22.02.2022

Критерии оценки участия в деловой игры. Практика проведения и критерии оценки деловых игр


СЕМИНАР 6

Планирование личной работы госслужащего

Вопросы для обсуждения:

1. Истоки эффективного управления временем.

2. Система планирования личного труда руководителя.

3. Техника планирования личного времени государственного и муниципального служащего.

4. План и распорядок рабочего дня.

Творческое задание

1. Задание:

Представьте, что вы уже непродолжительное время проходите государственную гражданскую службу на должности категории «специалист» старшей группы должностей (государственный орган – по выбору студента). С использованием метода «Альпы» спланируйте свой ближайший рабочий день.

Выполнение творческого задания

Творческое задание выполняется письменно.

Критерии оценки выполнения задания

За выполнение задания студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

СЕМИНАР 7

Подготовка и проведение деловых совещаний и бесед

Темы рефератов

1. Виды делового общения.

2. Национальные стили ведения деловых бесед и совещаний.

Проведение занятия в форме деловой игры

Тема деловой игры.

Деловое общение: деловые совещания и беседы.

Концепция игры.

Применение теоретических знаний к практическим ситуациям, выработка навыков проведения деловых совещаний и бесед. Цели деловой игры - выработка практических рекомендаций делового общения в рамках проведения совещания и беседы.

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 3 группы: первая группа организовывает и проводит деловое совещание (любое количество человек); вторая группа организовывает и проводит деловую беседу (любое количество человек); третья группа подводит итоги проведенных совещания и беседы и отвечает на поставленные вопросы (3 – 4 человека).

Способы формирования первой и второй групп: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и т.д. Способ формирования третьей группы – по согласованию с преподавателем (в данную группу должны входить студенты, обладающие аналитическими навыками, умеющие критически оценивать происходящие и умеющие аргументированно излагать свою позицию и отстаивать ее.

4. Порядок проведения деловой игры

Студенты ЗАРАНЕЕ информируются о проведении практического занятия в форме деловой игры и ЗАРАНЕЕ разбиваются на 3 группы.

Задание для первой группы: Организация и проведения делового совещания.

Задание для второй группы: Организация и проведения деловой беседы.

Задание для третьей группы: Анализ и подведение итогов проведенных делового совещания и беседы. Подготовка ответов на следующие вопросы:

Установление существенных различий между деловым совещание и деловой беседой.

На каких принципах стоится проведение деловой беседы и делового совещания.

Достигнуты ли цели, поставленные перед проведением мероприятия.

Оценка качества подготовки проведенных совещания и беседы.

Подведение итогов, информирование групп о (не) достижении целей деловой игры.

Критерии оценки участия в деловой игре для первой и второй группы

За участие в деловой игре студентам начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

При оценке ответов на вопросы для кейс-задания и деловой игры учитывается в первую очередь уровень теоретической подготовки студента (владение категориальным аппаратом), умение применять имеющиеся знания на практике (пояснить то или иное положение на примере), а также умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций.

Тестовые задания для промежуточного и текущего контроля успеваемости студентов Тест для проверки итоговых знаний

Вопросы № 1, 2, 11, 13, 17, 20, 23, 24, 32, 34. Уровень сложности - легкий (1 балл).

Вопросы № 6, 8, 9, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 26, 29, 31, 35 -40 . Уровень сложности - средний (2 балла).

Вопросы № 3, 4, 5, 7, 10, 25, 27, 28, 30, 33 . Уровень сложности - сложный (3 балла).

1. Обмен информацией между людьми – это

А) коммуникативная сторона общения,

Б) интерактивная сторона общения,

В) перцептивная сторона общения

2. К невербальной коммуникации НЕ относится:

А) жесты, мимика, позы,

В) прикосновения, пожатие руки, объятия

3. Механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит

способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению – это

А) эмпатия,

Б) рефлексия,

В) идентификация

4. Термин “коммуникация” появился в научной литературе

А) в начале ХХ в.,

Б) в начале XXI в.,

В) в конце XIX в.

5. Член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий

посредником между средствами массовой информации и коммуникантом:

А) менеджер по связям с общественностью,

Б) Лидер мнений (ключевой коммуникатор),

В) Имиджмейкер

6. Вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником – это является целью:

А) убеждающей коммуникации,

Б) экспрессивней коммуникации,

В) познавательней коммуникации

7. Оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения – это цель:

А) ритуальной коммуникации,

Б) экспрессивной коммуникации,

В) суггестивной коммуникации

8. Препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко:

А) фонетический барьер,

Б) логический барьер,

В) семантический барьер

9. Осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному. Данный вид слушания наиболее эффективен при деловом общении:

А) активное рефлексивное слушание,

Б) нерефлексивное слушание,

В) эмпатическое слушание

10. Кто является основоположником «теории ролей»?

А) Э.Берн,

Б) А.Адлер,

В) Г.Блумер

11. Речь, призывающая к действию: новому, к продолжению или прекращению прежнего:

А) эпидейктическая

Б) информационная

В) агитационная

12. Языковая игра – это...

А) намеренное нарушение норм речевого поведения,

Б) названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие)

воспроизводят в своей речи,

В) тексты, содержащие цитаты

13. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению:

А) закрытая поза, суженые зрачки глаз,

Б) открытая поза, поворот тела и носка ноги в вашем направлении,

В) поворот тела и носка ноги в сторону от вас

14. Приятие личности собеседника, проявление уважения к нему, вне зависимости от его достоинств и недостатков – одна из установок … тактики общения:

А) директивной,

Б) понимающей,

В) принижающе - уступчивой

15. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации:

А) намерение, цель,

В) контекст

16. Интерактивная сторона общения состоит:

А) в обмене информацией между людьми,

Б) в организации взаимодействия между людьми,

В) включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению

17. Помехи и искажения в процессе коммуникации, препятствующие достижению заданного результата, называются

А) деструкцией,

Б) диссонансом,

В) шумом,

Г) дисгармонией

18. Создатель сообщений - это

А) получатель,

Б) источник,

19. Стиль коммуникаций основанный на поиске взаимного согласия сторон общения по поводу результирующих действий

А) обвинительный стиль;

Б) директивный стиль;

В) стиль разрешения проблем

20. Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям:

А) интимная,

Б) социальная,

В) личная

21. Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию - это

А) коммуникация,

Б) конфликт,

В) лекция

22. Какого барьера непонимания НЕ хватает в списке: фонетическое непонимание,

семантическое непонимание, стилистическое непонимание…

а) логический барьер

б) психологический барьер

в) физический барьер

23. Передача конкретных способов деятельности – это функция деловой коммуникации:

А) интегративная,

Б) трансляционная,

В) самопрезентация

24. Наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества – это основная задача:

А) самопрезентации,

Б) социализации,

В) социального контроля

25.Специфической особенностью делового общения является… А) неограниченность во времени, Б) регламентированность, В) отсутствие норм и правил, Г) разговор по душам

26. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес

27. Письменные виды делового общения –это… А) отчет, справка, Б) докладная, акт, В) объяснительные записки, Г) многочисленные служебные документы

28. Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях: А) руководителю организации, Б) заместителю руководителя организации, В) руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник, Г) в отдел кадров организации

29. Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»: А) письмо-сообщение Б) письмо-извещение В) письмо-отказ

30. С каких слов может начинаться письмо-просьба: А) Направляем информацию… Б) Напоминаем Вам, что… В) Просим выслать в наш адрес… Г) В соответствии с Вашим письмом

31. На каких служебных письмах ставится печать: А) сопроводительных, Б) письмах-запросах, В) гарантийных письмах, Г) информационных, Д) на всех служебных письмах

32. С какой целью в письме указывают фамилию и телефон исполнителя: А) для оперативной связи, Б) для придания документу юридической силы

33. Исходящий номер служебного письма – это: А) регистрационный номер, проставляемый адресатом, Б) регистрационный номер, проставляемый автором письма

34.С каким падежом употребляется производный предлог согласно :

А) с дательным,

Б) родительным,

В) винительным,

Г) предложным.

35. Главное требование культуры общения по телефону – это… А) краткость (лаконичность) изложения, Б) длительность общения, В) четкость изложения, Г) жесткость в разговоре

36. Первым этапом переговорного процесса может быть… А) ультиматум, Б) ознакомительная встреча (деловая беседа), В) обсуждение претензий, Г) встреча экспертов

37. Профессиональное общение руководителя зависит от… А) характера взаимосвязей и взаимоотношений с подчиненными,

Б) установок и ценностей руководителя, В) характера взаимосвязей и взаимоотношений с коллегами, Г) все ответы верны

38. Деловые беседы в области управленческой деятельности представляют собой целенаправленную коммуникацию…

А) с заранее планируемым эффектом и результатом, Б) происходящую случайно с непланируемым заранее эффектом и результатом, В) носящую информативный характер

39. Деловая беседа… А) характеризуется частым переходом от одной темы к другой,

Б) направлена на решение определенных производственных задач и проблем, В) позволяет выбрать соответствующие решения и реализовать их, Г) отличается разнообразием обсуждаемых тем

40. Укажите правильное продолжение предложения: Следуя этим ориентирам ,

А) администрацией округа проведена определенная работа. Б) администрация округа провела определенную работу. В) была проведена определенная работа.

Система оценки: После завершения тестирования каждый обучаемый получает персональный результат.

Количество тестов – 1, время – 45 мин.

Критерии оценивания работы студента в учебной дискуссии

Критерии оценивания работы студента в деловой игре

Критерий Балл
Принимает активное участие в работе группы, предлагает собственные варианты решения проблемы, выступает от имени группы с рекомендациями по рассматриваемой проблеме либо дополняет ответчика; демонстрирует предварительную информационную готовность в игре 1,4
Принимает активное участие в работе группы, участвует в обсуждениях, высказывает типовые рекомендации по рассматриваемой проблеме, готовит возражения оппонентам, однако сам не выступает и не дополняет ответчика; демонстрирует информационную готовность к игре 1,0
Принимает участие в обсуждении, однако собственной точки зрения не высказывает, не может сформулировать ответов на возражения оппонентов, не выступает от имени рабочей группы и не дополняет ответчика; демонстрирует слабую информационную подготовленность к игре 0,7
Принимает участие в работе группы, однако предлагает не аргументированные, не подкрепленные фактическими данными решения; демонстрирует слабую информационную готовность 0,5
Не принимает участия в работе группы, не высказывает никаких суждений, не выступает от имени группы; демонстрирует полную неосведомленность по сути изучаемой проблемы.


Индивидуальные домашние задания

Пояснительная записка

Индивидуальные домашние задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Индивидуальное домашнее задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме. Домашние задания, их информационное обеспечение устанавливаются в Материалах для подготовки к семинарским занятиям и методических указаниях по выполнению самостоятельных и творческих работ по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».

Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:

– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;

– знание видов управленческих решений и методов их разработки;

– знание основ управления персоналом туристского предприятия;

– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.

– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.

– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;

– знание менеджмента человеческих ресурсов;

– знание организации и технологии менеджмента в туризме.

– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;

– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;

– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;

– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.

ПК-12:

– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;

– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;

– способность устанавливать коммуникации;

– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Качество анализа вариантов аргументов от 0 до 10
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов от 0 до 5
Точность соблюдения регламента от 0 до 5
Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
Умение вести дискуссию от -3 до +3
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком -3 -1
Итого от -12 до 29

Тема 3. Искусство межличностного общения

1. Суггестивная коммуникация

2. Суть транзактного анализа

3. Суть когнитивистско-конструктивистского взгляда на личность человека

4. Каковы психологические особенности аудитории

Примерные темы рефератов

1. Особенности межличностной коммуникации.

2 . Критерии коммуникационной компетентности.

3. Стили межличностной коммуникации.

4. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.

Критерии оценки

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Тема 4. Вербальные и невербальные средства делового общения

Примерный перечень тем для дискуссии

1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации

2. Компоненты невербальной коммуникации

3. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю

Примерные темы рефератов

1.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.

2. Совершенствование навыков вербального общения.

3. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).

Критерии оценки

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Пример правил деловой игры

· работа по изучению, анализу и обсуждению заданий в командах осуществляется в соответствии с предложенной схемой сотрудничества.

· выступление должно содержать анализ и обобщение. Ответы на предложенные вопросы должны быть аргументированными и отражать практическую значимость рассматриваемой проблемы.

· после выступления любым участником могут быть заданы вопросы на уточнение или развитие проблемы. Вопросы должны быть краткими и четкими.

· ответы на вопросы должны быть строго по существу, обоснованными и лаконичными.

· при необходимости развития и уточнения проблемы любым участником игры могут быть внесены предложения и дополнения. Они должны быть корректны и доброжелательны.

Пример прав и обязанностей участников:

1) Преподаватель:

· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;

· организует формирование команд, экспертов;

· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;

· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;

· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;

· организует подведение итогов.

2) Экспертная группа:

· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;

· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;

· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;

· выступает с результатами оценки деятельности команд;

· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.

3) Участники игры:

· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;

· доброжелательно выслушивают мнения;

· готовят вопросы, дополнения;

· строго соблюдают регламент;

· активно участвуют в выступлении.

4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.

Ожидаемая эффективность деловых игр:

· познавательная: в процессе деловой игры студенты знакомятся с методами аргументации и мышления в исследовании вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;

· воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;

· развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.

Эффективность деловых игр обеспечивается рядом факторов:

· когда они составляют систему формирования специалиста на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;

· когда они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;

Отличаясь, друг от друга обучающими целями, деловые игры решают единые задачи:

· развития навыков поиска, сбора, обработки и анализа экономической, правовой, коммерческой и другой информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций предпринимательской, организаторской и правовой деятельности;

· формирования умений работы в коллективе и с коллективом; воспитания творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.



Оценка итогов игры осуществляется с целью подведения промежуточных и окончательных итогов результатов деятельности предприятий. Главная задача оценки – получение представления о характере действий команд – участников игры. Используется два варианта оценки итогов игры: оценка игры ее участниками; оценка игры ее руководителем. Оценка игры ее участниками производится по каждому предприятию и охватывает все периоды игры. Оценка игры ее руководителем проводится как итоговая по совокупности периодов игры и осуществляется путем сравнительного анализа результата деятельности всех участников игры, т.е. носит обобщающий характер и осуществляется по основным направлениям деятельности предприятия.

Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры.

Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы