УТВЕРЖДЕНО Советом директоров Открытого акционерного общества "_____________________________" Протокол от "__"___________ 200__ г.
ПОЛОЖЕНИЕ о службе внутреннего контроля и аудита Открытого акционерного общества "____________________"
Настоящее Положение о службе внутреннего контроля и аудита Открытого акционерного общества "_____________" (далее - "Положение") утверждено "___"_______ 200__ г. решением Совета директоров Открытого акционерного общества "______________" (далее - "Общество").
Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Кодексом корпоративного поведения от 4 апреля 2002 г., действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами Общества.
Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности службы внутреннего контроля и аудита Общества.
Статья 1. Общие положения
1.1. Служба внутреннего контроля и аудита является вспомогательным органом Совета директоров Общества, осуществляющим внутренний контроль за деятельностью Общества в целях защиты капиталовложений акционеров и активов Общества, а также обеспечения соответствия финансово-хозяйственной деятельности Общества требованиям законодательства Российской Федерации и внутренним документам Общества, в частности, финансово-хозяйственному плану (бизнес-плану) и инвестиционной программе Общества.
1.2. На Службу внутреннего контроля и аудита также возлагаются задачи по повышению эффективности и качества работы Совета директоров в направлении обеспечения открытой коммуникации с независимым аудитором, Ревизионной комиссией, структурными подразделениями бухгалтерского учета посредством предварительного рассмотрения и подготовки рекомендаций Совету директоров по следующим вопросам:
Риски, связанные с полнотой раскрытия информации;
Финансовая отчетность;
Внешний независимый аудит, внутренний аудит;
Процедуры внутреннего контроля.
1.3. В настоящем Положении под внутренним контролем понимается самостоятельный контроль Общества за надлежащим осуществлением финансово-хозяйственной деятельности его структурными подразделениями, органами управления, должностными лицами и работниками Общества.
1.4. Общество должно обеспечить создание и эффективное функционирование системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Финансово-хозяйственные операции Общества должны соответствовать законодательству Российской Федерации, внутренним документам Общества и отвечать коммерческим интересам Общества и его акционеров.
1.5. Количественный и персональный состав Службы внутреннего контроля и аудита определяется по решению Совета директоров Общества.
1.6. Для руководства деятельностью Службы внутреннего контроля и аудита Общества избирается Председатель. Председатель Службы внутреннего контроля и аудита Общества избирается членами Совета директоров Общества из их числа.
1.7. Председатель Службы внутреннего контроля и аудита Общества организует работу Службы внутреннего контроля и аудита, подписывает (визирует) документы, поступившие на рассмотрение в Службу внутреннего контроля и аудита в соответствии с ее компетенцией, отчитывается перед Советом директоров о результатах проведенной работы.
Статья 2. Цели и задачи внутреннего контроля и аудита
2.1. Основными целями внутреннего контроля и аудита Общества являются:
2.1.1) обеспечение доверия акционеров, инвесторов, контрагентов к Обществу, его органам управления, должностным лицам;
2.1.2) защита капиталовложений акционеров (инвесторов) и активов Общества.
2.2. Основными задачами внутреннего контроля и аудита Общества являются:
2.2.1) обеспечение эффективной и прозрачной системы управления Обществом, контроль за надлежащим выполнением решений органов управления Общества;
2.2.2) принятие своевременных и эффективных мер, направленных на предупреждение и устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности Общества, злоупотреблений со стороны органов управления и должностных лиц Общества;
2.2.3) разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Общества;
2.2.4) принятие мер по минимизации рисков, обусловленных финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
2.2.5) обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой Обществом;
2.2.6) подбор и оценка кандидатур независимого аудитора Общества, выработка основных условий договора, заключаемого с независимым аудитором Общества.
Статья 3. Компетенция Службы внутреннего контроля и аудита Общества
3.1. В компетенцию Службы внутреннего контроля и аудита Общества входят следующие вопросы:
3.1.1) ежедневный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
3.1.2) предварительный контроль за совершением Обществом нестандартных операций (сделок), т.е. операций, не предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
3.1.3) последующий контроль за совершением Обществом операций (сделок), предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
3.1.4) проведение проверок соблюдения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества;
3.1.5) выявление фактов нарушения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества, а также предложение мер по их устранению;
3.1.6) информирование Совета директоров Общества о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, о фактах незаконного использования информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, инсайдерской информации, а также о нарушениях прав акционеров (инвесторов) Общества;
3.1.7) предварительный анализ содержания отчетности либо финансовой документации, предоставляемой Обществом в соответствии с действующим законодательством государственным органам и акционерам на предмет полноты и достоверности содержащейся в ней информации;
3.1.8) оценка предложений по кандидатурам внешних независимых аудиторов, исходя из анализа профессиональной деятельности различных аудиторов, их предложений по сфере аудита и планам аудита, содержания и условий предоставления ими услуг, контроль за проведением тендера (в случае проведения тендера) с целью подбора и вынесения на рассмотрение Совета директоров кандидатуры аудитора для дальнейшего утверждения на Общем собрании акционеров. Выработка рекомендаций по основным условиям договора, заключаемого с внешним независимым аудитором;
3.1.9) формирование и представление Совету директоров мнения о независимости внешнего аудитора Общества;
3.1.10) заслушивание и обсуждение мнения внешнего независимого аудитора о возможности возникновения существенных рисков для Общества и адекватности действий менеджмента Общества по их контролю и минимизации;
3.1.11) рассмотрение отчетов внешнего независимого аудитора об оценке финансово-хозяйственной деятельности Общества;
3.1.12) рассмотрение отчетов структурного подразделения Общества, осуществляющего функции финансового контроля, о выполнении финансового плана Общества;
3.1.13) заслушивание точки зрения внешнего независимого аудитора об адекватности учетной политики Общества в отношении доходов Общества, активов и признания обязательств Общества;
3.1.14) рассмотрение и обсуждение с привлечением структурных подразделений бухгалтерского учета и менеджмента Общества с аудиторами результатов аудита, всех сведений и данных, содержащихся в аудиторском заключении (отчете) перед их вынесением на рассмотрение Совету директоров, а также надзор за учетом рекомендаций аудитора менеджментом Общества.
3.2. Служба внутреннего контроля и аудита вправе проводить предварительную экспертизу планируемых операций (сделок) на предмет их эффективности и вероятности непредвиденных убытков при реализации нестандартных операций Общества. По итогам предварительной экспертизы Службой внутреннего контроля и аудита могут быть даны рекомендации для предотвращения или минимизации рисков.
Статья 4. Права сотрудников Службы внутреннего контроля и аудита
4.1. В целях осуществления своей деятельности сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита имеют право:
4.1.1) получать от должностных лиц и работников Общества, в том числе от исполнительного органа Общества, все необходимые документы, включая:
Протоколы заседаний органов управления Обществом, приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителем Общества;
Договоры, акты, контракты и иные документы, связанные с заключаемыми Обществом сделками;
Бухгалтерскую отчетность, финансовые, учредительные, правоустанавливающие документы;
Жалобы, заявления, обращения акционеров и иных лиц, а также ответы на них;
4.1.2) получать информацию от работников, должностных лиц и членов исполнительного органа Общества, связанную с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей;
4.1.3) привлекать при необходимости, с разрешения руководителя соответствующего структурного подразделения Общества, работников структурных подразделений для решения задач внутреннего контроля;
4.1.4) получать от работников проверяемых структурных подразделений, должностных лиц, членов исполнительного органа Общества письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проводимой проверки;
4.1.5) в случае обнаружения нарушений должностными лицами и работниками Общества при осуществлении ими трудовых (должностных) обязанностей законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества выдавать письменные предписания об устранении обнаруженных нарушений с указанием срока выполнения предписания, а также уведомлять Совет директоров Общества обо всех выявленных нарушениях;
4.1.6) осуществлять иные права, необходимые им для выполнения возложенных на них функций.
Статья 5. Обязанности сотрудников Службы внутреннего контроля и аудита
5.1. Сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита обязаны:
5.1.1) осуществлять последующий контроль за каждой финансово-хозяйственной операцией Общества, а также предварительный контроль за нестандартными операциями путем проведения анализа документов и материалов, содержащих сведения о финансово-хозяйственных операциях Общества;
5.1.2) самостоятельно или совместно с должностными лицами Общества проверять факты нарушения должностными лицами и работниками Общества законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
5.1.3) в пределах своей компетенции разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений, осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;
5.1.4. обеспечивать полное документирование каждого факта нарушений и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарной и иной ответственности;
5.1.5) обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений Общества документов;
5.1.6) представлять заключения и отчеты по итогам проверок Совету директоров Общества и руководителям соответствующих структурных подразделений для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных работников и должностных лиц Общества;
5.1.7) способствовать изучению должностными лицами и работниками Общества, исходя из их служебных обязанностей, требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
5.1.8) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, надлежащим образом выполнять свои функции и обязанности, установленные настоящим Положением.
Статья 6. Обязанности работников и должностных лиц Общества при осуществлении сотрудниками Службы внутреннего контроля и аудита своих полномочий
6.1. Работники и должностные лица Общества обязаны предоставлять Службе внутреннего контроля и аудита информацию и материалы по каждой финансово-хозяйственной операции, осуществленной Обществом, в срок не позднее трех дней с момента осуществления операции, за исключением нестандартных операций.
6.2. Работники и должностные лица Общества обязаны предварительно, до совершения нестандартных операций, уведомлять Службу внутреннего контроля и аудита Общества о возможности совершения Обществом указанных операций с приложением всех необходимых документов и обоснованием их совершения.
6.3. Работники и должностные лица Общества обязаны оказывать сотрудникам Службы внутреннего контроля и аудита Общества содействие при осуществлении их полномочий, в частности, предоставлять любую запрашиваемую информацию.
6.4. Работники Общества, которым стали известны факты нарушения Обществом в процессе финансово-хозяйственной деятельности законодательства и внутренних документов Общества, обязаны незамедлительно довести эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и руководителя Службы внутреннего контроля и аудита Общества.
6.5. Если при осуществлении Обществом сделок у работников, непосредственно участвующих в исполнении сделки, возникают обоснованные сомнения в соответствии конкретной сделки или ее части требованиям законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, им необходимо провести согласование указанной сделки со Службой внутреннего контроля и аудита Общества.
Статья 7. Требования, предъявляемые к сотрудникам Службы внутреннего контроля и аудита Общества.
7.1. Лицо, назначаемое на должность сотрудника Службы внутреннего контроля и аудита Общества, должно соответствовать следующим требованиям:
7.1.1) обладать безупречной репутацией, не иметь судимости за преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также не привлекаться к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
7.1.2) иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование;
7.1.3) не являться участником, членом органов управления и (или) работником юридических лиц - конкурентов Общества.
7.2. На должность руководителя Службы внутреннего контроля и аудита Общества может быть назначено лицо, имеющее стаж работы в соответствии с полученным образованием не менее пяти лет.
Статья 8. Отчетность Службы внутреннего контроля и аудита Общества
8.1. Служба внутреннего контроля и аудита Общества не реже одного раза в квартал предоставляет письменный отчет о проделанной работе Совету директоров Общества.
Отчет должен содержать следующие сведения:
8.1.1) о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
8.1.2) нарушениях прав акционеров Общества (инвесторов);
8.1.3) фактах незаконного использования служебной информации, составляющей коммерческую тайну, либо инсайдерской информации работниками и должностными лицами Общества;
8.3. Не позднее 30 дней после окончания финансового года Служба внутреннего контроля и аудита представляет письменный годовой отчет Совету директоров Общества о своей деятельности за прошедший финансовый год.
8.4. Годовой отчет Службы внутреннего контроля и аудита Общества может содержать план работы на последующий период.
Статья 9. Процедура утверждения и изменения положения
9.1. Настоящее Положение утверждается Советом директоров Общества.
9.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются Советом директоров Общества. Предложения о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение вносятся в порядке, предусмотренном положением о Совете директоров Общества.
9.3. Если в результате изменения законодательства и нормативных актов Российской Федерации отдельные статьи настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти статьи утрачивают силу и до момента внесения изменений в Положение Служба внутреннего контроля и аудита будет руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации.
- 1. Общие положения
- 1.1. Настоящее Положение о Службе внутреннего аудита Общества, является локальным нормативным документом, определяющим правовой статус, основные задачи, функции, права и ответственность Службы внутреннего аудита. Положение также определяет конкретные трудовые функции начальника Службы внутреннего аудита по организации выполнения задач и функций Службы внутреннего аудита в пределах предоставленных прав и установленной ответственности в соответствии с заключенным с начальником Службы внутреннего аудита трудовым договором.
- 1.2. Под внутренним аудитом понимается организованная и регламентированная внутренними документами деятельность Общества по оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информационных систем и информационной безопасности, а также оказанию внутренних консультаций, направленных на совершенствование деятельности Общества по перечисленным выше вопросам.
- 1.3. Результатом деятельности Службы внутреннего аудита является объективная и независимая оценка (мнение аудитора) по вопросам, относящимся к компетенции внутреннего аудита, выраженная в форме отчетов, актов проверок, аналитических справок, в частности:
- 1.3.1. Об эффективности системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информации и коммуникаций, управления рисками;
- 1.3.2. Об эффективности деятельности подразделений Общества, с точки зрения достижения поставленных задач;
- 1.3.3. О степени и характере рисков, сопутствующих реализуемым проектам;
- 1.3.4. О сохранности и ликвидности имущества и иных активов;
- 1.3.5. О достоверности предоставляемой отчетности;
- 1.3.6. Об эффективности бизнеса;
- 1.3.7 О состоянии имиджа Общества и т. д.
- 1.4. Потребителями результатов деятельности внутреннего аудита являются:
- 1.4.1. Совет директоров Общества, Комитеты Совета директоров Общества;
- 1.4.2. Высший менеджмент, менеджмент среднего звена и сотрудники Общества (в части получения консультаций);
- 1.4.3. Внешние аудиторы (в части информации, необходимой при проведении аудита либо снижающей объем аудиторских процедур).
- 1.5. Служба внутреннего аудита является структурным подразделением Общества.
- 1.6. Служба внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется:
- 1.6.1. Действующим законодательством РФ;
- 1.6.2. Уставом Общества;
- 1.6.3. Решениями Совета директоров Общества;
- 1.6.4. Положением о системе внутреннего контроля;
- 1.6.5. Настоящим Положением;
- 1.6.6 Решениями Правления Общества, приказами и распоряжениями Генерального директора в части, не противоречащей настоящему Положению.
- 1.6.7 Стандартами профессиональной деятельности Института внутренних аудиторов, Кодексом этики внутренних аудиторов, иными регулирующими и нормативными актами, лучшей мировой практикой в области внутреннего аудита (в части, не противоречащей настоящему Положению);
- 1.6.8. Стандартами системы управления качеством, разработанными Международной организацией по стандартизации.
- 1.7. Служба внутреннего аудита имеет план работы и бюджет, утверждаемый Комитетом по аудиту.
- 2. Задачи подразделения.
- 2.1. Основными задачами внутреннего контроля и аудита Общества являются:
- 2.2. Обеспечение эффективной и прозрачной системы управления Обществом, контроль за надлежащим выполнением решений органов управления Общества;
- 2.3. Принятие своевременных и эффективных мер, направленных на предупреждение и устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности Общества, злоупотреблений со стороны органов управления и должностных лиц Общества;
- 2.4. Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Общества;
- 2.5. Принятие мер по минимизации рисков, обусловленных финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
- 2.6. Обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой Обществом;
- 2.7. Подбор и оценка кандидатур независимого аудитора Общества, выработка основных условий договора, заключаемого с независимым аудитором Общества.
- 3. Структура подразделения.
- 3.1. Служба внутреннего аудита возглавляет Руководитель Службы внутреннего аудита (далее по тексту - «Руководитель СВА»).
- 3.2. На время отсутствия Руководителя СВА его функции исполняет лицо, назначаемое Руководителем СВА из числа сотрудников Отдела.
- 3.3. В целях обеспечения объективности и независимости своей деятельности Руководитель СВА функционально подчиняется Комитету по аудиту, административно - Генеральному директору Общества.
- 3.4. Функциональная подчиненность Руководителя СВА Комитету по аудиту является главным основанием его независимости и полномочий.
- 3.5. Административная подчиненность Руководителя СВА Генеральному директору Общества имеет целью обеспечение текущей деятельности Отдела
- 3.6. Руководитель Службы внутреннего аудита обязан иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
- 3.7. Подбор сотрудников в Службу внутреннего аудита проводит руководитель Службы внутреннего аудита, согласно утвержденной структуре и штату Службы внутреннего аудита.
- 3.8. Руководители структурных подразделений Службы внутреннего аудита обязаны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
- 3.9. Специалистам Службы внутреннего аудита рекомендуется иметь высшее образование или опыт работы в области аудиторской деятельности 5-6 лет.
- 4. Функции подразделения.
- 4.1. Основными функциями Службы внутреннего аудита являются:
- 4.1. Контроль за соответствием совершенных в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях финансовых и хозяйственных операций интересам Общества с целью защиты активов Общества.
- 4.2. Проверка бухгалтерской и оперативной информации, предоставляемой подразделениями исполнительного аппарата, филиалами и представительствами Общества, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составление на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам.
- 4.3. Проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества Общества, включая оценку организации процессов учета, эффективности использования, исполнения решений органов управления Общества, в отношении использования активов, оценку текущей ликвидности активов.
- 4.4. Независимая оценка и анализ финансового состояния Общества в целом, его филиалов и структурных подразделений.
- 4.5. Контроль за сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и крупными сделками.
- 4.6. Контроль за исполнением процедур внутреннего контроля и анализ эффективности системы внутреннего контроля в целом, а также и эффективности контроля отдельных стратегических проектов и направлений деятельности Общества.
- 4.7. Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества.
- 4.8. Разработка методологий по организации системы внутреннего контроля в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях и оказание консультаций по их внедрению.
- 4.9. Активное содействие Совету директоров Общества, Комитету по аудиту и менеджменту Обществу, путем оказания соответствующих консультаций.
- 4.10. Выявление, классификация и анализ рисков в сфере финансово-экономической деятельности в ходе внутренних аудиторских проверок, разработка предложений по их снижении.
- 4.11. Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества.
- 4.12. Взаимодействие с Ревизионной комиссией Общества и внешними аудиторами, осуществляемое при посредстве Комитета по аудиту Общества.
- 4.13. Обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе.
- 4.14. Своевременное информирование Комитета по аудиту и генерального директора о выявленных отклонениях и нарушениях в деятельности Общества, а также представление предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверок и мониторинга нарушений, недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
- 4.15. Анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов Общества, оценка применяемости стандартов, регламентов и методик, утвержденных и действующих в Обществе.
- 4.16. Оценка соответствия действий сотрудников Общества, принятым нормам корпоративной и деловой этики, стратегическим целям Общества, интересам акционеров.
- 4.17. Подтверждение достоверности данных финансовой отчетности, входящих в состав информации, которая подлежит раскрытию Обществом.
- 4.18. Осуществление внутреннего контроля в дочерних и зависимых компаниях (Д3О) Общества через избранных в состав Ревизионных комиссий Д3О представителей Общества.
- 4.19. Обеспечение эффективных коммуникаций, в рамках своих функций, с Советом директоров Общества, Комитетом по аудиту, в целях обеспечения Совета директоров Общества и Комитета по аудиту объективной, своевременной, полной и качественной информацией для принятия решений и получения обоснованной уверенности в оценке степени достижении Обществом поставленных целей.
- 4.20. Оказание консультаций менеджменту Общества, по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита, при условии сохранения независимости и объективности внутреннего аудита.
- 4.21. Оценка соответствия действующих в Обществе, внутренних организационно-распорядительных документов действующему законодательству, требованиям регулирующих организаций, лучшей мировой практике, решениям органов управления, стратегическим целям Общества, интересам акционеров.
- 4.22. Оценка размера упущенной выгоды и ущерба, причиненного Обществу, действиями сотрудников и третьих лиц.
- 5. Компетенция подразделения.
- 5.1. В компетенцию Службы внутреннего контроля и аудита Общества входят следующие вопросы:
- 5.1.1. Ежедневный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
- 5.1.2. Предварительный контроль за совершением Обществом нестандартных операций (сделок), т.е. операций, не предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
- 5.1.3. Последующий контроль за совершением Обществом операций (сделок), предусмотренных финансово-хозяйственным планом (бизнес-планом) и инвестиционной программой Общества;
- 5.1.4. Проведение проверок соблюдения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества;
- 5.1.5. Выявление фактов нарушения должностными лицами и работниками Общества требований законодательства, Устава и внутренних документов Общества, а также предложение мер по их устранению;
- 5.1.6. Информирование Совета директоров Общества о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, о фактах незаконного использования информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, инсайдерской информации, а также о нарушениях прав акционеров (инвесторов) Общества;
- 5.1.7. Предварительный анализ содержания отчетности либо финансовой документации, предоставляемой Обществом в соответствии с действующим законодательством государственным органам и акционерам на предмет полноты и достоверности содержащейся в ней информации;
- 5.1.8. Оценка предложений по кандидатурам внешних независимых аудиторов, исходя из анализа профессиональной деятельности различных аудиторов, их предложений по сфере аудита и планам аудита, содержания и условий предоставления ими услуг, контроль за проведением тендера (в случае проведения тендера) с целью подбора и вынесения на рассмотрение Совета директоров кандидатуры аудитора для дальнейшего утверждения на Общем собрании акционеров. Выработка рекомендаций по основным условиям договора, заключаемого с внешним независимым аудитором;
- 5.1.9. Формирование и представление Совету директоров мнения о независимости внешнего аудитора Общества;
- 5.1.10. Заслушивание и обсуждение мнения внешнего независимого аудитора о возможности возникновения существенных рисков для Общества и адекватности действий менеджмента Общества по их контролю и минимизации;
- 5.1.11. Рассмотрение отчетов внешнего независимого аудитора об оценке финансово-хозяйственной деятельности Общества;
- 5.1.12. Рассмотрение отчетов структурного подразделения Общества, осуществляющего функции финансового контроля, о выполнении финансового плана Общества;
- 5.1.13. Заслушивание точки зрения внешнего независимого аудитора об адекватности учетной политики Общества в отношении доходов Общества, активов и признания обязательств Общества;
- 5.1.14. Рассмотрение и обсуждение с привлечением структурных подразделений бухгалтерского учета и менеджмента Общества с аудиторами результатов аудита, всех сведений и данных, содержащихся в аудиторском заключении (отчете) перед их вынесением на рассмотрение Совету директоров, а также надзор за учетом рекомендаций аудитора менеджментом Общества.
- 5.2. В целях осуществления своей деятельности сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита имеют право:
- 5.2.1. Получать от должностных лиц и работников Общества, в том числе от исполнительного органа Общества, все необходимые документы, включая:
- - протоколы заседаний органов управления Обществом, приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителем Общества;
- - договоры, акты, контракты и иные документы, связанные с заключаемыми Обществом сделками;
- - бухгалтерскую отчетность, финансовые, учредительные, правоустанавливающие документы;
- - жалобы, заявления, обращения акционеров и иных лиц, а также ответы на них.
- 5.2.2. Получать информацию от работников, должностных лиц и членов исполнительного органа Общества, связанную с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей;
- 5.2.3. Привлекать при необходимости, с разрешения руководителя соответствующего структурного подразделения Общества, работников структурных подразделений для решения задач внутреннего контроля;
- 5.2.4. Получать от работников проверяемых структурных подразделений, должностных лиц, членов исполнительного органа Общества письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проводимой проверки;
- 5.2.5. В случае обнаружения нарушений должностными лицами и работниками Общества при осуществлении ими трудовых (должностных) обязанностей законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества, выдавать письменные предписания об устранении обнаруженных нарушений с указанием срока выполнения предписания, а также уведомлять Совет директоров Общества обо всех выявленных нарушениях;
- 5.2.6. Осуществлять иные права, необходимые им для выполнения возложенных на них функций.
- 5.3. Сотрудники Службы внутреннего контроля и аудита обязаны:
- 5.3.1. Осуществлять последующий контроль за каждой финансово-хозяйственной операцией Общества, а также предварительный контроль за нестандартными операциями путем проведения анализа документов и материалов, содержащих сведения о финансово-хозяйственных операциях Общества;
- 5.3.2. Самостоятельно или совместно с должностными лицами Общества проверять факты нарушения должностными лицами и работниками Общества законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
- 5.3.3. В пределах своей компетенции разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений, осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;
- 5.3.4. Обеспечивать полное документирование каждого факта нарушений и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарной и иной ответственности;
- 5.3.5. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений Общества документов;
- 5.3.6. Представлять заключения и отчеты по итогам проверок Совету директоров Общества и руководителям соответствующих структурных подразделений для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных работников и должностных лиц Общества;
- 5.3.7. Способствовать изучению должностными лицами и работниками Общества, исходя из их служебных обязанностей, требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов Общества;
- 5.3.8. Соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, надлежащим образом выполнять свои функции и обязанности, установленные настоящим Положением.
- 6. Ответственность.
- 6.1. Работники Службы внутреннего аудита несут ответственность:
- 6.1.1. За ущерб, причиненный Обществу в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций, разглашения конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, или иные действия, противоречащие действующему законодательству, Уставу Общества, настоящему Положению;
- 6.1.2. Искажение либо сокрытие существенных нарушений, которые могут повлечь за собой или повлекли материальный ущерб Обществу;
- 6.1.3. Использование служебного положения в корыстных целях;
- 6.1.4. Недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
- 6.2. За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей и другие нарушения действующих в Обществе норм и правил на сотрудника СВА может быть наложено взыскание в форме, определяемой действующими организационно - распорядительными документами Общества и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налагается приказом Генерального директора Общества на основе представления Руководителя СВА;
- 7. Основные взаимоотношения отдела аудита с другими подразделениями
- 7.1. Взаимоотношения СВА с комитетом по аудиту. Комитет по аудиту:
- 7.1.1. Одобряет Положение о Службе внутреннего аудита, изменения и дополнения к нему и выносит его на утверждение Совета директоров Общества;
- 7.1.2. Одобряет организационную структуру, годовой план работы и бюджет Отдела, систему оплаты труда персонала Отдела и выносит их на утверждение Совета директоров Общества;
- 7.1.3. Получает отчеты от Руководителя СВА по результатам деятельности Отдела, включая встречи с Руководителем СВА в конфиденциальном формате без присутствия менеджмента Общества;
- 7.1.4. Одобряет кандидатуру Руководителя СВА, условия трудового соглашения (контракта) с ним и выносит на утверждение Совета директоров Общества;
- 7.1.5. Формирует предложения о поощрении (взысканиях) Руководителя СВА для Рассмотрения на Совете директоров Общества;
- 7.1.6. Выносит на рассмотрение Совета директоров Общества предложение о прекращении полномочий Руководителя СВА;
- 7.1.7. Осуществляет необходимые коммуникации с менеджментом Общества и Руководителем СВА, чтобы определить, имеются ли препятствия или бюджетные ограничения, которые ограничивают возможности Службы выполнять свои функции.
- 7.2. Взаимоотношения СВА с Генеральным директором Общества включают в себя:
- 7.2.1. Обеспечение исполнения бюджета Службы и ведение управленческого учета;
- 7.2.2. Обеспечение выполнения административных операций по управлению персоналом Службы;
- 7.2.3 Обеспечение Службы необходимыми внутренними коммуникациями и информационным обслуживанием;
- 7.2.4. Обеспечение необходимых условий труда для сотрудников Службы.
«ЯТЭК»
г. Москва
Общие положения. Настоящее Положение о внутреннем аудите (далее - «Положение») устанавливает общие правила осуществления внутреннего аудита, определяет цели, задачи и организационный статус, функции подразделения, осуществляющего функции внутреннего аудита, определяет его права и обязанности, а также других сотрудников Открытого акционерного общества «ЯТЭК» (далее – «Общество») при взаимодействии с последним. Настоящее Положение разработано в соответствии с , Уставом Общества и внутренними документами Общества с учетом требований международных Стандартов в области внутреннего аудита, утвержденных Институтом Внутренних Аудиторов. Положение является внутренним документом, определяющим цели и задачи внутреннего аудита в Обществе, полномочия, ответственность, статус и подотчетность подразделения, осуществляющего функцию внутреннего аудита. Определение внутреннего аудита. Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленной на совершенствование работы организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов , контроля и . Реализация функции внутреннего аудита в Обществе. Обязанность по осуществлению внутреннего аудита возлагается на Службу внутреннего контроля и аудита (СВКиА) Общества. Положение о внутреннем аудите согласовывается с Комитетом по аудиту при Совете директоров и утверждается Генеральным директором Общества. Комитет по аудиту вырабатывает рекомендации для Совета директоров Общества по вопросам принятия решения о назначении/увольнении руководителя СВКиА, определения условий его трудового соглашения, уровня , премий (бонусов), . Руководитель СВКиА назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Общества по согласованию с Советом директоров Общества. Руководитель СВКиА административно подчиняется Генеральному директору Общества и функционально подчиняется Совету директоров через Комитет по аудиту. Цели и задачи внутреннего аудита. Деятельность СВКиА заключается в предоставлении независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Для этого сотрудники СВКиА проводят объективный анализ аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о надежности и эффективности систем, процессов, операций, а также оказывает консультационную поддержку Совету директоров и Генеральному директору Общества. Объектами внутреннего аудита являются: деятельность Общества в целом, его дочерних компаний, деятельность структурных подразделений, а также отдельные программы, проекты, бизнес-процессы и операции, осуществляемые Обществом. Основными задачами СВКиА аудита является:
- оценка эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками на корпоративном уровне и уровне бизнес-процессов; оценка системы корпоративного управления; оценка эффективности управленческих процессов Общества и разработка рекомендаций по их совершенствованию. проведение комплексных проверок (ревизий) деятельности объектов проверки и тематических проверок Общества и его Группы (юридические лица различных организационно-правовых форм, в отношении которых Общество выступает в качестве основного или преобладающего (участвующего) общества);
- о выполнении утвержденного плана деятельности; о существенных рисках и недостатках системы внутреннего контроля и системы управления рисками и соответствующих планах менеджмента по их устранению; о результатах проведения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов; о существенных ограничениях, препятствующих эффективному выполнению поставленных задач.
- выполнять никакие функциональные обязанности в Обществе, не связанные с деятельностью внутреннего аудита, как это определено в настоящем Положении; руководить действиями сотрудников других подразделений/функций, за исключением случаев, когда эти сотрудники назначены участвовать в выполнении аудиторского задания; участвовать в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности аудиторской оценки или восприниматься как наносящая такой ущерб; использовать конфиденциальную информацию в личных интересах или любым другим образом, противоречащим законодательству или могущим нанести ущерб Обществу.
- иметь прямой доступ к Совету директоров, Комитету по аудиту, Генеральному директору Общества;
- запрашивать и получать у должностных лиц Общества любую информацию, материалы и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; иметь доступ к компьютерным системам и Общества; знакомиться с текущими и перспективными планами деятельности, проектами решений и решениями исполнительных органов Общества; доводить до сведения Комитета по аудиту и Генерального директора предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, входящим в его компетенцию, как это определено в настоящем Положении; привлекать по согласованию с Генеральным директором Общества или его заместителями сотрудников подразделений к участию в аудиторских заданиях; привлекать сторонних экспертов для решения отдельных задач в рамках осуществления деятельности по внутреннему аудиту.
- осуществлять иные действия необходимые для достижения целей проверки.
- запрашивать и получать у должностных лиц Общества любую информацию, материалы и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- иметь доступ к компьютерным системам и базам данных Общества; получать письменные и устные объяснения должностных лиц Общества по существу вопросов, возникающих при проведении проверок; изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения аудиторских заданий;
- осуществлять мониторинг выполнения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов; осуществлять иные действия необходимые для достижения целей проверки.
- участие в какой либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности сотрудников СВКиА или восприниматься как наносящая такой ущерб; участие в проверках и иных заданиях в случае наличия финансовой, имущественной, родственной или какой либо иной заинтересованности в деятельности проверяемых объектов аудита, и т. д. проверка тех областей деятельности, за которые сотрудники СВКиА несли ответственность в течение года, предшествующего проверке (в случае, если сотрудники СВКиА являлись работниками Общества).
- обеспечения полноты аудиторского покрытия путем рассмотрения отчета внешнего аудитора о плане по аудиту на следующий финансовый год с указанием аудиторского покрытия; рассмотрения известных фактов недобросовестных действий, существенных недостатков процедур внутреннего контроля, а также оценки их влияния на отчетность Общества путем рассмотрения отчетов внешнего аудитора о фактах недобросовестных действий (если таковые были выявлены).