25.08.2021

"Профориентация ее проблемы и пути решения.". Проблемы профессиональной ориентации молодёжи Социальные проблемы профориентации учащихся школы


Текст статьи

Ходыкин Александр Владимирович,студент ФГБОУ ВПО «СамарскийГосударственный Университет», г. Самара[email protected]

Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения

Аннотация.В статье проводится анализ связи проблем профориентации с проблемами российского рынка труда, без решения которых невозможно создание эффективной системы профориентации. Предложена авторская классификация источников проблем профориентации, согласно которой их можно разделить на проблемы клиента, влияющие на профориентацию, проблемы проведения профориентации и проблемы окружающей клиента среды (в данном случае они выражены в проблемах рынка труда); проблемы клиента делятся на жизненные и личностные, которые, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Предложены пути решения представленных в классификации проблем. Предложен вариант системы профориентации, включающей три уровня профориентации учащихся: 1) школьники до 8 класса, 2) ученики предвыпускных и выпускных классов, 3) старшекурсники ВУЗов и ССУЗов; и два уровня профориентации безработных: 4) молодого и среднего возраста и 5) предпенсионного и пенсионного возраста. Выявлены следующие главные проблемы рынка труда, деструктивно влияющие на профессиональное самоопределение клиентов и их профориентацию: социальная несправедливость, вызванная несправедливым распределением экономических благ (оплата труда, не соответствующая его сложности и важности результатов); непривлекательность важных и нужных профессий изза неудовлетворительности условий,содержания и оплаты труда; отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения; высокий уровень скрытой безработицы и теневой занятости. Предложены варианты решения перечисленных проблем рынка труда. Ключевые слова:профориентация, проблемы, система, рынок труда, классификация.

Одним из важнейших и труднейших выборов, совершаемых человеком в жизни, можно считать выбор профессии. Это тот выбор, который определяет направление будущей деятельности человекаиво многом определяет его судьбу. Но при всей важностипрофессионального самоопределения большинство людей сталкивается с различного рода затруднениями при выборе профессии. Для помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения проводится профориентация. В научных трудах часто используется следующее определение профориентации: профориентация –это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном становлении, самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социальноэкономической ситуации на рынке труда.Мы дадим более краткое определение профориентации:профориентация –это научно обоснованная деятельность, направленная на оказание клиенту помощи в выборе профессии, компромиссно объединяющей его собственные интересы, интересы общества и государства.К сожалению, в современном российском обществе проводимая государством профориентация далека от совершенства,что приводит к высокой распространённостиошибок в выборе профессии. Это подтверждается словами из исследования Н.А. Крымовой: «На сегодняшний день государство располагает всеми возможностями обеспечения народного хозяйства устойчивыми, интеллектуально развитыми, способными успешно конкурировать на мировом рынке труда кадрами, однако распространённость ошибок в выборе профессии нейтрализует значительную часть этих возможностей, порождает множество проблем, как для самого работника, так и для общества и государства».Это положение подтверждаетсяданными Росстата, согласно которым 55% опрошенных россиян работают не по специальности, при этом в неформальном секторе эта цифра достигает 73%. Ещё тяжелее ситуация со средним образованием: полученная профессия не пригодилась 67% россиян. Одновременно только четверть опрошенных удовлетворены своей зарплатой.Причин несовершенства проводимой государством профориентации множество: отсутствие общегосударственной системы профориентации, разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий, недостаточность теоретической разработанности некоторых аспектов профориентации, нехватка возможностей и ресурсов для практического применения теоретических разработок в области профориентациии т.д.

Темапрофориентации довольно широко разработана в научной литературе: Н.С. Пряжниковизучал методологию проведения, проблемы и технологии профориентации;Е.А. Климовразрабатывал методические материалы, тесты, необходимые для проведения профориентации;технологии профессиональной диагностики и консультации рассмотреныв работах И.Л. Соломина;А.Д. Сазоновизучал профориентацию клиентов разных возрастов;проблемы рынка труда разрабатывались в работах Ю.М. Наумовой, Т.В. БлиноваиВ.А. Русановского, и многих других авторов. Однакопридостаточном количестве научных трудов в них недостаточно внимания уделяется классификации источников проблем профориентации и анализу связи проблем профориентации с проблемами рынка труда. Поэтому мы проанализируем связь проблем профориентации с проблемами современного российского рынка труда, а также предложим следующую классификацию, содержащую 3 типа источников проблем профориентации: проблемы клиента,влияющие на профориентацию,проблемы проведения профориентациии проблемы окружающей клиента среды(Рисунок 1).

Рисунок 1.Классификация источников проблем профориентации

Проблемы клиента можно разделить на жизненные проблемы и проблемы личности. Жизненные проблемы -это трудные жизненные ситуации клиента, затрудняющие профориентацию (финансовые трудности, наличие иждивенцев, состояние здоровья и т. д.). В данном случае должна проводиться диагностика проблем клиента, а профориентация должна сопровождаться помощью в решении выявленныхжизненных проблем. Проблемы личности делятся на объективные, такиекак отсутствие жизненного и профессионального опыта, психологические затруднения при столь важном жизненном выборе и боязнь совершить ошибку, несоответствие желаний и возможностей клиента, несоответствие профессиональных предпочтений клиента и потребностей рынка труда;и субъективные проблемы, такие как сформировавшиеся у многих клиентов искажённые представления о труде, утрата ценности профессионализма и деструктивное влияние стереотипов и мнений со стороны на результат профориентации, отсутствие трудовых и учебных предпочтений, неспособность выпускников образовательных учреждений получить желаемые профессии изза низкой успеваемости. К проблемам проведения профориентации относятся: отсутствие общегосударственной системы профориентации; разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий; низкое качество профориентационных услуг; нехватка ресурсов у служб занятости: например, недостаточный штат специалистов по профориентации и, как следствие, неадекватно высокая нагрузка на них; недостаточное нормативноправовое регулирование профориентации: несовершенство нормативноправовых актов (В Положении 1996 годасписок профориентационных услуг значительно заужен, и они, за исключением профессиональной информации, доступны лишь отдельным категориям граждан. По этому же положению органы государственной властисубъектов РФ могут предоставлять дополнительный перечень профориентационных услуг, но делать это они не обязаны) и их неисполнение или формальное исполнение (часто исполнить требования законодательства невозможно изза нехватки ресурсов у службы занятости); развитие платных профориентационных услуг на фоне низкого качества бесплатных и т.д. Для решения проблем личности и проблем проведения профориентации необходимо решение проблем образования и воспитания, пропаганда ценности созидательного труда и создание всеобщей государственной системы профориентации. Представим вариант такой системы, включающей три уровняпрофориентации учащихся: это школьники, старшеклассники и старшекурсники ВУЗов и ССУЗов, и два уровняпрофориентации безработных: молодого и среднего возраста и предпенсионного и пенсионного возраста.

1) Школьники до 8 класса. Профориентация школьников проводится учителями и школьными психологами и представляет собой комплекс педагогических мероприятий, направленных на социализацию личности школьника, выявление его индивидуальных особенностей и интересов. Для профилактики проблем профориентации и социализации в целом необходимо следующее:1.Повышение успеваемости учеников для сохранения у них возможности широкого выбора специальностей и учебных заведений.2.Развитиеу детей интересак обучению и труду путём вовлечения в различные виды деятельности, формируя у них тем самым мотивацию к труду и активную жизненную и трудовую позицию. Примеров такой деятельности может быть множество: предметные олимпиады, викторины, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы, выставки, научнотворческие конференции и т.д. Также школьникам должны быть доступны различные виды внеклассной деятельности.3.Воспитание уважения к труду и людям труда. Для этого нужно рассказывать детям о важности созидательной деятельности, о примерах героического труда, верности трудовому долгу, о выдающихся людях дела. Кроме того, школьников необходимо привлекать к общественно полезному труду на благо школы и общества. Это могут быть разные виды деятельности, начиная от посадки деревьев в школьном палисаднике до участия в волонтёрских проектах.4.Борьба с предвзятым отношением к некоторым профессиям и их представителям.5.Повышение уровня знаний опрофессиях.6.Стимулирование социальной активности.7.Мотивирование развития личностных качеств, необходимых для самореализации в будущей трудовой деятельности. На первом этапе профориентации у школьника складываются собственные интересы и предпочтения к той или иной деятельности, которая в будущем может стать основой выбора профессии.2) Ученики предвыпускных и выпускных классов школы. На данном этапе профориентация проводится школьными психологами, учителями, представителями службы занятости и учебных заведений профессионального образования и представляет собой комплекс обучающих и консультационных мероприятий, направленных на помощь выпускнику в выборе специальности на основании его интересов, потребностей и возможностей. Основными технологиями профориентации являются индивидуальные беседы, беседы с группой (классом), профориентационное тестирование, профессиональное обучение и информирование, экскурсии на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, элективные курсы, деловые игры и профессиональные пробы с использованием компьютерных технологий, форсайт сессии и casestudy.Профориентационное тестирование направлено на выявление склонностей, интересов и предпочтений школьника. Индивидуальные и групповые беседы по форме являютсяпрофессиональной консультацией и профессиональной информацией. Групповые беседы являются одной из форм информирования школьников. Деловые игры и форсайт сессии позволяют в игровой форме смоделировать будущее профессиональное развитие оптанта. Профессиональные пробы с использованием компьютерных технологийявляютсятехнологией профессионального обучения, направленной на определение того, насколько та или иная профессия подходит оптанту. Важным результатом применения casestudy является приобретение школьником личностных компетенций, которые помогут ему в любом виде будущей профессиональной деятельности. Метод casestudy решает широкий спектр задач и сочетает в себе другие методы,каждый из которых имеет свои образовательные задачи и роль в целостном процессе.Индивидуальные беседы проводятся с целью помощи выпускнику в выборе профессии на основании его интересов, возможностей и желаний, черт характера, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и многих других факторов, влияющих на его будущую профессиональную деятельность. В ходе них школьнику оказывается помощь в определении видов деятельности, которые ему наиболее подходят по совокупности вышеперечисленных факторов. Перечисленные профориентационные мероприятияпомогают школьнику выбрать хотя быпримерное направление будущей деятельности. После этого беседы от консультации переходят к информированию, в ходе которого ученика необходимо информировать о востребованности выбранного им рода деятельности; о специальностях в рамках выбранного направления; о том, где этим специальностям учат и на какой основе; о наличии в учебных заведениях бюджетных мест и о проходных баллах на эти места; о предметах, по которым необходимо сдать ЕГЭ или другие экзамены для поступления на ту или иную специальность; о положении на рынке труда, его проблемах и особенностях. Профессиональное обучение и информирование представляет собой ознакомление учеников с тонкостями профессий, которые им понравились. В ходе него ученикам рассказывается о местах работы, уровне зарплаты, особенностях труда, о сложных и интересных аспектах понравившейся школьнику специальности. Также со школами должны сотрудничать представители высших и средних специальных учебных заведений, которые приходят в школу и рассказывают ученикам о своём учебном заведении, специальностях, которым в нём учат, условиях приёма, необходимых экзаменах и других особенностях своего учебного заведения.В ходе проведения всех перечисленных выше профориентационных мероприятий ученик выбирает предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ или ГИА.

3) Старшекурсники высших и средних специальных учебных заведений. Профориентация направлена на содействие студенту в выборе конкретного направления в рамках его будущей профессии. Она проводится учебным заведением. Технологии профориентации: беседа с преподавателями и анализ результатов практики. Совет преподавателя поможет студенту адекватно оценить свои знания по различным профессиональным предметам, узнать особенности того или иного направления и свои возможности в нём, конкретизировать свои ожидания и, в конечном счёте, выбрать направление деятельности. Результаты практики имеют определяющее значение в выборе направления деятельности. Попробовав себя на практике, студент в соответствии с результатами может оценить свои возможности, решить, что ему нравится, а что нет и, таким образом, выбрать конкретное направление своей будущей профессии. Также важными субъектами профориентации являются центры содействия трудоустройству и развития карьеры. Для успешной профориентации необходимо внимательное отношение к студентам со стороны преподавателей, достаточное количество практики, возможность студентов пробовать себя в разных направлениях своей профессии, сотрудничество учебных заведений с предприятиями, на которых студенты могут трудоустроиться по окончании учёбы.

4) Безработные гражданемолодого и среднего возраста, нуждающиеся в профориентации. Профориентация проводится службами занятости с людьми, с которыми предыдущие этапы профориентации либо не проводились, либо не имели успеха, в результате чего они не смогли сделать правильный выбор профессии, или выбранная профессия по разным причинам оказалась неподходящей для них. Здесь профориентация проводится с различными группами безработных, которые можно разделить на 2 основные категории: люди, не имеющие специальности и имеющие специальность, но не имеющие возможности или желания по ней работать. Технологии профориентации граждан, не имеющих специальности, во многом схожи с технологиями профориентации учеников выпускных классов школы, но мероприятия проводятся ускоренно с учётом возраста. К технологиям относятся: диагностика знаний, умений и навыков человека, определение его желаний, ожиданий, увлечений, личностных особенностей, семейного положения и состояния здоровья, информирование о положении на рынке труда. На основании указанной выше диагностики человеку предлагаются варианты видов деятельности, из которых он с помощью специалиста выбирает наиболее подходящий для себя вариант. После этого безработному предлагаются варианты учебных заведений, в которых он может пройти обучение, рассказывается об их особенностях, необходимых экзаменах, условиях приёма и многих других важных аспектах его будущей учёбы и профессии. После этого служба занятости даёт направление в то или иное учебное заведение, которое может или самостоятельно провести необходимые экзамены или направить человека на сдачу ЕГЭ по необходимым предметам. Технологии профориентации граждан, не имеющих желания или возможности работать по имеющейся у них специальности, определяются причинами невозможности работы. Технологии профориентации клиентов, не желающих работать по специальности, сходны с технологиями профориентации не имеющих специальности, но здесь проводится дополнительный анализ причин этого нежелания. Технологии профориентации клиентов, не имеющих возможности работать по специальности, определяются причинами этой невозможности. Общей мерой профориентации в данном случае является переподготовка по максимально близкой специальности, по которой гражданин сможет работать. Профориентация безработных граждан имеет больше всего проблем, так как мы имеем дело уже не с профилактикой проблемы, а с борьбой с её последствиями. 5) Безработные предпенсионного и пенсионного возраста. Специфика профориентации данной категории граждан обусловливается особенностями ихвозраста и состояния здоровья, что часто не позволяет продолжать трудовую деятельность по их специальности. В таком случае человека ориентируют на получение адекватной возрасту и состоянию здоровья специальности с учётом его пожеланий. Многие люди при выходе на пенсию вспоминают свои давние увлечения и стремятся заняться пусть менее доходным, но любимым делом. Профориентация, в данном случае, предлагает пенсионеру варианты, как можно с помощью любимого дела получить доход. Далее перейдём к анализу связи проблем профориентации с проблемами окружающей клиента среды, выраженными в проблемах рынка труда. Первая и самая главная проблема –это несправедливое распределение экономических благ, приводящее к социальной несправедливости, катастрофическому расслоению общества (только по данным Росстата индекс децильности в России около 15 , а по некоторым данным он в разы выше), и, как следствие, дисбалансу на рынке труда. В итоге зарплата сотрудника не отражает его трудовых затрат и важности результатов труда: в некоторых отраслях и на некоторых должностях она неадекватно завышена, а в некоторых занижена. В результате отрасли и специальности с завышенной зарплатой становятся сверхпопулярными и закрытыми для новых людей, что благоприятствует развитию в них коррупции и недобросовестной конкуренции, а специальности с заниженной зарплатой становятся крайне непопулярными и непрестижными. Это деструктивно влияет на все субъекты рынка труда: люди выбирают денежные профессии в ущерб своим склонностям, способностям и интересам; происходит дисбаланс на рынке труда и, как следствие, безработица; несправедливо заниженные зарплаты вызывают среди работников бедность (16 % россиян имеют доход ниже прожиточного минимума по данным Росстата), чувство несправедливости и социальную напряжённость. Ориентировать клиентов на низкооплачиваемую работу становится очень трудно и, к тому же, социальная несправедливость пагубно влияет на умы молодых людей с несформировавшейся системой нравственных ценностей, что приводит к формированию у трудового потенциала страны искажённых представлений о труде и неэффективности профориентационных мероприятий. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка труда и уровня зарплат, оплата труда пропорционально его сложности и важности результатов, борьба с расслоением общества и социальной несправедливостью на государственном уровне, создание для этого нормативноправовой базы. Следующая проблема, являющаяся следствием первой, –это непривлекательность важных и нужных профессий вследствие низкихзарплат, недостаточных финансовых вложений и нарушений прав трудящихся со стороны работодателя (например, нарушения СанПиНов и правил безопасности, использование устаревшего оборудования и т.д.). Труд представителей таких профессий может быть вредным, опасным, физически тяжёлым, непрестижным, низкооплачиваемым, неинтересным, не дающим возможностей для самореализации, саморазвития и совершенствования профессиональных навыков работника. Это подтверждается данными Росстата, показывающими неудовлетворительный уровень многих показателей, рекомендованных МОТ в качестве индикаторов достойного труда. Кроме того, по данным опроса, проводимого Росстатом в 2012 году, половина работников постоянно или иногда испытывают воздействие вредных производственных факторов или другие неудобства (холод, сырость и т.п.). Четверть опрошенных сообщили статистикам, что постоянно находятся в состоянии стресса, и еще почти половина работников -время от времени. Итого -75%. Лишь 25% опрошенных удовлетворены зарплатой. В результате ориентировать клиентов на получение непопулярных инепрестижных профессий очень трудно, на них идут чаще всего от невозможности найти лучшую работу. В результате уровень специалистов и качество труда со временем прогрессивно снижается, относительноработников в обществе складываются отрицательные стереотипы, что ещё больше снижает престижность профессии, которая стремительно деградирует. Большую часть таких специальностей составляют рабочие профессии, условия и содержание труда в которых являются неудовлетворительными, технологии и оборудование –устаревшими, а зарплата низкой, особенно по сравнению с зарплатами руководства предприятий. В качестве отдельной группы профессий, испытывающих проблемы изза низкого уровня зарплат и высокого уровня бюрократизации, можно выделить учителей, медиков, работников социальной сферы и культуры. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо государственное регулирование уровня зарплат; повышение зарплат на рабочих специальностях; поставить зарплаты топменеджеров в зависимость от зарплат рабочих; повышение зарплат на специальностях, чей труд особо важен для общества, а его оплата занижена (учителя, медики, работники социальной сферы и т.д.); борьба с бюрократией, мешающей выполнять профессиональные обязанности; контроль соблюдения законодательства относительно условий труда; разработка и внедрение новых технологий в процесс производства; сокращение рабочих мест, требующих использования тяжёлого физического, вредного и опасного труда; реструктуризация экономики; повышение качества образования. Следующая проблема –отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения. Основные причины, ограничивающие выбор профессии: отсутствиеу клиента финансового капитала, отсутствиебюджетных мест в учебных заведениях, географические причины(наличие моногородов, сельская местность и т.д.). Для решения проблемы необходимо: повышение качества образования и уровня жизни населения, особенно в сельской местности, борьба с сокращением количества бюджетных мест в учебных заведениях, постепенное сокращение количества моногородов.

И последняя рассматриваемая в работе проблема –это скрытая безработица, вызываемая, главным образом, вынужденной неполной занятостью и нежеланием безработных идти на биржу труда изза низкого пособия по безработице. Сюда же можно отнести и теневую занятость, вызванную несовершенством системы налогообложения. В итоге государство и общество не получает достоверной информации о реальном уровне безработицы и положении на рынке труда. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на профориентацию, так как становится невозможно провести достоверное информирование о ситуации на рынке труда и дать качественные рекомендации. Поэтому необходимо повышение пособий по безработице, реформирование системы налогообложения, жёсткий контроль соблюдения трудового законодательства.В завершении данной работы необходимо отметить, что эффективное решение проблем профориентации возможно только в совокупности с эффективным решением проблем рынка труда, так как эти понятия взаимосвязаны: профориентация содействует человеку в выборе профессии, формируя тем самым кадровую обеспеченность рынка труда, а ситуация на рынке труда влияет на выбор человеком профессии,а значит, и на профориентацию.

Ссылки на источники1.Покровский Н.Е. Дискуссионные проблемы социологического конгресса// СОЦИС.–2003. –№2. 2.Крымова Н.А. Управление профориентацией клиентов службы занятости в регионе: автореф. дис.…канд.экон.наук: 08.00.01.Воронеж, 2010. –208с.3.Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда, проводившегося Росстатом в 2012 году, в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html. –[Дата обращения 04.02.2016]. 4.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издво: Институт практической психологии. –Воронеж:Изд.НПО "МОДЭК", 1996. 246 с. 5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-М.:Академия, 2012. -304 с.6.Соломин И.Л. Современные методы психологической экспрессдиагностики и профессионального консультирования. –СПб.: Речь, 2006. –280 с.7.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. -М.: Просвещение, 3 изд., 2010. -223 с.8.Наумова Ю.М. Социальный механизм регулирования безработицы в крупном российском провинциальном городе: на примере г. Пенза: автореф.дис. … канд.соц.наук:22.00.04. Пенза,2007.-150 с.9.Блинова Т.В., Русановский В.А. Диверсификация структуры занятости и формирование модели посткризисного развития экономики // Экономика и управление. СПб., 2009. № 3 (43).10.Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1"Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населенияв Российской Федерации". –URL:http://ivo.garant.ru/#/document/136694/paragraph/144:1. –[Дата обращения 04.02.2016]. 11.Хасанова И.И., Котова С.С. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодёжи // European journal of education and applied psychology // № 3, 2015.12.Долгоруков А.М. Метод casestudy как современная технология профессиональноориентированного обучения / А.М. Долгоруков, 2012. –URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html [Дата обращения 04.08.2015].13.Мирза М.В., Умпирович М.И. Кейсметод как современная технология профессионально ориентированного обучения студентов // European science review// №34, 2014.14.Исследование распределения доходов жителей России по 10процентным группам, проводимое Росстатомв 2015 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/#. –[Дата обращения 04.02.2016]. 15.Зелетдинова Э.А. Социальноэкономические факторы оппозиционности в России // Вестник АГТУ 2013, №2 (56), с.101.16.Результаты исследования уровня доходов россиян, проводимого Росстатом в 2015 году.–URL: http://www.rosbalt.ru/main/2015/06/11/1407826.html.–[Дата обращения 04.02.2016]. 17.Здравоохранение в России, 2015 год / Условия труда, производственный травматизм // Статистический сборник Росстата. –URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm. –[Дата обращения 04.02.2016]. 18.Исследование условий труда на российских предприятиях по индикаторам достойного труда МОТ,проводимое Росстатом в 2014 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/. –[Дата обращения 04.02.2016].

УДК 374.32

Д.В. Казаков, А.А. Даничев, А.А. Машанов

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Теоретическое исследование посвящено кругу основных проблем профессионального самоопределения личности, которые заключаются в отсутствии индивидуального, дифференцированного подхода к личности выбирающего профессию, нехватке квалифицированных кадров, слабом мониторинге современного рынка труда и пр.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, самоопределение, профессиональный выбор, индивидуальные особенности.

D.V. Kazakov, A.A. Danichev, A.A. Mashanov

MAIN PROBLEMS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL ORIENTATION IN MODERN STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT

Theoretical investigation is devoted to the range of the main problems in the individual’s professional selfdetermination that consists in the absence of individual and differentiated approach to the personality that is choosing the profession, the lack of qualified teaching staff, insufficient monitoring of labor market, etc.

Key words: professional orientation, professional self-determination, vocational choice, personal characteristics.

Нарастающие темпы преобразований во всех сферах российского общества объективно обуславливают ориентирование старшеклассников в профессиональном выборе, который в свою очередь отражает качественные изменения, происходящие в образовательной сфере. Неслучайно приоритетный национальный проект «Образование» (2012 г.) предусматривает модернизацию российского образования, результатом которой должно стать достижение современного качества образования, адекватного меняющимся социально-экономическим условиям и запросам общества.

Одной из первоочередных задач, которую необходимо решить системе общего образования, является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире - это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся:

Система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Федоришин Б.А., Киев);

Диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (Шадриков В.Д., Москва; Воронин Н.П., Ярославль);

Теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи (Климов Е.А., Москва);

Системный подход к профориентации школьников (Сахаров В.Ф., Степаненков Н.К., Минск);

Общественно-значимые мотивы выбора профессии (Павлютенков Е.М., Комсомольск-на-Амуре);

Особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Шадиев Н.Ш. , Ташкент; Шавир П.А., Тюмень);

Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Шевченко Г.П. , Луганск).

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным недостатком в развитии профориентации выступает то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов-профориентаторов .

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками, по мнению Э.Ф. Зеера, свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся:

Между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;

Осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;

Их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;

Склонностью и представлениям о престиже профессии;

Желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем ее окружении;

Несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. .

Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических. Но не менее

значимы и социально-экономические противоречия:

Между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения;

Профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью государства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом;

Потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет вслед за А.М. Столяренко следующим образом сформулировать определение профориентации: «это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации» .

Система профориентации является частью общей системы подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества.

Профориентационная работа со старшеклассниками сегодня - это, как правило, конкурсы по профессиям, оформление школьных кабинетов, встречи с интересными людьми, получение узкой специальности в школьных кружках, причем далеко не всегда соответствующей склонностям самого старшеклассника.

Участие в профориентации и помощь подросткам в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы в предпрофильной подготовке школьников. В содержание этой деятельности входит:

Выявление интересов, склонностей школьников, направленности личности, первичных профнаме-рений и повторных, их динамики;

Определение социальных установок и помощь в их формировании;

Определение мотивации выбора и ее структуры;

Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

Определение выраженности и структуры способностей;

Определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);

Осуществление профподбора, при необходимости - первичного профотбора;

Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения школьников;

Проведение теоретических занятий со школьниками по курсу «Основы выбора профессии» .

Для углубленного исследования данного вопроса с целью решения проблем профессионализации на

базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Емельяновской средней образовательной школы № 3 в 2011 году открыт Центр психолого-педагогического сопровождения профориентационных работ с учащимися всех ступеней обучения. В ходе мониторинга профориентационных работ (20112012 уч. гг.) сотрудники Центра психолого-педагогического сопровождения установили, что в образовательной системе МКОУ Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3 работа по психологопедагогическому сопровождению профессионального выбора старшеклассников не пользуется полноценной системой средств, направленной на развитие профессионального самоопределения. Отчетная документация центра позволяет сделать выводы, отражающие современные проблемы профориентации школьников не только в МКОУ Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3, но и многих других образовательных учреждений в России.

Выводы. Во-первых, в профориентационном процессе должен быть задействован медработник. Это немаловажно, поскольку медработник имеет информацию о состоянии здоровья каждого учащегося, а это напрямую связано с профессиональным выбором, то есть, если у учащегося есть склонности, способности и желание к выбранной профессии, то у него могут быть противопоказания в физическом плане, проблемы со здоровьем, на что просто необходимо обращать внимание. Также немаловажно постоянно повышать квалификацию психолога по теме профессиональной ориентации старшеклассников, так как работа психолога не должна ограничиваться только диагностированием, психолог должен участвовать также и в консилиумах, сотрудничать с медработником и составлять для каждого ученика рекомендации.

Во-вторых, говоря о специфике профориентационной работы со школьниками, упущены такие важные моменты, как учет потребностей рынка труда и мониторинг новых профессий. На учете только индивидуальных характеристик эффективную профориентационную работу не построишь, поскольку необходимо внутренние предпосылки брать вкупе с внешними условиями, и затем уже на основе анализа внешних и внутренних факторов строить дальнейшую работу по профориентации.

И, наконец, в-третьих, отсутствуют критерии оценки старшеклассников к профессиональному самоопределению. На основе оценивания только лишь профессионального желания невозможно сделать какие-либо качественные выводы о личности ученика, здесь нужна углубленная личностная и профессиональная диагностика, беседы с учащимися. Необходимо знать уровень профессиональных, коммуникативных и компетентно-

стных характеристик личности каждого учащегося. Если какой-либо уровень западает, то нужно коррекционную деятельность направлять именно в это русло. Для полноценной готовности учащегося к профессиональному выбору важно, чтобы все параметры, характеристики и психологические, и личностные были на должном для каждого возраста уровне. Если в развитии учащегося наблюдается норма по всем критериям, то здесь идет речь о качественно проведенной работе по формированию профессионального выбора.

В заключение необходимо отметить, что среди условий, создаваемых для повышения качества общего образования, необходимо акцентировать внимание на создании в системе профессиональной ориентации учеников каждой школы в России вышеперечисленных нами условий для психологической поддержки обучающихся, а также оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной выбранной профессии.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.

2. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.

3. Гостева П.А. Типы выбора профессии современными старшеклассниками // Проф. потенциал. - 2002.

- № 4. - С. 12-17.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

УДК 378.96 М.И. Шилова, ИЛ. Белых

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме формирования ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе технического вуза.

Установлено, что ценностное самоопределение личности студента - сложный феномен, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры.

Ключевые слова: студент, технический вуз, ценностное самоопределение, культуросообразный процесс.

M.I. Shilova, I.L. Belikh

TO THE PROBLEM OF VALUE SELF-DETERMINATION OF THE STUDENT IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of student values self - determination formation in cultural corresponding educational process in technical higher educational institution.

It is established that student’s self - determination of values is a complex phenomenon which is based on the perception of the personality as the individual who has made free choice and has worked out his own position in cultural field.

Key words: student, technical higher educational institution, values self - determination, cultural corresponding process.

Современные социально-экономические условия становления рыночной экономики требуют социально-мобильных, способных к реализации своих возможностей специалистов, что определяет необходимость модернизации процесса образования. На фоне кризиса общественных ценностей и противоречивости приоритетов экономических преобразований развертывается хаотическая картина состояния общественного сознания, множественности тенденций и неопределенности перспектив его развития. В современном обществе человек постоянно встает перед необходимостью выбора, ориентации в пространстве экономической, общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности. В ряде государственных документов: в Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации

В подростковом возрасте у детей обычно отсутствует готовность к профориентированию. Влияние сверстников и учителей на низком уровне, а также мало информации о разнообразии профессий, их характере и особенностях. Можно признать недостаточную информированность старшеклассников о понятии профессионально-значимые качества. Ограничения выбора профессии, связанные с состоянием здоровья, подростками просто не учитываются. С давних времён профориентация в школе занимала огромное место в будущей жизни ребёнка. Затронув времена советского союза, сразу бросается тот факт, что ребята ещё с начальной школы решали для себя дальнейшие пути продвижения в самостоятельную жизнь. Многие задавались определёнными целями и алгоритмом продвижения к определённому результату. У многих, кто точно для себя определил дальнейшее будущее, конечно же не без усилий, мечта сбылась. Они выучились на ту профессию, которая не только будет финансово обеспечивать их дальнейшую жизнь, но и будет приносить им удовольствие от проделанной работы. Другие же, переосмыслив своё решение или понимая, что они не смогут выполнять ту или иную деятельность, выбирали другие дороги в будущее. В наши дни становится актуальной именно эта проблема- проблема профориентирования детей в школе. Сейчас многие из детей мало того, что не знают, кем они будут в дальнейшей жизни в старших классах, но так же и после окончания школьного образования. Из этого следует, что можно выделить три направления: 1. Проблема в самостоятельном осмыслении будущего самими детьми. 2. Недостаточность информации о профориентации в самой школе. 3. Недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности. 1. Проблема в самостоятельном осмыслении будующего самими детьми. Эта проблема в основном исходит из самоопределения. Человек ещё не достиг зрелости в самостоятельном принятии решений, поэтому ему сложно сделать выбор в профессии. Так же это в основном зависит от воспитания родителями. Если родители с детских времён не приучали ребёнка к самостоятельному принятию решений, то ему сложно будет за короткий срок научиться этому качеству. Так же нужно заметить, что многие подростки просто не задумываются о своём будующем. Они живут одним днём и не думают об дальнейшем обеспечении себя и своей семьи. По мнению Н.С. Пряжниковa, в нaстоящее время все более распространённым становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. С позиций проблемы формирования личности профессионала личностное самоопределение приобретает черты профессионального самоопределения, которое сводится к формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. 2. Недостаточность информации о профориентации в самой школе. Это тоже не мало важный аспект деятельности педагогов. В его обязанности входит не только проведение определённых мероприятий по профориентированию, но и принимать во внимание индивидуальные особенности старшеклассников. Ведь в их возрасте очень распространены различные изменения, а также изменяются психологические особенности. Некоторые могут впадать в депрессию, некоторые ведут разгульный образ жизни, а некоторые вовсе забрасывают учёбу. Несмотря на большинство хороших результатов, профориентация в современных условиях всё ещё не достигла главных целей: формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего личностным особенностям каждого и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику. Профориентации рассчитана на усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой всё это является существенным тормозом её развития. Большинство городов и районов не обеспечены текущей информацией о профессиях, имеющих спрос на рынке труда; слабо осуществляется подготовка квалифицированных профессионалов, помогающих правильно выбрать нужный путь в самостоятельную жизнь. 3. Недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности. В родительском контроле над детьми должна присутствовать не только воспитательная деятельность, но и профориентационная. В наше время - это основная ошибка в воспитании детей родителями. Старшеклассник в своём возрасте 15-16 лет уже должен сам размышлять над своим будующем. Ставить перед собой конкретные задачи и их пути решения. Родители стараются делать упор лишь на образовательный процесс, забывая, что нужно проводить беседы со старшеклассником на счёт самостоятельной жизни в обществе. А это, мне кажется, самый главный аспект в воспитании- развитие самостоятельности и принятии решений. Подростку будет гораздо интереснее узнать о профессиях от родителей нежели от чужих людей. Родитель пояснит все плюсы и минусы определённой профессии и, возможно, поможет ребёнку встать именно на тот путь, который будет более подходящим для него. Если же родители не будут принимать никаких действий в этом процессе, то подросток не сможет полноценно жить в обществе. Исходя из всех этих проблем можно выделить, что подросток уже вроде и не ребёнок, но ещё и не взрослый человек. Поэтому нужно понимать, что ему нужна помощь, а именно в профориентации. Помощь должна заключатся не в выборе профессии для подростка, а в толчке в нужную сторону. Человек не может сразу понять кем он хочет быть или чего хочет, ему нужно более углублённо разобраться в своих желаниях, силе и качествах, чтобы понять, что ему нужно. Эта проблема, по моему мнению, достаточно актуальна, чтобы рассматривать её более углублённо и начинать искать более современные пути решения. К таким решениям можно отнести: 1. Каждому из старшеклассников как можно чаще раздавать различные анкеты и тесты, основанные на выявлении профориентированности и профпригодности; 2. Проводить различные мероприятия с акцентом на разнообразные профессии и их виды деятельности. 3. Очень полезно было бы водить подростков на разнообразные экскурсии в места самых различных профессий, чтобы подросткам интересно рассмотреть ту или иную деятельность не только с положительных сторон, но и указать на трудность той или иной профессии. С помощью таких несложных методов можно гораздо больше увеличить кругозор старшеклассников в сфере профессиональной деятельность, а так же повысить продуктивность, то есть профориентированность, среди большинства подростков, тем самым решить эту достаточно важную проблему нашего времени.

Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессий с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.

Нарастает проблема трудоустройства выпускников ПТУ и техникумов, даже государственные ВУЗы все более ориентируются на удовлетворение потребности населения в образовании, нежели на удовлетворении потребности народного хозяйства в кадрах рабочих и специалистов определенного профиля, в результате чего рынок профессий и рынок образовательных услуг оказываются практически не связанными.

Судя по оценкам экспертов, такие условия для проведения профессиональной ориентации в школах как: материальная база, наличие кадров, способных вести такую работу на должном уровне, наличие научно-методической литературы, а также информированность школ о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, оставляют желать лучшего.

До сих пор в известной степени остается дискуссионным вопрос о том, кто же должен заниматься профессиональной ориентацией учащихся. На сегодня, ею занимаются педагогические работники, учителя производственного обучения и классные руководители. Подключаются также учителя-предметники и школьные психологи. Должны же заниматься профориентационной работой в первую очередь психологи и социальные педагоги. Остальные - по мере возможности (либо необходимости). Также предполагается, что постоянно вести профориентационную работу должен сравнительно узкий круг подготовленных лиц, владеющих современной методикой и техническими средствами /18/.

Что же конкретно делается в школах по профессиональной ориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более-менее систематически проводятся в школах:

формирование положительного отношения учащихся к труду;

проведение спецкурса "Основы выбора профессии";

осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

проведение профессиональной консультации школьников;

осуществление психофизиологической диагностики способностей;

выявление отклонений состояния здоровья учащихся и определение профессиональной пригодности по медицинским показаниям;

проведение работы с родителями о выборе профессий с их детьми;

организация начального производственного обучения в школе;

прохождение школьниками производственного обучения в УПК;

организация выставок технического и художественного творчества;

проведение экскурсий на предприятия, в организации, в различного типа учреждения.

Таким образом, на первый план в работе со школьниками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько прогнозирование этической и смысловой (личностной) приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе. Но поскольку такое перемещение акцентов в работе профконсультанта наверняка не всем будет понято и принято, то "ориентированная на перспективу" помощь подростку в профессиональном и личностном самоопределении должна осуществляться ненавязчиво, желательно даже на фоне традиционно выполняемых задач профконсультации.

При выделении результатов и показателей профориентационной работы следует ориентироваться не столько на конкретные результаты (выбор), сколько на формирование самой готовности сделать выбор, т.е. готовность к самоопределению. Отсюда можно несколько уточнить главную (идеальную) цель профориентационной работы, которая состоит в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), т.е. готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла. Сущность профконсультационной помощи заключается в том, чтобы помочь подростку находить личностно значимые смыслы в выбираемой трудовой деятельности, а также в самом процессе профессионального самоопределения, что позволит ему стать реальным субъектом своего выбора /19/.

Лучшей подготовкой школьников к трудовой жизни способствует спецкурс по основам выбора профессии, который уже можно проводить, начиная с 8-го класса. Но наиболее эффективным способом обнаружения и развития способностей детей является погружение их в соответствующую деятельность, в которой только и можно раскрыть свои способности.

Анализируя состояние профориентационной работы в школе, можно сказать что, несмотря на чрезвычайно тяжелые условия, в первую очередь финансовые и материально технического обеспечения, она продолжает осуществляться. И есть готовность школ ее совершенствовать.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов,.

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии;особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Противоречия социально - экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах - профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.

Определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно - функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.

Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.

Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Выбор профессии.

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика - одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов.

Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Период ранней юности и зрелости - возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.

В исследовании В.А. Якунина, Н.И. Мишкова, «оказалось, что "сильные" и "слабые" студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности». Путем экспериментального исследования было получено так же, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов I курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижался, вплоть до 5 курса (А. Реан, 1988). Однако, несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗа удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии становится положительным. Существует так же экспериментальное положение (Н.И. Крылов) о том, что у большинства учащихся интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев, нежели побочные основания поскорее стать материально состоятельным, за компанию с друзьями и т.д. .

Основной причиной обращений первокурсников за помощью являются смысложизненные связи "Правильно ли я поступил?", "Ту ли профессию я выбрал?". Как видно из вышеизложенного, у студентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание мотивации боязни неудачи.

Эта динамика при переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии. Юпитова А.В. и Зотова А.А. указывают так же на то, что с I по V курс растет неудовлетворенность тем, что дал им университет в профессиональном плане. .

Профессиональное самоопределение и самосознание.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Профессиональное самоопределение и профконсультация.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

  • ценностные ориентации и установки;
  • ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
  • уровень сформированности представлений о профессии;
  • уровень развития самооценки;
  • способности, склонности и интересы;
  • уровень развития профессиональной мотивации;
  • личностные особенности;
  • реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

    1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
    2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
    3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
    4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека.

Коррекция идеального образа профессии и идеального образа "Я" связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального "Я" связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой.

Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1). В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: "Кто я есть" и "Я через 5 лет". (Инструкция: "Напишите сочинение на тему "Кто я есть" и на тему "Я через 5 лет"). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров).

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо-Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала - отрезок длиной 10 см. Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа...»

  • была по заслугам оценена другими;
  • была для меня интересной;
  • приносила большие доходы;
  • была полезной и нужной людям;
  • доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы