20.05.2020

Затопление бпк "очаков" и блокирование вмф украины. Большой противолодочный корабль очаков Этот корабль в искусстве


Большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК принимал участие в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций — строгий, величественный крейсер всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов — от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».

А в ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

Давайте узнаем подробнее славную историю этого корабля …


Большой противолодочный корабль «Очаков» — второй представитель проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б» или просто «букарь»). Был наречен в честь событий 1788 г. — героического штурма русскими войсками турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков). Заложен в 1969 г., спущен на воду в 1971 г., принят в действующий состав ВМФ СССР в ноябре 1973 года.

Семь БПК проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это были мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение могло достигать 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволял им пересечь по диагонали Атлантический океан! Помимо высоких боевых качеств, «букари» отличались высокими стандартами обитаемости, обеспечивающими экипажу весьма высокий уровень комфорта в условиях длительного несения службы в любых климатических зонах.

Высокие оценки БПК пр. 1134Б получили не только от отечественных моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советского корабля ПЛО дальней морской зоны. Стоит подчеркнуть исключительно высокую боевую устойчивость этих БПК — на борту каждого, кроме развитых противолодочных средств, было установлено четыре (!) зенитных ракетных комплекса, что делало «букари» трудноуязвиммой целью для всех средств воздушного нападения 70-х годов.


Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.

Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя — Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО «Заря» — с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей — Кировского завода в Ленинграде — с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке «материнского» пр.1134. под другую энергетику — газотурбинную.

Тактико-техническое задание на проект, получивший номер «1134Б», было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ — капитан 2 ранга О.Т. Софронов.

Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.

На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны «Оса-M»; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.

Большой противолодочный корабль «Очаков» был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

14.06 — 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия);

13.04 — 18.04.1979 г. — в Риеку (Югославия);

11.06 — 16.06.1979 г. — в Тулон (Франция);

10.08 — 13.08.1979 г. — в Варну (Болгария);

20.10 — 24.10.1986 г. — в Гавану (Куба);

26.03 — 31.03.1987 г. — в Стамбул (Турция);

26.10 — 30.10.1987 г. — в Сплит (Югославия);

24.08 — 28.04.1989 г. — в Констанцу (Румыния);

08.05 — 12.05.1990 г. — в Сплит (Югославия);

11.06 — 14.06.1990 г. — в Таранто (Италия).


В 1991 году заслуженный корабль встал на ремонт в Севастополе, но, в связи с распадом Союза, ремонт неожиданно затянулся. В 1993 году на борту «Очакова» случился серьезный пожар. Корабль планировалось вернуть в строй в 2004-2005 гг., но этого не случилось.

В 2008 году «Очаков» был выведен с территории Севастопольского морского завода и поставлен в отстой в Троицкой бухте Севастополя. С этого момента судьба БПК была предрешена: солидный возраст и вечный недостаток финансирования поставили крест на дальнейшей карьере «Очакова».




В августе 2011 г. на «Очакове» в присутствии командования ЧФ и бывших членов экипажа БПК состоялся торжественный ритуал спуска Военно-морского флага. По завершении митинга первый командир «Очакова» адмирал Игорь Касатонов спустил Андреевский флаг и передал его на хранение в музей Черноморского флота.

И, вдруг неожиданный вызов! Уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины — как в прямом, так и в переносном смысле.

Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает…

В ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

«Очаков» в полуразобранном состоянии был приведен на буксире и поставлен между Северной и Южной косами на входе в озеро Донузлав (искусственно превращенного в залив). С подошедшего пожарного катера ЧФ корпус «Очакова» наполнили водой для потери остойчивости, затем, по неподтвержденным данным, на борту БПК был подорван заряд заложенной взрывчатки — корабль резко повалился на борт и лег на дно. Глубина в месте затопления составляет 9-11 метров, правый борт корабля по-прежнему виден над водой.

Фото 13.

При длине корпуса 173 метра затопленный «Очаков» намертво блокирует вход и выход в озеро Донузлав, где в настоящий момент базируются шесть боевых кораблей ВМС Украины, в т.ч. большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський» (U-402).

Сообщается, что вместе с «Очаковым» в фарватере на входе в Донузлав было затоплено еще несколько вспомогательных судов ВМФ России.

Украинская сторона выразила крайнее неудовольствие сложившейся ситуации. Когда возможность перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации еще не была столь очевидна, претензии украинцев сводились к причиненному материальному ущербу: в будущем для ликвидации искусственной «баррикады» на входе в Донузлав потребуются значительные затраты. Масса затопленных стальных конструкций «Очакова» превышает 5000 тонн — остов БПК невозможно оттащить в сторону без использования спецтехники, при этом, сперва необходимо разделить корпус на несколько частей (как вариант — разрушить взрывом). На проведение данных работ могут потребоваться долгие месяцы, и даже годы, учитывая, что пока никто даже не обсуждает подъем «Очакова».

Потом уже, когда проблема подъема затопленных судов у крымского побережья становится чисто российской, претензии украинской стороны в основном связаны с негативными последствиями для экологии: в цистернах затопленного БПК могло остаться топливо, утечка которого способна нанести непоправимый ущерб побережью Крыма.

«13 марта 2014 года МИД Украины нотой уведомило российскую сторону о том, что в районе южной косы озера Донузлав от места затопления большого противолодочного корабля « Очаков » и водолазного катера в сторону моря перемещается полоса белого цвета неизвестного происхождения. Ответственность за последствия лежит на России».

Никакой ответственности и никаких последствий затопления БПК не предвидится. Опасения украинских экологов не имеют под собой хоть сколько-нибудь разумных оснований. Да, в море вытекает машинное масло из механизмов «Очакова» и, возможно, последние остатки топлива. Какой-либо угрозы побережью Крыма эти вещества представлять не могут, ввиду ничтожности их объемов.

Водоизмещение: 8565 т.

Размеры: длина — 173,4 м, ширина — 18,5 м, осадка — 5,74 м.

Скорость полного хода: 32 узла

Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.

Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта

Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.

Экипаж: 380 человек.


Кто то даже проводит аналогии с трагическими событиями 1854-55 гг., когда русским морякам пришлось затопить свои корабли у входа в Севастополь. Парусники оказались бессильны против паровых фрегатов британского и французского флотов — адмирал Нахимов принял единственно верное решение преградить с их помощью вход в Севастопольскую бухту, а экипажи кораблей включить в гарнизон Севастопольской крепости.


Фото Лили Абибулаевой


Старые корабли лежат на дне. Обрывки ВМС Украины заперты у своих причалов. Черноморский флот предпринял все возможные меры к обеспечению бескровного присоединения Крыма к России.


Фото Лили Абибулаевой



Вооружение

Однотипные корабли

«Очаков» - большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1134Б . Вступил в строй советского ВМФ в ноябре 1973 года и был включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). После 1990 года поставлен в ремонт, из которого так и не вышел; списан в 2011 году.

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Очаков» был построен вторым в серии газотурбинных океанских кораблей ПЛО типа «Николаев» , строившихся на судостроительном заводе имени 61 коммунара (город Николаев, Украинская ССР).

Постройка и испытания

19 декабря 1969 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара был заложен очередной газотурбинный БПК проекта 1134Б, названный «Очаков» в честь знаменитого своим восстанием в 1905 году бронепалубного крейсера, который, в свою очередь, был назван в честь взятия силами русской армии и флота турецкой крепости Очаков в 1788 году. Во время строительства «Очакову» был присвоен заводской номер 2002.

4 ноября 1973 года , после прохождения Государственных испытаний, флоту был передан новый БПК.

Модернизации и переоборудования

История службы

28 ноября 1973 года «Очаков» был включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ), войдя в 30-ю дивизию надводных кораблей.

Первый выход нового БПК на боевую службу в Средиземное море состоялся с 24 декабря 1974 по 12 мая 1975 года. Во время боевой службы выполнен заход в порт Аннаба (Алжир).

В 1975 году «Очаков» участвовал в учениях «Океан-75».

В 1976 году принял участие в учениях «Крым-76».

По итогам 1977 года БПК «Очаков» был объявлен лучшим кораблём ВМФ.

С 13 по 18 апреля 1979 года корабль совершил визит в порт Риека (Югославия), с 11 по 16 июня 1979 года - в Тулон (Франция), а с 10 по 13 августа того же года - в Варну (Болгария).

По итогам 1979 года - вновь объявлен лучшим кораблём военно-морского флота СССР.

В период с 26 марта 1980 по 18 июля 1984 года БПК прошёл на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт.

В 1986 году БПК «Очаков» ещё раз завоевал звание лучшего корабля военно-морского флота.

По ходу очередной боевой службы в Средиземном море совершил ряд визитов в зарубежные порты: с 8 по 12 мая 1990 - в Сплит (Югославия), а с 11 по 14 июня 1990 года - в Таранто (Италия).

В конце 1990 года корабль вновь был поставлен в ремонт к стенке СМЗ (Севастополь), из которого самостоятельно так уже и не вышел. Работы по заводскому ремонту с модернизацией начались в 1991 году, но были остановлены в связи с отделением Украины от России и неопределённым статусом Черноморского флота в целом.

В 1993 году на борту «Очакова» произошёл серьёзный пожар, что ещё более ухудшило его техническое состояние.

При окончательном разделе Черноморского флота между Россией и Украиной в 1997 году «Очаков» достался Украине, но с условием его последующей продажи России в порядке взаиморасчётов. В результате этого договора на корабле был поднят Андреевский флаг ВМФ России (до 1997 года корабли Черноморского флота, последними из всех, несли флаги ВМФ СССР). Появились планы возобновления ремонта и модернизации «Очакова» с возможным вводом БПК в строй к 2004-2005 году, однако реализованы эти планы так и не были.

20 октября 2008 года корабль был выведен с территории Севморзавода, отдокован в плавучем доке ПД-30 с заглушением забортной арматуры и поставлен на отстой в Троицкой бухте Севастополя.

20 августа 2011 года на БПК «Очаков» был торжественно спущен Военно-морской флаг, и корабль исключили из состава ВМФ. Разоружённый БПК с тех пор отстаивался в Троицкой бухте Севастополя в ожидании утилизации.

В разгар кризиса, связанного с отделением Крыма от Украины, 5 марта 2014 года корпус «Очакова» был выведен под буксирами из Севастополя и затоплен на фарватере при выходе из озера Донузлав с целью недопущения выхода из него находившихся там украинских боевых кораблей и вспомогательных судов.

Впоследствии, 7 августа 2014 года, корпус корабля силами специального судоподъёмного отряда был поставлен на ровный киль, а 7 сентября 2014 года окончательно поднят и отбуксирован на отмель в озере Донузлав. В дальнейшем его отправили в Инкерман для разделки на металл.

Всего за время активной службы 1973-1990 годов корабль совершил 9 походов на боевые службы и был награждён вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

«Очаков» носил следующие бортовые номера :

  • 522 (в 1973 году);
  • 539 (в 1974-75 годах);
  • 526 (в 1975-76 годах);
  • 527 и 530 (в 1977 году);
  • 509 (в 1978 году);
  • 529 и 716 (в 1979 году);
  • 745 (с июня 1979 года);
  • 175 (в 1980 году);
  • 530 и 715 (в 1983 году);
  • 703 (в 1985-87 годах);
  • 714 (в 1988-89 годах);
  • 707 (с 1 мая 1990 года).

Командиры

За время службы кораблём командовали:

  • 1972-1975 гг. - капитан 2 ранга И. В. Касатонов
  • 1975-1977 гг. - капитан 3 ранга В. Л. Шепелев
  • 1977-1980 гг. - капитан 3 ранга А. А. Рыженко
  • 1980-1981 гг. - капитан 3 ранга В. П. Свиридов
  • 1981-1985 гг. - капитан 2 ранга Н. Н. Жебрак
  • 1985-1988 гг. - капитан 2(1) ранга Евгений Васильевич Орлов
  • 1988-1990 гг. - капитан 2 ранга В. В. Шевченко
  • 1990-1992 гг. - капитан 2 ранга В. П. Савватеев
  • 1992-1997 гг. - капитан 2 ранга А. К. Фармазов
  • 1997-1999 гг. - капитан 2 ранга А. М. Железняков
  • 1999-2002 гг. - капитан 2 ранга Е. Г. Крылов
  • с 2002 г. - капитан 1 ранга Евгений Георгиевич Шевченко

В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности (если звание менялось в этот период, новое приводится в скобках).

Этот корабль в искусстве

В советской кинокартине «Одиночное плавание» режиссёра М. И. Туманишвили , вышедшей на экраны в 1986 году, значительная часть действия происходит на борту и при участии БПК «Очаков». В фильме корабль называют по бортовому номеру, «703-й», но в кадр иногда попадает и написанное по борту в корме настоящее название. По сюжету картины, находящийся в одиночном плавании советский корабль направляют обследовать два островка в отдалённом районе океана, откуда, предположительно, стартовала крылатая ракета неустановленной принадлежности, случайно уничтожив частную яхту. В конце концов, высаженные на острова морские пехотинцы обнаруживают замаскированную базу США; корабль успешно отражает атаки сил прикрытия базы, в то время как морские пехотинцы обезвреживают находящийся на базе дистанционно управляемый ракетный комплекс. В фильме показаны эпизоды работы экипажа корабля на учениях и стрельба бортовым оружием.

В отличие от морально устаревшего царского флота, большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК принимал участие в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций - строгий, величественный крейсер всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов - от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».

А в ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

Давайте узнаем подробнее славную историю этого корабля …

Фото 2.

Большой противолодочный корабль «Очаков» - второй представитель проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б» или просто «букарь»). Был наречен в честь событий 1788 г. - героического штурма русскими войсками турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков). Заложен в 1969 г., спущен на воду в 1971 г., принят в действующий состав ВМФ СССР в ноябре 1973 года.

Семь БПК проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это были мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение могло достигать 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволял им пересечь по диагонали Атлантический океан! Помимо высоких боевых качеств, «букари» отличались высокими стандартами обитаемости, обеспечивающими экипажу весьма высокий уровень комфорта в условиях длительного несения службы в любых климатических зонах.

Фото 3.

Высокие оценки БПК пр. 1134Б получили не только от отечественных моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советского корабля ПЛО дальней морской зоны. Стоит подчеркнуть исключительно высокую боевую устойчивость этих БПК - на борту каждого, кроме развитых противолодочных средств, было установлено четыре (!) зенитных ракетных комплекса, что делало «букари» трудноуязвиммой целью для всех средств воздушного нападения 70-х годов.

Фото 4.

Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.

Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя — Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО «Заря» — с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей — Кировского завода в Ленинграде — с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке «материнского» пр.1134. под другую энергетику — газотурбинную.

Тактико-техническое задание на проект, получивший номер «1134Б», было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ — капитан 2 ранга О.Т. Софронов.

Фото 5.

Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.

На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны «Оса-M»; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.

Большой противолодочный корабль «Очаков» был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

Фото 6.

14.06 — 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия);
13.04 — 18.04.1979 г. — в Риеку (Югославия);
11.06 — 16.06.1979 г. — в Тулон (Франция);
10.08 — 13.08.1979 г. — в Варну (Болгария);
20.10 — 24.10.1986 г. — в Гавану (Куба);
26.03 — 31.03.1987 г. — в Стамбул (Турция);
26.10 — 30.10.1987 г. — в Сплит (Югославия);
24.08 — 28.04.1989 г. — в Констанцу (Румыния);
08.05 — 12.05.1990 г. — в Сплит (Югославия);
11.06 — 14.06.1990 г. — в Таранто (Италия).

Фото 7.

В 1991 году заслуженный корабль встал на ремонт в Севастополе, но, в связи с распадом Союза, ремонт неожиданно затянулся. В 1993 году на борту «Очакова» случился серьезный пожар. Корабль планировалось вернуть в строй в 2004-2005 гг., но этого не случилось.

В 2008 году «Очаков» был выведен с территории Севастопольского морского завода и поставлен в отстой в Троицкой бухте Севастополя. С этого момента судьба БПК была предрешена: солидный возраст и вечный недостаток финансирования поставили крест на дальнейшей карьере «Очакова».

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

В августе 2011 г. на «Очакове» в присутствии командования ЧФ и бывших членов экипажа БПК состоялся торжественный ритуал спуска Военно-морского флага. По завершении митинга первый командир «Очакова» адмирал Игорь Касатонов спустил Андреевский флаг и передал его на хранение в музей Черноморского флота.

И, вдруг неожиданный вызов! Уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины - как в прямом, так и в переносном смысле.

Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает…

Фото 12.

В ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

«Очаков» в полуразобранном состоянии был приведен на буксире и поставлен между Северной и Южной косами на входе в озеро Донузлав (искусственно превращенного в залив). С подошедшего пожарного катера ЧФ корпус «Очакова» наполнили водой для потери остойчивости, затем, по неподтвержденным данным, на борту БПК был подорван заряд заложенной взрывчатки - корабль резко повалился на борт и лег на дно. Глубина в месте затопления составляет 9-11 метров, правый борт корабля по-прежнему виден над водой.

Фото 13.

При длине корпуса 173 метра затопленный «Очаков» намертво блокирует вход и выход в озеро Донузлав, где в настоящий момент базируются шесть боевых кораблей ВМС Украины, в т.ч. большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський» (U-402).

Сообщается, что вместе с «Очаковым» в фарватере на входе в Донузлав было затоплено еще несколько вспомогательных судов ВМФ России.

Фото 14.

Украинская сторона выразила крайнее неудовольствие сложившейся ситуации. Когда возможность перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации еще не была столь очевидна, претензии украинцев сводились к причиненному материальному ущербу: в будущем для ликвидации искусственной «баррикады» на входе в Донузлав потребуются значительные затраты. Масса затопленных стальных конструкций «Очакова» превышает 5000 тонн - остов БПК невозможно оттащить в сторону без использования спецтехники, при этом, сперва необходимо разделить корпус на несколько частей (как вариант - разрушить взрывом). На проведение данных работ могут потребоваться долгие месяцы, и даже годы, учитывая, что пока никто даже не обсуждает подъем «Очакова».

Фото 15.

В настоящий момент, когда проблема подъема затопленных судов у крымского побережья становится чисто российской, претензии украинской стороны в основном связаны с негативными последствиями для экологии: в цистернах затопленного БПК могло остаться топливо, утечка которого способна нанести непоправимый ущерб побережью Крыма.

«13 марта текущего года МИД Украины нотой уведомило российскую сторону о том, что в районе южной косы озера Донузлав от места затопления большого противолодочного корабля « Очаков » и водолазного катера в сторону моря перемещается полоса белого цвета неизвестного происхождения. Ответственность за последствия лежит на России».

Никакой ответственности и никаких последствий затопления БПК не предвидится. Опасения украинских экологов не имеют под собой хоть сколько-нибудь разумных оснований. Да, в море вытекает машинное масло из механизмов «Очакова» и, возможно, последние остатки топлива. Какой-либо угрозы побережью Крыма эти вещества представлять не могут, ввиду ничтожности их объемов.

Фото 16.

ТТД:
Водоизмещение: 8565 т.
Размеры: длина — 173,4 м, ширина — 18,5 м, осадка — 5,74 м.
Скорость полного хода: 32 узла
Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
Экипаж: 380 человек.

Фото 17.

Кто то даже проводит аналогии с трагическими событиями 1854-55 гг., когда русским морякам пришлось затопить свои корабли у входа в Севастополь. Парусники оказались бессильны против паровых фрегатов британского и французского флотов - адмирал Нахимов принял единственно верное решение преградить с их помощью вход в Севастопольскую бухту, а экипажи кораблей включить в гарнизон Севастопольской крепости.

Фото 18.

Фото Лили Абибулаевой

Фото 19.

Старые корабли лежат на дне. Обрывки ВМС Украины заперты у своих причалов. Черноморский флот предпринял все возможные меры к обеспечению бескровного присоединения Крыма к России.

Фото 20.

БПК «Очаков» ССЗ им. 61 Коммунара (г. Николаев): 19.12.1969 г.; 30.04.1971 г.; 4.11.1973 г.

Входит в состав ЧФ. Первый боевой выход в Средиземку был с 24.12.1974 по 12.05.1975 года, с заходом в Аннабу (Алжир)

С 14-го по 19.06.1978 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Латакия (Сирия), с 13-го по 18.04.1979 г. — порт Риека (Югославия), с 11-го по 16.06.1979 г. — порт Тулон (Франция), с 10-го по 13.08.1979 г. — порт Варна (Болгария), с 20-го по 24.10.1986 г. — порт Гавана (Куба), с 26-го по 31.03.1987 г. — порт Стамбул (Турция), с 26-го по 30.10.1987 г. и с 8-го по 12.05.1990 г. — порт Сплит (Югославия), с 24-го по 28.04.1989 г. -порт Констанца (Румыния) и с 11-го по 14.06.1990 г. — порт Таранто (Италия). С 26.03.1980 г. по 18.07.1984 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) БПК прошел средний ремонт. В 1991 г. на СРЗ «Севморзавод» Очаков вновь по­ставили в средний ремонт. По состоянию на январь 2002 г. техническая готовность корабля составляла 41 %.

Фотографии взяты из книги Апалькова Ю.В. «Корабли ВМФ СССР» Том 3 часть 1

Большой противолодочный корабль «Очаков» был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

14.06 — 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия);

13.04 — 18.04.1979 г. — в Риеку (Югославия);

11.06 — 16.06.1979 г. — в Тулон (Франция);

10.08 — 13.08.1979 г. — в Варну (Болгария);

20.10 — 24.10.1986 г. — в Гавану (Куба);

26.03 — 31.03.1987 г. — в Стамбул (Турция);

26.10 — 30.10.1987 г. — в Сплит (Югославия);

24.08 — 28.04.1989 г. — в Констанцу (Румыния);

08.05 — 12.05.1990 г. — в Сплит (Югославия);

11.06 — 14.06.1990 г. — в Таранто (Италия).

В период с 26.03.1980 г. по 18.07.1984 г. прошел на“Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт.

В конце 80-х годов начался заводской ремонт корабля, однако в связи с распадом СССР он так и не закончился. А серьезный пожар в 1993 году на его борту значительно осложнил техническое состояние «Очакова».

В настоящее время корабль находится в ремонте на Севастопольском морском заводе. Согласно имеющимся данным, корабль (после завершения ремонта и модернизации) планируется к вводу в строй в 2004—2005 годах.

Имя «Очаков» присвоено в память об одной из самых ярких побед Черноморского флота при крепости Ачи-Кале в 1788 году. Официальная закладка корабля состоялась 19 декабря 1969 года на стапеле ССЗ имени 61 Коммунара в Николаеве (заводский номер С-2002). Закладная доска корабля установлена лично Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С.Г.Горшковым. Спуск на воду состоялся в октябре 1971 года, а уже 19 мая 1972 года был сформирован экипаж, который в марте того же года разместился на корабле. Швартовные испытания начались 10 ноября 1972 года, а 28 июля 1973 года на «Очакове» подняли Военно-Морской флаг.

В марте 1974 г. «Очаков», еще не вступив в состав сил постоянной готовности, принял участие в учениях КЧФ, вступив в охранение ПКР «Москва». Впервые корабль шел под флагом Главкома ВМФ СССР. 11 июня 1974 г. на корабле был поднят флаг Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А.Гречко. В августе корабль посетил начальник Генерального штаба генерал армии В.Г.Куликов, Летом 1974 г. БПК был представлен для ознакомления министрам обороны Польши, Югославии, Финляндии, начальнику Генерального штаба Франции. 24.12.74 г, корабль вышел на БС в Средиземное море. В 1974—1975 годах осуществил серию мореходных испытаний в Бискайском заливе с представителями завода-строителя на борту. В апреле 1975 «Очаков» принимал участие в учениях «Океан-75» в составе сил обозначения под руководством командира 12 ДиПК БФ контр-адмирала В.А. Лапенкова из четырех БПК, семи ГиСу и ЭОС, ОС «Памир» в районе Азорских островов. Против конвоя действовало пять ПЛ, три из которых реально выходили в атаку по 12 кораблям конвоя. Во время проведения учений, старшим лейтенантом Павловым собственными корабельными гидроакустическими средствами была обнаружена иностранная ПЛ. Контакт с лодкой удерживался в течении 1 часа 5-минут на высоких скоростях, что мешало задействовать вертолет и другие БПК для организации КПУГ. Это слежение вошло в учебники тактики ВМФ как класси-ческий пример. Контакт был прерван отказом техники. С 24.12.1975 по 16.05.1976 гг. корабль принял участие в 9 тактических учениях по поиску ПЛ.

Летом 1976 г. БПК принял участие в поисковой операции 5 ОПЭСК «Удав». На корабль прибыл ГК ВМФ. В сентябре 1976 г. корабль посетил главный инспектор МО СССР Маршал Советского Союза К.С. Москаленко. В сентябре 1979 г. состоялся показ корабля в Новороссийске военным атташе. «Очаков» посетили 80 дипломатов из 60 стран. В 1982 году на одной из учебных стрельб с кормовой ПУ ЗРК «Шторм» сорвалась ЗУР. Ударившись о палубу, она раскололась и БЧ упала за борт, а хвостовая часть осталась лежать на палубе, заклинив люки подачи зенитных ракет. Вскоре аналогичный случай произошел вновь, на той же ПУ, но уже в присутствии Главкома ВМФ. В 1985 г. БПК «Очаков» «отличился», случайно выпустив в сторону Нахимовского района г.Севастополя 3 реактивных неуправляемых снаряда из ПУ ЗИФ-121. Корабль вернулся из полигона и встал к 12-му причалу лагом для погрузки боезапаса. С обращенного к городу борта были случайно выпущены (при проворачивании) оставшиеся в установке снаряды. Два снаряда упали в воду, а один попал прямо в «ПД-30», ранив при этом одного рабочего.

За период с 1974 по 1990 год БПК «Очаков» успешно выполнил задачи девяти боевых служб. Корабль посетил с официальными визитами и деловыми заходами 14 портов Средиземного моря. За достигнутые успехи в боевой подготовке неоднократно поощрялся переходящими знаменами, призами Министра обороны и Главкома ВМФ. 6 ноября 1977 года награжден вымпелом Министра обороны «За мужество и воинскую доблесть». В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» объявлялся лучшим кораблем ВМФ СССР. С 1990 г. корабль проходит капитальный ремонт и модернизацию под новые виды вооружений на «Севморзаводе» в Севастополе. 9 февраля 1993 г. в 9 часов утра, при проведении огневых работ, из-за искр от сварочного аппарата загорелось изоляционное покрытие в помещении кормовой электростанции и отделении турбогенераторов. Пожар продолжался более 19 часов, но корабль удалось отстоять. В январе 2005 года БПК «Очаков» был поставлен в Восточный док «Севморзавода», а в начале июля из дока был выведен. Во время докования была заменена большая часть ржавых конструкций набора и обшивки в районе днища и переменного пояса. При выводе корабль ударился о батопорт и получил большую вмятину в корме по левому борту. 16 июля 2006 года на заводе состоялось совещание, проведенное заместителем Главкома ВМФ РФ по кораблестроению и вооружению вице-адмиралом А.А. Смоляковым при участии советника Министра обороны РФ адмирала Г.А.Сучкова. На совещании были рассмотрены вопросы выполнения работ на заказах МО РФ - ДПЛ «Б-380» и БПК «Очаков». Поставлена задача - завершить ремонт и модернизацию указанных объектов. В настоящее время над экипажем корабля шефствуют Северо-Восточный административный округ Москвы и ОАО «ГАЗ» из Нижнего Новгорода.

Бортовые номера: 522 (1973 г.), 539 (1974-75 гг.), 526 (1975-76 гг.), 527 (1977 г.), 509 (1978 г.), 529 и 716 (1979 г.), 175 (1980 г.), 530 (1977 и 1983 гг.), 745 (1979 г.), 703 (1986-87 гг.), 714 (1988-89гг.), 707 (с 1.05.1990 г.).

Известные командиры корабля:

1972—1975 гг. - капитан 2 ранга И.В. Касатонов

1975—1977 гг. - капитан 3 ранга В.Л. Шепелев

1977—1980 гг. - капитан 3 ранга А.А. Рыженко

1980—1981 гг. - капитан 3 ранга В.П. Свиридов

1981—1985 гг. - капитан 2 ранга Н.Н. Жебрак

1985—1988 гг. - капитан 2 ранга Е.В. Орлов

1988—1990 гг. - капитан 2 ранга В.В. Шевченко

1990—1992 гг. - капитан 2 ранга В.П. Савватеев

1992—1997 гг. - капитан 2 ранга А.К. Фармазов

1997—1999 гг. - капитан 2 ранга А.М. Железняков

1999—2002 гг. - капитан 2 ранга Е.Г. Крылов

С 2002 г. - капитан 1 ранга Е.Г. Шевченко.

В отличие от морально устаревшего царского флота, большой противолодочный корабль «Очаков» был шедевром конструкторской мысли 70-х годов. БПК совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК принимал участие в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций - строгий, величественный крейсер всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов - от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».

А в ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

Давайте узнаем подробнее славную историю этого корабля …-

Фото 2.

Большой противолодочный корабль «Очаков» - второй представитель проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б» или просто «букарь»). Был наречен в честь событий 1788 г. - героического штурма русскими войсками турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков). Заложен в 1969 г., спущен на воду в 1971 г., принят в действующий состав ВМФ СССР в ноябре 1973 года.

Семь БПК проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это были мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение могло достигать 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволял им пересечь по диагонали Атлантический океан! Помимо высоких боевых качеств, «букари» отличались высокими стандартами обитаемости, обеспечивающими экипажу весьма высокий уровень комфорта в условиях длительного несения службы в любых климатических зонах.

Фото 3.

Высокие оценки БПК пр. 1134Б получили не только от отечественных моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советского корабля ПЛО дальней морской зоны. Стоит подчеркнуть исключительно высокую боевую устойчивость этих БПК - на борту каждого, кроме развитых противолодочных средств, было установлено четыре (!) зенитных ракетных комплекса, что делало «букари» трудноуязвиммой целью для всех средств воздушного нападения 70-х годов.

Фото 4.

Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.

Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя —- Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО «-Заря»- —- с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей —- Кировского завода в Ленинграде —- с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке «-материнского»- пр.1134. под другую энергетику —- газотурбинную.

Тактико-техническое задание на проект, получивший номер «-1134Б»-, было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ —- капитан 2 ранга О.Т. Софронов.

Фото 5.

Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.

На пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны «-Оса-M»-- так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.

Большой противолодочный корабль «-Очаков»- был заложен 19.12.1969 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2002) и 25.12.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 30.04.1971 г., вступил в строй0 4.11.1973 г. и 28.11.1973 г. включен в состав КЧФ.

Находился в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.

Фото 6.

14.06 —- 19.06.1978 г. нанес визит в Латанию (Сирия)-
13.04 —- 18.04.1979 г. —- в Риеку (Югославия)-
11.06 —- 16.06.1979 г. —- в Тулон (Франция)-
10.08 —- 13.08.1979 г. —- в Варну (Болгария)-
20.10 —- 24.10.1986 г. —- в Гавану (Куба)-
26.03 —- 31.03.1987 г. —- в Стамбул (Турция)-
26.10 —- 30.10.1987 г. —- в Сплит (Югославия)-
24.08 —- 28.04.1989 г. —- в Констанцу (Румыния)-
08.05 —- 12.05.1990 г. —- в Сплит (Югославия)-
11.06 —- 14.06.1990 г. —- в Таранто (Италия).

Фото 7.

В 1991 году заслуженный корабль встал на ремонт в Севастополе, но, в связи с распадом Союза, ремонт неожиданно затянулся. В 1993 году на борту «Очакова» случился серьезный пожар. Корабль планировалось вернуть в строй в 2004-2005 гг., но этого не случилось.

В 2008 году «Очаков» был выведен с территории Севастопольского морского завода и поставлен в отстой в Троицкой бухте Севастополя. С этого момента судьба БПК была предрешена: солидный возраст и вечный недостаток финансирования поставили крест на дальнейшей карьере «Очакова».

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

В августе 2011 г. на «Очакове» в присутствии командования ЧФ и бывших членов экипажа БПК состоялся торжественный ритуал спуска Военно-морского флага. По завершении митинга первый командир «Очакова» адмирал Игорь Касатонов спустил Андреевский флаг и передал его на хранение в музей Черноморского флота.

И, вдруг неожиданный вызов! Уже списанному кораблю пришлось вновь «вставать грудью» на защиту интересов Родины - как в прямом, так и в переносном смысле.

Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает…-

Фото 12.

В ночь на 6 марта 2014 года у побережья Крыма был затоплен большой противолодочный корабль «Очаков», ранее исключенный из состава Черноморского флота в 2011 году. По словам очевидцев, операция проводилась глубокой ночью силами кораблей ЧФ России с целью блокады Южной военно-морской базы ВМС Украины на озере Донузлав.

«Очаков» в полуразобранном состоянии был приведен на буксире и поставлен между Северной и Южной косами на входе в озеро Донузлав (искусственно превращенного в залив). С подошедшего пожарного катера ЧФ корпус «Очакова» наполнили водой для потери остойчивости, затем, по неподтвержденным данным, на борту БПК был подорван заряд заложенной взрывчатки - корабль резко повалился на борт и лег на дно. Глубина в месте затопления составляет 9-11 метров, правый борт корабля по-прежнему виден над водой.

Фото 13.

При длине корпуса 173 метра затопленный «Очаков» намертво блокирует вход и выход в озеро Донузлав, где в настоящий момент базируются шесть боевых кораблей ВМС Украины, в т.ч. большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський» (U-402).

Сообщается, что вместе с «Очаковым» в фарватере на входе в Донузлав было затоплено еще несколько вспомогательных судов ВМФ России.

Фото 14.

Украинская сторона выразила крайнее неудовольствие сложившейся ситуации. Когда возможность перехода Крыма под юрисдикцию Российской Федерации еще не была столь очевидна, претензии украинцев сводились к причиненному материальному ущербу: в будущем для ликвидации искусственной «баррикады» на входе в Донузлав потребуются значительные затраты. Масса затопленных стальных конструкций «Очакова» превышает 5000 тонн - остов БПК невозможно оттащить в сторону без использования спецтехники, при этом, сперва необходимо разделить корпус на несколько частей (как вариант - разрушить взрывом). На проведение данных работ могут потребоваться долгие месяцы, и даже годы, учитывая, что пока никто даже не обсуждает подъем «Очакова».

Фото 15.

В настоящий момент, когда проблема подъема затопленных судов у крымского побережья становится чисто российской, претензии украинской стороны в основном связаны с негативными последствиями для экологии: в цистернах затопленного БПК могло остаться топливо, утечка которого способна нанести непоправимый ущерб побережью Крыма.

«13 марта текущего года МИД Украины нотой уведомило российскую сторону о том, что в районе южной косы озера Донузлав от места затопления большого противолодочного корабля « Очаков » и водолазного катера в сторону моря перемещается полоса белого цвета неизвестного происхождения. Ответственность за последствия лежит на России».

Никакой ответственности и никаких последствий затопления БПК не предвидится. Опасения украинских экологов не имеют под собой хоть сколько-нибудь разумных оснований. Да, в море вытекает машинное масло из механизмов «Очакова» и, возможно, последние остатки топлива. Какой-либо угрозы побережью Крыма эти вещества представлять не могут, ввиду ничтожности их объемов.

Фото 16.

ТТД:
Водоизмещение: 8565 т.
Размеры: длина —- 173,4 м, ширина —- 18,5 м, осадка —- 5,74 м.
Скорость полного хода: 32 узла
Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК «-Метель»-, 2 ПУ ЗРК «-Шторм»-, 2 ПУ ЗРК «-Оса-М»-, 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
Экипаж: 380 человек.

Фото 17.

Не стоит и проводить какие-либо аналогии с трагическими событиями 1854-55 гг., когда русским морякам пришлось затопить свои корабли у входа в Севастополь. Парусники оказались бессильны против паровых фрегатов британского и французского флотов - адмирал Нахимов принял единственно верное решение преградить с их помощью вход в Севастопольскую бухту, а экипажи кораблей включить в гарнизон Севастопольской крепости.

Фото 18.

Фото Лили Абибулаевой

Фото 19.

Старые корабли лежат на дне. Обрывки ВМС Украины заперты у своих причалов. Черноморский флот предпринял все возможные меры к обеспечению бескровного присоединения Крыма к России.

Фото 20.

Фото Лили Абибулаевой

Фото 21.

Фото 22.

Фото Лили Абибулаевой

Фото Лили Абибулаевой

Фото Лили Абибулаевой

источники
http://kara-1134b.ucoz.ru/photo/4
http://atrinaflot.narod.ru
http://bmpd.livejournal.com
http://blackseafleet-21.com
http://flot2017.com

http://flot.sevastopol.info/ship/bpk/ochakov.htm


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы