24.11.2021

Состояние и перспективы развития ракетно-космической промышленности сша. Перспективы российской космической отрасли и планы освоения луны Перспективная бронетехника России


В этой статье будет затронута такая тема, как космические корабли будущего: фото, описание и технические характеристики. Прежде чем перейти непосредственно к теме, предлагаем читателю короткий экскурс в историю, который поможет оценить современное состояние космической отрасли.

Космос в период холодной войны был одной из арен, на которых велось противостояние между США и СССР. Главным стимулом развития космической отрасли в те годы было именно геополитическое противостояние сверхдержав. Огромные ресурсы были брошены на программы освоения космоса. Например, на реализацию проекта под названием "Аполлон", основная цель которого - высадка на поверхность Луны человека, правительство Соединенных Штатов потратило примерно 25 млрд долларов. Эта сумма для 1970-х годов была просто гигантской. Бюджету Советского Союза лунная программа, которой осуществиться так и не было суждено, обошлась в 2,5 млрд рублей. 16 млн рублей стоила разработка космического корабля "Буран". При этом ему было суждено совершить только один космический полет.

Программа "Спейс шаттл"

Его американскому аналогу повезло намного больше. "Спейс шаттл" совершил 135 запусков. Однако "шаттл" этот оказался не вечен. Последний его запуск состоялся 8 июля 2011 года. Американцы за время осуществления программы выпустили 6 "шаттлов". Один из них являлся прототипом, не осуществлявшим никогда космических полетов. 2 других и вовсе потерпели катастрофу.

Программу "Спейс шаттл" с экономической точки зрения вряд ли можно считать успешной. Гораздо более экономичными оказались корабли одноразового использования. К тому же вызвала сомнения безопасность полетов на "шаттлах". В результате двух катастроф, произошедших в период их эксплуатации, жертвами стали 14 астронавтов. Однако причина таких неоднозначных итогов путешествий заключается не в техническом несовершенстве кораблей, а в сложности самой концепции предназначенных для многоразового использования космических аппаратов.

Значение космических аппаратов "Союз" сегодня

В итоге "Союз", космические корабли одноразового использования из России, которые были разработаны еще в 1960-е годы, стали единственными аппаратами, осуществляющими сегодня пилотируемые полеты на МКС. Следует отметить, что это не означает их превосходства над "Спейс шаттлом". Они обладают рядом существенных недостатков. Например, грузоподъемность их ограничена. Также использование такого рода аппаратов приводит к тому, что накапливается орбитальный мусор, который остается после их эксплуатации. Очень скоро космические полеты на "Союзе" станут историей. На сегодняшний день нет реальных альтернатив. Все еще находятся в стадии разработки космические корабли будущего, фото которых представлены в этой статье. Заложенный в концепции многоразового использования кораблей огромный потенциал зачастую даже в наше время остается технически нереализуемым.

Заявление Барака Обамы

Барак Обама в июле 2011 года заявил о том, что главной целью астронавтов из США на ближайшие десятилетия является полет на Марс. Космическая программа "Созвездие" стала одной из программ, которые NASA осуществляет в рамках полета на Марс и освоения Луны. Для этих целей, конечно, нужны новые космические корабли будущего. Как же обстоит дело с их разработкой?

Космический корабль "Орион"

Основные надежды возлагаются на создание "Ориона" - нового космического корабля, а также ракет-носителей "Арес-5" и "Арес-1" и лунного модуля "Альтаир". В 2010 году правительство Соединенных Штатов решило свернуть программу "Созвездие", но, несмотря на это, NASA все-таки получило возможность дальнейшей разработки "Ориона". В ближайшем будущем планируется осуществить первый испытательный беспилотный полет. Предполагается, что аппарат во время этого полета удалится от Земли на 6 тыс. км. Это примерно в 15 раз больше, чем расстояние, на котором находится от нашей планеты МКС. Корабль после тестового полета возьмет курс на Землю. Новый аппарат в атмосферу может входить, развивая скорость 32 тыс. км/ч. "Орион" по данному показателю превосходит на 1,5 тыс. км/ч легендарный "Аполло". На 2021 год намечено осуществление первого пилотируемого запуска.

В роли ракет-носителей этого корабля, согласно планам NASA, будут выступать "Атлас-5" и "Дельта-4". Было решено отказаться от разработки "Ареса". Для освоения дальнего космоса, кроме того, американцы проектируют SLS - новую ракету-носитель.

Концепция "Ориона"

"Орион" является кораблем частично многоразового использования. Он находится концептуально ближе к "Союзу", чем к "Шаттлу". Большинство космических кораблей будущего являются частично многоразовыми. Данная концепция предполагает то, что жидкую капсулу корабля после посадки на Землю можно будет использовать повторно. Это позволит совместить экономичность эксплуатации "Аполло" и "Союза" с функциональной практичностью многоразовых кораблей. Это решение является переходным этапом. По всей видимости, в далекой перспективе станут многоразовыми все космические корабли будущего. Такова тенденция развития космической отрасли. Поэтому можно сказать, что советский "Буран" - прототип космического корабля будущего, как и американский "Спейс шаттл". Они сильно опередили свое время.

CST-100

Слова "предусмотрительность" и "практичность", похоже, характеризуют американцев как нельзя лучше. Правительство этой страны приняло решение не взваливать на плечи "Ориона" все космические амбиции. Сегодня по заказу NASA сразу несколько частных фирм разрабатывают свои космические корабли будущего, которые призваны заменить аппараты, используемые сегодня. Компания Boeing, например, разрабатывает CST-100 - частично многоразовый и пилотируемый корабль. Он предназначен для коротких путешествий на орбиту Земли. Основной задачей его будет доставка грузов и экипажа на МКС.

Планируемые запуски CST-100

До семи человек может составлять экипаж корабля. Во время разработки CST-100 было уделено особое внимание комфорту астронавтов. Было существенно увеличено жилое пространство его по сравнению с кораблями прошлого поколения. Вероятно, запуск CST-100 будет производиться с использованием ракет-носителей "Фалькон", "Дельта" или "Атлас". "Атлас-5" при этом является самым подходящим вариантом. С помощью воздушных подушек и парашюта будет осуществляться посадка корабля. Согласно планам фирмы Boeing, CST-100 в 2015 году ждет целая серия испытательных запусков. Беспилотными будут первые 2 полета. Основная задача их - вывести на орбиту аппарат и протестировать системы безопасности. Пилотируемая стыковка с МКС планируется во время третьего полета. CST-100 в случае успешных испытаний очень скоро придет на замену "Прогрессу" и "Союзу" - российским кораблям, монопольно осуществляющим сегодня пилотируемые полеты на МКС.

Разработка "Дракона"

Другим частным кораблем, призванным выполнять доставку экипажа и грузов на МКС, будет разработанный фирмой SpaceX аппарат. Это "Дракон" - моноблочный корабль, частично многоразовый. Планируется построить 3 модификации данного аппарата: автономную, грузовую и пилотируемую. Как и у CST-100, экипаж может составлять до семи человек. Корабль в грузовой модификации может брать на борт 4 человека и 2,5 тонны груза.

"Дракон" хотят в будущем использовать также для полета на Марс. Для этого создается специальная версия этого корабля под названием "Рэд драгон". Беспилотный полет этого аппарата на Красную планету состоится, согласно планам космического руководства США, в 2018 году.

Конструктивная особенность "Дракона" и первые полеты

Многоразовость является одной из особенностей "Дракона". Топливные баки и часть энергетических систем после полета будет спускаться вместе с жилой капсулой на Землю. Затем их можно использовать вновь для космических полетов. Данная конструктивная особенность выгодно отличает "Дракон" от большинства других перспективных разработок. "Дракон" и CST-100 в ближайшем будущем будут дополнять друг друга и служить в качестве "подстраховки". Если один из этих типов корабля не сможет по какой-то причине выполнить задачи, поставленные перед ним, то часть его работы возьмет на себя другой.

Впервые "Дракон" был выведен на орбиту в 2010 году. Успешно завершился испытательный беспилотный полет. А в 2012 году, 25 мая, этот аппарат пристыковался к МКС. К тому моменту на корабле системы автоматической стыковки не было предусмотрено, и пришлось для ее осуществления воспользоваться манипулятором космической станции.

"Дрим Чейзер"

"Дрим Чейзер" - еще одно название космических кораблей будущего. Нельзя не упомянуть этот проект компании SpaceDev. Также в его разработке приняли участие 12 партнеров компании, 3 университета США и 7 центров NASA. Данный корабль существенно отличается от других космических разработок. Он напоминает внешне "Спейс шаттл" в миниатюре и может осуществлять посадку так же, как и обычный самолет. Основные его задачи схожи с задачами, стоящими перед CST-100 и "Драконом". Аппарат предназначен для доставки экипажа и грузов на околоземную орбиту, а выводиться туда он будет с помощью "Атласа-5".

А что у нас?

А чем же может ответить Россия? Каковы российские космические корабли будущего? РКК "Энергия" в 2000 году начала проектирование космического комплекса "Клипер", являющегося многоцелевым. Этот космический аппарат многоразовый, напоминающий чем-то внешне "шаттл", уменьшенный в размерах. Он предназначен для решения различных задач, таких как доставка груза, космический туризм, эвакуация экипажа станции, полеты на другие планеты. Определенные надежды возлагались на этот проект.

Предполагалось, что космические корабли будущего России будут вскоре сконструированы. Однако из-за отсутствия финансирования пришлось с этими надеждами распрощаться. Проект закрыли в 2006 году. Технологии, которые были разработаны за эти годы, планируется использовать для проектирования ППТС, известной также как проект "Русь".

Особенности ППТС

Лучшие космические корабли будущего, как полагают специалисты из России, - это ППТС. Именно этой космической системе суждено будет стать новым поколением космических аппаратов. Она будет способна заменить "Прогрессы" и "Союзы", стремительно устаревающие. Разработкой этого корабля, как в прошлом "Клипера", занимается сегодня РКК "Энергия". ПТК НК станет базовой модификацией этого комплекса. Основная задача его, опять же, будет заключаться в доставке экипажа и грузов на МКС. Однако в отдаленной перспективе находится разработка модификаций, которые будут способны летать на Луну, а также выполнять различные исследовательские миссии, продолжительные по времени.

Сам корабль должен стать частично многоразовым. Будет повторно использована жидкая капсула после совершения посадки, а вот двигательно-агрегатный отсек - не будет. Любопытной особенностью данного корабля является возможность его посадки без парашюта. Реактивная система будет применяться для торможения и приземления на земную поверхность.

Новый космодром

В отличие от "Союзов", которые взлетают с расположенного в Казахстане космодрома "Байконур", новые корабли планируется запускать со строящегося в Амурской области космодрома "Восточный". 6 человек составит экипаж. Аппарат может также брать груз весом до 500 кг. Корабль в беспилотной версии может доставлять грузы до 2-х тонн весом.

Проблемы, стоящие перед разработчиками ППТС

Одной из основных проблем, стоящих перед проектом ППТС, является отсутствие ракет-носителей с необходимыми характеристиками. Основные технические моменты космического аппарата сегодня проработаны, однако в весьма затруднительное положение ставит его разработчиков отсутствие ракеты-носителя. Предполагается, что она будет близка по характеристикам к "Ангаре", которая была разработана еще в 90-е годы.

Другой серьезной проблемой, как ни странно, является цель проектирования ППТС. Едва ли Россия сегодня может позволить себе осуществление амбициозных программ по освоению Марса и Луны, аналогичных тем, которые претворяют в жизнь Соединенные Штаты. Даже если космический комплекс будет успешно разработан, скорее всего, единственной его задачей останется доставка экипажа и грузов на МКС. До 2018 года отложено начало испытаний ППТС. Перспективные аппараты из США к этому времени, скорее всего, уже возьмут на себя функции, выполняемые сегодня российскими кораблями "Прогресс" и "Союз".

Туманные перспективы космических полетов

Фактом является то, что мир сегодня остается лишенным романтики космических полетов. Речь, конечно, идет не о космическом туризме и запуске спутников. Можно не беспокоиться за эти сферы космонавтики. Полеты на МКС очень важны для космической отрасли, однако срок пребывания на орбите самой МКС ограничен. В 2020 году планируется ликвидировать эту станцию. А пилотируемые космические корабли будущего являются составной частью конкретной программы. Нельзя разрабатывать новый аппарат в случае отсутствия представлений о стоящих перед ним задачах. Не только для доставки экипажей и грузов МКС проектируются новые космические корабли будущего в США, но также для полетов на Луну и Марс. Однако данные задачи от повседневных земных забот настолько далеки, что нам вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы значительных прорывов в сфере космонавтики. Космические угрозы остаются фантастикой, поэтому нет смысла конструировать боевые космические корабли будущего. И, конечно, у держав Земли множество других забот, кроме борьбы друг с другом за место на орбите и других планетах. Строительство таких аппаратов, как военные космические корабли будущего, поэтому также нецелесообразно.

Российская космонавтика, которая за последние 4-5 лет испытала ряд довольно болезненных инцидентов, а также наряду со всей остальной промышленностью была затронута общим негативным экономический фоном, тем не менее за прошедший 2015 год смогла во многом наверстать упущенные за прошлые годы позиции и стать одним из локомотивов в проектах по импортозамещению и созданию новых высокотехнологичных продуктов мирового уровня.

Об итогах, неудачах, подъемах и перспективах отечественного космоса предлагаем поговорить поподробнее. Особенно учитывая тот факт, что конкуренты России в освоении околоземного и межпланетного пространства также не дремлют. А значит, нашей ракетно-космической отрасли необходимо прилагать максимум усилий в вопросе модернизации предприятий, отработки госзаказа и ведения НИОКР по перспективным направлениям.

Начался год, следует отметить, на довольно негативной ноте – 16 мая 2015 года потерпел крушения носитель «Протон-М» с мексиканским спутником «MexSat-1» на борту. Уже потом, в августе, правительственная комиссия назовет причину: эксперты пришли к о том, что причина аварии ракеты-носителя заключалась в конструктивном недостатке вала ротора турбонасосного агрегата третьей ступени, который вышел из строя из-за повышенных вибрационных нагрузок.

Авария с мексиканским спутником явилась как бы завершающей в целой череде проблем с «Протонами», пик падений которых пришелся на 2013-2014 года. Наиболее резонансной аварией ракет-носителей «Протон-М» стало падение трех спутников орбитальной группировки «ГЛОНАСС» 2 июля 2013. Причиной катастрофы тогда послужила вопиющая халатность и безответственность при сборе ракеты, когда датчики угловых скоростей были установлены на заводе-изготовителе неправильно. Это привело к потере спутников и убыткам почти в 4,5 миллиарда рублей. А уже в мае 2014 года был потерян российский телекоммуникационный спутник «Экспресс АМ4Р» из-за отказа рулевых двигателей 3-й ступени.

Однако соответствующие выводы по итогам этих аварий были правительством и профильными ведомствами и в первую очередь Роскосмосом сделаны, и все последовавшие за крушением «MexSat-1» пуски (а всего их в дальнейшем было четыре) прошли в штатном режиме.

Также в уходящем году активно развивался и строился перспективный российской космодром «Восточный». Новый космодром строится рядом с поселком Углегорск в Приамурье. Рядом с Углегорском также строится целый город для работников космодрома и членов их семей, который будет назван в честь пионера мировой и отечественной космонавтики Константина Циолковского.

Первый запуск ракеты-носителя с космодрома был запланирован на 2015 год, а запуск пилотируемого космического корабля - на 2018 год. Однако в последствии эти сроки пришлось перенести.

Если же говорить о конкретных достижениях строителей, то, вопреки проблемам с подрядчиками (которыми теперь занимается Следственный комитет РФ) и срывом сроков первого пуска, сделано все равно было немало. Так, в нынешнем году было закончено возведение и монтаж важнейшего компонента наземной инфраструктуры космодрома - контрольно-измерительного комплекса. В состав измерительного комплекса «Восточного» унифицированный технологический модуль, комплекс антенн для приема и передачи телеметрии.

Помимо этого, на космодроме оборудовали систему для передачи данных наземного комплекса управления, морской измерительный комплекс и несколько командных пунктов по всей России. На «Восточном» уже в конце ноября был сдан «пусковой минимум», что позволит, по расчетам специалистов, осуществить первый запуск весной 2016 года.

На космодром также была доставлена ракета-носитель «Союз» и размещена в монтажно-испытательном комплексе, где она перезимует и будет готовиться для первого старта с дальневосточного космодрома.

Активно шла работа и по созданию социальной инфраструктуры для персонала космодрома, профильные ведомства продолжили возведение микрорайонов в городе Циолковском. Сейчас также прорабатывается вопрос с активизацией малоэтажного строительства для нужд сотрудников «Восточного». Как в Минстрое России, государство возьмет на себя обязательство по обеспечению социальных гарантий по привлечению высококвалифицированных специалистов для работы на космодроме. В том числе специалистов, которые готовы к переводу с комплекса «Байконур». Минстроем России будет прорабатываться возможность наделения этой категории граждан правом на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета путем предоставления им государственных жилищных сертификатов.

Довольно непросто складывались у России взаимоотношения с нашими зарубежными партнерами и в первую очередь с Соединенными Штатами. Мы и американцы, несмотря на существенные и, скажем честно, непреодолимые противоречия по всей повестке внешнеполитической проблематики, оставались надежными партнерами в космосе. Весь год продолжалось сотрудничество по линии МКС, осуществлялись запуски «Союзов» в том числе и с американскими астронавтами на борту.

Однако наиболее знаковой ситуацией, характеризующей взаимозависимость России и США в космической сфере, является, конечно же, эпопея с закупками американским консорциумом «United Launch Alliance», российских ракетных двигателей РД-180.

На фоне антироссийской истерии, Конгресс США принял решение о существенном ограничении закупок двигателей РД-180 в России – в этом году их планировалось приобрести всего 5 штук. Это поставило «United Launch Alliance» в крайне неудобное положение и даже вынудило отказаться от участия в тендере Пентагона на запуск военных спутников.

Стоит напомнить, что РД-180 производства НПО «Энергомаш» используется в качестве 1-й ступени американской ракеты тяжелого класса «Atlas 5», и без них американцы пока обойтись не могут. В итоге до 2019 года российские ракетостроители с «Энергомаша» поставят в США еще 20 двигателей РД-180.

Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь Баранов Вячеслав Викторович

2.2. Состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли России

В условиях глобализации экономики особую значимость приобретает реализация приоритетов государственной инновационной политики Российской Федерации, в том числе в области ракетно-космической промышленности. Для России, так же как и для других промышленно развитых стран, освоение и использование космического пространства стало важным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей.

Применение космических систем для решения задач в таких сферах, как связь, теле– и радиовещание, дистанционное зондирование Земли из космоса, навигация и картография, вносит существенный вклад в формирование новой экономики, основанной на широком использовании информационных технологий. Расширение рынка космических технологий, использование результатов космической деятельности в экологическом мониторинге, борьбе со стихийными бедствиями и других областях человеческой деятельности призваны способствовать повышению качества жизни населения России.

Использование результатов космической деятельности позволяет повысить эффективность реализации приоритетных национальных проектов. Так, например, в рамках национального проекта «Образование» на базе космических средств могут быть созданы федеральные, региональные и межрегиональные системы дистанционного образования и интерактивного обучения, а также системы обеспечения безопасности школьного транспорта, зданий и сооружений образовательных учреждений. Результаты космической деятельности могут быть интегрированы в учебные курсы, дающие представление о возможностях современной науки и техники в решении актуальных задач социально-экономического развития общества.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» могут быть использованы построенные на базе космической информации мониторинговые системы оценки состояния зданий и сооружений, обеспечения безопасности жизнедеятельности, системы энергоресурсосбережения, землепользования, градостроительства и учета недвижимости. Для национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на базе информации дистанционного зондирования Земли из космоса, навигационных и других космических систем может быть создана целевая система мониторинга и управления сельским хозяйством.

С 2006 г. в России реализуется Федеральная космическая программа на 2006–2015 гг. В этой программе запланировано выполнение более двух десятков проектов научного назначения. Среди них проекты по созданию специализированных космических аппаратов, снабженных целевыми комплексами научной аппаратуры. Кроме того, программа предполагает дополнительную установку комплексов отечественной научной аппаратуры, во-первых, на российские космические аппараты, запуск которых обеспечивает решение важных народно-хозяйственных задач, а во-вторых, на зарубежные космические аппараты научного назначения.

Особенностью Федеральной космической программы России является то, что она предусматривает реализацию научных космических проектов с максимальным использованием унифицированных космических платформ. Эти платформы, являясь основными составляющими космических аппаратов, должны создавать все необходимые условия для функционирования полезной нагрузки, включая аппаратуру для научных исследований, дистанционного зондирования Земли, обеспечения радиосвязи и т. д.

Модульная технология создания космической платформы позволит минимизировать затраты и сроки адаптации возможностей платформы для применения в составе космических аппаратов разного типа. При этом важная роль отводится использованию унифицированной платформы для малоразмерных космических аппаратов. В настоящее время такая платформа уже разработана, причем за счет внебюджетных средств. В рамках проекта «Малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований» планируется реализовать программу исследований солнечно-земных связей, наблюдений малых тел Солнечной системы, экспериментов в области астрофизики.

Федеральная космическая программа России на 2006–2015 гг. предусматривает обеспечение надежного функционирования и дальнейшего развития орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического назначения, включая аппараты связи и телевещания. Продолжается успешная эксплуатация космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК1». Ввод в эксплуатацию этого аппарата положил начало созданию качественно новой орбитальной группировки космической системы мониторинга Земли.

В целях наращивания группировки дистанционного зондирования Земли специалисты ракетно-космической отрасли России выполнили НИОКР по созданию космических аппаратов «Канопус-В», «Метеор-М», «Электро-Л». Они дают возможность получать необходимые метеоданные, оперативно выявлять природные и техногенные катастрофы, своевременно предупреждать о лесных пожарах и т. д. В ходе успешного полета автоматической лаборатории «Фотон-М» совместно с европейскими партнерами проведены эксперименты в области космического материаловедения и биологии.

Частью программы пилотируемых полетов являются регулярные полеты кораблей «Союз ТМА» и транспортных кораблей «Прогресс» к Международной космической станции (МКС). Кроме того, специалисты отечественного ракетно-космического комплекса проводят работы по созданию новых модулей для российского сегмента МКС.

Залог устойчивого развития российского ракетно-космического комплекса – в современной наземной испытательной базе. В рамках Федеральной космической программы на 2006–2015 гг. ее ждет кардинальное обновление. Испытания элементов ракетоносителя «Ангара», включая огневые испытания двигателей для этого носителя, летные испытания носителя «Союз-2», а также создание и отработка новых разгонных блоков и транспортных модулей свидетельствуют о по-прежнему высоком инновационном потенциале российского ракетно-космического комплекса. Об этом говорят и результаты модернизации на космодроме Байконур стартовых и технических комплексов ракетоносителей «Протон», «Союз», «Зенит-М», «Циклон-2», технических комплексов космических аппаратов научного и социально-экономического назначения.

Развивается международное сотрудничество предприятий и организаций российского ракетно-космического комплекса. В рамках отечественной программы фундаментальных космических исследований российские ученые работают с аппаратурой «Конус-А», представляющей собой спектрометр гамма-всплесков, которая установлена на борту американского космического аппарата «Винд». Используются также магнитный спектрометр электронов, протонов и античастиц «Рим-Памела», находящийся в составе космического аппарата «Ресурс-ДК», а также приборы ОМЕГА и СПИКА-М, предназначенные для исследования атмосферы планет на борту европейских аппаратов «Марс-Экспресс», «Мимас» и «Мимас-2» и космических аппаратов США Mars Exploration Rovers. На борту европейской станции «Венера-Экспресс» успешно применяется планетарный Фурье-спектрометр.

Завершены работы по изготовлению отечественной астрофизической обсерватории «Спектр-Радиоастрон». Заканчивается разработка научно-исследовательского аппарата «Коронас-Фотон». Активно ведутся работы по созданию межпланетной станции «Фобос-Грунт».

Крупнейшим по-прежнему остается проект МКС. Россия активно участвует в строительстве и эксплуатации станции. Стратегически важным для российского ракетно-космического комплекса является проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ). Этот проект предусматривает создание наземной инфраструктуры на космодроме во Французской Гвиане и запуски с него адаптированной к условиям ГКЦ российской ракеты-носителя «Союз-СТ». Первый запуск «Союза-СТ» запланирован в будущем году. В среднесрочной перспективе портфель заказов составит 20 запусков. В реализации проекта активно участвуют предприятия российской ракетно-космической отрасли, в частности «ЦСКБ-Прогресс», и ряд других предприятий.

Успешно реализуется российско-французская программа «Урал» по разработке технологий, которые будут использованы в создании российско-европейских средств выведения. Также осуществляется совместный с Европейским космическим агентством (ЕКА) проект по созданию российской пилотируемой транспортной системы. Исследовательская программа, реализуемая в рамках этого проекта, рассчитана на 18 месяцев.

Одним из перспективных направлений сотрудничества с Европейским центром космических исследований и технологий (ESTEC) является разработка международных стандартов обработки и передачи по технологии Space Wire данных бортовых систем космических аппаратов.

Возлагаются надежды на международные программы «Морской старт», в которой кроме России участвуют Норвегия, США и Украина; «Наземный старт» с участием России и Украины, а также программу распространения с помощью глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) гражданского сигнала для пользователей зарубежных стран.

Важной международной программой является развитие космодрома Байконур в Казахстане, фактически ставшего международным. Россия планирует использовать его совместно с Казахстаном, что обеспечит его высокую эффективность. Важны для российского ракетно-космического комплекса партнерские отношения и с Китайской национальной космической администрацией, а также со странами Карибского бассейна и Латинской Америки – Бразилией, Кубой, Венесуэлой, Аргентиной и другими государствами. Одной из новых граней международного сотрудничества в космосе стала попытка национальных космических агентств совместно решить глобальную проблему астероидно-кометной опасности.

Наращивание состава и возможностей орбитальной группировки предполагает полномасштабное развертывание системы ГЛОНАСС с широким внедрением наземной навигационной аппаратуры. Российская система ГЛОНАСС имеет ряд преимуществ перед аналогичными зарубежными системами. Так, российские навигационные космические аппараты лучше видны из приполярных зон, что весьма важно для успешного освоения месторождений и начала добычи углеводородов на шельфе северных морей.

Однако эффективность спутниковой навигации во многом зависит от готовности «земного» сегмента ракетно-космического комплекса к ее активному использованию. Поэтому необходима координация работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС. В настоящее время эти работы координирует Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Предприятия ракетно-космической отрасли разработали образцы навигационной аппаратуры потребителей системы, выпущены первые партии прибора, совмещающего прием сигналов одновременно навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, созданы приборы наземной аппаратуры ГЛОНАСС, а также цифровые навигационные карты. Таким образом, сформированы все предпосылки для использования спутниковой навигации в решении важных народно-хозяйственных задач.

Предполагается, что к 2011 г. группировка навигационных спутников будет доведена до штатной численности 30 космических аппаратов. С 2010 г. планируется начать на орбите летные испытания космического аппарата ГЛОНАСС-К с увеличенным сроком работы в космосе до десяти лет. Если ввести в эксплуатацию все наземные средства, то точностные параметры ГЛОНАСС приблизятся к точности системы GPS.

В развитие Федеральной космической программы приняты Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Этот документ знаменует качественно новый этап развития отечественной ракетно-космической отрасли. В числе современных проектов – создание новой перспективной пилотируемой транспортной космической системы, средств для исследования и освоения Луны, Марса и других планет и объектов Вселенной.

Укрепление российской экономики в докризисный период и открывшиеся в связи с этим новые финансовые возможности позволяли отрасли стабильно развиваться. Прогноз динамики этого развития давал возможность России на равных с ведущими промышленно развитыми странами мира участвовать в международной космической кооперации. Сейчас же, в ситуации мирового финансового кризиса, отрасль остро нуждается в государственной поддержке и финансировании. Так, скорректированный по итогам первых послекризисных месяцев бюджет страны на 2009 г. не предполагает сокращения расходов на развитие ракетно-космической отрасли России. В 2009 г. на поддержку отечественной ракетно-космической отрасли будет выделено 82 млрд руб. Финансовую поддержку получат 16 ведущих предприятий отрасли.

Для устойчивого развития отечественной ракетно-космической отрасли необходим гарантированный доступ России в космическое пространство. В отрасли решается масштабная задача по развертыванию нового космодрома на востоке страны. Федеральное космическое агентство уже рассмотрело подготовленный для этого инвестиционный проект, в частности результаты системного проектирования космодрома признаны положительными. На основе утвержденного проекта разрабатывается рабочая документация строительства космодрома. Реализация этого проекта требует не только строительства нового космодрома, который определит перспективный облик российской космонавтики, но и решения комплекса взаимосвязанных научно-технических и экономических задач. Приоритетной среди них является выбор оптимального парка средств выведения, а также определение технических характеристик нового пилотируемого корабля.

Важным направлением деятельности предприятий и организаций ракетно-космической отрасли является опережающее наращивание состава, качества и возможностей российской орбитальной группировки. Для этого разрабатывается прогноз состава и возможностей перспективной орбитальной группировки до 2020 г. В основу прогноза закладывается использование совершенно новых или глубоко модернизированных космических аппаратов с характеристиками на уровне лучших зарубежных аналогов.

Реализация этого прогноза позволит еще больше расширить присутствие России на мировом рынке космических аппаратов и услуг. Это касается не только стартовых услуг по выведению зарубежных космических аппаратов и грузов, но и значительного увеличения доли России на мировом рынке высокотехнологичных разработок и услуг, включая связь, навигацию, гидрометеомониторинг, дистанционное зондирование Земли и т. д.

Для решения этих задач необходима разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по наращиванию кадрового потенциала и глубокой технологической модернизации ракетно-космической промышленности. Обострение конкуренции на мировом рынке космических услуг диктует необходимость кардинального обновления станочного парка предприятий отрасли и разработки новых технологий производства ракетно-космической техники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

20. Перспективы развития безналичных расчетов Совершенствование платежной системы в Российской Федерации решается путем создания и развития электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР), позволяющей учитывать и активно использовать возможности современной

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития Денежная система России в процессе перехода к рыночной экономике притерпела серьезные изменения и в настоящее время функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

20.1. Состояние и перспективы развития транспортного рынка в Российской Федерации В условиях современного транспортного рынка в целях рациональной организации перевозок грузовладельцы встречаются с широким выбором перевозчиков с помощью различных видов транспорта.

Из книги Фотография как бизнес: с чего начать, как преуспеть автора Песочинский Дмитрий Михайлович

Глава 23 Перспективы дальнейшего развития Не тужи, дорогой, и не ахай. Жизнь держи, как коня за узду. Приписывается Есенину Нет человека, который не хотел бы заглянуть в будущее, и размышления о перспективах вполне свойственны любому. С уверенностью можно сказать лишь одно

Из книги Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход автора Лямин Л. В.

Перспективы развития электронного банкинга Каким бы подробным ни было описание, не может быть никакой уверенности, что в уме слушателя сложится представление, соответствующее истине. Ч.У. Ледбитер. «Астральный план» Перспективы дальнейшего развития электронного

Из книги Мировая экономика. Шпаргалка автора Энговатова Ольга Анатольевна

1. Предмет и задачи курса Предметом курса «Мировая экономика» является метаэкономика, иными словами, поведение мировой экономики в целом. Используются следующие методические подходы: 1) субъективистский, (потребность и полезность). При таком подходе экономическая теория

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

4.5. Африка как арена столкновения экономических интересов: опыт, современное состояние и перспективы в посткризисном мире Африканский континент, начиная со средних веков, становится местом столкновения экономических интересов мировых держав.Африка издавна притягивала

автора Черников Геннадий Петрович

Проблемы машиностроения. Достижения в авиационной и ракетно-космической промышленности Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза Экономическое сотрудничество между Россией и странами Евросоюза развивается весьма интенсивно. ЕС превратился сегодня в главного экономического партнера нашей страны. На его долю приходится примерно половина

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

3. 7. Перспективы развития производственно-логистической системы В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной

автора

2.4. Состояние и перспективы развития вертолетостроения в России В вертолетостроительной отрасли России существует три уровня управления. Первый уровень – это компания «Оборонпром», которая, в свою очередь, подчиняется компании «Российские технологии». В рамках

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

2.5. Состояние и перспективы развития авиационного двигателестроения России В России насчитывается около 40 предприятий двигателестроения. Однако отечественные авиационные двигатели уступают лучшим мировым образцам по ресурсу, расходу топлива, уровню шумности и

автора Абрамс Ронда

Состояние «здоровья» и тенденции развития отрасли Ваш бизнес существует отнюдь не в вакууме; как правило, компания работает в тех же самых условиях, которые оказывают влияние на отрасль в целом. Если по всей стране отмечается снижение потребительских расходов, весьма

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Секция «Финансы и кредит»

Таким образом, инвестиции в проекты по прикладным направлениям космической деятельности стали к настоящему времени достаточно «стандартными» капиталовложениями, сравнимыми, например, с инвестициями в проекты в области мобильной связи или развития информационных технологий.

Для сбалансированных затрат в освоении космического пространства необходимо деление на: финансирование коммерциализуемых проектов - в данную сферу деятельности необходимо привлекать капитал частного сектора; финансирование долгосрочных программ, связанных, например, с освоением космического пространства с целью научных исследований, что должно осуществляться за счет консолидации средств государств - участников этих, почти неизбежно международных проектов.

Международное сотрудничество в сфере освоения космического пространства является особо важным, поскольку широкий обмен взаимодополняющими научными данными обеспечивает качественный рост эффективности космических исследовании в интересах фундаментальной науки, при этом исключается эффект дублирования затрат на аналогичные исследования в разных странах .

Проводя анализ современного положения космической отрасли в России можно сделать вывод, что государственное финансирование космической отрасли в нашей стране за последние пять лет выросло втрое, и его объемы продолжают расти. Однако российские частные компании на этом рынке практически отсутствуют, в то время как во всем мире наблюдается тенденция к увеличению участия частного сектора в исследовании космоса. Помимо этого, на международном рынке высоких технологий сегодня действует принцип разделения труда, и России следует более активно формировать альянсы с ведущими мировыми производителями в этой сфере.

1. Макаров Ю., Пайсон Д. Экономист // Модели взаимодействия при финансировании космической деятельности. 2010. № 6. С. 33-41.

2. Поповкин В. А. Новости космонавтики // Федеральное космическое агентство. 2012. № 3. С. 2-7.

3. Афанасьев И. Новости космонавтики // Российский космический бюджет. 2013. № 2. С. 12-17.

© Третьякова А. А., 2014

УДК 336.645:79

М. А. Филатова Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

Исследуются перспективы развития ракетно-космической отрасли России, в ней описывается состояние отрасли на сегодняшний день, ее преимущества и недостатки. Также поставлены некоторые цели, которые стоит воплотить для дальнейшего успешного развития отрасли.

Развитие ракетно-космической отрасли на данный момент является одной из актуальных тем в России, так как современное общество все больше нуждается в высоких технологиях и переходит на инновационный путь развития. Но существует и ряд проблем, который препятствует России выйти на мировой рынок. Весь упор идет на организационные и структурные проблемы, что необходимо для совершенствования данного производства, но этого недостаточно для развития более новых технологий и производств.

Настоящее состояние ракетно-космической отрасли с уверенностью можно оценить как нестабильное, находящееся в кризисе. Конкурентоспособность российских носителей на мировом рынке запусков имеет тенденцию к снижению, которая объясняется внутриотраслевыми причинами - старением производственных фондов, ухудшением технологической дисциплины и кадрового потенциала, и внешними причинами по отношению к отрасли - укреплением курса рубля, переходом к рыночным ценам на энергоносители. В этом случае, использование стратегии рыночного предложения российских носителей, основанной на «лидерстве по издержкам», невозможно.

Растущие издержки внутрироссийского космического производства могли бы быть устранены государственной поддержкой производителей экспортно-ориентированной наукоемкой продукции. Если же такого не произойдет, то доля российских носителей на мировом рынке запусков значительно снизится .

Сегодня, российские производители довольно сильно отстают во всех технологиях создания спутников и средств связи, именно этим объясняется практическое отсутствие российских систем в данном сегменте рынка. Практически невозможно увидеть российское производство спутников на рынке готовых и отдельных изделий.

В связи с этим, соответствуя цели государственной политики ракетно-космической отрасли, планируется формирование стабильной, экономической, конкурентоспособной ракетно-космической промышленности, практическое и обязательное присутствие России на мировом космическом рынке. Основная цель развития ракетно-космической промышленности и один из главных приоритетов научно-технологического развития страны - это лидирующая позиция на мировом рынке.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Основные направления для достижения поставленной цели в этой области :

1. Создание космических комплексов с использованием высоких технологий, обладающих такими характеристиками, которые бы обеспечивали стабильное место на мировом рынке и высокую конкурентоспособность. Например, развитие современных средств выведения, спутников нового поколения с более длительным сроком существования, наукоемкие проекты по исследованию космического пространства и космических технологий.

2. Развитие группировки спутников связи, включающих в себя все виды связи, такие как персональная, фиксированная, переносная. Также создание метеорологических спутников, передающих информацию в реальном времени.

Для поддержания конкурентоспособности на рынке передачи информации, будет необходим качественный скачок в повышения интервала «конкурентного существования» спутников связи. Это может быть достигнуто с помощью создания «многоразовых» спутников связи, которые будут проектироваться, и создаваться с функциями их дальнейшего обслуживания, заправки, ремонта и модернизации прямо на орбите. Появление таких спутников можно ожидать к 2025 году, они будут представлять собой массивные орбитальные платформы, на которых будет размещаться различная целевая аппаратура и другое оборудование. В связи с этим, космическому рынку предстоят значительные структурные и количественные изменения.

3. Проведение организационных преобразований в ракетно-космической отрасли. К 2015 году планируется образовать несколько крупных российских ракетно-космических корпораций, которые будут самостоятельно развиваться, выпускать космическую технику для решения различного рода задач, как экономических, так и задач обороноспособности и безопасности страны. Также, эти корпорации будут осуществлять эффективную деятельность России на международных рынках.

4. Планируется модернизировать инфраструктуру и технологический уровень ракетно-космической

промышленности: введение нового оборудования средств управления, техническое и технологическое переоснащение предприятий отрасли, развитие систем связи и системы космодрома, развитие производственной базы космической отрасли.

Если взять технические характеристики российских образцов ракетно-космической техники, которые создаются по федеральным целевым программам, то к 2015 году Россию можно будет заметить на мировом уровне космической отрасли. Но для достижения такого результат по всем показателям с космической техникой лидирующих зарубежных стран, для успешного отечественного производства перспективной РКТ потребуется дополнительная ресурсная поддержка государства, технологические работы по целевым направлениям .

Переход России на инновационный путь развития будет толчком для осуществления успешного технологического развития ракетно-космической отрасли России. В частности, неотъемлемым условием является проведение государством глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования и смежных отраслей.

1. Всемирный научно-исследовательский институт межотраслевой информации - Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности (ФГУП ВИМИ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.vimi.ru/node/245 (дата обращения: 8.04.2014).

2. Федеральный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.protown.ru (дата обращения: 8.04.2014).

3. Военно-промышленный курьер ВПК - Общероссийская еженедельная газета [Электронный ресурс]. URL: http://vpk-news.ru (дата обращения: 8.04.2014).

© Филатова М. А., 2014

Многоразовый ускоритель первой ступени «Байкал» в составе ракеты-носителя / Фото: www.gazeta.ru

"Роскосмос" готов приступить к созданию летного образца возвращаемой первой ступени ракеты- носителя. Для этого в Центре имени Хруничева собрана команда специалистов, разрабатывавших систему "Энергия - Буран", пишут "Известия" со ссылкой на Александра Медведева, генерального конструктора "Роскосмоса" по ракетным комплексам.



Александр Медведев / Фото: so-l.ru


"Приказом гендиректора Центра имени Хруничева на предприятии восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения, - сказал А. Медведев. - Это произошло буквально месяц назад. Работать туда мы пригласили людей, которые создавали в свое время "Буран". Департамент возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектировщиков системы "Энергия - Буран".

Как отмечает издание, российских инженеров не вдохновил опыт Илона Маска, основателя SpaceX, который сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане. "Хруничев" проектирует "крылатую" первую ступень, которая сможет возвращаться на космодром, как самолет, и садиться на взлетно-посадочную полосу.

"Убежден, что для российских условий возвращаемая первая ступень с выходящими крыльями - это оптимальный вариант, - отметил А. Медведев. - Схема, по которой сажает первую ступень SpaceX, нам не подходит, поскольку с наших космодромов ракеты летят не над морем и у нас нет возможности подогнать в нужное место баржу. Даже если бы такая возможность была, не факт, что это оптимальный путь: в море почти всегда мешает боковой ветер и качка".

"Энергия - Буран" - советская многоразовая транспортная космическая система. Свой первый и единственный космический полет корабль "Буран" совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1976 году, в 1992 году было принято решение о ее прекращении, сообщает ТАСС .

Техническая справка

"Байкал" спроектирован в ОАО "НПО "Молния"" по заказу ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. В беседе с корреспондентом Агентства военных новостей начальник сектора международных программ и проектов ГКНПЦ Олег Алексеевич Соколов сообщил, что работы по аналогичным ускорителям ведутся в США, европейских странах и, по некоторым данным, Китае, но в металле полноразмерный макет создан лишь в России.


Российский многоразовый ускоритель (МРУ) "Байкал" / Фото: www.objectiv-x.ru

НК подробно рассказывали о проекте МРУ еще два года назад, когда на 43-м салоне Ле Бурже выставлялась небольшая модель "Байкала". С тех пор в проекте произошел ряд изменений; появились также новые данные как о самом ускорителе, так и о семействе всеазимутальных РН "Ангара-В" на его основе.

По мнению разработчиков, концепция двухступенчатого средства выведения с многоразовой "атмосферной" первой ступенью дает возможность обеспечить гибкость в использовании различных верхних ступеней, среди которых могут и должны быть многоразовые космические корабли.


Фото: www.objectiv-x.ru

Подобная система будет иметь значительно меньшие габариты и массу, чем одноступенчатая многоразовая система, обладающая аналогичными показателями масс выводимой на орбиту и доставляемой на Землю полезных нагрузок (ПН), и, следовательно, более высокие технические показатели. Что касается общей стоимости разработки и эксплуатации, то отработка системы "по частям" может оказаться дешевле, чем доведение до рабочего состояния более крупного и сложного одноступенчатого носителя. С точки зрения проектантов, операция разделения двухступенчатой системы является хорошо отработанной в мировой практике процедурой и не должна потребовать значительных затрат.

Применение многоразовой "атмосферной" ступени для выведения одноразовых ПН может осуществляться не только в рамках концепции двухступенчатого носителя. Нагрузкой для многоразовой первой ступени может быть и сочетание конечной (целевой) ПН с одноразовыми верхними ступенями и разгонными блоками, которые должны быть в составе РН любого класса. Возможно сочетание многоразовых модулей с одноразовыми ступенями, начинающими работу с поверхности Земли (принцип модульности).

Такая концепция многоразовых ступеней-модулей заложена в основу перспективных разработок, проводимых ГКНПЦ совместно с НПО "Молния" в рамках проекта "Байкал". Использование ступеней-модулей, имеющих ракетный двигатель для старта и разгона и воздушно-реактивный двигатель (ВРД), поворотное крыло, аэродинамические органы управления и шасси для возвращения и посадки, предусматривается как в виде первых ступеней легких РН, так и в виде связок или навесных ускорителей в ракетах среднего и тяжелого классов.


Три проекции МРУ "Байкал" / Изображение: www.buran.ru

Особенность "Байкала": не только посадка МРУ на землю, но и возвращение его в точку старта с помощью средств обратного полета, включающих ВРД и систему управления, отработанную на орбитальном корабле "Буран". По расчетам разработчиков, применение "Байкала" на РН семейства "Ангара" позволит в 2-3 раза сократить расходы на вывод ПН на орбиту.

Изделие, демонстрировавшееся в Париже, оснащалось макетами ракетного двигателя РД-191М и турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) РД-33, применяемого на истребителе МиГ-29.

РД-191М тягой у земли 196 т, удельным импульсом у земли 309 сек и в вакууме 337.5 сек, разработан в НПО "Энергомаш" им. В.П.Глушко. ЖРД массой 2.2 т работает на керосине и жидком кислороде и крепится в хвостовой части МРУ в карданном подвесе с углом качания плюс/минус 8º для управления по тангажу и рысканью. ТРДДФ РД-33 разработан санкт-петербургским НПО им. В.Я.Климова, имеет тягу 8.3 тс и массу 1050 кг. Его габариты: длина 4.3 м, ширина 2.0 м, высота 1.1 м. При работе на крейсерском режиме (высота 11 км и скорость полета 0.8 М) удельный расход топлива (керосина) составляет 0.961 кг/тс.час. РД-33 оборудован системами защиты и раннего обнаружения неисправностей.

Кроме того, в проекте рассматривается возможность установки на МРУ двигателя РД-35, разрабатываемого для Як-130.

Шасси ускорителя взяты с самолетов Як-42 и Су-17. Как рассказал Олег Соколов, МРУ "Байкал" рассчитан на 25 пусков, но в перспективе их число планируется довести до двухсот.

Макет, показанный в Ле Бурже, в дальнейшем будет использован для статических прочностных и других наземных испытаний. По словам одних представителей ГКНПЦ, в настоящее время в производстве находятся несколько "Байкалов", которые предназначены для летных испытаний. Однако по неофициальным заявлениям других, до изготовления летных изделий еще далеко, а представленный на выставке макет делался на "скорую руку" и далек по внешнему виду и конструкции от реального "Байкала", который будет запускаться с космодрома Плесецк.

Летные испытания МРУ будут проводиться в несколько этапов.

На первом - "Байкал" устанавливается на фюзеляже специализированного самолета-носителя ВМ-Т "Атлант". После взлета и набора высоты МРУ отделяется от носителя и в автономном режиме совершает посадку.

На втором этапе "Байкал" без второй ступени запускается со стартового комплекса РН "Ангара".

Третий этап ЛКИ предусматривает пуски "Ангары А1-В" в штатной конфигурации: МРУ плюс вторая ступень "Бриз-КМ".


Ракета-носитель "Ангара А1-В" с использованием МРУ "Байкал" / Изображение: www.buran.ru

Характеристики многоразового ускорителя "Байкал"

Характернистики РН "Ангара А1-В" с использованием МРУ "Байкал"


По самым оптимистичным заявлениям представителей Центра Хруничева, первый пуск "Ангары А1-В" с ускорителем "Байкал" планируется осуществить через 2-3 года. Тот же срок назывался и два года назад, на предыдущем салоне в Ле Бурже. Следовательно, темп работ пока невысок, или разработчики столкнулись с серьезными техническими и технологическими трудностями.

Олег Соколов особо подчеркнул, что унифицированный ускоритель "Байкал" может использоваться на РН различного класса, в т.ч. американских шаттлах, французской Ariane 5 и других носителях. На РН "Ангара" легкого класса "Байкал" будет первой ступенью. Однако рынок легких носителей в настоящее время не настолько широк, чтобы окупить создание столь дорогой многоразовой ступени.

В первой половине 90-х годов в мире говорилось о блестящих перспективах ракет легкого класса в связи с прогнозировавшимся резким ростом числа малых КА, рассчитанных на работу на низких орбитах, и развертыванием целой серии низко- и среднеорбитальных систем глобальной спутниковой связи.

Однако число проектов малых КА, финансируемых и находящихся в стадии реализации, за последние годы сократилось. Системы связи на базе "нестационарных" группировок небольших КА до сих пор не подтвердили свою экономическую окупаемость, а потому не получили широкого распространения. В связи с этим множества пусков РН легкого класса в действительности не потребовалось; закладываемый в "Байкал" ресурс из 200 полетов в варианте легкой ракеты может просто не выработаться к моменту морального "старения" носителя и окончания ресурса долговечности систем и агрегатов. Окупиться создание МРУ может, пожалуй, только при его использовании в более востребованных на рынке носителях среднего и, прежде всего, тяжелого классов.

Компоновочные схемы ракет / Изображение: www.buran.ru

Всеазимутальные РН "Ангара-В" среднего и тяжелого классов получаются путем замены боковых универсальных ракетных модулей (УРМ) ускорителями "Байкал". Так, на "Ангаре-А3" среднего класса планируется устанавливать два МРУ (вариант "Ангара А3-В"), а из РН тяжелого класса "Ангара-А5" заменой четырех боковых УРМ на четыре МРУ получается "Ангара А5-В". Прорабатывается и вариант использования ускорителей на тяжелой "Ангаре-А4" с кислородно-водородной второй ступенью ("Ангара А4-В"). Однако использование 2-4 МРУ на одной РН может создать целый ряд проблем. Компоновка вариантов "Ангара А5-В" и "Ангара А4-В" уже потребовала сделать складными горизонтальные хвостовые стабилизаторы у двух из четырех ускорителей. Кроме того, могут возникнуть серьезные сложности при одновременном возвращении на аэродром сразу четырех МРУ, отделившихся от РН.

Центр Хруничева и НПО "Молния" также исследуют вариант запуска РН "Ангара" с МРУ "Байкал" с самолета-носителя Ан-124 "Руслан", что, как упоминалось выше, тоже является развитием концепции многоразовых "атмосферных" ступеней.

Кроме того, в рамках перспективных исследований ГКНПЦ изучаются полностью многоразовые системы, состоящие из "Байкала" и многоразовой второй ступени. Однако их реализация является делом более отдаленного будущего и не стоит сейчас на первом плане работы Центра.

По мнению сотрудников ГКНПЦ, последовательное развитие "атмосферных" ступеней неизбежно должно привести к созданию гиперзвуковых самолетов-носителей "космических" ступеней. Таким самолетам до выхода на уровень одноступенчатого аэрокосмического многоразового средства выведения останется только пройти этап оснащения высокоэффективной комбинированной двигательной установкой. Для их создания, очевидно, потребуются более совершенные технологии, чем имеющиеся сейчас в распоряжении не только Центра Хруничева, но и вообще в мире.


Разделение стуреней РН "Ангара3-В" / Изображение: www.buran.ru

Характеристики семейства РН "Ангара-В" с использованием МРУ "Байкал"

РН А1-В А3-В А5-В А4-В
Стартовая масса, т 168.9
446
709
700
Число МРУ на первой ступени 1
2
4
4
Компоненты топлива:
первая ступень О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+РГ-1
вторая ступень АТ+НДМГ
О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+H2
Масса полезной нагрузки при запуске с космодрома Плесецк:
на низкую орбиту, т
1.9
9.3
18.4
22.0
на геопереходную орбиту, т
-
1.0 4
4.4
5.66
на геостационарную орбиту, т
- - 2.5 3.2

По материалам проспектов ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, НПО "Молния", сообщениям агентства Интерфакс и Агентства военных новостей.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы