04.04.2024

Комиссаров дмитрий георгиевич ржд биография. "эдс-холдинг" возглавил бывший гендиректор "трансмашхолдинга"


Договорившись о покупке блокпакета “Трансмашхолдинга”, президент РЖД Владимир Якунин решил взять на работу одного из создателей этой компании - председателя совета директоров Дмитрия Комиссарова. Как стало известно “Ведомостям”, теперь он будет советником Якунина по международным проектам.

Якунин договорился с Комиссаровым, что тот будет его советником на общественных началах по всем международным проектам РЖД - от поставок техники и технологий до инфраструктурных проектов, рассказал “Ведомостям” один из менеджеров РЖД. Якунин ценит советников “из реального бизнеса”, заметил он. Вице-президент Межтрастбанка Андрей Крапивин - советник Якунина по банковским вопросам, рассказывал президент РЖД “Ведомостям”. Советуется он и с основным владельцем группы ЕСН Григорием Березкиным, которого позвал в совет директоров будущей публичной “дочки” РЖД - Грузовой компании, говорят два менеджера РЖД.

Комиссаров подтвердил “Ведомостям”, что недавно стал советником Якунина, но круг его обязанностей пока не определен. Он утверждает, что на работе в “Трансмашхолдинге” новое назначение никак не скажется: он останется председателем совета директоров и одним из акционеров компании. “Комиссаров не занимался внутренними текущими делами компании, в сферу его компетенции входили внешние связи”, - добавляет источник, близкий к “Трансмашхолдингу”

Комиссаров был назначен советником Якунина на “общественных началах”, его услуги оплачиваться не будут, говорит представитель РЖД. Это назначение “лежит в русле сотрудничества РЖД и "Трансмашхолдинга" по поставкам железнодорожной техники и развитию транспортного машиностроения в целом”, добавляет он.

36-летний москвич Комиссаров - один из основателей “Трансмашхолдинга”. В 1992 г. окончил Московский финансовый институт, девять лет работал в разных коммерческих структурах. А с 2001 г. активно участвовал в скупке предприятий транспортного машиностроения, которые с 2006 г. консолидируются на головной компании - ЗАО “Трансмашхолдинг”. Тогда же начались переговоры о продаже РЖД 25% плюс 1 акция “Трансмашхолдинга”.

РЖД пока не запускала крупных проектов за рубежом, но активно ищет их в Европе, Азии, арабских странах и Латинской Америке. Международные проекты самого “Трансмашхолдинга” ограничиваются покупкой немецкого инжинирингового предприятия Fahrzeugtechnik Dessau и украинского “Лугансктепловоза”. Кроме того, у компании есть СП по производству тепловозов в Казахстане, отмечает аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак. “Компания ориентируется главным образом на страны СНГ, которые заинтересованы в организации новых производств из-за большого износа подвижного состава”, - отмечает эксперт. Говорить об успехе этих проектов пока рано. Но уже понятно, что у “Трансмашхолдинга” будет немало конкурентов. О начале строительства завода по выпуску локомотивов в Казахстане в прошлом году объявила американская General Electric.

Личный проект бывшего председателя совета директоров "Трансмашхолдинга" (ТМХ) Дмитрия Комиссарова — машиностроительную компанию "ЭДС-Холдинг" — возглавил бывший гендиректор ТМХ Михаил Хромов. Эксперты вспоминают, что именно при господине Хромове ТМХ удалось стать монопольным производителем локомотивов в России.


О том, что совладелец "ЭДС-Холдинга" Рубен Геворкян покинул пост гендиректора компании, чтобы уступить его бывшему гендиректору "Трансмашхолдинга" Михаилу Хромову, вчера сообщило агентство "Интерфакс". До этого господин Хромов занимал пост председателя совета директоров "ЭДС-Холдинга", который теперь займет Рубен Геворкян. В "ЭДС-Холдинге" "Ъ" подтвердили эту информацию, отказавшись от дальнейших комментариев. Однако источник "Интерфакса" сообщил, что в "ЭДС-Холдинге" происходит смена управляющей команды: в компанию приходят сотрудники ТМХ, покидающих свои посты вслед за Дмитрием Комиссаровым. В конце июня он ушел с поста председателя совета директоров ТМХ (см. "Ъ" от 26 июня), тогда источник "Ъ", близкий к ТМХ, рассказывал, что господин Комиссаров попросил об отставке, поскольку был намерен заняться развитием собственного бизнеса. По неофициальным данным, именно он является совладельцем "ЭДС-Холдинга", а Рубен Геворкян, по данным "Интерфакса", является "младшим партнером". По данным ЕГРЮЛ, 81% акций ЗАО "ЭДС-Холдинг" принадлежит ООО "Сартигон", остальные 19% — ООО "Норд групп", оба ООО принадлежат офшорным компаниям. Дмитрий Комиссаров и Рубен Геворкян находятся в отпуске и вчера были недоступны для комментариев.

"ЭДС-Холдинг" объединяет предприятия, производящие электротехническую продукцию, в том числе для нужд железнодорожного транспорта: Армавирский электротехнический завод, Карпинский электромашиностроительный завод, "Кузбассэлектромотор", Ленинградский электромеханический завод, Ярославский электромашиностроительный завод. Выручка компании в 2007 году выросла на 75% и составила 7 млрд руб., в 2008 году "ЭДС-Холдинг" рассчитывает увеличить выручку до 14-15 млрд руб.

Михаил Хромов возглавлял "Трансмашхолдинг" с 2003 по 2006 годы — на этапе формирования компании. За эти годы холдинг, созданный Искандаром Махмудовым, Андреем Бокаревым и акционерами "Трансгрупп", скупил все локомотивостроительные и ряд вагоностроительных заводов в России. По словам источника, близкого к акционерам "ЭДС-Холдинга", на новом посту задача Михаила Хромова будет "практически та же, что и в "Трансмашхолдинге"". "Основная цель этого назначения — консолидация производственных мощностей и реструктуризация холдинга, внедрение новых разработок и повышение эффективности компании",— сказал собеседник "Ъ". В марте нынешнего года Рубен Геворкян говорил о планах проведения IPO компании в конце 2009 — начале 2010 года.

Аналитики отмечают серьезный опыт Михаила Хромова в "Трансмашхолдинге". "В период его руководства компанией были проведены сложные мероприятия — консолидация различных предприятий отрасли и перевод активов на единую акцию,— напоминает аналитик ВТБ Елена Сахнова.— Эта работа была выполнена хорошо, иначе было бы невозможно столь дорого продать РЖД блокпакет",— полагает она, добавляя, что в преддверии IPO назначение человека с подобным опытом вполне оправданно. В то же время аналитик ИФД "КапиталЪ" Михаил Пак не исключает, что акционеры "ЭДС-Холдинга" могут отказаться от IPO и продать пакет акций стратегическому инвестору, как и "Трансмашхолдинг". Источник "Ъ", близкий к акционерам "ЭДС-Холдинга", косвенно подтвердил такой вариант развития событий, сообщив, что, по его данным, от публичного размещения акций пока решено отказаться.

Алексей Ъ-Екимовский

Михаил Козырев, Александр Малютин, Илья Хренников

Выгодное дельце

Ориентировочная рыночная стоимость крупного проектного института в Петербурге (полезная площадь недвижимости, включая цеха опытного производства 100 000 кв. м) - $12 млн. Стоимость захвата - чуть более $1,5 млн.

Сбор информации о предприятии $15 000 Приобретение реестра акционеров, дел в налоговой службе и земельном комитете, платежных балансов, оперативных данных МВД.
Контроль «точек риска» $60 000 Получение обеспечительных мер в судах, контроль реестродержателя и службы судебных приставов.
Скупка акций у мелких акционеров $450 000 Организация инициативной группы из числа сотрудников предприятия, отправка команды скупщиков (30 человек), размещение информации о скупке, организация самой скупки, питание и проживание скупщиков.
Выкуп акций у крупных акционеров $ 9 0 0 000
Сбор информации о гендиректоре, главном бухгалтере, членах совета директоров (справки из правоохранительных органов). Переговоры с отдельными совладельцами и покупка их долей.
Назначение своего гендиректора $50 000 Жалобы: в Федеральную службу по финансовым рынкам - о недостаточном раскрытии информации по деятельности предприятия, в прокуратуру - по фактам мошенничества и хищений. Организация судебного решения, запрещающего основным владельцам участвовать в собрании акционеров. Созыв внеочередного собрания без их участия и назначение гендиректора. Проведение дополнительной эмиссии акций.
Захват $60 000 Организация обеспечительных мер, запрещающих реальным владельцам находиться на предприятии и пользоваться его имуществом. Начало исполнительного производства судебными приставами. Организация силами ЧОП защиты территории предприятия.

Источник: ИК «Русский проект»

Утро 24 ноября 2004 года. Пермский бизнесмен Андрей Агишев, основной владелец компании «Уралгазсервис», будет помнить еще долго. В офис компании, державшей реестр «Уралгазсервиса», явились приставы с липовым решением арбитражного суда и внесли изменения в состав акционеров, фактически лишив Агишева бизнеса. Из контролирующего акционера компании с годовым оборотом в $30 млн он в один миг превратился в ничего не решающего миноритария.

Кто мог пойти на столь дерзкую операцию против не самого мелкого в регионе предпринимателя? Только еще более влиятельный бизнесмен. Как полагает сам Агишев, за судебными исполнителями стояла компания Виктора Вексельберга, основателя холдинга «Ренова», совладельца алюминиевой империи СУАЛ и нефтяной компании ТНК-ВР.

Агишев не единственный владелец компании среднего размера, на чью собственность положили глаз олигархи. За последние два-три года у региональных предпринимателей накопилось немало обид на Искандера Махмудова, Вагита Алекперова, Алексея Мордашова и других миллиардеров.

Церемониться с владельцами бизнеса стоимостью в десяток-другой миллионов долларов олигархи не считают нужным-не по чину. Против них сплошь и рядом применяются методы из лихих 1990-х-благо арсенал их разнообразен.

Захват

Простейший способ поглотить приглянувшуюся компанию-нанять команду так называемых рейдеров, профессиональных захватчиков чужого бизнеса, которые проведут все необходимые мероприятия и решат проблемы со старым владельцем, не афишируя заказчика. Стоит работа рейдеров в несколько раз меньше (см. справку),чем само предприятие.

Непосредственным исполнителем акции против Андрея Агишева был челябинский бизнесмен Дмитрий Черкасов. Но проводилась она, по мнению пермского предпринимателя, в интересах компании «Комплексные энергосистемы» (КЭС), дочерней структуры «Реновы». В самой КЭС участие в захвате «Уралгазсервиса» отрицают. КЭС вкладывает деньги Виктора Вексельберга в энергетику и ЖКХ. Компания владеет энергетическими активами в нескольких регионах, в том числе пакетом акций «Пермэнерго». В 2003 году КЭС и администрация Пермской области заключили соглашение о сотрудничестве в сфере «мультиэнергетического бизнеса».

«Уралгазсервис», которому принадлежит около 5000 км газопроводов низкого давления в Пермской области, представлял для КЭС немалый интерес. К тому же Вексельберг курирует газовые проекты в ТНК-ВР. Как рассказал Агишев, представители КЭС предложили ему продать компанию, но его не устроила цена. После чего и случилась история с переписыванием реестра акционеров «Уралгазсервиса».

Агишеву удалось отбить атаку. Узнав, что с него списали акции по решению екатеринбургского суда, Агишев направил в Екатеринбург юристов, и они, по его словам, выяснили: под номером дела, на основании которого был изменен реестр, в суде зарегистрировано другое дело.

Вывод из всего случившегося Агишев делает следующий: «Они [олигархи] думают, что у нас тут край непуганых идиотов. Им в свое время столько досталось бесплатно, что они разучились за что-либо платить».

Банкротство

Использование липового решения суда - ход, конечно, грубый, и неудивительно, что операция провалилась. Раньше самой действенной мерой по захвату предприятий было банкротство.

До вступления в силу в 2003 году новой редакции закона о несостоятельности предприятий грамотно организованное банкротство не оставляло собственнику никаких шансов, поскольку прежний закон защищал прежде всего права кредитора. Показательный пример-история Брянского машиностроительного завода (БМЗ), производителя локомотивов.

Предприниматель Дмитрий Комиссаров, в числе прочего поставлявший металл на машиностроительные заводы, в 2000 году решил заработать на начавшемся росте объемов железнодорожных перевозок. По логике вскоре должны были последовать закупки подвижного состава, ведь произведенные еще во времена СССР локомотивы и вагоны изнашивались. А это означало, что нужно скупать вагоностроительные заводы. С этой идеей Комиссаров пришел к владельцу УГМК Искандеру Махмудову, интересы которого были представлены в нескольких крупных транспортных компаниях. Он идею одобрил и выделил Комиссарову бюджет.

Как рассказал участник последовавшей скупки, в качестве одной из первых целей был выбран Брянский машиностроительный завод, который производил маневровые тепловозы, дизели и вагоны. Заводом владел московский бизнесмен Петр Баум, купивший его в 2000 году примерно за $8 млн. В 2002 году выручка завода составила около $50 млн. Бауму предложили за предприятие $6 млн. Он отказался и, по словам участника операции, назвал цифру $15 млн. (Баум не стал комментировать Forbes те события.)

Названная Баумом сумма не устроила Комиссарова. Тогда рейдеры скупили часть долга БМЗ, инициировали процедуру внешнего управления и добились назначения внешним управляющим нужного человека. Остальное было уже делом техники-активы банкротящегося предприятия вывели в новую компанию, дружественную структурам Махмудова.

По словам источника Forbes, стоимость всей операции составила несколько сотен тысяч долларов, которые «инвесторы» быстро вернули из финансовых потоков БМЗ. Баум пытался сопротивляться атаке, ввязался в судебную войну, но проиграл. У него, как выразился собеседник Forbes, не оказалось достаточно сильной «крыши».

Стрельба

В России сформировалась целая индустрия недружественных поглощений. В ней заняты и самостоятельные мелкие игроки, и бывшие младшие партнеры олигархов, ранее работавшие в интересах только своей ФПГ, а ныне ушедшие на вольные хлеба. Суть от этого не меняется. Те и другие отбирают компании у собственников, чтобы потом их продать тому, кто больше заплатит, то есть опять-таки олигархам.

Скандальная история такого рода недавно произошла с лесопромышленной группой «Фокс» (годовой оборот порядка $100 млн). Атаку на ее бумажную фабрику «Тулабумпром» организовали, как предполагают в «Фоксе», предприниматели Владимир Хазанов (сейчас он находится под арестом) и Михаил Безелянский, в прошлом один из совладельцев «Альфа-Групп», а сегодня-хозяин московской сети гипермаркетов «МосМарт».

В октябре 2004 года тульская фабрика была захвачена. «Приехали сто бойцов с бейсбольными битами и спецсредствами, решением мирового судьи из Калуги и захватили предприятие», - рассказал Forbes гендиректор группы «Фокс» Александр Риммер. Судебное решение, которое привезли «бойцы», Риммер оспорил буквально на следующий день, тем не менее захватчикам удалось удерживать «Тулабумпром» в своих руках более полугода.

А на Пермском фанерном комбинате (ПФК), который решил захватить известный в регионе рейдер Юрий Медведюк, не обошлось без перестрелки. В условиях, когда использовать закон о банкротстве для захвата предприятий стало почти невозможно, он пошел другим, давно опробованным путем - скупил акции.

Началась же история с того, что бизнесмены Игорь Беккер (владелец Жешартского фанерного комбината, Республика Коми) и Юрий Гончар (основной владелец ПФК) решили объединить свои компании. Беккер в результате стал совладельцем Пермского комбината с долей в 40%.

Медведюк, который, как оказалось, скупил 1 % акций ПФК на открытом рынке, обжаловал в суде сделки по приобретению акций комбината Беккером и добился их перевода на свои компании. «Мы провели эти акции через цепочку компаний, потом созвали внеочередное собрание [акционеров], -рассказывает Медведюк.-Обеспечили, чтобы не было кворума, и провели повторное, где требуется меньший кворум. Избрали на нем своего гендиректора».

Медведюк привез в Пермь из Москвы судебных приставов, однако, когда те попытались проникнуть на территорию фанерного комбината, по ним открыли огонь, и приставы ретировались. Результат для владельцев двух комбинатов тем не менее оказался плачевным. Альянс Беккера и Гончара распался. Гончар сейчас ведет переговоры о продаже своего бизнеса принадлежащей «Северсталь-групп» Алексея Мордашова компании «Свеза», которая уже скупила несколько предприятий того же профиля. Если сделка состоится, «Свеза» займет доминирующие позиции на российском рынке фанеры. Юрий Медведюк потирает руки. Он по-прежнему остается акционером комбината и надеется дорого продать свои акции Мордашову-ведь тому наверняка не захочется партнерства с ним.

У бизнесменов, которые сегодня жалуются на попытки захватить их бизнес, достаточно своих скелетов в шкафу. Тот же Андрей Агишев, когда рассказывает, что скупил акции «Уралгазсервиса» у сотрудников, предпочитает не упоминать, что был в то время топ-менеджером Пермской финансово-производственной группы (ПФПГ), принадлежащей предпринимателю Андрею Кузяеву (сегодня президент «ЛУКОЙЛ -Оверсиз»).Такая самостоятельность подчиненного, управлявшего финансами ПФПГ, пришлась Кузяеву не по душе, и Агишеву пришлось сменить место работы.

Что же касается Петра Баума, потерявшего Брянский машиностроительный через банкроство, то в свое время он сам получил контроль над Людиновским тепловозостроительным, обанкротив его.

Дискриминация

Если олигарх не хочет идти на силовой захват компании-жертвы, он может обанкротить ее и по-настоящему. Это несложно сделать, если он - монополист.

Небольшая нефтяная компания «Нобель Ойл» из Республики Коми раньше доставляла нефть от месторождений до приемного пункта «Транснефти» по трубопроводу, а теперь, как рассказал Forbes президент компании Григорий Гуревич, вынуждена возить ее на КамАЗах с цистернами, теряя на этом порядка $5 млн в год.

Проблемы начались после того, как в 1999 году в Республику Коми пришел ЛУКОЙЛ, которой купил местную «КомиТЭК» вместе с тем самым нефтепроводом, по которому качала нефть «Нобель Ойл». В 2003 году компания Вагита Алекперова просто перекрыла Гуревичу доступ к трубе. В ЛУКОЙЛе объясняют, что «Нобель Ойл» закачивала в общую трубу нефть худшего, чем у ЛУКОЙЛа, качества, что было невыгодно владельцу трубопровода.

«Они рассчитывали,-не соглашается Гуревич,-что, не имея возможности транспортировать добытую нефть, [наша] компания остановит свою деятельность». Гуревич судился с ЛУКОЙЛом, обращался в антимонопольные органы, даже пытался решить вопрос через объединенную комиссию по этике РСПП. Но так ничего и не добился.

Своими корнями все подобные проблемы уходят в начало 1990-х. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев говорит в интервью Forbes, что власти, занявшись тогда формированием крупной частной собственности, допустили ошибку, позволив образоваться вертикально интегрированным корпорациям (то есть, если говорить о нефти, контролирующим всю цепочку от скважины до бензоколонки). В результате, говорит Артемьев, «мы получили... привычку действовать по тактике «выжженной земли». Они [олигархи] зарабатывают сколько могут, а смежные рынки заваливаются».

Последствия

Средние и малые компании в результате давления олигархических структур уходят с рынка. Если в 2000 году из примерно 25 000 автозаправок в России свыше 70% принадлежало независимым владельцам, а остальное - крупным нефтяным компаниям, то сейчас пропорция уже 50 на 50. Поставки нефти малыми и средними компаниями в систему трубопроводов «Транснефти», по данным президента компании Семена Вайнштока, упали с 26 млн т в 2003 году до 20 млн т в 2004 году. А число самих малых нефтяных компаний с 1999 года сократилось с 150 до 50.

К аналогичным последствиям привела концентрация капитала в транспортном машиностроении, которую провел Дмитрий Комиссаров. Завершив дела с Брянским машиностроительным заводом, он выкупил у предпринимателя Бориса Иванишвили «Бежицкую сталь» (колесные пары для вагонов и локомотивов), у группы МДМ - Новочеркасский электровозостроительный завод (магистральные локомотивы), у группы «Ист Лайн» -Демиховский машиностроительный завод (пригородные электропоезда).

В итоге получилась компания «Трансмашхолдинг», которая контролирует 85% производства пассажирских вагонов, 80%-вагонов электричек, 62% - магистральных локомотивов, 63%-маневровых тепловозов. После чего в ноябре 2003 года Комиссаров заключил долгосрочное (до 2010 года) соглашение о сотрудничестве с президентом ОАО «РЖД» Геннадием Фадеевым.

Результат не заставил себя ждать. Производство тепловозов на том же Брянском заводе выросло с 20 тепловозов в год в конце 1990-х до 29 в 2004 году. А пострадал от соглашения РЖД с Комиссаровым бывший хозяин БМЗ Баум, в собственности которого остался Людиновский завод.

В 2000-2002 годах он производил в среднем по 20-25 тепловозов в год, а в 2004 году РЖД у него не купила ни одного нового тепловоза.

Похожая ситуация сложилась и в других отраслях. По данным Всемирного банка, сегодня уровень концентрации собственности в российской экономике - один из самых высоких в мире: 22 крупнейшие частные бизнес-группы контролируют 39% промышленного производства и 42% занятости в промышленности, доля десяти самых крупных ФПГ в рыночной капитализации России составляет около 60%. Так ли это плохо?

Плюсы и минусы

История знает немало примеров того, как «олигархические» экономики ставили рекорды развития. В США в начале XX века, Швеции в 1930-х годах, Япониив 1950-х, Кореев 1960-х, Италии вплоть до 1990-х годов несколько собственников владели гигантскими промышленными предприятиями. По происхождению капитала они мало отличались от российских олигархов. Состояния были нажиты во многом за счет государства - прямых субсидий, налоговых льгот, дешевых кредитов, земельных грантов и т.д. Тем не менее именно в указанные периоды этим странам удалось добиться высоких темпов роста прежде всего за счет бурного развития корпораций - «локомотивов экономики», таких как корейская Samsung, японская Mitsui и др.

В России крупные корпорации также показывают темпы развития выше средних по стране. Однако разница совсем невелика. Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев подсчитал, что олигархи обеспечили рост объемов производства на своих предприятиях в 2004 году лишь на 8% больше, чем у других отечественных собственников. Весьма скромная цифра для «лидеров бизнеса» (с учетом скачка мировых цен на сырье). Одна из причин: заработанные миллиарды олигархи направляют не на модернизацию своих уже и так многочисленных производств или создание новых, конкурентоспособных на мировом рынке, а на скупку активов в еще не занятых отраслях и их последующую монополизацию.

Захватив целую отрасль, можно неплохо существовать и без модернизации. Главное, как показал пример того же «Трансмашхолдинга» или история с пошлинами на иномарки старше 7 лет, которая позволила четырем группам, контролирующим автопром (АвтоВАЗ, «Руспромавто», УАЗ и «СОК»), поднять цены на свою продукцию на 30-40%,-договориться с государством.

Другое дело, что, сколько бы квартет отечественных автомобилестроителей ни лоббировал пошлины на иномарки, BMW из него не получается. Иностранные компании в России сегодня работают эффективнее олигархических корпораций (см. справку).

Есть ли выход?

Борьба с монополизмом в западных странах ведется уже десятки лет, и рецепт известен - надо совершенствовать судебную систему, налаживать контроль за действиями крупного капитала, а в наиболее вопиющих случаях разделять компании, стимулировать малый бизнес и т.д.

Кое-что делается и у нас-взять тот же закон о банкротстве. ФАС подготовила проект нового закона о конкуренции, который, как ожидается, будет принят осенью 2005 года. Механизм разделения злостных монополистов в нем, как и в действующем законодательстве, не прописан. Судьба Standard Oil ни одной олигархической компании пока не угрожает. Но несколько новелл, заставивших, по словам главы антимонопольного ведомства Артемьева, крупные компании насторожиться, в документе все же есть.

Одна из них - понятие коллективного доминирования (сам факт доминирования не является нарушением, но на действия доминирующей компании накладывается много ограничений). Сейчас компания признается доминирующей, если контролирует 35% рынка, а это большая редкость. После вступления в силу нового закона можно будет признать доминирующими сразу три компании, если они в сумме контролируют 50%.

Другое нововведение для монополистов еще страшнее - на нарушителя можно будет наложить штраф в размере 2-4% годовой выручки, что для олигархических структур соответствует десяткам миллионов долларов. Но вы представляете себе судью, который выпишет олигарху штраф, скажем, в $50 млн за ущемление прав компании с годовой выручкой в $10 млн? Скорее уж судья разрешит олигарху захватить эту компанию, да еще и отрядит в помощь своих приставов.

Проблема, однако, не только в олигархах. По статистике ФАС, 52% всех расследований, проведенных антимонопольными органами, было связано с жалобами не на конкурентов или частных монополистов, а на чиновников. Претензии те же: отдают подряды без конкурса, не дают доступа к трубопроводам, не позволяют подсоединиться к подстанции, отключают газ. Пока чиновники и суды имеют свои интересы в бизнесе, у затеянной ФАС реформы перспектив нет.

Жертвы собственного монополизма

Бороться с монополиями можно. Весь вопрос в готовности чиновников идти в этой борьбе на самые жесткие меры

Standard Oil. К 1878 году империя Джона Рокфеллера контролировала 90% добычи нефти в США. После принятия в 1890 году «антитрестовского закона» было установлено, что одна из фирм Рокфеллера нарушила закон 1462 раза. В 1892 году суд постановил разбить Standard Oil на 38 компаний. Но произошло это лишь в 1911 году - магната поддерживали серьезные политические силы, которые он спонсировал.

BASF, Roche и др. Рекордными штрафами на общую сумму €855 млн закончилось в 2001 году разбирательство по поводу сговора производителей витаминов. Швейцарская Roche, немецкая BASF и еще шесть компаний были признаны виновными в фиксировании цен. Пострадали десятки отраслей - от производителей сухих завтраков до фармацевтических компаний. Сильнее всего Европейская комиссия наказала Roche, приговорив ее к штрафу в €462 млн, что соответствует 2,6Уо продаж компании в 1999 году.

Boeing. В 2002 году концерн Boeing выиграл конкурс Пентагона на поставку 100 самолетов-заправщиков общей стоимостью около $20 млрд. Но выяснилось, что сотрудница Минобороны США Дарлин Друян, влиявшая на результаты конкурса, передавала Boeing информацию о предложениях конкурента - европейской EADS. Гендиректор Boeing Филип Кондит ушел в отставку. Друян получила девять месяцев тюрьмы. Конкурс будет проведен заново.

General Electric. Корпорация GE доминирует на рынке авиадвигателей и владеет крупнейшей лизинговой компанией. В 2000 году GE попыталась поглотить Honeywell - ведущего поставщика авиационных приборов и систем управления. Американские власти эти планы одобрили. Но европейцы сочли, что новая компания сможет предлагать свои продукты «в наборе», давая скидки при одновременной покупке. Сделка стоимостью $42 млрд была заблокирована.

В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.

Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.

Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.

Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников , отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов , которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина .

Олег Атьков (слева), Валерий Решетников

В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».

«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка . Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова : то есть фактически целиком производственный блок.

Олег Валинский

В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых . В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова , молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило , бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».

Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева , заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве .

Сергей Кобзев

Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова . Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.

Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД . И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.

Вадим Михайлов

Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина , заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони , заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова , а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова .

«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин , заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.

Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов , о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.

Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова , хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.

И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.

Александр Мишарин

В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург» . Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина , а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей . К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс , который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».

О многообразной деятельности Петра Кацыва сайт подробно рассказывал . Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей . Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.

Пётр Кацыв

Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский . В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.

Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович . Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали . Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.

Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01 . Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным , для которого в монополии был создан целый департамент - методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС . И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.

Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую , которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса . Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.

Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.

Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта

Совет директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» на вчерашнем заседании избрал Андрея Бокарева новым председателем, говорится в сообщении компании.

Прежний председатель совета директоров Дмитрий Комиссаров покинул компанию в связи с решением сосредоточиться на развитии собственного бизнеса.

В качестве основных приоритетов работы в течение ближайших лет А.Бокарев назвал разработку стратегии развития компании на ближайшие десятилетие в связи с утверждением стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 г, включая модернизацию производственной структуры компании, определение направлений сотрудничества с зарубежными партнерами и продвижение на новые рынки.

А.Бокарев в настоящее время возглавляет совет директоров ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь».

ЗАО «Трансмашхолдинг» является крупнейшей в России компанией, объединяющей ведущие предприятия транспортного машиностроения, выпускающие электровозы, тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, тепловозные и судовые дизели, вагоны метро, электро- и дизель-поезда, вагонное литье, компоненты и оборудование для железнодорожного подвижного состава. В состав ТМХ входят: Новочеркасский электровозостроительный завод; Брянский машиностроительный завод; Коломенский завод; Пензадизельмаш; Бежицкий сталелитейный завод; Тверской вагоностроительный завод; Демиховский машиностроительный завод; «Метровагонмаш»; Октябрьский электровагоноремонтный завод; Центросвармаш; «Трансконвертер» /СП с Siemens AG/; производственная фирма «КМТ»; «Трансмашхолдинг Бомбардье Транспортейшн /Индастриал/ Рус» /СП с Bombardier Transportation/; «Трансмашхолдинг Бомбардье Транспортейшн /Инжиниринг/ Рус» /СП с Bombardier Transportation/.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы