11.02.2021

Оборонное производство. Оборонно-промышленный комплекс


Военно-промышленный комплекс (сокращенно ВПК) – это часть промышленности государства, которая занимается производством военной техники и направленна на НИОКР в оборонном секторе. Становление ВПК происходило во второй половине XX в. Основными предпосылками его формирования являлись рост масштабов военных действий и расширение вооруженных сил.

На тот период лучшие результаты демонстрировали ВПК Советского Союза, Америки, Великобритании, Италии и Организаций Варшавского договора (ОВД).

В связи с переходом от сражений к мирному политическому диалогу между враждующими сторонами, а затем расколом СССР и ОВД, количество выпускаемого оружия и вооруженных сил сократились практически в три раза. Так, с 90х годов ВПК России закрепился на достаточном уровне для безопасности государства в целом, заметных падений и взлетов не отмечалось. В начале 2000 года в его состав входили более двух тысяч предприятий, однако не было точного понимания что такое ВПК. Сегодня в состав управляющей комиссии входит 18 человек во главе с Президентом Российской Федерации — Путиным В.В. Кроме того, при комиссии функционируют научно-технический совет ВПК (лидер - Михайлов Ю.М.) и коллегия ВПК (глава — Рогозин Д. О, управляющий аппаратом коллегии - Боровков И. В.).

Специфика военно-промышленного комплекса

Отличительные особенности ВПК:

  • заказчиком всегда выступает государство;
  • нестандартные требования (технологичность, капиталоемкость, долгосрочность) к качеству и техническим свойствам оружия и военной техники;
  • конфиденциальность инновационных проектов;
  • невозможность выхода предприятий на внешний рынок;
  • высокий профессионализм руководителей ВПК России;
  • производители напрямую зависят друг от друга;
  • необходимость большого запаса материальных и трудовых ресурсов;
  • огромные масштабы оборонных предприятий.

Уровень развития военно-промышленного комплекса России играет ключевую роль в поддержании безопасности всей страны, во многом отвечает за техническое перевооружение основных сегментов экономики (медицина, транспорт, образование, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), социальное обеспечение и др.), выступает признаком политической устойчивости.

По какому принципу размещаются предприятия ВПК

К военно-промышленному комплексу относятся предприятия, которые занимаются изготовлением и разработкой необходимой техники для успешной атаки, боеприпасов, огнестрельного и химического оружия.

Местоположение предприятия определяется на основе следующих факторов:

  1. безопасность;
  2. удобная логистическая развязка;
  3. наличие квалифицированных специалистов и запасов материальных ресурсов;
  4. город в котором базируется предприятие должно быть закрытого типа;
  5. возможность создания дублирующего производства.

Главный принцип - безопасность размещения производящего предприятия ВПК, учитывая время полета иностранных ракет и авиации, поэтому предприятия и главные центры располагаются в отдаленных районах России (Сибирь или Урал).

Отрасли военно-промышленного комплекса:

  1. изготовление боеприпасов. Для этих целей завод размещают в Центральном и Западном районах России;
  2. стрелковая промышленность (Ижевск, Волгоград, Климов, Нижний Новгород, Ковровск);
  3. ядерное производство, включая добычу и переработку урановой руды (Зеленогорск, Озерск и др.). Утилизируют ядерные отходы в Снежинске;
  4. космическая промышленность (запуск и изготовление ракет в Москве, Самаре, Омске, Железногорске, Красноярске);
  5. изготовление деталей военных самолетов и их сбор (Казань, Москва, Иркутск, Таганрог, Саратов и прочие города);
  6. танковая промышленность (Волгоград, Арзамас);
  7. военное судостроение (Комсомольск-на-Амуре и прочие закрытые города).

Всего в состав комплекса включается более тысячи предприятий по всей России, каждое из которых отличается особой секретностью. К ВПК относят заводы, научно-исследовательские центры, конструкторские бюро и испытательные полигоны.

Государственные агенты России

На 2020 год в структуру ВПК России входят пять государственных агентов:

  • РАСУ. Функционирует в области электронной промышленности (радиопромышленность и другие средства связи);
  • РАВ. Ведет работу в промышленности вооружений;
  • «Россудостроение». Занимается военными суднами;
  • РАКА. Предприятие, связанное с авиационной промышленностью;
  • «Росбоеприпасы». Специализированное агентство, которое занимается производством боеприпасов и химического оружия.

Каждое из функционирующих агентств включено в состав правительства и курирует оборонные отрасли.

За счет чего возрождается ВПК Российской Федерации и какие перспективы развития?

После нескольких лет совершенствования и реструктуризации производственного процесса Россия начала демонстрировать положительные результаты и принимать активное участие во внедрении инновационных проектов. Обновление ВПК РФ проходит на базе крупнейшей корпорации государства в области изготовления и реализации военной техники и оружия — Ростеха. Сегодня корпорация включает более 660 мелких предприятий по всей Российской Федерации, в которых заняты почти полмиллиона человек. Большинство политических обозревателей расценивают такой поступок как копирование индустриальной модели развития СССР. Если проанализировать более углубленно, то можно проследить, что Российское правительство придерживается смешанной позиции - централизованный вид планирования и становление рыночных отношений. После того, как Ростех вошел в топ-10 крупнейших предприятий в мире, глава службы коммуникации Бровко В. с уверенностью заявил, что в планах к 2035 год крепко закрепится на пятой позиции. Помимо этого, госкорпорация нацелена на более тесное партнерство со странами Латинской Америки (сегодня 16% экспорта приходится именно в этот регион).

Восстановление российского ВПК основывается на опыте 90-х. Основная цель комплекса состоит в достижении независимости от импорта. Для этого компании Ростеха зависят друг от друга за счет расширения производства.

Проблемы ВПК в России и США

Не секрет, что экономикой США владеют акулы бизнеса. В связи с этим возникает вопрос: почему в Штатах так много денег инвертируется в ВПК? Экономическая ситуация оставляет желать лучшего, так как государственный долг растет в геометрической прогрессии. Как известно, военная промышленность не приносит доходов, а из-за расходов на ее содержание остается меньше средств на развитие инфраструктуры, образования и других сегментов экономики. Стоит упомянуть, что ВПК США — наиболее крупный работодатель в мире (более 3‐х миллионов сотрудников). В свою очередь основная проблема ВПК России — система ценообразования не стимулирует сотрудников предприятия к увеличению производительности. Эффективность производства невыгодно повышать, так как большая часть прибыли идет в государственный бюджет, поэтому нормирование и регулирование средних зарплат не приносит ожидаемых результатов.

Итог

Военно-промышленный комплекс способствует развитию многих отраслей промышленности (авиационной, электронной, космической, научной и даже банковского сектора). В России активно интегрируют фундаментальное и практическое направление инноваций в рамках эффективной деятельности военных организаций. За счет этого ВПК полноценно функционирует и успешно развивается. Помимо этого, прилагаются усилия, чтобы ВПК выпускало идеальную продукцию, которая оправдывает инвестиционные ожидания. Очевидно, что при такой сложившейся ситуации ВПК перспектива на прекрасное будущее и успешное настоящее несомненно существует. Правительство непрерывно проводит реорганизацией работы для того, чтобы оборонные предприятия могли максимально качественно и эффективно функционировать.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Промышленная политика в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации (далее — ОПК) осуществляется в соответствии с целями, задачами и приоритетными направлениями государственной политики в области развития ОПК, утверждаемой Президентом Российской Федерации на десятилетний период и дальнейшую перспективу, и законодательством Российской Федерации в области обороны.

Одной из основных задач в области стимулирования и поддержки инновационного развития ОПК, реализации его конкурентных преимуществ, продвижения технологий и промышленной продукции на рынки высокотехнологичных товаров и услуг является диверсификация производства путем использования технологий двойного назначения, наращивания объемов производства продукции гражданского назначения и расширения номенклатуры. Поручением Президента России от 05.12.2016 г. № Пр-2346 установлена доля продукции гражданского назначения и продукции двойного назначения от общего объема продукции оборонно-промышленного комплекса, которая должна вырасти до 30 % к 2025 году и до 50 % к 2030 году.

Сегодня крайне важно сформировать государственный спрос на гражданскую продукцию ОПК и разработать расширенный перечень продукции, необходимой для реализации национальных проектов. Первым шагом в этом направлении является установление ключевых показателей эффективности: рост доли закупаемой у оборонных предприятий продукции — для крупных госкомпаний, рост доли выпуска гражданских товаров — для оборонных организаций.

Под так называемым гражданским рынком закупок мы предлагаем понимать в данном случае особые формы и методы поставки товаров, оказывания работ и услуг за исключением государственного оборонного заказа (ГОЗ).

В рамках национальных проектов приоритетными рыночными нишами для организаций ОПК сегодня являются: медицина, транспортное маши-
ностроение, радиоэлектроника, строительно-дорожная техника, энергетическое машиностроение и другие. Емкость данных рынков в части компетенций организаций ОПК сейчас оценивается в размере 1,2 трлн руб.

Кроме национальных проектов, сегодня уже действует ряд нормативных правовых мер, стимулирующих закупку гражданской продукции у российских оборонных организаций:
. запрет на иностранные товары и услуги для нужд обороны страны и безопасности государства (ПП РФ № 9);
. ограничения и условия допуска отдельных видов иностранной радиоэлектронной продукции (ПП РФ № 968);
. запрет на допуск продукции станкоинструментальной промышленности для нужд обороны страны (ПП РФ № 239);
. ограничение допуска иностранного оружия, боеприпасов и их деталей (ПП РФ № 1119);
. запрет на закупку мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ
№ 1072);
. ограничения и условия допуска лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ № 1289);
. запрет на иностранные товары легкой промышленности (ПП РФ № 791);
. ограничения и условия доступа стентов для коронарных артерий, а также катетеров (ПП РФ № 1469);
. запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ № 656);
. ограничения и условия допуска отдельных видов иностранных медицинских изделий (ПП РФ № 102);
. запрет на допуск иностранного программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ № 1236).

Вместе с тем в рамках диверсификации перед организациями стоит ряд трудностей, связанных с выходом на новые внутрироссийские рынки гражданской продукции. Организации ОПК осуществляют хозяйственную деятельность, прежде всего, в интересах обеспечения
обороны и безопасности государства в рамках государственного оборонного заказа (далее —ГОЗ). На производство продукции, поставляемой по ГОЗ, установлена фиксированная рентабельность, на часть оборонной продукции распространяется государственное регулиро-
вание цен, что негативно отражается на результатах финансово-экономической деятельности организаций. Следствием государственного регулирования в сфере ГОЗ становится недостаток у оборонных предприятий инвестиционных ресурсов, которые бы могли быть направлены на разработку и производство новой продукции гражданского назначения.

В целях снижения барьеров входа на рынки продукции предлагается обеспечить возможность установления для организаций ОПК дополнительных преимуществ при участии в процессе закупок продукции гражданского назначения. Мы считаем, что в целях адаптации оборонной промышленности к функционированию в рыночных условиях — необходимо обеспечить преференциальный режим при поставках продукции (работ, услуг) организаций ОПК для государственных и муниципальных нужд.

Возможность установления преференций (национальный режим и особенности его обеспечения) закреплена в пункте 30 Протокола о порядке регулирования закупок Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

В Российской Федерации данный режим реализован ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе…», согласно которой федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливает
условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет.

Во исполнение данной нормы закона приказом Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н определены данные условия и утвержден Перечень товаров, рассмотрение и оценка заявок которых происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

Целесообразно расширить данный перечень, включив в него основную продукцию гражданского назначения, выпускаемую организациями ОПК. По нашим оценкам, это позволит включить в него не менее 85 новых категорий (по кодам ОКПД 2) из числа номенклатуры продукции, производимой организациями ОПК.

Предложенный подход позволит организациям ОПК, продукция гражданского назначения которых, как правило, имеет высокую себестоимость, в том числе и за счет специфики оборонных производств, на равных конкурировать по данному параметру с остальными поставщиками.

Переходный период, обеспеченный преференциальным режимом, будет использован организациями ОПК для перестройки системы управления предприятиями, в том числе обучения персонала маркетинговым основам (определение перспективных компетенций и рынков сбыта), разработки и вывода на рынок конкурентоспособной продукции гражданского назначения, технического и технологического перевооружения предприятий.

Реализация преференциального подхода будет способствовать устойчивому развитию процессов диверсификации ОПК, росту деловой активности как промышленных предприятий, так и высокотехнологичных наукоемких компаний малого и среднего бизнеса.

КЛАСТЕРНЫЕ ЗАКУПКИ

Реализация мероприятий, связанных с использованием технологий двойного назначения и расширением номенклатуры соответствующей продукции — одна из основных общесистемных задач в рамках диверсификации ОПК. В дополнение к преференциальному подходу, перспективным механизмом, который при его системной реализации может обеспечить дополнительный прирост гражданской продукции ОПК, может стать развитие кластерного взаимодействия оборонных организаций и инновационных компаний на принципах партнерства.

Можно отметить определенные позитивные итоги реализации программ господдержки инновационно-территориальных и промышленных кластеров. Минпромторг России развивает 43 промышленных кластера, а Минэкономразвития России — 27 инновационно-территориальных кластеров, в том числе 12 суперкластеров мирового уровня.

Уже сегодня кластеры стали важным драйвером социально-экономического и промышленного развития регионов: создаются новые высокопроизводительные рабочие места, растет налогооблагаемая база. Механизм стал широко востребован представителями как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Сегодня в одних только промышленных кластерах задействовано более 600 организаций с годовым объемом выпускаемой продукции более 1 трлн рублей. Вложенные государством средства показали высокую эффективность, в том числе, в рамках реализации программ импортозамещения и создания отечественной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

Сильной стороной кластерного подхода является так называемая возможность «командной игры» госкомпании со своими поставщиками в целях развития поставщиков до того уровня, на котором поставляют качественную продукцию по выгодной цене.

Сегодня в коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации действует специальная Межведомственная рабочая группа по научно-промышленному кластеру двойного назначения. Научно-промышленный кластер двойного назначения — это особая форма кластерной кооперации, основанная на принципах государственно-частного партнерства с участием организаций ОПК и являющаяся интегратором регионального научно-промышленного комплекса.

Цель научно-промышленных кластеров двойного назначения — обеспечить сохранение необходимой инфраструктуры, промышленного оборудования, кадров технологических и научных заделов для быстрого переключения между режимами диверсификации и мобилизации экономики предприятий ОПК и запустить процессы реиндустриализации региональной экономики в целом.

Специфика реализации кластерных механизмов в ОПК во многом связана со следующими аспектами:

Ядро кластера часто составляют предприятия с госучастием, что ограничивает пространство рыночного маневра: организации ОПК вынуждены руководствоваться не только требованиями рынка, но и установленными задачами (задания гособоронзаказа, сохранение моб-мощностей);
. необходимость в особых компетенциях организации, которая претендует на роль ядра кластера сферы ОПК и обеспечения его профессиональными кадрами (вузы, научные центры и т. д.);
. потребность в научно-образовательных и инжиниринговых центрах, способных осуществлять трансфер технологий в области диверсификации ОПК с соответствующими допусками к информации;
. необходимость разработки специальных механизмов трансфера технологий двойного назначения, связанных с ценообразованием, амортизацией оборудования, экспортно-импортными операциями и др.;
. осуществление научно-технической экспертизы и трансфера технологий при соблюдении порядка работы с информацией ограниченного использования.

Одной из возможных схем формирования научнопромышленных кластеров двойного назначения на современном этапе может стать интеграция инновационно-территориальных и промышленных кластеров при участии заинтересованных организаций ОПК и специальных центров компетенции в регионах присутствия (см. рисунок). Кластерный подход открывает перед организациями ОПК значительные перспективы, прежде всего связанные с притоком новых идей и частных инвестиций в исследования и разработки, трансфер технологий и внедрение инноваций, выход на новые рынки сбыта в стране и за рубежом. Вовлечение резидентов научно-промышленных кластеров, с одной стороны, позволит оборонным организациям сохранить стратегический контроль поставщиков разных уровней кооперации и перевести часть рисков привлечения субъектов МСП на государственные научные организации. С другой стороны, механизм кластерных закупок может обеспечить дополнительный платежеспособный спрос со стороны государства на высокотехнологичную продукцию, работы и услуги, а также создаст дополнительные высокотехнологичные рабочие места на базе привлекаемых субъектов МСП. Именно этому вопросу — взаимосвязи диверсификации предприятий ОПК и социально-экономического развития в регионах их присутствия — было посвящено очередное заседание Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения, которое состоялось 22 апреля 2019 года под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии
Российской Федерации О. И. Бочкарева на тему: «О кластере двойного назначения как эффективном механизме диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса и реиндустриализации региональной экономики Российской Федерации». В заседании приняли участие представители Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минобороны России, Минобрнауки России, Минприроды России и Минстроя России; директора ведущих научно-исследовательских организаций и предприятий ОПК, представители нескольких банковских структур и институтов развития, а также промышленных регионов России — Московской области, города Санкт-Петербурга, Красноярского края и Новосибирской области.

Участники заседания признали важность согласованной межведомственной работы над созданием организационно-правовых механизмов обеспечения деятельности по формированию научно-промышленных кластеров двойного назначения для того, чтобы процесс диверсификации ОПК стал мощным драйвером общего социально-экономического развития.

Одним из механизмов для развития научнопромышленных кластеров двойного назначния и запуска процессов реиндустриализации региональной экономики, то есть развития новых высокотехнологичных производств, замещающих прежние или способствующих их переводу на новую технологическую базу, участники предлагают рассматривать также офсетный контракт, который позволяет заказчику стимулировать вложение инвестиций в новые производства или модернизацию существующих мощностей.

ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ

Офсетный контракт позволяет заказчику в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 44-ФЗ заключить государственный (муниципальный) контракт на территории региона с поставщиком товара, который наладил соответствующее производство товара в рамках офсетного контракта. Иными словами, за вложение инвестиций в производство региона инвестору предоставляются гарантии сбыта производимой продукции государственному или муниципальному заказчику. Особенности офсетного контракта:

1. Срок действия офсетного контракта ограничен 10 годами.

2. Минимальный объем инвестиций должен составлять 1 миллиард рублей.

3. Офсетный контракт предусматривает максимальный срок, в течение которого осуществляются создание или модернизация и (или) освоение производства. Реализация мероприятий в указанный срок позволяет инвестору-поставщику заключить государственные (муниципальные) контракты на территории региона.

4. В офсетном контракте указывается орган исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается, а также порядок определения
цены контракта.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 г. № 1441 в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 44-ФЗ порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара — юридическим лицом в соответствии со статьей 111.4 указанного Федерального закона, а так-же к порядку определения цены такого контракта»
устанавливает к начальной (максимальной) цене контракта следующие требования:
. если в отношении товара осуществляется тарифное регулирование, то предельная цена устанавливается с учетом правовых актов о таком регулировании и не может превышать цену, определенную в соответствии с ними;
. в иных случаях цена определяется с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а если товар реализуется на биржевых торгах, то не может превышать сформированную на них цену.

Цена контракта на поставку товара определяется исходя из предельной цены единицы товара и количества (объема) закупаемого товара.

5. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий
встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации» поставщиком-инвестором предоставляется обеспечение исполнения государственного контракта в части инвестиционных обязательств в размере от 2 до 5 % объема инвестиций. Государственный контракт может предусматривать выплату аванса, которая, в свою очередь, может быть обусловлена предоставлением поставщиком-инвестором обеспечения в размере аванса. Указанное обеспечение предоставляется отдельно от обеспечения, описанного выше и касающегося инвестиционных обязательств.

Первый офсетный контракт был заключен в Москве в 2017 г. с компанией «Биокад», сумма контракта — 14 млрд руб.

В рамках состоявшегося заседания Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения представителями Проектного офиса Минпромторга России было предложено обеспечить возможность заключения офсетных контрактов не только на региональном, но и на межрегиональном и федеральном уровнях, расширить срок действия контрактов при реализации экспортоориентированных проектов, снизить минимальный уровень инвестиций в экспортоориентированные проекты и установить фиксированные обязательства по осуществлению заказчиком закупки для обеспечения федеральных нужд. Данные меры, по мнению участников заседания, позволят сделать инвестиционно более привлекательными вложения в отечественное промышленное производство, расширить перечень продукции российского производства, в том числе на базе научно-промышленных кластеров с участием организаций ОПК.

В результате, согласно Протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарева № БО-П22-прВПК «Институту государственно-частного планирования совместно с Минобороны России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минстроем России, Минприроды России, Госкорпорацией «Роскосмос», Госкорпорацией «Внешэкономбанк», Фондом перспективных исследований, ФГУП «ВНИИ "Центр"», ФГБУ НИИ «Восход», ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» было поручено:
- продолжить разработку организационно-правовой основы для интенсификации процессов диверсификации организаций ОПК путем создания научно-промышленных кластеров двойного назначения, включая создание Центра компетенций по кластерам двойного назначения на базе Военного инновационного технополиса «ЭРА»
- оценить кластерный потенциал существующих региональных консорциумов предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назна- чения, в том числе, с участием организаций ОПК, выявить организацию-лидера кооперационного процесса, с целью распространения положительного опыта;
- подготовить предложения по корректировке методических указаний по формированию Программ инновационного развития (ПИР) путем включения в них требований о первоочередном и систематическом отборе интеллектуальных результатов НИОКР, созданных при выполнении государственных программ (ФЦП) и ГОЗ; ввода с 2019 г. системы экспертных заключений по оценке результативности ПИРов в части реализации в ПИРах интеллектуальных результатов НИОКР;
- разработать и применить на базе создаваемых научно-промышленных кластеров двойного назначения единый сквозной цикл научно-технологического развития, обеспеченный необходимыми и достаточными мерами государственной поддержки, с целью расширения перечня передовых технологий, имеющих критическое значение для стратегических отраслей промышленности, а также в целях «реализации совместного проекта участников промышленных кластеров по запуску производства компонентной базы с учетом необходимости достижения показателей прироста поставок указанной промышленной продукции предприятиям, расположенным на территории России» (согласно протоколу совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака от 31.01.2019 г. № ДК-П9-18пр);
- подготовить предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ № О промышленной политике в Российской Федерации».

Институту государственно-частного планирования совместно с Минэкономразвития России подготовить рекомендации для руководителей регионов по мерам и комплексным показателям эффективности поддержки производственных программ предприятий путем формирования гарантированного регионального заказа».

Журнал "Госзаказ: управление, размещение, обеспечение" № 56

Авторы Статьи:

Антипина Елена Александровна- руководитель Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения коллегии Военнопромышленной комиссии Российской Федерации, генеральный директор Института государственно-частного планирования.

Журенков Денис Александрович- начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП «ВНИИ «Центр» (Минпромторг России)

Шелоумов Михаил Александрович- к.ю.н, руководитель направления методологии государственных и корпоративных закупок ООО «Электронная торговая площадка «ГПБ»

Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Другие новости

Отменены приказы об утверждении типовых контрактов на проектные работы и строительство капитальных объектов

Диверсификация ОПК и реализация нацпроектов - чего ждать от предстоящего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»?

Состоялся восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»

Восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»

ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКУПОК РАБОТ В СФЕРЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА С ПРИМЕНЕНИЕМ IT-РЕШЕНИЯ IPM

Обучающий семинар в Ульяновске - Профессионализм заказчиков как фактор эффективности контрактной системы в сфере закупок

Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.

Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия

20 декабря 2019 , Обсуждались итоги работы банка в 2019 году и планы на будущий год.

18 ноября 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Коллективу Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И.И.Торопова Конструкторскому бюро исполняется 70 лет.

27 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ В ходе поездки вице-премьер посетил ряд предприятий и провёл серию совещаний по диверсификации производств судо- и авиастроения, а также о ходе реализации отдельных инвестиционных проектов.

13 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Заместитель Председателя Правительства посетил Военный инновационный технополис «Эра» в Анапе, где осмотрел построенные лаборатории, пообщался с операторами научных рот и провёл совещание об организации взаимодействия вузов и предприятий ОПК с Минобороны России при выполнении исследований и разработок на базе ВИТ«Эра».

12 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Коллективу АО «НПО “Высокоточные комплексы”» 12 февраля 2019 года исполняется 10 лет со дня образования АО «НПО “Высокоточные комплексы”».

1 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Юрий Борисов встретился с учёными Российской академии наук Обсуждались вопросы проведения научных исследований в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства.

22 января 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Обсуждались итоги работы банка в прошлом году и планы на последующий период.

28 декабря 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании планирования закупок по государственному оборонному заказу Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №571-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 7 июля 2018 года №1393-р. Федеральным законом устанавливается, что закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов и планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

13 октября 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушения исполнения государственных контрактов в сфере гособоронзаказа Распоряжение от 13 октября 2018 года №2201-р. Цель законопроекта – усиление контроля за реализацией государственных контрактов в сфере государственного оборонного заказа, повышение исполнительской дисциплины, предотвращение нарушений при его выполнении.

7 октября 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Вице-премьер рассказал победителям конкурса «Лидеры России» о структуре российского ОПК, его современном состоянии, основных проблемах и перспективах развития.

21 августа 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Форум проводится в четвёртый раз. В этом году более 1,2 тыс. российских и иностранных участников представили около 18 тыс. образцов своей продукции.

1

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Казаков Павел Иванович

магистрант, кафедра экономической теории, Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва

Золотарёва Вера Петровна

научный руководитель, канд. эконом. наук, доцент, кафедра экономической теории, Московский государственный университет путей сообщения

г. Москва

Оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) занимает особое место и играет заметную роль в развитии экономики и обеспечении национальной безопасности страны, заключающейся в защите ее независимости, государственной и территориальной целостности.

Главная задача функционирования ОПК определена как создание и производство современных конкурентоспособных вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), обеспечение перевооружения Вооруженных сил, других войск и формирований России и усиление позиций на мировом рынке вооружений.

В ОПК сосредоточена большая часть передовых технологий военного и гражданского назначения, сконцентрированы высококвалифицированные кадры отечественной научно-промышленной сферы. Общая численность работников, занятых в организациях ОПК, составляет около 2 млн. человек, в том числе около 1,3 млн. человек занято непосредственно в оборонных отраслях промышленности. Доля работников в возрасте до 35 лет составила в 2011 году около 27 % от общей численности работников ОПК. Средний возраст работников ОПК составил 46 лет. Возрастной состав работников предприятий ОПК представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Возрастной состав работников предприятий ОПК (%)

Организации ОПК сохраняют значительный научно-технический задел, позволяющий по ряду направлений совершить технологический прорыв (ядерные, лазерные, авиационные, космические технологии, специальные материалы и сплавы и др.). Критические направления развития технологической базы ОПК не только совпадают, но и зачастую формируют ключевые направления научно-технологического прогресса в целом.

В соответствии с действующей редакцией сводного реестра организаций ОПК, утвержденной приказом Минпромторга России от 05 февраля 2013 года № 137 к ОПК отнесены 1340 организаций . Ведомственная и отраслевая структура сводного реестра организаций ОПК представлена на рисунке 2 и 3 .

Важной частью программы развития предприятий ОПК на сегодняшний момент является техническое перевооружение производства и вклад средств в развитие инновационных технологий, без которых в ближайшем будущем невозможно будет производить продукцию нового поколения, сопоставимую или превосходящую по своим тактико-техническим характеристикам продукцию стран-конкурентов на рынке вооружений, которыми в настоящее время являются США, Франция, Англия, Германия и Израиль.

Рисунок 2. Ведомственная структура предприятий ОПК (шт.)

Рисунок 3. Отраслевая структура предприятий ОПК (%)

Основную составляющую финансового благополучия предприятия определяют средства выделяемые в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), безусловное выполнение которого является основной задачей стоящей перед оборонными промышленными предприятиями Российской Федерации. В настоящее время около 45 % объемов промышленной продукции ОПК - это продукция военного назначения, которая поставляется для внутренних нужд государственным заказчикам по регулируемым ценам, порядка 22 % поставляется по линии военно-технического сотрудничества (далее - ВТС), около 33 % - гражданская продукция в интересах таких важных сфер экономики, как транспорт, связь и телекоммуникации, отрасли ТЭК, здравоохранение и др.

Большой вклад в формирование бюджета организаций оборонной направленности вносит экспорт машинно-технической продукции, прежде всего, по линии ВТС Российской Федерации с иностранными государствами. Оборонный комплекс является одним из крупных и устойчивых источников поступления валютных финансовых средств за счет экспорта ВВСТ. Основные поставки продукции ОПК приходятся на страны Восточной Европы, Северной Африки и Китай. Статус одного из ключевых партнеров России в области ВТС сохраняет Индия. Недавнее подтверждение этого - подписание военных контрактов между Россией и Индией стоимостью почти 3 млрд. долл.

На мировом рынке вооружения Россия занимает лидирующие позиции. В 2012 году экспорт российского вооружения составил рекордные 14 млрд. долл., а сумма новых контрактов на поставку военной техники в третьи страны на сегодняшний день уже превышает 15 млрд. долл.

Многие оборонные предприятия России в рамках проведенной конверсии 90-х годов переориентировали часть своего производства на выпуск мирных товаров повседневного спроса. Прибыль, получаемая от реализации гражданской продукции, как правило, вкладывается в развитие предприятия, улучшение материально-технической части, подготовку производства, модернизацию оборудования, закупку нового высокотехнологичного оборудования, финансирование разработок новых видов продукции гражданского назначения. Например, выпуск продукции и предоставление услуг гражданского и двойного назначения предприятием ОАО «ВПК «НПО машиностроения» в 2011 году составил 15,1 % от общего объема производимой продукции в Корпорации. По программе инновационного развития на период до 2015 года объем выпуска продукции и услуг гражданского и двойного назначения должен вырасти еще в 1,5 раза .

Уровень государственной поддержки ОПК свидетельствует о том, что портфель заказов в сфере разработки и производства ВВСТ будет увеличиваться. В ближайшие годы российские военные предприятия получат до 3 трлн. рублей на модернизацию и техническое перевооружение. Именно такая сумма заложена в Федеральной целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы (ФЦП-2020).

Основная задача программы - обеспечить производство высокотехнологичной военной продукции, конкурентоспособной по своим боевым и эксплуатационным характеристикам. Вместе с тем, в 2011 году в России принята беспрецедентная по объемам финансирования (примерно 20 трлн. рублей) и характеру задач Государственная программа вооружения до 2020 года (ГПВ-2020). Самая масштабная в истории современной России госпрограмма в сфере ОПК призвана оснастить российскую армию современными средствами ведения боевых действий и, в конечном счете, привести ее к новому облику, в полной мере соответствующему общемировым тенденциям развития средств вооруженной борьбы.

Подводя общий итог можно сделать вывод что ситуация на предприятиях отечественного ОПК постепенно улучшается. Отрасль вышла из затяжного кризиса, разрабатывается и запускается в серию новые виды вооружений, растет экспорт российского ВВСТ. Государство полностью выполняет свои обязательства перед оборонными предприятиями, финансирование которых осуществляется в полном объеме заложенных в федеральном бюджете средств. В рамках программы ускоренного развития ОПК проводится масштабная реконструкция основных фондов, модернизация производственной и технологической базы.

Рост объемов закупок ВВСТ, в соответствии с ГПВ-2020, совершенствование размещения ГОЗ и ценообразования на продукцию военного назначения, выполнение мероприятий ФЦП-2020 в полном объеме, реализация программ инновационного развития компаний ОПК и продуктовой политики по выпуску конкурентоспособной гражданской техники, а также осуществление мер по профессиональной подготовке и закреплению кадров в ОПК позволяют прогнозировать в перспективе устойчивые темпы развития оборонного комплекса Российской Федерации.

Список литературы:

1.Годовой отчет ОАО «ВПК «НПО машиностроения» за 2012 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.npomash.ru/download/godotchet2012.pdf. (дата обращения: 25.09.13).

2.Довгучиц С.И. О развитии ситуации в ОПК в 2011 году, основных направлениях деятельности и задачах на ближайшую перспективу // Сборник. Оборонный комплекс РФ: состояние и перспективы развития. С. 213-224.

3.Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/647. (дата обращения 25.09.13).

Стокгольмский институт исследований проблем мира (СИПРИ) опубликовал доклад о ситуации в области производства и продажи оружия в мире. Одиннадцать российских компаний вошли в список 100 ведущих мировых производителей вооружений за 2014 г.

"РТИ Системы"

Место в рейтинге : 91

Продажи оружия, 2014 г. : $840 млн

ОАО "Концерн "РТИ Системы" — российская машиностроительная компания. Осуществляет научно-техническую и производственную деятельность в таких отраслях, как радиостроение и ракетная техника, комплексные системы связи и безопасности, приводная техника.

Создана в 2000 г. финансовой корпорацией "Система" на базе двух ведущих российских радиотехнических институтов — РТИ и НИИДАР — с целью "построить из института бизнес". Штаб-квартира компании расположена в Москве.

Предприятия концерна выпускают радиотехническую продукцию, аэрокосмические и наземные системы управления и связи, двигатели, низковольтную аппаратуру и др.

В числе направлений деятельности — создание информационных средств ракетно-космической обороны, организация технической эксплуатации систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны, механотроника.

Среди продукции, выпускаемой компаниями концерна, беспилотные летательные аппараты: "Кайра", "Авиус-1", "Вяхирь", "Форпост", на базе самолета Diamond DA42, радиофотонные РЛС терагерцового диапазона и т. д.

"Уралвагонзавод"

Место в рейтинге : 61

Продажи оружия, 2014 г: $1 450 млн

АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" — российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.

Головное предприятие — завод "Уралвагонзавод", расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области.

Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции.

Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники.

Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособорнэкспорт».

АО "Концерн Радиоэлектронные технологии"


Место в рейтинге : 45

Продажи оружия, 2014 г .: $2 240 млн

АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) входит в состав Государственной корпорации "Ростехнологии" (Ростех).

Сегодня КРЭТ объединяет 97 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.

Предприятия Концерна расположены по всей территории России, от Санкт-Петербурга до Владивостока, а общая численность их сотрудников составляет около 50 тыс. человек.

В настоящее время КРЭТ выпускает широкую линейку продуктов, которые можно разделить на следующие сегменты: системы и комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО); средства радиоэлектронной борьбы и разведки (РЭБ); радиолокационные станции (РЛС); системы и средства государственного опознавания (ГО); измерительная аппаратура различного назначения (ИА); разъемы, электрические соединители и кабельная продукция (СК).

НПО "Высокоточные комплексы"


Место в рейтинге : 39

Продажи оружия, 2014 г .: $2 350 млн

Холдинг АО "НПО "Высокоточные комплексы" образован в 2009 г. с целью консолидации научно-технического потенциала группы профильных предприятий для создания, на основе инноваций и технологической модернизации существующей производственной базы, перспективных вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий. Входит в состав гоcкорпорации "Ростех".

В холдинг АО "НПО «Высокоточные комплексы" входят 19 предприятий, численность персонала более 45 тыс. человек.

Основная сфера деятельности предприятий - разработка, производство, модернизация, ремонт и реализация вооружения, военной и специальной техники по нескольким направлениям:

. оперативно-тактические ракетные комплексы, зенитные ракетные, включая переносные, ракетно-пушечные и ракетно-артиллерийские комплексы ближнего действия и малой дальности для Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота ("Искандер-М", "Панцирь С-1", "Игла-С");

. противотанковые ракетные комплексы и комплексы штурмового вооружения ("Корнет", "Хризантема", "Конкурс" и т. д.);

. комплексы управляемого артиллерийского вооружения ("Краснополь", "Китолов");

. комплексы вооружения бронетанковой техники, боевые отделения легкобронированной техники ("Бережок", "Бахча", комплексы активной защиты "Арена", "Дрозд");

. аппаратура информационного обеспечения и другие образцы ВВСТ.

Объединенная двигателестроительная корпорация


Место в рейтинге : 38

Продажи оружия, 2014 г .: $2 600 млн

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" — интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты.

Объединенная двигателестроительная корпорация является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации "Оборонпром", входящей в государственную корпорация "Ростех".

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" осуществляет разработку, производств и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей.

Деятельность корпорации на данный момент сосредоточена в следующих ключевых бизнес-направлениях: двигатели для военной авиации, двигатели наземного применения, вертолетные двигатели, двигатели для гражданской авиации, ракетные двигатели, короткоресурсные газотурбинные двигатели, морские газотурбинные двигатели.

ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"


Место в рейтинге : 34

Продажи оружия, 2014 г. : $2 810 млн

ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) — российская компания, один из крупнейших производителей вооружений. Штаб-квартира компании расположена в городе Королёве (Московская область).

Стратегической целью создания объединения стало сохранение и развитие научно-производственного потенциала ракетостроения, обеспечение обороноспособности государства, мобилизации ресурсов для создания высокоэффективных управляемых ракет и комплексов вооружения воздушного, наземного, морского базирования, усиления позиций России на мировом рынке вооружений.

Корпорация - признанный лидер в разработке и производстве высокоточного оружия, объединяющая 32 предприятия оборонно-промышленного комплекса России.

Приоритетные направления деятельности корпорации "Тактическое ракетное вооружение":

- разработка, производство, модернизация гиперзвуковых систем вооружения, комплексов стратегического и тактического авиационного высокоточного оружия класса "воздух-поверхность", "воздух-воздух" и унифицированных систем морского вооружения, отечественной ракетно-космической техники и радиоэлектронного вооружения, а также продукции, созданной на основе технологий двойного назначения в сферах аэрокосмических, информационных технологий и возобновляемой энергетики;

- ремонт, сервисное обслуживание ранее произведенной продукции;

- обеспечение лицензионного производства поставляемой на экспорт продукции военного назначения.

Объединенная приборостроительная корпорация


Место в рейтинге : 24

Продажи оружия, 2014 г. : $3 640 млн

"Объединенная приборостроительная корпорация" — российская государственная корпорация, создана в марте 2014 г. в составе Государственной корпорации "Ростех" как специализированная управляющая компания, под эгидой которой объединены научные и производственные структуры радиоэлектронной промышленности России.

На сегодня в контуре управления ОПК - более 60 предприятий и научных организаций радиоэлектронной отрасли.

Среди основных проектов которые ведет сегодня ОПК - создание армейской связи 6 поколения и современных комплексов бортовой связи для авиации, в частности, для истребителя Т50.

Создание современных радиолокационных комплексов для разведки и мониторинга различного назначения, в том числе, радиолокационных комплексов для самолетов А-50У и А-100.

Разработка и внедрение новых технологий в производстве систем и средств связи, телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники.

Один из самых значимых проектов ОПК - организация серийного производства высокоплотной электроники нового поколения - компактных 3D-микросистем.

"Вертолеты России"


Место в рейтинге : 23

Продажи оружия, 2014 г .: $3 890 млн

АО "Вертолеты России" — российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. АО "Вертолеты России" является дочерней компанией ОАО ОПК "Оборонпром", входящего в состав государственной корпорации "Ростех".

География "Вертолетов России" охватывает всю страну.

В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами.

Головной офис "Вертолетов России" расположен в Москве.

Холдинг "Вертолеты России" образован в 2007 г., но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.

По состоянию на 2014 г. предприятия "Вертолетов России" выпустили 24% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 35% мирового парка боевых и 50% средних военно-транспортных вертолетов.

В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга "Вертолеты России" составляет рекордные 71% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 69% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).

Объединенная судостроительная корпорация


Место в рейтинге : 15

Продажи оружия, 2014 г. : $5 980 млн

Объединенная судостроительная корпорация - это 80% всех судостроительных проектов в России. ОСК объединяет лучшие судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро.

В военном кораблестроении - обеспечение нужд ВМФ России, проектирование и строительство флота XXI века. Значительная доля продукции военного назначения ОСК идет на экспорт.

В гражданском судостроении - буровые и добычные платформы, шельфовая техника, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях.

Проектно-конструкторские бюро ОСК имеют богатый опыт инновационных разработок в области кораблестроения и производства морской техники. К услугам заказчиков десятки уникальных инновационных проектов, не имеющих мировых аналогов, и сотни уже опробованных в серии проектов судов.

Объединенная авиастроительная корпорация


Место в рейтинге : 14

Продажи оружия, 2014 г. : $6 110 млн

ПАО "Объединенная авиастрои́тельная корпорация"— российское публичное акционерное общество, объединяющее крупнейшие авиастроительные предприятия России.

На сегодняшний день ОАК включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды как "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев" а также новые - SSJ, МС-21.

Приоритетные направления деятельности Корпорации - разработка, производство, испытания и сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения.

В сфере работы компаний ОАК - модернизация, ремонт и утилизация воздушных судов, подготовка кадров и повышение квалификации летного состава.

На сегодняшний день наибольший удельный вес в структуре производства занимает продукция военного назначения, как для Министерства обороны РФ, так и для иностранных заказчиков. При этом с 2013 г. основная доля поставок военной техники приходится на внутренний рынок.

"Алмаз-Антей"


Место в рейтинге: 11

Продажи оружия, 2014 г. : $8 840 млн

АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" — российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения.

Предприятия, собранные в концерн, разрабатывают, производят и модернизируют зенитно-ракетное и радиолокационное оборудование и его компоненты (основная сфера деятельности концерна — противовоздушная оборона).

Кроме того, задачи концерна включают реализацию, сопровождение эксплуатации, ремонт и утилизацию для федеральных государственных нужд и иностранных заказчиков систем, комплексов и средств противовоздушной обороны и средств не стратегической противоракетной обороны.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы