20.04.2020

Основные изобретения промышленной революции. Промышленный переворот в Англии (18 век)


Сальвадор Дали — миф и реальность искусства XX века. Конечно не с самого детства, но уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним известностью. Несмотря на то что мы знаем немало вполне аргументированных, хотя подчас и противоположных, версий феномена этого выдающегося художника, они не могут окончательно убедить нас в правоте отдельных точек зрения того или иного автора или склонить на сторону одного из них. По-видимому, это неизбежно. Ведь подобно тому как в природе существуют необъяснимые явления, так и в искусстве многое до конце непостижимо.

Пытаясь приблизиться к пониманию творчества Дали , обратимся к его собственным мыслям и суждениям: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену — получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейссонье, из этого получился Дали . Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали. После поп-арта и оп-арта появится арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой Современным искусством (арт модерн)».

Дали не перестает поражать воображение зрителей парадоксальностью образного мировосприятия, утверждая свою монополию на гениальную непревзойденность. Неисчерпаемой фантазией, экстравагантностью натуры, кажущейся абсурдностью, немотивированностью поступков, гипертрофированным честолюбием он создавал почву для мифологизации собственной персоны. Дали обладал поистине универсальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе... Художественная критика и искусствоведческая наука, отчасти вопреки представлению Дали о собственной исключительности, упрощая свою задачу, определили его лидирующее место в условных границах одного художественного направления — сюрреализма. Но, видимо, придет время, когда этого будет уже явно недостаточно и существующую теоретическую модель сменит более углубленное и сложное отношение к наследию великого мастера. Возможно, только грядущему дано почувствовать некую близость искусства Дали духовным исканиям русской культуры, гению Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Булгакова, их вселенским фантасмагориям. Опыт подобных параллелей, на наш взгляд, оказался бы плодотворным, позволил бы выйти из суженного круга устоявшихся воззрений, однако сегодня мы недостаточно подготовлены к этому. Вопреки такого рода предсказаниям возвратимся к традиционной на сегодня модели истории сюрреализма и роли в его развитии Дали .

Задание 15. Пользуясь текстом § 22 учебника, составьте таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

Задание 16. Выберите правильный ответ.

Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия:
а) свободные люди, лишенные собственности; б) наличие свободных денег в руках богатых людей; в) существование парламента; г) двухпартийная политическая система; д) рынок сбыта товаров.

Задание 17. Объясните понятия.

Аграрная революция - процесс, характеризующийся сосредоточением земли в руках крупных собственников, использованием наемного труда и исчезновением крестьянства и ростом продуктивности сельского хоз-ва.
Промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Луддизм - стихийное движение разрушителей машин в начале XIX в. в Англии.

Задание 18. Как вы думаете, что дало основания фермеру из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию:

«Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином»?
Напишите свой ответ.

Английские колонии в Северной Америке изначально формировались как сообщество равных свободных людей, лишенное сословных привилегий, религиозных преследований. К тому же свободной земли было много и не было необходимости ее покупать или брать в аренду, как в родной Англии.

Задание 19. Заполните пропуски.

Бенджамин Франклин известен как политик, американский философ, ученый, экономист.
С семнадцати лет он начал самостоятельную жизнь «человека, который всем обязан самому себе».
Франклин испробовал много специальностей, а затем уехал в Англию и работал там печатником. Вернувшись в Америку, он поселился в Филадельфии, где открыл писчебумажную лавку, в которой продавались и книги. Затем Франклин организовывает первую публичную библиотеку , основывает Академию , положившую начало Пенсильванскому университету , и, наконец, издает газету. Затем он начинает серьезно заниматься политикой. При его активном участии американские колонии отделились от Англии. Франклин был американским послом во Франции. Его последним прекрасным поступком стало подписание петиции о запрещении рабства.

Задание 20. Выберите правильный ответ.

Формированию североамериканской нации способствовали:
а) складывание единого внутреннего рынка; б) общая историческая судьба; в) общий язык (английский); г) преданность английскому парламенту; д) единая религия; е) стремление к укреплению монархической формы правления.
Первую победу над английскими войсками отряд американских колонистов одержал в 1775 г. около города:
а) Бостон; б) Нью-Йорк; в) Филадельфия; г) Конкорд; д) Лексингтон.

Задание 21. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями.

Причинами Войны за независимость английских колоний в Северной Америке послужили:
1) запрет английского короля и парламента вести морскую торговлю на судах, принадлежащих колонистам;
2) стремление английского короля усилить в колониях влияние католической церкви;
3) запрет английского парламента основывать в колониях мануфактуры, производящие изделия из железа;
4) препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку;
5) королевский указ о запрещении колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы;
6) запрет английского парламента на издание жителями колоний своих газет и журналов;
7) запрет английского парламента на производство в колониях тканей;
8) введение метрополией гербового сбора;
9) отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте;
10) стремление жителей колоний к свободе и равенству.

Многие изменившие мир изобретения появились именно в период промышленной революции. Камера не была одним из них. По сути, предшественник камеры, известный как камера-обскура, появился еще в конце 1500-х годов.

Однако сохранение снимков камеры долгое время было проблемой, особенно если у вас не было времени, чтобы отрисовать их. Затем пришел Никефор Ньепс. В 1820-х годах французу пришла в голову идея наложить мелованную бумагу, наполненную светочувствительными химическими веществами, на изображение, проецируемое камерой-обскурой. Спустя восемь часов появилась первая в мире фотография.

Понимая, что восемь часов - это слишком долгое время для позирования в режиме съемки семейного портрета, Ньепс объединил силы с Луи Дагером, чтобы улучшить свою конструкцию, и именно Дагер продолжал дело Ньепса после его смерти в 1833 году. Так называемый даггеротип сначала вызвал энтузиазм во французском парламенте, а затем и во всем мире. Однако, хотя дагерротип мог создавать очень детальные изображения, с них нельзя было сделать реплику.

Современник Дагера, Уильям Генри Фокс Талбот, также работал над улучшением фотографических изображений в 1830-х годах и сделал первый негатив, через который свет мог высвечиваться на фотографической бумаге и создавать позитив. Похожие достижения начали быстро находить место, и постепенно камеры стали способны даже снимать движущиеся объекты, а время экспозиции - сокращаться. Фото лошади, сделанное в 1877 году, положило конец давним дебатам на тему того, отрываются ли все четыре ноги лошади от земли во время галопа (да). Поэтому в следующий раз, когда вы достанете свой смартфон, чтобы сделать снимок, на секунду задумайтесь о веках инноваций, которые позволили этому снимку родиться.

Фонограф


Ничто не может в полной мере повторить опыт живого выступления любимой группы. Не так давно живые выступления вообще были единственным способом прослушивания музыки. Томас Эдисон изменил это навсегда, разработав метод транскрибирования телеграфных сообщений, который привел его к идее фонографа. Идея проста, но прекрасна: записывающая игла выдавливает канавки, соответствующие звуковым волнам музыки или речи, во вращающемся цилиндре, покрытом оловом, а другая игла воспроизводит исходный звук на основе этих канавок.

В отличие от Бэббиджа и его десятилетних попыток увидеть свои проекты осуществленными, Эдисон поручил своему механику Джону Круэзи построить машину и спустя 30 часов получил в свои руки рабочий прототип. Но Эдисон не остановился на достигнутом. Его первые оловянные цилиндры могли воспроизвести музыку всего несколько раз, поэтому потом Эдисон заменил олово воском. К тому времени фонограф Эдисона уже не был единственным на рынке, а со временем люди начали отказываться от цилиндров Эдисона. Основной механизм сохранился и используется по сей день. Неплохо для случайного изобретения.

Паровой двигатель


Как сегодня нас очаровывает рокот двигателей V8 и скоростных реактивных самолетов, когда-то и паровые технологии были невероятными. К тому же это сыграло гигантскую роль в поддержке промышленной революции. До этой эпохи люди использовали лошадей и кареты, чтобы передвигаться, а практика добычи полезных ископаемых в шахтах была весьма трудоемкой и неэффективной.

Джеймс Уатт, шотландский инженер, не разработал паровой двигатель, но ему удалось сделать более эффективную версию такового в 1760-х годах путем добавления отдельного конденсатора. Это навсегда изменило горнодобывающую промышленность.

Изначально некоторые изобретатели использовали паровой двигатель для выкачки и удаления воды из шахт, что давало улучшенный доступ к ресурсам. По мере того как эти двигатели приобретали популярность, инженеры задавались вопросом, как их можно улучшить. Версия парового двигателя Уатта не нуждалась в охлаждении после каждого удара, которым сопровождалась добыча ресурсов в то время.

Другие же задавались вопросом: что, если вместо того, чтобы транспортировать сырье, товары и людей на лошади, задействовать машину на паровой тяге? Эти мысли вдохновили изобретателей на исследование потенциала паровых двигателей за пределами горнодобывающего мира. Модификация парового двигателя Уатта привела к другим разработкам промышленной революции, включая первые паровозы и суда на паровой тяге.

Следующее изобретение, возможно, менее известно, но обладает определенно важным значением.

Консервация


Откройте кухонный шкаф и точно обнаружите хоть одно полезное изобретение промышленной революции. Тот же период, который подарил нам паровой двигатель, изменил наш способ хранения еды.

После распространения Великобритании в другие части мира, изобретения начали подпитывать промышленную революцию с постоянной скоростью. К примеру, такой случай произошел с французским шеф-поваром и новатором по имени Николя Аппер. В поисках путей сохранения продуктов без потери вкуса и свежести Аппер регулярно экспериментировал с хранением еды в контейнерах. В конце концов он пришел к выводу, что хранение еды, сопряженное с сушкой или солью, не приводит к улучшению вкусовых качеств, а совсем наоборот.

Аппер подумал, что хранение продуктов в контейнерах будет особенно полезным для моряков, страдающих от недоедания в море. Француз работал над техникой кипячения, которая заключалась в помещении еды в банку, уплотнения, а затем кипячения в воде для создания вакуумного уплотнения. Аппер достиг своей цели, разработав специальный автоклав для консервации в начале 1800-х годов. Основная концепция сохранилась до сих пор.


До появления смартфонов и ноутбуков люди все еще продолжали пользоваться такой технологией промышленной революции, как телеграф - хотя и значительно меньше, чем раньше.

Через электрическую систему сетей телеграф мог передавать сообщения из одного места в другое на большие расстояния. Получатель сообщения должен был интерпретировать маркировку, произведенную машиной, с помощью азбуки Морзе.

Первое сообщение было отправлено в 1844 году Сэмюэлем Морзе, изобретателем телеграфа, и оно точно передает его волнение. Он передал «Что творит Господь?» с помощью своей новой системы, намекая на то, что обнаружил нечто крупное. Так и было. Телеграф Морзе позволил людям общаться практически мгновенно на большом расстоянии.

Информация, передаваемая с помощью телеграфных линий, также серьезно поспособствовала развитию СМИ и позволила правительствам быстрее обмениваться информацией. Развитие телеграфа даже породило первую службу новостей, Associated Press. В конце концов, изобретение Морзе соединило Америку с Европой - и это было очень важно на то время.

Прялка «Дженни»


Будь то носки или что-нибудь из модных предметов одежды, именно достижения текстильной промышленности в период промышленной революции сделали возможными эти вещи для масс.

Прялка «Дженни», или прядильная машина Харгривса, внесла большой вклад в развитие этого процесса. После того как сырье - хлопок или шерсть - собирается, из него нужно сделать пряжу, и зачастую эта работа весьма кропотлива для людей.

Джеймс Харгривс решил этот вопрос. Принимая вызов британского Королевского общества искусств, Харгривс разработал устройство, которое намного перевыполнило требования конкурса, чтобы оно сплетало не менее шести пряж одновременно. Харгривс построил машину, которая выдавала восемь потоков одновременно, что резко повышало эффективность этой деятельности.

Устройство состояло из прялки, которая контролировала поток материала. На одном конце устройства находился вращающийся материал, а на другом нити собирались в пряжу из-под ручного колеса.

Дороги и шахты


Создать инфраструктуру для поддержки промышленной революции было не так легко. Спрос на металлы, в том числе железо, подстрекал промышленность придумывать более эффективные методы добычи и транспортировки сырья.

В течение нескольких десятилетий железодобывающие компании поставляли большое количество железа фабрикам и производственным компаниям. Для получения дешевого металла горнодобывающие компании поставляли больше чугуна, нежели кованого железа. Кроме того, люди стали использовать металлургию или просто исследовать физические свойства материалов в промышленных условиях.

Массовая добыча железа позволила механизировать другие изобретения промышленной революции. Без металлургической промышленности не развились бы железные дороги, паровозы, мог произойти застой в развитии транспорта и других отраслей.

Индустриализация в корне изменила мир. Новые источники энергии позволили осуществить механизацию; были разработаны средства коммуникации и транспортные средства.

Причины индустриализации

Ускоренному развитию индустриализация в Европе XIX века способствовали многие факторы. Вследствие развития крупных империй, особенно Британской империи, в Европе появились мощные торговые возможности. Растущие рынки экспорта способствовали увеличению производительности труда, постепенно начали строиться современные фабрики. Ускорению промышленного развития в Великобритании способствовало существенное расширение империи в XVIII столетии. К концу XVIII и началу XIX века такие государства, как Бельгия и Германия, также приступили к созданию промышленного производства. Индустриализация захватывала все новые области, от Англии до Северной и Западной Европы, позже она перешагнула Атлантику и достигла восточного побережья США.

Этому процессу способствовало интенсивное развитие естественных наук и техники. Вероятно, одним из самых важных изобретений того времени можно назвать использование силы пара, который приводил в движение машины на фабриках. Для выработки пара требовался уголь, а некоторые из сильнейших индустриальных регионов Европы располагались вблизи обширных залежей угля. Великобритания и получала выгоду от угольных шахт в Южном Уэльсе, Мидланде и Северной Англии. В Германии угольная промышленность была развита, прежде всего, с его глубокими угольными пластами, широко протянувшимися на север.

Кроме того, промышленные регионы получали выгоду от близости к важнейшим транспортным путям и торговым маршрутам, таким как реки, канал или море. К примеру, во Франции для транспортировки угля идеально подходили реки Мозель и Марна, а Марсель, расположенный в Провансе, открывал доступ к Средиземному морю.

Первая фотография места (около 1850 года), где позднее был построен крупный город Солт-Лейк-Сити. Слева: На гравюре 1883 года показана работница (и бригадир) на английской хлопкопрядильной фабрике.

Преимуществом Великобритании было то, что на относительно узком острове все города располагались недалеко от моря. Кроме того, сеть водных путей, состоящая из рек и каналов, представляла простой путь транспортировки сьфья и готовой продукции. Такое же большое значение имели реки Северной Германии и Бельгии. Наряду с удобным географическим положением, большую роль играло обеспечение рабочей силой, которая использовалась на фабриках.

Вследствие длящейся годами приватизации общинных земель многие жители сельских районов Великобритании были вынуждены отправиться в города на поиски работы. На европейском континенте бегство из деревень в большие города началось немного позднее. Крупные портовые города, такие как Ливерпуль, Марсель, Гамбург и Роттердам, быстро превратились в крупные промышленные центры.

Влияние индустриализации

Возникновение индустриального общества полностью изменило мир. В начале XX столетия страны с высокой степенью индустриализации были не только экономически, но и политически сильными государствами. Господствующие нации Германии, Франции, Великобритании, Японии и США опирались на развитую экономику своих стран. Индустриализация в сочетании с капиталистическим укладом экономики создала чрезвычайно эффективный и продуктивный инструмент поддержки и финансирования государства. В ходе XX столетия капиталистические демократии, ориентированные на рыночную торговлю, превратились в богатейшие страны мира.

В XIX столетии непосредственное влияние индустриальной революции не всегда имело положительные последствия. Вследствие урбанизации городов и притока бедных слоев населения многие почувствовали ухудшение жизненных условий. Появился голод и болезни. Дистанция между владельцами фабрик (капиталистами), которые с целью получения выгоды хотели максимально снизить затраты, и низкооплачиваемыми и угнетенными рабочими (пролетариатом) порождала классовые конфликты. Плохие жизненные условия повсюду в Европе XIX века оказали влияние на таких философов, как Карл Маркс, который в 1848 году опубликовал «Коммунистический манифест». Индустриализация обусловила не только социальные, но и политические изменения. Появление коммунизма как оппозиции капитализму привело к фундаментальным изменениям в некоторых странах. Особенно показательным был переворот в России - Великая Октябрьская революция.


Английский физик Майкл Фарадей, открывший электромагнетизм и тем самым заложивший основы динамомашины и электрического генератора.

Паровая машина

Паровые машины внесли большой вклад в индустриализацию, так как они вырабатывали энергию для привода насосов, локомотивов и пароходов.

Вырабатываемый в машине пар под давлением поступает в турбину или поршень и приводит их в движение. Это движение передается на колеса машины. Хотя датой этого изобретения и считают 1698 год, потребовалось произвести множество доработок, прежде чем в 1802 году пароход впервые оснастили паровой машиной. Улучшением паровой машины мы обязаны шотландцу Джеймсу Уотту. Уотт родился в 1732 году и посвятил всю жизнь усовершенствованию паровой машины, вследствие чего в эпоху индустриальной революции ее стали применять в качестве источника энергии и привода. Уотт изобрел отдельную камеру для конденсации пара и тем самым увеличил коэффициент полезного действия машины. Барометр, центробежный регулятор и маховик тоже являются его изобретениями. Одна из паровых машин, построенная Уоттом, была установлена на первом экспериментальном пароходе «Клермонт», построенном в 1807 году на Гудзоне.

Железная дорога

Создание железных дорог с паровозами было существенным вкладом в индустриализацию. Простые виды железной дороги функционировали в Великобритании еще в XIX веке. По примитивной колее из камня и железа лошади тащили вагонетки в каменоломни и рудники. Паровая машина коренным об- разом изменила ситуацию. Шахтер Ричард Тревитик из Корнуэлла в 1804 году стыковал паровую машину и вагонетку с опрокидывающимся кузовом. Вдохновленный этим результатом Джордж Стефенсон создал первый работающий паровой локомотив, который мог тянуть вагоны. Открытая в 1830 году между Лондоном и Ливерпулем первая железная дорога произвела настоящий фурор в строительстве железных дорог. Наконец, вмешалось британское государство и в 1850 году стандартизировало колею, которая к тому времени имела до десяти вариантов ширины. Так Британия стала первой страной, получившей в свое распоряжение исправно функционирующую национальную сеть железных дорог. Теперь везде в Европе строились железные дороги, которые соединяли отдаленные области и способствовали интеграции экономики.

Текстильная индустрия

Фабрики, оснащенные машинами, стали производственными центрами национальной промышленности. Параллельно с ростом механизации процессов производства и быстрым ростом производительности труда везде в Европе возникали гигантские фабрики, оснащенные машинами которые обслуживались бесчисленным количеством рабочих. Революционные успехи в развитии текстильного производства были достигнуты благодаря использованию первой прядильной машины, приводимой в движение водой, изобретенной Аркрайтом в 1769 году, и изобретению работающего от пара механического ткацкого станка, автором которого был Картрайт в 1792 году. В Америке Эли Уитни в 1793 году разработал волокноотделитель для автоматического отделения хлопчатобумажного волокна от семени. Связанное с этим увеличение объема вырабатываемого хлопка-сырца стало причиной падения цен и роста спроса. В середине XIX столетия Америка производила три четверти всего мирового объема хлопчатобумажных тканей. Большое количество этого товара поступало из южных штатов и далее в Англию и Новую Англию для дальнейшей переработки. На фабриках производили не только дешевую одежду, но также посуду, стеклянные товары, часы - всё, что являлось предметом спроса.

Телеграф

Процветающая экономика зависела от средств связи, и повсюду в Европе в XIX столетии возникли почтовые системы. Около 1875 года был организован Всемирный почтовый союз, чтобы осуществлять почтовую переписку с другими странами. Однако лишь с созданием телеграфа появилась возможность осуществлять непосредственную и мгновенную связь с удаленными объектами. В 1837 году в Лондоне впервые был опробован электрический телеграф, и в 1838 году Самюэль Морзе запатентовал в Америке изобретенный им телеграф.

После успешной прокладки первого подводного кабеля между Северной Америкой и Европой в 1866 году стала возможна трансатлантическая телефонная связь.

Электричество

В 1831 году Майкл Фарадей продемонстрировал эффект преобразования электрической энергии в механическую. Открытый им электромагнетизм послужил основой для разработки динамомашины и электрогенератора. В 1837 году он создал динамо-машину с повышенной электрической мощностью, и техника, которая вначале была почти недоступной и весьма дорогой, постепенно завоевала популярность. До начала XX столетия люди научились вырабатывать относительно дешевое электричество только за счет энергии движения воды. В горных районах Италии, где угля не было, большинство фабрик работали от электричества, вырабатываемого генераторами, получающими питание от движения воды. Во Флоренции в 1890 году были пущены в эксплуатацию первые трамваи на электрической тяге. В 30-е годы XX столетия почти вся Европа была электрифицирована, а такие государства, как Россия, в которой в XIX столетии развитие индустриализации шло скорее замедленными, чем ускоренными темпами, начали бурно развиваться.

Заводской цех одной из сталелитейных фабрик Круппа в Эссене, крупнейших оружейных кузниц Германской империи.

Оружие

Огнестрельное оружие начали создавать в XVI веке, и его роль постепенно возрастала. Следствием технологических инноваций XIX столетия стало быстрое изменение военного оружия. Изобретение пулемета повлекло за собой последующие изменения в производстве оружия. В 1862 году была изобретена пушка Гатлинга, которая быстро стреляла шариками и была первым огнестрельными оружием с автоматической дозарядкой. Впервые такое оружие нашло применение в Гражданской войне в Америке и позднее стало использоваться на флоте США. Изготавливаемые во Франции митральезы состояли из 37 связанных пучками ружейных стволов. В 1883 году в пулемете Максим, изобретенном одним американцем, впервые была использована энергия отдачи после выстрела для дозарядки патронов, что позволило производить целую серию выстрелов. Одним из величайших изобретателей оружия считается Альфред Крупп из Эссена, который превратил маленькое семейное предприятие в крупнейшее и самое успешное производственное предприятие Европы. Когда Крупп унаследовал фирму, на ней работало пять служащих. После его смерти в 1887 году на производстве уже было занято 20 тысяч человек - доказательство огромной потребности в оружии в XIX столетии.

В 1760-1790-е годы в Англии (Великобритании) начался промышленный переворот .

Причины промышленного переворота

Рыночная конкуренция подстегивала мастеров к изобретению новых механизмов, которые бы удешевили товар. Особенно это было важно в текстильной промышленности. Мода на индийские хлопчатобумажные ткани больно ударила по доходам английских ткачей. Индийские ре-месленники делали ткани из хлопка уже много столетий, поэтому они были прочнее и мягче европейских, их окраска не тускнела после стир-ки. И при этом ткани попадали в Англию по цене ниже английской. Единственный способ выдержать конкуренцию с индийскими ремеслен-никами заключался в том, чтобы сделать производство более дешевым.

Начало промышленного переворота

«Прялка Дженни»

Ткацкий станок был усовершенствован в 1733 году. Рабочий-суконщик Кей изобрел для него механический челнок, который уже не требовалось перебрасывать через нити руками. Но ткачи напрямую зависели от тех, кто прял нити, а здесь сохранялся малопроизводительный ручной труд, и по-этому пряжи для новых станков не хватало.

Только в 1765 году мастер Джеймс Харгривс сконструировал прядильную машину, которую в честь своей дочери назвал «прялка Дженни» . Работающему на ней че-ловеку нужно было только двигать педали и рычаги, а механизмы машины сами вытяги-вали и пряли сразу несколько нитей, причем во много раз быстрее ручного прядения.

Ричард Аркрайт
Джеймс Уатт

Прядильная машина Ричарда Аркрайта

Одновременно мастер Хайс построил водяную прялку ,состоявшую из валиков, приводимых в движение посред-ством водяного колеса. Любопытно, что патент на это изобретение (то есть документ, подтверждающий авторство и дающий право на по-лучение прибыли от его использования) получил не сам создатель ма-шины, а ловкий делец, сельский парикмахер Ричард Аркрайт ,заняв-шийся текстильным производством.

Появление фабрик

Предприимчивые хозяева заменяли ручной труд нескольких рабочих своих мануфактур одной «прялкой Дженни» или водяной прялкой. Рабочие трудились теперь не над самим изделием (тканью), а обслужива-ли машины, которые это изделие создавали. В результате ткани стали делать или, как говорили в Англии, «фабриковать» очень быстро. Новые предприятия, где ручной труд сменился машинным, стали называть фабриками . Так в Англии начался промышленный переворот — пере-ход от ручного труда к машинному и от мануфактуры — к фабрике.

Технический прогресс

Развитие изобретательства в Англии во время промышленного переворота по-лучило название технического прогресса . Это был процесс, в основе которого лежало стреми-тельное улучшение и усложнение техники.

Паровая машина Уатта

Долгое время промышленный переворот сдерживало то, что приво-дить машины в движение должны были люди или водяные колеса. Фабрики и мануфактуры приходилось строить только рядом с быст-рыми реками. Поэтому многие изобретатели пытались найти новый ис-точник энергии. Еще со времен античности было известно, что водяной пар, образующийся при кипении воды, если его направить по трубе-цилиндру, в состоянии приводить в движение механизмы. В XVIII ве-ке паровой двигатель собирали разные механики в разных странах. Однако все их творения требовали очень много топлива, а сила их действия была очень слаба, много энергии уходило впустую. Руковод-ство университета в городе Глазго поручило доработать один из таких двигателей механику Джеймсу Уатту .Мастер много лет трудился над усовершенствованием машины. Наконец в 1784 году он представил людям универсальный паровой двигатель — паровую машину Уатта . Вода в ней кипела в закрытом кот-ле, пар поступал в цилиндр и толкал поршень. Без современного токарного станка Уатту удалось так точно подогнать размер поршня под размер ци-линдра, что между ними нельзя было просунуть даже мелкую монету. Теперь сила пара не тра-тилась попусту. Поршень через специальный пе-редаточный механизм мог приводить в движение детали «прялки Дженни», раздувать кузнечные мехи или вращать колеса в любой части Англии.


Технический прогресс в Новое время

Пудлинговые печи

Следующей проблемой, которую предстояло решить, было то, что машины и механизмы Харгривса, Аркрайта, Уатта, сделанные в основном из дерева, при высокой скорости работы быстро изнашивались. Железо в Англии было очень дорогим, и его в основном закупали в Швеции, России и других стра-нах. Своих руд было в избытке, но для их плавки нужен был древесный уголь, а большинство лесов в Англии уже было вырублено. В недрах Англии залега-ло много каменного угля, но средневековые доменные печи работать на нем не могли. В 1783 году после долгих экспериментов сразу два мастера, неза-висимо друг от друга, соорудили новые — пудлинговые (перемешивающие) печи, в которых выплавленный из руды металл перемешивался с горящим ка-менным углем и давал хорошее железо. Материал с сайта

Станок Генри Модсли

Теперь на пути промышленного переворота стояли старые способы обработ-ки металлов. Работая за станком, токарь держал резец в руках, поднося его к вращающейся детали. Естественно, что при таком способе, скажем, Джейм-су Уатту очень тяжело было подогнать размеры поршня и цилиндра. Сделать же одинаковые винты и гайки — просто невозможно. В конце 90-х годов XVIII века молодой механик Генри Модсли изобрел подвижный суппорт — резце-держатель для токарного станка. Он твердо зажимал резец, и токарь мог спе-циальными колесиками пододвигать его к детали на любое расстояние, под любым углом. Модсли первым использовал свое изобретение для создания стандартных деталей — винтов и гаек с одинаковой резьбой, которые можно было использовать для сбора разных машин и механизмов. Теперь человек мог с помощью одних машин изготавливать другие.

Последствия промышленного переворота (индустриализация)

см.

  • Благодаря промышленному перевороту в англии утвердилось

  • Причины промышленного переворота доклад

  • Промышленный переворот 18 века в англии

  • Вопросы по этому материалу:


    © 2024
    newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы