26.04.2024

Этика в системе образования. Этика образования


Е. Г. Мартьянова, О. В. Солопов, Е. Н. Чеснова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ЭТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Статья посвящена анализу ценностных оснований дисциплины «Этика образования и воспитания», разработанной на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Произведен анализ существующих в научной среде мнений относительно роли этики в образовании. Выявлены ценностные парадигмы, лежащие в основе современных систем образования. Обозначено основное содержание дисциплины и ценностные особенности рассматриваемых тем.

Ключевые слова: этика, образование, воспитание, медиапедагогика, дилеммы, ценности, ценностная парадигма, нравственные ценности, ценности добродетелей.

Ye. G. Martyanova, O. V. Solopov, Ye. N. Chesnova

TSPU (Tula, Russia)

VALUE FEATURES OF COURSE "ETHICS OF EDUCATION AND TRAINING"

This article analyzes the value bases of discipline «Ethics of education and training», developed on the basis of Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University. The authors analyzes the role of ethics in education. The authors reveals valuable paradigms that underlie modern education systems. The authors outlines the main content of discipline and valuable features of the topics addressed.

Keywords: ethics, education, media education, dilemmas, values, value paradigm, moral values, values, virtues.

В настоящее время в различных вузах России усилился интерес к этическому знанию и образованию. Этика в образовании, по мнению совремешого отечественного философа, заведующего сектором этики Института филоофии РАН Р. Г. Апресяна, может представать как «а) преподавание этики в блоке социально-гуманитарных дисциплин; б) определенные ценности, лежащие в основе программы обучения в целом и образовательной деятельности, котирую ведет данное учебное заведение; в) этика образования, т е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждом отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отю-шениях между преподавателями и студентами» . На это же обращает внимание В. В. Варава, современный российский философ и писатель, профессор ВГУ, справедливо отмечая, что этика в образовании может поншаться как «проблема преподавания этой дисциплины в высшей школе» .

«Этика образования» как дисциплина высшей школы, по мнению известного отечественного ученого и философа, профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Философские науки

В. Н. Назарова, должна включать в себя следующие компоненты: 1) и;учение этических проблем образовательной деятельности и 2) изучениепроблем собственно этического образования . К числу таких проблем следует отнести: рассмотрение вопросов нравственного смысла понятий «образование» и «воспитание», соотношение образования и воспитания, выявление дилемм этического образования и возможностей обучения добродетелям, определение нравственного смысла и моральных уровней обучения, этического содержания добродетелей медиапедагогики и современных реалий медийного образования, конфликта ценностей в сфере современного образования и т. д.

Кроме того, говоря об этическом компоненте в вузовском образовании в целом (и о дисциплине «Этика образования и воспитания» в частности), следует отметить, что он носит прикладной характер: «Общих курсов по этике в вузах, действительно, становится меньше, а этико-прикладных - больше. Это мировая тенденция <...> В доминировании прикладной этики в вузовском образовании я вижу только поддержку этике, поскольку этика в прикладном выражении становится элементом профессионального образования, и этим ее статус повышается» . Как справедливо отмечает известный отечественный ученый В. Н. Назаров, «этика образования как прикладная дисциплина возникает в условиях иной информационной реальности в рамках традиций нравственного воспитания и профессиональной педагогической этики» .

В области реализации этического образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого не является исключением. На его базе изучением вопросов этического образования в России и его профессионального (прикладного) характера занимаются такие известные тульские ученые, как профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого В. Н. Назаров и Е. Д. Мелешко, которые внесли большой вклад в эту область знания [см.: 6, 7, 8] и являются бессменными руководителями научной школы «Социально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике». Проблемы, разрабатываемые в рамках данной школы ее ведущими учеными, профессорско-преподавательским составом и аспирантами кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого, неизменно обсуждаются в рамках заседаний межфакультетского научнометодического семинара молодых ученых, аспирантов, магистрантов и бакалавров, действующего на базе кафедры философии и культурологии.

Кроме того, в настоящее время на многих направлениях подготовки и магистерских программах очной и заочной форм обучения различных факультетов университета осуществляется преподавание ряда дисциплин этикоприкладной направленности. Например, «Профессиональная этика», «Профессиональная этика и этикет», «Этика успеха: как быть успешным в современной жизни - от Платона до Карнеги», «Этика и психология семейной жизни» и т. д. Профессорско-преподавательский состав кафедры ежегодно разрабатывает и обновляет дисциплины этико-прикладной направленности,

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

включая их в университетский конкурс дисциплин по выбору. В свое время преподавателями кафедры были разработаны и успешно реализовывались такие дисциплины, как «Информационная этика», «Психология морали», «Этика права» и т. д. Более того, в 2014-2015 гг. в рамках договора с НИТУ «МИСиС» на базе ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» преподавателями кафедры философии и культурологии были разработаны учебно-методические материалы и проведены занятия по дисциплине «Этика образования и воспитания» на факультетах естественных наук, технологий и бизнеса, математики, физики и информатики для студентов непедагогических направлений подготовки с целью реализации проекта НИТУ «МИСиС» «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки - “Педагогическое образование”), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».

Остановимся на определенных ценностях, лежащих в основе данного курса, и их особенностях более подробно.

Во-первых, следует отметить тот факт, что образование является ценностью само по себе на всем протяжении исторического развития. На это обращает внимание заслуженный деятель науки РФ, профессор ВГПУ Е. П. Белозерцев: «Образование - фундаментальная категория и абсолютная ценность всех времен и народов. Во-первых, потому, что, являясь функцией жизни, образование пронизывает быт каждого человека в течение всей его жизни, составляет существенную характеристику любого государства и общества. Тем самым мы подчеркиваем чрезвычайную его особенность, ибо нет ничего другого, более великого, посредством чего бы жили и действовали, общались люди столь разного возраста и социального положения» . Такую высокую роль образования и его жизненный статус можно объяснить тем, что в нем цели обучения и воспитания соединяются. Они заключаются в следующем: «передать систему знаний и овладеть этими знаниями для того, чтобы учащийся развивался по пути гражданского, нравственного и профессионального совершенствования, <...> развивался духовно-нравственно и овладевал основными знаниями и основами профессии» . И в этом плане мы согласны с отечественным ученым В. В. Варавой, который считает, что сущность воспитания заключается «в раскрытии ценностей этического средствами образования» , поэтому «этическое», на наш взгляд, следует рассматривать как одно из средств профессиональной подготовки студентов и воспитания нравственной личности, гражданина и профессионала. Таким образом, именно нравственные ценности, взятые в контексте проблем образования и воспитания, выступают целью изучения и реализации курса «Этика образования и воспитания».

Философские науки

Во-вторых, в основании любой системы образования лежит та или иная ценностная парадигма, которая предполагает выбор целей и средств обучения. Так, отечественный ученый, профессор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева А. А. Сычев выделяет три базовых ценностных парадигмы.

Традиционная парадигма опирается на религиозные, семейные и коллективные традиции и включает в себя следующие ценности: взаимопомощь, уважение к старшим, семейственность, самопожертвование, мужество, исполнительность, скромность, благочестие, целомудрие, любовь к ближним, патриотизм, честь и т. д.

Модернизационная парадигма ориентирована на материальный успех, индивидуализм и предприимчивость и включает в себя следующие ценности: профессионализм, компетентность, бережливость, умеренность, честность, порядочность, откровенность, решительность, независимость, оптимизм, активная жизненная позиция.

Постсоветская парадигма находится в стадии формирования, тем не менее, в ней можно выделить следующие ценности: плюрализм, толерантность, мультикультурализм, стремление к компромиссу, практичность, автономность субъекта, самоопределение, свобода обмена информацией, сохранность окружающей среды .

Применительно к дисциплине «Этика образования и воспитания» можно сделать вывод о том, что в ней наличествуют ценности из каждой парадигмы (например, исполнительность, профессионализм, компетентность, решительность, независимость, плюрализм, толерантность, практичность, свобода обмена информацией и т. д.).

В-третьих, в самом содержании курса имеет место анализ ценностей современного образования в каждой из рассматриваемых тем в соответствии с обозначенными выше ценностными парадигмами и классификацией ценностей Н. Гартмана .

Тема 1. «Понятие этики. Краткая история основных этических учений» -данная тема в большей степени раскрывает традиционную парадигму ценностей. Здесь, благодаря знакомству с понятийным аппаратом курса, разнообразием моральных и этических теорий, наиболее сильный акцент приходится на такие традиционные ценности, как самопожертвование, любовь к ближним, патриотизм, честь. Помимо этого данная тема курса направлена на понимание и формирование таких основных и частных нравственных ценностей у обучающегося, которые будут нами раскрыты на основании учения о ценностях Н. Гартмана. Также необходимо отметить, что известный отечественный ученый В. Н. Назаров, исследуя ценностную проблематику Н. Гартмана, определяет их как ценности добродетелей, поэтому мы будем использовать и его терминологию в данной научной статье. В рамках данной темы курса акцент делается на раскрытие и формирование таких ценностей, как:

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Благо, в первую очередь через понимание добра и зла как базовых этических категорий, то, как они раскрываются в различных этических учениях; через определения морального идеала, долга, должного, что является самим благом исходя из его отношения к добру и злу, через знакомство с ценностными классификациями, для понимания блага как критерия высоты ценности;

Частные нравственные ценности, которые относятся ко второй и третьей группам, такие как любовь к ближнему и любовь к дальнему (в рамках изучения различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях);

Частные нравственные ценности второй группы по Н. Гартману, такие как правдивость и искренность; скромность, смирение, дистанция; совесть и сознание вины, и ценности добродетелей третьей группы, такие как ответственность и вменение (ответственность, свобода и долг), - в первую очередь через знакомство с категориальным аппаратом курса, через изучение различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях, через осмысление проблемы этического обучения.

Тема 2. «Прикладная этика. Моральные дилеммы современного общества. Признаки проблем современной прикладной этики» Через знакомство с видами прикладной этики (биомедицинская, предпринимательская, экологическая, политическая) и ее основными проблемами (смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия, клонирование) здест ставится акцент на такие нравственные цш-ности, как благо, чистота (незатронутость злом, отсутствие морального опыта зла, характерные черты этоса нравственности и форм проявления чистоты, в особенности чистоты воли, мотива и действия), полнота (а именно понимание этоса нравственной полноты посредством знакомства обучающихся с пр-блемами прикладной этики и конфликтами при их решении).Среди ценностей добродетелей особое внимание уделяется ценностям первой группы, а именно ценностям справедливости (заострение внимания на таких характерных чертах данной ценности, как справедливость личности, соотношение справедливости и милосердия, легальности и моральности, законности и солидарности при решении таких проблем, как смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия и т.д.), самообладания (этос самообладания) Среди ценностей второй группы - любви к ближнему, правдивости и искренности (ценностный конфликт правдивости и «лжи во спасение» на примере рассмотрения проблем биомедицинской этики -эвтаназии, клонирования, смертной казни). Из ценностей добродетелей третьей группы акцент делается на такие, как любовь к дальнему (через соотношение любви к ближнему и любви к дальнему, любви к дальнему и справедливости на примере проблем прикладной этики), ответственность и вменение (на примере решения проблем основных проблем прикладной этики). Знание моральных дилемм современного общества способствует заострен ию внимания обучающихся и формированию таких ценностей модернизационной пар а-дигмы, как профессионализм, компетентность, активная жизненная позиция. Данный ряд ценностей наиболее востребован в профессиональной

Философские науки

среде, отражает требования государства и общества к мировоззрению современной активной молодежи.

Тема 3. «Предмет этики образования. Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания». Здесь раскрывается содержание современной этики образования, ее проблем и дилемм на основе таких ценностей, как благо, чистота, любовь к ближнему, ответственность и вменение. Через раскрытие понятия образования акцентируется внимание на таких цн-ностях, как чистота (слова, воли, мысли, мотива, действия); мудрость (ценность познания); справедливость (справедливая оценка), самообладание (мера при вынесении суждений). Понятие воспитания раскрывается через такие цн-ности, как мудрость (роль учителя-мудреца); самообладание (формирование характера через дисциплину и послушание); ответственность и вменение (долг учителя по отношению к ученику); доверие и вера (ученика к учителю). Тема соотношения образования и воспитания раскрывается через ценность полноты (знание невозможно без воспитания, а воспитание- без знания).

Тема 4. «Дилемма этического образования». В рамках изучения данной темы студенты знакомятся с проблемой возможности обучения добродетели, а также с представленными в истории философской мысли двумя противоположными подходами к ее решению. С одной стороны, неправильное поведение объясняется незнанием человека: приобретая знание о добродетели, человек одновременно обучается ей. Здесь проявляется ценность дарящая добродетель (учитель предстает как даритель знаний). С другой стороны, исходя из христианской концепции греховности своей природы, человек неправильно себя ведет не по незнанию, а из-за слабости собственной воли, которая обусловлена чем-то извне. Для данного подхода атуальны ценности самообладания (необходимость послушания, дисциплины, работы над своим характером). Студентам также представляется способ разрешения данной дилеммы через понимание того, что само по себе приобретенное знание еще не гарантирует правильного поведения. Только то знание соответствует добродетели, которое возникает в самом человеке, а роль учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к истине с помощью наводящих вопросов или конкретных жизненных ситуаций. И здесь на передний план выступает ценность мудрости, которая раскрывается, например, в прозорливости учителя, задающего наводящие вопросы, либо в знании и познавательной способности ученика, занимающегося поиском истины внутри самого себя.

Тема 5. «Нравственный смысл и моральные уровни обучения». В рамках изучения данной темы внимание обучающихся заостряется на таких ценностях добродетелей, как самообладание; скромность, смирение, дистанция; совесть и сознание вины; ответственность и вменение, которые раскрываются при освоении иерархии уровней обучения по Ж. Пиаже, ступеней образования по Л. Кольбергу. Согласно идеям нравственного смысла образования и стремления человека к высшей ступени морального обучения акцент дела-

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

ется, на ценности, характерные для той или иной ценностной парадигмы. На доконвенциональном уровне на 1-й ступени (наказание и повиновение) главными становятся такие ценности традиционной парадигмы, как уважение к старшим, исполнительность. На 2-й ступени (следование индивидуальным инструментальным целям и целям обмена с другими представителями общества с учетом признания их интересов) раскрываются ценности постсоветской парадигмы - автономность субъекта, самоопределение, стремление к компромиссу. На конвенциональном уровне на 3-й ступени (взаимные межличностные ожидания, связи и согласие) осмысливаются ценности постсоветской парадигмы - стремление к компромиссу, практичность, ценность модерниза-ционной парадигмы - порядочность. На 4-й ступени, где главным является сознательное поддержание социальной системы, продолжается анализ таких ценностей традиционной парадигмы, как исполнительность и взаимопомощь, а также ценность модернизационной парадигмы - активная жизненная позиция. На постконвенциональном (принципиальном) уровне на 5-й ступени, где в приоритете первоочередные права, общественный договор или польза для общества, раскрываются ценности толерантность, стремление к компромиссу постсоветской парадигмы. На 6-й ступени универсальных этических принципов рассматриваются ценности активной жизненной позиции (модернизацион-ная парадигма) и автономности субъекта (постсоветская парадигма).

Тема 6. «Медиапедагогика и современные реалии медийного образования». Теория медиапедагогики основана на двух предпосылках: 1) медийные средства воздействуют на наше поведение в целом, формируют наше восприятие действительности; 2) медийные средства носят дидактический характер, являясь средствами для передачи необходимой в процессе обучения информации. Поэтому при раскрытии данной темы курса «Этика образования и воспитания» происходит изменение ценностных акцентов. Акцент делается на такие ценности постсоветской парадигмы, как свобода обмена информацией, мультикультурализм, плюрализм, раскрывается ценность активной жизненной позиции модернизационной парадигмы.

Тема 7. «Конфликты ценностей в сфере современного образования». Студенты знакомятся с основными дилеммами медиапедагогики, а именно с дилеммой насилия и дилеммой интерактивности. Значение первой состоит в допустимости или недопустимости сцен насилия, представляемых медийными средствами, и раскрывается через столкновение таких ценностей, как: 1) любовь к ближнему (которая изначально против всякого насилия); 2) любовь к дальнему, совесть и сознание вины (развитие сопереживания), самообладание. Значение второй дилеммы состоит в пользе или вреде интерактивности в образовании и раскрывается через столкновение таких ценностей, как: 1) мудрость, самообладание (осознание своих действий при вовлечении в различные игровые ситуации в процессе образования); 2) доверие и вера (отношение обучающегося к тем условиям и информации, которые он получает

Философские науки

через медийные средства). В целом, на основе анализа дилемм медиапедагогики акцентируется внимание на таких ценностях добродетелей, как справедливость, самообладание, любовь к ближнему, любовь к дальнему, ответственность и вменение.

Тема 8. «Понятие добродетели в сфере медиапедагогики. Принципы медиапедагогики». Посредством знакомства с добродетелями современной медиапедагогики (антиизоляционизм, передача знаний, сохранение выбора, рефлексия формального и содержательного устройства медийного средства, медийная трансформация, медийная интеграция) и с их этическим содержанием акцентируется внимание на ценностях добродетелей любовь к ближнему, любовь к дальнему, ответственность и вменение. Акцент производится на такие ценности постсоветской парадигмы, как толерантность, мульти-культурализм, стремление к компромиссу, свобода обмена информацией.

Как справедливо замечает современный отечественный ученый Р. Г. Апресян, «помимо профессиональной подготовки высшее образование должно систематически и разносторонне пропагандировать фундаментальные нравственные ценности, прояснять их смысл и их действенность в профессиональной деятельности» . Потому цель данного курса - формирование у завтрашних педагогов знаний специфики и основных категорий этики, методов этико-прикладного исследования в области образования и воспитания, что будет способствовать выработке у студентов понимания этико-образовательных и этико-воспитательных проблем, умений и навыков их анализа в различных педагогических контекстах, навыков работы с текстами первоисточников, моделирования этических (профессиональных) кодексов, проведения самостоятельных исследований этических проблем в сфере образования и воспитания, написания эссе. Средствами обучения выступают словесные, визуальные, средства автоматизации процесса производства и т. д.

На основании сказанного можно сделать ряд выводов. Во-первых, освоение дисциплины «Этика образования и воспитания» формирует представл:ния о различных нравственных ценностях и ценностных парадигмах, существуо-щих в современном образовании. Во-вторых, программа дисциплины наглядно демонстрирует, каким образом общечеловеческие нравственные ценности м> гут применяться в практической деятельности педагога. В-третьих, программа курса, наряду с изучением проблем этики образования и воспитания, позволяет обучающимся познакомиться с другими разделами прикладной этики, что способствует их разностороннему профессиональному развитию. В-четвертых, знакомство студентов с дилеммами медиапедагогики стимулирует научный интерес и поиск новых, приемлемых с нравственной точки зрения способов применения медийных средств для организации учебного процесса. В-пятых, этика образования и воспитания как раздел прикладной этики стремится к внедрению нравственных ценностей, как в образовательный процесс, так и в профессиональную образовательную среду, что делает необходимым

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

включение данного курса в учебные планы всех педагогических специальностей. Также «Этика...» рекомендуется для включения в учебные планы и стандарты для непедагогических направлений подготовки для повышения профессионального уровня обучающихся. Наконец, несмотря на многообразие представленных ценностных рядов, необходимо учитывать, что преподавание курса «Этика образования и воспитания» должно базироваться на наиболее значимых ценностях, которые раскрывают специфику данного курса. К ним можно отнести, например, такие ценности, как благо, чистота, любовь к ближнему, мудрость, самообладание, любовь к дальнему, справедливость, ответственность и вменение, активная жизненная позиция.

Литература

ресурс] / Р. Г. Апресян // Ин-т философии РАН: [сайт]. - URL:

http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/Apressyan_15_12_2010.html (дата обращения: 25.09.2015). - / R. G. Apresjan // In-t filosofii RAN: . - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/Apressyan_15_12_2010.html (data obra-shhenija: 25.09.2015) (In Russ.)].

2. Апресян, Р. Г. Этика в высшем образовании [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян // Ин-т философии РАН: [сайт]. - URL: http://iph.ras.ru/ uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Ethics_in_ed.html (дата обращения: 25.09.2015). - / R. G. Apresjan // In-t filosofii RAN: . - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/ Ethics_in_ed.html (data obrashhenija: 25.09.2015) (In Russ.)].

3. Белозерцев, E. П. Образование: Историко-культурный феномен / E. П. Белозерцев. - СПб.: Юридический центр - Пресс, 2004. - .

4. Варава, В. В. Этика и образование. Проблемы и перспективы воспитания в высшей школе / В. В. Варава // Вестн. ВГУ. Сер. Проблемы высшего образования. - 2008. - № 1. - С. 47-53. - .

5. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. - СПб.: Владимир Даль, 2002. -.

6. Назаров, В. Н. Прикладная этика: Учеб. / В. Н. Назаров. - М.: Гардари-ки, 2005. .

7. Назаров, В. Н. Этическое образование в России: История и современность: Моногр. / В. Н. Назаров, E. Д. Мелешко. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. - .

8. Назаров, В. Н. Этика образования как дисциплина прикладной этики: Ценностные конфликты и дилеммы в образовании / В. Н. Назаров // Педаго-гическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: Сб. с научни стати. - Втора книга. - Том първи. - Габрово: Изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2011. - С. 91-95. [(In Russ.). (In Bulg].

9. Сычев, А. А. Нравственные ценности в образовании / А. А. Сычев // Интеграция образования. - № 3 (72). - 2013. - С. 125-126. .

Проблема. Актуальность. Роль семьи для человека велика. В семье закладываются ценностные ориентации, установки, направленные на самореализацию личности в обществе. Основные морально-этические ценности формируются в семье. Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицательный). По наблюдениям специалистов причины неудач в общении, характерные для большинства выпускников, обусловлены специфическими особенностями их личности:

  • отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться;
  • неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития;
  • у многих воспитанников слабо развито чувство ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь;
  • эгоизм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе.

Это приводит к тому, что выпускники школы-интерната испытывают большие трудности во взрослой жизни, неумение строить отношения в семье и обществе. Поэтому подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни является очень серьезной и сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Цели обучения этике человеческих отношений. Цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Складываются две стороны назначения этического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира этическим методом.

Одной из главных задач современной школы является нравственно-этическое воспитание учащихся. Сегодня воспитание предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование нравственно-этических качеств личности предполагает накапливание моральных знаний, развитие социального мышления, накопление и обогащение эмоционального опыта ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирование духовных потребностей, способности в проявлении лучших поступков и поведения.

Детей нужно учить этике и нравственности так же, как наукам, музыке, искусству. И это обучение требует постоянного внимания и совершенствования.

Без базовой нравственно-этической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе-интернате этика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин: литературы, истории, обществознания, биологии, химии и др.

Ведущая роль играет формирование алгоритмического мышления, воспитание умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе проигрывания ситуаций - основной учебной деятельности на уроках этики - развивается творческая и прикладная стороны мышления. Использование на уроках этики дополнительную литературу, афоризмы известных людей мира, пословицы и поговорки дает возможность развивать у учащихся точную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие средства.

Нравственно-этическое образование вносит вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности. Изучение этики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества в природе и жизни. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития этики, именами людей, оставивших неизгладимый след в нравственно-этической науке, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Роль нравственно-этической подготовки в общем образовании воспитанника ставит следующие цели обучения этике человеческих отношений в школе-интернате:

  • овладение конкретными нравственно-этическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, для социализации воспитанников школы-интерната;
  • интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;

Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательные и воспитательные задачи обучения этике человеческих отношений должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики этики как учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Формирование нравственно-этической культуры воспитанника - довольно широкое и емкое понятие, оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром, чтобы, принимая то или иное решение, он мог поступить так, чтобы в последствии не пожалеть об этом.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста воспитанников, уровня их нравственно-этической подготовленности, развития их общеучебных умений, специфики решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств обучения, компьютерных технологий. Помимо традиционных желательно использование методов обучения в группе. Методы обучения в группе - это кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, "мальчишники" и "девишники", упражнения-энергизаторы (физминутки) .

Критерием успешной работы учителя должно служить качество нравственно-этической подготовки воспитанников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-либо метода, приема, формы и средства обучения.

Необходимо ориентировать учебный процесс на рациональное сочетание устных и письменных видов работы. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей деятельности, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

Структура курса этики человеческих отношений. В курсе этики человеческих отношений 5 - 11 классов с учетом возрастных особенностей воспитанников и сложившихся традиций выделяются две ступени обучения: основная школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы). В основной школе изучается предмет "этика человеческих отношений", в старшей школе - "Этика и психология семейной жизни".

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5-7 классах систематическое развитие понятия этики:..

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 5 классе является знакомство и систематическое развитие понятия этики, культуры речи, выработка умений продуктивно общаться, формирование умений подчиняться требованиям и правилам, ориентироваться на социальные нормы. Знакомятся с понятиями ПАВ - психоактивное вещество, причинами употребления ПАВ, учатся соблюдать безопасность и сопротивляться давлению.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на методах активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения, невербальные формы общения. Нравственно-этические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса воспитанники развивают навыки общения, познают, как не мешать окружающим людям, учатся преодолевать негативные черты характера: страх, боязнь.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 6 классе является систематизация этических знаний.

Воспитанники познают, как быть принятыми окружающими людьми. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность. Продолжается индивидуальная работа по самовоспитанию.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 7 классе является расширение понятия ответственность, развитие стремления к самовоспитанию.

Воспитанники должны прожить, прочувствовать, познать зависимость его личностных "хочу" от "надо" и наоборот. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: зависть, гордыня, вспыльчивость, надменность, прививать положительные качества: воля, деликатность, внимание.

Курсу присущи системообразующий и обобщающий характер изложений, направленный на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в 5-6 классах.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 8 классе является расширение знаний о себе и человеке в целом, развитие эмоциональной сферы воспитанников, снижение половой агрессивности.

У воспитанников прививается чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Раскрываются понятия достоинство, женственность, мужество, великодушие. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: злобность, жестокость, злословие.

Целью изучения курса этики человеческих отношений в 9 классе является формирование понятия смысла и цели жизни человека, представления о сексуальных отношениях, гигиене и безопасности, навыков взаимоотношений между девушкой и юношей, понимание своей роли в обществе.

Воспитанники познают противоречия личных интересов с общественными. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: лицемерие, угодничество, приспособленчество.

ТРЕБОВАНИЯ К НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ

5-7 классы.

Человек среди людей.

  • правильно употреблять термины: средства общения, этика и этикет, внутренняя и внешняя воспитанность, манеры поведения;
  • понимать права и достоинства других членов коллектива;
  • признание принципа равенства в человеческих отношениях;
  • стремиться к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с окружающими людьми.

Самовоспитание.

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: характер, мышление и мыслительные операции, воля и волевые качества личности;
  • уметь правильно вести себя на улице, в общественных местах;
  • стремиться к самопознанию и развивать волевые качества;
  • понимать, что судьба зависит от совершаемых человеком поступков.

Ответственность. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять в речи термины: ответственность, самовоспитание
  • понимать роль ответственности и безответственности в жизни;
  • уметь брать на себя ответственность за совершенные поступки.

Вредные и полезные привычки. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: ПАВ, миф, ингалянты, наркотики;
  • уметь отличить миф от правды;
  • уметь говорить "нет"

Здоровье.

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: психическое, физическое и социальное здоровье человека;
  • понимать, зачем надо беречь и заботиться о своем здоровье.

8-9 классы.

Человек среди людей. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять термины: достоинство, мужество, женственность, совесть, благодарность, преступление и наказание;
  • понимать связь между поступками и последствиями, различие между добром и злом;
  • уметь строить отношения на взаимопонимании;
  • уметь приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимать его психического состояния;
  • быть готовыми принять на себя новую систему обязанностей, ответственность за свое поведение.

Смысл жизни человека. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять термины: человек и личность, счастье, смысл, стремление, мечта и цель;
  • задумываться о смысле жизни, о будущей профессии;
  • стремиться к осуществлению своей мечты.

Самовоспитание. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: товарищество, дружба, любовь;
  • стремиться к самопознанию и развивать волевые качества: сдержанность, терпение.

Ответственность. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • правильно употреблять в речи термины: свобода, выбор, ответственность, безответственность, закон, ценностные ориентации;
  • понимать чувства других людей;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • уметь делать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Вредные и полезные привычки. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны:

  • понимать и правильно употреблять в речи термины: алкоголизация, наркотизация общества;
  • знать проблемы, возникающие у людей в результате употребления алкоголя, наркотиков;
  • стремиться к трезвому образу жизни.

Здоровье. В результате изучения курса этики человеческих отношений воспитанники должны: понимать ценность здоровья, зависимость исполнения мечты от состояния здоровья человека.

5-7 класс.

Человек среди людей. Средства общения. Внимание к людям. Умение слушать собеседника. Воображение. Уважение к людям. Сочувствие. Настроение. Учимся вежливости. Слова приветствия, прощания, извинения, просьбы. Скрытая просьба. Благодарность.

Этика и этикет. Поведение за столом. В гостях. В театре. Внутренняя и внешняя воспитанность. Уважение. Дерзость. Дисциплина. Бескорыстность. Благотворительность. Честность и правдивость. Благодарность. Доброта. Доброе отношение к людям. Манеры поведения. Условия эффективного общения.

Доброта и доброжелательность. Деликатность. Варварство. Вспыльчивость. Вульгарность. Зависть. Жестокосердие. Нахальство.

Самовоспитание. Поведение на улице, в транспорте. Азбука юного пешехода. Учимся вежеству.

Непримиримость к грубости. Равнодушие. Турнир вежливых и внимательных..

Познай себя. Характер. Внимание, память, мышление. Воля и волевые качества личности. Судьба.

Ответственность. Ответственность. Есть ли границы у ответственности. Ответственность за свои поступки. Самовоспитание.

Полезные и вредные привычки. Полезные и вредные привычки.

ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ? Соблюдай безопасность. Давление.. Ингалянты.

Тревожность. Как преодолеть тревожность? Знакомство. Алкоголь. Курение. Наркотики. Марихуана. Наркомания. Манипулирование. Как отличить манипулирование от давления?

Самооценка. Стеснительность. Мифы и правда о ПАВ.

Здоровье. Мое здоровье. Кто в ответе за мое здоровье? Перед кем я несу ответственность за свое здоровье? За кого я несу ответственность? Вперед к здоровью!

8-9 классы.

Роскошь человеческого общения. Здравствуй, человек! Мы живем, чтобы оставить след. Роскошь человеческого общения. Жить с достоинством. Что это значит? Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Забота. Благодарность. Великодушие. Бесчувственность. Злословие. Совесть. Нужна ли она.

Познай себя. Как мы общаемся. Строить отношения. Совесть. Добро и зло.

Умей познать другого.

Дружба и любовь. Человек. Личность. Смысл жизни человека. Счастье жить. Дружба и любовь. Умеем ли мы дружить? Настоящая дружба.

Достоинство. Мужество. Рыцарство. Женственность. Девичья гордость и мужское достоинство.

В чем смысл любви? Любовь и влюбленность. Любви все возрасты покорны. Делать подарок любимым. Любовь - величайшая ценность.

Ответственность. Свобода и ответственность Преступление и наказание. Законы и правила.

Ответственность и безответственность. Полезны ли полезные привычки. Умей познать другого.

Свобода и ответственность. Есть ли у нас рабство? Преступление и наказание. Законы и правила.

Есть ли у нас выбор? Ценностные ориентации. Как получить то, что хочешь?

Вредные и полезные привычки. Подросток и алкоголь. Алкоголь, никотин: в чем опасность? Осторожно, наркомания!

Проблемы курения, алкоголизма, наркомании. Можно ли прожить без алкоголя?

Здоровье. В здоровом теле здоровый дух. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Путь к здоровью.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Москва, 2005Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. Москва, 1988
  2. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.Москва, 2004
  3. Бодирова З.А. Классные часы и беседы для девушек. Москва, 2003
  4. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. Москва, 2003
  5. Волкова Т.В. Наука быть человеком. Волгоград, 2008
  6. Галина И.В. Алкоголь и дети. Москва, 1985
  7. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. С-П, 2008
  8. Даржа В. Спасти наших детей. Москва, 2001
  9. Дик Н.Ф. Тематические классные часы "Человек и закон". Ростов-на Дону, 2008
  10. Иванова Н.П. Развитие личности ребенка. Москва, 1995
  11. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Москва, 2002
  12. Литвак М. Психологическое айкидо.
  13. Лом И.М. Правила хорошего тона. Смоленск, 1993
  14. Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек. Москва, 2007
  15. Мирилова Т.Л. Воспитание хороших манер. Волгоград, 2009
  16. Нигамедзянов Э.А. Правда о наркотиках и наркомании. Москва, 2006
  17. Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья. Москва, 2007
  18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1985
  19. Пащенков С. Во вред здоровью, семье, потомству. Москва, 1985
  20. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград, 2007
  21. Романова О.Л. Полезные привычки. Москва, 2001
  22. Рясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. Москва, 2003
  23. Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Москва, 2001
  24. Сорокоумова Е.А. Уроки общения. С-П, 1994
  25. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. Москва, 1990
  26. Трушов В.П. Наркология в практике педагога и школьного психолога. Липецк, 2008
  27. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог. Москва, 2006
  28. Энциклопедия Независимости. Москва, 2007

Идеология образования

Методология образования

Методология - это учение о научных способах познания; означает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В XX в. произошли важнейшие изменения в методологии познания: появились идеи, пытающиеся объяснить деятельность систем самого высокого уровня организации (личность, общество, культура); на смену системному анализу и системному подходу пришел синергетический подход; была обоснована идея единой системы методов для изучения сложных систем. При таком рассмотрении образовательные системы принадлежат к сложным систе­мам, так как включают в себя людей, наделенных сознанием, обладающих комплексами идей и вступающих друг с другом и окружающим миром в тесное взаимодействие.

Представители исторического материализма - К. Маркс, Ф. Энгельс (Германия), В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский (Россия) -выдвинули идею превращения школы и всего воспитания в орудие борьбы пролетариата за свое господство, которая нашла воплощение в жизнь после Октябрьских событий 1917 г. В итоге педагогика и ее история, подобно другим наукам об обществе, были жестоко ориентированы на обслужива­ние советской партийно-государственной системы. Таким образом, методологической основой истории педагогики советского периода был диалектический и исторический материализм.

Прочные связи педагогики и философии установились за тысячи лет до К. Маркса и Ф. Энгельса. Педагогика как отрасль знаний возникла в рамках философии, вышла из нее. Методология истории педагогики ис­ходит от мировой философии в ее лучших прогрессивных проявлениях и традициях.

Итак, методология философии образования определяет общие под­ходы к познанию и использованию закономерностей, изучаемых этой наукой, историко-педагогических процессов, явлений, идей, теорий, систем, понятий.

Идеология - это система различных идей, представлений, понятий и взглядов, в которых определяются, осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеология образования определяется общественным строем и соответствующим развитием науки.

Термин «этика» впервые был использован Ари­стотелем для обозначения особой области исследования - практической философии, науки о том, как правильно вести себя в соответствии с прави­лами, определенной системой ценностей. Этика образования рассматрива­ет образцы поведения всех участников образовательного процесса. Обра­щение к этическим проблемам педагогической науки стало особенно акту­альным в наше время, в связи с этим появилось понятие «этическая педа­гогика» (М.Н. Дудина).

1

Статья посвящена этике педагогической деятельности как совокупности норм и правил поведения педагога, обеспечивающей нравственный характер педагогической деятельности и обусловленных ею взаимоотношений. Рассмотрено развитие этической регламентации педагогической деятельности от общих представлений о педагогической морали до формулировки комплекса требований и норм, предъявляемых обществом к профессионалам в данной сфере человеческой деятельности. Систематизированы рамочные подходы к пониманию этики педагога, продекларированные на уровне ЮНЕСКО и действующей под его эгидой Всемирной организации учителей и преподавателей. Проанализированы нормы, касающиеся профессиональной этики педагога, сформулированные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в части закрепления требований к педагогу в локальных нормативных актах образовательного учреждения, оценки этической составляющей в процессе аттестации и др. Определены основные направления внедрения указанных нововведений в практику образовательных учреждений.

КОДЕКС ЭТИКИ ПЕДАГОГА

аттестация

этическая компетентность

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Гребенникова В.М. Этика педагогической деятельности. Краснодар, 2013.

2. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема // Вопросы философии. – 2014. – №4. – С. 79–83

3. Заключительный доклад. Всемирный форум по образованию. Дакар. 2000 г. Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new/en/education/worldwide/

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004

5. Ломов А.И. Профессиональная этика педагога в новом Законе «Об образовании» // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 3. С. 21–22.

6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М., 2010. С. 12.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

8. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (Ред. от 05.08.2013) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru - 09.08.2013.

10. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения. Брянск, 2004.

11. Education Worldwide. Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new /en/education/worldwide/

Из всех видов человеческой деятельности, одной из наиболее важных по праву считается педагогическая, т.е. деятельность, обеспечивающая передачу от поколения к поколению накопленного духовно-практического опыта. Меняются эпохи, общественные формации, мировоззрения, разрушаются старые и формируются новые системы ценностей, умирают и рождаются профессии, но ровно столько, сколько будет существовать человечество, будет востребован и труд учителя.

Работа педагога предполагает не только наличие определенного запаса знаний, профессионального опыта и мотивации. Не меньшее влияние на качество и результативность педагогической деятельности оказывает ее нравственная, этическая составляющая.

Необходимость этической регламентации педагогической деятельности особенно важна на современном этапе развития образования. Решение стоящих перед Россией задач обеспечения инновационного характера базового образования; модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития; создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг невозможно без переосмысления роли учителя в образовательном процессе и тех требований, которые общество предъявляет к его личности.

Педагогическая этика - одно из самых развитых направлений профессиональной этики. По мнению некоторых специалистов, ее элементы «появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции» . За время существования цивилизации педагогическая мораль значительно эволюционировала, и сегодня она трактуется как «совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и обусловленных ею взаимоотношений; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога» . Иначе говоря, если раньше этика педагога рассматривалась как желательная модель его поведения в отношениях с учениками, то сегодня основным трендом становится не только понимание педагогом моральных основ профессии, но и его способность соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к личности учителя, преподавателя, наставника современным обществом.

Впервые этот вопрос был озвучен в Рекомендации Юнеско «О положении учителей», принятой 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей. В Рекомендациях подчеркивалось, что: «...современный учитель - это человек, осуществляющий служение обществу, которое требует от него глубоких знаний и специальных навыков, приобретенных и поддерживаемых упорной учебой и исследовательской деятельностью на протяжении всей жизни; оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благополучие учащихся и общества в целом и соответствия высоким профессиональным требованиям» .

В соответствии с этим же документом любая преподавательская деятельность должна проводиться в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и быть нацелена по возможности на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивать сохранение исторического и культурного наследия мира. Некоторые предложенные стандарты этического характера ЮНЕСКО рекомендовала рассмотреть «в качестве основы для разработки этического кодекса преподавательской профессии» .

На Третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International), состоявшемся 25-29 июля 2001 г. в Йомтиене, Таиланд, была принята «Декларация профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей», охватившая широкий круг вопросов, включая обязательства учителей и преподавателей перед профессией (оправдание общественного доверия и уважения общества, повышение престижа профессии, поддержание высокого уровня профессиональных знаний и навыков); перед учениками (уважение прав детей, признание их личной уникальности, учет потребностей каждого учащегося, защита их интересов, забота и конфиденциальность и др.); перед коллегами и руководством (поддержание благожелательной атмосферы в том педагогическом коллективе, где они работают, взаимная помощь, уважение и др.); перед родителями учеников (признание прав родителей на получение консультаций и полной информации об успехах и проблемах своих детей, уважение родителей, поощрение их участия в образовании ребенка). Тем самым этический кодекс педагога сформулировал рамочные подходы к пониманию профессиональной этики преподавателя с учетом всего многообразия педагогической деятельности.

Анализ международных документов позволяет сделать вывод о том, что тенденция к стандартизации этических норм декларируется сегодня на самом высоком уровне, и причина здесь вовсе не в желании превратить любого учителя в «робота», выполняющего определенный комплекс требований. Усложнение архитектуры образовательного пространства, системы взаимоотношений всех его субъектов ставит перед педагогом принципиально новые задачи. Именно на помощь в их решении направлена работа по выработке этических педагогических стандартов, часто определяемых как «этическая компетентность».

Активно ведется подобная работа и в России. Так, в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» модель профессионального стандарта педагогической деятельности включает совокупность компетенций (компетентность), обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности. При этом под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. В соответствии с данным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

  • компетентность в области личностных качеств;
  • компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
  • компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
  • компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
  • компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
  • компетентность в организации педагогической деятельности .

И, хотя этическая компетентность не выделена в отдельный блок профессиональных компетенций, очевидно, что многие включенные в стандарт характеристики, такие как соответствие поведения и внешнего вида учителя этическим нормам; обладание педагогическим тактом; деликатность в общении, культура речи; доброжелательность; коммуникативная компетентность как в общении с учениками, так и с другими участниками педагогического процесса (коллегами, руководителями и подчиненными, родителями); умение устанавливать субъект-субъектные отношения; умение устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог; умение разрешать конфликты оптимальным способом; соответствие поведения и внешнего вида учителя этическим нормам и иные, соответствуют именно этическим нормам.

На протяжении последнего десятилетия многие известные отечественные специалисты предлагали выделить «этическую компетентность» педагога в особый блок профессиональных стандартов. С подобными предложениями выступала, например, И.А. Зимняя, утверждавшая, что учитель должен быть образцом для подражания, располагать к себе воспитанностью, образованностью, компетентностью, культурой поведения и педагогического общения, иначе говоря, как субъект педагогической деятельности учитель должен обладать определенной совокупностью профессиональных, психологических и нравственных качеств .

Л. М. Шарова рассматривала структуру профессиональной компетентности педагога как профессионально-этическую модель, включающую: блок профессионально-предметных и этических знаний; блок профессионально-педагогических умений; блок психологических знаний о профессиональных позициях учителя; психолого-этический блок знаний о нравственно-психологических качествах учителя и его профессиональной этике .

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также ввел ряд норм, касающихся профессиональной этики, в частности обязал педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48); определил ответственность за несоблюдение этических норм (ч. 4 ст. 48). Таким образом, нормы профессиональной этики педагогических работников на сегодняшний день рассматриваются уже как морально-правовая категория. Более того, с обновлением нормативно-правовой базы образования профессиональная этика стала предметом контроля органов управления образовательной организации в соответствии с ее уставом (п. 4 ч. 2 ст. 25 указанного ФЗ), а каждая образовательная организация обязана принять локальные акты, закрепляющие нормы профессиональной этики педагогических работников (ч. 1 ст. 30 указанного ФЗ).

В соответствии с нормами Закона «Об образовании в Российской Федерации» каждое образовательное учреждение должно сегодня разрабатывать такие локальные нормативные акты, как Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, а также внести соответствующие изменения в Устав учреждения, в частности предусмотреть право педагогических работников на «объективное расследование нарушения Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников» и обязанность «следовать требованиям Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников».

Достаточно обоснованной представляется и рекомендация внести комплекс прав и обязанностей учителя, затрагивающих этическую составляющую профессиональной деятельности в трудовые договоры с педагогическими работниками (ч. 4 ст. 57 Трудового кодекса РФ). Кроме того, в связи с передачей образовательным организациям полномочий по проведению аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в локальный нормативный акт образовательной организации, регламентирующий этот процесс, должна быть включена процедура учета выполнения педагогическим работником норм профессиональной этики .

Действующий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 18 февраля 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало проект Концепции и содержания профессионального стандарта учителя. В этих документах значительное внимание уделено этической составляющей педагогической работы. В частности, предлагается оценивать такие параметры педагогической деятельности, как эмпатийность, социорефлексия, самоорганизованность, личностная компетентность, общая культура педагога и др.

В этой связи представляется исключительно важным оказать поддержку в области внедрения профессиональных стандартов и разработки этических кодексов педагогической деятельности на региональном и муниципальном уровнях, разрабатывая модельные этические кодексы для различных групп образовательных учреждений (дошкольное, общее, дополнительное образование), а также оказывая методическую помощь работникам образовательных учреждений разных уровней. Подобная практика позволила бы обобщить накопленный опыт и внедрить наиболее успешные разработки в практику всех учреждений образования.

Рецензенты:

Микерова Г.Г., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования, г.Краснодар;

Рудакова И.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Профессор кафедры педагогики и психологии, г. Краснодар.

Библиографическая ссылка

Гребенникова В.М., Дорошенко В.В. ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18977 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Этика в образовании или этика без образования. 3

Нравственные ценности в образовании. 4

Нормативные аспекты нравственного образования. 6

Этические традиции филосовского осмысления проблем образования 8

Проблемы духовности в современной структуру русского образования……... 11

Этническая картина мира. 14

Экологическая этика в высшем образовании. 19

Список литературы 22


Этика в образовании или образование без этики

Сегодня уже не для кого не секрет, что с начала 1990-х гг., а в конечном итоге более двадцати лет, в нашей стране проводится реформа образования. Такое количество лет, безусловно, не только свидетельствует о сложности процесса реформирования, но и заставляет размышлять над вопросом: почему реформа продолжается так долго, и не свидетельствует ли она о многих негативных явлениях в нашем социуме? В этой связи пророчески звучит высказывание члена-корреспондента РАН В. В. Миронова: «Реформа, которая длится слишком долго, неизбежно превращается в свою противоположность, то есть в своеобразную контрреформу». Само собой разумеется, начало всякой реформы ведет и к определенной нестабильности, к деформации системы ценностей, оказывает негативное влияние на духовный мир и культуру личности. На наш взгляд, перед современной системой образования, будь то школа, колледж, вуз, остро встала задача: понять, для кого, с какой целью мы обучаем и воспитываем будущих граждан своей страны? В условиях социалистической формации по крайней мере все относительно ясно. Был «моральный кодекс строителя коммунизма», стояла задача воспитать «всесторонне развитую личность, готовую отстаивать интересы коллектива, ставить общественные интересы выше личных. Однако все это осталось в прошлом. Вместе с критичным отношением к «гомо советикусу» потеряны и положительные качества системы образования. Во-первых, до сих пор весьма неясны цели и задачи вузовского образования. Не совсем верно в современных условиях определять его эффективность рублем, а социальный заказ количеством коммерческих студентов. Во-вторых, нельзя не сказать и о статусе гуманитарного образования, которое переживает далеко не самые лучшие времена. Действительно, наша страна испытывает большую потребность в специалистах технического профиля, осуществляя модернизационные процессы в сфере экономики, в построении гражданского общества. Однако этот процесс не должен сопровождаться столь масштабными и часто безосновательными сокращениями гуманитарных дисциплин и прежде всего этики, философии, истории, культурологии. Из учебных планов и расписаний занятий институтов и вузов исчезли курсы «Профессиональная этика юриста», «Философские основы предпринимательства, «Этика и культура управления», «Этика бизнеса» и др. Все это заставляет задуматься над проблемой внутреннего мира гражданина России, его нравственных ориентирах. Гуманитарное знание формирует не человека-машину, а человека думающего, размышляющего, с активной жизненной позицией. В этом отношении государство, по нашему мнению, должно стремиться не к контролю за его поведением, не к его всемерному порабощению, а к поддержанию традиционных нравственных ценностей идеалов добра и справедливости. В этой связи напрашивается вопрос: а нужен ли специалист без нравственных основ и кто их формирует? В многочисленных современных дискуссиях и публицистических выступлениях известных педагогов, профессоров, писателей часто приходится слышать до боли знакомые мотивы о западном влиянии, подрывающем основы социальных институтов, и прежде всего семьи. Вместе с тем с упорством, достойным лучшего применения, в России претворяется в жизнь Болонское соглашение. Очень хочется, перефразируя слова известного русского религиозного философа, педагога В. Зеньковского, напомнить: Запад не за рубежом, он в сердце человека. Открывая дискуссию об этических проблемах образования в России, затронутых выше, мы хотели бы еще раз привлечь внимание общественности к его целям, задачам, осмыслить их, понять. Неразумно в современном российском обществе духовную сферу оставлять только на попечение религиозных конфессий при всем к ним уважении и почтении. Механическое введение вероучительных основ наших традиционных религий в учебный цикл без учета гуманитарной составляющей едва ли решит поставленную проблему. Кстати, полагаем, что современной России антитеза верующий/ неверующий уже не столь актуальна. Важнее другое: сознает ли человек свою причастность к традиционным ценностям, имеет ли выбор нравственных ценностей, культурную и воспитательную основу, сделан он свободно или сделан извне.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы