02.12.2019

Формы организации урока по предпринимательской деятельности. Планируемые образовательные результаты


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

села Свищёвки Белинского района Пензенской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОСНОВАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 10 КЛАССЕ

Учитель ОП Павлова О.В.

Качества личности предпринимательства

Цель: исследовать качества личности предпринимательства

Задачи:

Образовательные - совместно найти ответы на проблемные вопросы: кто такие предприниматели, какие качества личности необходимы предпринимателю; зачем создаются фирмы, каковы основные формы организации бизнеса.

Развивающие - развивать познавательные и творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся при сопоставлении фактов, анализе и обобщении данных. Путём организации групповой деятельности научить учащихся доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы. Способствовать созданию собственных образовательных исследовательских продуктов.

Воспитательные - продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений учащихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками; воспитывать культуру диалога и обмена мнениями; воспитывать культуру эмоций.

Тип урока:

Класс: 10 класс

Оборудование: презентация, кейс, карточки с заданием.

Ход урока

Эпиграф урока:

«Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы

Знаете, как в неё играть».

Дж. Уотсон

    Организационный момент

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

2. Мотивационный этап

Дж. Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы

знаете, как в неё играть».

А кто же участники этой игры? (Предприниматели)

Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? (Нет)

Почему? (Человек должен обладать определёнными качествами)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока… (формулировка темы)

Какие цели мы поставим перед собой? (формулировка целей)

Давайте все вместе попробуем дать ответы на эти вопросы. Тем более что это цель

нашего урока.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, назовите предпринимателей нашего села и проживающих на территории Балкашинской администрации.

Что вы можете рассказать о их деятельности?

Как вы думаете, стали ли они успешными?

Что помогло добиться успеха?

4. Информационно-деятельностный этап.

Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью предпринимателей нашего села. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?

Кого называют предпринимателем? Дайте определение. (Предприниматель – экономический субъект, деятельность которого придаёт рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платёжеспособные общественные потребности.)

а) Работа с новым определением:

«Предприниматель - это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».

Задание 1. Из данного определения выделите черты личности предпринимателя.

Успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.

Современному предпринимателю присущи следующие черты:

Целеустремлённость

Безграничная вера в свой продукт или вид услуг

Постоянное стремление к реальным делам

Изобретательность

Упорство и настойчивость в достижении поставленной цели

Нацеленность на успех и получение прибыли

Понимание своих сильных и слабых сторон

Готовность начать всё с самого начала

Аналитический склад ума

Полная уверенность своим бизнесом

Способность своим примером увлечь за собой других

Желание всё сделать самому

Практичность

Внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе

Стремление постоянно развивать своё дело

Понимание того, что главная роль в бизнесе всегда принадлежит потребителю

Готовность пойти на риск

Отсутствие страха перед трудностями

Желание хоть в чём-то быть впереди других.

Среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных:

    Самостоятельность

    Амбициозность

    Настойчивость

    Трудолюбие

    Стойкость

б) Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики)

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой умением держать себя в любой ситуации не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

в) Решение проблемы. Первичное закрепление. Практическое задание (работа с кейсом).

Вам предлагается отрывок из произведения де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Прочитайте его и ответьте на вопросы. Выстраивайте логику ответа. Не забывайте, ответ должен быть аргументированным. Используйте текст.

КЕЙС. Отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».

Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой, оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:

Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

Что делаю? - Да.

Ничего не делаю. Я ими владею.

Владеешь звездами? - Да.

Но я уже видел короля, который...

Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.

А для чего тебе владеть звездами?

Чтобы быть богатым.

А для чего быть богатым?

Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает почти как тот пьяница», - подумал Маленький принц.

А как можно владеть звездами?

Звезды чьи? - ворчливо спросил делец.

Не знаю. Ничьи.

Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

И этого довольно?

Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.

Вот это верно, - сказал Маленький принц. - И что же ты с ними делаешь?

Распоряжаюсь ими, - ответил делец. - Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.

Однако Маленькому принцу этого было мало.

Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, - сказал он. - Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!

Нет, но я могу положить их в банк.

Как это?

А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

И все?

Этого довольно.

«Забавно», - подумал Маленький принц. - И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».

Что серьезно, а что несерьезно, - это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...

Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

Вопросы (общие для всех групп):

Можно ли делового человека - героя произведения назвать работником; предпринимателем? Приведите аргументы из текста.

Составьте портрет современного предпринимателя.

Вывод: Набор определённых качеств, которыми обладает предприниматель, относят к предпринимательской способности.

Предпринимательская способность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

г) Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

Давайте проверим, а вы можете быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность.

Тест «На определение способностей к предпринимательской деятельности»

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательству.

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте сумму очков.

Результат: если сумма набранных вами очков равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Будем надеяться, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную и благодарную работу.

5. Задание на дом.

Составить таблицу . Обязательные качества предпринимателя и нежелательные качества предпринимателя.

цель: развитие логики, с опорой на аналог.

Обязательные качества предпринимателя

Нежелательные качества предпринимателя

6. Рефлексия«Все в твоих руках».

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать …………..»

Тема урока: «Ты предприниматель»

Цели урока:

  1. Осознание обучающимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
  2. исследование качеств личности предпринимателя;
  3. исследование предпринимательской деятельности.

Задачи урока:

  1. Познакомить с основными понятиями: «профессия», «предпринимательство», «предприниматель»;
  2. провести тестирование с целью определения предпринимательского потенциала;
  3. способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
  4. проверить и обобщить знания учеников по экономическим проблемам и предпринимательству;
  5. развивать умение обучающихся активно думать, развивать элементы образной памяти, воспитывать чувства соперничества и коллективизма.
  6. продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений обучающихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками;
  7. воспитывать культуру диалога и обмена мнениями, культуру эмоций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.

Аудитория: 7 – 9 классы

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Бизнес – это игра, величайшая игра

В мире – если вы знаете,

Как в неё играть».

Джеймс Уотсон

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  1. Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учёта интересов и склонностей при выборе профессии.

Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Тема нашего занятия звучит так: «Ты предприниматель». Слайд 1

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 2. Джеймс Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть». Как вы понимаете данные слова? Кто участники этой игры? (ответы обучающихся)

Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для современной молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему? (ответы обучающихся) . Верно, для того чтобы стать предпринимателем, человек должен обладать определёнными качествами, а какими и обладаете ли вы ими, мы попробуем разобраться на нашем занятии.

Предпринимательская деятельность разрешена и поддерживается законом. Слайд 3. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» введённый в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности:

предприниматель ведёт своё дело

От своего имени,

На свой риск, под свою имущественную ответственность.

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2,5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия тоже не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7 % людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, назовите предпринимателей вашего населенного пункта. (ответы обучающихся) Что вы можете рассказать об их деятельности? Как вы думаете, стали ли они успешными? Что помогло им добиться успеха? (ответы обучающихся)

4. Информационно - деятельностный этап.

Мы с вами имели возможность познакомиться с предпринимателями вашего населенного пункта. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль, и предпринимательская деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Для того чтобы выделить главные черты предпринимателя, попробуем сформулировать определение предпринимателя.

Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся) .

Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…

Его прибыль может быть очень большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.

Из данного определения выделите главные черты личности предпринимателя. (ответы обучающихся) .

Верно, успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.

Слайды 6-7. Современному предпринимателю присущи следующие черты:

  • Целеустремлённость
  • безграничная вера в свой продукт или вид услуг
  • изобретательность
  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
  • нацеленность на успех и получение прибыли
  • понимание своих сильных и слабых сторон
  • готовность начать всё с самого начала
  • аналитический склад ума
  • полная уверенность в своем бизнесе
  • способность своим примером увлечь за собой других
  • практичность
  • внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
  • стремление постоянно развивать своё дело
  • готовность пойти на риск
  • отсутствие страха перед трудностями

Слайд 8. Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:

  • самостоятельность
  • амбициозность
  • настойчивость
  • трудолюбие
  • стойкость
  • ответственность

Физкультминутка.

Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики) Слайд 9.

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в руках в любой ситуации, не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? (ответы обучающихся) Действительно, мотивов очень много. Выделим основные. Слайд 10.

  • больше зарабатывать, чтобы жить лучше
  • реализовать себя в чем-либо
  • быть независимым, успешным и обеспеченным

Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.

Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и даже возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!

Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»

Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. Слайд 11.

«Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году:

  1. Уважай власть . Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.
  2. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
  3. Уважай право частной собственности . Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
  4. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову . Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
  7. Будь целеустремлен . Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.

Проверим, а можете ли вы быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность. Слайды 12-13.

5. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательской деятельности.

За каждый положительный ответ – 1 балл

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить чем-либо?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

Подсчитайте сумму баллов. Слайд 14.

Если сумма набранных вами баллов равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 баллов. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 баллов, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Я надеюсь, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей или друзей родителей, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную, но благодарную и прибыльную работу.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам вспомнить все сказанное на уроке и заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».

Вам необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны вам для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Помните, предпринимательская деятельность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

по предмету «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Разработала преподаватель экономики и географии

Белогорского технологического техникума

Николаева Н.В.

Белогорск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предпринимательство постепенно становится природной составляющей экономики, что свидетельствует о ее продвижении к рыночным формам и методам хозяйствования. Для многих граждан России предпринимательство стало основным видом работы или формой вторичной занятости. Особенно тяготеют к занятиям предпринимательской деятельностью молодое поколение России.

Успех в осуществлении предпринимательской деятельности зависит от многих факторов. Одним из обязательных условий достижения высокой результативности практически в любой предпринимательской деятельности является получение минимально необходимых знаний, представлений о формах, принципах и сфере предпринимательской деятельности. То есть предпринимательству необходимо учиться.

Сегодня в России есть немало молодых людей, которые считают, что стать предпринимателем можно без специальных знаний, специальной подготовки. Это ложное представление. Экономические знания необходимы всем – тем, кто имеет собственный бизнес, и тем, кто нанимается на работу, тем, кто продает, и тем, кто покупает.

Урок «Понятие предпринимательства» насыщен новой информацией, которая требует активности со стороны обучающихся. Схемы, таблицы, электронная презентация, беседа и работа с опорным конспектом помогут лучше усвоить тему. В ходе уроков необходимо:

    выяснить сущность и связь между понятиями «предприятие», «предпринимательство»;

    научить называть и раскрывать свойства предпринимательства;

    показать важность развития предпринимательства.

После изучения темы обучающийся должен знать:

    основные виды предпринимательской деятельности;

    свойства предпринимательства;

    цель деятельности предпринимателя;

    качества и черты предпринимателя.

Внедрение инновационных технологий при проведении урока «Понятие предпринимательства» поможет достигнуть следующих ЦЕЛЕЙ:

    Применение метода презентаций при проведении уроков разных типов для лучшего восприятия, запоминания и закрепления обучающимися темы;

    Активное участие обучающихся в создании проектов, умение конструировать, моделировать и проектировать;

    Развитие навыков работы с информационно-компьютерными технологиями;

    Развитие навыков работы в группах;

    Закрепление навыков работы с источниками информации, инструментами и технологиями метода проектов, в том числе компьютерной грамотности;

    Помощь в осуществлении сознательного выбора в пользу определенного вида предпринимательской деятельности

Образовательные ресурсы:

1. Бревнов А.А. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Харьков: «Одиссей», 2006.

УРОК

Тема: ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цели:

Учебная:

раскрыть суть предпринимательства, охарактеризовать его признаки; показать виды,

функции и организационно-правовые формы предпринимательства;

показать важность развития предпринимательства; разобраться в понятии

«предприниматель», опираясь на характерные для него черты и качества;

Развивающая:

развивать экономическое мышление, умение ориентироваться в сфере

экономических профессий; стимулировать развитие умений учащихся

аргументировать свой ответ;

Воспитательная:

воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и

применения знаний, ответственности за результаты учебного труда; воспитывать

культуру общения; готовить к выбору будущей профессии.

Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал (опорные конспекты), ноутбук, мультимедийный проектор, ручки, мел, доска

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Интеграция с другими предметами: Экономика предприятий, Основы правовых знаний, Менеджмент и маркетинг, История

Структура урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний

    Изучение нового материала

    Первичное осмысление и закрепление

    Итоги урока. Рефлексия

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Слайд 1 – 3

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Начать разговор с учащимися об известных им понятиях «производство», «экономические ресурсы» («факторы производства»), используя связку вопросов:

Что такое экономика?

    Для чего существует производство?

    Какие факторы производства вы знаете?

    Что такое предприимчивость?

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных заданий, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Слайд 4 – 5

Для развития предпринимательства необходимы такие условия:

Частная собственность, появление которой обеспечивает приватизация;

Надежность соглашений, обеспеченная юридической системой;

Эффективное налогообложение, право распоряжаться прибылью;

Конкурентная среда и рыночное ценообразование;

Свободный выход на рынок;

Соответствующая инфраструктура (связующие звенья между предприятием и рынком, источниками сырья);

Государственная поддержка предпринимательства, борьба с криминалом в бизнесе.

Слайд 6

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) это инициативная самостоятельная деятельность граждан, а также их объединений, которая осуществляется на собственный риск и под собственную имущественную ответственность и направлена на получение прибыли.

Под словом «предпринимательство» понимают производство продукта (полезной вещи) или услуги (нематериального продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом, хотя это не тождественные понятия. (Бизнес – дело приносящее выгоду).

Слайд 7.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов . В основе их поведения лежат внутренние побуждения.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической

заинтересованности . Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает и на общественные интересы. Обладая самостоятельностью, предприниматель берёт на себя личную ответственность за результаты деятельности.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска .

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является

хозяйственный риск . Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно осуществляемых сделок , каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, чётко очерченным временным интервалом. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.

Слайд 8.

Сущность предпринимательства раскрывается через его основные функции :

1) творческая (инновационная) генерирование и реализация новой коммерческой идеи, осуществление технико-экономических, научных разработок, проектов, связанных с хозяйственным риском.

2) организационная регистрация предприятия, организация производства, сбыта, рекламы, осуществление контроля и т.д.;

3) ресурсная мобилизация материальных, финансовых, информационных, трудовых и других ресурсов;

4) стимулирующая (мотивационная) формирование мотивационного механизма эффективного полезного труда.

Предпринимательская деятельность – разнообразна, как разнообразны человеческие потребности. Все многочисленные проявления предпринимательской деятельности можно разделить на пять основных ее вида : производственное предпринимательство; коммерческое предпринимательство; финансовое предпринимательство; посредническое и страховое предпринимательство. Слайд 9 – 15.

    Производственное – создание материального продукта для удовлетворения потребностей общества.

    Коммерческое – осуществление товарно-денежных и торгово-обменных операций, цель которых – доведение продукта от производителя к потребителю.

    Финансовое – деятельность в сфере денежно-кредитных отношений, купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг.

    Посредническое – предоставление разного рода посреднических услуг (информационных, консультативных, маркетинговых и т.д.), как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг.

    Страховое – формирование денежных фондов и их использование для возмещения убытков при оказании помощи гражданам и фирмам.

Общеизвестны три основные организационно-правовые формы предпринимательства (Слайд 16) :

1. Индивидуальное предпринимательство – самостоятельное ведение дел, основанное на собственности предпринимателя.

2. Товарищество (общество) – договорное объединение капиталов двух или более отдельных лиц при условии распределения риска, прибыли и убытков на основе равенства; совместного контроля за результатами бизнеса и управления им.

3. Акционерное общество – независимое юридическое лицо, предприятие, основанное на акционерной собственности.

Итак, мы подошли к рассмотрению вопроса, кто же такой предприниматель? Слайд 17.

Термин «предприниматель» внедрил английский экономист Ричард Кантильон в 17 веке. Он понимал предпринимателя как человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации, за каждым гражданином России закре­плено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Заниматься предпринимательской деятельностью гражданин может с момента приобретения полной дееспособности, то есть с 18 лет. Исключение – несовершеннолетние в возрасте 16 лет, которые приобретают полную дееспособность с момента вступления в брак (ст. 13 Семейного кодекса РФ), работают по трудовому договору, в том числе по контракту.

Для этого необходимо приобрести официальный статус предпринимательской деятельности. Слайд 18.

Предприниматель – это человек, осуществляющий самостоятельную, систематическую, инициативную, рисковую деятельность, направленную на производство товаров и предоставление услуг с целью получения прибыли или личного дохода и предусматривающий осуществление нововведений.

Характер предпринимательской деятельности выдвигает определенные требования к личности предпринимателя. Поэтому он должен иметь не только желание или наклонности к предпринимательству, а и определенные качества, и черты характера. Наиболее важные среди них (Слайд 19) :

Качества и черты предпринимателя:

Организационно-хозяйственное новаторство;

Имущественная ответственность;

Надежность;

Готовность к риску;

Инициативность;

Целенаправленность;

Высокая информированность;

Постоянная наблюдательность;

Способность к убеждению;

Честность;

Решительность.

Таким образом, некоторые самые важные характерные черты предпринимателя являются результатом обучения и опыта, а другие – продуктом развития природных данных человека. Существует три типа предпринимателей (Слайд 20) :

    предприниматель-собственник;

    предприниматель-арендатор;

    предприниматель-менеджер.

В России тоже есть достаточно успешные предприниматели, которые имеют предпринимательские способности, и, благодаря этим способностям, имеют успех в бизнесе (Слайд 21) .

IV . ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тестирование (Слайды 22 - 33)

I уровень

1. Главным условием развития предпринимательства является:

а) разнообразие существующих форм собственности;

б) свобода частной собственности;

в) наличие людей, способных заниматься предпринимательством.

2. Какую хозяйственную деятельность называют предпринимательской?

а) самостоятельную; б) целенаправленную;

в) систематическую.

3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность предпринимателя?

а) собственник; б) хозяин; в) деловой человек.

4. Какой вид деятельности охарактеризован в данном определении «деятельность по производству продукции и предоставлению услуг»?

а) предпринимательская деятельность;

б) производственная деятельность;

в) коммерческая деятельность;

5. Объект предпринимательской деятельности – это…

а) производство; б) юридическое или физическое лицо;

в) наиболее эффективная комбинация факторов производства для увеличения прибыли.

6. Какая из перечисленных организационных единиц является формой предпринимательства?

а) фирма; б) бизнес; в) партнерство.

II уровень

7. Кто первым внедрил в обращение термин «предприниматель»?

8. Генерирование и реализация новой коммерческой идеи – это … функция предпринимательства.

9. Найдите соответствие терминов и их определений:

III уровень

10. Необходимо вставить пропущенные слова.

Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________.

При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это____________________________.

Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

    арендованные,

    коммерческий успех,

    страх,

    убытки,

    риск,

    собственник,

    долг,

    организатор производства,

    результаты.

ОТВЕТЫ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – в;

7 – Кантильон; 8 – творческая функция;

9: А – 3; Б – 5; В – 1; Г – 2;

10: 2, 3, 5, 9, 4, 6, 8, 7, 1.

V . ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Оценка выставляется с учетом степени активности на уроке, качества выполнения заданий.

Давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).

Чему должны были вы научиться на этом уроке?

Как вы считаете, пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в дальнейшей учебе, жизни?

«Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете».

Я благодарю вас за урок. Желаю вам в будущем хороших, интересных проектов, и новых знаний.

Слайд 35.

VI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Конспект.

    Подготовьте доклады о разных видах предпринимательской деятельности, которые развиты в вашем городе или районе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

Ф. И. студента ___________________________________________________

Что нового Вы узнали_________________________________________________

____________________________________________________________________

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя

б) соседа по парте?

Олигархи России

(данные 2014 г.)

Алишер Усманов

18,6

17,6

17,2

16,6

15,6

15,3

13,6

12,6

11,4

11,3

Так выглядит следующая десятка:

Михаил Прохоров

10,9

10,5

10,3

АФК Система

инвестор

8,2

Главстрой

Технологическая карта урока

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – Москва: издательство НОРМА, 2004.

3. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. – Москва: ИНФРА-М, 2000.

5. Наглядный справочник: Довгань Г.Д. Основы экономики (10 – 11) класс. – Киев – Харьков: VECTA, 2006.

6. Презентация «Понятие предпринимательства»

План урока

1. Понятие предпринимательства и условия его развития.

2. Признаки и функции предпринимательства.

3. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.

4. Предприниматель и его качества и типы.

Цель урока

Формировать представления о том, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования

Формы и методы обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Предпринимательство, бизнес, индивидуальное предпринимательство, акционерное общество, предприниматель

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

Научатся: раскрывать суть предпринимательства, охарактеризовать его признаки; показывать виды, функции и организационно-правовые формы предпринимательства; показывать важность развития предпринимательства; разбираться в понятии «предприниматель», опираясь на характерные для него черты и качества.

Получат возможность научится: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение, общаться с опорными конспектами.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

I. Организа -ционный момент

Подготовка группы к работе

Знакомит с темой, целями и планом урока

Записывают тему в опорный конспект

Фронталь-ная

Личностные:

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

Беседа по теме

Организует диалог с учащимися по вопросам: Что такое экономи-ка? Для чего существует производство?

Какие факторы производства вы знаете? Что та-кое предприим-чивость?

Отвечают на вопросы

Фронталь-ная

Познавательные: общеучебные – строят осознанные высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя; логические – выдвигают предположения и их обосновывают

Устные ответы

III . Изучение нового материала

1. Презентация «Понятие предпринимательства»

2. Работа с опорными конспектами

1. Показ и комментарии слайдов презентации.

2. Поясняет, как работать с опорными тетрадями, осуществляет контроль;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения

1. Просматри-вают презентацию.

2. Работают с опорными конспектами.

3. Высказы-вают свое мнение

1. Индиви-дуальная

2. Индиви-дуальная

3. Индиви-дуальная, фронталь-ная

Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; строят осознанные высказывания, формулируют ответы; осу-ществляют поиск информа-ции (по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

1. Записи в тетради

2. Записи в опорных конспектах

3. Устные ответы.

IV . Первичное осмысление и закрепление

Задания в опорных конспектах и на доске

Поясняет задания в опорных конспектах и на доске

Выполняют задания в опорных конспектах.

Один учащийся выполняет задания на доске

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному предмету

Задания в опорных конспектах

V . Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке знаний

Выставляет оценки с учетом степени актив-ности на уроке, качества выпол-нения заданий.

Рефлексия: Чему должны были вы научиться на этом уроке?

Как вы считаете, пригодятся ли знания, полу-ченные на этом уроке в дальнейшей учебе, жизни?

1. Отвечают на вопросы.

2. Определя-ют свое эмо-циональное состояние на уроке

Фронталь-ная

Личностные: понимают значение знаний для чело-века и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: определя-ют уровень усвоения изучаемого материала

VI . Домашнее задание

1. Учить конспекты

2. Подготовить доклады о разных видах предпринимательской деятельности, которые развиты в вашем городе или районе.

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивиду-альная

Манасипова Наталья Германовна,
ст. Егорлыкская, МБОУ ЕСОШ №1
учитель истории
Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской
деятельности»
Аннотация: урок в 10 классе по основам финансовой грамотности модуль в предмете
экономика, нацелен на практическое освоение учащимися основ предпринимательства,
финансовой грамотности и правового просвещения учащихся. Тема урока дает
возможность учащимся познакомиться с развитием предпринимательства в Егорлыкском
районе его успехах, проблемах и перспективах развития.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, меценатство, благотворительность,
спонсорство
Цели урока.
Создать условия, при которых учащиеся смогут:
сформировать систему практических знаний и навыков в области хозяйственной
деятельности, для самостоятельной предпринимательской деятельности
сформировать систематизированное представление об основах рациональной
организации деятельности в области бизнеса;
Задачи урока:
научиться формулировать требования к предпринимателям;
познакомиться с кругом профессий в сфере бизнеса;
развить критическое мышление, коммуникативно­диалоговые навыки;
привить навыки организации элементарной предпринимательской деятельности;
определить проблемы существующие в России в сфере малого бизнеса, в
Егорлыкском районе







Планируемые результаты.
Требования к личностным результатам:
понимание принципов функционирования предпринимательства
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам:
владение умением решать практические финансовые задачи
владение информацией финансового характера, своевременный анализ
и адаптация к собственным потребностям,
определение стратегических целей в области управления личными финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
владение коммуникативными компетенциями:
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для
подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;

Владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.

Ход урока.
I. Организационный момент
II. Мотивационная беседа
Целеполагание
III. Новая тема
1. Введение в тему (работа с понятийным аппаратом).
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти
слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их
синонимами, и может показаться странным дублирование в теме слов одного
понятийного аппарата. Но я намеренно соединила их вместе, чтобы они не только
помогли нам проникнуть в суть самого распространенного социально­
экономического явления, но и увидеть отличительные оттенки и нюансы. Первым
появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия
является классическим примером капиталистических отношений основанных на
бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются
во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую
либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги. Легко
понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а
предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как
особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.
2. Актуализация темы (разработка плана урока).
Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики,
которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому
совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами.
Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими
партами за 6,7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы,
адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности
обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных
условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому
делу.
1.Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть
успешными в будущем?
2.Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела?
3.Что необходимо знать, чтобы стать предпринимателем?
Учащиеся: Предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на
доске. Из наиболее значимых формируется план урока.
План урока.
1.Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен
обладать предприниматель, чтобы быть успешным).
2. Правовая база предпринимательства.
3.Виды предприятий.
4.Регистрация предприятий.
3.Знакомство с предпринимателями Егорлыкского района (выступления
учащихся).

Учитель: Первый вопрос, каким должен быть предприниматель, т.е. какие черты
характера, личности должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным
предпринимателем. Для решения этой задачи мы обратимся к опыту тех людей, которые
были успешны в данной сфере. Их огромное количество, но мы с вами поговорим о
деятельности – Андрея Анатольевича Рыбинцева, директора торгово­ремонтного
комплекса «ЕгорлыкАвто», о Петре Егоровиче Фендрикове, главы КФХ «Фендриково»,
о Марине Викторовне Воробьевой, индивидуальный предприниматель, владелица
магазина «Текстиль» и ателье, о владельце ООО «Лидер» и ИП Порохня В. П. и многих
других. Примечательно, что добились они успеха на нашей земле на территории
Егорлыкского района.
Учащиеся: Прослушивают сообщения одноклассников.
Создание морально нравственного кодекса предпринимателя.
Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью
предпринимателей разных сословий. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди
выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё
должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт
прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной
идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за
качества?
Учащиеся: Называют характерные черты.
Стремление к успеху, упорство.
1. Инициативность.
2. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
3. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время
реально оценивать ситуацию.
4. Самостоятельность.
5. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
6. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
7. Быть упорным в труде.
8. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
9. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным
пополнять их всю жизнь.
10. Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором,
оказывать благотворительность.
Учитель: А что значат эти слова (меценат, спонсор, благотворительность), какой
смысл заложен в каждом из них?
Учащиеся: Работают со словарем, постигают сущность слов, определяют сходство и
отличия.
Меценатство – покровительство деятелям науки, культуры и искусства. Понятие
меценатство происходит от имени богатого человека, государственного деятеля

Вопросы для
сравнения
Хозяйственное товарищество
Акционерное
Производственный
общество
кооператив
Полное
Коммандитное
ОАО
ЗАО
Уставной
капитал
За счёт вкладов учредителей
За счёт акций
За счёт
имущественных
паевых взносов
Управление
Участвуют все
участники
Осуществляется
только полными
товарищами,
коммандитисты
не участвуют
Общее собрание
акционеров,
Общее собрание
его членов
совет
директоров
Ответственность солидарно несут
субсидиарную
ответственность
своим
в пределах сумм
внесенных ими
В пределах
стоимости
вкладов
принадлежащих
им акций
Субсидиарная
ответственность
согласно устава
имуществом
Учитель: Корректирует ответы учащихся и делает вывод по таблице.
Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно­правовых
форм предприятий, мы видим отличия. В­первых двух случаях идёт объединение
капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие
капиталовложения, то лучше создать АО. Если же нет необходимости в больших
капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для
магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для
осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма
подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства.
6. Алгоритм государственной регистрации предпринимательской деятельности
(объяснение учителя).
Учитель: Мы с вами приступаем к рассмотрению последнего вопроса, регистрация
предприятия. Чтобы предприятие имело право на хозяйственную деятельность, оно должно
быть правильно зарегистрировано, строго в соответствии с законом. Процесс этот
многоступенчатый и мы его сейчас рассмотрим.
1 этап: Подготовка документов для государственной регистрации
а) Устав ­ это основной учредительный документ, в котором указаны.
 Данные учредительного договора;
 Основные виды деятельности предприятия;

 Взаимоотношения учредителей и органов управления предприятия.
б) Учредительный договор, в котором указываются).
 Реквизиты учредителей;
 Название предприятия и его местоположение;
 Формирование уставного капитала и распределение долей.
в) Нотариально заверенное заявление, в котором указываются основные положения
устава
2 этап: Подача документов в налоговую инспекцию
В течение пяти дней происходит регистрация документов, по истечении которых выдаются
зарегистрированные документы, плюс дополнительно налоговая инспекция выдает
1. Свидетельство о присвоении единого государственного номера в реестре юридических
лиц (это основной документ юридического лица, подтверждающий его государственную
регистрацию и внесение в единый реестр юридических лиц в Российской Федерации).
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию.
3. Выписка из налоговой инспекции об основных положениях юридического лица.
3 этап: Подача документов в государственный комитет статистики
Подаются следующие документы:
а) копия устава
б) копия выписки из налоговой инспекции
Комитет государственной статистики выдаёт информационное письмо о постановке на
учёт в Единый государственный регистр предприятий и организаций, в котором
прописываются виды разрешённой деятельности предприятия, место образования
предприятия и его организационно­правовая форма. Кодируется информация о
предприятии в соответствии с общими унифицированными формами статистики в
Российской Федерации.
4.этап: Изготовление печати
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия необходима печать, которую
можно изготовить на частных предприятиях, имеющих лицензию на данный вид
деятельности.
5 этап: Уведомление внебюджетных фондов о создании предприятия
Уведомление о создании предприятия во внебюджетных фондах, к которым относятся:
Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и
Пенсионный фонд, необходимо, так как каждое предприятие обязано перечислять часть
своих средств в эти фонды.
6 этап: открытие расчётного счёта в банке
После этого государственная регистрация юридического лица закончена и предприятие
может осуществлять хозяйственную деятельность. В процессе объяснения учитель
использует презентацию “Бизнес и предпринимательство”.
Учащиеся: В ходе объяснения учителя учащиеся заполняют схему “Алгоритм регистрации
юридического лица”.По завершению работы схема “Алгоритм регистрации юридического
лица” должна выглядеть следующим образом..
7. Практическая работа по созданию предприятия.

Учащиеся: Класс делится на группы, каждая из которых создаёт проект предприятия по
алгоритму, предоставленному учителем. По окончанию работы группа презентует своё
предприятие.
Способы контрольно­оценочной деятельности учителя на данном уроке.
Тест «Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать»
1. Что относится к преимуществам регистрации предпринимательской деятельности в
качестве индивидуального предпринимателя?
а) Упрощённая процедура регистрации;
б) отсутствие ограничений по осуществляемым видам деятель­
ности;
в) ограниченная ответственность владельцев бизнеса;
г) доступность разнообразных источников финансирования.
2. Государственная пошлина за регистрацию индивидуального
предпринимателя составляет:
а) 0 руб.;
б) 500 руб.;
в) 800 руб.;
г) 2400 руб.
3. Процесс регистрации индивидуального предпринимателя занимает:
а) 1 день;
б) 5 дней;
в) 15 дней;
г) 30 дней.
4. Минимальный размер уставного капитала общества с ограничен­
ной ответственностью составляет:
а) 1 тыс. руб.;
б) 10 тыс. руб.;
в) 25 тыс. руб.;
г) 100 тыс. руб.
5. Документы для регистрации общества с ограниченной ответственностью представляются
в:
а) Федеральную налоговую службу;
б) Центральный банк;
Тест «Пишем бизнес­план»
1. Кто использует данные, содержащиеся в бизнес­плане?
а) Налоговая инспекция;
б) кредиторы;
в) собственник бизнеса;
г) органы статистики.
2. В каком разделе бизнес­плана будет представлена стратегия про­
движения продукции компании?
а) План маркетинга;
б) финансовый план;
в) резюме;
г) описание продукции.
3. В каком разделе бизнес­плана будет представлена структура будущих доходов и расходов
компании?
а) План маркетинга;
б) финансовый план;
в) резюме;

г) описание продукции.
4. Дорогостоящее имущество, которое используется в производстве
в течение продолжительного времени, относится к:
а) основным средствам;
б) оборотным средствам;
в) финансовым активам.
5. Прибыль, которую фирма получает после уплаты всех предусмо­
тренных законодательством налогов, называется:
а) чистой прибылью;
б) доходом;
в) прибылью;
г) валовой прибылью.
6. Общая стоимость товаров, полученная после их реализации, называется:
а) чистой прибылью;
б) доходом;
в) прибылью;
г) выручкой.
7. По каким ставкам взимается налог на добавленную стоимость?
а) 0%;
б) 10%;
в) 18%;
г) 20%.
8. По какой ставке взимается налог на прибыль организации?
а) 0%;
б) 10%;
в) 18%;
г) 20%.
9. От каких налогов освобождается фирма, перешедшая на УСН?
а) Налог на прибыль организаций;
б) акцизы;
в) налог на имущество;
г) налог на добавленную стоимость.
10. Назови условие перехода предприятия на ЕСХН.
а) Количество работников в фирме не превышает 100 человек;
б) общий доход фирмы за год не превысил 60 млн руб.;
в) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100
млн руб.;
г) доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять
не менее 70% в общей структуре выручки фирмы.
11. Что является объектом налогообложения при УСН?
а) Доход;
б) чистая прибыль;
в) прибыль до налогообложения;
г) доход за вычетом расходов.
12. Каким видом рисков организации управлять легче?
а) Внешними;
б) внутренними.
в) Механизм управления обоими видами рисков одинаков.
13. Отказ от использования заёмных средств позволяет снизить:


б) риск неплатёжеспособности;
в) валютный риск;
г) инфляционный риск.
14. Отмена отсрочки платежа и требование оплаты товара только
наличными средствами позволяют снизить:
а) риск снижения финансовой устойчивости;
б) риск неплатёжеспособности;
в) валютный риск;
г) инфляционный риск.
Ресурсы урока.
Печатные издания
Основная литература
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся
10–11 кл. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.:
ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.
– М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Дополнительная литература
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика:
учеб.­метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд­во
Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС,2013. – 80 с.
Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред.
А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд­во Волгоградского филиала ФГБОУ
ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Интернет­ресурсы
1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое
агентство.
4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
8. www.tpprf. ru – Торгово­промышленная палата РФ.
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического раз­
вития РФ.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленно­
сти РФ.
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
14. www.cbr.ru ­ Центральный банк РФ.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы