28.03.2024

Основные требования предъявляемые к рекламе. Правовые основы рекламной деятельности


Предметом регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 ФЗ-38 «О рекламе» (далее Закон) являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Федеральный закон «О рекламе» распространяется на граждан Российской Федерации и российские юридические лица. Кроме того, Закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства - индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих рекламу на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О рекламе» применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.

Так, например, рекламодатель, находящийся на территории иностранного государства, поручил рекламопроизводителю изготовить рекламный ролик, размещенный впоследствии на территории Российской Федерации. Если данная реклама после распространения на территории Российской Федерации будет признана ненадлежащей по российскому законодательству, то ответственность за ненадлежащую рекламу субъектов рекламной деятельности (в том числе рекламодателя и рекламопроизводителя, действовавших на территории иностранного государства) наступает в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» Эркенова Ф. Законодательство о рекламе: обретения и просчеты // Реклама.- М., 2009. .

Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с производством, размещением и распространением политической рекламы.

Порядок распространения политической рекламы частично регулируется законодательством о выборах, инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления Мамонова Е. А. Правовое регулирование рекламы. - М., 2010..

Недобросовестная реклама наделена четырьмя признаками (ч. 2 ст. 5). При наличии хотя бы одного из них реклама относится к недобросовестной. Особый интерес представляет признак, который прямо увязывает рекламное законодательство с законодательством о конкуренции. Недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Таким образом, недобросовестная реклама и недобросовестная конкуренция как правонарушения по-своему юридическому наполнению полностью совпадают. Следовательно, субъектам рекламной деятельности, прежде чем выпускать в свет ту или иную рекламу, надлежит убедиться, что закладываемая в нее информация не является отражением недобросовестной конкуренции, происходящей на товарном и иных рынках.

Перечень недостоверной рекламы более внушителен, в него входит 20 конкретных признаков (ч. 3 ст. 5). Недостоверной признается, например, реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами; о любых характеристиках товара; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара; о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций; об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград; о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

Кроме перечня недобросовестной и недостоверной рекламы ст. 5 Закона «О рекламе» содержит комплекс запретов, касающихся содержания рекламы, ее сюжета и направленности. Например, такие как, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий; призывать к насилию и жестокости; в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе и другие.

Данный перечень обеспечивает первоочередную цель Закона «О рекламе»: реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе, пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Нормальное развитие рыночных отношений, конкуренции невозможно без рекламы как важнейшего способа продвижения на рынке товаров, работ, услуг. Реклама является обязательным элементом рыночной экономики, она формирует у потенциальных получателей и потребителей результатов предпринимательской деятельности (потребителей рекламы) представление о конкретных юридических и физических лицах - субъектах этой деятельности, о наличии на рынке доступных товаров, инициирует спрос на них.

Государство, предоставляя хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, не может дистанцироваться от правового регулирования рекламного рынка, поскольку это может сказаться серьезными негативными последствиями, как для рыночных отношений, так и для общества в целом. Без нормального правового регулирования рекламы и рекламной деятельности, без четкого разграничения прав и обязанностей лиц, ее осуществляющих, невозможно и ее нормальное функционирование. Именно в этом и заключается актуальность выбранной темы.

Следует подчеркнуть, что в данной работе реклама рассматривается именно с точки зрения комплексного правового явления, позволяющего определить ее задачи и значение в правовом регулировании предпринимательской и иных видовдеятельности.

Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от «О рекламе» 13.03.2006 №38-ФЗ (ред.от 28.07.2012 с изменениями вступившими в силу с 01.01.2013) (далее - Закон о рекламе). Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

Реклама - это один из видов информации, поэтому не случайно действующий Закон о рекламе термины «реклама» и «рекламная информация» использует как синонимы. Вместе с тем, рекламу от других видов информации отличает ряд признаков, которые должны присутствовать в совокупности.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. (Ст. 3 Федерального закона «О рекламе»)

Исходя из данного легального определения, реклама может распространяться в устной или письменной форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения рекламной информации применяются средства массового распространения, транспортные средства, средства стационарного территориального размещения (стенды, световые табло) и др. Целями распространения рекламы являются формирование и поддержание интереса к ней, что ведет к возникновению повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.

) в зависимости от вида рекламируемого товара выделяют рек ламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения, наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, иных видов товаров;

З) в зависимости от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских по селениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

) в зависимости от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:

политическую рекламу - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;

) в зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной несовершеннолетним.

Приведенная классификация имеет теоретическое и практическое значение. В законодательстве о рекламе содержатся специальные требования, предъявляемые к рекламе различных видов, и нормы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).

В первую очередь к субъектам рекламных отношений необходимо отнести непосредственных участников рекламной деятельности. По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламной деятельности: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Отношения, возникающие между субъектами при производстве, размещении и распространении рекламы, регулируются Законом о рекламе и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции рекламного бизнеса представляется весьма сомнительной.

Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего распространения рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам исполнительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуществления предусмотренных Законом о рекламе полномочий.

Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставить документальные подтверждения достоверности рекламной информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подле жит лицензированию.

Рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе. Если рекламодатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие указанного Закона о рекламе не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Феде рации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Закон о рекламе называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т. е. о юридических или физических лицах, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд.

распространяемой с помощью специальных средств - радио- и телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях;

распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях, т. е. наружной рекламе;

отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского на значения, медицинской техники; оружия;

отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др.;

представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальной рекламе).

Реклама должна быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления независимо от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. достижению этой цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительно го сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы».

Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. В качестве исключения предусмотрено, что данное положение не распространяется на радиовещание, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

Реклама не должна быть опасной, т. е. не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст. 20 Закона о рекламе. В частности, при производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.

Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах (с 1 января 1996 г. в соответствии со ст. 33 Закона о рекламе). Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона о рекламе).

В частности, распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:

Помимо обязанностей добросовестности и достоверности реклама также должна соответствовать иным требованиям ФЗ «О рекламе», иначе она будет признана ненадлежащей.

1. Ряд требований связан с критикой, которой иногда подвергается рекламная информация, касающаяся демонстрации вредных привычек, аморального поведения и других негативных явлений.

Также закон в пп. 4 п. 4 ст. 5 запрещает формирование негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждение таких лиц в рекламе . Данную норму можно назвать производной от ст. 6 ФЗ «О рекламе» 1995 года, в которой запрещалось дискредитировать физических и юридических лиц, не пользующихся рекламируемым товаром.

Негативные реакции населения на демонстрацию вредных привычек в рекламе нашли свое закрепление в пп. 4 п. 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе»: запрещена демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Данное положение соотноситься со специальными нормами ФЗ «О рекламе» - ст. 21-23.

Здесь же можно отметить, что законодатель предупреждает вмешательство в рекламные отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления либо их должностных лиц, не допуская в рекламе одобрения с их стороны рекламируемого объекта (пп. 2 п. 5)

Данный запрет является абсолютно справедливым, поскольку поддерживает определенный статус государственных и муниципальных структур, тем не менее, многочисленная судебная практика свидетельствует о частом нарушении данной нормы.

В этой связи можно привести пример рекламы АКБ «Абсолют Банк», в которой указывалось, что этот банк вошел в число 28 кредитных организаций, получающих поддержку Минфина. В рекламе кваса «Першинъ» содержалось указание на то, что этот квас получил диплом Министерства сельского хозяйства на 15-й выставке «Продэкспо-2008» в номинации «Гран-при за лучший квас России». Упоминание о дипломе было истолковано ФАС как указание на одобрение данного напитка Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

При этом следует отметить, что и в том и в другом случае информация была достоверной, правонарушающим было именно указание на поддержку органа государственной власти.

Во-первых, касаемо иностранного языка, п. 11 ст. 5 Закона «О рекламе» ограничивает его, защищая соблюдение требований законодательства РФ о государственном языке. ФЗ от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» 18 определяет, что государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности, а также в рекламе (п. 2, 10 ч. 1 ст. 3). В случае использования иностранного языка в данных сферах тексты на иностранном языке должны быть идентично предоставлены и на русском языке (ч. 2 ст. 3). Указанные требования не распространяются на фирменные наименования и зарегистрированные товарные знаки (ч. 3 ст. 3).

В силу данной статьи, суд признал правомерным привлечение к административной ответственности, поскольку рекламораспространитель ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск» разместил рекламу ресторана ООО «Тадж Махал», изготовленную на английском языке, без перевода на русский язык.

Таким образом, из закона вытекает, что не допускается использовать только те иностранные слова и выражения, которые могут привести к «искажению смысла информации». В соответствии с этим, если иностранные слова и выражения не искажают смысла, то они допустимы в российской рекламе. Однако, при этом неясно, как определить, искажен ли смысл рекламируемой информации. Законодатель относит решение данных вопросов на усмотрение правоприменителя - экспертных советов ФАС.

Во-вторых, по отношению ко всей рекламной лексике, в ФЗ «О рекламе» предусмотрен запрет на использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в основе которых могут лежать национальные, профессиональные, социальные, возрастные, религиозные и иные различия . (п. 6 ст. 5)

Отнесение рекламы в разряд нарушающих данное требование является процессом достаточно сложным. Это объясняется тем, что некоторые рекламодатели завуалируют рекламу созвучными словами и выражениями или используют образы, явно не нарушающие данный запрет, но вызывающие резонанс в обществе. Более того, часто рекламодатели используют молодежные просторечия типа: «не тормози», «обалдеть», что допустимо данной статьей, однако часто выражения выходят за рамки дозволенного, но при этом эти рамки законом, естественно, не определены. В итоге, при квалификации данных нарушений ФАС поставлена в затруднительное положение.

3. Во избежание вредного воздействия рекламы не несведущих людей пп. 4 п. 5 ст. 5 рассматриваемого закона установлен запрет на использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работник, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Данный запрет корреспондирует ст. 24 Закона «О рекламе», определяющей правила рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, и ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Указанный запрет введен с тем основанием, что реклама с «людьми в белых халатах» стала очень популярна у рекламодателя, тем самым, обманным путем, привлекая, потребителей к продукции, не обладающей лечебными свойствами, и при этом ослабляя авторитет настоящих лекарств.

Пп. 6, запрещающий указания на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники , также направлен на ограничение возможности рекламодателя влиять на здоровье людей различными препаратами, вовсе не обладающими лечебными свойствами.

На практике данный запрет очень часто нарушается, так, например, в рекламе крема-геля «Эндокринол» указывалось, что он обладает лечебным эффектом и положительным влиянием на течение болезни щитовидной железы. Хотя согласно санитарно-эпидемиологическому заключению указанный крем-гель является средством парфюмерно-косметического назначения.

4. В целях охраны жизни и здоровья граждан, рекламе запрещено иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (п. 3 ч. 4 ст. 5). В соответствии с этим специальные требования к наружной рекламе продолжают данную норму и устанавливают, что распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. (п. 3 ст. 19)

Следует указать, что законодательство субъектов РФ также выдвигает свои требования, касающиеся наружной рекламы. Постановление Правительства Москвы от 21.11.2006 №908-ПП (ред. от 10.08.2010) «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и Регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме «одного окна» 23 закрепляет, что: объекты наружной рекламы и информации устанавливают с учетом проектов организации дорожного движения и расположения технических средств организации дорожного движения.

Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации не допускается на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения; над проезжей частью дорог и улиц.

При выполнении работ по монтажу и обслуживанию объектов наружной рекламы и информации должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения в местах производства работ.

  • 5. Установлено в законе и требование по отношению к стоимостным показателям. Т.к. в соответствии с (ст. 75 Конституции РФ и ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 24 » денежной единицей в России является рубль, то во исполнение данного положения и защиты национальной валюты п. 7.1 ФЗ «О рекламе» указывает, что стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости - в иностранной валюте.
  • 6. Пункт 9 ст. 5 содержит определение скрытой (сублимальной) рекламы и запрещает ее распространение. Сублимальное восприятие - это восприятие на уровне подсознания.

Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Данная норма корреспондирует абз. 2 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», запрещающему использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах и др. скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Европейская конвенция о трансграничном телевидении, также не допускает рекламу, воздействующую на подсознание человека.

Основной признак скрытой рекламы - неосознаваемое восприятие человеком дополнительной информации, которая может быть выражена совершено различными способами. Статья не содержит исчерпывающего перечня данных способов, вследствие чего можно сделать вывод, что сюда применимы все возможности подсознательного влияния.

К скрытой рекламе можно отнести, так называемый, 25 кадр. 25 кадр вставляется в любое аудиовизуальное произведение. Т.к. обычно в кино кадры сменяются со скоростью 24 в секунду, то 25 кадр остается невидимым и воспринимается на иррациональном уровне, что позволяет рекламодателю разместить в нем иную, в основном запрещенную, рекламу.

Также сюда можно отнести популярную маркетинговую технологию Product Placement («продакт-плейсмент») - это рекламный приём, заключающийся в том, что реквизит в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах или книгах имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, или упоминается о его хорошем качестве.

В печатном издании тоже возможно разместить скрытую рекламу. Например, путем выделения части текста особым шрифтом, из которого складывается самостоятельное сообщение.

Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В связи с этим в ФЗ «О рекламе» содержится нормы, охраняющие интересы несовершеннолетних.

Согласно п. 10 ст. 5 ФЗ не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также школьных тетрадях.

Запрещено также побуждение несовершеннолетних к убеждению родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, а также создание искаженного представления о доступности товара для семьи.

Существует запрет на рекламу, которая создает у несовершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками, а у не обладающих данным товаром формирует комплекс неполноценности (п. 4,5 ст. 6).

Примером может служить фразы типа «стань лучше вместе с нами», «ты вырастишь быстрее» и т.п.

П. 6 ст. 6 запрещает показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, что оберегает психику данной группы населения, а также предотвращает случаи, когда несовершеннолетние, вследствие своей неосознанности, сами стремятся воплотить в жизнь эти ситуации.

Запрещается преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен (п. 7 ст. 6). Для выполнения этого требования необходимо, чтобы на маркировке товара или в листе-вкладыше было указано, для какой возрастной группы предназначен тот или иной товар.

Формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней привлекательностью также запрещен законом (п. 8 ст. 6). Однако, нарушение данного запрета часто встречается в рекламах косметических средств.

Охрана прав несовершеннолетних в рекламе встречается и в других нормах рассматриваемого закона: ст. 21 запрещает рекламе алкогольной продукции обращаться и использовать образы несовершеннолетних, схожие положения имеют нормы реклам пивной продукции (ст. 22), табака (ст. 23), лекарственных средств (ст. 24) и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы, охраняющие права несовершеннолетних, пронизывают весь ФЗ «О рекламе», однако на практике мы часто сталкиваемся с нарушениями этих запретов, что негативно отражается на развитии лиц, не достигших совершеннолетия.

Устанавливая различные требования к рекламе, законодатель предписывает, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. (п. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Регламентировав общие требования, законодатель оформил рамки допустимой рекламы. При этом существует некоторые виды товаров, реклама которых не допускается в принципе. Среди них товары, производство и реализация которых запрещена в РФ; наркотические и психотропные вещества; взрывчатые вещества, за исключением пиротехники; органы и ткани человека в качестве объекта купли-продажи; товары, подлежащие государственной регистрации, обязательной сертификации или лицензии, в случае их отсутствия. Данный перечень закрепляется в ст. 7 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, существующее многообразие требований к рекламе показывает, что данные правоотношения, активно развиваясь, постоянно создают новые основания для ограничения действий рекламодателя и рекламораспространителя в различных сферах рекламы.

Требования установил Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Требования предъявляемые к рекламе услуг

  • распространяют любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
  • адресуют неопределенному кругу лиц и
  • направляют для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.

Требование 1. Нельзя распространять недобросовестную рекламу

Так, недобросовестной рекламой признают некорректное сравнение своей услуги с услугой конкретного конкурента (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе). Нельзя сравнивать собственные услуги с услугами конкурентов по несопоставимым критериям , а также нельзя проводить неполное сравнение, поскольку это:

  • искажает представление о рекламируемой услуге и
  • не позволяет объективно оценить ее свойства.

На это указал Пленум ВАС РФ в абзаце 3 пункта 9 постановления от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»».

Рекламодатель разместил свой рекламный щит далеко от своего заведения, но рядом с заведением своего конкурента. Фраза на рекламном щите обыгрывала продукцию рекламодателя и его конкурента (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2013 г. по делу № А66-7255/2012).

Требование 2. Нельзя распространять недостоверную рекламу

Так, недостоверной рекламой будет информация о превосходстве своей услуги над другими, когда это не соответствует действительности (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе). Рекламодатель распространяет недостоверную рекламу, когда бездоказательно называет качество услуги в превосходной степени – «№ 1», «лучший», «самый», «только», «абсолютный», «единый», «единственный».

Реклама должна отвечать критериям достоверности, чтобы у потребителя было истинное представление об услуге, ее качестве, потребительских свойствах. Если реклама не сопровождается подтверждением, то она будет считаться недостоверной (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»).

Поэтому можно называть качества услуги в превосходной степени, но только когда у вас есть подтверждение этому. Например, привести в рекламе результаты авторитетного исследования или официальные статистические данные. При этом рекламодатель должен быть готов доказать превосходство услуги суду или антимонопольному органу.

Пример: Верховный суд РФ признал законным решение ФАС России привлечь рекламодателя к ответственности за недостоверное превосходство в рекламе

Требование 3. Нельзя распространять запрещенную рекламу

1) побуждает к совершению противоправных действий;

2) призывает к насилию и жестокости;

3) похожа на дорожные знаки (или иным образом угрожает безопасности движения транспорта);

4) формирует негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемыми услугами;

5) содержит:

  • информацию порнографического характера;
  • иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;
  • одобрение органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • демонстрацию курения и потребления алкоголя;
  • образы медицинских и фармацевтических работников, за несколькими исключениями (например, их можно использовать в рекламе медуслуг);
  • указание на лечебные свойства объекта рекламирования, который не является лекарством или медицинской услугой;
  • бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (например, в отношении пола, расы, национальности, профессии, возраста);
  • цену только в иностранной валюте, без показателей в рублях;
  • нарушение требований любых иных законов РФ;
  • нарушение требований закона по защите несовершеннолетних в рекламе (ст. 6 Закона о рекламе).

Помимо этого запрещено размещать:

  • рекламу товаров и услуг, которые нельзя рекламировать (ст. 7 Закона о рекламе);
  • рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации об услуге;
  • скрытую рекламу в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции.

Все эти правила установили части 4– 11 статьи 5 и статьи 6– 7 Закона о рекламе.

Требование 4. Соблюдать особенности различных способов распространения рекламы

1) в телепрограммах и телепередачах (ст. 14);

2) в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15);

3) в периодических печатных изданиях (ст. 16);

4) при кино- и видеообслуживании (ст. 17).

Видеообслуживание – комплекс мероприятий, связанный со съемкой, монтажом, обработкой и прочими действиями в отношении видеоконтента.

Исполнитель услуг (заказчик рекламы) по определению не может нарушить требования закона, которые установили эти статьи, поскольку рекламораспространитель в этом случае – телеканал, радиостанция, журнал и т. д. Они следят за тем, чтобы не нарушать эти положения.

  • прерывать рекламой религиозную передачу (ч. 3 ст. 15) или
  • выпускать рекламу в день траура (ч. 13 ст. 15).

Требования закона нужно соблюдать тогда, когда исполнитель услуг сам распространяет свою рекламу, то есть выступает не только как рекламодатель, но и как рекламораспространитель. Так, Закон о рекламе установил дополнительные требования к рекламе, которую распространяют:

1) по сетям электросвязи (ст. 18).

Например, нельзя рассылать SMS и письма без согласия получателей.

  • доказать, что абонент или адресат дали свое согласие;
  • немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, которое обратилось к нему с таким требованием.

Такие правила установила часть 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Перед тем как направлять сообщения рекламного характера адресату, нужно убедиться в достоверности номера телефона – принадлежит ли он лицу, который давал этот номер. Есть пример, когда суд подтвердил, что антимонопольный орган законно оштрафовал на 100 тыс. руб. организацию, которая рассылала сообщения гражданину К. Дело в том, что один из клиентов организации дал в качестве своего телефона номер К., а сотрудники организации не проверили принадлежность телефонного номера именно своему клиенту (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. по делу № А40-114200/12-122-633). Такой же логикой суд будет руководствоваться и в случае рекламной рассылки;

Нельзя без разрешения устанавливать наружную рекламу.

Разрешение выдают органы местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Региональные органы власти издают нормативные документы, которые регулируют выдачу разрешения.

За разрешение нужно заплатить госпошлину;

3) на транспортных средствах и с их использованием (ст. 20).

В частности, закон запрещает организации или предпринимателю:

  • распространять звуковую рекламу с использованием транспорта;
  • использовать транспорт исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций;
  • размещать рекламу на транспорте для перевозки опасных грузов.

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы