решили не рисковать. В конце 2017 года был принят Федеральный закон от 27.11.17 № 337-ФЗ, который продлил переходный период до 1 июля 2019 года, породив тем самым «третью волну» перехода на новые кассы.

Изначально в эту «третью волну» попали две категории налогоплательщиков. Первая - лица, которые могли не применять ККТ до июля 2019 года без каких-либо дополнительных условий:

    организации и ИП при выполнении работ и оказании услуг непосредственно населению (кроме услуг общепита);

    «вмененщики» (организации и ИП) по всем видам деятельности, кроме общепита и розничной торговли;

    ИП на ПСН по видам деятельности, не связанным с розничной торговлей.

    ИП, занятые в сфере общепита;

    ИП- плательщики ЕНВД или ПСН, занятые в розничной торговле.

Но в середине 2018 года на основании Федерального закона от 03.07.18 № 192-ФЗ также получили отсрочку до июля 2019 года - а значит, попали в «третью волну» - организации и предприниматели при осуществлении:

    расчетов с физическими лицами, которые не являются предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

    расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

    зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

    операций по предоставлению займов для оплаты товаров, работ, услуг;

    операций по предоставлению или получению иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

    продажи в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов.

Одновременно предпринимателям на ПСН при осуществлении некоторых видов деятельности разрешили вообще не использовать онлайн-кассы.

Отсрочки, льготы, освобождения

И вот, в конце мая 2019 года, буквально за месяц до того момента, когда все ИП и организации, попавшие в «третью волну», должны были перейти на онлайн-кассы, были приняты очередные поправки в закон о применении ККТ. Соответствующий законопроект принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и направлен на подпись президенту РФ.

На этот раз законодатели освободили от использования касс (постоянно или временно) некоторые категории предпринимателей и организаций, а также смягчили правила применения онлайн-касс для тех, кто попал в «третью волну».

Итак, предприниматели, которые работают без наемного персонала, смогут не применять от ККТ до 1 июля 2021 года. Касса не понадобится им ни при выполнении работ, ни при оказании услуг, ни при реализации товаров собственного производства. А вот перепродажа товаров под отсрочку не попадает – придется «обонлайниваться». Указанная льгота пропадет и в том случае, если ИП заключит с работником трудовой договор. В этом случае нужно будет в течение 30 календарных дней зарегистрировать онлайн-кассу.

Предприниматели, которые выполняют работы или оказывают услуги исключительно своими силами, могут не торопиться с покупкой онлайн-касс до 1 июля 2021 года. До этой же даты вправе работать без ККТ предприниматели без наемных работников, которые реализуют товары собственного производства.

Некоторые организации получили полное освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов, в том числе с помощью банковских карт в удаленном режиме (через интернет или онлайн-банки). К ним относятся:

Товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы. От ККТ освобождаются расчеты за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги;

Образовательные, физкультурно-спортивные организации, а также различные дома, дворцы и центры культуры и досуга, которые оказывают соответствующие услуги населению.

Если указанные услуги оплачиваются наличными или «с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем» (проще говоря, банковскими картами при их предъявлении), то придется пробивать кассовые чеки.

Кроме того, полностью без онлайн-касс смогут обойтись предприниматели, реализующие с рук и (или) лотка входные билеты и абонементы на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями. Освобождение предоставляется вне зависимости от формы расчетов (наличные, карты, безналичные, онлайн). Но при этом реализация таких же билетов или абонементов через интернет от ККТ не освобождена.

Введены также послабления по порядку применению кассовой техники в ряде случаев. В частности, разрешено не печатать бумажные кассовые чеки при продаже проездных билетов в салоне общественного транспорта. Достаточно, чтобы водитель или кондуктор выдал пассажиру билет или талон, на котором будет указано, как можно получить чек в электронной форме (например, дана ссылка на сайт). Такой чек необходимо создать до конца дня, в котором был продан билет. А значит, фактически водитель или кондуктор может по-прежнему обходиться без кассового аппарата - чеки будут формироваться постфактум на основании данных о проданных билетах.

На заметку

Введено послабление для интернет-магазинов. Теперь курьер может не пробивать чек при доставке, а показать его в виде QR-кода, который покупатель отсканирует на свой телефон. Такой код приравнивается к бумажному чеку и имеет все необходимые реквизиты.

Еще одно упрощение касается выдачи кассовых чеков компаниями, которые принимают оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, и не подпадают под указанное выше освобождение (т.е. не являются кооперативами, товарищества и т.п.). При «заочных» расчетах (т.е. при любых расчетах, кроме расчетов наличными и картами при их предъявлении) за жилье и услуги ЖКХ электронный чек можно будет вообще не направлять, если от клиента не поступил соответствующий запрос. Клиент вправе направить запрос о выдаче чека не позднее трех месяцев с момента формирования чека (по закону чек должен быть сформирован не позднее пяти рабочих дней со дня поступления денег на счет). По истечении этого трехмесячного срока обязанность по выдаче чека признается исполненной, даже если запрос на выдачу чека не поступал.

Интернет-торговля и услуги «на выезде»

Также законодатели упростили жизнь тем, кто осуществляет интернет-торговлю (с условием оплаты товара при его доставке), либо выполняет работы или оказывает услуги с выездом к клиенту (в случае оплаты работ или услуг по месту их выполнения или оказания). С 1 июля 2019 года в таких ситуациях будет разрешено применять кассовую технику, которая расположена не в месте осуществления расчета. А значит, больше не придется выдавать мобильные кассы курьерам и лицам, которые непосредственно выполняют работы или оказывают услуги по месту нахождения клиентов. Обязанность по выдаче чека можно будет исполнить, в том числе одним из следующих способов:

    направить на электронный адрес или телефон покупателя (клиента) сведения, которые позволяют идентифицировать чек, и информацию об адресе сайта, где хранится чек;

    обеспечить покупателю (клиенту) возможность считать QR-код с дисплея мобильного устройства продавца (курьера, исполнителя работ или услуг).

Кого «накрыло»?

Пора подытоживать. Что там у нас в сухом остатке? То есть кто же в окончательном итоге все же должен перейти на онлайн-кассы с июля 2019 года? Итак, с учетом всех поправок, с 1 июля 2019 года начать применять онлайн-кассы должны следующие категории организаций и ИП (при условии, что они в принципе не освобождены от ККТ на основании статьи 2 Закона № 54-ФЗ, в т.ч. в связи с применением ПСН и НПД):

    организации, выполняющие работы и оказывающие услуги непосредственно населению;

    компании, которые являются плательщиками ЕНВД, вне зависимости от вида деятельности, переведенного на «вмененку»;

    ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги, если у них есть наемные работники;

    ИП, реализующие покупные товары;

    ИП, реализующие товары собственного производства, если у них есть наемные работники;

    ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;

    компании и ИП, осуществляющие безналичные расчеты с физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Исключение сделано для образовательных, физкультурно-спортивных организаций, различных домов, дворцов и центров культуры при оказании соответствующих услуг населению. А также для ИП, реализующих с рук и (или) лотка входные билеты и абонементы на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями;

    компании и ИП при приеме оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт, наличными или банковскими картами при их предъявлении;

    компании (кроме специализированных потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости) и ИП при приеме оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт, в безналичном порядке, в т.ч. банковскими картами в удаленном режиме;

    компании и ИП при зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов;

    компании и ИП при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

    компании и ИП при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

    компании и ИП при продаже в салоне транспортного средства билетов и талонов для проезда в общественном транспорте (допустимо иметь одну кассу на предприятие).

… но штрафовать не будут?

Госдума обещает ввести годичный мораторий на штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники при расчетах. Об этом стало известно в ходе заседания Комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором обсуждались поправки в Закон о ККТ.

Глава комитета и инициатор «отсрочных» поправок Андрей Макаров поблагодарил ФНС России за предоставление актуальной информации относительно готовности регионов и отраслей бизнеса к реализации закона о ККТ. Он отметил, что полученная картина свидетельствует о том, что далеко не все субъекты РФ подготовились к реализации закона. Парламентарий пояснил, что отложить реализацию закона с 1 июля невозможно, поэтому встал вопрос о том, как быть с теми, кто не готов. В ходе исполнения возникнет целый ряд доработок. В связи с этим предлагается, что, вводя закон с 1 июля, будет убрана административная ответственность за неприменение ККТ на год, то есть будет введен мораторий на штрафы до 1 июля 2020 года. Таким образом, все смогут спокойно войти в режим, чтобы ни организации, ни люди не ходили под угрозой наказания. Конечно, «пообещать – не значит жениться», но все же надежда есть.

Право на вычет: обратный отсчет

Если ИП на ЕНВД или патенте в ближайшие 2 года планирует нанять сотрудников, лучше купить и зарегистрировать кассу прямо сейчас, до 1 июля 2019 года. Это последняя возможность воспользоваться налоговым вычетом. Такой практический вывод напрашивается из письма ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-20/7260@. Следовать ли рекомендациям – каждый решает для себя сам.

Итак, правила получения вычета по расходам на приобретение онлайн-кассы приведены в пункте 2.2 статьи 346.32 и в пункте 1.1 статьи 346.51 Налогового кодекса РФ. Воспользоваться льготой можно при соблюдении ряда условий. В частности, вычет можно получить в том случае, если купленный кассовый аппарат зарегистрирован в налоговом органе в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года. Исключение из этого правила составляют те ИП, которые заняты в сферах розничной торговли и общепита, и на дату регистрации ККТ привлекали для своей деятельности наемных работников. Они могут получить вычет лишь в том случае, если зарегистрировали ККТ до 1 июля 2018 года. Продлевать право на получение вычета в Федеральной налоговой службе не планируют.

Обратите внимание

Предприниматели на ЕНВД и на ПСН еще могут вернуть часть затрат на покупку ККТ с помощью налогового вычета в 18 000 рублей. Но те, кто купит кассу после 1 июля 2019 года, этой возможности будут лишены.

Вычет предоставляется путем уменьшения очередного платежа по ЕНВД или из платы за патент. Его максимальный размер - 18 000 рублей за каждый экземпляр онлайн-ККТ. Если онлайн-касса была приобретена за меньшую сумму, то дополнительно можно учесть цену фискального накопителя, программного обеспечения, стоимость работ и услуг по их установке и другие расходы на онлайн-кассу.

Предприниматели на ПСН могут воспользоваться вычетом, направив специальное уведомление в налоговые органы. Налоговая инспекция может подтвердить право ИП на получение вычета, либо отказать в его предоставлении. Отказ последует в случае указания в уведомлении недостоверных данных. В таком случае инспекторы отправят соответствующее уведомление предпринимателю. Его форма утверждена приказом ФНС от 26.04.2019 № ММВ-7-3/220@ (зарегистрирован Минюстом буквально 28 мая).

Третья «волна» перехода на онлайн-кассы завершится через несколько дней. Кто должен применять кассы с 1 июля 2019 года? Что будет, если не применять кассы нового поколения? Разберемся вместе.

Волнообразный переход на облачные кассы

Внедрение онлайн-касс законодатели в 2016 году объяснили желанием снизить административную нагрузку на бизнес, повысить прослеживаемость платежей и увеличить налоговые сборы. Для бизнеса онлайн-кассы — сокращение бумажной работы и автоматизация торговли. Для покупателей — защита прав. Если бумажный чек потерялся, в спорных ситуациях можно восстановить электронный.

С 2017 года предприниматели и организации России переходят на онлайн-кассы поэтапно — «волнами». Срок перехода зависит от системы налогообложения, вида деятельности, наличия сотрудников и способа оплаты.

Переход на онлайн кассы регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ , применение онлайн-касс — Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

С 1 июля 2019 года применять онлайн-кассы при расчетах с покупателями должны все ИП и юрлица без сотрудников, которые продают товары в розницу. Касса понадобится в том числе и тем предпринимателям, которые работают через торговые автоматы.

В сфере услуг онлайн-кассу нужно будет установить ИП с сотрудниками и юрлицам, которые выдают «старые» бланки строгой отчетности (БСО).

Касса нужна водителям и кондукторам общественного транспорта, если они продают билеты в салоне. Но у них будет время адаптироваться к новым правилам. 19 июня Госдума в трех чтениях приняла законопроект № 567405-7 о моратории на штрафы и проверки транспорта, ТСЖ и ЖКХ. Если законопроект вступит в силу, до 1 июля 2020 года ФНС не будет штрафовать бизнес за нарушения в порядке применения ККТ.

Кому не нужно переходить на онлайн-кассы

От онлайн-касс совсем освобождены безналичные расчеты между ИП и юрлицами, банки, школьные столовые, киоски с газетами и журналами (если таких там — больше 50% среди всего ассортимента). Полный список есть в статье 2 Закона № 54-ФЗ .

Можно не применять кассу в отдаленных и труднодоступных местностях, но обязательно по требованию покупателя выдавать документ, подтверждающий расчет.

Внимание: Познакомьтесь с правилами выдачи таких документов в сервисе Контур.Норматив .

Список территорий, в которых можно не применять кассу, устанавливают региональные правительства для каждого субъекта постановлениями региональных правительств. Если населенный пункт попал в список, а в торговой точке продаются подакцизные товары, кассу применять нужно.

В начале июня вновь изменился Закон 54-ФЗ (правки внесли Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ). По новой редакции ИП без сотрудников, которые продают товары собственного производства, оказывают услуги или выполняют работы, могут отложить переход на онлайн-кассы до 1 июля 2021 года.

Не применяю кассу или нарушаю, тогда...

ФНС может оштрафовать предпринимателя или юрлицо за неприменение кассы или применение ККТ с нарушениями. Размеры штрафов и все виды нарушений указаны в ст. 14.5 КоАП РФ .

Проверки налоговая служба проводит часто. Например, в Москве за I квартал 2019 года налоговики провели 2 088 проверок (1 308 — ИП, 780 — юрлиц). В итоге ФНС выяснила, что 1 108 из них не применяют ККТ, хотя должны, а 522 применяют кассы с нарушениями. Общая сумма выписанных штрафов за нарушения законодательства о кассах в I квартале в Москве — 15,2 млн рублей (отчет за I квартал на сайте ФНС) .

Справка:Виды нарушений и ответственность

Нарушение: Работа без онлайн-кассы.

Чем грозит: Предупреждение или штраф — часть выручки, полученной без применения кассы. Для ИП это от 25 до 50 %, но не меньше 10 000 рублей. Для юрлица — от 75 до 100 %, но не меньше 30 000 рублей.

Нарушение: ФНС повторно зафиксировала работу без кассы, сумма продаж без ККТ — от 1 млн рублей

Чем грозит: Предупреждение или административная ответственность. Руководитель не сможет работать в должности 1-2 года. Работу ИП или организации приостановят максимум на 90 дней.

Нарушение: Касса не соответствует требованиям 54-ФЗ, неправильно зарегистрирована или перерегистрирована, неправильно применяется

Чем грозит: Предупреждение или штраф. для ИП — от 1 500 рублей до 3 000 рублей. Для организации — от 5 000 рублей до 10 000 рублей.

Нарушение: Не выдали покупателю чек

Чем грозит: Предупреждение или штраф за каждый невыданный чек. Для ИП — 2 000 рублей, для организации — 10 000 рублей.

Воспользуйтесь готовым решением от СКБ Контур для перехода на кассы по 54-ФЗ:

Касса с понятной программой ➕ регистрация в налоговой ➕ ОФД для отправки чеков.

Комплект по цене кассы — 20 500 ₽. Возможна рассрочка. Доставка по всей России.

СКБ Контур - один из первых разработчиков программного обеспечения в России. С 1988 года компания помогает руководителям и бухгалтерам легче взаимодействовать с государством и контрагентами, упрощать внутренние процессы и быстрее справляться с ежедневными задачами. Более 30 продуктов для бизнеса | 1 970 000 клиентов по всей стране

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (далее — Закон № 54-ФЗ) обновили еще в 2016 году.

Соответствующие изменения были внесены в него Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), но только 1 июля 2017 г. для ККТ, зарегистрированной в налоговых органах до 01.02.2017 г. закончился «переходный период», в течение которого можно было применять ККТ, руководствуясь старыми требованиями Закона 54-ФЗ (п.3 ст.7 Закона № 290-ФЗ). Таким образом, многие организации и ИП только недавно столкнулись с нововведениями.

ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Подробнее об этих случаях расскажем ниже.

Причем новая редакция Закона 54-ФЗ уточняет, что расчеты — это:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Важно!
С 1 июля 2017 года ККТ необходимо применять не только при расчетах наличными или с использованием банковских карт, но и при расчетах с использованием электронных средств платежа.

Это означает, что при расчетах с применением платежных систем, например, PayPaI, Яндекс.Деньги и т. п. продавцы также должны применять ККТ (п.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Более того, Минфин РФ разъяснил, что даже в том случае, если физическое лицо производит оплату через банк платежным поручением, то при получении от физических лиц платы на расчетный счет продавец обязан выдать кассовый чек (см., например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Чек направляется на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (ИП) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (ИП) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению (Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Как выполнить данные рекомендации пока не ясно. Но для решения этого вопроса у предпринимателей есть время. Дело в том, что согласно п. 9 ст.7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или ИП, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Поскольку до внесения изменений в Закон 54-ФЗ применять ККТ при расчетах электронными средствами платежа (за исключением расчетов платежными картами) было не нужно, организации или ИП будут обязаны применять кассовую технику в таких ситуациях только после 01.07.2018 (Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-01-15/67149). Надеемся, что к этому времени вопрос с практической реализацией нововведений как-то решится (внесут соответствующие изменения в законодательство).

Кто может не применять онлайн-кассы?

В соответствии с нормами Закона № 54-ФЗ без применения онлайн-касс в настоящее время производить расчеты могут следующие категории налогоплательщиков:

Освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении расчетов

Кто может не применять? На основании чего?
Организации и (или) ИП при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа между ними (в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания - систем «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Письма ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@, Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950 (п. 4)
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
    Например:
  • При продаже газет и журналов, продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (кроме торговли непродовольственными товарами по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р – исключение вступит в силу 1.07.2017);
  • При торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив и др.
п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40934
Организации и ИП, расположенные в местностях, отдаленных от сетей связи, при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Перечень таких местностей определяется региональным органом исполнительной власти и публикуется на их сайтах п.3,п.7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»
Организации и ИП, осуществляющие расчеты НЕ за реализуемые товары (работы, услуги), в частности, при осуществлении расчетов по договорам займа ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 20.12.2016 № ЕД-4-20/24495
Кредитные организации при использовании автоматических устройств для расчетов п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Кроме того, в соответствии с «переходными положениями» Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 г, как уже говорилось, могут НЕ применять ККТ организации и ИП ранее освобожденные от применения ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ), а также организации и ИП:

  • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) (п.8 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) (п.7 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

К сведению!
В Госдуму ФС РФ внесен Законопроект № 273256-7, которым предусмотрены поправки в ст.7 Закона 290-ФЗ и продление до 01.07.2019 возможности не применять ККТ организациями и ИП, перечисленными в вышеуказанных случаях

Также отметим, что до 31.07.2017 г. применение ККТ было обязательно при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (Письма Минфина России от 27.03.2017 № 03-01-15/17554, Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04). Это требование было предусмотрено п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...» (далее — Закон № 171-ФЗ) (в ред. п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Но с 31.07.2017 данная норма предписывает применять ККТ в соответствии с Законом 54-ФЗ, а не во всех случаях розничной продажи алкоголя (п. 13 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802). Т. е. с этой даты ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при продаже алкоголя вправе не применять ККТ до 01.07.2018.

Правда при этом Росалкогольрегулирование и Минфин РФ напоминают, что отсутствие обязанности по применению ККТ не освобождает от обязанности передачи сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Кроме того, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Таким образом, розничные продавцы алкоголя (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) обязаны выдать покупателю документ о фиксации продажи алкогольной продукции в ЕГАИС даже в тех случаях, когда они освобождены от обязанности использовать ККТ (Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802).

Поэтому послабления в части возможности не применять ККТ по факту коснулись только организаций и ИП, занимающихся розничной продажей алкоголя при оказании услуг общественного питания (п. п. 13 п.2 ст.16 и п.2.1 ст.8 Закона 171-ФЗ). Таким образом, с 01.07.2017 большинство организаций и ИП все-таки обязаны применять онлайн-кассы.

Ответственность за неприменение онлайн-касс

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

Законом № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП и ужесточена ответственность за неприменение (применение с нарушением установленных требований) ККТ.

Неприменение ККТ в установленных законодательством о ККТ случаях

Вид правонарушения Административная ответственность Основание
На должностных лиц На организацию (ИП)
При первичном правонарушении Штраф от 1/4 до 1/2 суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс.руб. Штраф на организацию от 3/4 до 1 суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс.руб. ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
При повторном правонарушении*, если сумма расчетов без ККТ составила, в т.ч. в совокупности, 1 млн. руб. и более Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Административное приостановление деятельности организации и ИП на срок до 90 суток ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
* Повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда пользователь ККТ считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям (использование ККТ с нарушением порядка регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения, установленных законодательством РФ о применении ККТ) Штраф 1 500 - 3 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию и ИП 5 000 - 10 000 руб. ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, ответственность применяется с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Ненаправление покупателю чека ККТ или БСО в электронной форме (непередача по требованию покупателя указанных документов на бумажном носителе в установленных случаях) Штраф 2 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию 10 000 руб. ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ

Под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831) фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия).

Также установлена отдельная ответственность за использование ККТ не соответствующих установленным требованиям либо с нарушением порядка применения или регистрации.

ФНС разъяснила, что ККТ без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в понимании Закона N 54-ФЗ.

Поэтому начиная с 01.07.2017 осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием старых ККТ без фискального накопителя, влечет административную ответственность согласно ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

Установлены основания для освобождения от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ): пользователь ККТ должен добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (о неприменении ККТ, применении ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением таких требований), а также добровольно исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение наступит, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • На момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Введен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен налоговым органом без составления протокола об административном правонарушении, но только при согласии пользователя ККТ с событием вменяемого административного правонарушения (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Это возможно в ситуациях, когда налоговый орган выявит правонарушение в результате автоматизированной проверки поступивших сведений и заявлений от физических лиц и организаций. В таких случаях административный штраф назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если онлайн-касса была приобретена несвоевременно...

Хотим обратить внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 290-ФЗ). Год исчисляется (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5):

  • Или с даты совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);
  • Или со дня обнаружения административного нарушения, если оно относится к длящимся (к примеру, отсутствие кассового аппарата у организации, обязанной его применять).

Поэтому до сих пор остается актуальным вопрос: грозит ли добропорядочным организациям и ИП административная ответственность за невольное нарушение правил применения ККТ? Дело в том, что поставщики онлайн-касс оказались не готовы к большому спросу на свой товар. Поэтому многим организациям и ИП не удалось своевременно получить от поставщиков новую кассовую технику или модернизировать старую.

Минфин РФ и ФНС РФ разъясняют, что к тем ИП и организациям, которые предприняли все необходимые шаги к приобретению или модернизации ККТ ответственность применяться не будет.

В целях доказательства данного факта налоговые органы будут изучать договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) или до определенного законом предельного срока возможности его использования (Письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392 от 28.06.2017 № 03-01-15/40922, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, от 19.05.2017 № 03-01-15/31083, от 19.05.2017 № 03-01-15/31072, от 05.05.2017 № 03-01-15/28071, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313, ФНС России от 11.07.2017 № ЕД-4-20/13440@).

Например, если налогоплательщик заключил договор и оплатил счет на поставку фискального накопителя, а производитель не смог поставить товар к 01.07.2017, то в такой ситуации указанное лицо не будет привлечено к административной ответственности, так как вины налогоплательщика в этом нет.

Как видим, не все так гладко и понятно в новом порядке применения ККТ. И законодатели это понимают. Поэтому велика вероятность, что в скором времени в законы, регулирующие порядок применения ККТ будут внесены соответствующие поправки.

Эксперты ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»

Внесение средств производится с помощью банковской карты, электронного кошелька, из мобильных приложений банков, при проведении расчета через банкомат. При любой оплате в фискальном документе указывается необходимый тип платежа.

При подключении онлайн-касс изначально при оплате банковской картой в этой графе автоматически прописывалось «электронный». В начале 2018 года ФНС вносит изменения в формирование кассовых документов и заменяет форму отражения на «безналичный».

54-ФЗ (в редакции 192-ФЗ от 03.07.2018) содержит требования обязательного оформления расчетов без внесения наличных денег частным лицом с начала июля 2019 года. Налоговая разрешает переоформить содержание формы документов до наступления этого срока. Электронные внесения оплаты являются вариацией расчетов. К ним относят следующие средства платежа:

  • карты банка;
  • электронные кошельки;
  • интернет-банкинг.
  • системы платежных приложений.

Согласно новому закону, предприятия, организации и индивидуальные предприниматели в случае безналичной оплаты обязаны проводить оплату по кассе и предоставлять чек.

Оператор ФД дает возможность отправки чека на указанный адрес покупателя через интернет или распечатав чек на кассовой ленте. Оба варианта документов соответствуют законодательству.

Прошивка контрольно-кассовой машины осуществляется в сервисных центрах, обслуживающих компанию. Некоторые производители техники предлагают возможность дистанционного обновления.

Переход на новую форму происходит в течение одного дня и не должен вызывать сложностей для работы. Все операции с платежами сейчас передаются в ФНС через интернет.

Для лучшего распознавания чеков программой вносятся соответствующие изменения в формат фискальных данных. Формат утвержден в специальном стандарте законодательства. Обязательно соблюдение заполнения всех утвержденных реквизитов.

Государственная информационная система контроля за передвижением товаров, которые должны содержать маркировку, была утверждена новым ФЗ № 488. Ввод такой системы в мониторинг товарооборота в прогнозах имеет несколько преимуществ:

  • Обеспечит возможность отслеживать товарооборот.
  • Организует непрерывный обмен информацией с системами ЕАЭС.
  • Таможенные органы и контролирующие организации смогут беспрепятственно взаимодействовать.
  • Контрольные мероприятия будут занимать меньше времени.
  • Уровень безопасности информации повысится, незаконный ввоз товаров будет легче отслеживаться и пресекаться.

Для возможности отслеживания передвижения товаров необходимо наладить процесс маркировки. Такой процесс можно будет полностью закончить в течение следующих пяти лет. ФЗ № 488 начинает работать с 1 января 2019 года (текст ФЗ можно изучить, перейдя по ссылке http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812250092?index=0&rangeSize=1).

Повышение ставки налога НДС с начала года ведет к повышению тарифов на ряд товаров. Исключение касается базовых товаров, продуктов питания, лекарств. Предприниматели и бизнес в целом уже сталкиваются с рядом трудностей и ищут возможность повысить безопасность своего дела.

Резкого скачка цен не предвидится, ставка поднялась нерадикально. Перед предпринимателями встала дилемма: повышение цен снизит спрос, но оставить цены на прежнем уровне означает понести потери дохода. Эти проблемы затрагивают и поставщиков. Бизнес вынужден искать решения и разрабатывать индивидуальный подход. Можно частично снизить последствия подъема НДС за счет оптимизации рабочих процессов.

Необходима разработка ранее неиспользованных предложений, акций, программ лояльности и бонусов. Улучшить ситуацию можно за счет пересмотра расходной части и автоматизации рабочих процессов. Решением будет переход на упрощенную систему налогообложения. Воспользоваться правом на него могут компании, доход которых за девять месяцев периода обращения менее 112.5 миллиона в рублях.

Онлайн-кассы должны отражать новый НДС уже с 01.01.19. Для отображения корректных данных НДС предприятия должны были произвести соответствующие настройки техники в сервисных центрах или дистанционно. Не все компании успели совершить переход вовремя. На текущий момент бизнесу предоставлена отсрочка до конца первого квартала года.

Что изменится?

После перепрошивки кассы будет действовать обновленная ставка НДС. Это случится не сразу после улучшения программного обеспечения, а строго по времени - в 12 ночи 1 января 2019 года. Вплоть до этого периода будет действовать ставка 18 %. Те люди, для которых новогодняя ночь будет рабочей, должны закрыть смену в последний

Что делать с онлайн-кассами и фискальными регистраторами?

Лучшего всего заранее провести обновление внутреннего программного обеспечения онлайн-касс, а также обновить контрольно-кассовые аппараты, функционирующие под руководством программ, установленных на мобильные устройства или компьютер.

Необходимо обратить внимание на тех, кто производит контрольно-кассовую технику. Многие из них уже выпустили обновления, но характеристики установки различаются у всех разработчиков.

Пример перепрошивки компанией АТОЛ

Компания АТОЛ предлагает два варианта перепрошивки без физического разбора корпуса аппарата. Обновление производится дистанционно (через облачный сервис) и путем местной утилиты. Процедура, как правило, занимает не более 30 минут. Обновление через облако подойдет тем, у кого создан аккаунт предпринимателя в облаке АТОЛ Сервис и есть хорошее интернет-соединение. В иных случаях требуется использование второго способа, например когда пользователь не открывает доступ в интернет-кассы.

Что изменится?

После перепрошивки кассы будет действовать обновленная ставка НДС. Это случится не сразу после улучшения программного обеспечения, а строго по времени - в 12 ночи 1 января 2019 года. Вплоть до этого периода будет действовать ставка 18 %. Те люди, для которых новогодняя ночь будет рабочей, должны закрыть смену в последний день текущего года и открыть новую 1 января. Формирование чека желательно производить, если его закрыть до 2019 года.

Абонентам на будущее!

Начало работы на ФФД 1.1 для бизнеса неограниченно по времени. Но клиенты АТОЛ 11Ф, АТОЛ 20Ф и АТОЛ FPrint-22ПТК смогут изменить версию 1.05 на 1.1 в любую минуту. Главное - заранее уточнить: принимается ли обновленный формат кассовым ПО, которое используется. день текущего года и открыть новую 1 января. Формирование чека желательно производить, если его закрыть до 2019 года.

До обновления программного обеспечения нужно купить лицензию на онлайн-кассу, есть два вида: на единичное обновление и многократное. В случае многократного обновления будут доступны все версии прошивок, появляющиеся на протяжении года.

Проблемные примеры: корректировка, возвращение и авансовое зачисление в чеке

Очередной рост ставки НДС снова дал повод предпринимателям спросить у регулятора: если товар купили до нового года, как заполнить и оформить товарный чек? А что насчет чека коррекции за проведенные в 2018-м операции? Как учитывать авансовые платежи за 2018-й? ФНС пояснила в сообщении СД-4-3/20667@ от 23.10.2018.

Например, если товар продан до нового года, реализатору следует подавать счет-фактуру на цену товара, которую вернул покупатель, причем не имеет значения период отгрузки до 01.01.2019 или с указанной даты. Следует учитывать, что когда в графе 7 стоит 18%-я ставка налога, то в этой же графе корректируемого счета-фактуры указывается такая же ставка.

Если речь идет о кассе, допускается делать и 20%-й возврат по ставке НДС, и 18%-й (если это технически можно осуществить). В аппаратах АТОЛ это уже технически реализовано, что дает возможность исключить расхождение между бухгалтерским и кассовым учетом. Больше информации о выполнении возвратов, корректировочных документах и прочем на онлайн-кассах - в сообщении ФНС №ЕД-4-20/24234@ от 13.12.2018.

Самозанятые дождались от ФНС запуска сайта

ФНС России наконец запущен сайт для самозанятых, информирующий о новом налоговом режиме, именуемом налогом на профессиональный доход.

На страницах ресурса содержится информация о налоговом режиме, его достоинствах и ограничениях, как применять его согласно правилам на основании закона. Здесь же собраны свежие редакции нормативных документов.

Для пользователей, которые регистрируются с помощью компьютера, есть отдельный раздел со ссылкой на веб-кабинет. Сторонники мобильных технологий могут скачать приложение «Мой налог». На странице опубликованы ссылки, а также инструкции по регистрации и использованию этого приложения. Сайт всё время обновляется. Скоро будут опубликованы рекомендации по применению налогового режима для разнообразных сфер деятельности.

На сайте также находится раздел «Вопросы и ответы», при помощи которого индивидуальные предприниматели могут узнать, есть ли у них возможность совмещать налоговый режим самозанятых и упрощенную систему налогообложения, постоянное место работы и подработки.

Абонентам на будущее!

Онлайн-кассы АТОЛ при поддержке ФФД 1.1 в числе первых попали в список реестра ККТ. Обновленный формат фискальных документов поддерживается одновременно тремя программами - АТОЛ 11Ф, АТОЛ 20Ф и АТОЛ FPrint-22ПТК. Он включает в себя гораздо больше обязательных реквизитов для чека, чем ФФД 1.05. А это значит, что клиенты смогут получить намного больше сведений о проведенной операции. Среди главных особенностей ФФД 1.1 - наличие счетчиков в фискальном накопителе. Это позволяет проводить анализ данных по выручке, разным видам оплаты, суммам НДС по различным ставкам налога.

Начало работы на ФФД 1.1 для бизнеса неограниченно по времени. Но клиенты АТОЛ 11Ф, АТОЛ 20Ф и АТОЛ FPrint-22ПТК смогут изменить версию 1.05 на 1.1 в любую минуту. Главное - заранее уточнить: принимается ли обновленный формат кассовым ПО, которое используется.

Остались вопросы?

Напишите нашим специалистам прямо сейчас и они ответят вам в ближайшее время!

Свяжитесь с нами

Эта статья касается перехода на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. Эта дата – начало очередного этапа внедрения электронных аппаратов контрольно-кассовой техники, передающей в ФНС через Интернет сведения о продажах. Действительно ли все организации и ИП обязаны перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года? Давайте выяснять.

Новый закон об онлайн кассах

Что же произойдет с 1 июля 2017 года? Нежели с этой даты уже нельзя будет торговать без онлайн-касс? А что делать тем, кто ЕНВД, УСН или патенте? Расскажем далее.

Поэтапное внедрение новых касс

Законодатели решили, что переходить на обязательное применение онлайн-касс нужно поэтапно. Поясним суть этих этапов.

Этап 1: с 1 февраля до 30 июня 2017 года

В этот период допускается кассы старого образца с ЭКЛЗ, которые организации и индивидуальные предприниматели зарегистрировали и поставили на учет в ИФНС до 1 февраля 2017 года. С 1 февраля зарегистрировать «старую» кассу уже нельзя.

Этап 2: с 31 марта 2017 года

С 31 марта 2017 года все продавцы алкогольной продукции, в том числе при продаже пива и пивных напитков, обязаны работать с ККТ. Формы бизнеса (компания или индивидуальный предприниматель) и система налогообложения (ЕНВД, упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения) значения не имеют. См. « ».

Этап 3: с 1 июля 2017 года

С этой даты все продавцы (организации и ИП) обязаны применять только онлайн-кассы. Для этого необходимо заключить договор с оператором фискальных данных и передавать данные о расчетах в ИФНС через сеть Интернет. Однако законодатели предусмотрели некоторых послабления для некоторых категорий бизнес. Так, перейти на онлайн кассы Из этого правила есть исключения.

При каких продажах с 1 июля применять онлайн-кассы

Организации и индивидуальные предприниматели, попадающие под 3 этап перехода на онлайн-кассы, с 1 июля 2017 года обязаны применять кассовую технику с передачей данных в ФНС через Интернет при следующих продажах (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ <О кассовой технике>):

  • прием денежных средств за товары, работы или услуги;
  • выплата денежных средств за возвращенный товар;
  • выплата денежных средств населению при приеме у них металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • прием ставок и выплата денежного выигрыша, если организация организует и проводит азартные игры;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок;
  • выплата денежного выигрыша, если компания организует и проводит лотереи.

Стоит заметить, что продавцы обязаны выдавать новые онлайн-чеки, в том числе, в случаях.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы