08.04.2024

Важность профессии социального работника: как помочь людям. Должностные обязанности социального работника Определение социальной работы в разные десятилетия


Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Особенности профессии

Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:

  • анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
  • работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
  • предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
  • оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
  • доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
  • помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
  • общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
  • оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
  • ведение учетной и отчетной документации.

Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Огромная социальная значимость профессии, ведь ежедневно такие специалисты выполняют сложную и важную работу, повышающую качество жизни многих людей.
  2. Официальное трудоустройство и солидное количество вакансий.
  3. Специалисты востребованы в каждом крупном и маленьком городе России.
  4. Можно трудоустроиться без высшего образования.
  5. Стабильное обучение и развитие.
  6. Большое количество бюджетных мест в вузах, возможность получить образование на очном, очно-заочном или заочном факультете.
  7. Работа станет идеальным решением для гуманитариев.

Минусы

  1. Низкооплачиваемая работа.
  2. Постоянный контакт с разными слоями населения, представители которых не всегда приветливые, честные.
  3. Взаимодействие с больными, зависимыми людьми может привести к заражению инфекционными и другими видами заболеваний.
  4. Труд недооценен в странах СНГ.
  5. Специалист проводит много времени на ногах, вынужден выполнять большой объем работ.
  6. График может быть ненормированным.
  7. Социальные работники часто сталкиваются с вопиющими случаями человеческой жестокости, что может оказывать подавляющее воздействие на моральное состояние.

Важные личные качества

Эмоциональная стабильность и спокойствие - вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:

  • человеколюбие;
  • толерантность;
  • находчивость;
  • самоконтроль;
  • склонности к работе в коллективе;
  • обостренное чувство справедливости;
  • четность;
  • увлеченность социальными процессами.

В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.

Обучение на социального работника

Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:

  • «Социальная работа с молодежью»;
  • «Социальная работа в системе социальной защиты».

После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Образовательный центр «Верити»

Большой выбор разнообразных программ подготовки, помогающих повысить квалификацию людям, трудящимся в сфере оказания социальной помощи. Предусмотрены занятия как для отдельных сотрудников, так и для целых коллективов. Получать знания можно очно или дистанционно. Программы включают инновационные методики развития для детей, правила взаимодействия с подростками, охрану труда и не менее актуальные вопросы.

Колледжи Социальных работников

  1. СПб ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства».
  2. Колледж по подготовке социальных работников («Колледж № 16»), г. Москва.
  3. Экономико-технологический колледж КИБиТ.

Высшее образование Социальных работников

  1. Российский государственный социальный университет.
  2. Московский педагогический государственный университет.
  3. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова.
  4. Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
  5. Московский социально-экономический институт.
  6. Российский новый университет.
  7. Московский государственный психолого-педагогический университет.
  8. Санкт-Петербургский государственный университет.
  9. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
  10. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова.
  11. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
  12. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.
  13. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
  14. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Место работы

Соцработники могут найти вакансию в государственных структурах (социальный инспектор), развивающих и коррекционных центрах, службах занятости. Часто этих специалистов привлекают к волонтерской деятельности, они могут сотрудничать с «Красным Крестом» и другими общественными благотворительными организациями.

Зарплата Социального работника

Зарплата на 03.12.2019

Россия 15000—60000 ₽

Москва 36000—90500 ₽

Профессиональные знания

  1. Базовое знание психологии, медицины, социальной педагогики, коррекционной работы, конфликтологии.
  2. Виды и правила оказания социальных услуг.
  3. Основные этические нормы социальной работы.
  4. Права и обязанности граждан, которым предоставляется социальная защита и помощь.
  5. Основы волонтерской деятельности.
  6. Методики развития разных возрастных групп детей.
  7. Способы восстановления психологического равновесия.
  8. Основы планирования деятельности, программы для ведения бухгалтерии и учета, базы данных.

Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации .

Выделяют такие основные направления социальной работы, которые описывают ее профессиональное содержание:

· социально-психологическое (регуляция межличностных отношений в преодолении трудной жизненной ситуации)

· социально-правовое (учитывание правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации)

· социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья),

· социально-бытовое (помощь в достижении оптимальной адаптации в обществе)

· социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи)

· психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения).

Социальная работа - это профессиональная дисциплина, нацеленная на улучшение и сохранение благосостояния детей, взрослых, семей и сообществ.

Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению адаптации людей, повышению их способностей к существованию в обществе и повышению их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы .

Социальная работа как профессиональная деятельность

Социальная работа -- это управление использованием ресурсов человека, семьи или общности, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны -- поддержание стабильности в обществе.

Впервые готовить социальных работников специальных школах начали в странах Западной Европы и США в конце XIX - начале ХХ веков.

Ситуация в мире складывалась так, что появилась потребность в подготовке социальных работников-профессионалов. Основными причинами формирования социальной работы как научной и учебной дисциплины считают:

1. урбанизация и индустриализация;

2. увеличение социальных связей и отношений человека;

3. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования.

Субъектами социальной работы определяют обычно работников социальных служб, а также, иногда социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, коммерческие) учреждения и общественные организации .

К объектам социальной работы относят индивидов, малые группы, население определенной локализованной территории. Все из них становятся объектами социальной работы вследствие нарушения социального функционирования.

В виде профессиональной деятельности в социальной работе как предмет выделяют понятие "жизненная ситуация" или "трудная жизненная ситуация" объекта.

Цель -- изменение основных характеристик жизненной ситуации, преодоление объектом возникших трудностей.

В литературе выделяются три уровня практической социальной работы:

1. макроуровень (социально-административный)

2. мезоуровень (групповой)

3. микроуровень (индивидуальный).

Социально-административный уровень выделяется на основе особенностей объекта, которым в данном случае становится локальное сообщество индивидов, объединенное общностью территории, культуры, социально-экономического положения, проблемами и т. д.

Групповой уровень социальной работы представлен как реализация помощи группе.

Индивидуальный уровень социальный работы представляет собой организацию взаимодействия социального работника с клиентом, где оба выступают как индивиды, обладающие комплексом специфических черт и свойств.

Действия социального работника выражаются в форме социальной защиты, социальной помощи, социальной поддержки, социального обслуживания и социального обеспечения .

Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых обществом и структурами внутри него, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и активного существования человека.

Феномен социальной защиты рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае социальная защита - это деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.

Во втором случае социальная защита -- это создание условий, которые не допускают возникновения трудной жизненной ситуации или ее осложнения у клиентов социальных служб.

Социальная защита осуществляется через социальные гарантии -- обязательства государства по отношению к различным категориям населения. Социальные гарантии строятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. При учитывании особенностей жизни человека, возникает специальный правовой статус, который дает ряд дополнительных возможностей.

Соответственно, для ряда категорий существуют гарантии на получение социальной помощи. Социальная помощь - это система социальных мер, которая проявляется в виде поддержки, содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения трудной жизненной ситуации, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе .

Социальная помощь может быть оказана только в моменты непосредственной потребностей в ней (медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь).

Социальная поддержка - это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования "слабых" социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду и сложности в сложившихся обстоятельствах своей жизнедеятельности и общественных отношений.

Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с социальным работником, построить собственную линию поведения, которую клиент определит как значимую и необходимую для себя.

Социальное обеспечение - это такой вид социальной помощи, предполагающий непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного (государственного или же частного) ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат. К открытым выплатам относят пенсию и различные пособия, а к скрытым - льготы.

Социальное обслуживание - деятельность по удовлетворению потребностей разных категорий населения в социальных услугах -- полезных действиях. Для чего используются кадровые и общественные ресурсы.

У разных групп населения преобладают разные типы личных ресурсов, потребности в разных видах и формах социальной помощи. Рассмотрим особенности социального обслуживания в России для пожилых граждан и инвалидов . Для этих категорий населения существуют такие виды социальных услуг:

Услуги по организации питания, быта, досуга;

Содействие в получении образования инвалидами с учетом их возможностей способностей;

Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;

Содействие в трудоустройстве, социально-трудовая реабилитация;

Материально-бытовые услуги;

Правовые услуги;

Организация ритуальных услуг.

То есть, социальная работа включает в себя и защиту, и социальную помощь, предоставление которых зависят от реальных трудностей в жизни человек, группы; тогда как социальное обеспечение и социальное обслуживание предназначены для помощи в управлении процессом использования внутренних и внешних ресурсов семей или отдельных людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В последнее время был сделан существенный шаг по направлению к формированию социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки.

Необходимость повышения эффективности социальной работы в решении социальных проблем обращает наше внимание на концепцию социальных изменений. Изучение изменений с помощью синтеза разных наук о человеке приводит к реализации трехкомпонентной задачи:

Становление оптимальных отношений между людьми в обществе и группе;

Нахождение путей гармонизации взаимодействий личности и окружающей среды;

Изменение ситуации клиента в жизненном мире на основе стимулирования его социального и личностного потенциала.

Последнее обновление: 23/02/2015

Вы ищете для себя сложное, но интересное дело? Хотите внести свой вклад в развитие общества, помогать людям преодолеть жизненные трудности? тогда подумайте о социальной работе. Многие успевают поработать в этой сфере прежде, чем продолжить образование в аспирантуре, однако есть и те, кто изначально решает специализироваться именно в социальной работе.

Так что же представляет собой социальный работник? Это специалист в области психического здоровья, который помогает людям с самыми разнообразными проблемами, в том числе при психологических, финансовых трудностях, проблемах со здоровьем или в отношениях, а также при злоупотреблении психоактивными веществами.

Несколько фактов о социальных работниках

По данным Бюро статистики труда (США), в 2006 году социальные работники занимали примерно 595 000 рабочих мест. Для большинства из них требуется получение степени магистра в области социальной работы. Социальные работники трудятся в различных условиях, в том числе в больницах, психиатрических клиниках, школах, некоммерческих и государственных учреждениях.

Чем занимаются социальные работники?

В рамках своей деятельности они применяют теоретические сведения для того, чтобы понять человеческие проблемы, помочь улучшить как жизнь отдельных людей, так и общества в целом. Многие из тех, кто работает в этой сфере, специализируются на определённых обязанностях: оказание помощи детям, содействие в преодолении зависимости и т.д. Социальные работники:

  • обучают клиентов новым навыкам;
  • связывают клиентов с важнейшими ресурсами общества, в котором они живут;
  • защищают уязвимых клиентов и гарантируют, что их интересы будут соблюдены наилучшим образом;
  • консультируют клиентов, нуждающихся в поддержке и помощи;
  • изучают социальные проблемы с тем, чтобы найти возможность справиться с ними.

Где они работают?

По данным Министерства труда США, половина социальных работников занята в сфере здравоохранения и социальной помощи. То есть, они работают в больницах, психиатрических клиниках и ведут частные практики.

Ещё 30% социальных работников привлекаются правительственными учреждениями на местном или федеральном уровне. Специалисты, работающие в государственных учреждениях, производят оценку социального обеспечения детей, содействуют людям получении государственной помощи и работают с сотрудниками правоохранительных органов.

Сколько получают социальные работники?

Заработная плата может варьироваться в зависимости от географического положения, уровня образования и области специализации. По данным Национальной ассоциации социальных работников, те, кто только начинает свою деятельность со степенью бакалавра в области социальной работы, зарабатывают около $30,000 в год. Доход специалистов со степенью магистра в среднем составляет около $40,000 - $50,000 в зависимости от опыта.

Министерство труда США сообщает следующие данные о среднем годовом доходе для различных областей специализации в области социальной работы:

  • социальные работники, работающие с детьми, семьями и школами - $37,480;
  • социальные работники, работающие с людьми, страдающими от психических заболеваний и зависимостей - $35,410;
  • социальные работники в общественном здравоохранении - $43,040.

Требования к образованию

Для того, чтобы стать социальным работником, необходимо получить, как минимум, степень бакалавра социальной работы. Тем не менее, должность начального уровня можно получить и со степенью в области психологии, социологии и образования. Если Вас интересует оказание психотерапевтических услуг, то Вы должны будете получить степень магистра в области социальной работы. Если же Вы хотите преподавать в университете или проводить исследования, Вам придётся получить докторскую степень в области социальной работы.

Направления работы

  • Социальные работники в общественном здравоохранении предлагают психосоциальные услуги для частных лиц, семей и групп, которые пострадали от острой, хронической или неизлечимыми болезни. Эти услуги могут быть связаны с оказанием психологической консультации, помощью семьям, которые ухаживают за больным родственником.
  • Социальные работники, работающие с детьми, семьями и школами , помогают детям с академическими, социальными и эмоциональными проблемами. кроме того, в их обязанности входит и работа с приёмными детьми, содействие в организации усыновления, а также оказание помощи родителям-одиночкам.
  • Социальные работники, работающие с людьми, страдающими от психических заболеваний и зависимостей , занимаются оценкой состояния и оказанием психологической помощи людям, страдающих от проблем психического здоровья, наркомании/токсикомании и алкогольной зависимости. Момимо этого данные специалисты проводят консультации в кризисных ситуациях, оказывают услуги индивидуальной и групповой терапии, а также услуги для психосоциальной реабилитации.

Перспектива работы для социальных работников

По данным Бюро статистики труда (США), в течение ближайших десяти лет спрос на социальных работников, будет расти быстрее среднего. Специалисты прогнозируют рост числа рабочих мест как городах, так и в сельской местности.

✓ контроль:

✓ страхование;

✓ обслуживание;

✓ попечительство и др.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальную работу характеризуют главным образом объектно-субъектные отношения.

Под объектом социальной работы понимаются.

✓ в широкой трактовке - все люди;

✓ узкой - группы, слои населения, их отдельные представители, индивиды, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. Классификация субъектов социальной работы:

✓ организации, учреждения, социальные институты общества:

Государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

Различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям);

Администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделений и др;

✓ общественные, благотворительные и другие негосударственные организации и учреждения:

Профсоюзы:

Отделения Детского фонда:

Общества Красного Креста:

Частные социальные службы, организации и т. д.;

✓ люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах:

Организаторы-управленцы и исполнители;

Практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической (практической) деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или изменить их.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой.

Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, системность методов работы и практическую направленность.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Социальная работа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.

Система образования по социальной работе должна представлять собой сочетания теоретических и практических составляющих. Одним из важных элементом в подготовке специалистов социальной работе должно быть освоение основ медицины, психологии, психотерапии, медицинской психологии, права и др. Обязательным в системе подготовки специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг). Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.

Основная цель образования – получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социально работе. Современный социальный работник – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.

Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие.

Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа.

Социальные работники - это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

Структура социальной работы - это се компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы.

Выделяют следующие аспекты социальной работы.

✓ решение повседневных и неотложных проблем, связанных с социальной защитой населения;

✓ предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.)

путем обобщения практики работы, выявления основных тенденций, подачи предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основные направления (виды) социальной работы.

✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия;

✓ реабилитация; ✓ профилактика;

✓ контроль:

✓ страхование;

✓ обслуживание;

✓ попечительство и др.

Переосмысление основного содержания и направления социальной политики привело к необходимости определения места и роли социальной работы в реализации этой политики. Но прежде необходимо ответить на вопросы: Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью? Каковы ее основные принципы, содержание и особенности?

Известно, что социальная работа является не только средством реализации социальной политики. Она, выполняя функцию обратной связи, выступает в качестве социального локатора, который определяет на основе специальных индикаторов реальные последствия социальной политики, ее жизненность и эффективность. Именно система социальной работы как деятельность по оказанию помощи человеку, семье, группе лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации, через материально-финансовую, морально-правовую поддержку, консультирование и обслуживание показывает реальные возможности общества и государства по социальной защите человека.

В зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно перспектив социальной политики и сущности социальной работы как вида профессиональной деятельности. Этот вывод мы сделали, обратившись к анализу работ зарубежных авторов.

В “Энциклопедии социальной работы” подчеркивается, что цель “социальной работы состоит во взаимодействии между отдельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить качество жизни для всех”.

В “Словаре социальной работы” доктора Баркера (США) приводится такое определение: “Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей”.

Американские исследователи М. Саппе и К. Уэллс дают следующее определение: “Социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, облегчать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы”.

  • совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями;
  • помогать в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам;
  • способствовать повышению эффективности этих источников;
  • оказывать помощь в развитии и совершенствовании социальной политики государства.

В Уставе немецкого профессионального союза социальных работников записано, что социальная работа как профессиональная деятельность включает в себя: содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе; выявление социальных проблем; предотвращение, устранение и смягчение личных и общественных конфликтов; развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

В работах шведских исследователей подчеркивается, что социальная работа - это систематическая целенаправленная деятельность, которая связывается непосредственно с практической реализацией и перспективой, предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой, а также решение различных проблем личности. Они считают, что социальная работа - деятельность по изменению условий и способа жизни человека, конечной целью которой является “освобождение” индивида-клиента.

Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что одного понимания проблем клиента недостаточно, чтобы изменить его положение, переживания или жизнь. Важен и аспект действия социального работника. Поэтому в содержание разрабатываемой теории деятельности “социальная работа” они вкладывают как аналитический, так и действенный компоненты, что было учтено нами в структурно-содержательном анализе этой деятельности.

Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нуждается в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в теорию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инженерное искусство.

Шведские исследователи, как и многие зарубежные ученые, в понятие “социальная работа” включают и социально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различных уровнях: индивидуальном, межличностном и структурном.

Заслуживает внимания точка зрения Ш. Рамона и Т. Шанина, которые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Существенную роль играют различные подходы и методы в зарубежной школе социальной работы, которые дополняют цели, задачи и содержание социальной работы в обществе. В связи с этим полагаем уместным отметить различие направлений и подходов в практике зарубежной социальной работы (М. Ричмонд, 3. Фрейд, Д. Дьюи, В. Робинсон, Г. Гамильтон,

А. Соломон и др.). Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобретала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделяли процесс оказания помощи, считая, что человек внутренне всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития, подчеркивая при этом значение социального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Вместе с тем представители функциональной школы уверены в том, что невозможно напрямую познать “Я” другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социального работника требуется хорошее знание самого себя. Поэтому подготовка социального работника должна заключаться в “тотальном (полном) вживании”, которое способствует саморазвитию, самопознанию.

Итак, зарубежные исследователи считают целью социальной работы содействие людям в успешном разрешении их проблем при активном участии самого человека. Средства достижения этой цели - высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

В публикациях российских исследователей имеют место также различные толкования понятия “социальная работа”. Так, авторы “Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе” определяют социальную работу как разновидность деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе ее совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности.

Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как социальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности; она является, прежде всего, технологией осуществления социальной политики в сфере поддержки “слабых” слоев населения, их социальной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм которых являются и учреждения социальной защиты. Т. Е. Демидова определяют социальную работу как “многогранную целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, отдельных лиц по оказанию помощи человеку в реализации его творческих, интеллектуальных способностей и созданию для этого необходимых условий”.

В публикациях начала 90-х гг. прошлого столетия социальная работа отечественными учеными (И. А. Зимняя,

В. А. Луков, В. А. Иванников и др.) рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности к социальному функционированию и созданию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель социальной работы в создании и сохранении условий для правового, достойного, комфортного существования человека как общественного субъекта.

По определению Н. С. Данакина, “социальная работа - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения”. И далее он уточняет, что смысл социальной работы заключается “в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы”.

Е. И. Холостова дает следующее определение социальной работы - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующих перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения.

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника настолько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди “собратьев”.

От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.).

Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина “патронаж”, то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии - на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себя пограничные элементы смежных профессий. Оно не нацелено на “оккупацию” соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету. Социальная работа не страдает всеядностью. Ее интересует только то, что помогает глубже разобраться в проблемах, ее занимающих. Значимое отношение к этим проблемам выступает своего рода оценочным индикатором тех концептуальных и инструментальных “услуг”, которыми располагают смежные области знания и профессии.

Здесь мы подходим к формулировке еще одной, может быть, даже главной отличительной особенности социальной работы как профессии. Если психолог имеет дело с психикой человека, медик -- с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист -- с его правовым поведением, т. е. каждый из них подходит к человеку с какой-то одной, причем “своей” стороны, - то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Выражаясь гегелевским языком, в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором - конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной “репрезентации” в отдельных науках и профессиях.

Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей - к человеку как к ценности. В действиях социального работника, наоборот, от человека как высшей ценности - к ценностям профессиональным.

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.

Есть еще важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.

Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека.

В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с другой - процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий:

  • - понимание социальным работником проблем клиента, его способность к “тотальному вживанию” в клиента, в смысл его проблем;
  • - способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;
  • - знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
  • - знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем клиента;
  • - наличие общего языка, обеспечивающего взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать при необходимости “переводчиком”;
  • - делегирование клиентом социальному работнику представительских полномочий;
  • - делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;
  • - признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;
  • - и, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупречной работой.

М. В. Фирсов предлагает рассматривать понятие “социальная работа” в логике диахронических процессов, которая позволяет расширить семантическое значение этого понятия, учитывая историографию данного феномена.

В связи с этим можно предположить, что содержание понятия “социальная работа” также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, задач, проблем, идеологии помощи к другим, и ее сегодняшняя форма (модель) не является завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого толкования (определения) понятия “социальная работа”.

Итак, социальная работа - деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

Социальная работа - направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.

Социальная работа - профессиональная деятельность, носящая по преимуществу превентивный характер.

Социальная работа - профессиональная деятельность, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

Вопросы и задания

  • 1. Дайте понятийную характеристику социальной работы с точки зрения зарубежных исследователей.
  • 2. Поясните различные точки зрения отечественных исследователей на понятие “социальная работа”.
  • 3. Назовите причины нестатичности содержания понятия “социальная работа” в историческом аспекте.
  • 4. Найдите общее и отличное в понятийных характеристиках социальной работы в отечественных и зарубежных исследованиях.
  • 5. Как классифицируют социальную работу как деятельность в практике социальной работы?
  • 6. Какое из предлагаемых определений социальной работы как деятельности вам наиболее предпочтительно?

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы