СЕМИНАР 6
Планирование личной работы госслужащего
Вопросы для обсуждения:
1. Истоки эффективного управления временем.
2. Система планирования личного труда руководителя.
3. Техника планирования личного времени государственного и муниципального служащего.
4. План и распорядок рабочего дня.
1. Задание:
Представьте, что вы уже непродолжительное время проходите государственную гражданскую службу на должности категории «специалист» старшей группы должностей (государственный орган – по выбору студента). С использованием метода «Альпы» спланируйте свой ближайший рабочий день.
Выполнение творческого задания
Творческое задание выполняется письменно.
Критерии оценки выполнения задания
За выполнение задания студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
СЕМИНАР 7
Подготовка и проведение деловых совещаний и бесед
Темы рефератов
1. Виды делового общения.
2. Национальные стили ведения деловых бесед и совещаний.
Проведение занятия в форме деловой игры
Тема деловой игры.
Деловое общение: деловые совещания и беседы.
Концепция игры.
Применение теоретических знаний к практическим ситуациям, выработка навыков проведения деловых совещаний и бесед. Цели деловой игры - выработка практических рекомендаций делового общения в рамках проведения совещания и беседы.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 3 группы: первая группа организовывает и проводит деловое совещание (любое количество человек); вторая группа организовывает и проводит деловую беседу (любое количество человек); третья группа подводит итоги проведенных совещания и беседы и отвечает на поставленные вопросы (3 – 4 человека).
Способы формирования первой и второй групп: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и т.д. Способ формирования третьей группы – по согласованию с преподавателем (в данную группу должны входить студенты, обладающие аналитическими навыками, умеющие критически оценивать происходящие и умеющие аргументированно излагать свою позицию и отстаивать ее.
4. Порядок проведения деловой игры
Студенты ЗАРАНЕЕ информируются о проведении практического занятия в форме деловой игры и ЗАРАНЕЕ разбиваются на 3 группы.
Задание для первой группы: Организация и проведения делового совещания.
Задание для второй группы: Организация и проведения деловой беседы.
Задание для третьей группы: Анализ и подведение итогов проведенных делового совещания и беседы. Подготовка ответов на следующие вопросы:
Установление существенных различий между деловым совещание и деловой беседой.
На каких принципах стоится проведение деловой беседы и делового совещания.
Достигнуты ли цели, поставленные перед проведением мероприятия.
Оценка качества подготовки проведенных совещания и беседы.
Подведение итогов, информирование групп о (не) достижении целей деловой игры.
Критерии оценки участия в деловой игре для первой и второй группы
За участие в деловой игре студентам начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
При оценке ответов на вопросы для кейс-задания и деловой игры учитывается в первую очередь уровень теоретической подготовки студента (владение категориальным аппаратом), умение применять имеющиеся знания на практике (пояснить то или иное положение на примере), а также умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций.
Тестовые задания для промежуточного и текущего контроля успеваемости студентов Тест для проверки итоговых знаний
Вопросы № 1, 2, 11, 13, 17, 20, 23, 24, 32, 34. Уровень сложности - легкий (1 балл).
Вопросы № 6, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 26, 29, 31, 35 -40 . Уровень сложности - средний (2 балла).
Вопросы № 3, 4, 5, 7, 10, 25, 27, 28, 30, 33 . Уровень сложности - сложный (3 балла).
1. Обмен информацией между людьми – это А) коммуникативная сторона общения, Б) интерактивная сторона общения, В) перцептивная сторона общения |
2. К невербальной коммуникации НЕ относится: А) жесты, мимика, позы, В) прикосновения, пожатие руки, объятия |
3. Механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению – это А) эмпатия, Б) рефлексия, В) идентификация |
4. Термин “коммуникация” появился в научной литературе А) в начале ХХ в., Б) в начале XXI в., В) в конце XIX в. |
5. Член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий посредником между средствами массовой информации и коммуникантом: А) менеджер по связям с общественностью, Б) Лидер мнений (ключевой коммуникатор), В) Имиджмейкер |
6. Вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником – это является целью: А) убеждающей коммуникации, Б) экспрессивней коммуникации, В) познавательней коммуникации |
7. Оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения – это цель: А) ритуальной коммуникации, Б) экспрессивной коммуникации, В) суггестивной коммуникации |
8. Препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко: А) фонетический барьер, Б) логический барьер, В) семантический барьер |
9. Осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному. Данный вид слушания наиболее эффективен при деловом общении: А) активное рефлексивное слушание, Б) нерефлексивное слушание, В) эмпатическое слушание |
10. Кто является основоположником «теории ролей»? А) Э.Берн, Б) А.Адлер, В) Г.Блумер |
11. Речь, призывающая к действию: новому, к продолжению или прекращению прежнего: А) эпидейктическая Б) информационная В) агитационная |
12. Языковая игра – это... А) намеренное нарушение норм речевого поведения, Б) названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие) воспроизводят в своей речи, В) тексты, содержащие цитаты |
13. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению: А) закрытая поза, суженые зрачки глаз, Б) открытая поза, поворот тела и носка ноги в вашем направлении, В) поворот тела и носка ноги в сторону от вас |
14. Приятие личности собеседника, проявление уважения к нему, вне зависимости от его достоинств и недостатков – одна из установок … тактики общения: А) директивной, Б) понимающей, В) принижающе - уступчивой |
15. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации: А) намерение, цель, В) контекст |
16. Интерактивная сторона общения состоит: А) в обмене информацией между людьми, Б) в организации взаимодействия между людьми, В) включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению |
17. Помехи и искажения в процессе коммуникации, препятствующие достижению заданного результата, называются А) деструкцией, Б) диссонансом, В) шумом, Г) дисгармонией |
18. Создатель сообщений - это А) получатель, Б) источник, |
19. Стиль коммуникаций основанный на поиске взаимного согласия сторон общения по поводу результирующих действий А) обвинительный стиль; Б) директивный стиль; В) стиль разрешения проблем |
20. Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям: А) интимная, Б) социальная, В) личная |
21. Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию - это А) коммуникация, Б) конфликт, В) лекция |
22. Какого барьера непонимания НЕ хватает в списке: фонетическое непонимание, семантическое непонимание, стилистическое непонимание… а) логический барьер б) психологический барьер в) физический барьер |
23. Передача конкретных способов деятельности – это функция деловой коммуникации: А) интегративная, Б) трансляционная, В) самопрезентация |
24. Наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества – это основная задача: А) самопрезентации, Б) социализации, В) социального контроля |
25.Специфической особенностью делового общения является… А) неограниченность во времени, Б) регламентированность, В) отсутствие норм и правил, Г) разговор по душам |
26. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес |
27. Письменные виды делового общения –это… А) отчет, справка, Б) докладная, акт, В) объяснительные записки, Г) многочисленные служебные документы |
28. Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях: А) руководителю организации, Б) заместителю руководителя организации, В) руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник, Г) в отдел кадров организации |
29. Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»: А) письмо-сообщение Б) письмо-извещение В) письмо-отказ |
30. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес… Г) В соответствии с Вашим письмом |
31. На каких служебных письмах ставится печать: А) сопроводительных, Б) письмах-запросах, В) гарантийных письмах, Г) информационных, Д) на всех служебных письмах |
32. С какой целью в письме указывают фамилию и телефон исполнителя: А) для оперативной связи, Б) для придания документу юридической силы |
33. Исходящий номер служебного письма – это: А) регистрационный номер, проставляемый адресатом, Б) регистрационный номер, проставляемый автором письма |
34.С каким падежом употребляется производный предлог согласно : А) с дательным, Б) родительным, В) винительным, Г) предложным. |
35. Главное требование культуры общения по телефону – это… А) краткость (лаконичность) изложения, Б) длительность общения, В) четкость изложения, Г) жесткость в разговоре |
36. Первым этапом переговорного процесса может быть… А) ультиматум, Б) ознакомительная встреча (деловая беседа), В) обсуждение претензий, Г) встреча экспертов |
37. Профессиональное общение руководителя зависит от… А) характера взаимосвязей и взаимоотношений с подчиненными, Б) установок и ценностей руководителя, В) характера взаимосвязей и взаимоотношений с коллегами, Г) все ответы верны |
38. Деловые беседы в области управленческой деятельности представляют собой целенаправленную коммуникацию… А) с заранее планируемым эффектом и результатом, Б) происходящую случайно с непланируемым заранее эффектом и результатом, В) носящую информативный характер |
39. Деловая беседа… А) характеризуется частым переходом от одной темы к другой, Б) направлена на решение определенных производственных задач и проблем, В) позволяет выбрать соответствующие решения и реализовать их, Г) отличается разнообразием обсуждаемых тем |
40. Укажите правильное продолжение предложения: Следуя этим ориентирам , А) администрацией округа проведена определенная работа. Б) администрация округа провела определенную работу. В) была проведена определенная работа. |
Система оценки: После завершения тестирования каждый обучаемый получает персональный результат.
Количество тестов – 1, время – 45 мин.
Критерии оценивания работы студента в учебной дискуссии
Критерии оценивания работы студента в деловой игре
Критерий | Балл |
Принимает активное участие в работе группы, предлагает собственные варианты решения проблемы, выступает от имени группы с рекомендациями по рассматриваемой проблеме либо дополняет ответчика; демонстрирует предварительную информационную готовность в игре | 1,4 |
Принимает активное участие в работе группы, участвует в обсуждениях, высказывает типовые рекомендации по рассматриваемой проблеме, готовит возражения оппонентам, однако сам не выступает и не дополняет ответчика; демонстрирует информационную готовность к игре | 1,0 |
Принимает участие в обсуждении, однако собственной точки зрения не высказывает, не может сформулировать ответов на возражения оппонентов, не выступает от имени рабочей группы и не дополняет ответчика; демонстрирует слабую информационную подготовленность к игре | 0,7 |
Принимает участие в работе группы, однако предлагает не аргументированные, не подкрепленные фактическими данными решения; демонстрирует слабую информационную готовность | 0,5 |
Не принимает участия в работе группы, не высказывает никаких суждений, не выступает от имени группы; демонстрирует полную неосведомленность по сути изучаемой проблемы. |
Индивидуальные домашние задания
Пояснительная записка
Индивидуальные домашние задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Индивидуальное домашнее задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме. Домашние задания, их информационное обеспечение устанавливаются в Материалах для подготовки к семинарским занятиям и методических указаниях по выполнению самостоятельных и творческих работ по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».
Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:
– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;
– знание видов управленческих решений и методов их разработки;
– знание основ управления персоналом туристского предприятия;
– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.
– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.
– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;
– знание менеджмента человеческих ресурсов;
– знание организации и технологии менеджмента в туризме.
– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;
– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;
– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;
– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.
ПК-12:
– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;
– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;
– способность устанавливать коммуникации;
– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.
За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
№ | Наименование критерия | Оценочная шкала (в баллах) |
Качество анализа вариантов аргументов | от 0 до 10 | |
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов | от 0 до 5 | |
Точность соблюдения регламента | от 0 до 5 | |
Активность команды во время групповой работы | от -3 до +3 | |
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд | от -3 до +3 | |
Умение вести дискуссию | от -3 до +3 | |
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком | -3 -1 | |
Итого | от -12 до 29 |
Тема 3. Искусство межличностного общения
1. Суггестивная коммуникация
2. Суть транзактного анализа
3. Суть когнитивистско-конструктивистского взгляда на личность человека
4. Каковы психологические особенности аудитории
Примерные темы рефератов
1. Особенности межличностной коммуникации.
2 . Критерии коммуникационной компетентности.
3. Стили межличностной коммуникации.
4. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.
Критерии оценки
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | ||
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Тема 4. Вербальные и невербальные средства делового общения
Примерный перечень тем для дискуссии
1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации
2. Компоненты невербальной коммуникации
3. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю
Примерные темы рефератов
1.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.
2. Совершенствование навыков вербального общения.
3. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).
Критерии оценки
За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Пример правил деловой игры
· работа по изучению, анализу и обсуждению заданий в командах осуществляется в соответствии с предложенной схемой сотрудничества.
· выступление должно содержать анализ и обобщение. Ответы на предложенные вопросы должны быть аргументированными и отражать практическую значимость рассматриваемой проблемы.
· после выступления любым участником могут быть заданы вопросы на уточнение или развитие проблемы. Вопросы должны быть краткими и четкими.
· ответы на вопросы должны быть строго по существу, обоснованными и лаконичными.
· при необходимости развития и уточнения проблемы любым участником игры могут быть внесены предложения и дополнения. Они должны быть корректны и доброжелательны.
Пример прав и обязанностей участников:
1) Преподаватель:
· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;
· организует формирование команд, экспертов;
· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;
· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;
· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;
· организует подведение итогов.
2) Экспертная группа:
· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;
· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;
· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;
· выступает с результатами оценки деятельности команд;
· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.
3) Участники игры:
· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;
· доброжелательно выслушивают мнения;
· готовят вопросы, дополнения;
· строго соблюдают регламент;
· активно участвуют в выступлении.
4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.
Ожидаемая эффективность деловых игр:
· познавательная: в процессе деловой игры студенты знакомятся с методами аргументации и мышления в исследовании вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;
· воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;
· развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.
Эффективность деловых игр обеспечивается рядом факторов:
· когда они составляют систему формирования специалиста на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;
· когда они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;
Отличаясь, друг от друга обучающими целями, деловые игры решают единые задачи:
· развития навыков поиска, сбора, обработки и анализа экономической, правовой, коммерческой и другой информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций предпринимательской, организаторской и правовой деятельности;
· формирования умений работы в коллективе и с коллективом; воспитания творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.
Оценка итогов игры осуществляется с целью подведения промежуточных и окончательных итогов результатов деятельности предприятий. Главная задача оценки – получение представления о характере действий команд – участников игры. Используется два варианта оценки итогов игры: оценка игры ее участниками; оценка игры ее руководителем. Оценка игры ее участниками производится по каждому предприятию и охватывает все периоды игры. Оценка игры ее руководителем проводится как итоговая по совокупности периодов игры и осуществляется путем сравнительного анализа результата деятельности всех участников игры, т.е. носит обобщающий характер и осуществляется по основным направлениям деятельности предприятия.
Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры.
Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.