Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания.
Производство кулинарной продукции на современном предприятии сложный технологический процесс, который состоит из ряда последовательных операций по обработке продуктов, приготовлению блюд и кулинарных изделий. Удовлетворение потребностей общества в высококачественных и разнообразных продуктах питания, повышение культуры их потребления за счет совершенствования технологии производства, улучшения качества готовой продукции во многом зависит от мастерства поваров, от того какими профессиональными компетенциями они обладают.
В научной литературе выделены следующие существенные признаки компетенций:
Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится не к знаниям ни навыкам; Быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».
Профессиональные качества специалиста очень важны. Они формируют у будущего специалиста положительное отношение к своей профессии и людям с которыми он работает. Стремление к личностному росту, профессиональному совершенствованию, позволяет решать те производственные задачи, которые ставит перед ним работодатель:
социальные, определяющие его взаимодействие с другими людьми;
информационные, связанные с получением и обработкой информации;
расчетные, связанные с умением решать профессиональные задачи;
эксплутационные;
управленческие, организационные;
конструкторские;
проектировочные;
экономические, включающие поведение на рынке труда.
Компетенции формируются в результате осознанной деятельности. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Для того чтобы научить работать, нужно работать.
Профессиональная компетенция - емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.
В нашем случае будущий специалист общественного питания должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе учёбы, должен быть готов к выполнению производственно технологической, организационно-управленческой, контрольно-технологической, опытно - экспериментальной деятельности; также должен владеть теоретическими основами и профессиональными компетенциями, такими как:
Механическая кулинарная обработка продуктов; основные приемы;
Приемы тепловой кулинарной обработки продуктов;
Технология приготовления супов, соусов, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, овощей, рыбы и морепродуктов, мяса, мясных продуктов, сельскохозяйственной птицы;
Технология приготовления и отпуска блюд из яиц и творога, холодных блюд и закусок из рыбы, мяса и других продуктов, бутербродов, сладких блюд и горячих напитков;
Рецептуры, требования к качеству, условия и сроки хранения;
Технология приготовления мучных кондитерских изделий;
Технология приготовления полуфабрикатов;
Замес теста и способы его разрыхления;
Технологию приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста, полуфабрикатов и изделий из них;
Способы украшения пирожных и тортов.
Владеть практическими основами профессиональной деятельности, а именно:
Вести технологический процесс механической кулинарной обработки сырья;
Готовить блюда и кулинарные изделия;
Выполнять комплектацию блюд и раздачу блюд массового спроса;
Определять качество приготовляемой пищи, предупреждать и устранять возможные ее недостатки;
Подготавливать кондитерское сырье к производству;
Приготавливать различные виды начинок, сиропов, помады, кремов, фаршей;
Вести технологический процесс приготовления различных видов теста, полуфабрикатов и изделий из них;
Украшать кондитерские изделия;
Вырабатывать штучные кондитерские изделия, пирожные и торты.
Ко всему этому мы должны:
Понимать социальное и экономическое значение предприятий общественного питания;
- знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии;
Уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование; составлять основные технологические карты блюд, составлять калькуляцию;
- иметь навыки использования методов применения профессиональных компетенций на практике;
- Для нашей деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должны быть физически выносливыми, иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Нужно тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), нужно быть ответственным и честным.
Перечисленные компетенции формируются в ходе теоретической и практической подготовки в колледже. К первому этапу можно отнести учебные и лабораторно-практические занятия, на которых мы изучаем не только технологию приготовления различных блюд и полуфабрикатов, но и проводим калькуляцию блюд, составляем меню, составляем технологические карты, учимся правильно сервировать стол. В лаборатории колледжа есть возможность заниматься приготовлением холодных и горячих блюд из мяса, рыбы, птицы, молочных продуктов, овощей, фруктов. Мы получаем практические навыки от подготовки продуктов к приготовлению до получения готового блюда.
Раннее, до поступления в колледж на данную специальность т.е. «Повар, кондитер, калькулятор», мы ничего не знали об этой профессии и не представляли как будет интересно и полезно нам в общественном питании в дальнейшей жизни. Но для дальнейшего развития в данном направлении, для того чтобы стать квалифицированным работником нам необходимо сформировать в себе профессиональные компетенции будущего специалиста общественного питания. Ведь формирование профессиональных компетенций у студентов - одна из актуальных проблем в настоящее время.
Овладение компетенциями позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Они обеспечивают гибкое поведение специалиста на рынке труда.
К следующему этапу формирования профессиональных компетенций можно отнести производственную практику, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях общественного питания, но и закреплять профессиональные умения на производстве. На личном примере я могу рассказать о значимости производственной практики, с 13.10.2014г по 20.11.2014г. мы проходили производственную практику на предприятиях общественного питания. Нас ознакомили с правилами и техникой безопасности на предприятии, также ознакомили со структурой предприятия и с должностными обязанностями специалиста общественного питания на предприятии . Я овладел необходимыми профессиональными компетенциями, закрепил свои теоретические знания и умения с производственного обучения. Я учавствовал в приготовлении различных блюд. Практика оставила у меня только хорошие впечатления. Коллектив нас принял доброжелательно, ответили на все вопросы. Практика дала мне общие представления о будущей профессии, и повысила интерес к учебе. Получено много ценной и полезной информации, которая несомненно окажет большое влияние в моей дальнейшей профессиональной деятельности . Мною был проведен небольшой социологический опрос студентов колледжа и сотрудников базовых организаций общественного питания в ходе которого выяснилось, что представители данной профессии очень востребованы на рынке труда
Еще одним этапом формирования профессиональных компетенций и мотивацией для нас может стать участие на профессиональных фестивалях и конкурсах, посещение мастер-классов шеф-поваров. Профессионалы своего дела демонстрируют нам особенности приготовления сложных блюд, необыкновенно-красивые способы их оформления. К примеру в период с 12.05.2014г по 20.05.2014г мы присутствовали на мастер-классе, который проводил специалист из Германии для обмена опытом и повышения уровня квалификации наших студентов. После таких конкурсов и мастер-классов у нас появляется еще большее стремление двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.
Список использованной литературы.
Чебанная И.А. Теоретические подходы к определению профессиональных компетенций специалистов СПО // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 99–103.
Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону» . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 103–105.
Чебанная И.А. Профессиональные компетенции и технологии их формирования в условиях колледжа // Современные образовательные технологии. Матер. Всеросс. научно-практ. конф. – Тверь: ТГТУ, 2008.
Мирсаетова Н. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности: статья / Н.Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. №3. – С. 61
Прокопьев М. Компетентностный подход в образовании: статья / М. Прокопьев // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №4. – с. 29.
О. Б. Малахинская, преподаватель дисциплин профессионального цикла,
филиал ГБПОУ ЯНАО « ЯМК» в г. Лабытнанги
Формирование компетенций будущего квалифицированного рабочего по профессии «Повар, кондитер»
ФГОС НПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.
Я считаю, что на уроках профессионального цикла, очень важен личностно-ориентированный подход, потому что к нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою специальность еще не вполне осознанно. Влияет и возраст, и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.
Новая нормативно - правовая база российского образования, а именно новое поколение ФГОС, дали дополнительные свободы в решении задач по формированию содержания профессионального образования, организации учебного процесса, а также предоставили возможность построения индивидуальных траекторий профессионального образования. Также в настоящее время профессия «Повар, кондитер» претерпела коренные изменения: из «серых» общепитовских стен она «выходит» в привлекательные, комфортабельные кафе и рестораны с богатейшим набором изысканных блюд.
Развитие этнотуризма на Ямале, открытие новых кафе и ресторанов заставляет развивать и совершенствовать национальную кухню.
Учитывая требования и запросы работодателей в программу профессиональных модулей, в качестве вариативной части, были введены дополнительные компетенции по приготовлению пищи, учитывающие традиции народов Крайнего Севера.
Чтобы выпускники были успешными и востребованными на современном рынке труда, я должна научить их учиться. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую элементы различных технологий: дифференцированное обучение (задания различного уровня сложности), личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативных технологии (применение учебных электронных ресурсов по профессии, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам), интегрированные уроки, технология игровых методов, технология проектного обучения (исследовательские работы), здоровьесберегающие и игровые технологии, а также педагогику сотрудничества.
В рамках перечисленных образовательных технологий использую нетрадиционные формы уроков: уроки самостоятельной деятельности, исследовательские, проблемные, уроки-тренинги, уроки-семинары. Считаю, уроки самостоятельной работы формируют и развивают механизмы независимости обучающихся, утверждают самостоятельные качества личности.
Уроки на основе групповой деятельности помогают обучать работать в коллективе. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно.
Семинар - одна из форм учебных занятий, которую я применяю довольно часто. Непременное требование к нему - активное участие каждого обучающегося.
На уроке-семинаре выявляется сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем обучающийся должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Урок-семинар я использую для воспитания самостоятельности обучающихся, формирования умения работать со справочной литературой и развития навыков монологической речи.
Считаю, что через внедрение элементов перечисленных технологий, у обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции:
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения;
Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Умение работать в команде.
Результатом применения вышеперечисленных технологий является:
Повышение качества знаний обучающихся, развитие способностей каждого обучающегося,
Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
Активизация познавательной деятельности и творческой активности обучающихся,
Формирование личностных качеств обучающихся,
Формирование у обучающихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
В результате такого подхода в обучении абсолютная и качественная успеваемость по предметам профессионального цикла остается стабильной на протяжении всего курса обучения. Результаты государственной итоговой аттестации показывают, что содержание и качество выпускников соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта НПО по профессии «Повар, кондитер».
В результате целенаправленной работы практически все мои выпускники трудоустраиваются по своей профессии, а часть продолжают получать образование в высших учебных заведениях.
Список литературы:
1. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М., Андриянова Т. М. Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г. И. Ибрагимова - М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана Граф, 2005.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования выступают профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных компетенций.
Современная профессиональная школа испытывает острую необходимость в обосновании и разработке с теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития творческого потенциала личности, как фактора ее успешной социально-производственной интеграции, ресурсы профессиональной мобильности и конкурентноспособности. Речь идет об овладении обучающимися целостной профессиональной деятельностью от целеполагания до самоанализа.
Именно перечень профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности отражен в новом макете ФГОС СПО.
Например, при разработке структуры профессиональной образовательной программы СПО для работников индустрии питания определено, что в соответствии с требованиями профессионального стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, во-первых, планировать, организовывать и контролировать производственные процессы на отдельных участках (подразделениях) предприятия питания и, во-вторых, готовить и оформлять сложные блюда, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия с учетом требований качества и безопасности процесса приготовления и готовой продукции для различных категорий потребителей.
Для освоения этих профессиональных компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.
2. Теоретические основы
Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций , включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т. д.
Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и составляющих модули обучения, становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.
Модульный подход к обучению, базирующийся на компетенциях , предусматривает разработку модульной профессиональной образовательной программы на основе отражения требований профессионального стандарта в целях и содержании образовательной программы, что предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления деятельностью по освоению компетенций .
Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа обучающихся.
2.1 Самостоятельная работа обучающихся в модульных программах
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.
Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:
Профессиональная самостоятельность;
Профессиональная мобильность;
Способность работать в коллективе.
Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленных целей в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённых целей. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания на учебной практике, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;
Формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;
Вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;
Самостоятельная работа обучающихся - составная часть обучения, деятельность обучающихся в процессе обучения, выполняемая по заданию мастера п/о, но без непосредственного его участия. Самостоятельная работа имеет целью проработку пройденного материала во время учебной практики.
Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся , особенно на первом курсе, когда необходимо научить обучающихся правильно ставить учебные цели. Обучающимся необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого. Например, они знают теоретические основы приготовления блюда, а практическому приготовлению их нужно научить.
В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.
Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся на современном этапе развития педагогики выступает как важнее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация учащихся, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские и коммуникативные способности.
Необходимо отметить, что под « профессиональными компетенциями» понимается способность применять знания, умения для успешной деятельности: способность работать самостоятельно, способность брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации и применять знания для такого анализа. Однако следует отметить наличие многообразных определений понятия профессиональной компетенции»:
2.2 Определения понятия «профессиональная компетенция»
Определения: |
|
А.В.Хуторской: | «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; |
В.Байденко : | «- это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а так также самооценивать результаты своей деятельности»; |
И.А.Зимняя : | «- это внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека»; |
Т.Ю.Базаров : | «- это требования успешной деятельности, сформулированные в терминах интегральных качеств индивидуального или коллективного субъекта»; |
Б.И.Беспалов : | «- это требования профессии и система профессиональных задач, которые должен или может решать человек (задачи, входящие в его компетенцию)»; |
В.Д.Шадриков: | «служат для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки специалиста»; |
Г.В.Безюлева : | «- это понятие, характеризующее разные сферы деятельности человека, и представляющее собой обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельности»; |
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих условий:
- правильно подобранных методов обучения, таких как:
- репродуктивных демонстрациях;
- проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
- имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
- необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей, (например, наличие учебных пособий по ФГОС, профессия «Повар, кондитер», документация, необходимая для уроков учебной практики, инструкционные карты, тесты);
- материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Повар, кондитер».
Материально-техническая база профессионального образования имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованным работодателем. Так, в учебном кулинарном цехе рабочие места обучающихся отвечают требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам профессионального модуля. При прохождении учебной практики все обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами. Учебный кулинарный цех укомплектован необходимым оборудованием, инструментами, посудой, инвентарем: электрическими печами, электрическими плитами, холодильным оборудованием, весовым оборудованием и т. д. Наличие продуктов в соответствии с перечнем учебных работ для отработки трудовых приемов. Учебный кулинарный цех укомплектован специальной поварской мебелью: шкафами, столами, мойками. Оснащенность рабочих мест для проведения учебной практики предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и навыков в соответствии с профессиональными компетенциями.
- Прохождение учебной практики;
- Организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях учебной практики;
- Компетентность мастера производственного обучения.
Только мастер производственного обучения может обеспечить формирование данных компетенций на достаточном уровне. В связи с этим особое значение имеет компетентностная модель мастера производственного обучения профессии «Повар, кондитер», включающая следующие уровни:
- на 1 уровне задаются составляющие ценностного потенциала личности мастера п/о, он готов научить всем умениям;
- 2 уровень представлен профессиональными и общими компетенциями мастера производственного обучения:
- ориентация на профессиональную деятельность;
- самообразование, повышение квалификации;
- мотивационно-организаторская направленность взаимодействия мастера с обучающимися.
- 3 уровень модели необходим для реализации профессиональной деятельности
- Организация учебно-производственного процесса;
- Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- Методическое обеспечение учебно-производственного процесса;
- Участие в организации производственной деятельности. Участвовать в разработке и внедрении технологических процессов, разрабатывать и оформлять технологическую документацию.
- Выполнение работ по профессии «Повар, кондитер» .
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно прийти к следующему выводу:
- среди педагогического сообщества отсутствует единое мнение на вопрос о понятии профессиональных компетенций;
- основными условиями формирования профессиональных компетенций являются: правильно подобранные методы обучения, средства обучения, материально-техническое обеспечение уроков учебной практики.
3. Практические основы формирования профессиональной компетентности
Становлению профессиональной компетентности по профессии, на производственной практике в течение 3-х лет обучения, другими словами, это любые формы обучения, связанные с вовлечением обучающихся в производственную деятельность.
Обучающиеся нашего техникума во главе с мастерами производственного обучения организуют работу техникумовского буфета, для этого нужно рано утром приготовить различные виды теста (дрожжевое, бисквитное, песочное), приготовить разнообразные начинки (капуста, картофель, рис с фаршем, повидло), сформовать изделия, дать расстояться и выпечь в жарочном шкафу эти изделия. На плечи обучающихся также ложится реализация всей выпеченной продукции. В процессе такой производственной деятельности обучающиеся очень хорошо ориентируются во всех образовательных услугах: хорошо знают технологию приготовления различных видов теста, аккуратно формуют изделия из дрожжевого теста, знают температурные режимы выпекания дрожжевых изделий, бисквитного теста, песочного теста, проявляют гибкость и конкурентоспособность
После окончания техникума наши выпускники самостоятельно работают на предприятиях по выпеканию хлебобулочных изделий:
На предприятиях Сурского района;
На предприятиях Ульяновской области;
За пределами области;
Профессиональная самостоятельность – способность разбираться в требованиях, предъявляемых к деятельности по профессии, умение самостоятельно планировать, выполнять, принимать решения и контролировать выполненную работу.
Профессиональная мобильность . А мобильность как исходное понятие (от лат. mobiles – «подвижный» означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий. Из этого следует, что профессиональная мобильность – это готовность и способность к быстрой смене выполняемых функций, а также специальностей в рамках одной профессии (повар, кондитер, составитель калькуляции на блюда, официант), способность быстро осваивать новые профессии или изменения в них, возникающих под влиянием технических преобразований. В психологическом словаре она определяется так же, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.
Для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных возможностей у обучающихся имеется обширная дополнительная литература, которая способствует самораскрытию и самореализации:
Литература по практическому приготовлению «Русских национальных блюд» в цветных иллюстрациях;
Литература по банкетной тематической (юбилей, новый год, торжество, 8 Марта, детский стол и т.д.) сервировке столов. С необходимыми скатертями, посудой и столовыми приборами;
Фуршетное оформление стола – с посудой, столовыми приборами и скатертями;
Имеется в наличии: стол круглый, стол квадратный, стол фуршетный, с удлиненными ножками для сервировки;
Развиты способности к сотрудничеству (обучающийся – мастер производственного обучения, обучающийся – обучающийся, где обучающиеся учатся друг у друга, перенимают опыт опытных мастеров п/о).
Что должен уметь обучающийся, работая с мастером
производственного обучения
п/п | 1. Профессиональные качества: |
Знание всех технологических операций |
|
Умение выполнить технологический процесс |
|
Профессиональная компетентность |
|
Творческая работа |
|
2. Распределение времени: |
|
Планирование времени по операциям |
|
Распределение времени на технологический процесс приготовления блюд |
|
Время на творческий поиск |
|
3.Коммуникативные качества |
|
Умение активно работать |
|
Пользоваться рабочей документацией |
|
Устранять неполадки в работе |
|
Добиваться своего признания |
|
Слушать и убеждать в своей правоте |
Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения.
Приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений обучающихся перед формированием профессиональных знаний;
Ведущим методом учебной практики остается упражнение;
Основным средством учебной практики является производительный труд обучающихся;
Осуществляется неразрывная связь теории и практики;
Происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства.
Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:
Профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
Профессиональной самостоятельности;
Профессиональной мобильности.
Основной формой организации учебной практики является занятие . Характерная особенность учебной практики – это целенаправленная учебно-производственная деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого до мельчайших подробностей продумывается весь ход урока, разрабатывается его план, подготавливаются необходимые приспособления, проверяется комплектность и исправность необходимого технического оборудования, определяется и конкретизируется деятельность обучающихся на каждом этапе учебного занятия. Целесообразна разработка и применение инструкционно-технологических карт, тестовых заданий. Эти задания побуждают обучающихся проверить свои знания, приучают к самоконтролю, указывают им на пробелы, заставляют обращаться к технической литературе, к мастеру производственного обучения, к более сильному в учебе товарищу.
Практически показываю приемы выполнения заданий в рабочем и замедленном темпе, показ сопровождаю исчерпывающим объяснением. Рассказывая и показывая, я учу своих воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдаю при этом правила техники безопасности, производственной санитарии, санитарии и гигиены, знакомлю их с опытом передовиков, с новой техникой, прививаю любовь к избранной профессии, показываю элементы творческой работы. Понятное, доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов выполнения рабочих операций по приготовлению блюд, посильные задания – все это позволяет обучающимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобрести уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психологического и эмоционального состояния воспитанников, для развития самостоятельности, мобильности, творческих способностей. В целом все это работает на профессиональную компетентность.
Профессия «Повар, кондитер» в настоящее время относится к числу востребованных профессий по стране, потому как развивается индивидуальное предпринимательство общественного питания, частный бизнес, ресторанный, придорожный бизнес, открывается большое количество точек общественного питания: кафе, мини-рестораны, закусочные, столовые, пельменные, пиццерии, бистро и т.д. Повсюду нужны квалифицированные специалисты своего дела, конкурентно-способные на современном рынке труда, отвечающие требованиям работодателей, быть мобильными, коммуникабельными, умеющими адаптироваться во всех условиях, быть профессионально компетентными.
Результативная деятельность:
60% выпускников устраиваются на работу по своему профессиональному назначению;
17% выпускников поступают учиться дальше по своему профилю;
5% выпускников занимаются частным индивидуальным предпринимательством (открыли цеха и занимаются выпеканием и продажей дрожжевых и кондитерских изделий);
10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;
Ежедневно идет выпекание продукции из дрожжевого теста и кондитерских изделий для буфета, где от продажи всего выпеченного зарабатываются деньги, которые сдаются в кассу бухгалтерии;
Участие в ежегодных конкурсах профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер», как мастер производственного обучения, так и обучающийся;
Арт профи слет и т.д.
Управляю жизнью ученического коллектива, обучающиеся приобретают колоссальный опыт общения, исследовательской поисковой деятельности, опыт творческого решения задач, относящихся к профессиональной подготовке, формируют профессиональную культуру и компетентность.
Для качественного осуществления управленческих функций я владею практическими умениями профессиональных компетенции
Проблемные вопросы профессиональной компетентности , они создают фундамент творческого мышления:
Что нужно сделать, если цвет у борща получился не насыщенным, не ярким?
Если сильно пересолено при приготовлении картофельное пюре?
Если очень пережарены котлеты? И т.д.
Эти влияния обеспечиваются созданием в процессе обучения ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и их разрешения. Они являются необходимым условием развития мышления обучающихся и эмоциональным средством в процессе обучения.
Принцип создания проблемных ситуаций:
1. Подведение обучающих к противоречию, с предложением самим найти способ его разрешения (если бисквит при выпекании получился осевшим, плотным);
2. Изложение точек зрения на один и тот же вопрос (разведение бульоном горячей, мучной пассеровки 1 обучающийся медленно разводит, 2 обучающийся разводит быстро и сразу);
3. Предложение обучающим рассмотреть блюдо с различных позиций (клиент, повар, кондитер, составитель калькуляции, директор кафе);
4. Побуждения обучающих делать сравнения, обобщения, выводы из сложившихся ситуаций (готовить блюда из качественных продуктов и что будет если некоторые продукту будут не совсем доброкачественными).
В данном случае уделяется большое внимание на профессиональную мыслительную деятельность обучающихся.
Существует направленное создание специальных ситуаций на поиск ошибок. На этой идее построен метод опоры на ошибки.
Ошибки познавательного характера совершаемые в процессе эволюции знаний, они объективно обусловлены неполнотой и ограниченностью знаний:
Например, в инструкционно-технологической карте специально предусмотрена одна незначительная ошибка, по ходу технологического процесса при приготовлении щей из квашеной капусты не указана закладка сахара, обучающиеся должны это заметить и по ходу деятельности справиться с этой операцией в нужном месте;
Познавательные ошибки группируются в специальную группу и используются в дальнейшем в качестве одного из средств обучения. Например, при приготовлении дрожжевого теста нельзя допускать такие ошибки:
Чтоб процесс брожения шел более 3,5 – 4 часа;
Нельзя делать в процессе брожения теста 4 – 5 обминок;
Нельзя добавлять масло со всеми другими компонентами одновременно;
При приготовлении песочного теста тоже имеется целая группа недопустимых ошибок;
Почему нельзя замешивать тесто в помещении с высокой температурой;
Что произойдет, если процесс замеса теста будет идти длительное время и т.д.
Особый интерес среди ошибок, вызывают ошибки, допущенные в профессиональной деятельности, разбор которых позволяет организовать более глубокое и осознанное усвоение профессионального обучения.
3.1. Творческая деятельность обучающихся, как главная форма профессиональной компетентности
В нашей работе творческое отношение ко всему происходящему, это неотъемлемая часть учебного процесса.
Творчество должно начинаться с первых уроков учебной практики. Правильная нарезка овощей это уже начало творчества. Приучаю обучающихся видеть разницу:
В правильных и не правильных размерах овощей;
Видеть разваренность овощей;
Внешний вид;
Консистенцию.
Показываю блюдо с правильной и неправильной технологией приготовления, делаю акцент на культуру и эстетику приготовления, обучающиеся видят разницу и что очень важно соглашаются со мной в этом направлении.
При приготовлении первых блюд учу обучающихся правильности и соблюдении технологии приготовления, а когда этот процесс будет пройден, здесь уже можно переходить к творческой инициативе. Для оригинальности и неповторимости вкуса можно добавить что-то свое, от себя, например,
Корицу, гвоздику;
Щавель, калину;
Дикий лук;
Апельсиновую и лимонную цедру;
Свежие ягоды.
Для фантазии и творчества предлагаю неограниченные возможности, конечно в рамках разумного того, что можно добавить для приготовления 1 блюд. Делаю акцент на то, что это уже начало вашего творчества, возможно это будет ваше именное блюдо, возможно ваши друзья и родные смогут оценить его по достоинству. Показываю, как эстетично должно быть оформлено 1 блюдо – строго в середину тарелки кладется ровным кружочком сметана, на нее посыпается аккуратно нарезанная зелень, такое блюдо выглядит очень эстетично и аппетитно.
Творчески можно подойти и к приготовлению самого простого блюда. Суп молочный, многие не едят молочных супов, предлагаю такое творчество при приготовлении этого супа:
Мелкая вермишель подкаливается на сковороде до слегка коричневатого оттенка;
Во время варки ее в молоке вкус и аромат становится специфическим;
При подаче в середину кладутся ягоды клубники, малины или размягченной кураги.
Это простое молочное блюдо превращается с ягодами в – десертное. Обучающиеся в свою очередь предлагают свои варианты приготовления молочного супа, мне очень нравится такое направление обучающихся, когда они становятся на творческий поиск, это начало, но оно важное, оно постепенно будет переходить в профессионализм и творчество.
3.2. Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере общественного питания
Анализируя развитие сферы общественного питания, выявлено, что сегодня успех ресторатора зависит от наличия хорошего менеджмента, безукоризненного сервиса, интересного интерьера и разумных цен, повысились требования к производственному и обслуживающему персоналу предприятий общественного питания, среди них усилилась конкуренция, появились новые критерии оценки качества кулинарной продукции. В связи с этим возникла необходимость постепенно совершенствовать и расширять знания о национальной кухне, винах, способов приготовления кофе и напитков.
Базовая теоретическая и практическая подготовка позволяет самостоятельно применять умения и навыки в профессиональной деятельности;
Владение навыками делового общения;
Умение осваивать новые технологии;
Умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;
Проявлять готовность к изменению характера и содержания труда;
Создание модели выпускника образовательного учреждения в соответствии с требованиями работодателя;
Формирование внутренний мотивации профессионального обучения;
Построение обучения на рефлексивной основе.
4. Заключение
В исследованиях А.Л.Жохова, Н.М.Спирина, Р.Н.Перловой, В.В.Темкина рассматриваются в отдельности такие диагностические показатели профессиональной компетентности как вопросы формирования интереса к выбранной профессии, профессиональной самостоятельности, коллективизма, толерантности, творческого мышления и др. Меня же интересует проблема развития в комплексе, со всеми ее показателями у обучающихся в соответствии с тем определением, которое выбрано, как целевой ориентир в деятельности педагогических работников.
На мой взгляд, в условиях рыночной экономики качественное решение задач развития профессиональной компетентности будущих рабочих и специалистов обеспечит их успешную и профессиональную социальную адаптацию. Вот в чем вызван интерес к проблеме развития профессиональной компетентности обучающихся:
Сущность и структура понятия профессиональной компетентности , дано ее рабочее определение применительно к категории обучающихся в учреждении среднего профессионального образования;
Описывается процесс развития показателей профессиональной компетентности : интереса к профессии, профессионализма, профессиональной самостоятельности и мобильности;
Рассмотрены организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности обучающихся в образовательных учреждениях СПО.
Таким образом, анализируя показатели своей деятельности за 5 предыдущих лет, можно сделать вывод, что занятия учебной практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся имеют огромное значение, поскольку на занятиях учебной практики они приобретают практические навыки, столь необходимые для конкурентно-способного профессионала в современных условиях, когда работодателям выгодно иметь в своем штате высококвалифицированного, мобильного, воспитанного, адаптированного работника, со знанием технологического процесса, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, владеющего современными технология.
5. Список используемой литературы
1. Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций -Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека Гайнеев Э.Р. Компонентностный подход в реализации ФГОС //Методист. - №8. - 2013. - С.44.
2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ - [Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия //Вестник Томского государственного педагогического университет. -Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подход - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://sinncom.ru/conten.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL
4. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «повар, кондитер» учебник профессионального образования, 2006 г.
5. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления (текст) Екатеринбург.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии (текст)/ Беспалько В.П. – М, Педагогика, 1989 г – 190 с.
Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для студ. высш. учеб.завед., И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Полянов, Н.Л. Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.
7. Концепция модернизации российского образования до 2020 года, 6. Новые педагогические исследования (Текст),
8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе (Текст) – Педагогическое общество России: Ноосфера,
9. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, библиотека федеральной программы развития образования, «Издательский дом Новый учебник», 2004 год.
Приложение к проекту №1
Перечень общих и профессиональных компетенций, заданный ФГОС по профессии «Повар, кондитер» и дополненный работодателями:
общими компетенциями , включающими в себя способность:
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности .
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами , руководством, клиентами.
Требование работодателей:
ОК 11. Проявлять культуру общения , грамотность устной речи.
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями , соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1. Приготовление блюд из овощей и грибов.
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
ПК 2. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.
ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.
ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
ПК 3. Приготовление супов и соусов.
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары. ПК 3.2. Готовить простые супы.
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
ПК 4. Приготовление блюд из рыбы.
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
ПК 5. Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы
ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
ПК 6. Приготовление холодных блюд и закусок.
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.
ПК 7. Приготовление сладких блюд и напитков.
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.
ПК 8. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.
ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.
ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.
ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.
ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.
ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.
ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
Требование работодателей:
ПК 9. Готовить современные блюда европейской кухни, модные блюда итальянской кухни (пицца и другое), украинской, кавказкой и другой национальной кухни (украинский борщ, пельмени, долма, чахохбили и другое), варить кофе по различным рецептам (экспрессо, ристретто, франк-кофе, каппучино, маччнатто, по-турецки, по-неаполитански, и другие)
Приложение к проекту № 2
Структура портфолио обучающихся ГБОУ НПО ПЛ №48
А Резюме:
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Место рождения |
Домашний адрес |
Телефон |
Образовательное учреждение |
Адрес образовательного учреждения |
Учебная группа Показатели обученности |
Сведения о родителях |
Кружки, секции |
Владение компьютером (уровень пользователя) |
Любимые учебные предметы |
Увлечения (спорт, музыка, изобразительное искусство и т. д.) Жизненные планы на 2-3 года |
Период создания "портфолио" (дата начала и окончания)
Б Портфолио документов:
Индивидуальная траектория формирования и развития ПК и ОК по профессии «Повар, кондитер»
Компетенции | Сроки | База | Вид контроля | Отв. педагог | Оценка |
Грамоты за успехи в учёбе
Уровень | год | Наименование грамоты | кол-во баллов |
Участие в олимпиадах
Уровень | год | предмет | результат | кол-во баллов |
Участие в научно-практических конференциях
Уровень | год | предмет | наименование | результат | кол-во баллов |
Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования
Уровень | год | название мероприятия | номинация | результат | кол-во баллов |
С Портфолио работ
Уровень | год | название | предмет | результат | кол-во баллов |
D Портфолио отзывов
уровень | год | вопрос | наименование документа | кол-во баллов |
Общее количество баллов:
Индивидуальная траектория формирования и развития ПК и ОК по профессии «Повар, кондитер» обучающегося (пример)
Компетенции | Сроки | База | Вид контроля | Отв. педагог | Оценка |
Профессиональные компетенции | |||||
ПК 1.Приготовление блюд из овощей и грибов. | 01.09.1 | Уроки п/о - | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 2.Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста. | 01.12.12. – 27.02.13. | Уроки п/о – Учебный кулинарный цех ГБОУ НПО ПЛ №48. Факультатив «Лаборатория вкуса» Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 3.Приготовление супов и соусов. | 01.03.13. – 30.05.13. | Уроки п/о - Учебный кулинарный цех ГБОУ НПО ПЛ №48. Факультатив «Лаборатория вкуса» Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 4.Приготовление блюд из рыбы. | 01.09.13. – 30.10.13. | Уроки п/о - Учебный кулинарный цех ГБОУ НПО ПЛ №48. Факультатив «Лаборатория вкуса» Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 5.Приготовление блюд из мяса и домашней птицы | 01.11.13. – 30.12.13. | Уроки п/о - Учебный кулинарный цех ГБОУ НПО ПЛ №48. Факультатив «Лаборатория вкуса» Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 6.Приготовление холодных блюд и закусок. | 11.01.14. – 27.02.14. | Уроки п/о - Лаборатория «Профи» Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 7.Приготовление сладких блюд и напитков. | 01.03.14. – 30.05.14. | Уроки п/о - Учебный кулинарный цех ГБОУ НПО ПЛ №48 Лаборатория «Профи» Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 8.Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий. | 01.09.14. – 30.05.15. | Уроки п/о - Учебная пекарня и учебный кондитерский цех ГБОУ НПО ПЛ №48 Лаборатория «Профи» Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Мастер п/о | |
ПК 9. Приготовление современных блюд европейской кухни, стран СНГ, кавказкой и других национальных кухонь | 01.09.12. – 30.05.15 | Факультативные курсы ГБОУ НПО ПЛ №48 «Европейский стандарт», «Национальная кухня». Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Экзамен. Промежуточная аттестация. | Преподаватель Преподаватель | |
Общие компетенции | |||||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 01.09.12. – 30.05.13. 01.09.13. – 30.05.14. 01.09.14. – 30.05.15. | Тематический цикл классных часов «Мой выбор – профессия «Повар». Тематический цикл классных часов «Профессия повар – это интересно!» Уроки общеобразовательных, специальных дисциплин, п/о. Тематический цикл классных часов. Круглые столы с выпускниками и работодателями. Уроки общеобразовательных, специальных дисциплин, п/о. | Устные выступления. Устные выступления. Система накопительного балла. Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастер п/о Преподаватели и мастера п/о. | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | 01.09.12. – 30.05.15. |
Уроки общеобразовательных, специальных дисциплин, п/о. Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастер п/о Руководитель службы маркетинга. Преподаватели и мастера п/о. Работодатели. | |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | 01.09.12. – 30.05.15. | Тематический цикл классных часов «Корпоративный тренинг». Уроки п/о. Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. Лаборатория «Исследователь», факультатив «Лаборатория вкуса» | Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастер п/о Руководитель службы маркетинга. Преподаватели и мастера п/о. Руководитель лаборатории «Исследователь», Работодатели. | |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой | 01.09.12. – 30.05.15. |
Тематический цикл классных часов «Корпоративный тренинг». Уроки общеобразовательных, специальных дисциплин, п/о. | Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастер п/о Преподаватели и мастера п/о. | |
для эффективного выполнения профессиональных задач. | 01.09.12. – 30.05.15. | Лаборатория «Новые информационные технологии». Уроки общеобразовательных, специальных дисциплин, п/о. | Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастер п/о Преподаватели и мастера п/о. Руководитель лаборатории «НИТ» | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | 01.09.12. – 30.05.15. | Лаборатория «Новые информационные технологии». Уроки общеобразовательных, специальных дисциплин, п/о. | Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастер п/о Преподаватели и мастера п/о. Руководитель лаборатории «НИТ» | |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | 01.09.12. – 30.05.15. | Уроки общеобразовательных, специальных дисциплин, п/о. Тематический цикл классных часов «Корпоративный тренинг». Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. Спортивные мероприятия секции «Воллейболл» | Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастер п/о Преподаватели и мастера п/о. Руководитель лаборатории «НИТ», работодатели | |
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. | 01.09.12. – 30.05.15. | Уроки п/о. Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. | Устные выступления. Система накопительного балла. | Преподаватели и мастера п/о. Работодатели | |
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | 01.09.12. – 30.05.15. | Уроки ОБЖ. | Устные выступления. Система накопительного балла. | Преподаватель ОБЖ, Руководители творческой группы «Гражданско-патриотическое воспитание», факультатива «Призывник» | |
ОК 9. Осваивать новое производственное оборудование. | 01.09.12. – 30.05.15. | Уроки п/о. Учебная практика в учебном кафе «На Озёрной» ГБОУ НПО ПЛ №48, производственная практика в «Берёзовая роща», г. Тверь, Московское шоссе, 14. Лаборатория «Профи» | Устные выступления. Система накопительного балла. | Мастера п/о, работодатели | |
ОК 10. Проводить исследование, направленное на оптимизацию производственного процесса и ставить эксперимент по поиску и составлению новых рецептов блюд. | 01.09.12. – 30.05.15. | лаборатория «Профи», Лаборатория «Исследователь» | Устные выступления. | Руководители лаборатории вкуса», лаборатории «Профи», лаборатории «Исследователь» | |
ОК 11. Проявлять культуру общения, грамотность устной речи. | 01.09.12. – 30.05.15. | Уроки литературы и русского языка . Цикл тематических классных часов «Корпоративный тренинг». Спортивные мероприятия секции «Воллейболл». Взаимодействие в образовательном процессе. | Устные выступления. Система накопительного балла. | Преподаватель русского языка и литературы, мастер п/о, заместитель директора по УВР |
Приложение к проекту № 3
Повар – это специалист, который готовит еду для общественного питания.
Основная цель труда повара – приготовление пищи, согласно рецепту с соблюдением технологии приготовления, которая должна обладать хорошими вкусовыми качествами и красивым внешним видом.
- Шеф-повар – это, прежде всего, заведующий производством. Занимается составлением заявок, получает со склада продукты питания, следит за качеством товара и объемами поставок. Что будет сегодня у Вас в меню – решает только шеф-повар, беря в учет пожелания потребителей. Задания младшим поварам и другим работникам, также раздает шеф-повар. Этот человек следит: соблюдены ли санитарные требования к приготовлению пищи, контролирует пропорции сырья для блюд. Шеф-повар регулирует выход сотрудников на работу согласно составленному им графику, а также ведет учет продуктов, составляет отчеты и внедряет рационализаторские предложения, направленные на улучшение трудовой деятельности.
- Повар-кондитер. Готовит кондитерские изделия всевозможных видов. Торт, рулет, кекс и пирожное – дело рук повара – кондитера. Ему под силу приготовить любую начинку, взбить вкусный крем, раскатать тесто. Из шоколада, фруктов и орехов такие повара творят шедевры. Они же занимаются изготовлением полуфабрикатов, могут мастерски определить вес готового изделия.
- Повар-технолог. Руководит организацией всего процесса заготовки сырья. На него возложены обязанности по контролю качества, калорийности суточной нормы пищи, подготовке меню и предоставлению прейскурантов. Распределяет задачи между командой поваров, создает фирменные рецепты блюд с технологическими картами. Проводит поварам инструктаж и ведет документацию. На него возложены обязанности по учету основных материалов, товаров и приготовленной пищи.
Повара бывают разные: шеф-повар, пекарь, повар на судне, кондитер, повар – сушист.
Профессия повара
Корни ремесла уходят в те далекие времена, когда люди научились добывать огонь и жарить на нем сырое мясо и рыбу. Вкусную пищу особенно ценили знатные люди Древнего Рима и Греции.
В 17 веке на Руси приготовлением пищи занимались искусные повара, а 19 век знаменит своими поварскими школами. В летописи можно встретить упоминания о волхвах, которых по сей день считают первыми поварами. Что ни говори, а повара ценились во все времена. Потребность в квалифицированных специалистах сегодня диктует ресторанный бизнес, делая профессию повара еще более востребованной.
Во всем мире 20 октября повара отмечают свой профессиональный праздник – «День повара».
Плюсы и минусы
Профессия повара обладает рядом преимуществ:
- есть размах для творчества;
- квалифицированный повар не останется без работы;
- достойный заработок;
- возможность приготовить вкусную и полезную пищу для своих близких, друзей, любимых.
На кулинарном поприще поваров подстерегают определенные трудности:
- тяжело находится на ногах на протяжении всего дня, да еще и выполнять физические нагрузки, поднимая тяжести;
- потерял бдительность, в результате – получил порез или ожог;
- необходимость готовить параллельно несколько блюд приводит к усталости всего организма к концу рабочей смены.
Требования к профессии повара
- Нанимая на работу кулинара, рекрутера прежде всего, интересует образование специалиста. У людей со средним образованием есть все шансы получить работу.
- Работодатель хочет взять в свою команду человека, который бы понимал рецептуру приготовления блюд, владел технологией производства изделий кулинарии и полуфабрикатов.
- Соискатель должен разбираться в совместимости продуктов, сроках их хранения и результатах кулинарной обработки.
- Повар обязан ориентироваться в маркировке применяемого сырья, владеть товароведческими навыками.
- Знать основы правильного питания и способы приготовления диетических блюд.
- Квалифицированный специалист должен на нюх уметь определить качество продуктов.
Ценятся люди, которые следят за новшествами в области кулинарии.
Должностные обязанности
Где бы ни проходила трудовая деятельность, но если Ваша профессия – повар, значит Вы обязаны:
- получить продукты;
- соблюсти общую технологию приготовления еды;
- правильно использовать кухонные приборы;
- обеспечить должный учет и хранение сырья;
- приготовить блюдо, прописанное в меню;
- знать калорийные особенности продукции и следить за сроком их годности;
- соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Главная задача повара – готовить различные блюда, оформлять их, разрабатывать новые собственные рецепты.
Ответственность повара
Специалист в области кулинарии отвечает за:
- соблюдение норм безопасности;
- качество приготовленной продукции;
- последовательность приготовления;
- вес порции на выходе.
Круг ответственности повара определяет работодатель организации, который вправе вносить в должностную инструкцию необходимые поправки.
Полномочия повара
Квалифицированный специалист уполномочен:
- взаимодействовать со смежными организациями и их подразделениями;
- выносить решения и отдавать распоряжения при возникших форс – мажорных обстоятельствах по роду своей деятельности;
- принимать участие в проведении инвентаризации.
Повар имеет право действовать в рамках своей компетенции.
Особенности профессии повара
Стать хорошим квалифицированным специалистом дано не каждому. Прежде всего, повар должен любить свое дело, обладать воображением и иметь творческий потенциал. Поварами становятся талантливые, организованные аккуратные и внимательные к деталям люди.
Главная особенность профессии повара – очень развитое вкусовое восприятие и тонкое обоняние, а также хорошая память.
Профессиональные навыки и умения повара
Квалифицированный специалист должен научиться:
- правильно обращаться с кухонными приборами;
- готовить строго по рецепту;
- выполнять обработку продуктов питания;
- определять качество предоставленного для работы сырья и дополнительных составляющих;
- искусно оформить готовый к употреблению продукт;
- определять ценность приготовленного блюда.
Предпочтение отдается поварам, которые умеют пользоваться производственным инвентарем и оборудованием, а также соблюдать технологию приготовления мучных, кондитерских и других видов изделий.
Личные качества
Хорошему повару присущи следующие особенности характера:
- наличие обонятельной и тактильной чувствительности, развитого глазомера, богатой фантазии;
- активность, ответственность, выносливость, хорошо развитая моторика рук.
Повара, которым руководит смелость и изобретательность уже можно назвать профессионалом, ведь сотворить что-то стоящее и представить на суд строгих ценителей свои блюда способен не каждый.
Карьера повара
Помощником повара можно устроиться в еще студенческие годы. Придется делать много грязной работы: убирать, чистить, резать, мыть. Главное хорошо себя зарекомендовать. Затем все пойдет само собой: несложные блюда постепенно не будут представлять для Вас интереса, Ваши знания и опыт будут совершенствоваться с каждым днем. Со временем Вы сможете повысить свой квалификационный разряд, а когда достигните шестого, то станете претендентом на место шеф-повара.
Изучив все тонкости ремесла можно смело открывать собственный ресторанный бизнес.
Места работы повара
- Сфера услуг на сегодняшний день набирает обороты, а значит, повара нужны в ресторанах и барах, кафе и торгово – развлекательных учреждениях.
- Готовить пищу нужно в детских садах и школах, рабочих столовых, больницах.
- Работать личным поваром в семье состоятельных людей не менее престижно, чем готовить для шикарного ресторана.
Хороший повар востребован в любой отрасли и никогда не останется без работы.
Заработок
Сколько Вы будете получать работая поваром, зависит от многих факторов.
Владельцы популярных заведений, чтобы переманить к себе наилучших профессионалов, не обижают поваров и готовы платить за их работу хорошие деньги. Также многое зависит от места расположения заведения и ценовой политики кухни.
Конечно, если Вы готовите для бюджетных организаций, школ или столовых, то рассчитывать на большой доход не стоит. Работы много, большая ответственность, а платят мало. Хорошо, если 500 долларов получите на руки. В крупных городах обычно доход на 200 долларов выше.
В среднем заработная плата повара составляет 800 долларов. Чем выше разряд, тем больше доход.
Образование повара
Чтобы стать поваром нужно учиться, учиться и еще раз учиться.
- Если образования нет, придется работать в поте лица на самых тяжелых работах.
- Более целеустремленные кандидаты могут начать с обучения у помощника повара известного ресторана. Нужно будет выполнять все ту же грязную работу, но есть бонус – одновременно Вы будете приобретать навыки и опыт работы. Если повезет, возможно, Вам предложат пройти обучение за рубежом или в хорошей кулинарной школе.
- Научиться профессионально готовить, можно после окончания кулинарных курсов или курсов поваров, где Вы изучите Итальянскую кухню или станете мастером по приготовлению суши.
- Хорошие знания дают профильные средне-специальные учебные заведения, но высший пилотаж – это законченный Институт Пищевой промышленности по специальности «повар-технолог».
Секреты высокой кухни можно освоить, обучаясь у шеф-поваров мишленовских ресторанов всемирно известных международных кулинарных школ. Здесь разработаны специальные программы обучения, которые будут полезны и новичку и опытному шеф- повару.
Александр Юрьевич
Директор кадрового агентства