18.03.2024

Тетрадь по коррекции акустической дисграфии. Рабочая тетрадь по предупреждению оптической дисграфии


В логопедической тетради дан практический материал для проведения коррекционных занятий с учащимися начальной школы, направленных на преодоление специфических трудностей в овладении письмом и связной речью.
Задания и упражнения направлены на совершенствование фонематического слуха, развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, на формирование лексико-грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, формирование умения ставить ударения в словах. Материал пособия распределен по темам, которые охватывают все сферы коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Тетрадь адресована детям начальных классов, логопедам, занимающихся с ними, и может быть полезна учителям-дефектологам интегрированных классов, а также учителям начальных классов при проведении внеклассных занятий по русскому языку.

Примеры.
Замените в словах одну согласную букву так, чтобы получилось новое слово.
Корж, ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, свет, полено, рамочка, точка, лень, дуб, рожь, игра, вера, колос, сова, пила, лук, плод, луна, боль, роль, пеликан, день, бочка.

Прочитайте названия сказок. Исправьте в названиях сказок одну букву так, чтобы получились известные вам сказки.
«Шар-птица», «Лиса и котёл», «Полк и семеро козлят», «Золотая рубка», «Коробок», «Корочка Ряба», «Миша и Медведи», «Сивка-Бирка», «Кепка», «Кит и лиса».

Содержание
Введение
Зачеркиваем буквы
Добавим букву
Изменим букву
Найдем слово в слове
Играем со слогами
Найдем похожие слова
Вставим цифры
Из двух слов - одно
Логопедическая арифметика
Слова - анаграммы
Два новых слова из одного
Одно слово из двух
Логопедические примеры
Рисуем слова
Начало и конец
Будь внимательным
Читаем без гласных
Развитие речи
Перевертыши
Поставим ударение
Не путаем буквы б и д
Ответы
Литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников, Оглоблина И.Ю., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Забавы для малышей, Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет, Картушина М.Ю., 2009
  • Программа развития и обучения дошкольника, Трудные звуки, Грамматика в картинках, Звук С, Для детей 4-6 лет, Скворцова И.В., 2003
  • Логопедическая грамматика для малышей, Пособие дли занятий с детьми 6-8 лет, Новиковская О.А.
  • Логопедическая грамматика для малышей, Пособие дли занятий с детьми 2-4 лет, Новиковская О.А., 2004

Следующие учебники и книги:

  • Страна чудесных слов, Методическое пособие, Антропова Т.А., Мареева Г.А., 2017
  • Современные тенденции развития информационной культуры личности студента, Шулика Н.А., Табачук Н.П., Казинец В.А., 2017

Оглоблина И.Ю. "Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников".
Р.И. Лалаева "Дислексия. Дисграфия".
И.Н.Садовникова " Дисграфия,дислексия:технология преодоления".

ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?.. Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Слава, 10 лет, в дошкольном возрасте отличался двигательной расторможенностью, неусидчивостью, упрямством. Несколько позже положенных сроков начал говорить (отдельные слова – в 1 год и 3 месяца, фразовая речь – в 2,5 года). В 9-месячном возрасте серьезно отравился сердечными лекарствами бабушки, долго лежал в больнице.

К школе, по мнению родителей, был подготовлен, и для мамы полной неожиданностью явилось сообщение учительницы о грубых ошибках при письме, которые допускал Слава, и его плохом чтении. С математикой дела обстояли лучше. Сейчас мальчик в 3-м классе, нередко убегает с уроков русского языка, стал лживым, изворотливым, тянется к плохим ребятам. Размышляя о низкой успеваемости Славы, учительница предположила наличие у него задержки развития.

Проведенное в клинике обследование показало, что умственное развитие ребенка соответствует возрастной норме. С заданиями, требующими осмысления, понимания скрытого смысла рассказа или обобщения понятий, мальчик справляется успешно.

Логопед обратил внимание на медленное чтение с множеством ошибок. Слава не смог прочесть текст с пропусками отдельных слогов. Пишет мальчик крайне небрежно, графические навыки (почерк) сформированы у него недостаточно. Он допускает много ошибок: слова пишет слитно или ошибочно отделяет определенные буквы. Видны постоянные замены букв по фонетическому и графическому признакам. Мальчик заменяет близкие по звучанию звуки (“З” и “С”, “Ж”–”Ш”) или схожие по начертанию буквы (“П”–”Т”, “Б”–”В” и др.).

Славе был прописан курс лекарств. С ним постоянно занимался логопед. И через два месяца у мальчика существенно улучшилось письмо, он стал читать быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Дислексия

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяет звуки.

Одно дело, если вместо слова "шапка" он говорит "фапка" или как-то по-другому искажает слово, – это лишь неумение выговаривать звук "ш". И совсем другое, если он не только говорит "сапка" вместо "шапка", но и "шобака" вместо "собака". Значит, он не слышит, не различает звуки "с" и "ш", а потому взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему два года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние.

И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в "авторской версии" слово должно состоять из правильного количества слогов.

Та же "шапка" может быть "шака", "сапа", "пака", но не "шап" или "шапака".

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум–двум с половиной годам.

Ребенку больше трех с половиной лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Точно так же, как если он говорит в нос. Такой "прононс" не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание, кроме произношения звуков "м", "н".

К пяти годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а не позднее шести лет – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Дисграфия

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Чтобы понять механизм развития дислексии, начну издалека. Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых и идет речь в данной статье. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Нарушения письма, или дисграфия, — сложное специфическое недоразвитие, для устранения которого требуется вмешательство специалиста. Однако не всегда есть возможность использовать логопедическую помощь. Данный материал поможет преодолеть нарушение письма в короткие сроки при условии ежедневных 30-минутных занятиях.

Метки:

Для обучения ребенка чтению и письму самый благоприятный возраст 5-6 лет. В это время ребенок любознателен, стремиться узнавать новое, легко и непосредственно запоминает услышанное и увиденное, активно подражает. Все это можно использовать при обучении грамоте.

На занятиях по автоматизации поставленных звуков, а также для совершенствования фонематических представлений в большом количестве требуется наглядный материал. Отработать шипящие звуки с увлечением помогут картинки на звук Ш по логопедии.

Предлагаемый коррекционный курс состоит из 11 логопедических занятий. В данные занятия включены занимательные и здоровьесберегающие приемы и технологии. Особое внимание на предлагаемых занятиях уделяется кинезиологическим и зрительно-пространственным упражнениям. Система работы, предлагаемая автором, апробирована в течении нескольких лет работы на логопедическом пункте общеобразовательной школы и дает хорошую динамику при коррекции оптической дисграфии у младших школьников.

Данное пособие поможет школьному учителю-логопеду найти грамотные ответы на многие актуальные вопросы: перспективное и календарное планирование коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями; ведение отчетной документации с учетом последних современных требований

Пояснительная записка.

У большинства первоклассников коррекционной школы нарушено зрительно-пространственное восприятие, недостаточно сформирована зрительно-двигательная координация, и прежде всего тонкие дифференцированные движения пальцев и кисти рук. Отмечаются разнообразные зрительные расстройства (атрофия зрительного нерва, косоглазие,прогрессирующее ослабление зрения). 85 % первоклассников не посещают дошкольных учреждений. Это в свою очередь оказывает влияние на обучение чтению и письму,ведёт к специфическим ошибкам оптического характера. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв.

Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С).

Одно из проявлений оптической дисграфии зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга. Оптическая дисграфия и дислексия носят стойкий характер и самостоятельно без специальной работы не проходят.

Задания в рабочей тетради направлены на закрепления понятий (вверх, вниз, влево, вправо, впереди, сзади). Ребятам предлагаются динамические упражнения с проговариванием, где на собственных движениях закрепляют данные понятия. Также включены задания с элементами рисования (дорисовывать контуры знакомых предметов), диктанты для рисования, игры, нахождение образца в предложенных рядах, выкладывание из палочек фигур.

Данная тетрадь может быть использована логопедами и учителями начальных классов в пропедевтический период обучения грамоте для предупреждения нарушений оптического характера.

Занятие 1.

а) Руки вверх (ударить в ладоши).

Руки вниз (топнуть ножкой).

б) Будь внимателен!

Занятие 2.

а) Выполнить упражнение вместе с Человечком.

б
) Дорисуй ниточку у воздушных шариков.

Вверх


в)

Вниз

Занятие 3.

1. Динамические упражнения

Осторожно, осторожно через улицу иди! (учащиеся шагают)

И направо, и налево непременно посмотри. (показать рукой)

2. «В гостях у Колобка».

Дорисовать ручки; сначала левую, затем правую.


3. Провести линию внутри дорожки. (слева направо).

Занятие 4.

Жук к нам в класс влетел,

Зажужжал и запел -ж-ж-ж-


3. На уроках ручного труда приготовьте колобка из картона.

Занятие 5.

1. Физминутка (выучи наизусть).

Жук к нам в класс влетел,

Зажужжал и запел -ж-ж-ж-

Вот он в влево полетел (указать рукой)

Каждый в лево посмотрел (посмотреть влево)

Жук на нос хочет сесть (указательным пальцем показать на нос)

Не дадим ему присесть (отмахивать воображая жука).

Жук, вот правая ладошка (показать)

Посиди на ней немножко (погрозить пальчиком левой руки)

Жук, вот левая ладошка (показать)

Посиди на ней немножко (погрозить пальчиком правой руки).

2. Продолжи:

Занятие 6.

1. Физминутка (смотри начало – занятие № 5).

Жук наверх полетел (поднять обе руки)

И на потолок присел,

На носочки мы поднялись,

Но жука мы не достали.

2
. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).

Занятие 7.

1. Игра «Весёлый Колобок».

Команда: а) вверх; б) вниз.

2-3 перемещения

Занятие 8.

1. Игра «Весёлый колобок».

(4-5 перемещения)

2. Чем отличаются домики?


Занятие 9.

1. Игра «Весёлый Колобок».

(5-6 перемещений).

2. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).


3. Продолжи ряд.

Занятие 10.

1. Игра «Весёлый Колобок»

(6-7 перемещений).

2. Дорисуй игрушки, машину заштриховать.

Мяч Кубик Машина Кораблик

Занятие 11.

1. Игра «Весёлый Колобок»

(8-10 перемещений).

2. Выкладывание из палочек фигурки с фиксированием внимания на том, в какую сторону она направлена, где расположены её элементы, и в каком количестве.


Занятие 12.

1. Закрась треугольники так, чтобы левый треугольник был красного цвета, в центре – синего цвета, а правый – жёлтого цвета.

2. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от листа.


3. Выкладывание из палочек фигурки

(в какую сторону она направлена, где расположены её элементы,

в каком количестве)

Занятие 13.


2. Продолжи путь собачки.

Занятие 14.

1
. Провести зайчика по лабиринту не отрывая карандаш от листа.

2. Заштриховать флажки: справа – красным цветом. В центре – жёлтым цветом, слева – зелёным.


Занятие 15.

1. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).


2. Продолжи путь капель дождя.

3
. Дорисуй ёлочку, солнышко, домик.

Занятие 16.

1. Проведи мальчика с самокатом по лабиринту, не отрывая карандаш.


2. найди образец в предложенном ряду (подчеркни).


3. Игра «Весёлый Колобок».

8-10 перемещений.

Занятие 17.

1. Приготовить фишку для игры «Разноцветный дом»

(переставлять фишку по команде).

1 - верхнее окно

2 - нижнее окно

3 - в центре (по середине)

и т. д.

2. Продолжи путь мяча.

Занятие 18.

1. Приготовь фишку (с изображением любого животного) для игры «Будь внимателен». Передвигай фишку по команде:

2. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).


Занятие 19.

1. Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

2
. Выкладывание фигуры из палочек (очки).

3. Игра «Будь внимателен»

4-5 перемещений.

Занятие 20.

1. Продолжи путь лягушонка.

2. Игра «Будь внимателен»

5-6 перемещений.

3. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).



© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы