12.02.2022

Вопросы государственного и муниципального управления. Актуальность государственного и муниципального управления в современных условиях Проблемы гму


Введение

В процессе формирования в российском обществе новой профессиональной страты: муниципальных служащих,- становится очевидным тот факт, что этот процесс не может быть изолированным от тенденций развития мирового сообщества. Роль и функции служащих в управлении местными сообществами должны соответствовать требованиям основным мировых процессов.

В отечественной и зарубежной литературе существует несколько подходов к определению муниципального управления. Согласно первой точке зрения, муниципальное управление рассматривается как деятельность муниципальных образований распорядительно-исполнительного характера и является составной частью системы местного самоуправления. Согласно второй точке зрения, муниципальное управление ассоциируется с таким понятием, как государственное управление на местном уровне. Исходя из этого, муниципальное управление не включается в систему местного самоуправления, а противопоставляется ему и трактуется как управленческая деятельность на территории муниципального образования, реализуемая властью вышестоящего уровня через назначаемые административные органы.


Социальные проблемы муниципального управления

В настоящее время российские ученые придерживаются точки зрения, согласно которой муниципальное управление является более широким понятием по сравнению с местным самоуправлением, включающим:

Государственное управление на местном уровне, т.е. федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие на местах ряд функций государственной политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости населения и др.;

Местное самоуправление как форму народовластия;

Муниципальный менеджмент как систему действий по налаживанию партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением и частным капиталом в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития муниципального образования.

XXI век резко изменил взгляд на проблемы муниципального управления и качества его человеческого потенциала. Побудительными силами выступили:

Технологический вызов - отставание от передовых стран, потеря интеллектуального потенциала, ответ на который заключается в повышении качества образования, развитие профессионализма, изменение модели компетенции для высших должностных лиц, разработка новых учебных планов, формирование более инновационной и готовой к риску организационной культуре в муниципальной службе;

Демографический вызов - потеря людских ресурсов, дефицит кадров в социальной сфере и экономике, ответ на который лежит в обеспечении равного доступа на муниципальную службу, разработке в каждом министерстве плана по обеспечению представительства всех социальных групп населения;

Экологический вызов - ухудшение здоровья нации, рост затрат на экологию, ответом на который может быть только экологический императив - экологическое воспитание и образование, изучение и применение новых здоровьесберегающих технологий, достижение баланса между работой и личной жизнью;

Информационный вызов - информационное неравенство, экономическое отставание России в информационной сфере, выдвижение знания информационных технологий в качестве залога успешной карьеры и лучшего качества жизни, ответом на который может быть выдвижение новых приоритетов в информатизации управления, привлечение внимания международных и национальных научных и учебных центров, ведущих университетов к проблемам муниципального управления;

Динамический вызов - отставание от мировой динамики перемен, кризис экономики, науки, образования, культуры, ответом на который является развитие опережающего образования как обучения жить и действовать в изменяющемся мире, облегчение доступа на высшие посты муниципальной службы специалистов со стороны, формирование небюрократического, инновационного климата в муниципальном управлении, улучшение межведомственного сотрудничества, необходимость сохранения единой системы государственной и муниципальной службы для обеспечения тесного сотрудничества между центральным правительством и формирующимися администрациями в регионах;

Мировоззренческий вызов - нарастание кризисных явлений в развитии общества, необходимость нового научного мировоззрения, ответ на который заключается прежде всего в фундаментализации знания, вырабатывающего взгляд на человека как часть Природы, открытость и привлечение талантливых людей, созидательное сознание, формирование у руководителей стратегического мышления для определения приоритетов и целей развития территорий с учетом специфических характеристик и природных особенностей;

Нравственный вызов - деморализация общества, утрата духовных ценностей, преступность, коррупция), ответом на который может быть приоритет воспитания (в том числе, нравственного) перед обучением, концентрация внимания муниципальных служащих на повышение качества их работы, необходимости сделать ее более ответственной для потребителей муниципальных услуг, управление результатами труда, новая система оплаты и оценки работы муниципальных служащих.

Метод когнитивного картирования в оценке социально-технологической компетенции муниципальных служащих города Липецка и Липецкой области

Современные научные подходы к построению комплексной оценки сегодня не возможны без применения когнитивного подхода к исследованию, позволяющего связать в единое целое множество процессов, протекающих в экономической, социальной и политической сферах. Возможным вариантом приложения когнитивного подхода в конкретном исследовании может быть оценка вопросов социально-технологической компетенции муниципальных служащих города Липецка.

Для формулирования этого понятия было рассмотрено два уже определенных – социальная и технологическая компетентность. В ходе работы мы полагаем, что в результате процесса образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, предполагающее глубокую осведомленность человека об условиях, технологиях, методиках решения проблем семьи, группы и умения грамотно реализовать свои знания на практике, легко взаимодействовать с группой (командой). Это качество может быть определено нами как целостная социально-технологическая компетентность человека.

Данные для исследования собирались с помощью анкетных опросов, результаты обрабатывались автоматически с помощью программы обработки статистических данных SPSS. Выборка составляла 100 человек, 66% из которых составляли женщины со стажем работы до 5 лет. Были опрошены муниципальные служащие Администрации липецкой области и города Липецка, занимающие такие должности как специалист, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист и специалист первой категории.

В результате анкетного опроса было определено множество наиболее важных критериев (концептов), описывающих социально-технологическую компетенцию муниципальных служащих, таких как: знание средств, способов, программ выполнения действий, решение социальных и профессиональных задач (1); готовность к нестандартным, креативным решениям (2); знание технологии управления деятельностью (3); знание алгоритма и последовательности профессиональной деятельности(4); знание процедур социального проектирования (5); опыт реализации знаний, умений (6); технологичность деятельности (7); способность работать в команде(8); перспективное мышление (9); готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека (10); постоянное стремление совершенствовать деятельность (11); ответственность за принятые решения (12); организованность (13); умение адекватно оценивать уровень собственной деятельности (14); готовность к риску(15); активность в общественной деятельности(16); способность к эффективной самоорганизации, самоконтролю (17); дипломатичность, умение гасить конфликты (18); мотивация исследовательской, научной деятельности (19). Требования измеримости не позволили включить в рассматриваемый набор критериев «ценностно-смысловое отношение к компетенции» (концепт №0), потому что в настоящее время не существует моделей, адекватно оценивающих этот критерий. Тем не менее, он был включен в списки дополнительных критериев.

После определения 20 переменных (концептов) был проведен еще один опрос для определения отношений причинности для каждой пары переменных. В результате было выявлено, что пары концептов, не влияющих друг на друга, отсутствуют.

Анализ показал, что в знаковом графе отсутствуют отрицательные обратные связи, и имеются четыре положительные обратные связи.

Значит, такие критерии как «знание технологии управления деятельностью», «опыт реализации знаний, умений», «системное, перспективное мышление», «готовность к нестандартным, креативным решениям» и «ценностно-смысловое отношение к компетенции» образуют контур системы. Контуром в системе называется такая комбинация связей, которая предполагает наличие трех и более факторов, находящихся друг с другом в причинно-следственной связи.

В рамках контура изменение в признаке 3 вызывает изменение в признаке 2, а он в свою очередь, влияет на признак 9, который аналогично изменит признак 6. Важно оценить характер зависимости между критериями контура. Как видим, связь положительная, представляет собой зависимость, при которой рост значений одного фактора вызывает рост значений другого фактора.

В нашем исследовании повышение знаний технологии управления деятельностью ведет к готовности муниципальных служащих принимать креативные решения, после чего вырабатывается системное перспективное мышление, которое и ведет к возрастанию уровня опытности специалиста, повышению реализации его знаний. Все вышеперечисленные факторы в своей совокупности и формируют ценностно-смысловое отношение к компетенции, которое соответственно повышается или понижается при повышении или понижении составляющих факторов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине: Введение в специальность

по теме: _Актуальность государственного и муниципального управления в современных условиях _

Исполнитель: студент(ка)

Направление: Государственное и муниципальное управление. ___

Профиль: Региональное и муниципальное управление

Группа: ГМУ-14 ТВ

Ф.И.О: Оюн Милана Маадыр-ооловна

Екатеринбург 2014

Введение ………………………………………………………………….3

……..…..5

1.1 Понятие государственного управления……………………...……….5

1.2 Понятие муниципального управления………………………………..8

2. Функции и направления государственного и муниципального управления…………………………………………………………………...…12

2.1 Развитие системы функций государственного управления в современных условиях…………………………………………………….…….12

2.2. Основные направления современного государственного и муниципального управления……………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………20

Введение

Эффективность системы государственного и муниципального управления в современных условиях зависит от грамотной организации взаимодействия всех ее элементов.

Государственное управление страной осуществляется с помощью организации государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и неосновных функций государства (поддержание порядка, защита отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц, государственных служащих, которые выполняют государственные задачи.

Государственная служба сформировалась и результате реформ Петра I. Ученые XIX в. определяли государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи» (Н. М. Коркунов) 2 . Данное определение признано правомерным и на исходе XX — в начале XXI в.

Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата: высшие (которые подчинены непосредственно носителю верховной власти — великому князю, царю, императору) или являющиеся, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сенат, Государственный совет, Комитет и Совет Министров и т. д.); центральные — отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполняющие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов (учреждений); региональные и местные органы власти и управления (губернские, уездные, городские и т. д.), территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

Актуальность: обеспечивается тем, что современный этап развития России характеризуется повышенным вниманием к проблеме актуальности государственного и муниципального управления.

Цель: - раскрытие основных аспектов государственного и муниципального управления.

Объект: понятие, государственное и муниципальное управление.

Предмет: актуальность функций государственного и муниципального управления в современных условиях.

Задачи:

  1. Дать понятие государственному и муниципальному управлению.
  2. Охарактеризовать основные функции государственного управления.
  3. Проанализировать основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления.

Источники: нормативно-правовые акты РФ, научно-популярную и специальную литературу, ряд монографий и публикаций.

1.Понятие государственного и муниципального управления

1.1 Понятие государственного управления

Управление – функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Государственное управление – это вид социального управления, следовательно, оно обладает всеми чертами, присущими управлению вообще, и управлению в социальных системах.

Цель государственного управления – это упорядочение объекта управления (объект управления – общество, или социум). Упорядочение достигается с помощью двух основных механизмов: а) сознательного управления (волевого воздействия, осуществляемого субъектами общественной жизни, обладающими волей и сознанием, ставящими осознанные цели и стремящимся к их достижению); б) стихийного регулирования (когда действуют естественные регуляторы общественных процессов). Эти механизмы сочетаются, дополняя друг друга.

Технология управления – стадии управленческого цикла:

Сбор и обработка информации;

Принятие управленческого решения;

Реализация решения;

Контроль.

Сознательное управление называется социальным управлением.

Общественное управление – управление в негосударственных, общественных организациях.

Самоуправление – термин применяется для обозначения процессов внутреннего управления, а также для того, чтобы сделать акцент на самостоятельности той или иной системы относительно внешних сил. Например, управление общественными делами, осуществляемое гражданами и их объединениями – местное самоуправление, общественное, территориальное, студенческое и т.д.

Государственное управление понимается в широком смысле и узком смысле.

В широком смысле – это управление всеми делами государства, осуществляется всеми органами государства.

Администрирование – управленческая деятельность в организациях с акцентом на управлении людьми (персоналом).

В науке административного права государственное управление – понятие неоднозначное.

Конституции 1936 г., 1977 г. употребляли термин «государственное управление» в широком и в узком смысле. Основные органы государства – Советы народных депутатов и их исполкомы обозначались как органы власти и управления. Государственное управление в широком смысле осуществлялось всеми органами государства в присущих им формах и специфическими методами деятельности, государственное управление в узком смысле – исполкомами, которые и назывались органами государственного управления.

Современное понимание: Конституция РФ 1993 г. не использует термин «государственное управление». В законодательстве после 1993 г. термин «органы государственного управления» был заменен на термин «органы исполнительной власти». Это породило дискуссии о соотношении понятий «исполнительная власть» и «государственное управление». В классических учебниках обсуждался вопрос о том, является ли замена понятия государственного управления на понятие исполнительной власти просто терминологической заменой, или это принципиально новое явление.

Итог дискуссии: к онституционный принцип разделения властей предполагает не только терминологическую замену, но и сущностное реформирование.

Авторы учебника (Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.) акцентируют внимание на том, что исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – категория организационно-правовая. Более того, государственное управление – понятие более широкое, чем понятие «исполнительная власть», в него входит деятельность и других субъектов, осуществляющих государственное управление (иные органы государства, администрация государственных организаций).

Ю.А. Тихомиров также акцентирует внимание на том, что понятие государственного управления шире, чем деятельность исполнительной власти. Кроме управления автор добавляет новые понятия: публичный интерес, регулирование, участие и защита.

Зарубежная наука административного права определяет и исполнительную власть, и ее деятельность одним термином – «администрация».

Д.Н. Бахрах (Екатеринбург) применяет такой же термин – «публичная администрация».

В науке немецкого административного права определение дается двумя путями: негативным и позитивным. Негативное определение дается методом исключения. Государственное управление – это все, что не является законотворческой и судебной деятельностью, политикой, управлением частными предприятиями. Это классический подход, таким же он был и в дореволюционной России.

Французская наука административного права утверждает, что цели администрации вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Однако сама администрация должна оставаться аполитичной, для чего существует ее функциональная независимость и юридические гарантии стабильности личного состава.

Дореволюционное административное право России определяло государственное управление так: «В область государственного управления входит обеспечение безопасности, охранение народного здравия, попечение о народном образовании, разнообразные формы вмешательства в экономическую жизнь и т.д.». Задачи государственного управления настолько широки и всеобъемлющи, что индивиду буквально на каждом шагу приходится вступать в те или иные отношения с должностными лицами, призванными к осуществлению этих задач (Елистратов А.И. Основные начала административного права).

Таким образом, г осударственное управление – организующая деятельность органов государства по упорядочению социальных процессов.

Государственное управление в широком смысле – упорядочивающая деятельность всех органов государства.

Государственное управление в узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.

1.2 Понятие муниципального управления.

Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования.

Следовательно, муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность, базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Внутри муниципального управления, также как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение. 3

Если подойти к вопросу эффективности управления с данных позиций, то можно сказать, что муниципальное управление находится в «эмбриональном, зачаточном» состоянии на пути к цивилизованному эффективному управлению.

Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. «Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации» 4 .

Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов муниципального или иными словами местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т. е. к Конституции РФ:

п. 2 ст. 3 «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

п. 2 ст. 8 «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

ст. 12 «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

п. 2. ст. 32 «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Таким образом, органы муниципального управления в Российской Федерации, признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

2. Функции и направления государственного и муниципального управления

2.1 Развитие системы функций государственного управления в современных условиях

Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые установки, характер и содержание.

Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления.

Вырисовываются два аспекта проблемы:

а) функции государственного управления;

6) функции его субъектов.

Происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.

Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами; с одной стороны, централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления.

Однако дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая ошибка и планирование пробивает себе путь как объективная необходимость нормальной организации государственной работы.

Нередко, чаще всего применительно к экономике, предлагается заменить систему прямого государственного управления системой государственного регулирования, трансформировав в нее необходимые элементы прямого управления. И хотя государственное регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным.

Между тем государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.

В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон - основной регулятор общественных отношений.

В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной не только в управлении экономикой, но и социально-культурной сферой.

а) нормативное регулирование путем установления общих правил);

б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

д) координацию и общее направление их деятельности;

е) содействие ее успешному осуществлению;

ж) определение приоритетов в структурной политике;

з) государственные контракты (договоры);

и) регистрацию;

к) лицензирование и др.

Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.

Многоплановое государственное регулирование во всех сферах общества - юридическая реальность. Отрицание его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики, требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального социально-экономического развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу в управлении.

Государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Отношения предприятий и учреждений с органами государственного управления, в том числе с вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением государственного регулирования. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает, прежде всего, экономические и социально-культурные процессы в целом. Например, государственное регулирование земельных отношений, реализации промышленной политики и т.п.

Не случайно поиск терминов, выражающих изменившийся характер отношений предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина «управление», отчасти и термина «руководство» формулировкой «органы, на которые возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере) управления».

Конкретизация полномочий вышестоящих органов касается отдельных организационных и специальных вопросов, обусловленных отраслевыми особенностями и формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).

Государственный контроль - функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.

Формы, виды и методы контроля на практике реализуются в различных отраслях и сферах. Не представляет собой чего-либо специфического в зависимости от особенностей отраслей и сфер управления контроль представительных органов, полномочных представителей и аппарата Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти общей компетенции, государственный контроль через своих представителей в органах управления акционерных обществ, создаваемых на базе государственной собственности или при наличии ее доли. Много сходного также в ведомственном контроле, осуществляемом по однотипным вопросам в отношении подведомственных объектов. При этом важно иметь в виду, что теперь государственный контроль организуется и осуществляется с учетом особенностей правового положения предприятий, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов в экономике и других сферах. В отдельных областях, особенно затрагивающих коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, обусловленной формами собственности (например, надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, контроль за соблюдением законодательства о налогах и т.д.). Его сфера в негосударственном секторе более ограничена, чем в государственном. Так, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и т.д.

Больше разнообразия среди специализированных форм и видов контроля и надзора. Именно они обуславливаются особенностями отраслей и сфер, функций управления ими.

Такой контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и юридическом отношениях (Государственная налоговая служба) или в составе других органов государственного управления (Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации).

Он функционирует в качестве вневедомственного, то есть общего для всех отраслей и сфер управления (Государственный земельный контроль), либо в области экономики, или социально-культурной или административно-политической деятельности областей имеются вневедомственные и ведомственные виды специализированного контроля.

2.2. Основные направления современного государственного и муниципального управления

Государственное управление – это организующая исполнительно- распорядительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном исполнении функций государства.

В совершенствовании современного государственного и муниципального управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно выделить три основных направления: правовое, организационное и информационно-техническое.

1. В правовом направлении акцент делается на совершенствование правовых (административных) форм и методов государственного и муниципального управления. Например, совершенствование порядка принятия актов управления, регламентации отношений между субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления. Работу в этом направлении ведут юридические службы.

2. В организационном направлении основное внимание уделяется совершенствованию организационных форм и методов управления. Например совершенствование организационных структур органов управления, регламентов работы аппарата управления. Эту работу выполняют в основном управленцы – специалисты по организации управления.

3. В информационно-техническом направлении осуществляется работа по совершенствованию потоков информации и ее обработки. Этими работами занимаются в основном специалисты в области компьютерной техники и технологии.

При таком подходе к совершенствованию современного государственного и муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование управления. Для эффективного совершенствования необходимо все три направления объединить в одно и решать вопросы комплексно.

Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки нормативной модели системы государственного и муниципального управления в форме оргпроекта.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно – организационная, технического и управленческого труда.

К общим принципам организации построения и совершенствования системы государственного и муниципального управления относятся принцип триединости и принцип первого руководителя.

Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование Г и М управления рассматривается как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию управления на конкретных объектах.

Заключение

Государственное и муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства (Федерации), субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет своп особенности. Управление финансами строится иначе, чем вооруженными силами, а сельским хозяйством - по-другому, чем в сфере средств массовой информации, городским транспортом в муниципальном образовании - иначе, чем железнодорожным на территории государства. Эти особенности, своеобразные формы, приемы, методы в различных сферах жизни изучаются специальными дисциплинами.

Функция государственного регулирования реализуется различными методами и в различных формах. Многие из них являются традиционными, органично присущими государственному управлению. В современном механизме государственного регулирования своеобразными и получающими более широкое использование, становятся метод государственного заказа, а формами - программы, государственный контракт (договор), государственная лицензирование.

Список использованной литературы

1. Александров О.Г. Система государственного и муниципального управления Учебно-методический комплекс Автор-составитель: кандидат юридических наук Екатеринбург, 2003 г.

2. Берр Х., Маркворт Б.Э., Исупова С. Муниципальная экономика. Администрация, благожелательная к предприятиям. М., 1997.

3. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.- Н. Новгород, Издатель: Гладкова О.В., 2005.- 552 с.

4. Горбунов А.П. Основы социального менеджмента/ под ред. д.э.н., проф. Б.Я. Гершковича. Пятигорск. 1999.

5. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на Дону, 2000.

6. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 1997.

7. Проблемы методологии и организации местного самоуправления. СПб. 1997.

8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.

9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2005. - 379 с.

10. Щербакова Н.В. Местное самоуправление в России: Теория и практика. Ярославль, 1996.

3 Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления.- М.,Р/н/Д: МарТ, 2005.

4 Александров О.Г. Система государственного и муниципального управления Учебно-методический комплекс Автор-составитель: кандидат юридических наук Екатеринбург, 2003 г.

На стыке XX - XXI вв. на переходном этапе своего развития Россия оказалась в ситуации глубокого, всеобщего и всестороннего кризиса, который затрагивал глубинные основы жизни общества, охватывал всю его территорию и все стороны жизни - экономику, политику, идеологию, культуру, социальную сферу, этнонациональные отношения. Эта кризисная ситуация не могла не коснуться и системы государственного и муниципального управления.

Сами по себе кризисы власти и управления не являются чем-то новым в процессе исторического развития, в том числе для России. Они имели место и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, хотя основные причины и характеристики их были различны. В постсоветсткий период строительство новой системы государственного и муниципального управления на базе Конституции РФ 2003 г. также было сопряжено с очередным кризисом власти. Тем не менее в стране при непосредственном участии и в рамках реформирования системы государственного и муниципального управления была проделана значительная работа в области законотворчества и укрепления власти, перехода к рыночным отношениям, развития малого и среднего предпринимательства, насыщения рынка товарами, создания системы социальной поддержки населения.

Чтобы предотвратить или хотя бы смягчить углубление кризиса власти и управления, недостаточно изменить только систему самой власти. Важно обеспечить позитивные изменения во всех без исключения сторонах и сферах жизни общества - экономике, идеологии, культуре и других, основательно изучив причины общесистемного кризиса и на этой основе определив пути его преодоления. Это будет служить объективной предпосылкой преодоления кризиса власти и управления, что является жизненно важным для дальнейшего укрепления российской государственности.

Центральной перспективной задачей совершенствования системы государственного и муниципального управления является необходимость непрерывного повышения ее эффективности. На решение этой задачи направлено комплексное реформирование данной системы, активная стадия которого стала осуществляться с начала 2000-х годов.

Из комплекса мер по повышению эффективности системы государственного и муниципального управления выделяются определенные приоритеты. Прежде всего ставится задача существенного повышения уровня кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы, совершенствования ее функциональноорганизационной структуры. Главная проблема здесь не в количестве бюрократических структур, но в том, что их работа плохо организована, а знание чиновниками современной науки управления в массе своей явно недостаточно. Поэтому первоочередной задачей остается грамотная политика обучения, подбора, продвижения и стимулирования чиновников, строгое соблюдение ими законности и норм этики в предоставлении публичных услуг.

Показателен в этом отношении опыт Москвы, где с 2011 г. началась реализация программы стажировок молодежи в органах исполнительной власти. Главный смысл программы - закрепить тенденцию современной кадровой политики по привлечению на государственную службу города активных, инициативных и потенциально готовых профессионально трудиться молодых людей из числа студентов старших курсов, магистров, аспирантов, действующих бизнесменов. Задача, которую выполняет стажер, вполне конкретная - заниматься профессиональной работой на определенном участке, а не рутинной вспомогательной деятельностью. Проект примечателен тем, что в нем закреплена регулярная смена направления работы в течение года, когда участник программы каждые три месяца по своему выбору меняет место работы в разных департаментах. Когда достигается максимально возможное согласование интересов и целей стажера и подразделения, его приглашают на постоянную работе ту с соответствующим, сравнительно высоким уровнем заработной платы.

Грамотная разработка и внедрение новых методов управления в практику работы государственных и муниципальных служащих - важнейшее направление повышения эффективности госаппарата и органов муниципального управления. В современных условиях развития общества важным становится то обстоятельство, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою эффективность и результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику федерального, регионального и муниципального управления, хотя она существенно отличается от сферы частного бизнеса. В сфере государственных и муниципальных услуг потребители не всегда имеют возможность выбора. Здесь определенная часть функций имеет социальную направленность (например, суды, тюрьмы), более рельефно проявляется монополизм (тепло-, энергоснабжение), не проявляются в полной мере рыночные механизмы. Рынок в основном предполагает индивидуальный выбор, а в реализации общественных товаров и услуг преобладает общественный и групповой выбор, услуги общественного сектора не продаются по конкурентным ценам, многие из них предоставляются на бесплатной основе и издержки на их производство покрываются из налогов.

Развитие рыночных отношений, приватизация и разгосударствление разрушают монополизм государственных и муниципальных учреждений по оказанию услуг населению и бизнесу. Наиболее ярко это прослеживается на примере муниципальных служб, где эксплуатация жилья, уборка мусора, оказание услуг связи, строительство дорог и другие услуги переданы сторонним организациям. Не бесспорна реализуемая в ряде западных стран концепция, представляющая каждого гражданина в качестве клиента. Она имеет определенные ограничения, так как сужает функции гражданина - участника социального контракта до клиента - участника только рыночного контракта. Однако данная концепция доказывает свою целесообразность и результативность. В Великобритании в 1991 г. была принята Хартия Гражданина, включающая множество индикаторов качества выполнения местными органами власти своих функций по обслуживанию граждан как клиентов. Подобные индикаторы и показатели легли в основу конкурсов среди местных органов власти и учреждений социальной сферы, в процессе которых независимыми комиссиями присуждаются призовые места и награды за качество местного управления.

Все более активно внедряются в практику регионального и муниципального управления «командные» технологии менеджмента, т.е. формирование гибких временных творческих групп, ориентированных на выпуск нового или совершенствование традиционного «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках государственного или муниципального учреждения становится залогом его успешной деятельности.

Новые подходы к государственному и муниципальному управлению предусматривают возрастание инвестиций в человеческий капитал. Крайне важным и обязательным становится непрерывное обучение персонала, прежде всего технике решения динамично возникающих проблем. В последние годы в практике государственного и муниципального управления все активнее используются методы количественной оценки результатов, а именно оценки эффективности (отношения результатов к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (отношения планируемых затрат к фактическим). При этом необходимо учитывать различия между деятельностью организаций частного и общественного секторов. Первые стремятся к получению прибыли, что существенно отличает их от организаций общественного сектора, оценка услуг которых не всегда бывает количественно однозначна. Сложившиеся подходы в государственном и муниципальном управлении концентрируют внимание на том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата чаще всего остается в тени. Новые подходы в государственном и муниципальном управлении основное внимание акцентируют на постановку целей и задач, выработку механизмов и инструментов их достижения, измерение и мониторинг результатов, оценку эффективности.

Особое место в комплексе современных методов государственного и муниципального управления занимает бенчмаркинг как систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов работы с целью использования передового опыта этих организаций. Современные подходы к развитию системы государственного и муниципального управления предполагают также изменение процедур контроля. Вместо тотального бюрократического контроля активизируется контроль со стороны населения, потребителей государственных и муниципальных услуг, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации.

Важной перспективной задачей повышения эффективности ГМУ является преодоление сохраняющейся конфронтации представительной и исполнительной властей на всех уровнях, особенно на стыке их компетенции. Нередко региональные власти вмешиваются в дела местного самоуправления или деятельность территориальных органов федеральной власти, что существенно сдерживает реализацию экономической и других реформ. Предстоит модернизировать функции и структуру исполнительной власти, формы ее взаимодействия с законодательными органами. Аппарат государственной и муниципальной службы должен стать эффективно работающим инструментом реализации экономической и социальной политики, публичных услуг населению и хозяйствующим субъектам. На муниципальном уровне необходимо более строго определить полномочия и ответственность главы местного самоуправления, выборного (депутатского) корпуса и главы администрации местного самоуправления с его аппаратом.

Принципиально важное значение для дальнейшего развития системы ГМУ, повышения ее эффективности имеет преодоление коррумпированности государственных и муниципальных служащих, способствующей деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и все большему отрыву власти от интересов общества. Недобросовестная часть чиновников - как федеральных, так и местных - стала использовать свое служебное положение в качестве способа для роста не общественного, а собственного благосостояния. Это негативное явление приводит к углублению кризиса доверия к власти со всеми вытекающими деструктивными последствиями.

Таким образом, комплекс основных задач и проблем (текущих и перспективных), возникающих перед современной системой государственного и муниципального управления, - грамотная разработка стратегических ориентиров, совершенствование законодательной базы, развитие экономических и иных свобод, предоставление качественных публичных услуг, эффективное управление государственной и муниципальной собственностью и др. - сохраняет свою силу и одновременно требует постоянного обновления способов их решения с учетом необходимой адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Санкт-Петербургский филиал Государственного университета–

Высшая школа экономики

Факультет менеджмента

Программа научно-исследовательского семинара

«Современные проблемы государственного и муниципального управления »

(тематические блоки занятий в рамках семинара)

для направления 080500.68 “Менеджмент” подготовки магистра

первый год обучения

магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»

Санкт-Петербург, 2009г.

Пояснительная записка

Аннотация:

За основу построения научно-исследовательского семинара выбрана структура из тематических блоков, основными модераторами которых являются преподаватели кафедры государственного и муниципального управления факультета менеджмента СПб Ф ГУ-ВШЭ (д. э.н., профессор, д. э.н., профессор, д. э.н., профессор, д. э.н., профессор, к. э.н., доцент, к. э.н., доцент, к. арх., доцент, к. эн., доцент и др.)

Этот вид учебной деятельности для магистрантов предполагает проведение мастер - классов привлеченных внешних сотрудников (профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ, Центра стратегических разработок «Северо-Запад», МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», ведущих экспертов, руководящих работников, специалистов Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области , Правительства РФ, федеральных органов власти РФ).


Семинар также может проводиться объединенными усилиями нескольких магистерских программ, кафедр и факультетов ГУ ВШЭ и СПб Ф ГУ ВШЭ.

Занятия на научно-исследовательском семинаре могут быть организованы как в формате лекционных курсов, так и в виде дискуссий, в форме докладов- выступлений участников с результатами самостоятельной работы. Магистранты заранее получают материалы для подготовки к семинару. В деятельность участников научно-исследовательского семинара входит также освоение теоретического материала, подготовка выступлений к семинарским занятиям и работа в проектных группах по 2-3 человека.

Ключевые элементы научно-исследовательского семинара:

· Лекции и групповые консультации ведущих преподавателей по теории, методологии, актуальным проблемам и практике государственного и муниципального управления;

· Мастер-классы приглашенных исследователей и практиков;

· Спецсеминары по проектированию, подготовке, написанию и презентации научно-исследовательских проектов;

· Проектные семинары с привлечением студентов СПб Ф ГУ ВШЭ для обсуждения исследовательских планов;

· Обсуждение, предзащита индивидуальных аналитических работ, проектов индивидуальных научных статей, курсовых работ и магистерских диссертаций.

Магистранты, приступая к изучению тематических блоков научно-исследовательского семинара, должны применить свои навыки работы с библиографическими источниками и рекомендуемой литературой (как на русском, так и на иностранных языках), учения четко формулировать свою собственную точку зрения и навыки ведения научных дискуссий.

Обязательным является подготовка презентации на семинарах в формате MS Power Point, активное использование электронных информационных ресурсы библиотеки, Интернет – сайтов исследовательских центров и организаций, интерактивных сервисов.

После успешного окончания научно-исследовательского семинара магистранты должны обладать знаниями:

· в области генезиса системы современного государственного и муниципального управления в России и за рубежом

· об основных подходах и теориях, обозначенных в тематических блоках научно-исследовательского семинара;

· о методологии и основных методах научного исследования в области современных проблем государственного и муниципального управления;

· об инновациях в управленческой деятельности, внедрение которых в системе управления в России и за рубежом происходит наиболее интенсивно.

Учебная задача НИС

Данная программа, рассчитанная на 108 часов семинарских занятий (со 2 по 5 модуль) имеет статус обязательной дисциплины по магистерской программе и предполагает, во-первых , разбор дискуссионных проблем и понятий, методологии, методов, этапов развития государственного и муниципального управления в современной России и за рубежом. Во-вторых , на научно-исследовательском семинаре на обобщающих занятиях в рамках тематических блоков магистранты выступают с мини-презентациями, как правило, индивидуальных работ по разделам тематического блока.

Формы контроля

Текущий контроль – вопросы для оценки качества освоения дисциплины;


Промежуточный контроль– доклад (презентация), домашняя работа.

Итоговый контроль – зачет в письменной форме (в 5-м модуле), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев суммирования баллов по десятибалльной шкале:

Элемент

Посещаемость лекций и семинаров (удостоверяется собственноручной подписью)

Индивидуальный доклад на семинаре в форме Power Point-презентации по тематическим блокам

Домашняя работа (по материалам доклада) – сдается в письменном виде

Зачет (письменно)

Посещаемость

Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость семинаров вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех семинарских занятий (= 10) мультипликатор составляет 10 , при пропуске одного без уважительной причины – 9 , двух занятий – 8 , трех занятий – 7 , четырех занятий – 6 , пяти занятий – 5 , шести занятий – 4. При пропуске семи и более занятий без уважительной причины мультипликатор равен 0 .

Доклад/домашняя работа

Темы докладов (домашних работ) распределяются в соответствии с тематическими направлениями; магистранты получают вопросы для дискуссий, материалы для подготовки.

За надлежащий вклад в доклад магистрант получает максимально 10 баллов, при этом:

· Устная часть (доклад) оценивается максимально в 10 баллов (презентационная составляющая – 5 пунктов, содержание/логика - 1,5 пункта, ответы на вопросы – 2 пункта, раздаточный материал - 1,5 пункт).

Элемент

Баллы

Комментарии

Презентация

Должна быть по шаблону, уложиться в 15 минут, не более 1-2 минуты на слайд, свободный рассказ, а не чтение с экрана. Слайды – тезисы, не залитый текст

Докладчик ориентируется в пограничных областях / контексте статьи.

Ответы на вопросы

Ответы четкие, по делу. Если сокурсники не задали вопрос, то хотя бы один вопрос должен задать семинарист!

Раздатка

Согласно шаблону, представлен план презентации, а не куски из текста или перевода; при необходимости распечатаны сложные схемы и таблицы, которые плохо смотрятся

ВСЕГО, max.

по «экстремумам» в оценках:

"отлично" (9.5, 10) -

Подготовка и выступление отчетливо выше среднего уровня (по каждому элементу);

Явные дополнительные усилия, например, выполненные раздаточные материалы (таблицы, схемы и т. д.);

Докладчик после написания доклада, напр., посетил эл. информационные ресурсы библиотеки и представил дополнительные источники (перечень ресурсов, статьи, информацию о конференциях и пр.).

"отлично" (8, 9) -

Замечаний нет или есть мелкие. Работа выполнена старательно, но без блеска.

"неудовлетворительно" (до 4)

Нет раздатки, шаблоны для раздатки и презентации проигнорированы.

В презентацию просто залиты куски текста либо имеется явный плагиат.

· Доклад готовится в MS Power Point 2003. Требования к Шаблону и качеству презентации можно взять на кафедре;


· Примерная продолжительность доклада – 15 минут (один докладчик), 20 минут (два докладчика);

· Домашнее задание оценивается максимально в 10 баллов (5 - содержание, 4 - структурная четкость и логика, 1 - оформление); Детальный регламент обновляется каждый год и публикуется в начале проведения научно-исследовательского семинара, с привязкой к конкретным данным текущего учебного года.

Элемент

Баллы

Комментарии

В executive summary включены важнейшие результаты и/или составляющие анализируемого материала или текста, явным образом описана последовательность исследования (когда, кто, какими методами, целевая группа, выборка, бюджет и т. д.), при необходимости - дан собственный критический анализ и т. д.

Структурная четкость и логика

Строение предложений – типично для русского языка , не является калькой с английского, выдержана единая терминология, очевидно, что человек знакомился со специальной литературой.

Оформление

Оценивается соответствие требованиям ГОСТ для письменных работ в том числе:

Наличие и правильность нумерации страниц;

Соблюдение интервала, кегеля, выравнивания по ширине;

Наличие и оформление сносок и списка литературы в конце текста.

ВСЕГО, max.

· Примерный объем реферата как “executive summary” материалов по тематическому блоку, – слов (без учета титульного листа и списка литературы).. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. Список использованной литературы – в конце реферата.

· Домашнее задание должно быть передано магистрантом в печатном виде лектору-модератору тематического блока семинара. Проверяется только версия, представленная в печатном и сброшюрованном виде (образец оформления можно узнать на кафедре).

· На печатной версии магистрант собственноручной подписью удостоверяет, что данный реферат выполнен самостоятельно. Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема) , то за работу автоматически проставляется оценка "0". Для проверки рефераты могут быть выборочно загружены в систему «Анти-плагиат».

Зачет

Итоговая экзаменационная оценка формируется путем умножения начисленных баллов на веса, причем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если:

· Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» ,Оср = 6, 7, то – «хорошо» ,Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно», Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно».

Если сумма накопленных баллов по каждому тематическому блоку является неудовлетворительной, либо не удовлетворяет самого магистранта, а также при пропуске семи и более занятий без уважительной причины, независимо от накопленной оценки, то магистрант сдает письменный зачет по вопросам тематических блоков научно-исследовательского семинара.

Основные направления н аучно-исследовательского семинара «Современные проблемы государственного и муниципального управления» формируют ключевые научные направления в соответствии с Концепцией данной магистерской программы:

· Эффективное государство.

· Прикладные аспекты государственного и муниципального управления.

· Актуальные теоретические и практические проблемы регионального управления в РФ и за рубежом.

Указанные направления отражены в предлагаемых магистрантам тематических блоках, основными модераторами которых на занятиях научно исследовательского семинара, выступают преподаватели кафедры государственного и муниципального управления.

Тематический блок 1. Теоретические конфигурации науки государственного управления : эволюция и современность

Тема 1. Государственное управление как предметная область современных научных исследований

· Понятие государственного управления как сферы деятельности и объекта научных исследований .

Государственное управление как деятель­ность и наука. Децентрализация и деиерархизация государственного управления. Новые методологические позиции науки государственного управления. Государственное управление и политика.

· Развитие зарубежных теоретических исследований государственного управления

Фундаментальные исследователь­ские работы зарубежных ученых: исторический обзор. Эволюция научного интереса к государственному управлению как научной отрасли в США. Наука государственного управления во Франции. Административная наука в Германии.

Основная литература:

· Пузанов решения в экономике переходного периода: Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики. - М.: Айрис-пресс, 2007.

· Д. Шафритц, Хайд, Альберт. Классики теории государственного управления: Американская школа. [Текст] - М: Изд-во Московского университета, 2003.

Дополнительная литература:

· Государственное управление: основы теории и организации. В 2 т. Ред.: . [Текст] - М: Статут, 2000.

· Василенко -государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. [Текст]. - М., 1998.

· Кибернетика, или управление и связь в животных и машине. [Текст].- М., 1968.

· Рэйни, Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях. [Текст] - М: Инфра-М, 2003.

· СмитбургД., Томпсон В, Менеджменте организациях. [Текст]- М.5 1995.

· Салмин A. M. Современная демократия: генезис, структура, культурные конфликты. Опыт Франции в сравнительной ретроспективе. [Текст]. - М., 1992.

· Barnard Ch. The Functions of the Executive. Cambridge, 1938.

· Chevattier J. Public Administration in Statist France // Public Administration Reviev. 1996. Vol. 56. № 1.

· Crozier M. The Bureaucratic Phenomenon. Chicago, 1973.

· Etziotii A. A Comparative Analysis of Complex Organizations. New York: Free Press, 1961.

· Goodnow F. Politics and Administration. New York: Macmillan, 1900. Gournay B. L Administration. Paris, 1986.

· GulickL, Urwick L. (eds.). Papers on the Science of Administration. New York, 1937. Lane J.-E. The Public Sector. Concepts, Models and Approaches. London, Newbury Park, New Delhi, 1993.

· Lynn N.. Wildawsky A. (eds.). Public Administration: The State of the Discipline. Chat­ham, New York, 1990.

· March J, Simon G. Organizations. New York: Wiley, 1958.

· Martin D. Deja Vu: French Antecedents of American Public Administration // Public Administration Review. 1987. Vol. 47. № 4.

· PresthusR. Public Administration. New York, 1975.

· SimonM. Administrative Behavior: A Study of Decision-Making Processes in Administra­tive Organization. New York: Macmillan, 1947.

· Tocquevilie A. de. L"ancien regime et la Revolution. Paris, 1857.

· Taine H. Les Origines de la France contemporaine. Paris, 1877.

· Wahlke J. Liberal Learning and the Political Science Major: A Report to the Profession // Political Science and Politics. 1991. Vol. 24. № 1.

· Waldo D. The Administrative State. A Study of the Political Theory of American Public \ 2nd ed. New York, London: Holmes & Meier Publishers, 1984.

· Wilson W. The Study of Administration // Discipline and History. Political Science in the United States / J. Fair and R. Seidelman (eds.) Ann Arbor: APSA, 1993.

· Wing-yee Lee E. Political Science, Public Administration, and the Rise of the American Administrative State // Public Administration Review, 1995. Vol. 55. № 6.

Тема 2. Изменения парадигмы традиционного государственного управления и его последствия в постиндустриальном обществе

Теоретические подходы и концепции современной науки государственного управления: структурно-системный, неоинституционалистский, кибернетический, менеджериальный, сетевой, синергетический, постмодернистский.

· Концепция NPM в публичном управлении .

Политика и управления в концепции нового государственно­го менеджмента. Рыночный тип государственного управления выразился достаточно очевидно в административных реформах х годов. Государственное управление и предпринимательский менеджмент: общее и особенное. Основные проблемы концепции нового государственного менеджмента: соотношение политики и государственного менеджмента, понятие «руково­дство» в новом государственном менеджменте, рынок и государ­ственный менеджмент, новый подход к организации, оценка деятельности государственного управления: эффективность.

· Развитие новой институциональной теории в науке государственного управления.

Основные методологические основания и научные направления представителей новой институциональной теории. Учет нестабильности и разнообразия предпочтений индивида при принятии решений. Актуализация проблемы трансакционных издержек. Направления новой институциональной экономики (теория конвергенции , теория постэкономического общества, экономика глобальных перемен и др.). Школа современного французского институционализма (теория согласо­ваний, или экономика соглашений). Тевено и Л. Болтянски «Экономика значимого» (Boltanski, Thevenot, 1987). Тевено, Ф. Эмар-Дюверне, Л. Бол­тянски. Труды представителей постмарксисткой «теории ре­гуляций» - М. Аглиетта, Р. Буайе. Практическая ценность и перспектива использования новой институциональной теории в области исследования государствен­ного управления.

· Концепция политических сетей: причины формирования, содержание, принципы.

Понятие «политическая сеть» (policy network). Научные школы в концепции политических се­тей: американская, немецкая английская. Особый ра­курс рассмотрения государства как агента политики в концепции политических сетей. Основные базовые понятия, функции, виды, условия сетевой эффективности политических сетей в современном обществе. Политические сообщества (policy communities). Профессиональные сети (professional networks). Межуправленческие сети (intergovermantal networks). Сети производителей (producer networks) .Проблемные сети (issue networks). Характер развития отношений между управленче­скими структурами и общественными и бизнес - ассоциациями. Моральное измерение управления и процесса производства политического решения. Понятие «руководство» в концепции политических сетей и концепции нового государственного менеджмента: общее и особенное. Эффективность политических сетей.

· Специфика синергетического подхода к государственному управлению.

Синергетика как междисциплинарное направление в современном научном знании. Синергетический стиль мышления. Идеи и цели самоорганизации для традиционной парадигмы государственного управления. Цели управления для синергетической парадигмы го­сударственного управления. Задачи управления в режиме самоорганизации. Основное содержание принципа нелинейности: многовариантность развития сис­тем; ритмичный, волновой характер функционирования про­цессов; идея резонанса и возможности быстрого развития систем.

Основная литература:

· Пузанов решения в экономике переходного периода: Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики [Текст]. - М.: Айрис-пресс, 2007.

· Государственное управление и политика: Учеб. пособие / Под ред. [Текст] - СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 20с.

Дополнительная литература:

· Ретроспективный анализ производительности в государственном секторе // Эффективность государственного управления. Пер. с англ. / Общ. ред. С. А, Братчикова и. [Текст] - М., 1998.

· Васильева и ритмы в природе и обществе. [Текст] - Таганрог, 1995.

· Волновые процессы в общественном развитии. [Текст] - Новосибирск, 1992.

· ДульневГ. Н, Введение в синергетику. [Текст] - СПб, 1998.

· Климонтович формул о синергетике. Минск, 1986.

· Князева КН. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогрес­са. [Текст] - М, 1995.

· Меньшиков СМ., А, Длинные волны в экономике. [Текст].- М., 1989.

· Морозова рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1998.

· ОлейникА. Институциональная экономика//Вопросы экономики. 1999. № 1, 2, 3.

· В поисках институциальнальной теории переходного общества // Вопросы экономики. 1997. № 10.

· Порядок из хаоса. [Текст].- М., 1996.

· Феномен катастрофы (дилеммы кризисного управления) // Общест­венные науки и современность. 1994, № 2.

· Саймон Г, А, СмитбургД. У., Томпсон в организациях. М., 1995.

· Самоорганизация, организация, управление. [Текст].- М., 1995.

· (ред.) Рациональный выбор в политике и управлении, СПб., 1998.

· СтиглицДж. Ю. Экономика государственного сектора. [Текст].- М, ИНФРА-М, 1997.

· Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. Вып. 1.

· Bogason P., Toonen T. Introduction: Networks in Public Administration // Public Admini­stration. 1998. Vol. 76. № 2.

· Boltanski L, Thevenot L Les economies de la grandeur. Paris, 1987.

· Boston J., Martin J., Pallet J., Walsh P. Public Management: The New Zeland Model. Melbourne, New York; Toronto, 1996.

· Bozeman В., Straussman J. Public Management Strategies: Guidelines for Managerial Ef­fectiveness. San Francisco, 1991.

· Borzel T. Organizing Babylon - on the Different Conceptions of Policy Networks // Pub­lic Administration. 1998a. Vol. 76. № 2.

· Borzel T. Rediscovering Policy Networks as a Form of Modem Governance /V Journal of European Public Policy. 1998. Vol. 5. № 2.

· Coombes D. The Place of Public Management in the Modem European State // Innova­tions in Public Management Perspective from East and West Europe / Eds. T. Verheijen and D. Coombes. Cheltenham, UK, Northampton, MA, USA, 1998.

· Dunsire A. Administrative Theory in the 1980s: A Viewpoint // Public Administration. 1995. Vol. 73. №1.

· Ellwood J, Political Science // The State of Public Management/ D. Kettl and B. Milward. - Baltimore; London, 1996.

· Frederickson paring the Reinventing Government with the New Public Admini­stration // Public Administration Review. 1996. Vol. 56, № 3.

· Frederickson G. The Repositioning of American Public Administration // Political Sci­ence and Politics. 1999- Vol. 32, № 4.

· " Freeman J. The Political Process. New York, 1955.

· Gray A., Jenkins B. From Public Administration to Public Management: Reassessing a Revolution? // Public Administration. 1995. Vol. 73. № 1.

· Hukanson H., Johanson J. The Network as a Governance Structure: Interfirm Cooperation Beyond Markets and Hierarchies // Organizing Organizations / N. Brunsson, J. Olsen (eds.). Bergen: Fagbokforlaget, 1998.

· HanfK., O"Toole L, Revisiting Old Friends: Networks, Implementation Structures and the management of Inter-Organisational Relations // European Journal of Political Research. Special Issue. Vol. 21. №1-2.

· Harmon M. Decisionism and Action: Changing Perspectives in Organization Theory // In­ternational Journal of Public Administration. 1998. Vol. 26. № 6-8.

· Hindmoor A. The Importance of Being Trusted: Transaction Costs and Policy Network Theory // Public Administration. 1998. Vol. 76. № 1.

· Hood C. Beyond the Public Bureaucracy State? Public Administration in the 1990s. Lon­don, 1990.

· Hood C., Jackson M. Administrative Argument. Aldershot, 1991, Jones L, Thompson F. Public Management Institutional Renewal for Twenty-First Cen-Hiry. Stamford, Con. 1999.

· Jordan G., Schubert K. A Preliminary Ordering of Policy Network Labeling // Europian loumal of Political Research. Special issue. Vol. 21. № 1-2.

· Kelly R. An Inclusive Democratic Polity, Representative Bureaucracies? And the New I"ublic Management // Public Administrative Review. 1998. Vol. 58. № 8.

· Kenis P., Schneider V. Policy Networks and Policy Analysis: Scrutinizing a New Analyti­cal Toolbox // Policy Network: Empirical Evidence and Theoretical Considerations / B. Marin, R. Mayntz (eds.). Frankfurt aM: Campus Verlag, 1991.

· Knoke D. Political Networks. The Structural Perspective. Cambridge, 1990.

· Knoke D., Pappi F., Broadbent J., Tsujinaka ¥. Comparing Policy Networks. Labor Poli-lics in the US, Germany, and Japan. Cambridge; New York, 1996.

· Kriesi H. Les Democraties Occidentales. Una Approach Compared. Paris: Economica, l994.

· Livet P., Thevenot L. Les categories de 1"action collective, Paris, 1994. Managing Across Levels of Government. Paris: Organisation for Economic Cooperation и nd Development, 1997.

· Milgrom P., Roberts J. Bargaining coasts, and the organization of economic activity, t"umbtidge, 1990.

· Milward H., Provan K. Principles for Controlling Agents: The Political Economy of Net­work Structure // Journal of Public Administration Research and Theory. 1998. Vol. 8. № 2.

· Moon M. The Pursuit of Managerial Entrepreneurship: Does Organization Matter? // Pub­lic Administration Review. 1999. Vol. 59. № 1.

· O"Toole L. The Implications for Democracy in a Networked Bureaucratic World // Journal of Public Administration Research and TTieory, 1997. Vol. 7.

· Peters G. Governance Without Government? Rethinking Public Administration // Journal of Public Administration: Research and Theory, 1998. Vol. 8. № 2.

· Peters G. Models of Governance for the 1990s // The State of Public Management / D. KettI and B. Milward. - Baltimore; London, 1996.

· Peters G., Savoie D. Managing Incoherence: The Coordination and Empowerment Co­nundrum// Public Administration Review. 1996. Vol. 56. № 3.

· Provan K., Sebastian works within Networks: Service link Overlap, Organizational Cliques, and Network Effectiveness // The Academy of Management Journal. 1998. Vol. 41. № 4.

    Оценка регулирующего воздействия.

    Государственное стратегическое управление.

    Системная модернизация российской политической системы.

    Программно-целевые методы управления в системе государственного регулирования экономики.

    Механизм противодействия коррупции: теория и методология.

    Современные методы противодействия коррупции в России.

    Противодействие коррупции в органах государственной власти в современной России: политический аспект.

    Инструменты противодействия коррупции в системе государственного управления.

    Антикоррупционная экспертиза как инструмент противодействия коррупции.

    Противодействие коррупции: опыт зарубежных государств.

    Теоретические и методологические аспекты исследования и управления изменениями в системе государственного (муниципального) управления.

    Административная реформа в системе государственного (муниципального) управления.

    Совершенствование экономических и организационных методов управления земельными ресурсами крупного города в рыночных условиях.

    Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью.

    Эффективное управление объектами недвижимости бюджетных организаций местного самоуправления.

    Управление федеральной собственностью: теория, методология и практика.

    Правовое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью.

    Внешние факторы развития городских округов региона в условиях реформирования местного самоуправления.

    Управление социально-экономическими процессами развития города (муниципального района, субъекта РФ).

    Повышение инвестиционной привлекательности как приоритетное направление социально-экономической политики города (муниципального образования).

    Методологический подход к разработке концепций территориального социально экономического развития.

    Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования.

    Трансформация и регулирование социально-экономического развития моноотраслевого города.

    Оценка стратегических планов социально-экономического развития российских городов.

    Инновационные механизмы стратегического управления развитием социально-экономических систем.

    Маркетинговые стратегии российских городов.

    Оптимизация представления муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Оценка удовлетворенности населения качеством услуг на муниципальном уровне.

    Оценка полной стоимости государственных и муниципальных услуг.

    Разработка стандартов государственных и муниципальных услуг.

    Управление реализацией социально-экономических целевых программ.

    Социальное измерение экономических процессов муниципального образования.

    Государственное - частное партнерство.

    Эффективность социального управления в регионе.

    Социальное развитие детей в ДОУ.

    Проблемы реформирования ЖКХ (здравоохранения) и т.д.

    Социальный капитал и социальное расслоение в современной России.

    Связи с общественностью в социальной сфере.

    Управление социальным развитием организации.

    Реформирование системы образования (здравоохранительной системы) и т.д.

    Кадровая политика современного российского государства: сущность, принципы, функции, особенности реализации.

    Кадровая политика и механизмы ее реализации в организациях с государственной формой собственности.

    Этно-национальный аспект государственной кадровой политики.

    Кадровая политика государства и проблемы профессионального образования.

    Мотивация профессионального развития кадрового потенциала государственного управления.

    Правовое регулирование служебно-кадровых отношений в органах исполнительной (законодательной, судебной) власти.

    Государственная кадровая политика в сфере государственной службы: сущность, принципы, проблемы реализации.

    Прохождение гражданской службы: понятие, условия, процедуры.

    Прохождение муниципальной службы: понятие, условия, процедуры.

    Работник дипломатической службы: правовой статус и полномочия.

    Административно-правовые основы организации и проведения аттестации государственных гражданских служащих службы.

    Служебная дисциплина государственных гражданских служащих и пути ее укрепления.

    Гражданский служащий и его социально-правовой статус.

    Муниципальный служащий, его права, обязанности и ответственность.

    Система правовых гарантий социальной и экономической защищенности гражданского служащего.

    Профессиональная культура современного государственного служащего: понятие, структура, пути формирования.

    Антикоррупционная политика российского государства, особенности ее реализации в условиях современной России.

    Коррупция: социальная сущность и социальные последствия.

    Основные направления антикоррупционного оздоровления государственной службы.

    Управление персоналом в системе государственной службы.

    Кадровый потенциал дипломатической службы Российской Федерации: структура, качественные характеристики, пути совершенствования.

    Модернизация системы профессиональной подготовки кадров как фактор повышения качества дипломатической службы.

    Управление персоналом в системе муниципальной службы.

    Организационно-административный механизм государственного управления: модели и методы.

    Организационный механизм местного управления.

    Политический механизм государственного управления.

    Взаимосвязь политического и административного уровней организации государственной власти.

    Система методов государственного административного управления.

    Менеджеризация в осуществлении функций государственного управления.

    Организационные методы в административном управлении.

    Административные методы в государственном (местном) управлении.

    Программно-целевой подход в государственном (региональном, местном) управлении.

    Теории государственного управления и их современное применение.

    Механизмы современного государственного управления.

    Совершенствование механизмов государственного регулирования экономики.

    Управление проектами изменений в государственных (муниципальных) учреждениях.

    Управление изменениями в государственных (муниципальных) учреждениях: мониторинг и контроль.

    Проблемы и сложности при проведении изменений в государственных (муниципальных) учреждениях.

Приложение 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Экономический факультет

Кафедра ________________________________________

Направление подготовки_____________________________

Магистерская программа ___________________________


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы