23.03.2024

Подборка игр и упражнений на тему «Птицы. Электронная дидактическая игра «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на тему птицы старшая группа


Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

· Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.

· Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

· Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

· Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

· Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

· Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.

· Беседы с детьми о птицах.

· Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

· Разгадывание загадок о птицах.

· Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?».

· Конструирование из коробок «Кормушки».

· Заучивание стихотворений: « «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто.

· Чтение произведений: «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина.

Материалы:

Презентация «Перелетные птицы»

Энциклопедия «Птицы».

Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что на участке стало меньше птиц? Куда они подевались? (ответы детей).

А почему от нас улетают птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

Назовите зимующих птиц (ответы детей). А теперь перелетных(ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Описание игры.

На доске расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На доске расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц. Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать? Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм. Физкультминутка “Журавли учатся летать”

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу),
Шла серая по крутому (переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого (загибают указательный палец.)
С целью активизации глагольного словаря ребенка, проводится в игра
«Как птица подает голос»:
Ласточка – щебечет
Грач кричит «гра»
Соловей – заливается
Кукушка - кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
Закрепляем умение образовывать существительные множественного числа.
ласточка – ласточки
жаворонок – жаворонки
кукушка – кукушки
журавль – журавли
грач – грачи
стриж - стрижи
соловей - соловьи
аист - аисты
цапля - цапли
утка - утки
скворец - скворцы


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

Игра “Чей, чья, чье?”
Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.
Итог . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Консультация для родителей

Задание 1.

Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;;

Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят пере­летные птицы;

Учить бережному отношению к живой природе;

Вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

По возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).

У грача - грачата, у скворца - .... У грача - грачонок, у журавля - ... .

Задание 6. Составить описательные рассказы о перелетных птицах.

Грач - это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?».
  • Конструирование из коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: « «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто.
  • Чтение произведений: «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина.

Материалы:

Презентация «Перелетные птицы»

Энциклопедия «Птицы».

Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что на участке стало меньше птиц? Куда они подевались? (ответы детей).

А почему от нас улетают птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

Назовите зимующих птиц (ответы детей). А теперь перелетных(ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Описание игры.

На доске расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

Как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На доске расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц. Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать? Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм. Физкультминутка “Журавли учатся летать”
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.
Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу),
Шла серая по крутому (переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого (загибают указательный палец.)
С целью активизации глагольного словаря ребенка, проводится в игра
«Как птица подает голос»:
Ласточка – щебечет
Грач кричит «гра»
Соловей – заливается
Кукушка - кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
Поиграем в игру «Один – много». Закрепляем умение образовывать существительные множественного числа.
ласточка – ласточки
жаворонок – жаворонки
кукушка – кукушки
журавль – журавли
грач – грачи
стриж - стрижи
соловей - соловьи
аист - аисты
цапля - цапли
утка - утки
скворец - скворцы
Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).

Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

Игра “Чей, чья, чье?”
Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.
Итог . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Консультация для родителей «Как, в какой форме рассказать ребенку о птицах».

Задание 1.

Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;;

Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы;

Учить бережному отношению к живой природе;

Вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

По возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж.

Задание 3. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.)

Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).

У грача - грачата, у скворца - .... У грача - грачонок, у журавля - ... .

Задание 6. Составить описательные рассказы о перелетных птицах.

Грач - это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.


Картотека

дидактических игр по теме «Птицы»

для детей среднего дошкольного возраста.

Составила:

воспитатель ГБОУ СОШ№10 СПДС «Алёнушка»

Будак Татьяна Михайловна

«Где какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.

«Кто из птиц лишний»

Цель : упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры : педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

«Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

«Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

« Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

«Узнай птицу по силуэту»


Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.


Ход игры : детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

«Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

«В мире птиц»

Цель : закрепить знание детей о птицах.

Ход игры : На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель : закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры.

На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

«Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /

Ход игры.

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

«Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Ход игры.

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

«Что лишнее»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование : карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :

Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок) . Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки) . Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки) . После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

«Скажи ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Ход игры :

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

«Четвёртый лишний»

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Ход игры :

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Ворона, скворец, синица, галка

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь и т.д.

«Кого не стало»

Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже

Ход игры :

На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.

Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн.числа

Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы -…
Гуси -…
Утки -…
Грачи -…
Соловьи -…, (лебеди, кукушки, жаворонки)

    Д/и «Кто лишний?»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка,
птенец.

Скворец, соловей, грач , голубь.

Курица, журавль, лебедь, кукушка.

    Д/и «Исправь ошибку»

Цель: формирование умения устанавливать правильную последовательность слов в предложении
Червяк клевал скворца.
Песня спела соловья.
Мохнатая гусеница съела кукушку.

    Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»

Цель: формирование умения называть перелетных птиц

    Д/и «Кто за кем летит?»

Цель: упражнять детей в употреблении предлога «За»

Грач - трясогузка – жаворонок – скворец – болотные птицы – кукушка – ласточка – соловей.

    Д/и «Чья семья?»

У грача - грачиная семья.

У скворца … скворчиная.

У гуся … гусиная.

У утки … утиная.

У журавля … журавлиная.

У лебедя … лебединая.

    Д/и «Что умеют делать птицы?»

Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий

Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).

    Д/и «Один - много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И.п. и Р.падежах.
Грач - грачи - грачей,
птица - птицы - птиц,
стриж - стрижи - стрижей,
аист - аисты - аистов,
жаворонок - жаворонки - жаворонков,
скворец - скворцы - скворцов,
трясогузка - трясогузки - трясогузок,
журавль - журавли - журавлей,
гусь - гуси - гусей,
утка - утки - уток,
селезень - селезни - селезней,
ласточка - ласточки - ласточек,
соловей - соловьи - соловьев,
лебедь - лебеди - лебедей,
кукушка - кукушки - кукушек,
гнездо - гнезда - гнезд,
яйцо - яйца - яиц,
птенец - птенцы - птенцов.

    Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»

Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные

Перья журавля (чьи?) – журавлинные.

Перья грача (чьи?) - …

Крылья лебедя (чьи?) - …

Крылья дикой утки (чьи?) - …

    Д/и «Называй и сосчитай»

Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.

Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.

    Д/и «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) - нет лебедя, утки…

Нет (кого?) - нет лебедей, уток и т.д и т.п.

    Д/и «Назови одним словом»

Цель: формирование умения образовывать сложные слова

У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).

У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).

У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).

У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).

У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).

У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).

    Д/и «Нелепицы»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.

Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Птенцы высиживают яйца.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

    Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в образовании антонимов

Аист большой, а соловей …,

Кукушка сидит высоко, а ласточка …,

Лебедь белый, а грач …,

У журавля широкие крылья, а у ласточки …,

У лебедя длинная шея, а у скворца …,

Жаворонок живет в поле, а цапля …

    Д/и « Расскажи о птице».

Цель: развитие связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы» , набор графических схем.

Например :

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

    Д/и «Подбери нужный предлог»

Цель: формирование умения у детей подбирать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

    Д/и «Что это за птица?»

Цель: формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры . Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.

    Д/и «Назови птенцов»

Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе

Грач - грачонок - грачата,
аист - аистенок - аистята,
стриж - стриженок - стрижата,
журавль - журавленок - журавлята,
кукушка - кукушонок - кукушата,
лебедь - лебеденок - лебедята,
скворец - скворчонок - скворчата,
утка - утенок - утята,
гусь - гусенок - гусята.

20. Д/и «Скажи, какая стая?»

Цель: образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей - лебединый, караван журавлей - ... , стая уток - ... , ... грачей - ... , ... соловьев - ... .

    Д/и «Подбери слово»

цель: формирование умения называть слова - родственники

Это кто?

Дети: грач

А кто его птенец?

Грачонок

А кто его мама?

Грачиха

Крыло чье? (показ по картинке)

Грачиное

Как называются места, где скопление грачиных гнезд?

Грачевники

    Д/и «Отгадайте»

Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме

Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач).
- На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля).
- Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
- Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка).
- Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел).
- Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос.

Ласточка – щебечет,

Гусь – гогочет,

Утка – крякает,

Кукушка – кукует,

Журавль – курлычит,

Соловей – свистит.

    Д/и «Угадай и назови»

Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Выполнение налепа «Птицы на ветке».
  • Конструирование из кефирных коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.
  • Костюм фотоохотника.
  • Картонные медали «Друзья птиц».
  • Энциклопедия «Птицы».
  • Фотоснимки «Птицы».
  • Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход НОД

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Раздается стук в дверь. Входит фотоохотник с фоторужьем.

Фотоохотник: Здравствуйте! Я правильно пришел туда, где ребята считают себя друзьями птиц?

Воспитатель: А Вы кто? И почему у Вас ружье?

Фотоохотник: Это фоторужье. При помощи его я наблюдаю за птицами, животными, растениями и фотографирую интересные моменты из их жизни.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто это?

Дети: Фотоохотник!

Фотоохотник: Ребята, а вы много знаете о жизни птиц?

Фотоохотник: Давайте это проверим. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «В мире птиц».

Проводится игра на интерактивной доске «В мире птиц».

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

По окончании игры фотоохотник хвалит детей и вручает им медали «Друзья птиц».

Воспитатель: Фотоохотник, а сейчас мы тебя приглашаем поиграть.

Проводится физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате,
За метелью, за метелью! взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Дорогой, фотоохотник, ты наверное устал. Присядь, отдохни. Ребята хотят кое-чем порадовать тебя. Они не такие хорошие фотографы, как ты, но зато очень любят рисовать. Сейчас они нарисуют для тебя своих любимых птиц.

Дети рисуют цветными карандашами на тему «Моя любимая птица». Выполненные рисунки дарят фотоохотнику.

Фотоохотник беседует с детьми по вопросам:

  • Почему ты нарисовал эту птицу?
  • Где ты ее встречал?
  • Что ты о ней знаешь?
  • Что хочешь о ней узнать? (Ответы детей.)

Фотоохотник: А я на прощание хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые я наблюдал, и энциклопедию «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, фотоохотник, тебе за твои фотографии. Мы с удовольствием будем их рассматривать и ждать новых.

Фотоохотник прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Воспитатель: А новые знания мы получим из той книги, которую подарил нам фотоохотник.

Список используемой литературы:

  1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
  2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
  3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
  4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы