Согласовано: Утверждаю
председатель профкома директор школы
Л.И. Боброва ________В.А. Ганзя
2011г. Приказ №120 от 30.08. 2011г.
Должностная инструкция научного руководителя
1. Общие положения
1.1.Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от « 26 » августа 2010 г. № 761н в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
1.2. Научный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы и подчиняется непосредственно директору школы.
1.3. В своей деятельности научный руководитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Министерства образования Новосибирской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
1.4. Научный руководитель должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной педагогической науки и практики; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении; методики проектной деятельности, передовые достижения в области педагогики; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Функции:
Научный руководитель осуществляет руководство экспериментальной и инновационной деятельностью в образовательном учреждении, участвует в разработке Программы развития школы, обеспечивает научное сопровождение инновационной, экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в школе, экспертирует промежуточные и итоговые результаты инновационных, экспериментальных программ, реализуемых по процессам: образовательный, управленческий, инновационный.
3.Должностные обязанности научного руководителя
3.1.Оказывает методологическую помощь при подготовке материалов по экспериментальной и инновационной деятельности педагогов, которые могут быть представлены в следующих формах: инновационная программа, календарно-тематическое планирование к ней, методические тематические разработки уроков, методические и рефлексивные статьи, рекомендации и т.д.
3.2.Проводит консультирование административной команды в целом и индивидуально с членами администрации школы по вопросам разработки, реализации инновационных программ, проектов экспериментальной и инновационной деятельности.
3.3.Осуществляет экспертизу текущих и перспективных планов администрации школы и педагогов, реализующих инновационную и экспериментальную деятельность в образовательном учреждении, педагогических инновационных программ по предметам, спецкурсам, факультативам, предметных методических разработок учителей-инноваторов.
3.4.Экспертирует нормативно-правовые локальные акты, необходимые для осуществления инновационной, экспериментальной, исследовательской деятельности.
3.5.Организует внешние связи школы в интересах развития инновационных процессов.
3.6.Оказывает помощь в подготовке публичных выступлений членов административной команды и педагогов-инноваторов к конференциям районного, городского, российского уровней, подготовке материалов к печати.
3.7.Планирует тематику сборников школы по экспериментальной и инновационной деятельности, оказывает помощь в подготовке статей к публикации в них, а также в сборниках окружного и городского уровней.
4. Права
Научный руководитель имеет право:
4.1.Вносить предложения по вопросам стратегического развития инновационной, экспериментальной деятельности в школе, о проведении необходимых для реализации инноваций исследований, о создании служб, обеспечивающих инновации, содержании их деятельности.
4.2.Принимать участие в разработке стратегических документов, нормативно-правовых актов, касающихся инновационной политики школы.
4.3.Участвовать в разработке положений о деятельности подразделений школы, занимающихся работой по развитию образовательного учреждения, определении их компетенции, полномочий, обязанностей, ответственности.
4.4.Вносить предложения о создании и ликвидации временных творческих коллективов, других групп и объединений, занимающихся инновационной, творческой, научно-исследовательской деятельностью.
4.5.Присутствовать на учебных занятиях и мероприятиях в экспериментальных классах, группах, по согласованию с экспериментаторами и инноваторами.
4.6.Запрашивать для экспертизы рабочую документацию различных подразделений, служб и отдельных участников инновационной деятельности (положения, планы, программы экспериментов, материалы наблюдений и т.д.).
5.Ответственность
Научный руководитель несет ответственность за:
5.1.Качество и своевременность методологической помощи администрации школы и педагогам-инноваторам в реализации инновационной, экспериментальной, научно-исследовательской деятельности.
5.2.Качество экспертирования инновационных материалов.
5.3.Своевременное прогнозирование и обозначение возможных потерь и негативных последствий экспериментальной, исследовательской деятельности, нарушений технологии исполнения исследования, норм и требований профессиональной этики и своевременное создание условий для минимизации негативных последствий и компенсаций потерь.
6. Требования к квалификации
Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и муниципального управления, менеджмента и педагогики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, наличие учёной степени.
С инструкцией ознакомлен (а) ________________________
В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания выпускной квалификационной работы кафедра из числа профессорско-преподавательского состава назначает ему научного руководителя, который утверждается приказом ректора института.
По предложению научного руководителя кафедра может пригласить консультанта по отдельным вопросам выпускной квалификационной работы.
Научный руководитель:
Знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам;
Совместно со студентом разрабатывает задание на выполнение выпускной квалификационной работы (Приложение 2);
Оказывает помощь в окончательном формулировании темы, составлении плана выпускной квалификационной работы и календарного графика ее выполнения;
Осуществляет оперативное руководство выпускной квалификационной работы;
Проводит регулярные консультации и собеседования со студентом в ходе подготовки и написания работы;
Контролирует выполнение графика выпускной квалификационной работы;
Оказывает организационную и методическую помощь студенту-дипломнику;
Подписывает работу и допускает дипломника к предзащите;
Подписывая работу, дает гарантию ее соответствия предъявляемым в институте требованиям по качеству содержания и оформления;
Составляет письменный отзыв;
Консультирует студента по подготовке доклада на защите на заседании ГАК.
На этапе подготовки выпускной квалификационной работы научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.
Каждый студент обязан вести график выполнения этапов написания ВКР, в котором под подпись фиксируются этапы выполненной работы как самим студентом, так и его научным руководителем. Графики хранятся деканатом в личном деле и выдаются студенту или научному руководителя по требованию.
В ходе выполнения работы научный руководитель дает рекомендации по сбору фактического материала, разработке или подбору форм для сбора информации, методике ее обобщения, систематизации, обработки и использования в дипломной работе. На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и предлагает способы их устранения.
Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать критически. Он может учитывать их или отклонить по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления выпускной квалификационной работы целиком и полностью лежат на ответственности дипломника, а не научного руководителя.
В течение всего срока работы над ВКР научный руководитель и дипломник ведут календарный график выполнения ВКР с отметками о выполнении, который они сдают в деканат для обоюдного контроля над ходом работы. Если по какой-либо причине научный руководитель и дипломник не могут сотрудничать друг с другом, научный руководитель отказывает в помощи дипломнику и т.д., студент обязан в письменном виде известить об этом деканат сразу же после возникновения проблем.
После получения окончательного варианта выпускной квалификационной работы научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует дипломную работу, указывая:
Актуальность темы;
Соответствие содержания выпускной квалификационной работы целевой установке и специализации кафедры;
Научный уровень, полноту и качество разработки темы;
Степень самостоятельности, личного творчества, инициативы студента;
Полноту использования материалов, источников и литературы;
Умение работать с литературой, производить расчеты, анализировать, обобщать, делать научные и практические выводы;
Систематичность и грамотность изложения материала;
Обоснованность использованных методов исследования и методик экономического анализа;
Правильность оформления работы;
Ценность выводов;
Целесообразность и экономическую обоснованность практических предложений;
Возможность дальнейшего использования материалов выпускной квалификационной работы в экономической практике;
В отзыве научный руководитель отмечает положительные стороны работы и обращает внимание на имеющиеся недостатки, не устраненные дипломником. В заключении отзыва определяется профессиональный уровень подготовки студента-дипломника и излагается мнение о допуске выпускной квалификационной работы к защите.
Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.
Научный руководитель обязан в течение всего времени выполнения выпускной квалификационной работы оказывать студенту-дипломнику консультационную помощь (в соответствии с графиком выполнения работы и пожеланиями студента), внимательно прочитать текст работы с целью недопущения орфографических и стилистических ошибок, нарушения логики изложения материала, проверки правильности ссылок и оформления, представленных материалов и др. Подписывая выпускную квалификационную работу на титульном листе, научный руководитель дает гарантию, что работа написана и оформлена в соответствии с требованиями ИИЯ. Если представленная студентом работа, по мнению руководителя, не соответствует необходимым требованиям, то он вправе не ставить свою подпись на титульном листе и не допускать работу к защите.
Организация и планирование выполнения выпускной квалификационной работы
Студент-дипломник вместе с научным руководителем формирует целевое направление работы, определяет, какие вопросы должны быть проработаны, на что следует обратить особое внимание.
После утверждения темы и на основе индивидуального задания дипломник при помощи научного руководителя разрабатывает подробный план содержания работы и график, в котором отражаются основные этапы подготовки и написания выпускной квалификационной работы.
План выпускной квалификационной работы отражает специфику темы. В ходе его формирования получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование глав, уточняется список литературы, определяются объекты исследования и источники получения исходной практической информации. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и практическое значение работы в целом.
План составляется по форме, согласованной с научным руководителем, и согласовывается с руководителем по содержанию. План выпускной квалификационной работы в дальнейшем может уточняться в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактического материала.
В графике выполнения выпускной квалификационной работы отражаются основные этапы подготовки и написания выпускной квалификационной работы.
График подготовки выпускной квалификационной работы должен быть составлен студентом совместно с руководителем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа должна быть завершена и представлена научному руководителю не позднее, чем за 3 недели до проведения предзащиты.
1. Заведующий научно-исследовательским отделом института относится к категории руководителей.
2. На должность заведующего научно-исследовательским отделом института назначается лицо, имеющее ученую степень доктора или кандидата наук, научные труды, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.
3. Назначение на должность и освобождение от нее производится приказом
4. Заведующий научно-исследовательским отделом института должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, научные проблемы соответствующей области знаний, науки и техники, вышестоящих органов, отечественные и зарубежные достижения по этим вопросам.
4.2. Установленный порядок организации, планирования и финансирования, проведения и внедрения научных исследований и разработок.
4.3. Порядок заключения и исполнения договоров при совместном выполнении работ с другими учреждениями, организациями и предприятиями.
4.4. Научное оборудование подразделения, правила его эксплуатации.
4.5. Порядок составления заявок на приобретение приборов, материалов, другого научного оборудования.
4.6. Системы управления научными исследованиями и разработками, организации, оценки и оплаты труда научных работников, формы их материального поощрения.
4.7. Действующие положения по подготовке и повышению квалификации кадров.
4.8. Руководящие материалы по организации делопроизводства.
4.9. Трудовое законодательство.
4.10. Правила и нормы охраны труда.
5. Заведующий научно-исследовательским отделом института подчиняется
6. На время отсутствия заведующего научно-исследовательским отделом института (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет заместитель (при отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном порядке), который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Заведующий научно-исследовательским отделом:
1. Организует выполнение научно-исследовательских работ, предусмотренных для подразделения в тематическом плане института, и определяет перспективы их развития по соответствующей области знаний, выбирает методы и средства проведения исследований и разработок, пути решения поставленных перед подразделением научных и технических задач.
2. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов работы подразделения и представляет их руководству института.
3. Руководит разработкой технических заданий, методических и рабочих программ, технико-экономических обоснований, прогнозов и предложений по развитию соответствующей отрасли экономики, науки и техники, других плановых документов и методических материалов.
4. Определяет соисполнителей плановых научно-исследовательских работ.
5. Осуществляет научное руководство по проблемам, предусмотренным в тематическом плане подразделения, формулирует их конечные цели и предполагаемые результаты и принимает непосредственное участие в проведении важнейших работ.
6. Контролирует выполнение предусмотренных планом заданий, договорных обязательств, а также качество работ, выполненных специалистами подразделения и соисполнителями.
7. Обеспечивает при этом соблюдение нормативных требований, комплектность и качественное оформление документации, соблюдение установленного порядка ее согласования.
8. Утверждает и представляет на рассмотрение ученого (научно-технического) совета института научные отчеты о работах, выполненных подразделением.
9. Обеспечивает практическое применение результатов исследований, авторский надзор и оказание технической помощи при их внедрении.
10. Определяет потребность подразделения в оборудовании, материалах и других ресурсах, необходимых для проведения работ, и принимает меры по обеспечению подразделения этими ресурсами, сохранности оборудования, аппаратуры и приборов, их рациональному использованию.
11. Организует работу по патентованию и лицензированию научных и технических достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений.
12. Обеспечивает повышение эффективности работы подразделения, рациональную расстановку работников, принимает меры по повышению их творческой активности.
13. Следит за безопасным проведением работ, соблюдением правил и норм охраны труда.
14. Участвует в подборе кадров, проводит работу по их аттестации и оценке деятельности, повышению квалификации, вносит предложения по оплате труда и материальному стимулированию работников с учетом личного вклада в общие результаты работы подразделения.
15. Определяет направления деятельности секторов (лабораторий), входящих в состав подразделения, организует и координирует их работу.
III. Права
Заведующий научно-исследовательским отделом вправе:
1. Знакомиться с проектами решений директора организации, касающихся деятельности отдела.
2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение директора организации предложения по улучшению деятельности организации (отдела).
4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации.
5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
6. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
7. Требовать от директора организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Заведующий научно-исследовательским отделом института несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция научного сотрудника [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1.1. На должность научного сотрудника назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее [значение] лет, научные труды или авторские свидетельства на изобретения; при наличии ученой степени - без предъявления требований к стажу работы.
1.2. Назначение на должность научного сотрудника и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения по представлению [вписать нужное].
1.3. Научный сотрудник должен знать:
Цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам;
Современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники;
Основы трудового законодательства и организации труда;
Правила и нормы охраны труда;
- [вписать нужное].
1.4. Научный сотрудник подчиняется непосредственно [вписать нужное].
1.5. [Вписать нужное].
II. Должностные обязанности
Научный сотрудник:
2.1. Проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем, осуществляет сложные эксперименты и наблюдения.
2.2. Собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений.
2.3. Участвует в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов.
2.4. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).
2.5. Участвует во внедрении результатов исследований и разработок.
2.6. [Вписать нужное].
III. Права
Научный сотрудник вправе:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности и совершенствованию методов работы сотрудников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от подразделений учреждения и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.5. [Вписать нужное].
IV. Ответственность
Научный сотрудник несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель структурного подразделения
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
Начальник юридического отдела
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]