01.02.2021

Положение об отделе внутреннего аудита. Положение о службе внутреннего аудита


УТВЕРЖДЕНО Советом директоров Открытого акционерного общества "_____________________________" Протокол от "__"___________ 200__ г.

ПОЛОЖЕНИЕ о службе внутреннего контроля и аудита Открытого акционерного общества "____________________"

Настоящее Положение о службе внутреннего контроля и аудита Открытого акционерного общества "_____________" (далее - "Положение") утверждено "___"_______ 200__ г. решением Совета директоров Открытого акционерного общества "______________" (далее - "Общество").

Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Кодексом корпоративного поведения от 4 апреля 2002 г., действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами Общества.

Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности службы внутреннего контроля и аудита Общества.

Статья 1. Общие положения

1.1. Служба внутреннего контроля и аудита является вспомогательным органом Совета директоров Общества, осуществляющим внутренний контроль за деятельностью Общества в целях защиты капиталовложений акционеров и активов Общества, а также обеспечения соответствия финансово-хозяйственной деятельности Общества требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним документам Общества, в частности, финансово-хозяйственному плану (бизнес-плану) и инвестиционной программе Общества.

1.2. На Службу внутреннего контроля и аудита также возлагаются задачи по повышению эффективности и качества работы Совета директоров в направлении обеспечения открытой коммуникации с независимым аудитором, Ревизионной комиссией, структурными подразделениями бухгалтерского учета посредством предварительного рассмотрения и подготовки рекомендаций Совету директоров по следующим вопросам:

Риски, связанные с полнотой раскрытия информации;

Финансовая отчетность;

Внешний независимый аудит, внутренний аудит;

Процедуры внутреннего контроля.

1.3. В настоящем Положении под внутренним контролем понимается самостоятельный контроль Общества за надлежащим осуществлением финансово-хозяйственной деятельности его структурными подразделениями, органами управления, должностными лицами и работниками Общества.

1.4. Общество должно обеспечить создание и эффективное функционирование системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Финансово-хозяйственные операции Общества должны соответствовать законодательству Российской Федерации, внутренним документам Общества и отвечать коммерческим интересам Общества и его акционеров.

1.5. Количественный и персональный состав Службы внутреннего контроля и аудита определяется по решению Совета директоров Общества.

1.6. Для руководства деятельностью Службы внутреннего контроля и аудита Общества избирается Председатель. Председатель Службы внутреннего контроля и аудита Общества избирается членами Совета директоров Общества из их числа.

1.7. Председатель Службы внутреннего контроля и аудита Общества организует работу Службы внутреннего контроля и аудита, подписывает (визирует) документы, поступившие на рассмотрение в Службу внутреннего контроля и аудита в соответствии с ее компетенцией, отчитывается перед Советом директоров о результатах проведенной работы.

Статья 2. Цели и задачи внутреннего контроля и аудита

2.1. Основными целями внутреннего контроля и аудита Общества являются:

2.1.1) обеспечение доверия акционеров, инвесторов, контрагентов к Обществу, его органам управления, должностным лицам;

2.1.2) защита капиталовложений акционеров (инвесторов) и активов Общества.

2.2. Основными задачами внутреннего контроля и аудита Общества являются:

2.2.1) обеспечение эффективной и прозрачной системы управления Обществом, контроль за надлежащим выполнением решений органов управления Общества;

2.2.2) принятие своевременных и эффективных мер, направленных на предупреждение и устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности Общества, злоупотреблений со стороны органов управления и должностных лиц Общества;

2.2.3) разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Общества;

2.2.4) принятие мер по минимизации рисков, обусловленных финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

2.2.5) обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой Обществом;

2.2.6) подбор и оценка кандидатур независимого аудитора Общества, выработка основных условий договора, заключаемого с независимым аудитором Общества.

Статья 3. Компетенция Службы внутреннего контроля и аудита Общества

3.1. В компетенцию Службы внутреннего контроля и аудита Общества входят следующие вопросы:

3.1.1) ежедневный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

3.1.2) предварительный контроль за совершением Обществом нестандартных операций (сделок), т.е. операций, не предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;

3.1.3) последующий контроль за совершением Обществом операций (сделок), предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;

3.1.4) проведение проверок соблюдения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества;

3.1.5) выявление фактов нарушения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества, а также предложение мер по их устранению;

3.1.6) информирование Совета директоров Общества о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, о фактах незаконного использования информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, инсайдерской информации, а также о нарушениях прав акционеров (инвесторов) Общества;

3.1.7) предварительный анализ содержания отчетности либо финансовой документации, предоставляемой Обществом в соответствии с действующим законодательством государственным органам и акционерам на предмет полноты и достоверности содержащейся в ней информации;

3.1.8) оценка предложений по кандидатурам внешних независимых аудиторов, исходя из анализа профессиональной деятельности различных аудиторов, их предложений по сфере аудита и планам аудита, содержания и условий предоставления ими услуг, контроль за проведением тендера (в случае проведения тендера) с целью подбора и вынесения на рассмотрение Совета директоров кандидатуры аудитора для дальнейшего утверждения на Общем собрании акционеров. Выработка рекомендаций по основным условиям договора, заключаемого с внешним независимым аудитором;

3.1.9) формирование и представление Совету директоров мнения о независимости внешнего аудитора Общества;

3.1.10) заслушивание и обсуждение мнения внешнего независимого аудитора о возможности возникновения существенных рисков для Общества и адекватности действий менеджмента Общества по их контролю и минимизации;

3.1.11) рассмотрение отчетов внешнего независимого аудитора об оценке финансово-хозяйственной деятельности Общества;

3.1.12) рассмотрение отчетов структурного подразделения Общества, осуществляющего функции финансового контроля, о выполнении финансового плана Общества;

3.1.13) заслушивание точки зрения внешнего независимого аудитора об адекватности учетной политики Общества в отношении доходов Общества, активов и признания обязательств Общества;

3.1.14) рассмотрение и обсуждение с привлечением структурных подразделений бухгалтерского учета и менеджмента Общества с аудиторами результатов аудита, всех сведений и данных, содержащихся в аудиторском заключении (отчете) перед их вынесением на рассмотрение Совету директоров, а также надзор за учетом рекомендаций аудитора менеджментом Общества.

3.2. Служба внутреннего контроля и аудита вправе проводить предварительную экспертизу планируемых операций (сделок) на предмет их эффективности и вероятности непредвиденных убытков при реализации нестандартных операций Общества. По итогам предварительной экспертизы Службой внутреннего контроля и аудита могут быть даны рекомендации для предотвращения или минимизации рисков.

Статья 4. Права сотрудников Службы внутреннего контроля и аудита

4.1. В целях осуществления своей деятельности сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита имеют право:

4.1.1) получать от должностных лиц и работников Общества, в том числе от исполнительного органа Общества, все необходимые документы, включая:

Протоколы заседаний органов управления Обществом, приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителем Общества;

Договоры, акты, контракты и иные документы, связанные с заключаемыми Обществом сделками;

Бухгалтерскую отчетность, финансовые, учредительные, правоустанавливающие документы;

Жалобы, заявления, обращения акционеров и иных лиц, а также ответы на них;

4.1.2) получать информацию от работников, должностных лиц и членов исполнительного органа Общества, связанную с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей;

4.1.3) привлекать при необходимости, с разрешения руководителя соответствующего структурного подразделения Общества, работников структурных подразделений для решения задач внутреннего контроля;

4.1.4) получать от работников проверяемых структурных подразделений, должностных лиц, членов исполнительного органа Общества письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проводимой проверки;

4.1.5) в случае обнаружения нарушений должностными лицами и работниками Общества при осуществлении ими трудовых (должностных) обязанностей законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества выдавать письменные предписания об устранении обнаруженных нарушений с указанием срока выполнения предписания, а также уведомлять Совет директоров Общества обо всех выявленных нарушениях;

4.1.6) осуществлять иные права, необходимые им для выполнения возложенных на них функций.

Статья 5. Обязанности сотрудников Службы внутреннего контроля и аудита

5.1. Сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита обязаны:

5.1.1) осуществлять последующий контроль за каждой финансово-хозяйственной операцией Общества, а также предварительный контроль за нестандартными операциями путем проведения анализа документов и материалов, содержащих сведения о финансово-хозяйственных операциях Общества;

5.1.2) самостоятельно или совместно с должностными лицами Общества проверять факты нарушения должностными лицами и работниками Общества законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;

5.1.3) в пределах своей компетенции разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений, осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;

5.1.4. обеспечивать полное документирование каждого факта нарушений и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарной и иной ответственности;

5.1.5) обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений Общества документов;

5.1.6) представлять заключения и отчеты по итогам проверок Совету директоров Общества и руководителям соответствующих структурных подразделений для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных работников и должностных лиц Общества;

5.1.7) способствовать изучению должностными лицами и работниками Общества, исходя из их служебных обязанностей, требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;

5.1.8) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, надлежащим образом выполнять свои функции и обязанности, установленные настоящим Положением.

Статья 6. Обязанности работников и должностных лиц Общества при осуществлении сотрудниками Службы внутреннего контроля и аудита своих полномочий

6.1. Работники и должностные лица Общества обязаны предоставлять Службе внутреннего контроля и аудита информацию и материалы по каждой финансово-хозяйственной операции, осуществленной Обществом, в срок не позднее трех дней с момента осуществления операции, за исключением нестандартных операций.

6.2. Работники и должностные лица Общества обязаны предварительно, до совершения нестандартных операций, уведомлять Службу внутреннего контроля и аудита Общества о возможности совершения Обществом указанных операций с приложением всех необходимых документов и обоснованием их совершения.

6.3. Работники и должностные лица Общества обязаны оказывать сотрудникам Службы внутреннего контроля и аудита Общества содействие при осуществлении их полномочий, в частности, предоставлять любую запрашиваемую информацию.

6.4. Работники Общества, которым стали известны факты нарушения Обществом в процессе финансово-хозяйственной деятельности законодательства и внутренних документов Общества, обязаны незамедлительно довести эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и руководителя Службы внутреннего контроля и аудита Общества.

6.5. Если при осуществлении Обществом сделок у работников, непосредственно участвующих в исполнении сделки, возникают обоснованные сомнения в соответствии конкретной сделки или ее части требованиям законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, им необходимо провести согласование указанной сделки со Службой внутреннего контроля и аудита Общества.

Статья 7. Требования, предъявляемые к сотрудникам Службы внутреннего контроля и аудита Общества.

7.1. Лицо, назначаемое на должность сотрудника Службы внутреннего контроля и аудита Общества, должно соответствовать следующим требованиям:

7.1.1) обладать безупречной репутацией, не иметь судимости за преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также не привлекаться к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

7.1.2) иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование;

7.1.3) не являться участником, членом органов управления и (или) работником юридических лиц - конкурентов Общества.

7.2. На должность руководителя Службы внутреннего контроля и аудита Общества может быть назначено лицо, имеющее стаж работы в соответствии с полученным образованием не менее пяти лет.

Статья 8. Отчетность Службы внутреннего контроля и аудита Общества

8.1. Служба внутреннего контроля и аудита Общества не реже одного раза в квартал предоставляет письменный отчет о проделанной работе Совету директоров Общества.

Отчет должен содержать следующие сведения:

8.1.1) о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;

8.1.2) нарушениях прав акционеров Общества (инвесторов);

8.1.3) фактах незаконного использования служебной информации, составляющей коммерческую тайну, либо инсайдерской информации работниками и должностными лицами Общества;

8.3. Не позднее 30 дней после окончания финансового года Служба внутреннего контроля и аудита представляет письменный годовой отчет Совету директоров Общества о своей деятельности за прошедший финансовый год.

8.4. Годовой отчет Службы внутреннего контроля и аудита Общества может содержать план работы на последующий период.

Статья 9. Процедура утверждения и изменения положения

9.1. Настоящее Положение утверждается Советом директоров Общества.

9.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются Советом директоров Общества. Предложения о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение вносятся в порядке, предусмотренном положением о Совете директоров Общества.

9.3. Если в результате изменения законодательства и нормативных актов Российской Федерации отдельные статьи настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти статьи утрачивают силу и до момента внесения изменений в Положение Служба внутреннего контроля и аудита будет руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

  • 1. Общие положения
  • 1.1. Настоящее Положение о Службе внутреннего аудита Общества, является локальным нормативным документом, определяющим правовой статус, основные задачи, функции, права и ответственность Службы внутреннего аудита. Положение также определяет конкретные трудовые функции начальника Службы внутреннего аудита по организации выполнения задач и функций Службы внутреннего аудита в пределах предоставленных прав и установленной ответственности в соответствии с заключенным с начальником Службы внутреннего аудита трудовым договором.
  • 1.2. Под внутренним аудитом понимается организованная и регламентированная внутренними документами деятельность Общества по оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информационных систем и информационной безопасности, а также оказанию внутренних консультаций, направленных на совершенствование деятельности Общества по перечисленным выше вопросам.
  • 1.3. Результатом деятельности Службы внутреннего аудита является объективная и независимая оценка (мнение аудитора) по вопросам, относящимся к компетенции внутреннего аудита, выраженная в форме отчетов, актов проверок, аналитических справок, в частности:
  • 1.3.1. Об эффективности системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информации и коммуникаций, управления рисками;
  • 1.3.2. Об эффективности деятельности подразделений Общества, с точки зрения достижения поставленных задач;
  • 1.3.3. О степени и характере рисков, сопутствующих реализуемым проектам;
  • 1.3.4. О сохранности и ликвидности имущества и иных активов;
  • 1.3.5. О достоверности предоставляемой отчетности;
  • 1.3.6. Об эффективности бизнеса;
  • 1.3.7 О состоянии имиджа Общества и т. д.
  • 1.4. Потребителями результатов деятельности внутреннего аудита являются:
  • 1.4.1. Совет директоров Общества, Комитеты Совета директоров Общества;
  • 1.4.2. Высший менеджмент, менеджмент среднего звена и сотрудники Общества (в части получения консультаций);
  • 1.4.3. Внешние аудиторы (в части информации, необходимой при проведении аудита либо снижающей объем аудиторских процедур).
  • 1.5. Служба внутреннего аудита является структурным подразделением Общества.
  • 1.6. Служба внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется:
  • 1.6.1. Действующим законодательством РФ;
  • 1.6.2. Уставом Общества;
  • 1.6.3. Решениями Совета директоров Общества;
  • 1.6.4. Положением о системе внутреннего контроля;
  • 1.6.5. Настоящим Положением;
  • 1.6.6 Решениями Правления Общества, приказами и распоряжениями Генерального директора в части, не противоречащей настоящему Положению.
  • 1.6.7 Стандартами профессиональной деятельности Института внутренних аудиторов, Кодексом этики внутренних аудиторов, иными регулирующими и нормативными актами, лучшей мировой практикой в области внутреннего аудита (в части, не противоречащей настоящему Положению);
  • 1.6.8. Стандартами системы управления качеством, разработанными Международной организацией по стандартизации.
  • 1.7. Служба внутреннего аудита имеет план работы и бюджет, утверждаемый Комитетом по аудиту.
  • 2. Задачи подразделения.
  • 2.1. Основными задачами внутреннего контроля и аудита Общества являются:
  • 2.2. Обеспечение эффективной и прозрачной системы управления Обществом, контроль за надлежащим выполнением решений органов управления Общества;
  • 2.3. Принятие своевременных и эффективных мер, направленных на предупреждение и устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности Общества, злоупотреблений со стороны органов управления и должностных лиц Общества;
  • 2.4. Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Общества;
  • 2.5. Принятие мер по минимизации рисков, обусловленных финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • 2.6. Обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой Обществом;
  • 2.7. Подбор и оценка кандидатур независимого аудитора Общества, выработка основных условий договора, заключаемого с независимым аудитором Общества.
  • 3. Структура подразделения.
  • 3.1. Служба внутреннего аудита возглавляет Руководитель Службы внутреннего аудита (далее по тексту - «Руководитель СВА»).
  • 3.2. На время отсутствия Руководителя СВА его функции исполняет лицо, назначаемое Руководителем СВА из числа сотрудников Отдела.
  • 3.3. В целях обеспечения объективности и независимости своей деятельности Руководитель СВА функционально подчиняется Комитету по аудиту, административно - Генеральному директору Общества.
  • 3.4. Функциональная подчиненность Руководителя СВА Комитету по аудиту является главным основанием его независимости и полномочий.
  • 3.5. Административная подчиненность Руководителя СВА Генеральному директору Общества имеет целью обеспечение текущей деятельности Отдела
  • 3.6. Руководитель Службы внутреннего аудита обязан иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
  • 3.7. Подбор сотрудников в Службу внутреннего аудита проводит руководитель Службы внутреннего аудита, согласно утвержденной структуре и штату Службы внутреннего аудита.
  • 3.8. Руководители структурных подразделений Службы внутреннего аудита обязаны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
  • 3.9. Специалистам Службы внутреннего аудита рекомендуется иметь высшее образование или опыт работы в области аудиторской деятельности 5-6 лет.
  • 4. Функции подразделения.
  • 4.1. Основными функциями Службы внутреннего аудита являются:
  • 4.1. Контроль за соответствием совершенных в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях финансовых и хозяйственных операций интересам Общества с целью защиты активов Общества.
  • 4.2. Проверка бухгалтерской и оперативной информации, предоставляемой подразделениями исполнительного аппарата, филиалами и представительствами Общества, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составление на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам.
  • 4.3. Проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества Общества, включая оценку организации процессов учета, эффективности использования, исполнения решений органов управления Общества, в отношении использования активов, оценку текущей ликвидности активов.
  • 4.4. Независимая оценка и анализ финансового состояния Общества в целом, его филиалов и структурных подразделений.
  • 4.5. Контроль за сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и крупными сделками.
  • 4.6. Контроль за исполнением процедур внутреннего контроля и анализ эффективности системы внутреннего контроля в целом, а также и эффективности контроля отдельных стратегических проектов и направлений деятельности Общества.
  • 4.7. Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества.
  • 4.8. Разработка методологий по организации системы внутреннего контроля в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях и оказание консультаций по их внедрению.
  • 4.9. Активное содействие Совету директоров Общества, Комитету по аудиту и менеджменту Обществу, путем оказания соответствующих консультаций.
  • 4.10. Выявление, классификация и анализ рисков в сфере финансово-экономической деятельности в ходе внутренних аудиторских проверок, разработка предложений по их снижении.
  • 4.11. Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества.
  • 4.12. Взаимодействие с Ревизионной комиссией Общества и внешними аудиторами, осуществляемое при посредстве Комитета по аудиту Общества.
  • 4.13. Обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе.
  • 4.14. Своевременное информирование Комитета по аудиту и генерального директора о выявленных отклонениях и нарушениях в деятельности Общества, а также представление предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверок и мониторинга нарушений, недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
  • 4.15. Анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов Общества, оценка применяемости стандартов, регламентов и методик, утвержденных и действующих в Обществе.
  • 4.16. Оценка соответствия действий сотрудников Общества, принятым нормам корпоративной и деловой этики, стратегическим целям Общества, интересам акционеров.
  • 4.17. Подтверждение достоверности данных финансовой отчетности, входящих в состав информации, которая подлежит раскрытию Обществом.
  • 4.18. Осуществление внутреннего контроля в дочерних и зависимых компаниях (Д3О) Общества через избранных в состав Ревизионных комиссий Д3О представителей Общества.
  • 4.19. Обеспечение эффективных коммуникаций, в рамках своих функций, с Советом директоров Общества, Комитетом по аудиту, в целях обеспечения Совета директоров Общества и Комитета по аудиту объективной, своевременной, полной и качественной информацией для принятия решений и получения обоснованной уверенности в оценке степени достижении Обществом поставленных целей.
  • 4.20. Оказание консультаций менеджменту Общества, по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита, при условии сохранения независимости и объективности внутреннего аудита.
  • 4.21. Оценка соответствия действующих в Обществе, внутренних организационно-распорядительных документов действующему законодательству, требованиям регулирующих организаций, лучшей мировой практике, решениям органов управления, стратегическим целям Общества, интересам акционеров.
  • 4.22. Оценка размера упущенной выгоды и ущерба, причиненного Обществу, действиями сотрудников и третьих лиц.
  • 5. Компетенция подразделения.
  • 5.1. В компетенцию Службы внутреннего контроля и аудита Общества входят следующие вопросы:
  • 5.1.1. Ежедневный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • 5.1.2. Предварительный контроль за совершением Обществом нестандартных операций (сделок), т.е. операций, не предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
  • 5.1.3. Последующий контроль за совершением Обществом операций (сделок), предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
  • 5.1.4. Проведение проверок соблюдения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества;
  • 5.1.5. Выявление фактов нарушения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества, а также предложение мер по их устранению;
  • 5.1.6. Информирование Совета директоров Общества о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, о фактах незаконного использования информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, инсайдерской информации, а также о нарушениях прав акционеров (инвесторов) Общества;
  • 5.1.7. Предварительный анализ содержания отчетности либо финансовой документации, предоставляемой Обществом в соответствии с действующим законодательством государственным органам и акционерам на предмет полноты и достоверности содержащейся в ней информации;
  • 5.1.8. Оценка предложений по кандидатурам внешних независимых аудиторов, исходя из анализа профессиональной деятельности различных аудиторов, их предложений по сфере аудита и планам аудита, содержания и условий предоставления ими услуг, контроль за проведением тендера (в случае проведения тендера) с целью подбора и вынесения на рассмотрение Совета директоров кандидатуры аудитора для дальнейшего утверждения на Общем собрании акционеров. Выработка рекомендаций по основным условиям договора, заключаемого с внешним независимым аудитором;
  • 5.1.9. Формирование и представление Совету директоров мнения о независимости внешнего аудитора Общества;
  • 5.1.10. Заслушивание и обсуждение мнения внешнего независимого аудитора о возможности возникновения существенных рисков для Общества и адекватности действий менеджмента Общества по их контролю и минимизации;
  • 5.1.11. Рассмотрение отчетов внешнего независимого аудитора об оценке финансово-хозяйственной деятельности Общества;
  • 5.1.12. Рассмотрение отчетов структурного подразделения Общества, осуществляющего функции финансового контроля, о выполнении финансового плана Общества;
  • 5.1.13. Заслушивание точки зрения внешнего независимого аудитора об адекватности учетной политики Общества в отношении доходов Общества, активов и признания обязательств Общества;
  • 5.1.14. Рассмотрение и обсуждение с привлечением структурных подразделений бухгалтерского учета и менеджмента Общества с аудиторами результатов аудита, всех сведений и данных, содержащихся в аудиторском заключении (отчете) перед их вынесением на рассмотрение Совету директоров, а также надзор за учетом рекомендаций аудитора менеджментом Общества.
  • 5.2. В целях осуществления своей деятельности сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита имеют право:
  • 5.2.1. Получать от должностных лиц и работников Общества, в том числе от исполнительного органа Общества, все необходимые документы, включая:
    • - протоколы заседаний органов управления Обществом, приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителем Общества;
    • - договоры, акты, контракты и иные документы, связанные с заключаемыми Обществом сделками;
    • - бухгалтерскую отчетность, финансовые, учредительные, правоустанавливающие документы;
    • - жалобы, заявления, обращения акционеров и иных лиц, а также ответы на них.
  • 5.2.2. Получать информацию от работников, должностных лиц и членов исполнительного органа Общества, связанную с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей;
  • 5.2.3. Привлекать при необходимости, с разрешения руководителя соответствующего структурного подразделения Общества, работников структурных подразделений для решения задач внутреннего контроля;
  • 5.2.4. Получать от работников проверяемых структурных подразделений, должностных лиц, членов исполнительного органа Общества письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проводимой проверки;
  • 5.2.5. В случае обнаружения нарушений должностными лицами и работниками Общества при осуществлении ими трудовых (должностных) обязанностей законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, выдавать письменные предписания об устранении обнаруженных нарушений с указанием срока выполнения предписания, а также уведомлять Совет директоров Общества обо всех выявленных нарушениях;
  • 5.2.6. Осуществлять иные права, необходимые им для выполнения возложенных на них функций.
  • 5.3. Сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита обязаны:
  • 5.3.1. Осуществлять последующий контроль за каждой финансово-хозяйственной операцией Общества, а также предварительный контроль за нестандартными операциями путем проведения анализа документов и материалов, содержащих сведения о финансово-хозяйственных операциях Общества;
  • 5.3.2. Самостоятельно или совместно с должностными лицами Общества проверять факты нарушения должностными лицами и работниками Общества законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
  • 5.3.3. В пределах своей компетенции разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений, осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;
  • 5.3.4. Обеспечивать полное документирование каждого факта нарушений и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарной и иной ответственности;
  • 5.3.5. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений Общества документов;
  • 5.3.6. Представлять заключения и отчеты по итогам проверок Совету директоров Общества и руководителям соответствующих структурных подразделений для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных работников и должностных лиц Общества;
  • 5.3.7. Способствовать изучению должностными лицами и работниками Общества, исходя из их служебных обязанностей, требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
  • 5.3.8. Соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, надлежащим образом выполнять свои функции и обязанности, установленные настоящим Положением.
  • 6. Ответственность.
  • 6.1. Работники Службы внутреннего аудита несут ответственность:
  • 6.1.1. За ущерб, причиненный Обществу в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций, разглашения конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, или иные действия, противоречащие действующему законодательству, Уставу Общества, настоящему Положению;
  • 6.1.2. Искажение либо сокрытие существенных нарушений, которые могут повлечь за собой или повлекли материальный ущерб Обществу;
  • 6.1.3. Использование служебного положения в корыстных целях;
  • 6.1.4. Недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
  • 6.2. За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей и другие нарушения действующих в Обществе норм и правил на сотрудника СВА может быть наложено взыскание в форме, определяемой действующими организационно - распорядительными документами Общества и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налагается приказом Генерального директора Общества на основе представления Руководителя СВА;
  • 7. Основные взаимоотношения отдела аудита с другими подразделениями
  • 7.1. Взаимоотношения СВА с комитетом по аудиту. Комитет по аудиту:
  • 7.1.1. Одобряет Положение о Службе внутреннего аудита, изменения и дополнения к нему и выносит его на утверждение Совета директоров Общества;
  • 7.1.2. Одобряет организационную структуру, годовой план работы и бюджет Отдела, систему оплаты труда персонала Отдела и выносит их на утверждение Совета директоров Общества;
  • 7.1.3. Получает отчеты от Руководителя СВА по результатам деятельности Отдела, включая встречи с Руководителем СВА в конфиденциальном формате без присутствия менеджмента Общества;
  • 7.1.4. Одобряет кандидатуру Руководителя СВА, условия трудового соглашения (контракта) с ним и выносит на утверждение Совета директоров Общества;
  • 7.1.5. Формирует предложения о поощрении (взысканиях) Руководителя СВА для Рассмотрения на Совете директоров Общества;
  • 7.1.6. Выносит на рассмотрение Совета директоров Общества предложение о прекращении полномочий Руководителя СВА;
  • 7.1.7. Осуществляет необходимые коммуникации с менеджментом Общества и Руководителем СВА, чтобы определить, имеются ли препятствия или бюджетные ограничения, которые ограничивают возможности Службы выполнять свои функции.
  • 7.2. Взаимоотношения СВА с Генеральным директором Общества включают в себя:
  • 7.2.1. Обеспечение исполнения бюджета Службы и ведение управленческого учета;
  • 7.2.2. Обеспечение выполнения административных операций по управлению персоналом Службы;
  • 7.2.3 Обеспечение Службы необходимыми внутренними коммуникациями и информационным обслуживанием;
  • 7.2.4. Обеспечение необходимых условий труда для сотрудников Службы.

«ЯТЭК»

г. Москва

Общие положения. Настоящее Положение о внутреннем аудите (далее - «Положение») устанавливает общие правила осуществления внутреннего аудита, определяет цели, задачи и организационный статус, функции подразделения, осуществляющего функции внутреннего аудита, определяет его права и обязанности, а также других сотрудников Открытого акционерного общества «ЯТЭК» (далее – «Общество») при взаимодействии с последним. Настоящее Положение разработано в соответствии с , Уставом Общества и внутренними документами Общества с учетом требований международных Стандартов в области внутреннего аудита, утвержденных Институтом Внутренних Аудиторов. Положение является внутренним документом, определяющим цели и задачи внутреннего аудита в Обществе, полномочия, ответственность, статус и подотчетность подразделения, осуществляющего функцию внутреннего аудита. Определение внутреннего аудита. Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленной на совершенствование работы организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов , контроля и . Реализация функции внутреннего аудита в Обществе. Обязанность по осуществлению внутреннего аудита возлагается на Службу внутреннего контроля и аудита (СВКиА) Общества. Положение о внутреннем аудите согласовывается с Комитетом по аудиту при Совете директоров и утверждается Генеральным директором Общества. Комитет по аудиту вырабатывает рекомендации для Совета директоров Общества по вопросам принятия решения о назначении/увольнении руководителя СВКиА, определения условий его трудового соглашения, уровня , премий (бонусов), . Руководитель СВКиА назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Общества по согласованию с Советом директоров Общества. Руководитель СВКиА административно подчиняется Генеральному директору Общества и функционально подчиняется Совету директоров через Комитет по аудиту. Цели и задачи внутреннего аудита. Деятельность СВКиА заключается в предоставлении независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Для этого сотрудники СВКиА проводят объективный анализ аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о надежности и эффективности систем, процессов, операций, а также оказывает консультационную поддержку Совету директоров и Генеральному директору Общества. Объектами внутреннего аудита являются: деятельность Общества в целом, его дочерних компаний, деятельность структурных подразделений, а также отдельные программы, проекты, бизнес-процессы и операции, осуществляемые Обществом. Основными задачами СВКиА аудита является:

    оценка эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками на корпоративном уровне и уровне бизнес-процессов; оценка системы корпоративного управления; оценка эффективности управленческих процессов Общества и разработка рекомендаций по их совершенствованию. проведение комплексных проверок (ревизий) деятельности объектов проверки и тематических проверок Общества и его Группы (юридические лица различных организационно-правовых форм, в отношении которых Общество выступает в качестве основного или преобладающего (участвующего) общества);
СВКиА консультирует менеджмент Общества по вопросам разработки (корректирующих действий) по результатам проведенных аудитов, а также осуществляет контроль выполнения планов мероприятий. СВКиА выполняет по запросу исполнительных органов Общества и по согласованию с Комитетом по аудиту специальные проекты, в том числе участвует в расследовании злоупотреблений и нарушений внутренних документов Общества. При этом на СВКиА не должна возлагаться ответственность за расследование подобных случаев. Подотчетность внутреннего аудита. Руководитель СВКиА несет ответственность перед Советом директоров через Комитет по аудиту за организацию работы и выполнение поставленных задач. Руководитель СВКиА представляет Комитету по аудиту и Совету директоров ежеквартальные отчеты по итогам работы, содержащие информацию:
    о выполнении утвержденного плана деятельности; о существенных рисках и недостатках системы внутреннего контроля и системы управления рисками и соответствующих планах менеджмента по их устранению; о результатах проведения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов; о существенных ограничениях, препятствующих эффективному выполнению поставленных задач.
Руководитель и сотрудники СВКиА не должны:
    выполнять никакие функциональные обязанности в Обществе, не связанные с деятельностью внутреннего аудита, как это определено в настоящем Положении; руководить действиями сотрудников других подразделений/функций, за исключением случаев, когда эти сотрудники назначены участвовать в выполнении аудиторского задания; участвовать в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности аудиторской оценки или восприниматься как наносящая такой ущерб; использовать конфиденциальную информацию в личных интересах или любым другим образом, противоречащим законодательству или могущим нанести ущерб Обществу.
Полномочия внутреннего аудита. Руководитель СВКиА уполномочен:
    иметь прямой доступ к Совету директоров, Комитету по аудиту, Генеральному директору Общества;
    запрашивать и получать у должностных лиц Общества любую информацию, материалы и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; иметь доступ к компьютерным системам и Общества; знакомиться с текущими и перспективными планами деятельности, проектами решений и решениями исполнительных органов Общества; доводить до сведения Комитета по аудиту и Генерального директора предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, входящим в его компетенцию, как это определено в настоящем Положении; привлекать по согласованию с Генеральным директором Общества или его заместителями сотрудников подразделений к участию в аудиторских заданиях; привлекать сторонних экспертов для решения отдельных задач в рамках осуществления деятельности по внутреннему аудиту.
    осуществлять иные действия необходимые для достижения целей проверки.
Сотрудники СВКиА уполномочены:
    запрашивать и получать у должностных лиц Общества любую информацию, материалы и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
    иметь доступ к компьютерным системам и базам данных Общества; получать письменные и устные объяснения должностных лиц Общества по существу вопросов, возникающих при проведении проверок; изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения аудиторских заданий;
    осуществлять мониторинг выполнения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов; осуществлять иные действия необходимые для достижения целей проверки.
Генеральный директор Общества должен принимать меры к обеспечению реализации функций и полномочий внутреннего аудита. Любое препятствование работе сотрудников СВКиА работниками и менеджментом Общества является недопустимым. Ответственность внутреннего аудита. С целью исключения возникновения конфликта интересов не допускается:
    участие в какой либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности сотрудников СВКиА или восприниматься как наносящая такой ущерб; участие в проверках и иных заданиях в случае наличия финансовой, имущественной, родственной или какой либо иной заинтересованности в деятельности проверяемых объектов аудита, и т. д. проверка тех областей деятельности, за которые сотрудники СВКиА несли ответственность в течение года, предшествующего проверке (в случае, если сотрудники СВКиА являлись работниками Общества).
Сотрудники СВКиА информируют Руководителя о любых ограничениях их полномочий и возникающих конфликтах интересов. Руководитель СВКиА информирует Комитет по аудиту, Совет директоров о соответствующих ограничениях и возможных последствиях таких ограничений. Взаимодействие Руководителя СВКиА с заинтересованными сторонами. Руководитель СВКиА в рамках своей деятельности осуществляет взаимодействие с Советом директоров Общества через Комитет по аудиту, в том числе представляет на рассмотрение Совету директоров отчеты о деятельности и план деятельности на следующий период. Руководитель СВКиА взаимодействует с внешним аудитом Общества с целью:
    обеспечения полноты аудиторского покрытия путем рассмотрения отчета внешнего аудитора о плане по аудиту на следующий финансовый год с указанием аудиторского покрытия; рассмотрения известных фактов недобросовестных действий, существенных недостатков процедур внутреннего контроля, а также оценки их влияния на отчетность Общества путем рассмотрения отчетов внешнего аудитора о фактах недобросовестных действий (если таковые были выявлены).
По инициативе ревизионной комиссии Общества или Руководителя СВКиА могут проводиться совместные заседания для обсуждения планов работы ревизионной комиссии, результатов проверок, мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков в деятельности Общества. Контроль качества и оценка деятельности внутреннего аудита. Комитет по аудиту проводит ежегодную оценку деятельности СВКиА на основании утвержденных Комитетом по аудиту критериев оценки. Нормативное обеспечение деятельности внутреннего аудита. В своей деятельности СВКиА руководствуется принципами независимости, объективности, компетентности и профессионального отношения к работе, а также законодательством РФ, Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита, Кодексом этики внутренних аудиторов, уставом Общества, локальными Общества, настоящим Положением и иными распорядительными документами Общества.

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы