08.01.2022

Таможенные пошлины. Издан указ об уничтожении в россии внутренних таможен Упразднение внутренних таможен


В начале XVIII века Петром I была создана новая таможенная система , основывающаяся на политике протекционизма внутреннего рынка. Она защищала интересы отечественных производителей и благоприятствовала развитию российской экономики.

Однако на смену великому императору эпоха «дворцовых переворотов» «принесла» людей, совсем иначе смотрящих на задачи российской экономической политики. Преемники Петра предпочитали покровительствовать не своему народу, а иностранным державам — родинам императорских фаворитов. Так, в 1731 году императрица Анна Иоанновна утверждает новый таможенный тариф , отменяющий протекционистскую политику Петра I.

Однако с приходом к власти Елизаветы Петровны экономический курс меняется, и правительство наконец начинает заниматься решением важнейших государственных проблем. Становится ясно, что действующая таможенная система затормаживает экономическое развитие России. Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).

Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен , на каждой из которых он обязан был уплатить сбор. В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара. Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.

Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.

Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.

Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были:

  • борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
  • недовольство населения (в особенности крестьян), вызываемое огромным размером сбора;
  • создание эффективного источника пополнения казны.

Проекты усовершенствования таможенной системы начали появляться еще в 20 годы XVIII века, однако все они не рассматривались как части решения общего вопроса, а потому не были реализованы в действительности.

Первый большой проект по ликвидации таможенных пошлин внутри страны был предложен Сенату в сентябре 1752 года графом П.И. Шуваловым, влиятельным государственным деятелем и любимцем Елизаветы Петровны. Изначально программа проекта предполагала уничтожение таможенного обложения только для лиц, принадлежащих к крестьянскому сословию.

Однако в документе, подготовленном П.И. Шуваловым, не было определено, каким образом граф планирует возместить убытки, полученные казной от уменьшения уплаты сборов.

Поэтому 16 марта 1753 года Петр Иванович внес в Сенат новый проект, предлагавший ликвидировать абсолютно все внутренние таможенные пошлины: «все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить, и как им не быть, так и вышеописанного сбора не сбирать».

В заключительной редакции проект отменял не только таможни и таможенные сборы внутри страны, но и 16 других пошлин и предлагал, в отличие от первоначальной версии, доходы, получаемые казной от внутренних таможенных налогов, «сбирать в портовых и пограничных таможнях».

Уже в августе 1753 года Сенат утвердил законопроект графа, а через несколько месяце, одобрив сенатский доклад, императрица Елизавета Петровна издала манифест «Об уничтожении таможенных и мелочных сборов».

В нем говорилось о то, что «бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов», «грабительство и воровство», происходившие от сбора таможенных налогов и злоупотреблений при их сборе, прекратятся. Также манифест указывал на то, что таможенные пошлины препятствовали созданию единого общероссийского рынка, но теперь, поскольку «подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут беспошлинно», умножатся силы государства и его народа.

Согласно манифесту императрицы, были ликвидированы 17 видов таможенных сборов . Основной являлась пошлина «с съестных припасов и с хлеба». Также отменялись налоги «с извозу» и другие сборы внутри государства.

Вместо них повышалась до 13 копеек с рубля пошлина на ввозимый и вывозимый товар в портовых и пограничных таможнях. Кроме того, манифест предполагал замену устаревшего тарифа 1731 года .

Уже к 1754 внутренние таможни перестали действовать на большей территории нашей страны. В том же году были отменены внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири, а также было полностью ликвидировано обложение пошлинами товаров, возимых на территорию Сибири. Однако вывозимые из этого района товары по-прежнему подлежали налогообложению с 10% ставкой .

В некоторых городах России пограничные таможни были перенесены на государственную границу.

Изменения также коснулись и внутреннего устройства таможен. В мае 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила сенатский доклад, который предлагал провести реформу таможенной системы на юго-западной и южной границах.

К декабрю 1755 года было создано 27 таможен с новой системой застав и формопостов на всех сухопутных границах державы. К тому же существовало около 15 таможен в портах.

Для удобства взимания единой новой пошлины на товар иностранного производства (или вывозимый за границу) в 1754 году был издан табель «нормальных цен», согласно которому и производился сбор налога. Также отменен был прежний тариф, по которому пошлины взимались золотыми деньгами: для практичности новый сбор взимался «ходячими деньгами».

Таким образом, основное бремя уплаты таможенных пошлин падало на иностранных торговцев. Также стоит упомянуть о том, что отмена внутренних таможенных пошлин в нашей стране была первой в мире. Так, в Германии внутренние таможни были уничтожены лишь в середине XIX века , а во Франции — в результате Великой Французской революции 1789-1799 годов .

Проведение таможенной реформы требовало последующей перестройки законодательной системы таможни страны. Поэтому в декабре 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила указ о создании «Таможенного устава», нового документа, регулирующего таможенные отношения с учетом недавнего уничтожения внутренних таможенных барьеров в империи.

Во вводной части устава вновь были прописаны причины ликвидации внутренних таможенных сборов. В целом, этот документ представлял собой попытку правительства полностью определить правовые отношения между различными сословиями в торговой сфере общества. Причем попытку довольно успешную, поскольку на практике «Таможенный устав» отлично справился с возложенной на него задачей и ознаменовал собой переход к цивилизованному пути решения таможенных проблем и вопросов.

Данный документ отменял абсолютно все принятые ранее грамоты и учитывал переход к единому 13% налогу на иностранные товары. «Устав» регламентировал правила внешней и внутренней торговли, а также определял таможенные обязанности. Так, иностранцам, не записанным в российское купечество, запрещалось торговать на территории Российской империи. К тому же не допускались к торговле и люди «иных сословий», то есть лакеи, учителя и другие.

Ряды других положений, входящих в «Устав» определяли территорию и товары, которыми позволено торговать, для каждого сословия в отдельности. Так, данный документ вводил запрет крестьянам торговать за пределами империи, а также в селах, слишком далеко расположенных от города; владельцам мануфактур (мануфактуристам) полностью запрещалась как оптовая, так и розничная торговля и т.д.

Также устав окончательно утверждал полную отмену таможен внутри страны и, соответственно, взимания внутренних таможенных сборов с населения.

Таким образом, ликвидация таможенных пошлин внутри государства и последовавшее за ней создание нового таможенного обозначили выход российской экономики на новый, организованный и систематизированный уровень, а также предоставили возможность проявления экономической активности без обременительных сборов всем сословиям империи.

Передача относительно отмены повышения пошлин на автомобили представлена ниже.

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

Причины возврата таможенных пошлин

В современном мире достаточно часто осуществляются процедуры импорта и экспорта. За каждую операцию, касающуюся передвижения товара, декларант должен выплачивать денежные средства в пользу таможенных органов.

Определение 1

Под плательщиками таможенных платежей понимают субъекты (юридические или физические лица), у которых возникает обязанность выплаты таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товара через государственную границу.

Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины.

Ставки, установленные на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза.

Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

Обязанность по уплате возникает в случае, если:

  1. товар перемещается через границу Таможенного союза. Данная обязанность возникает в случае, если был ввезен иностранный товар на территорию Таможенного союза,
  2. если данный вид товара входит в список товаров, подпадающих под обязательное таможенное обложение.

Возврат таможенных пошлин происходит в том случае, если они подлежат возврату. Необходимые документы вместе с заявлением подают в налоговую службу, где осуществлялось декларирование товара. В случае, если порядок использовался в формате централизованного вида, то заключается соглашение с применением указанных условий. Реверсирование возможно использовать не позднее трех лет с момент, когда взыскали уплату.

Причины, по которым декларант переплатил сумму таможенных пошлин, могут быть разные, но не во всех случаях, переплаченную сумму можно вернуть. Поэтому перед тем, как подготовить документы, необходимо понять в какие организации необходимо обратиться. Помимо этого, очень много зависит от самой компании. Так, например, во многих компаниях, которые перевозит определенную продукцию через таможню, все трудности принято решать в момент рабочего процесса.

Как правило известно, какую сумму организация перечисляет таможне за постоянную перевозку товара. Данные денежные средства именуют платежами. Однако, к концу года при подведении итогов, руководство порой замечает переплату. Причины этому совершенно разные. Например, таможенный орган не соглашается с количеством отсканированных документов. В этом случае можно сделать вывод, что таможня переквалифицировала груз самостоятельно. В результате вместо текущей таможенной пошлины, ее уплатили в двойном размере. Еще может возникнуть такая ситуация, когда таможня не согласилась с декларационными документами. Корректировка в этом случае произошла самостоятельно. Как итог, стоимость платежей увеличили.

Порядок возврата таможенных сборов

В случае, если порядок урегулирования спорной ситуации соблюдался, но при этом таможенный орган отказался возвращать платежи, то плательщик может обратиться в суд. Плательщик должен:

  1. обратиться в судебные инстанции,
  2. написать и предъявить заявление, в котором указана информация о том, что он хочет вернуть излишне оплаченную пошлину.
  3. доказать в суде при необходимости, что он заплатил излишнююсумму.

Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению прилагают следующие виды документов:

  • официальную бумагу, которая подтверждает, что перечисление авансовых транзакций прошло,
  • бумаги, которые указаны в части 4-7 текущей статьи (в зависимости от статуса лица),
  • другие документы, которые предоставляются лицом для подтверждения обоснованности возврата.

Заявление на возврат таможенных платежей

По закону таможенный орган обязан вернуть излишне уплаченные деньги, которые уплатили при ввозе товара в виде пошлин. Если контролирующие звено самостоятельно обнаружило оплату выше указанной суммы, то в течении месяца оно обязано предупредить плательщика о выявленном факте. Дополнительно прилагаются опциональные документы, которые характеризуют стоимость реверсирования.

Плательщиком подается специальное заявление о возврате пошлин, которые он уплатил. Данная форма утверждена Приказом ФТС России №2520, и к ней прилагаются перечисленные документы. Срок рассмотрения такого заявления не должен быть свыше одного месяца с того момента, когда данное заявление было подано совместно с документами.

На сегодняшний день разбор споров между плательщиками и таможенными органами тянется достаточно долго. Зачастую это происходит из-за отказов в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. Адвокатские услуги в данной сфере являются одними из самых востребованных на рынке юридических услуг. Так, в 2016 г. было рассмотрено свыше 300 тысяч дел по данному вопросу, сумма же по всем этим искам составила свыше 3,5 миллиардов рублей. Если рассматривать исход споров в процентном соотношении, то 94% дел было решено в пользу плательщиков.

Возврат таможенных пошлин достаточно сложная и спорная процедура. Таможенные органы априори не заинтересованы в возврате денежных средств плательщику. Так возникают длительные судебные тяжбы, что достаточно сильно влияет на экономическую составляющую субъекта. Декларант, зачастую, для отстаивания своих интересов, обращается за помощью к юристам. В большинстве случае суд все же становится на сторону декларанта.

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, в России налоги с торговли и связанных с ней операций. С к. X в. на Руси были известны такие таможенные пошлины, как мыт (он, видимо, был таможенной пошлиной не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевод и мостовщина. В годы татаро-монгольского ига повсеместно устанавливалась тамга, взимавшаяся с цены товара. В XIII-XV вв. в каждом княжестве существовала особая система таможенных пошлин, которая регулировалась договорами, опиравшимися на традиции. Пестрота таможенных пошлин сохранилась и в период складывания и развития Русского централизованного государства (с к. XV до сер. XVII в.): названия и величина таможенных пошлин были в разных областях неодинаковыми для местных жителей и иногородних. Часть торговых сделок, особенно заключаемых духовными лицами, зачастую облагалась таможенной пошлиной не в полном объеме. К проезжим таможенным пошлинам относились: мыт (в различных районах сухой мыт взимался как полозовое, подужное, проезжее; водяной мыт - как судовое, с судна, с насада, с дощаника, с плота, с каюка, носовое, причальное, посаженное, побережное и т. д.), приезд, отъезд (проезжие таможенные пошлины с местных жителей в ряде районов), головщина (взималась с человека), костки (таможенная пошлина с проводников), мостовщина, перевоз. К таможенным пошлинам, связанным с обслуживанием торговли, относились: весчее (при взвешивании товара; с сер. XVII в. взвешивание на казенных весах стало обязательным), контарное (бралось при взвешивании соли), дрягильная (с подъема товара на весы при продаже) и др.; при мере - померное и покоречное (налагалось на хлеб); при хранении товаров и их явке в месте продажи - замыт, явка, гостиное, амбарное, поворотное, дворовая, подворная, свальная и др.; при продаже лошадей и скота - пятно, записка, писчая деньга, пошерстное, поводная деньга, роговое (с рогатого скота), привязное и т. д. Все эти таможенные пошлины были невелики по размеру. Основной таможенной пошлиной были сборы с самой сделки - тамга (со 2-й пол. XVI в. ее стали называть рублевой пошлиной) и осмничее (сбор с продажи хлеба по характеру и способу взимания ничем не отличался от тамги). Внешней таможенной пошлины тогда не существовало. Иностранные купцы платили те же пошлины, что и иногородние купцы, лишь иногда по самым высоким ставкам. Несмотря на временное увеличение номенклатуры таможенных пошлин (в связи с ростом потребностей государства в деньгах), в XVI - 1-й пол. XVII в. ведущим был процесс их унификации: стирались различия в размерах обложения между местными и иногородними, все большее количество таможенных пошлин начинало взиматься с цены товара и т. д. Процесс унификации внутренних таможенных пошлин был завершен реформой 1650-х - Торговым уставом 1653 и Уставной таможенной грамотой 1654. Основной стала рублевая пошлина. Из проезжих сохранились только мостовщина и перевоз (в Сибири проезжие таможенные пошлины были отменены только в 1692). Из остальных - пятно (с продажи лошадей, взималась помимо рублевой), амбарщина и перекупная (взималась с весовых товаров при их покупке для перепродажи). В 1650-е появились внешние таможенные пошлины. Иностранные купцы стали уплачивать 4-5%-ный сбор с продажи товаров в портах и пограничных городах и повышенный сбор при их продаже во внутренних городах России: 6%-ный сбор рублевой пошлины и проезжую таможенную пошлину. Проезжая пошлина с иностранных купцов была повышена в Новоторговом уставе 1667.

При Петре I произошло временное увеличение внутренних таможенных пошлин. Были введены поворотный сбор, сбор за торговые площади, пристани, новоуравнительная, привальная и отвальная с речных судов и т. п. Бурное развитие внешней торговли России привело в 1724 к созданию нового таможенного тарифа. С этого времени установилось дифференцированное обложение всех предметов экспорта и импорта. Отмена внутренних таможенных пошлин произошла в ходе Таможенной реформы 1753-57. Сумма сборов с внутренних таможенных пошлин была разложена на внешние (тарифные) таможенные пошлины, которые стали единственным видом таможенных пошлин. Их размер определялся едиными тарифами, и взимались они только в портовых и пограничных таможнях.

Первый исторический опыт внедрения такого фискального проекта, как ликвидация внутренних таможен, в Российском государстве состоялся в XVIII веке и был связан с необходимостью осуществления комплексной реформы.

Краткий исторический очерк

Данный шаг способствовал формированию целостного экономического пространства в стране, требующей укрепления внутреннего финансового положения и четких юридических границ.

На рассматриваемом этапе фискальная система Российского государства находилась на стадии разработки и состояла из таких элементов, как:

  • таможенные пункты отдельных административных образований (губерний и провинций);
  • городские таможни;
  • фискальные учреждения особого подчинения;
  • портовые пункты;
  • пограничные пошлинные пункты.

Естественно, что такая структура была слишком громоздкой и неэффективной. Кроме того, интенсивное взыскание внутренних пошлин усложняло процесс централизации Российской империи.

Реформа таможенной системы: актуальные аспекты

Согласно новой концепции фискального контроля, вес таможенных сборов и пошлин был равномерно распределен по внешним пределам государства, таким образом, упрощая механизмы внутренней коммуникации, и способствуя развитию российской торговли и производства.

Иногородние купцы освобождались от необходимости уплачивать внутренние сборы, что существенно укрепляло конъюнктуру страны в целом.

Итогом реформирования стало принятие Таможенного устава (1775 год), согласно которому фактически проводилось упразднение системы морально устаревших внутренних таможен и пошлин.

Процедура расформирования внутренних таможен была прописана довольно детально – делопроизводство данных учреждений передавалось провинциальным и губернским канцеляриям, с сохранением кадрового состава служащих.

Стоит отметить, что последствия рассматриваемой реформы проявились достаточно быстро. Казна Российской империи получила весомую прибыль, а внутренняя торговля и производство ощутили значительную динамику количественного и качественного развития.

Кроме того, не стоит упускать из виду существенное возрастание доходов от внешних пошлин, которые были юридически упорядочены и урегулированы.

На 1762 год эта цифра достигала около 2 миллионов рублей, тогда как внутренние сборы даже в лучшие годы приносили прибыль, не превышающую 700-900 тысяч рублей.

Формирование экономического пространства новой эпохи - ЕврАзЭС

Ликвидация внутренних экономических границ вполне оправдала себя в условиях исторического развития России XVIII века.

Но как оказалось, данный механизм вполне эффективен и в условиях ХХI столетия, когда экономическое пространство Российской Федерации переживает новую эпоху трансформации и глобализации, связанную с созданием Евразийского экономического сообщества (Таможенного союза).

Важно: началом существование данного внешнеэкономического образования стал 2009 год, когда был принят пакет нормативной документации, регулирующей цели и задачи создания ЕврАзЭС, принципы его функционирования, перспективы дальнейшего расширения таможенных границ и другие вопросы.

Членами сообщества стали:

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Киргизская Республика.

Кроме того, действие всех нормативных постановлений, регулирующих функционирование ТС относительно границ и пошлин, распространяется также на все объекты международного административного права, на управление которыми у стран‒членов сообщества имеется исключительная юрисдикция.

Это могут быть любые объекты, находящиеся за пределами обозначенных государств.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность и обозначающим пределы фискальных границ Таможенного Союза, является Таможенный кодекс, предусматривающий создание единого таможенного пространства в рамках, оговоренных международными договоренностями странами-членами союза.

На 2009 год был принят базовый проект кодекса. Впоследствии данный документ подвергался нескольким редакциям. На 2016 год предполагается внедрение нескольких юридических нововведений, направленных на углубление и оптимизацию условий экономического партнерства.

Закономерно, что одним из основоположных вопросов при создании единого таможенного пространства, оставался аспект функционирования таможен внутреннего порядка: в каком именно формате они должны были продолжать свое существование, если, вообще, это оставалось возможным?

Вопрос внутренних экономических пределов: нормативное регулирование

Если говорить о юридическом определении экономических границ в пределах ЕврАзЭС, то статья 2 Таможенного кодекса четко оговаривает наличие единой таможенной территории и таможенной границы.

Важно: на практике единая фискальная территория означает упразднение внутренних пошлин и формирование качественно нового экономического пространства на основах взаимовыгодного сотрудничества стран ‒членов сообщества.

Естественно, фискальная система государств, которые вошли в таможенный союз, не была готова к таким радикальным преобразованиям.

На 2011 год процесс переноса внешних экономических границ только начинался, и многих беспокоила процедура упразднения системы внутренних таможен.

На этом этапе многие вопросы оставались открытыми, и, поскольку не все нормы Таможенного кодекса таможенного союза были надлежащим образом проработаны, регулирование внутренних пошлин было прерогативой таможенного законодательства стран‒членов Союза.

К примеру, значительной проблемой оставался вопрос практической реализации процесса, предполагающего устранение внутренней таможни как фискальной институции.

Уже на 2011 год в Российской Федерации было ликвидировано значительное количество таможенных пунктов, и процесс этот развивался по нарастающей. Соответственные тенденции наметились и в других странах сообщества.

На 2016 год процесс трансформации процедуры таможенных сборов в ЕврАзЭС практически завершен. Сбор пошлин в рамках сообщества ведется только в отдельных, регламентированных международными договоренностями отраслях, и не исключено, что в дальнейшем эти условия будут пересматриваться.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы