27.04.2024

Россельхознадзор: ветеринарная сертификация молока в РФ с марта не вводится. Питер бойкотирует систему электронной сертификации "меркурий" Внедрение системы электронной ветеринарной сертификации


Определенные категории продукции, согласно законодательству, должны проходить обязательную ветеринарную сертификацию. По ее результатам выдается бумажное свидетельство о соответствии качества товаров установленным нормам и требованиям. Между тем уже довольно длительное время обсуждается вопрос о переходе на электронную ветеринарную сертификацию . Рассмотрим далее плюсы и минусы новой системы.

Общие сведения

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору давно планирует заменить бумажную сертификацию электронной. Для этого разработано специальное интернет-приложение. Оно называется ГИС "Меркурий".

Приложение можно открывать непосредственно в браузере и указывать необходимые сведения о продукции, чтобы впоследствии получить сертификат.

Вместе с ГИС "Меркурий " будут запущены и другие вспомогательные системы "Веста", "Аргус", "Цербер". Последняя будет использоваться для отслеживания и учета юридически значимых операций. Система "Веста" предназначена для регистрации результатов лабораторных анализов. Приложение "Аргус" уже применяется на практике для оформления разрешений на ввоз продукции.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору предполагает, что новый порядок позволит существенно сократить бюрократизм и ускорить выдачу документации. Кроме того, заинтересованным лицам не придется возить с собой бумажные сертификаты, достаточно знать номер разрешения. По нему уполномоченные органы смогут проверить тип продукции и происхождение.

Нужны ли перемены?

Многие производители интересуются, зачем Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору понадобилось менять правила. Собственно, такой вопрос вполне логичен, поскольку в действующем отечественном законодательстве есть немало пробелов.

В странах проводится для обеспечения безопасности населения. Лабораторные исследования проводятся для выявления и предотвращения опасных заболеваний. В ВТО полагают, что сертификат необходим исключительно для защиты от инфекций.

В российском законодательстве нигде не указано, зачем нужен сертификат. Отсутствует и нормативный акт, закрепляющий перечень неблагонадежных поставщиков или регионов, в которых высока вероятность возникновения эпидемий у сельскохозяйственных животных.

Между тем в России существуют ГОСТы, санитарно-эпидемиологические правила и требования, а также действует Закон, регламентирующий санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Соответственно, ошибочно говорить о том, что ветеринарная сертификация (электронная или бумажная) не имеет смысла.

Специфика веб-приложения

Предполагается, что будет работать следующим образом. Для получения сертификата пользователь должен войти в систему. Это действие предполагает введение информации о партии товара. Если продукция выпущена в РФ, этих данных достаточно. Если же товар зарубежного производства, дополнительно необходимо иметь сертификат, оформленный в стране происхождения товара.

Приложение не просто собирает данные, но и отслеживает их. Это необходимо для того, чтобы новый сертификат оформлялся только подтверждения введенной ранее информации. Таким образом, обмануть систему проблематично.

Если будет выявлена ошибка в выдаче сертификата, то документ можно оперативно отозвать.

Подсистемы

Они особенно важны для производителей молочной продукции. Электронная ветеринарная сертификация предусматривается для импортируемых товаров и изделий, перемещаемых по территории России. В первом случае используется подсистема "Склад временного хранения", во втором - "Государственная ветеринарная экспертиза".

Между тем ГИС еще не до конца сформирован. В ней, в частности, отсутствуют модули, необходимые для внесения данных о сырье и продукции.

При пробном внедрении разработчикам не удалось установить возможность интеграции приложения в автоматизированные системы молокозаводов. При этом, как отмечали представители Национального союза производителей, в отрасли наблюдается недостаточный уровень автоматизации.

Нормативное обеспечение

Дискуссии о целесообразности введения, правилах организации электронной ветеринарной сертификации велись очень оживленно. В 2014 году Минсельхоз выпустил наконец распоряжение. Им был утвержден порядок оформления электронной документации (Приказ 281).

Электронная ветеринарная сертификация должна осуществляться по правилам, предусмотренным в этом распоряжении. Между тем производители и эксперты отмечают, что содержание принятого акта имеет существенные отличия от проекта, который обсуждался с бизнес-сообществом. Надо сказать, что во время этих дискуссий изготовители выдвигали немало рациональных предложений, которые могли бы предупредить возникновение спорных моментов.

Ответственность переработчиков

До настоящего времени документы в молочной отрасли оформлялись исключительно на сырье. Предполагается, что станет обязательной и для переработчиков.

Документ, в частности, понадобится для молока (сухого в том числе), творога, сыра, масла. В такой ситуации есть риск дублирования функций двух ведомств - Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Проблемы

Если говорить о плюсах и минусах электронной ветеринарной сертификации , то производители и переработчики пока видят только недостатки. Но если изготовителям процедура получения документа уже знакома, и перестроиться на электронный формат взаимодействия с органами власти им будет несложно, то у переработчиков возникнет немало проблем.

Сложности связаны в первую очередь с тем, что разработчики электронной ветеринарной сертификации не учли ряд особенностей деятельности этих субъектов.

Для получения документа переработчикам нужно указывать источник сырья каждой партии. Многие из них принимают сырье у нескольких производителей. Зачастую, количество поставщиков доходит до 100. Многие переработчики, исполняя поручения администрации регионов, собирают сырье у мелких фермеров. Это позволяет поддерживать сельскохозяйственную отрасль.

Возить для каждого из поставщиков отдельную цистерну, разумеется, невыгодно. Соответственно, на этапе сбора сырья оно перемешивается. Указать источник в результате просто невозможно.

У заводов достаточно много партий продукции. Даже при небольшом числе поставщиков сырья предприятию придется собрать внушительное количество сертификатов для каждой партии.

Кроме того, для получения документа переработчик должен указать место реализации продукции. Такой информацией субъекты располагают далеко не всегда.

Стоимость

Формально за оформление не предусмотрено взимание платежей. На практике же перерабатывающим предприятиям придется обратиться за помощью к компетентным специалистам, чтобы те занялись всей этой процедурой.

Как полагают многие хозяйствующие субъекты, себестоимость производства может повыситься как минимум на 1-1,5 %. К примеру, был составлен расчет для предприятия, объем переработки которого составляет 200 т/сутки. За год заводу придется потратить порядка 10 млн руб. на внедрение Эти расходы негативно повлияют на себестоимость продукции - она повысится на 5 %.

Когда заработает система?

Вполне возможно, что никогда. Чиновники отложили введение системы на 2018 г. Однако это не означает, что переработчикам придется оформлять бумажные документы. По словам Александра Ткачева (руководителя Минсельхоза), эти субъекты могут быть освобождены от обязанности получать сертификат.

Дополнительные нюансы

Несмотря на то что внедрение сертификации в электронном виде отложено, региональные власти уже сейчас активно ведут подготовку к этой процедуре.

С 01.01. 2018 г. будет действовать расширенный перечень продукции, на которую необходимо оформлять документ. В список внесены:

  • Готовые молочные изделия.
  • Консервированные и готовые продукты из рыбы, мясных субпродуктов и мяса.
  • Макаронные изделия с рыбной/мясной начинкой.
  • Готовые супы, бульоны и прочие изделия, содержащие сырье животного происхождения.

Электронная сертификация позволит проследить движение продукции от места сбора и производства до поставки конечному потребителю. При этом предусмотрена возможность поиска и удаления из оборота некачественного и опасного товара.

Стоит сказать, что сопроводительную ветеринарную документацию вправе оформлять не только сотрудники государственной ветслужбы, но и специалисты в области ветеринарии, аттестованные в установленном порядке, представители предприятий и индивидуальные предприниматели.

Электронный сертификат должен быть оформлен не только на перерабатывающие предприятия либо оптово-розничные базы, но и розничные магазины, сети общественного питания (столовые, кафе и так далее), детсады, школы, больницы. Документ в обязательном порядке должен погашаться уполномоченным лицом.

Сегодня отмечается активность предпринимателей в решении вопросов о регистрации в ГИС "Меркурий". Так, в Кировской области для получения доступа уже обратилось порядка 400 юрлиц и ИП. Однако, как отмечает госинспектор отдела ветнадзора, эта цифра соответствует лишь 10 % от общего количества зарегистрированных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность в области производства и реализации продукции животноводства.

Заключение

Во избежание проблем с контролирующими организациями региональные власти настоятельно рекомендуют предпринимателям в ближайшие месяцы получить доступ к ГИС. В некоторых регионах реализация программ по переходу на электронную сертификацию начнется уже с октября этого года. К концу года в ряде субъектов планируется запретить прием и перемещение продукции без электронного сертификата.

Руководству предприятий, занимающихся оборотом сельскохозяйственной продукции, надлежит предпринять исчерпывающие меры по внедрению электронной сертификации. В перечень мероприятий, в числе прочего, входит и обучение сотрудников работе в ГИС, оборудование рабочих мест необходимыми техническими средствами (компьютером с выходом в сеть Интернет). Учетная система должна быть интегрирована с ГИС через специальный универсальный шлюз.


Большинство предприятий, связанных с производством, переработкой или реализацией продукции животного происхождения, уже столкнулись с вопросом электронной ветеринарной сертификации. Но есть ряд предприятий, которые еще не знают, что собой представляет ФГИС «МЕРКУРИЙ», тем более ничего не знает об этом большинство потребителей, хотя внедрение единой информационной среды в области ветеринарии позволит любому человеку иметь доступ к актуальным данным о товаре. При этом недобросовестные предприниматели больше не смогут сбывать контрабанду, фальсификат и продукцию, которая не соответствует установленным стандартам качества.

ФУНКЦИИ ФГИС «МЕРКУРИЙ»

Сертификация в электронном виде осуществляется с использование ФГИС «Меркурий». Основная функция системы «Меркурий» – поддержание внутренней электронной сертификации всех типов грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации, повышения биологической и пищевой безопасности.

НА КАКИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Предприятия, внедряющие электронную ветеринарную сертификацию, должны руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон «О ветеринарии» (с изменениями на 3 июля 2016 года). Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 19 июня 2017 года N 291 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России» от 27 ноября 2015 г. N 589;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2016 года N 1145 «Об утверждении Правил аттестации специалистов в области ветеринарии»;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 ноября 2016 года N 1140 «О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 646 «Об утверждении Перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 647 «Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 648 «Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами»;

ПРИКАЗ Минсельхоза России от 3 мая 2017 года N 212 «Об утверждении формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии и Порядка проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов».

ОТ «ПОЛЯ ДО ПРИЛАВКА»

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН и Международное эпизоотическое бюро провозгласили однажды простой и понятный каждому участнику торгового оборота принцип – контроль производственной цепи от «поля до прилавка» . В соответствии с этим принципом необходимо на всех этапах цепи поставки внедрять решения, дающие возможность определить происхождение, местоположение, маршрут движения продукта или партии продуктов. Эффективная система прослеживания должна позволять отследить продукты вниз или вверх по цепи поставки. Для этого в системе «Меркурий» фиксируется информация обо всех этапах производства: выращивание животных, их убой, места хранения и переработки полученной продукции и так вплоть до розничной реализации. На каждом этапе оформляется отдельный сертификат – таким образом выстраивается цепочка электронных документов, по которым можно узнать о продукции все. «Меркурий» делает весь процесс абсолютно прозрачным и последовательным. Учитывается каждый этап ее перемещения. Недобросовестный предприниматель просто не сможет реализовать продукцию, не соответствующую нормам качества и безопасности. И уж тем более фальсификат или контрабанду.

Каждый последующий сертификат связан с предыдущим (или с предыдущими, если их было несколько) и последующими. «Меркурий» обменивается информацией как с «Аргусом», то есть он «знает», откуда этот груз или сырье для его производства ввезены (если сырье или продукция импортированы в Россию), так и с «Вестой», то есть он «знает», на что и с какими показателями он (оно) исследовано. Причем «знает» по всей цепочке – от животного до готовой продукции. Вот это и есть система прослеживаемости в полном объеме.

Кто должен регистрироваться во ФГИС «Меркурий»?

С 1 июля 2018 года в федеральной государственной информационной системе «Меркурий» обязаны будут работать все организации, участвующие в обороте мяса, рыбы, молока, яиц и прочей продукции, подконтрольной государственной ветслужбе:

племенные хозяйства;

мясоперерабатывающие заводы;

птицеводческие предприятия;

оптовые базы;

предприятия пищевой промышленности;

розничные магазины;

государственные ветврачи, обслуживающие вышеуказанные организации.

Согласно приказу Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. №648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами», ВСД в электронной форме необходимо будет оформлять на следующие виды подконтрольных госветнадзору товаров:

живые животные: лошади, ослы, мулы, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, куры, домашние утки, гуси, индейки и цесарки;

мясо и мясные субпродукты, включая свиной жир и пищевую муку из мяса;

рыба и морепродукты: ракообразные, моллюски, мука и гранулы из ракообразных, моллюсков и рыбы;

молочная продукция;

яйца птиц;

натуральный мёд;

прочие пищевые продукты животного происхождения: щетина свиная / кабанья; барсучий, конский волос и их отходы; кишки, пузыри и желудки животных (кроме рыбьих); шкурки и прочие части птиц с перьями или пухом; порошок и отходы перьев и их частей; переработанные и непереработанные кости животных и птиц; слоновая кость, панцири черепах, ус китовый и щетина из китового уса, рога, оленьи рога, копыта, ногти, когти и клювы, а также порошок и отходы из перечисленных продуктов; амбра серая, струя бобровая, циветта и мускус; шпанки; желчь; железы и прочее сырьё для фармацевтической продукции; павшие животные, непригодные для употребления в пищу;

злаки: только фуражное зерно пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы;

масличные семена и плоды: только фуражное зерно соевых бобов; перга, цветочная пыльца; используемая для кормления животных мука из семян или плодов масличных культур (кроме семян горчицы); растения и части растений, используемые в инсектицидных целях или в ветеринарии; солома и мякина зерновых; брюква, свёкла листовая (мангольд), корнеплоды кормовые, сено, люцерна, клевер, эспарцет, капуста кормовая, люпин, вика и аналогичные кормовые продукты;

шеллак природный неочищенный: камеди, смолы, прополис и прочие растительные соки и экстракты;

жиры и масла животного происхождения, включая их фракции, рыбий жир, жиропот и получаемую из него продукцию (ланолин);

жиры и масла растительного происхождения, а также их фракции;

пчелиный воск, воски других насекомых и спермацет;

готовая продукция из мяса, рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, включая экстракты и соки из них, колбасу из крови, икру осетровую и её заменители, изготовленные из икринок рыбы;

готовые продукты из злаков зерна, муки, крахмала или молока, включая кондитерские изделия с содержанием рыбы, ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных, колбасы, мяса, мясных субпродуктов, крови;

продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений и их смеси с содержанием колбасы, мяса, мясных субпродуктов, крови, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных;

дрожжи неактивные и прочие мертвые одноклеточные микроорганизмы, используемые для кормления животных;

готовые супы и бульоны, а также заготовки для их приготовления (кроме овощных);

мороженое, кроме выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда;

остатки и отходы пищевой промышленности, используемые для кормления животных: отруби, высевки, месятки; свекловичный жом, багасса, жом сахарного тростника; отходы пивоварения или винокурения; жмыхи;

готовые корма для животных;

удобрения растительного и животного происхождения;

модифицированные крахмалы, клеи, ферменты;

необработанные шкуры, выделанная кожа и изделия из кожи: шорно-седельные изделия и упряжь, дорожные принадлежности, дамские сумки, кошельки и т. д.;

изделия из кишок животных, кроме волокна из фиброина шелкопряда;

натуральный и искусственный мех, а также изделия из него;

шерсть, волос животных, пряжа и ткань из конского волоса;

охотничьи трофеи, чучела;

животные в составе цирков и передвижных зверинцев;

коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, анатомии и палеонтологии животных (кроме экспонатов музейного хранения).

Оформление ВСД осуществляется при:

производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами (Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589));

перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами (Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589));

переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ветеринарных сопроводительных документов не требуется при производстве партии подконтрольного товара:

а) в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте,

б) в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли,

в) предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации, в том числе для личного потребления, содержания и (или) кормления животных, принадлежащих производителю подконтрольного товара, использования подконтрольного товара, представляющего собой приманки для охоты и рыбной ловли, производителем подконтрольного товара в процессе охоты или рыбалки, использования подконтрольного товара для удобрения принадлежащих производителю подконтрольного товара или находящихся в его пользовании земельных участков, коллекционирования (хранения коллекций) подконтрольного товара, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Приказом Минсельхоза №589 от 27.12.2016 г. устанавливается переходный период введения электронной сертификации.

Изначально планировалось, что с 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов будет производиться только в электронной форме.

В последствии переход на обязательное оформление ВСД в электронном виде перенесен на 1 июля 2018 года.

Также учтена возможность оформления ВСД в бумажном виде при появлении обстоятельств непреодолимой силы, которые приведут к невозможности эксплуатации федеральной государственной информационной системы. Такая же возможность предусматривается для мест с отсутствием Интернета или отсутствия точки доступа. При этом перечень таких местностей в регионе должен утверждаться органом государственной власти этого региона в соответствии с критериями, определёнными Минкомсвязи.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ВСД — данные сокращение используются для обозначения ветеринарного документа — ветеринарного сертификата (ВС) или ветеринарно-сопроводительного документа (ВСД). Так же могут использоваться следующие сокращения — ЭВСД, ВС, ЭВС.

  • Производственная партия подконтрольного товара — любое количество подконтрольного товара, кроме животных, произведенное в течение одного или нескольких дней, которому в соответствии с требованиями (если таковые установлены) законодательства страны, где произведен данный товар, производителем присвоены определители (идентификаторы) партии – номер партии либо серии, дата (диапазон дат) выработки, номер контроля (если используется), срок хранения (если применяется), срок годности (если применяется), или любое количество предназначенных для использования в одном месте с одной целью млекопитающих или предназначенных в пищу людям водных животных, или предназначенных для разведения с целью получения продукции, предназначенной в пищу людям, относящихся к одному биологическому виду, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте, или любое количество предназначенных для использования в одном месте с одной целью животных, не относящихся к млекопитающим, одного или нескольких биологического видов, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте.* Производственный ВСД — ветеринарный документ, оформляемый на производственную партию подконтрольного товара.

Поднадзорный объект (площадка) — место, где хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность. В общем случае хозяйствующий субъект может не являться собственником площадки, абыть арендатором, например. В системе доступны 4 вида площадок:

  1. Предприятие;
  2. Рынок;
  3. СББЖ;
  4. Судно.

Гашение ветеринарного сертификата — процедура изменения статуса ранее оформленного ветеринарного сертификата, осуществляемое лицом, оформившим данный сертификат, или лицом, уполномоченным для проведения ветеринарного надзора, или ГИС Меркурий, в связи с успешным завершением реализации процесса, для сопровождения которого оформлен сертификат

Хозяйствующий субъект — это лицо, которое самостоятельно организует свою деятельность и несёт полную ответственность за риск, возникающий от его деятельности. В рамках ФГИС «Меркурий» хозяйствующий субъект — это участник экономики, осуществляющий поднадзорную деятельность. В системе доступны 3 типа хозяйствующих субъектов:

  1. Юридическое лицо;
  2. Физическое лицо;
  3. Индивидуальный предприниматель/крестьянско-фермерское хозяйство.

Транспортная партия подконтрольного товара — любое количество одноименного подконтрольного товара, относящегося к одной производственной партии, перемещаемое в одном транспортном средстве, в адрес одного получателя либо нового собственника (если перемещение производится одновременно с передачей права собственности), или любое количество одноименного подконтрольного товара, относящегося к одной производственной партии, передаваемое при проведении одной транзакции одному собственнику и при этом не перемещаемое и находящееся при проведении транзакции в одном помещении (холодильной камере), или любое количество животных, относящихся к одной производственной партии, передаваемое без их перемещения при проведении одной транзакции одному собственнику, либо транспортируемое в одном транспортном средстве или одновременно перегоняемое в составе одного стада (гурта, отары и т.п.) в один адрес, или любое количество животных одного биологического вида, выращиваемое (содержащееся) для получения от них продукции, предназначенной в пищу людям, которые содержались на одном животноводческом предприятии (включая ЛПХ и КФХ) или в ЛПХ (КФХ), находящихся в одном населенном пункте, передаваемое без их перемещения при проведении одной транзакции одному собственнику, либо транспортируемое в одном транспортном средстве или одновременно перегоняемое в составе одного стада (гурта, отары и т.п.) в один адрес, или любое количество комнатных (аквариумных, террариумных и т.п.) животных, относящихся к одному или нескольким биологическим видам, содержавшихся в одном месте или добытых в природе в одной местности, одновременно транспортируемых в одном транспортном средстве в один адрес, либо передаваемых одному новому владельцу без их перемещения, или любое количество цирковых или спортивных или служебных животных, относящихся к одному или нескольким биологическим видам, содержавшихся в одном месте, одновременно транспортируемых в одном транспортном средстве или нескольких транспортных средствах, следующих одновременно по одному маршруту, в один адрес, либо передаваемых одному новому владельцу без их перемещения.

Траспортный ВСД — ветеринарный сертификат, оформляемый на транспортную партию подконтрольного товара.

Шлюз — набор веб-сервисов, позволяющий отправлять запросы из товаро-учётных систем хозяйствующих субъектов к ФГИС «Меркурий», минуя веб-интерфейс. То же, что Ветис.API.

Регистрация в системе Меркурий

Для регистрации в системе Меркурий и получения доступа необходимо предоставить в Территориальное Управление Россельхознадзора сведения об организации/ИП, сведения о местах осуществления деятельности (производство, переработка, хранение, реализация), сведения об администраторе организации/ИП, который будет работать в системе и, при необходимости, предоставлять доступ другим сотрудникам организации.

Для регистрации перечисленные сведения необходимо оформить в виде заявки по шаблону: для ИП и для ЮЛ. Заявку направить в Территориальное Управление Россельхознадзора.

После обработки на указанный в заявке адрес электронной почты вы получите письмо с реквизитами доступа, после чего можно начинать работать с системой через веб-интерфейс.

Уполномоченным лицам субъектов ФГИС и иным заинтересованным лицам (далее — пользователи ФГИС) предоставляются права доступа для совершения в ФГИС действий по чтению информации, ее изменению, использования тех или иных интерфейсов и функций ФГИС.

Зарегистрированным пользователям ФГИС предоставляются следующие права доступа:

«уполномоченное лицо»;

«гашение сертификатов»;

«оформление возвратных сертификатов»;

«сертификация уловов водных биологических ресурсов» (далее — ВБР);

«должностное лицо»;

«сертификация высшего ветеринарного риска»;

«экспортная и импортная сертификация»;

«администратор»;

«администратор-ХС».

Незарегистрированным пользователям ФГИС предоставляется право доступа «незарегистрированный пользователь», что позволяет ему иметь доступ к информации, содержащейся в ФГИС в форме открытых данных.

Право доступа «незарегистрированный пользователь» предоставляется автоматически в момент входа в ФГИС.

Необходимость наличия в штате предприятия аттестованного ветеринарного специалиста

Независимо от способа взаимодействия с системой (через веб-интерфейс либо интеграционный шлюз Ветис.API) согласно ветеринарным правилам организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления эВСД, утвержденных Приказом МСХ России от 27.12.2016 г. № 589, аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, могут осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденного приказом МСХ России от 18 декабря 2015 г. № 647, а уполномоченные лица организаций и ИП, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденного приказом МСХ России от 18 декабря 2015 г. № 646.

Необходимость в наличии на предприятии аттестованного ветеринарного специалиста обусловлена лишь тем, какую продукцию производит предприятие и с какой целью осуществляются поставки.

Таким образом, если предприятие изготавливает, например, йогурт, который поставляется в торговые сети с целью реализации конечному потребителю (товар предназначен в пищу людям и направляется для использования в пищу людям), то оформить транспортный эВСД может самостоятельно уполномоченное лицо организации без участия аттестованного ветеринарного специалиста или гос. вет. врача.

Иначе, если изготавливаемый товар не входит в перечень приказа №646, но попадает в перечень приказа №647, то без аттестованного ветеринарного специалиста не обойтись.

Что надо делать в системе розничному магазину?

В течение 1 рабочего дня с момента поставки и приемки розничный магазин должен погасить в системе ВСД на транспортную партию. Если вы приняли товар частично, при гашении нужно указать расхождения. Автоматически будет оформлен возвратный ВСД.

При этом, если вам привезли груз, но на него в системе Меркурий не оформлен ВСД, принимать товар нельзя.

Если у Вас нет интернета?

Возможно два варианта: либо вы просто еще не подключились к интернету, либо работаете в местности, где такой возможности нет.

В первом случае вы не можете использовать бумажные ВСД. И поскольку электронная сертификация с 1 июля 2018 года для вас обязательна, вы должны наладить и проверить подключение к интернету до этой даты. Если вы не хотите подключаться, то можете предоставить доступ в систему своему уполномоченному представителю, который будет за вас гасить ВСД и делать возвраты. Закон не устанавливает требований к такому представителю: им может стать поставщик (если согласится) или сторонняя компания.

Во втором случае - если вы работаете в местности, где нет доступа к средствам связи и поэтому подключиться к интернету невозможно, - вы можете продолжать работать с бумажными ВСД.

Не забывайте — перечень мест, где нет точки доступа к интернету, утверждают субъекты федерации.

И СНОВА ПРО ШТРАФЫ!

Штраф за несоблюдение требований ФЗ от 13.07.2015 № 243 предусмотрен ст. 10.8 КоАП. Так, если машину с подконтрольным Госветнадзору грузом остановят для проверки, экспедитор должен будет предъявить информацию об эВСД: QR-коды или уникальные идентификаторы UUID (главный реквизит электронного ВСД), которые можно проверить в общедоступном сервисе системы Меркурий. При отсутствии ВСД будет назначен штраф: от 3000 руб. на водителя или от 10000 до 20000 руб. на юридическое лицо, согласно ст. 10.8 КоАП. Для юридического лица также предусмотрены такие меры как приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФГИС «МЕРКУРИЙ»

Сокращение времени на оформление ветеринарной сопроводительной документации за счет автоматизации данного процесса.

Автоматический учет поступившего и убывшего объема продукции на предприятии (в холодильнике, на складе, МПП и т. д.).

Ввод и хранение информации об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции.

Возможность отслеживания перемещения партии груза по территории Российской Федерации с учетом ее дробления.

Снижение трудовых, материальных и финансовых затрат на оформление ВСД за счет замены защищенных бумажных бланков ВСД электронными версиями.

Минимизация человеческих ошибок, за счет наличия готовых форм для ввода информации и проверки вводимых пользователем данных.

Быстрый доступ к актуальной информации для формирования отчетов, поиска и анализа данных.

С 1 января 2018 года в Кировской области начнёт действовать электронная система ветеринарной сертификации. Бумажные документы уйдут в прошлое. Какие виды бизнеса попадают под изменения и как пользоваться электронными сертификатами, рассказали в Управлении ветеринарии по Кировской области.

Что такое электронная ветеринарная сертификация?

Сейчас в России и в Кировской области в частности действуют бумажные сертификаты для продуктов животноводства. Сертификация представляет собой проверку продуктов на безопасность.

«Электронная сертификация означает, что бумажных бланков, к которым все привыкли, не будет, ветеринарные сопроводительные документы будут оформляться только в электронном виде с использованием Федеральной государственной системы «Меркурий», разработчиком и оператором которой является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору», - рассказал Сергей Чучалин, начальник Управления ветеринарии по Кировской области.

Кому она необходима?

Федеральный закон №243-ФЗ расширил перечень продукции, на которую с 1 января 2018 года необходимо будет оформлять ветеринарные сопроводительные документы. Сейчас в перечень входят: готовая молочная продукция, готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, рыбы, макаронные изделия с мясной или рыбной начинкой, супы и бульоны готовые и многие другие товары, содержащие продукцию животного происхождения.

Полный перечень товаров утверждён приказом Минсельхоза России Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами. Ознакомиться с ним можно на сайте министерства.

Что даёт электронная ветеринарная сертификация?

«Электронная сертификация обеспечивает внедрение национальной системы прослеживаемости продукции животного происхождения «от поля до тарелки» и предоставляет возможность поиска и отзыва из оборота опасной и некачественной продукции», - отметил начальник областного управления ветеринарии. Кроме того, как подчеркнул Сергей Чучалин, в перспективе система поможет предприятиям экономить на «бумажках».

Как это работает?

Чтобы получить сертификат, нужно зарегистрироваться в системе Меркурий. Оформить электронный документ можно будет после проверки аккредитованными специалистами.

«Ветеринарные сопроводительные документы в ФГИС «Меркурий» могут оформлять не только специалисты государственной ветеринарной службы, но и аттестованные специалисты в области ветеринарии, представители компаний и индивидуальные предприниматели», - пояснил Сергей Чучалин.

При этом если аттестованные ветеринарные специалисты смогут оформлять сертификаты на все товары, включённые в перечень Минсельхоза, то производители и ИП - только на продукцию животного происхождения, которая была подвергнута тепловой или иной обработке, упакована в потребительскую или транспортную упаковку с маркировкой, при условии, что продукция прошла ветеринарно-санитарную экспертизу.

Далее при поступлении продукции на предприятия по переработке или на оптово-розничные базы, в магазины розничной торговли, в сеть общественного питания (кафе, столовые и др.), в школы, детские сады или больницы электронный ветеринарный сопроводительный документ должен быть «погашен» уполномоченным лицом.

Когда электронная сертификация начнёт действовать?

Сейчас, по словам Сергея Чучалина, Управление ветеринарии вместе с Минсельхозом по Кировской области разработали план мероприятий по переходу на электронные сертификаты. Планируется с 1 октября текущего года начать перемещение и приём продукции в сопровождении документов, оформленных в ФГИС «Меркурий», в тестовом режиме. А с 1 декабря перемещение и приём продукции в Кировской области планируется осуществлять только при наличии электронных ветеринарных сопроводительных документов.

Можно ли обойтись без сертификата?

Как отмечают в Управлении ветеринарии, отсутствие электронного сертификата будет означать ограничение доступа продукции в торговые сети региона и за его пределами. Поэтому необходимо внедрять электронные сертификаты: получить доступ во ФГИС «Меркурий», обучить персонал работе в системе, оборудовать рабочие места компьютером с выходом в Интернет, интегрировать учётную систему предприятия в ФГИС «Меркурий».

По вопросам, связанным с электронной ветеринарной сертификацией, можно обращаться в районные ветеринарные станции по борьбе с болезнями животных.

О подготовке к переходу на сертифицирование продукции в электронном виде рассказал сегодня на пресс-конференции в Правительстве области начальник управления ветеринарии по Кировской области Сергей Чучалин.

В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2018 года вводится обязательная электронная ветеринарная сертификация на товары, подлежащие ветеринарному контролю.

– Это означает, что бумажных бланков, к которым все привыкли, не будет, ветеринарные сопроводительные документы будут оформляться только в электронном виде с использованием Федеральной государственной системы «Меркурий», разработчиком и оператором которой является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, – рассказал Сергей Чучалин.

Кроме того, расширен перечень продукции, на которую с 1 января 2018 года необходимо оформлять ветеринарные сопроводительные документы. В перечень внесены: готовая молочная продукция, готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, рыбы, макаронные изделия с мясной или рыбной начинкой, супы и бульоны готовые и многие другие товары, содержащие продукцию животного происхождения.

– Электронная ветеринарная сертификация на основе ФГИС «Меркурий» обеспечивает внедрение национальной системы прослеживаемости продукции животного происхождения «от поля до тарелки» и предоставляет возможность поиска и отзыва из оборота опасной и некачественной продукции, – отметил начальник областного управления ветеринарии.

Добавим, что ветеринарные сопроводительные документы в ФГИС «Меркурий» могут оформлять не только специалисты государственной ветеринарной службы, но и аттестованные специалисты в области ветеринарии, представители компаний и индивидуальные предприниматели.

При поступлении продукции не только на предприятия по переработке или на оптово-розничные базы, но и в магазины розничной торговли, в сеть общественного питания (кафе, столовые и др.), в школы, детские сады, больницы на неё должен быть оформлен электронный ветеринарный сопроводительный документ и погашен уполномоченным лицом.

Как сообщила государственный инспектор отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике Наталья Чиркова, в настоящее время для получения доступа и регистрации в ФГИС «Меркурий» в управление обратилось около 400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это менее 10% от общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации животноводческой продукции.

– Настоятельно рекомендуем всем хозяйствующим субъектам, занятым оборотом (переработкой, транспортировкой, хранением, реализацией, закупом) продукции животного происхождения, в ближайшие 2-3 месяца получить логин и пароль для доступа в ФГИС «Меркурий», – подчеркнула Наталья Чиркова.

По словам Сергея Чучалина, для перехода предприятий молочной и мясной отраслей Кировской области к обязательной электронной сертификации управлением ветеринарии совместно с региональным министерством сельского хозяйства и продовольствия разработан план мероприятий. Он предусматривает переход на электронную ветеринарную сертификацию от производителя до перерабатывающего предприятия и электронную ветеринарную сертификацию при переработке и перемещении продукции.

– Планируется с 1 октября текущего года начать перемещение и приём продукции в сопровождении документов, оформленных в ФГИС «Меркурий», в тестовом режиме. А с 1 декабря перемещение и приём продукции в Кировской области планируется осуществлять только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в ФГИС «Меркурий», – рассказал начальник управления ветеринарии.

Для того, чтобы предупредить с 1 января 2018 года ограничение доступа животноводческой продукции в торговые сети региона и за его пределы, руководители предприятий и учреждений, занимающихся оборотом сельхозпродукции, должны предпринять исчерпывающие меры по внедрению электронной ветеринарной сертификации: получить доступ в ФГИС «Меркурий», обучить персонал работе в системе, оборудовать рабочие места компьютером и выходом в Интернет, учётную систему предприятия интегрировать с ФГИС «Меркурий» через универсальный шлюз.

По вопросам, связанным с электронной ветеринарной сертификацией, можно обращаться в районные ветеринарные станции по борьбе с болезнями животных. Координаты подведомственных управлению ветеринарии Кировской области учреждений находятся на официальном сайте.


Пресс-центр Правительства Кировской области

Заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов

Вниманию сотрудников
органов государственной власти
в сфере ветеринарии
и участников производства и оборота
продукции животного происхождения

Уважаемые дамы и господа, коллеги,

Сообщаю вам, что Минсельхоз России с участием Россельхознадзора, в связи со скорым рассмотрением в рамках законотворческого процесса изменений в ФЗ «О ветеринарии», которое направлено на нормативное урегулирование вопросов, связанных с проведением ветеринарной сертификации и связанных с нею процедур, начал новый этап работы по подготовке нормативных актов, регламентирующих эти процессы.

Начата эта работа именно сейчас потому, что эти акты до принятия данных изменений в ФЗ «О ветеринарии» создать было не возможно, хотя подходы к решению накопившихся проблем и технологические решения, которые планируется в этих актах закрепить, мы с вами уже обсуждали. В частности, когда шла подготовка новой редакции правил ветсертификации, которая завершилась принятием их новой версии, разочаровавшей многих из вас и вызвавшей чувство неудовлетворенности у нас.

Для этой цели создана рабочая группа под руководством заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Петрикова.

В целях своевременного учета возможных замечаний профессионального (ветеринарного) сообщества, участников производства и оборота продукции животного происхождения и животных, следуя уже сложившейся традиции, мы будем публиковать на этом сайте рабочие версии нормативных документов в процессе работы над ними. Мы будем ожидать ваших откликов и предложений.

Для того чтобы вам было легче ориентироваться в логике того, что мы пытаемся сделать, хотел бы обратить ваше внимание на то, что все документы, с проектами которых мы предлагаем вам ознакомиться, составляют единый пакет. Что они связаны между собой и только весь пакет (а не отдельный входящий в него документ) может решить те проблемы, о решении которых мы говорили с вами ранее. Соответственно и смысл этих нормативных актов становится понятным только если их рассматривать вместе.

Что же входит в данный пакет?

Прежде всего, в него входят сами Правила ветеринарной сертификации с дополнениями и изменениями.

Правила обеспечения идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы