27.02.2022

Применение ККТ: как минимизировать риски. Можно ли работать без ККМ? Кто может не пользоваться кассовым аппаратом


П орядок применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) прописан в законе от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ).

С лета прошлого года действует новое Положение о регистрации и применении ККТ, утвержденное постановлением Правительства 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее - Положение).

В соответствии со статьей 1 Закона № 54-ФЗ под ККТ, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт, понимаются (письмо Роспрома РФ от 26.04.2007 г. № СП-1821/11):

  • контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;
  • электронно-вычислительные машины, в том числе персональные;
  • программно-технические комплексы.

Кто может не применять ККТ

Сначала отметим тех налогоплательщиков, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить расчеты без применения кассовой техники.

Итак, ККТ может не применяться при осуществлении следующих видов деятельности (подп. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте. В данном случае при продаже проездных билетов и жетонов для проезда в метрополитене применение бланков строгой отчетности не требуется (письмо Минфина РФ от 16.05.2006 г. № 03-01-15/3-95);
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли. Под этот пункт не попадают: находящиеся в этих местах торговли магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогичные обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговых мест, открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Например, при продаже с прицепа, который приспособлен для постоянного режима торговли (помещение, имеющее стены, крышу, дверь, прилавок), кассовая техника должна применяться (письмо Минфина РФ от 24.04.2007 г. № 03-01-15/4-120);
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков. Исключением является торговля технически сложным товаром и продовольственным товаром, требующим определенных условий хранения и продажи;
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажи в сельской местности лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах. Под этот пункт не попадают районные центры и поселки городского типа;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых сооружениях и на их территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты.

Также могут осуществлять расчеты без применения кассовой техники организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.

Имейте в виду, что при внесении в кассу организации наличных денежных средств, уплаченных заемщиком при возврате суммы займа и процентов за его использование, применение кассовой машины также не требуется (письма ФНС РФ от 08.09.2005 г. № 22-3-11/1695@, УФНС по г. Москве 19.03.2007 г. № 22-12/24267).

Выбираем ККТ

Закон выдвигает определенные требования к применяемой ККТ (ст. 3 и ст. 4 Закона № 54-ФЗ). В частности, кассовая техника:

  • должна быть включена в государственный реестр;
  • должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета лица в качестве налогоплательщика;
  • должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке;
  • должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Поставщик на корпус наносит знак «Государственный реестр» (п. 11 Положения). Заметим, что последние изменения в реестр ККТ были внесены приказом Роспрома РФ от 01.08.2007 г. № 321. Со списком действующей техники можно ознакомиться у поставщиков ККТ. Информацию о включенной в Государственный реестр кассовой технике можно также найти на сайте Роспрома: www.rosprom.gov.ru (п. 2 приказа Роспрома РФ от 06.03.2007 г. № 105).

Не так давно Минпромэнерго РФ приказами от 05.09.2007 г. № 351 и № 352 утвердило образцы марки-пломбы и идентификационного знака. Марка-пломба состоит из шести частей для наклеивания: в учетный талон ККТ, на ККТ, в паспорт ККТ. Идентификационный знак включает две идентичных части: одна - для наклеивания на корпус ККТ, вторая - для вклеивания в паспорт ККТ. Идентификационный знак содержит наименование модели и ее заводской номер (п. 9 Положения).

Вся кассовая техника должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. Заметим, что ранее отклонение времени на ККТ не могло превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» от 08.01.1992 г. № 23 (письмо МНС РФ от 20.07.2000 г. № ВНК-6-16/549).

Судебно-арбитражная практика

Суд постановил, что сам момент пробития кассового чека не имеет правового значения. Дело в том, что статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях ответственность предусмотрена за неприменение ККТ, тогда как в данном случае имеет место несвоевременное пробитие кассового чека (постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2007 г. № Ф03-А51/07-2/2821).

В отдельных случаях деньги за товар получает единый кассовый центр магазина и на чеке указываются реквизиты (наименование, ИНН и т.д.) не продавца, а именно этого магазина. Однако применение одной организацией ККТ, зарегистрированной другой организацией, неправомерно (письмо Минфина РФ от 25.04.2007 г. № 03-11-04/3/132). Но магазин вправе передать ККТ в аренду другому лицу. При этом надо в установленном порядке снять указанную технику с учета с последующей ее регистрацией арендатором. В данной ситуации на кассовых чеках арендованной ККТ указываются реквизиты арендатора (письмо ФНС РФ от 20.02.2007 г. № ШТ-6-06/132@).

Устаревшие модели

В случае исключения моделей ККТ из Государственного реестра их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (подп. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Причем указанная техника должна соответствовать требованиям, действовавшим при ее включении в Государственный реестр (п. 5 Положения).

Срок полезного использования кассовых машин определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359, кассовые аппараты (средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда) отнесены к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации ККТ составляет от пяти до семи лет включительно (п. 2.2 определения КС РФ от 17.10.2006 № 436-О).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Предприниматель утверждал, что используемая им ККМ, исключенная из Государственного реестра, не относится к амортизируемому имуществу, поэтому дальнейшая ее эксплуатация допускается в течение срока службы, установленного заводом-изготовителем (15 лет). Суд не согласился с доводами заявителя. Арбитры указали на то, что в случае исключения из реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации, то есть максимум 7 лет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2007 г. № А17-971/2007).

Теперь посмотрим, как поступить, если кассовый аппарат при вводе в эксплуатацию в состав амортизируемого имущества не включался. Московские налоговики считают, что в данном случае организация вправе использовать исключенную из госреестра модель ККТ до истечения нормативного срока амортизации (письмо УФНС по г. Москве от 06.07.2007 г. № 22-12/065469).

Учтите, что налоговый орган вправе снять ККТ с регистрации в случае истечения по ней нормативного срока амортизации. При этом налоговики уведомляют пользователя о снятии с регистрации техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации (п. 19 Положения). Ранее этот срок составлял 30 дней до истечения срока применения ККТ.

Регистрация ККТ

В обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих кассовую технику, входит осуществление ее регистрации в налоговых органах. Вначале необходимо заключить договор с центром технического обслуживания (далее - ЦТО) на сервисное обслуживание техники.

При первичной регистрации (перерегистрации ККТ) надо ввести в фискальную память аппарата информацию (заменить накопители фискальной памяти) с участием представителей налоговых органов (ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Необходимые документы

Для регистрации кассового аппарата пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) следующие документы (п. 15 Положения):

  • заявление по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти;
  • паспорт ККТ;
  • договор на техническое обслуживание;
  • журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132КМ-4. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписями и печатью организации.

Некоторые налоговые требуют и другие документы (копию свидетельства о регистрации, копию свидетельства о постановке на учет в налоговый орган и т.д.). Поэтому прежде чем идти в инспекцию, советуем вам позвонить в отдел регистрации ККТ и уточнить список требуемых документов.

Действия налоговой инспекции

Налоговый орган в течение 5 рабочих дней с момента представления документов регистрирует кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ. Пользователю выдается карточка регистрации, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению.

После проверки документов и работоспособности ККТ должна быть проведена фискализация. Фискальный режим - это режим, при котором кассовый аппарат функционирует в системе, обеспечивающей регистрацию фискальных данных в фискальной памяти. Фискальная память обеспечивает некорректируемую ежесменную регистрацию и долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт (ст. 1 Закона № 54-ФЗ).

Перерегистрация

Перерегистрация и снятие ККТ с регистрации также осуществляются в течение 5 рабочих дней с момента представления пользователем заявления в налоговый орган. К заявлению прилагают паспорт ККТ и карточку регистрации (п. 16 Положения).

Минфин РФ в письме от 07.06.2006 г. № 03-01-15/4-124 разрешил перерегистрацию и дальнейшую эксплуатацию ККТ, исключенную из Государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации в следующих случаях:

  • при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
  • при изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;
  • при реорганизации организации;
  • при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена;
  • при внесении ККТ в уставный капитал (уставный фонд) организации;
  • при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована указанная ККТ.

Эксплуатационная документация

К обязанностям организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, относится обеспечение ведения и хранения документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением кассовой техники (ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Указанная документация, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения).

Применяемая ККТ должна иметь паспорт (п. 3 Положения). Паспорт содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о (п. 8 Положения):

  • регистрации;
  • перерегистрации;
  • снятии с регистрации;
  • вводе в эксплуатацию;
  • проверке исправности;
  • ремонте;
  • техническом обслуживании;
  • замене программно-аппаратных средств;
  • установке средств визуального контроля;
  • наклеивании марок-пломб;
  • выводе из эксплуатации.

Для учета операций по приходу и расходу наличных денег по каждой ККТ организация заводит «Журнал кассира-операциониста» по форме № КМ-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132. Журнал должен быть прошнурован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера организации и печатью данной организации. При окончании журнала кассира-операциониста организация заводит новый журнал, который по представлению организации налоговый инспектор скрепляет своей подписью (письмо ФНС РФ от 12.04.2006 г. № 06-9-10/126).

Сервисное обслуживание

Техподдержка

Техническую поддержку ККТ вправе осуществлять только поставщик или центр технического обслуживания (п. 12 Положения).

Итак, к обязанностям центра технического обслуживания относятся:

  • нанесение на ККТ знака «Сервисное обслуживание»;
  • наклеивание на ККТ марок-пломб;
  • введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации ККТ;
  • замена накопителей фискальной памяти;
  • введение в фискальную память информации и замена накопителей (производятся с участием представителей налоговых органов).

Учтите, что осуществление технической поддержки поставщиком или центром технического обслуживания, находящимся в ведении пользователя этой техники, не допускается. Заметим, что порядок взаимоотношений между ЦТО и органами исполнительной власти Положением не регулируется (письмо Минфина РФ от 08.10.2007 г. № 03-01-15/12-365).

На ККТ при ежегодном подтверждении осуществления технической поддержки поставщиком или центром технического обслуживания должен быть нанесен знак «Сервисное обслуживание» на сторону корпуса, обращенную к покупателю (п. 7 Положения).

После проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания ККТ поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии корпуса ККТ (п. 10 Положения).

Расчеты с применением ККТ

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты выдавать покупателям отпечатанные кассовые чеки (ст. 5 Закона № 54-ФЗ). Данное правило относится и к случаям получения авансовых платежей (постановление ВАС РФ от 21.03.2006 г. № 13854/05).

На выдаваемом покупателям чеке должны отражаться следующие реквизиты (п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745):

  • наименование организации;
  • идентификационный номер организации;
  • заводской номер ККМ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки;
  • стоимость покупки;
  • признак фискального режима.

Вместе с тем на выдаваемом клиентам чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ.

На практике часто возникает ситуация, когда в результате хранения кассовый чек выцветает и отраженная на нем информация уже не видна. В этом случае Минфин РФ в письме от 03.04.2007 г. № 03-03-06/1/209 посоветовал делать ксерокопии чеков и заверять их подписью должностного лица и печатью организации с приложением оригинала чека.

При печати кассового чека с оплатой по платежной карте контрольно-кассовая техника должна печатать документ, подтверждающий факт осуществления расчета с использованием карты. Для этого устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ или же обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием карты (п. 6 Положения).

Напомним, что под неприменением ККТ понимается (постановление Пленума ВАС от 31.07.2003 г. № 16):

  • фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах;
  • использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;
  • использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • использование ККМ, у которой отсутствует пломба либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Суд сделал вывод о том, что работа на неисправной ККМ (в данном случае на чеке отсутствовало наименование организации) не образует состав правонарушения по статье 14.5 Кодекса об административном правонарушении (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2007 г. № А31-8731/2006-7). Применение неисправной ККТ влечет ответственность по статье 14.5 КоАП только в тех случаях, когда кассовая машина используется без фискальной памяти, или с фискальной памятью в нефискальном режиме, или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (постановление ФАС Центрального округа от 20.03.2007 г. № А68-6569/06-357/10).

Контроль и ответственность

Организации и предприниматели, применяющие ККТ, должны обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей технике и предоставлять им указанную выше документацию (ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Налоговые органы при проверках (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ):

  • осуществляют контроль над соблюдением требований законодательства о ККТ;
  • осуществляют контроль над полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • на организации и на индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования законодательства о ККТ, налагают штрафы в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Неприменение ККТ работником организации не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности (постановление ФАС Центрального округа от 24.10.2007 г. № А64-1840/07-24). Следовательно, именно организация несет ответственность за неприменение продавцами ККМ, и вина юридического лица выражается в отсутствии контроля над деятельностью своих работников (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2007 г. № Ф04-7887/2007(40109-А46-7)).

Имейте в виду, что излюбленная чиновниками «контрольная покупка» не предусмотрена статьей 27.1 Кодекса об административных правонарушениях в качестве возможной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Так что каждый факт ее осуществления должен быть рассмотрен как противоправный акт со стороны должностных лиц, свидетельствующий о превышении ими соответствующих полномочий (письмо Роспотребнадзора РФ от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32). Тем не менее финансисты нашли выход из создавшейся ситуации. Минфин РФ в письме от 07.02.2006 г. № 03-01-15/1-23 сказал, что правомерно приобретение товаров (услуг) сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки. Далее проверяющие лица предъявляют руководителю или другому должностному лицу поручение налогового органа и служебные удостоверения. Затем оформляются результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ.

Судебно-арбитражная практика

Арбитры постановили, что факт покупки товара непосредственно работниками инспекции при наличии у последних поручения на проверку соблюдения требований Закона № 54-ФЗ не является превышением указанными должностными лицами своих полномочий (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.06.2007 г. № Ф03-А37/07-2/2177).

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ влечет наложение административного штрафа (ст. 14.5 КоАП РФ):

  • на граждан - от 1 500 руб. до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц - от 3 000 руб. до 4 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб.

В данном случае предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (п. 2.4 КоАП РФ).

Судебно-арбитражная практика

Использование контрольно-кассовой машины, у которой отсутствует средство визуального контроля (голограмма), не является основанием для привлечения к ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2004 г. № 14447/03).

Возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить для нее препятствием в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ей по вине его работника (письмо ФНС РФ от 13.06.2006 г. № ММ-6-06/597@).

Учитываем кассовую технику

Бухгалтерский учет

Основное средство. Обычно ККТ учитывают в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01«Учет основных средств»). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью кассовой техники признается вся сумма фактических затрат организации, за исключением НДС. В данном случае к фактическим расходам относятся все затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (доставка, информационные услуги, консультационные услуги и т.д.).

Информация о затратах организации в имущество, которое впоследствии будет принято к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывают в дебет счетов 01 «Основные средства». В этом случае стоимость техники погашается посредством начисления амортизации.

Пример 1

Свернуть Показать

ООО «Магазин» приобрело у ООО «Кассторг» контрольно-кассовую машину:

  • стоимость ККТ - 24 780 руб. (в т.ч. НДС 18% - 3 780 руб.);
  • расходы по вводу ККТ в эксплуатацию - 2 360 руб. (в т.ч. НДС 18% - 360 руб.).

Предполагаемый срок использования ККТ - 61 месяц.

  • Дебет 60 Кредит 51 - 27 140 руб. - отражена оплата ООО «Кассторг»;
  • Дебет 08 Кредит 60 - 21 000 руб. - отражено поступление ККТ;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 3 780 руб. - отражен НДС со стоимости ККТ;
  • Дебет 08 Кредит 60 - 2 000 руб. - отражены расходы по вводу ККТ в эксплуатацию;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 360 руб. - НДС со стоимости расходов по вводу ККТ в эксплуатацию;
  • Дебет 01 Кредит 08 - 23 000 руб. - принята к учету ККТ в составе основных средств;
  • Дебет 68 Кредит 19 - 4 140 руб. - принят к вычету НДС.

Ежемесячно до истечения срока полезного использования:

  • Дебет 44 Кредит 02 - 377,04 руб. - (23 000 руб. / 61 мес.) - амортизация ККТ.

Затраты по содержанию и эксплуатации основных средств относят к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

МПЗ

Кассовую технику, которая стоит в пределах лимита, установленного учетной политикой организации, но не более 20 000 рублей за единицу, можно отражать в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае ККТ принимается к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат организации, за исключением НДС (п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). К фактическим расходам относятся все затраты, непосредственно связанные с приобретением техники.

Кассовая техника учитывается на счете 10 «Материалы». При передаче ККТ в эксплуатацию ее стоимость относят в дебет счетов затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»). Причем в целях обеспечения сохранности этих объектов при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Это удобно осуществить посредством использования забалансового счета.

Пример 2

Свернуть Показать

ООО «Магазин» оплатило ООО «Кассторг» 590 руб. (в т.ч. НДС 18% - 90 руб.) за техническую поддержку ККТ в январе 2008 года.

В бухгалтерском учете ООО «Магазин» надо сделать следующие проводки:

  • Дебет 44 Кредит 60 - 500 руб. - учтена стоимость технического обслуживания;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 90 руб. - отражен НДС со стоимости технического обслуживания;
  • Дебет 68 Кредит 19 - 90 руб. - принят к вычету НДС;
  • Дебет 60 Кредит 51 - 590 руб. - отражена оплата за техническое обслуживание.

Налоговый учет

Амортизируемое имущество

Кассовая техника стоимостью более 20 000 рублей признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Первоначальная стоимость ККТ определяется как сумма всех расходов на ее приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором она пригодна для использования, за исключением НДС (п. 1 ст. 257 НК РФ).

В налоговом учете затраты на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств признаются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Материальные расходы

Затраты на ККМ стоимостью менее 20 000 рублей относят в полной сумме к материальным расходам по мере ввода техники в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Затраты на техподдержку также входят в состав материальных расходов в качестве работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Упрощенцам

Отметим, что с 2008 года законодатель разрешил лицам, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшать полученные доходы на расходы, связанные с обслуживанием ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).


Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание , что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1 ) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2 ) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3 ) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 ) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6 ) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7 ) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8 ) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.

    Начинающим предпринимателям сложно разобраться в юридических тонкостях, любое нарушение карается штрафами. В статье рассмотрим, что дает право работать не применяя ККТ и не бояться налоговых проверок. При обязательном его использовании дадим рекомендации по выбору и регистрации.

    Многие начинающие бизнесмены любую технику, печатающую чеки, ошибочно относят к категории ККТ.

    Фискальный регистратор (ККТ, ККМ) - разновидность оргтехники, принцип работы которой регламентируется федеральным законом 54-ФЗ от 22 мая 2003 года . С помощью этого инструмента налоговая инспекция контролирует полноту и правильность расчетов предпринимателя с клиентами.

    В технике присутствует фискальная память, доступ к которой защищен паролем. Этот код известен только сотрудникам налоговой, поэтому предприниматель не сможет удалить или изменить данные.

    Альтернативой кассовой машины служат БСО (бланки строгой отчетности) – билеты в транспорте, кинотеатрах, квитанционные книжки для оплаты ЖКХ. Такие «ручные» чеки должны иметь уникальные серию, номер, обладать рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать место выдачи (наименование юрлица и адрес торговой точки), дату, вид, сумму операции. Появились типографские БСО и аппаратные. Все большее распространение получают БСО -123, для распечатки которых достаточно принтера, компьютера и доступа к онлайн-системе.

    Обязан ли ИП иметь ККТ

    Тест: нужен ли Вам кассовый аппарат

    Техника применяется на территории Российской Федерации обязательно всеми организациями и ИП при расчетах, за исключением случаев, установленных 54-ФЗ.

    Законные основания не приобретать ККМ

    Иногда использование ККМ для предпринимателя затруднительно – торговая палатка на ярмарке, ремонтная бригада. Непостоянный доход мелких предпринимателей может не окупать даже расходы на содержание техники.

    ЕНВД и патентная система делают необязательным четкий контроль поступлений в кассу организации со стороны налоговой инспекции, так как базой доход не является.

    54-ФЗ оговаривает случаи, когда отсутствие фискальной техники законно и не повлечет за собой штрафов :

    • ИП без кассы платит налоги по ПСН (патент);
    • Организация ведет торговлю через автоматы ( , платежные терминалы);
    • ЕНВД (в некоторых регионах органы власти не позволяют использовать эту возможность);
    • ИП работает без ККТ в отдаленных районах, где нет доступа к сетям связи;
    • При расчетах электронными средствами платежа;
    • При реализации религиозных атрибутов, газет, журналов, торговле с лотков и «вразнос», в поездах, из автоцистерн, продажа сезонных продуктов (бахчевых);
    • При оказании населению услуг (вспашка, распиловка, изготовление ключей, ремонт обуви, ювелирных изделий, услуги носильщика).

    Реализация подакцизных товаров лишает предпринимателя права работать без кассовой техники: в данном случае использование ККМ обязательно.

    А если ИП на упрощенке - нужна ли касса

    УСН (упрощенная система налогообложения) популярна среди российских предпринимателей. ЕНВД и ПСН более выгодны, однако накладывают жесткие ограничения на виды деятельности ИП, размер торговой площади, численность работников.

    Не обязаны использовать ККТ только ИП, работающие по патентной схеме или на ЕНВД. Предприниматели на других системах налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН) таких послаблений не имеют. Однако исключения, которые касаются видов или места деятельности, распространяются на всех, в том числе упрощенцев.

    Какую кассовую технику выбрать для ИП и как правильно ее зарегистрировать

    Чтобы избежать неприятных последствий, внимательно отнеситесь к установке ККТ:

    • Покупка аппарата. Не имеет значения, новый или подержанный, фискальный регистратор или полноценная касса с ящиком для денег. Модель обязана входить в «Государственный реестр контрольно-кассовой техники». При отсутствии вашего ККМ в этом перечне ФНС не даст разрешения на регистрацию, вы потеряете деньги. Приобретайте технику только у сертифицированных ЦТО.
    • Второй этап - регистрация в налоговых органах. Для этого потребуется паспорт устройства, заявление и договор с ЦТО. Сотрудник ФНС осмотрит аппарат, защитит его от взлома секретным кодом, поставит пломбу на корпус. Только после этого техника может считаться зарегистрированной.
    • Третий этап - правильное использование ККМ. Помимо печати чека, предприниматель обязан вести журналы, делать отчеты, открывать и закрывать смену. ЦТО должно проводить ежегодное обслуживание.

    ИП может работать без фискального аппарата, если его деятельность подходит под исключения, оговоренные в федеральном законодательстве. Однако это не позволяет предпринимателю вести расчеты произвольным образом. Организация обязана выдавать клиентам чеки, квитанции (БСО), которые подтверждают факт покупки или оплаты услуг. Кроме того, применение чекопечатающих машинок, облегчают предпринимателю контроль доходов.

    Приобретать ККТ должны как предприятия, так и индивидуальные предприниматели. Как им пользоваться, какие виды бывают, необходимо ли регистрировать и каковы нюансы использования?

    Базовые сведения

    Чтобы государство контролировало налично-денежный оборот, применяется контрольно-кассовая техника. Основная задача – фиксация на чеке , контроль по своевременной сдаче организацией выручки.

    При выборе аппарата необходимо учитывать то, какое оборудование для организации больше подходит по параметрам – установочное место, интенсивность загрузки, число продавцов, тип ленты, возможно ли аппарат подключить к компьютеру.

    Если кассовая техника неисправна, пользоваться ею нельзя. Также не дозволено применять незарегистрированный аппарат. После выбора необходимо отправиться в центр технического обслуживания, где и покупается кассовая техника.

    Там же оформляется соглашение на обслуживание. Без этого в регистрации аппарата откажут. Чтобы стать на учет, необходимо лично посетить налоговую. Также можно доверить это центру техобслуживания. В этом случае понадобится .

    При расчете пластиковой картой существуют некоторые особенности. Контрольно-кассовая техника также фиксирует оплату картой. Сумма наличных средств (которую кассир сдаст по окончании рабочей смены) не будет совпадать с суммой, которая указана на счетчике.

    Связано это с тем, что при расплате банковской картой наличка не идет в кассу. В текущем году в деятельность начали внедряться онлайн — кассы.

    • введут в оборот новый электронный накопитель информации;
    • фискалки больше не будет;
    • в контрольно-кассовой машине появится функция передачи сведений в налоговую службу;
    • применять ККТ будут все предприятия не зависимо от типа деятельности;
    • в чеке будет содержаться название товара.

    Суть такой кассы заключается в том, что информация о чеке передается в органы налоговой службы через интернет. Налоговая служба может нагрянуть с проверкой в любой момент и проверить чек.

    Они обращают внимание на данные, которые в нем содержатся. Также чек проверяется на подлинность. Если обнаружится, что он поддельный, то поступит обвинение в неправильном использовании ККТ.

    Такое нарушение означает, что аппарат работает не в фискальном режиме. Организацию оштрафуют. Государственный реестр кассовых машин выдвигает к оборудованию следующие требования:

    • аппарат должен иметь корпус, фискальную память и накопитель для нее, ленту и устройство, печатающее чек;
    • обеспечение печати чеков из кассы;
    • фиксировать данные в памяти аппарата;
    • обеспечение возможности ввода и вывода информации;
    • иметь часы;
    • быть в исправном состоянии;
    • иметь паспорт;
    • на аппарате должны быть знаки «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание».

    Аппарат снимается с учета в таких случаях:

    • организация прекращает деятельность;
    • сменилось установочное место ККТ;
    • сменился юридический адрес предприятия;
    • появились неисправности в работе;
    • аппарат исключили из реестра;
    • сменился собственник;
    • вышел срок амортизации (7 лет).

    Если организация работает без кассового аппарата, ей грозит штраф. Если нарушение первое, то могут вынести предупреждение.

    Также штрафные санкции возникнут, если используется незарегистрированный кассовый аппарат или в случае, когда кассир пробил чек и не отдал его покупателю.

    Для индивидуальных предпринимателей сумма колеблется от 3 тысяч до 4 тысяч рублей, для организаций – 30 000-40 000 рублей. При использовании кассового аппарата существуют положительные стороны и отрицательные.

    К преимуществам относятся:

    Недостатками являются:

    Что это такое

    Контрольно-кассовая техника – машина, которая оснащена памятью; устройство для вычисления и выдачи чеков покупателям.

    Чтоб скорость вращения двигателя регулировалась, используется контроллер ККТ. Моделей устройства много, необходимо подбирать оптимальный вариант для кассового аппарата.

    Фискальная память – совокупность средств, которые обеспечивают регистрацию и хранение данных, необходимых для учета финансов или расчета с помощью платежной карты.

    Назначение объекта

    Используются кассовые аппараты для таких целей:

    • ведение точного учета выручки;
    • повышение производительности труда сотрудников;
    • сокращение ошибок при расчете за покупку;
    • улучшение санитарных условий и гигиены во время продажи;
    • сокращение времени на подсчеты сумм.

    Контрольно-кассовая машина выполняет следующие функции:

    • учет выручки в автоматическом режиме – по официантам, секциям, кассе;
    • хранение сведений о выручке;
    • печать чеков;
    • регистрация веса и стоимости товаров;
    • оформление продукции, которая возвращается.

    Основное назначение – контроль по обороту продукции и товаров. Также используется для финансовых расчетов с людьми во время оказания услуг или продажи.

    Действующая нормативная база

    Правила эксплуатации содержатся в , который был разработан Департаментом финансов 30 август 1993 года.

    гласит:

    • при использовании ККТ необходимо ее зарегистрировать в налоговой инспекции;
    • обеспечивать исправность аппарата, использовать при осуществлении расчетов;
    • выдавать покупателю чек при оплате покупки;
    • вести и хранить документацию, связанную с ККТ.

    Статьи Федерального закона № 54:

    Согласно приказу №ВГ-3-14/36 Государственной налоговой службы, изданному 22 июня 1995 года, контрольно-кассовую машину необходимо регистрировать в налоговой службе.

    Использование контрольно-кассовой техники регулируется такими законами и положениями:

    1. Федеральный закон № 54 «О применении ККТ».
    2. «О порядке осуществления наличных финансовых расчетов».
    3. Типичные правила эксплуатации.
    4. Технические требования.

    Возникающие нюансы

    Существуют определенные нюансы при использовании ККТ. Касаются они индивидуальных предпринимателей. Если он не платит , то применять кассовый аппарат нужно в обязательном порядке.

    В случае применения обложения налогами устанавливать ККТ нет необходимости. Чтобы вести отчетность, достаточно будет использовать чековую машину.

    Регистрировать и ставить на учет ее не нужно. Единственный недостаток – в некоторых случаях чек машинки не обладает юридической силой.

    Почти на всех кассовых аппаратах имеется гарантийная наклейка, поэтому отдельное можно не заключать.

    Любая модель ККМ подлежит фискализации – действия, направленные на настройку аппарата, его запуск и функционирование. Без этой процедуры начать пользоваться аппаратом не получится.

    После фискализации можно выбивать чеки, в которых содержится следующая информация:

    • название предприятия или ИП;
    • код организации;
    • заводской номер ККТ;
    • дата и время покупки;
    • номер чека.

    Чек необходимо погашать во время выдачи товара. Для этого можно поставить на нем штамп или надорвать в специально отведенном месте.

    Виды ККТ

    Классификация типов кассовых аппаратов зависит от конструкции и сферы их применения. По типу функционирования подразделяются аппараты на автономные и фискальные.

    Первый тип работает в автономном режиме. Чтобы аппарат функционировал, нужно его время от времени заряжать. Служит как для ввода информации, так и для вывода. В комплекте клавиатура.

    Единственный минус – нет списка купленных товаров в чеке. Преимущество аппарата в том, что аппарат не нужно привязывать к торговому программному обеспечению. Данный тип идеально подходит тем, кто работает на выезде.

    Следующий тип – фискальный регистратор. Работает в качестве устройства вывода. Для ввода не предназначен, так как на нем нет кнопок. По области применения ККТ подразделяется на машины для торговли, оказания услуг, гостиниц и ресторанов, продажи нефтепродуктов.

    По конструкции бывают:

    По числу клавиш – одно-, двух-, четырехклавишные. По числу регистров – с двумя, тремя и т. д. Типы контрольно – кассовой техники отличаются друг от друга такими параметрами:

    • количеством выполняемых операций;
    • количеством кассиров и секций;
    • емкостью сумм, которые вводятся;
    • числом цен;
    • типами документов, которые формируются.

    Регистрация в государственном реестре

    Регистрация кассового аппарата осуществляется в налоговой инспекции. После прохождения обязательных процедур инспектор выдает идентификационную карту.

    Хранить ее необходимо по тому адресу, который будет указан. Сохранять карту на протяжении пользования кассовым аппаратом. После получения карты ее владелец становится плательщиком налогов.

    Во время первого визита в службу необходимо подготовить следующие документы:

    • соглашение технической поддержки;
    • аппарата кассы;
    • заявление.

    Если меняется адрес организации, ее название или собственник, необходимо пройти перерегистрацию. Осуществляется она по тому адресу, в котором карта была выдана впервые.

    Как только документы будут сданы, в течение 10-ти дней инспектор проведет проверку, после которой начнется процесс перерегистрации. По окончании будет выдана новая карта.

    Понадобятся такие документы – талон учета аппарата, договор эксплуатации, заявление. Прежде чем обращаться за перерегистрацией, необходимо узнать требования инспекции.

    • документы предоставлены не в полном объеме или содержат неверные сведения;
    • если вид ККТ исключен из реестра;
    • аппарат находится в розыске;
    • нет договора с техническим сервисом;
    • отчетные ленты не достоверные или распечатанные другим кассовым аппаратом.

    Во время регистрации в государственный реестр вносятся следующие данные – марка и название изготовителя, версия обеспечения программы, тип деятельности и режим обложения налогов (того предприятия, которое обслуживает ККТ), регистрационный срок.

    Пошаговая инструкция регистрации аппарата:

    1. Покупка кассового аппарата. При выборе модели нужно обратить внимание на то, чтобы на оборудовании была наклейка «Государственный реестр».
    2. Заключение соглашения о техническом обслуживании. Делать это в городе, котором покупалась ККТ.
    3. Регистрация. Индивидуальные предприниматели регистрируют по месту своей регистрации, предприятия – по месту установки аппарата.
    4. Визит в налоговую инспекцию с документами.
    5. Фискализация.
    6. Внесение данных в .
    7. Получение регистрационной карточки.

    Зарегистрировать кассовый аппарат не получится без электронной контрольной ленты. Это устройство, которое записывает осуществляемые аппаратом операции.

    Срок эксплуатации – год и месяц, после этого контроль – кассовая машина блокируется. Любую модель ККТ необходимо включать в реестр на определенный срок. По истечении его можно продлить.

    Подготовка к работе

    Работать на кассовых аппаратах разрешено тем, кто изучил типовые правила и прошел обучение. Устанавливать ККТ необходимо в таком месте, чтобы покупатели могли видеть сумму покупки. Подготовку к работе необходимо проводить каждый день.

    Машина протирается от загрязнений, заправляется лентой (для чеков), проверяется красящий механизм. Чтобы заправить чековую ленту, необходимо открыть дверь механизма, отвести вниз рукоятку и насадить ленту.

    Насаживать нужно таким образом, чтобы сматывание осуществлялось против стрелки часов. Прежде чем подключать машину к сети, обязательно проверить исправность электрической вилки и шнура.

    Правила эксплуатации

    Работать с автономными контрольно — кассовыми машинами нелегко. Во время настройки оборудования сотрудники рассказывают правила эксплуатации.

    Таковыми являются:

    • технику нужно расположить так, чтобы покупатель имел возможность увидеть сумму, которая пробивается;
    • прежде чем начать работать, кассир обязан проверить технику на исправность, определить правильность настроек – дату, время и прочие;
    • во время покупки кассир — операционист говорит покупателю сумм, берет деньги и только после этого пробивает чек;
    • чек отдается вместе со сдачей, деньги за покупку кладутся в ящик;
    • если оплаченный товар возвращается, то необходимо отдать чек. Под присмотром администратора клиенту отдают деньги. На основе чека в конце смены составляется акт возврата;
    • по окончании рабочего дня выручка отдается администратору или старшему кассиру, данные вносятся в специальную книгу.

    Эксплуатация аппарата возможна только после его постановки на техобслуживание и регистрации в органах налоговой службы.
    Каждый, кто работает с кассовым аппаратом, имеет свои обязанности.

    Директор организации (или заместитель) обязан:

    • включить кассовую машину и в присутствии кассира снять показания, затем сравнить их с данными, которые записаны в журнале за прошедший день;
    • при совпадении показателей внести их в журнал за текущие сутки;
    • снабдить кассира монетами, купюрами разных номиналов;
    • проконсультировать сотрудника по правилам работы на аппарате.

    Обязанности кассира:

    • подготовить контрольно – кассовую машину к работе – вытереть пыль, вставить ленту, настроить дату и время;
    • не оставлять аппарат без присмотра или уходить, не предупредив начальство;
    • нельзя самостоятельно менять программы;
    • запрещено хранить личные финансы в кассовой машине;
    • должен подготовить выручку к сдаче.

    Часто задаваемые вопросы

    У тех, кто использует в своей деятельности контрольно – кассовую технику, иногда возникают вопросы. Рассмотрим их.

    Вопрос — ошибочное нажатие на выплату из кассы Ответ — справить можно следующим образом – сделать взнос на такую же сумму и написать объяснительную на имя руководителя
    Приход был открыт предыдущей сменой Исправлению не подлежит
    Аппарат показывает ошибку ЗПР – 3 Нужно посетить налоговую службу, взять у них пароль и ввести его
    Чек распечатывается пустым Нужно убедиться, что применяется тип бумаги для данной модели кассового аппарата
    Дубликация чека Сделать это не получится
    Ошибочный чек Необходимо изъять из кассы деньги и внести заново
    Получится ли снять инкассацию в другой день Да
    Кнопки не реагируют Необходимо отнести в сервисный центр на диагностику
    Чек пробился и после этого всплывает знак вопроса Нужно ввести пароль оператора

    Кому обязательно применять

    Такие машины должны применять любые организации, которые занимаются продажей товаров, оказанием услуг и выполнением работ, независимо от правовой формы.

    Не понадобится ККТ в мелкой торговле, на рынке, выставках, работе в ларьках. Также не нужен аппарат торговле из цистерн, приеме стеклянной тары, продаже лотерейных билетов, газет и журналов.

    Не использовать контрольно — кассовую машину можно в таких случаях:

    • если индивидуальный предприниматель или предприятие расположены в труднодоступных местах;
    • тип деятельности содержится в перечне тех, кому разрешено не применять технику;
    • при применении бланков строгой отчетности;
    • если ИП или организация уплачивают ЕНВД.

    В регистрационной карточке имеется дата, после окончания срока использовать кассовый аппарат нельзя.

    Что нужно знать ООО

    Общество с ограниченным типом ответственности обязано вести бухгалтерский учет – банк, касса, производить расчеты с поставщиками продукции, сдавать в налоговую инспекцию

    Торговля в режиме онлайн также должна осуществляться с применением контрольно-кассового аппарата, так как интернет-магазин не попадает под режим ЕНВД.

    Работа режима «Касса»

    Режим «касса» — основной. В таком режиме кассир пробивает деньги и выдает чек клиенту.

    Таким образом, применение контрольно-кассовых машин обязательно как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

    Прежде чем начинать работать, необходимо ознакомиться с правилами эксплуатации. Кассовая машина подлежит регистрации в налоговой инспекции.

    При использовании ККТ важно соблюдать требования законодательства. Если техника неисправна, применять ее не разрешено. В противном случае грозит штраф.

    В соответствии с действующими законодательными нормами все индивидуальные предприниматели, юридические лица, ведущие коммерческую деятельность, должны использовать ККТ. Подобного рода аппараты имеют свои особенности, их необходимо обязательно учитывать. Не следует забывать о необходимости осуществлять своевременную...

    На законодательном уровне закреплена необходимость осуществить процедуру регистрации контрольно-кассовой техники. Использование подобного оборудования строго необходимо для ведения коммерческой деятельности в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. Все вопросы, связанные с использованием, а...

    У ФНС есть беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ ко всем фискальным данным (ФД), содержащимся в базе операторов ФД, а также к другой официальной информации о компаниях и ИП. Это значит, что на основании имеющихся сведений налоговый орган может провести не только контрольную закупку, но и удаленную проверку соблюдения порядка применения ККТ.

    Кроме того, сотрудники ФНС не обязаны предупреждать о дате начала кассовой проверки, также не предусмотрено ограничений и по частоте проведения таких проверок. Данные нормы не предусмотрены действующим законодательством. В частности на надзор за соблюдением порядка применения ККТ не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля.

    Если вы ошибочно не зарегистрировали кассу в установленный срок либо как-то иначе нарушили порядок применения ККТ (например данные с вашей онлайн-кассы поступали непостоянно), в ваших интересах устранить все нарушения в кратчайшие сроки.Илья Антоненко

    Илья Антоненко , аттестованный аудитор.

    Кто обязан применять ККТ после 01.07.2018

    Значительная часть компаний и ИП, которые изначально получили отсрочку, должны применять ККТ с 01.07.2018. Это касается в том числе и тех, кто получает оплату от физлиц в безналичном порядке без использования платежных карт, от иностранных физлиц за товары (работы, услуги), а также от сотрудников своей компании (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). При этом применять ККТ необходимо и тогда, когда покупатель не предоставил данные о номере мобильного телефона или адресе электронной почты, то есть у компании или ИП нет никакой возможности выполнить требование закона о предоставлении чека покупателю в электронном виде.

    На данный момент непонятно, в какой именно момент необходимо применять ККТ при получении безналичной оплаты. Позиция контролирующих органов по этому вопросу неоднозначна. Пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией. Как определить момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией — не ясно. Не добавляет ясности и указание, что ККТ применяется «с момента», а не «в момент». Таким образом, на сегодня возможны разные подходы к определению момента применения ККТ при получении безналичной оплаты от физлиц и организации. Нужно самостоятельно определить удобный алгоритм применения ККТ в такой ситуации исходя из уровня риска, который организация готова принять в случае спора с проверяющими.

    Отметим, что в соответствии с поправками, которые в 54-ФЗ внес Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ, организации и ИП вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 в следующих случаях:

    • при осуществлении расчетов с физлицами, которые не являются ИП, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
    • расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
    • при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;
    • при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

    Для того чтобы убедиться во вновь предоставленной отсрочке применения ККТ, нужно определиться с понятием «расчеты с использованием электронных средств платежа», к которым налоговики сейчас относят все формы безналичного расчета.

    Что делать, если ошибочно не применяли ККТ

    Штрафы за неприменение ККТ весьма суровы (см. п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), однако их можно избежать. Для этого организация или ИП, имеющая зарегистрированную ККТ, должна выполнить следующие действия до момента, когда налоговики узнали о факте неприменения ККТ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ; письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899; табл. 4, 5, 30, 31 к Приказу ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@):

    • устранить причину нарушения;
    • пробить кассовый чек коррекции на каждую принятую (выплаченную) без применения ККТ сумму с указанием соответствующего признака расчета, а также реквизита документа, служащего основанием для формирования такого чека (например, служебной записки о факте неприменения ККТ при получении (выплате) средств);
    • в течение трех рабочих дней с даты оформления чека коррекции сообщить в ИФНС, например через личный кабинет ККТ, подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в том числе реквизиты указанных чеков коррекции.

    Когда используется отсрочка применения ККТ при оказании услуг населению и в момент оплаты физлицу не был выдан бланк строгой отчетности (БСО), необходимо дополнительно выдать БСО соответствующему физлицу. По нашему мнению, в данном случае этот шаг также необходим, чтобы избежать штрафа (см. п. 20 Положения о расчетах без применения ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

    Если ФНС стало известно о нарушении в результате проверки, штраф все же будет выписан. ИП или компания, которая относится к малому и среднему бизнесу, может попробовать заменить штраф на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также нет имущественного ущерба ( КоАП, письмо ФНС России от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@).

    Виктор Владимирович Бачурин ,
    начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Свердловской области

    ФНС будет проверять

    Мы, безусловно, будем проводить контрольную работу: сопоставлять имеющиеся у нас сведения по зарегистрированным ККТ с информацией о том, кто должен был зарегистрировать кассу до 01.07.2018, и проверять. Поэтому не ждите, когда к вам придет налоговый инспектор. Если нарушили порядок применения ККТ, купите, зарегистрируйте кассу и сформируйте чек коррекции.

    В соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП лицо, которое добровольно устранит правонарушение и уведомит налоговую службу об этом в письменном виде, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ. Данная норма распространяется на ч. 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП.

    Для индивидуальных предпринимателей на ПСН и ЕНВД, которые должны начать применять ККТ с 01.07.2019, есть дополнительная мотивация не затягивать с регистрацией ККТ. Они могут получить налоговый вычет в размере 18 тыс. ₽ за каждую кассу, зарегистрированную в установленный законом срок.

    Пробили неправильный чек — наша шпаргалка вам поможет: « ».

    Лычагина Светлана Михайловна ,
    заместитель руководителя УФНС России по Ставропольскому краю

    Порядок проведения проверок

    Права и обязанности налогового органа при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ прописаны в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В приказах Минфина РФ от 17.10.2011 и № 132н и 133н отражены сроки и последовательность административных действий при контроле полноты учета выручки денежных средств, соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями и ИП.

    Чтобы предотвратить нарушения и как следствие привлечение к административной ответственности, мы рекомендуем налогоплательщикам детально изучить нормы Федерального закона № 54-ФЗ, включая все изменения и дополнения.

    Также напоминаем, что с 01.07.2018 необходимо осуществлять расчеты с применением ККТ при торговле такими непродовольственными товарами, как ковры и ковровые изделия, изделия из кожи и дерева, мебель, большинство видов одежды, компьютерное оборудование и др. (Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р, письмо ФНС России от 28.04.2017 № ЕД-4-20/8279@).


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы