15.08.2021

Чем управляет машинист. Обучение на машиниста поезда дальнего следования


Машинист поезда – востребованная сегодня профессия. Профессиональная деятельность машиниста поезда связана с управлением железнодорожным транспортом. Это главный человек в локомотиве. В его команде всегда находится помощник, на которого возложены обязанности по обеспечению менее квалифицированных функций, связанных с поверхностной проверкой локомотива и его управлением.

В период, когда поезда только начали появляться, в команду входил еще кочегар/дизелист. Первый обеспечивал поддержку горения топлива в котлах. На плечи второго возлагались обязанности по наблюдению за работоспособностью дизельных систем.

История профессии машинист поезда

История профессии машинист поезда началась в момент, когда был создан первый поезд и проложена рельсовая железная дорога. Тогда жестко встал вопрос, связанный с необходимостью управления столь сложной техникой. Для обеспечения поездки требовались соответствующие знания, навыки, высокая скорость реакции и стрессоустойчивость. Поэтому, прежде, чем сажать человека за управление локомотивом, нужно было обеспечить его подготовку.

В Российской Империи первый машинист появился в 1834 году, спустя 30 лет после того, как возникла эта профессия. Позже прошли подготовку многие другие люди, которые первоначально водили поезд, состоящий из четырех вагонов, по Царскосельской железной дороге.

В те времена средняя скорость поездов составляла 32,8 километров в час, но к 1860-ому году она возросла до 42,7 километров в час. Тогда основным маршрутом, по которому перевозились грузы и пассажиры, являлся путь Санкт-Петербург – Москва.

В Советском Союзе машинисты стали особенно востребованными. Производство по всей стране росло огромным темпами, создавались все новые и новые поезда для транспортировки грузов, на которых должны были работать люди. Подобная тенденция сохраняется и сегодня.

Профессия машинист поезда - плюсы и минусы

В точности также, как и любая другая профессия, у работы машинистом есть свои плюсы и минусы. К преимуществам следует отнести романтику и новые впечатления. Каждый человек любит бывать в ранее неизвестных для него местах. Рассматриваемая профессия это позволяет. Высокая и стабильная заработная плата. За безаварийную работу машинистам платят достаточно внушительные по своим размерам премии, что для многих будет приятным сюрпризом. Еще одно неоспоримое преимущество – это удовольствие от самого управления тяжелой и столь важной техникой.

Основной минус – это высокие нагрузки на здоровье. Машинист проводит за работой от 12 до 14 часов за смену. Долгое нахождение в замкнутом помещении. Иногда представители этой профессии не появляются дома по нескольку недель. Еще одним недостатком является узкая специализация. В том случае, если человек вдруг захочет переквалифицироваться, то ему придется изучать предмет его интереса с нуля.

Профессия машинист поезда востребованность

Профессия очень востребована Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть соответствующую статистику. Так, согласно исследованию, проведенному "Российской Газетой", несколько лет назад, профессия машиниста занимает лидирующие позиции в списке рабочих специальностей. Данные говорят, что на популярных интернет-порталах с работой присутствовало около 33 процентов запросов (от общего количества объявлений) от работодателей, которые искали машинистов.

Зарплата машиниста поезда

Теперь о заработной плате. Выше уже говорилось, что машинисты получают достаточно высокую и стабильную заработную плату. В среднем она начинается от 50 тысяч. В зависимости от важности маршрута и навыков специалиста она может достигать 100 тысяч рублей. И это без учета премиальных, которые иногда больше самой зарплаты. Это вполне достойная плата за достаточно тяжелую, и при этом ответственную работу, которая требует предельной внимательности и усидчивости.

Машинист поезда - обучение

Для того, чтобы получить доступ к управлению столь сложной техникой, как поезд, необходимо пройти обучение. В разных образовательных учреждениях оно длится и проходит по-разному. Как правило, оно проводится на основании общего образования. Правда, наличие высшего или специального образования будет большим преимуществом. Курс - более 6 месяцев. На протяжении него будущий специалист должен посещать занятия 5 дней в неделю и заниматься с 9 до 17 часов (без учета домашних заданий).

Работа машинистом поезда дальнего следования – одна из самых перспективных. Здесь неплохо платят, хорошо премируют. Как стать машинистом поезда дальнего следования? Давайте разбираться.

И вот, что стоит понять сразу. Работа эта исключительно мужская и непростая. В этой профессии не бывает самоучек, сюда не возьмут при наличии проблем со здоровьем.

И главное, эту профессию не освоить на курсах, ее можно получить только пройдя полноценное обучение. Хорошей же новостью является то, что обучение на машиниста поезда дальнего следования действительно дает максимум зарплатных возможностей в РЖД среди машинистов и полностью окупает все временные затраты.

Обучение машиниста поезда дальнего следования

Стать машинистом дальнего следования может тот, кто пройдет обучение в железнодорожном колледже, техникуме или институте. Только после того, как образование получено, можно устраиваться на работу в депо помощником машиниста.

При этом, чтобы начать карьеру и стать машинистом поезда дальнего следования раньше и не тратить время зря, тем более, что с профессией уже все точно решено, можно поступать и после 9 классов школы.

Выпускников 9 классов принимают на учебу железнодорожные техникумы и колледжи. Учащиеся изучают дисциплины: технические характеристики, правила движения локомотива на железной дороге, техника безопасности, слесарные работы, радиосвязь, устройства локомотива, электрику и прочие другие, этих знаний вполне достаточно, чтобы управлять поездом.

Обучение на машиниста поезда дальнего следования в вузе

Карьера машиниста пойдет быстрее, если будет диплом о высшем образовании. После техникума или 11 класса школы, можно поступить в институт путей сообщения. В вузах изучают те же дисциплины, что и в ссузах, только по углубленной программе. У выпускников вузов, пройдя успешное обучение, есть все привилегии для того, чтобы трудоустроиться в РЖД и работать машинистом поезда дальнего следования.

Как стать машинистом поезда дальнего следования при РЖД?

Еще есть возможность отучиться в специализированных учебных центрах при РЖД. В таких центрах проходят теорию, практику и по окончании курса подготовки, после успешно сданных экзаменов, выдают на руки сертификат с правом управления поездом. Но это не курсы обучения, а полноценная и довольно длительная подготовка.

Где и как отучиться на машиниста поезда дальнего следования вернее всего - сказать сложно. Каждый случай индивидуален. Явно же то, что те, кто успешно проходит все этапы подготовки, точно находят себе место среди сотрудников. Поездов множество и места в РЖД всегда есть.

Но пусть в профессию не так-то прост и не оканчивается обучением в учебном заведении. Когда на руках уже есть диплом об образовании, потребуется приступить к следующему этапу - к стажировке.

Стажер обычно работает под опекой опытного машиниста, у которого стаж работы не менее 3 лет. Стажироваться помощник машиниста будет минимум 3 месяца, а закончится практическое обучение только тогда, когда машинист будет видеть, что стажер готов к рейсам дальнего следования с пассажирами самостоятельно. Тогда он сможет управлять локомотивом и ему присваивается квалификация машиниста поезда.

Это не значит, что машинист поезда дальнего следования на этом заканчивает свое обучение. Теперь начинается его карьера. Дальше он проходит курс на повышение квалификации в профильных лицензированных учреждениях.

Всего у машинистов 3 уровня квалификации:

  • Первый уровень - 3 класс. Машинист должен проработать, управляя локомотивом без аварий в течение одного года.
  • Второй уровень - присвоение 2 класса. Машинист должен проработать в пригородных сообщениях, совершая перевозки пассажиров или грузов не меньше 2 лет, если есть диплом о высшем или средне-специальном образовании, то не меньше 1 года без аварий.
  • Наивысший уровень - присвоение 1 класса. После того как машинист получил 2 класс квалификации, он должен проработать не менее 2 лет без аварий, что касается дипломированных специалистов, то не менее одного года.

Каждый этап повышения категории сопровождается медицинской комиссией и при выявлении малейших проблем со здоровьем, о карьере можно забыть. Но такова работа в этой профессии и выбирая обучение на машиниста поезда дальнего следования, это нужно учитывать.

У машиниста каждая трудовая смена начинается с медосмотра и инструктажа. Он должен выходить на смену отдохнувшим, здоровым и с сосредоточенным вниманием.

Подведем итог, как стать машинистом поезда дальнего следования. Первым шагом станет поступление в колледж, вуз или техникум. В колледж и техникум можно поступить после 9 и 11 класса, в институт – после 11 классов школы и после окончания ссуза.

По результатам обучения, выпускника ждет стажировка в качестве помощника под руководством наставника – машиниста. За время стажировки помощник нарабатывает опыт, а также повышает свою квалификацию и если все выполнено правильно, проходит медицинскую комиссию, получает категорию и приступает к работе.

Вот, как можно стать машинистом поезда дальнего следования и вот, что нужно для этого сделать.

Управление электропоездом, ведение его с установленной скоростью в зависимости от профиля железнодорожного пути с точным соблюдением графика движения. Обеспечение безопасности перевозки и культуры обслуживания пассажиров, сохранности подвижного состава. Обеспечение рациональных режимов ведения электропоезда при минимальном расходовании электроэнергии. Приемка и сдача электропоезда: осмотр и проверка действия основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного и вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов и оборудования радиосвязи. Подготовка электропоезда к работе и его экипировка. Проверка работоспособности и правильности регулировки тормозного оборудования электропоезда. Включение и выключение освещения, отопления и вентиляции в электропоездах. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с помощником машиниста и выполнение их. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом. Техническое обслуживание электропоезда в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для машиниста электропоезда. Контроль по приборам за работой в пути следования электрического, механического, тормозного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи. Обеспечение плавности хода поезда, безопасности при посадке, высадке, перевозке пассажиров. Принятие экстренных мер по предотвращению аварийных ситуаций при получении сведений о фактах, угрожающих безопасности движения поезда. Проверка состояния механической части электропоезда, буксовых узлов, колесных пар на конечных станциях. Устранение неисправностей на электропоезде, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады, а в случае невозможности устранения - принятие необходимых мер по освобождению участка железнодорожного пути, занимаемого поездом, обеспечивая его безопасное передвижение. Применение экстренного торможения для остановки электропоезда при внезапном возникновении препятствия или внезапной подаче сигнала остановки. При работе без помощника машиниста электропоезда выполнение его функций, согласно инструкции. Руководство работой рабочих, обслуживающих электропоезд в эксплуатации, контроль за их действиями при выполнении служебных обязанностей. Обучение помощника машиниста электропоезда, а также лиц, проходящих стажировку по профессии "помощник машиниста электропоезда", рациональным методам и приемам содержания, обслуживания и управления электропоездом.

Требования:

Должен знать: устройство, технические характеристики электропоезда; порядок содержания и ухода за электропоездом в процессе эксплуатации; устройство и технологию управления тормозами; профиль железнодорожного пути; путевые знаки на обслуживаемом участке; схемы железнодорожных путей; правила сцепки и расцепки подвижного состава; инструкцию по техническому обслуживанию электропоездов в процессе эксплуатации; основные режимы экономного расходования электроэнергии; способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического и механического оборудования электропоезда; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ; основные требования, предъявляемые к перевозке пассажиров; порядок действия в нестандартных ситуациях; техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков; порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи; правила пользования тормозными башмаками; график движения поездов; основы электротехники.

Образование:

Требуется профессиональная подготовка и наличие свидетельства на право управления электропоездом.

График работы:

Сменный график

Дополнительные условия:

Предлагаем Вам:

  • стабильность;
  • возможность дальнейшего обучения;
  • карьерный рост;
  • сплоченный коллектив;
  • полный социальный пакет (бесплатный проезд от места жительства до места работы на ж/д транспорте, полис дополнительного медицинского страхования, форменная одежда, материальная помощь к отпуску, обеспечение льготными путевками, один раз в год бесплатный проезд в поездах дальнего следования).

Стать машинистом поезда РЖД не так просто, как это может показаться с первого взгляда. Но варианты есть. Какие? Давайте узнаем!

В этой профессии недостаточно лишь мечты. Есть ряд факторов, которые могут помешать воплотить мечту в жизнь. Так как же стать машинистом электропоезда?

Для начала надо родиться мужчиной, потому что женщин на машинистов поездов РЖД не принимают. Работа машиниста физически и психологически сложная, связана с большими нагрузками, с длительным нахождением в замкнутом пространстве, с сильной вибрацией, с длительными рейсами в любое время дня и ночи, нервным перенапряжением.

Всё это негативно сказывается на женском здоровье. Кроме этого есть ряд факторов, которые учитываются при приёме машинистов.

Как стать машинистом РЖД?

Вот перечень требований, которым нужно удовлетворять, чтобы стать и устроиться машинистом в РЖД.

  1. Медицинская комиссия - стать машинистом могут только физически здоровые люди, прошедшие медицинскую комиссию специально для работников, с углубленной проверкой зрения, слуха, сердца. Проводится проверка у психиатра и нарколога с выдачей заключений.
  2. Образование - чтобы стать машинистом электропоезда РЖД необходимо пройти обучение в одном из учебных заведений, сдать экзамены, пройти слесарную практику, поездную практику (с 18 лет), тренажёрную подготовку, подтвердить квалификацию и получить допуск к работе «помощником машиниста».
  3. Стажировка - пройти стажировку под наблюдением наставника 3-4 месяца, не только научиться управлять электропоездом, но и уметь его обслуживать, проводить предрейсовую проверку, находить быстро неисправности и уметь их исправлять.
  4. Стаж работы - чтобы стать машинистом поезда РЖД, помощник машиниста должен отработать не менее 2х лет без аварий и замечаний, пройти повышение квалификации, пройти тренажёрную подготовку по обучению выхода из аварийных ситуаций (обучение длится 3-4 месяца), затем сдать экзамен на квалификацию и получить право на управление электропоездом.
  5. Повышение квалификации - стать машинистом электропоезда – это ещё не всё. Такая профессия требует постоянного повышения уровня знаний, умений, квалификации.

По опыту работы и квалификации машинисты бывают от 3 до 1 класса. Самый высокий уровень – 1 класс, позволяющий машинисту работать на самых современных электропоездах, осуществлять пассажирские перевозки на дальнее расстояние. Это достигается годами безупречной безаварийной работы и высокими знаниями.

Кроме этого, каждые 5 лет машинисты проходят обучение и переквалификацию. Ведь с каждым годом техника совершенствуется, на смену старым электропоездам приходят современные, комфортабельные, оснащённые по последнему слову техники электропоезда. Кабина машиниста таких электропоездов больше похожа на кабину летчика – столько там электроники и приборов. А для работы на некоторых электропоездах требуется знание английского языка и подготовка по общению с пассажирами по связи «машинист-пассажир».

Даже выучившись на машиниста, пройдя все испытания, нет гарантии в получении хорошей должности и устройстве на работу в то место, куда мечтается.

Как устроиться машинистом в РЖД?

Поиск работы можно начать с просмотра вакансий на сайте РЖД. Можно подобрать для себя оптимальный вариант, который будет удовлетворять и по зарплате, и по требованиям к квалификации, и по месту расположения депо и направления движения.

Но и при большом количестве вакансий, стать машинистом в РЖД не так-то просто. Имея образование, но не имея опыта работы, на хорошую должность претендовать сложно. Даже имея опыт работы, чаще всего берут с испытательным сроком или на класс ниже. Каждый претендент хочет найти достойное место и устроиться машинистом с хорошей зарплатой.

Что бы устроиться машинистом в РЖД, надо быть готовым к следующим требованиям:

  • служба в армии
  • мед.комиссия
  • 100% зрение и цветоощущение в норме
  • образование

Устроившись на работу машинистом РЖД, придется перед каждым рейсом проходить медицинское освидетельствование (давление, сердцебиение, тест на алкоголь), а также и после завершения рейса. Если нарушены какие-либо показатели, машиниста отстранят от рейса и отправят на прохождение мед.комиссии.

Тем не менее, многие стремятся работать в РЖД, так как льготы по выходу на пенсию, бесплатный проезд на транспорте РЖД 1 раз в год, выдача форменной одежды и высокая зарплата делают профессию машиниста РЖД привлекательной для молодёжи.

Найти свободные вакансии можно на различных сайтах по трудоустройству. Но наиболее проверенный и безопасный способ - устроиться в то место в РЖД, о котором больше всего известно положительных отзывов от работников.

Можно предварительно пообщаться с уже работающими там людьми, выяснить реальную обстановку, чтобы не быть обманутым и получить не то, чего хотелось бы.

Хотите занять это место?

Управление поездом, как правило, осуществляется бригадой, состоящей из двух человек: машиниста и его помощника. Получение опыта работы помощником – обязательное условие для будущего машиниста, прошедшего сначала специальные курсы. В современных поездах созданы условия для того, чтобы управление стало доступным одному человеку, и зачастую опытные локомотивщики трудятся в одиночку, тем самым решая вопрос нехватки кадров.

Романтика стука колес, блеска рельсов и запаха шпал

Со стороны пассажира романтика профессии налицо. Зимой впереди заснеженные рельсовые нити, сигналы семафоров, пролетающие на большой скорости, вокруг деревья в инее. Весной это пробуждение природы: первые ручьи, набухшие почки деревьев, пробивающаяся трава и буйное цветение. Но как только переступаешь порог кабины машиниста, вся романтика мгновенно улетучивается.

К слову сказать, термин «машинист» требует уточнения, так как, по сути, подразумевает лицо, профессиональной деятельностью которого является управление машинами различных типов. При этом, например, есть машинист турбогенератора или машинист технологических насосов, но нет машиниста автомобиля или машиниста самолета.

Так вот о романтике. За спиной машиниста более тысячи человек. А впереди на рельсах застрял на переезде грузовик. Произвести торможение, избегая вкапывания на месте, точно рассчитав тормозной путь, давление в цилиндрах на скорости 80 км/ч может далеко не каждый, не говоря о том, что на большом расстоянии очень сложно вовремя заметить проблемную ситуацию.

Издержки профессии машиниста с точки зрения соискателя на вакансию

К «прелестям» профессии можно отнести ненормированный график, огромную психологическую нагрузку, ежедневную медицинскую комиссию, редкие встречи с родными и близкими людьми. При этом уровень заработной платы варьируется и зависит от региона, в котором трудится специалист, специфики учреждения, к которому относится его деятельность, и политики предприятия по отношению к работникам.

Различаются по типу локомотивов (электровоз, тепловоз) и по дальности маршрута. Согласитесь, работа на поезде дальнего следования с интервалом в тысячи километров и электропоезде, не покидающем пределов области, несколько разнится по жизненному укладу сотрудников. Зачастую машинистов приглашают на работу крупные промышленные предприятия (рудники, шахты, заводы). Там маршруты совсем короткие и рабочий день почти не отличается от трудового дня рабочего на том же предприятии.

Трудиться в данной сфере не берут людей с заболеваниями центральной нервной системы, сердца, сосудов, проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями вестибулярного аппарата.

Ежедневный труд машиниста – сложно, напряженно, ответственно

Перед каждой поездкой машинист обязан оценить техническое состояние состава. Вместе с помощником он проверяет ходовую часть, сцепление вагонов, наличие топлива, воды и смазки. Если с точки зрения машиниста ремонтная бригада некачественно выполнила свою работу, по его требованию она должна быть сделана повторно и безупречно. Превыше всего безопасность пассажиров, а значит обязательной проверке подвергается система пожаротушения.

Обязательная медицинская комиссия будет дотошно контролировать содержание алкоголя в крови, давление, работу сердца, общее физическое состояние и готовность к управлению составом. Машинист подчиняется правилам технической эксплуатации, огромному количеству инструкций, например по движению и маневровой работе, по сигнализации, графику движения, который нужно знать наизусть. Перед каждой поездкой обязательный инструктаж по технике безопасности, информирование об ограничениях скорости по маршруту.

Машинист метрополитена – специфика и привилегии

Каждые 3-4 минуты зрачки машиниста то сужаются, то расширяются. В течение смены, длящейся минимум 6 часов, помимо частого ослепления, машинист испытывает постоянную нагрузку на нервную систему, трудится в условиях шума и недостатка кислорода при полном отсутствии солнечного света. Монотонность вызывает чувство сонливости, с которым крайне сложно бороться. Работа относится ко второй категории вредности. На пенсию работников провожают в 55 лет. Отбор кандидатов из мужчин до 35 лет, прошедших службу в вооруженных силах, весьма жесткий. Из 100 человек работать останется один.

А вам по душе такая романтика?


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы