27.09.2021

Центр резьбы по дереву татьянка. Резьба по дереву «Татьянка»: выбор инструментов и материалов для работы


Художественная резьба по дереву всегда интересовала любителей декоративной обработки древесины. Необычные деревянные фигурки, предметы декора и мебели с изображениями сцен из жизни людей всегда пользовались особой популярностью. Множество стилей работы с древесиной доступно не только профессиональным мастерам, но и любителям. Широкую известность завоевала техника художественной резьбы по дереву «татьянка».

История появления

Добиться успеха в резьбе можно не только талантом , но и регулярным повторением изученного, улучшением полученных навыков. Каждому, кто начинает заниматься резьбой по дереву, нужно подробно рассмотреть разные её техники. Все они помогают создавать отличающиеся друг от друга элементы декора. Стиль «татьянка» возник ещё в конце XX века. Создал его Шамиль Сасыков, который был мастером художественной школы резьбы по дереву. Он детально изучил технику и выявил все возможные тонкости и секреты.

Особенности техники

Возникший в 1990 году после удачного творческого эксперимента стиль превратился в отдельную систему. Полностью изучили такое направление резьбы уже около 10 тысяч мастеров.

Главной особенностью техники резьбы по дереву «татьянка» является то, что обработка декоративного элемента проводится с помощью специального инструмента для резьбы лишь один раз. Такой способ помогает создавать разные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие стили резьбы по дереву, длительность работы значительно увеличивается. При применении «татьянки» от мастера требуется минимум свободного времени.

Инструмент для работы важно подбирать с учётом всех особенностей древесины, которая может быть как мягкой, так и твёрдой. Они должны быть качественно заточенными, так как в ином случае работать будет неудобно. Стиль такой резьбы относится к многослойным, поэтому он подразумевает переходы от одного этапа работы к другому. Если мастер вырежет первый декоративный слой неправильно - следующие элементы красиво и изящно оформить не получится.

Чтобы добиться шедевра резьбы по дереву, нужно внимательно рассмотреть каждый этап художественной обработки изделия. Поэтапное выполнение работы, а также равномерное расположение элементов на поверхности доски необходимо продумать как можно тщательнее. Обрезанную из-за одного неправильного движения часть восстановить не получится.

Художественная обработка таким способом считается довольно перспективной. Если обучиться этому методу резьбы в домашних условиях, можно всегда найти для себя работу. Изделия в технике «татьянка» пользуются популярностью среди покупателей.

Существуют и другие способы резьбы для начинающих мастеров: сквозная, плосковыемчатая, скульптурная, а также рельефная. В отличие от них, авторская резьба «татьянка» требует от мастера не так много труда и времени.

Способы работы

Резьба по дереву, в зависимости от используемой техники, в обязательном порядке должна проводиться соответствующими инструментами. Так, для сквозной резьбы, которая отличается объёмностью создаваемых изделий, применяется пила, стамеска или лобзик. Такой способ называют ажурным, он активно используется для декорирования дома.

Характерный объём придают вещам с помощью рельефной резьбы. Главное требование в этом случае - выполнение рисунка на одном уровне с общим фоном или немного выше него. Плоскорельефный вид резьбы предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон и рисунок должны располагаться на одном уровне, во втором - рисунок выполняется выше полученного фона.

Необычные работы с помощью бензопилы получили распространение в последнее время. Резьба скульптурного формата - более сложная техника, но вместе с тем интересная и необычная. Создание правильных и гармоничных пропорций из необработанного дерева помогает создать из материала необычное животное или строение. Чаще всего опытные мастера прибегают к помощи воображения, делая скульптуру более естественной.

Перед более сложным этапом работы следует потренироваться на лёгких эскизах, воспользовавшись пособиями по резьбе, в которых можно найти простые схемы и зарисовки с подробным описанием. Для начала нужно вырезать фигурки небольшого диаметра, учитывая при этом более точное оформление и детализацию. Правильная резьба нуждается в постоянном оттачивании навыков, что помогает со временем повышать качество изделий.

Плосковыемчатая обработка древесины подразделяется на следующие разновидности:

  • геометрическая;
  • нитевидная;
  • черно-лаковая;
  • контурная резьба.

Чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо предварительно подготовить простые эскизы, стамеску, код и дерево. Создание геометрических контуров и узоров на изделии подразумевает под собой вырезание ромбов, квадратов, шестиугольников под разными углами. Следует сделать углубление с помощью стамески под углом в 90°. Рядом под острым углом нужно создать красивый рисунок, используя для этого скобки на изделии из древесины.

Контурная резьба включает в себя формирование круглых желобков и треугольников посредством нанесения рисунка. Специалисты рекомендуют перед началом работы покрыть поверхность изделия лаком или краской чёрного цвета, а после вырезать запланированные рисунки.

Подготовка рабочего места

Художественная резьба должна проводиться на тщательно подготовленном рабочем месте. Мастеру нужно найти любую деревянную плоскость с ровной поверхностью. Лучше всего для работы подойдёт стол или верстак, так как они отличаются устойчивостью и имеют столешницу, которая упрощает работу.

Допускается использовать полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертёжную доску 20 х 20 см. Это сохранит целостность поверхности и защитит инструмент от поломки, если он случайно воткнётся в столешницу. При создании детали учебная доска не крепится, её можно использовать без упора. Если для работы используется липа - важно помнить, что она отличается особой мягкостью, поэтому может упереться в более твёрдую деталь. После этого на дереве возникнут непривлекательные ямки и повреждения.

Освещение в помещении должно иметь широкий или натуральный спектр, так как процедура считается довольно сложной и требует осторожности. Свет не должен отражаться от доски в глаза мастеру.

Намеченные карандашом эскизы будут со временем стираться при работе, в результате дерево должно остаться полностью чистым без цветовых контрастов. Неровный рельеф, отбрасывающий дополнительные тени, можно легко различить.

Подсыхающую во время работы поверхность нужно время от времени опрыскивать, чтобы сохранить её в рабочем состоянии. Влажность в помещении должна колебаться от 12 до 15%.

Доску можно увлажнить заранее, смочив её торцы. Каждая доска имеет свои параметры, поэтому определить её влажность можно лишь опытным путём.

Необходимые материалы

Древесина для резьбы должна отличаться гладкой поверхностью без характерных вмятин. На деревянном изделии не должно быть сучков либо других дефектов. Если мастер решил использовать для работы древесину с сучками, их можно задекорировать во время работы. В дальнейшем можно улучшить общий вид композиции, применив технику резьбы «татьянка». Для работы нужны следующие материалы:

Всё это приводит к формированию занозистых участков на изделии, а также острых сколов. Наличие любых включений в материале всегда отрицательно влияет на обработку древесины.

Если нужно сделать перерыв между работой, не следует накрывать учебную доску мокрой тканью либо оборачивать целлофановым пакетом. Это приведёт к развитию микробов, бактерий, потемнению доски и распространению плесени. Доски лучше всего хранятся внутри помещений, где отсутствует отопление, - на балконе, в бане, сарае. Запрещено хранить учебные доски на солнце, в подвале, ванной комнате и холодильнике.

Основные инструменты

Чтобы работа проходила более качественно, следует предварительно подготовить набор инструментов для резьбы. Он должен иметь характеристики, рассчитанные для обработки пластичных пород дерева. Если использовать заводские либо самодельные приборы, они не справятся с задачей, а только повредят поверхность, так как не совпадут с ней по характеристикам.

Если новичок будет применять для работы другие резцы по дереву, это значительно осложнит процесс обучения, а сам тип работы не поменяется. Чтобы обучиться более лёгким орнаментам на древесине, важно приобрести специальный ученический набор. В нём будут:

  • стамески № 6 и 17;
  • нож-косяк.

Стамески для обучения должны быть полукруглого типа (радиусные) среднего размера. Они отличаются профилем лезвия, которое при поперечном сечении создаёт часть круга. Если разместить стамеску на древесине торцом, а после повернуть её вокруг оси, нож должен свободно прорезать поверхность, замкнув окружность.

Стамески, которые применяются в работе, должны делать глубокий срез, поэтому важно, чтобы они отличались манёвренностью и хорошо подходили для неопытного мастера. Нож-косяк - это главный инструмент для резьбы. Такое название было дано ему из-за формы его лезвия, которое отличается косым срезом. Нож-косяк применяется для средней руки. От ручки до пятки он должен иметь такую длину, чтобы пятка свободно доходила до руки мастера.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Техника резьбы по дереву «Татьянка» появилась относительно недавно. Она была запатентована в 1991 году Шамилем Сасыковым, руководителем авторской художественной школы «Татьянка-Центр» и автором нескольких монографий по технике этого вида резьбы.

Особенностью техники «Татьянка» является единичность и уникальность каждой операции резания, что требует использования специальных инструментов и применения оригинальных приемов. Большинство изделий, украшенных этой резьбой, являются авторскими, дизайнерскими работами, а предметы, украшенные ей, являются настоящими произведениями искусства.

Особенности выполнения резьбы

Основные принципы «Татьянки», следующие:

  • Подбор инструмента осуществляется с учетом особенностей древесины – ее твердости, фактуры и структуры.
  • Работа проводится только остро отточенным инструментом.
  • С учетом того, что резьба «Татьянка» является многослойной, к обработке каждого последующего слоя приступают после завершения рисунка или орнамента предыдущего.
  • Многослойность резьбового поля требует соблюдения особой тщательности при поэтапной обработке слоев.
  • При некачественном или неправильном выполнении предыдущего слоя устранить его дефекты последующим резанием древесины практически невозможно.
  • В отличии от сквозной, плоско-выемчатой скульптурной и рельефной резьбы овладение навыками «Татьянки» занимает более кроткое время.
  • Выполнение художественных резьбовых работ требует не только специального инструмента, но и правильного организованного рабочего места.

Характеристика рабочего места

Для выполнения резьбовых работ в технике «Татьянка» резчику, вне зависимости занимается он этим ремеслом профессионально или резьба его хобби, требуется специально отведенное место.

Идеальным решением этой проблемы является столярный верстак, мольберт с изменяемым углом наклона столешницы, установленный на жестких опорах, или специальный рабочий стол. Любители часто используют обычный кухонный стол, на который сверху укладывают чертежную доску размерами более чем 20,0×20,0 сантиметров.

Учитывая кропотливость процесса резки дерева и различие твердости древесины различных пород, что требует большей или меньшей толщины однократно отрезаемых стружек, рабочее место должно иметь правильно организованное освещение.

Световой поток не должен давать бликов от окружающей обстановки и минимизировать тень от руки и инструмента. Идеальным решение является комбинированной освещение, когда яркий источник рассеянного света дополнен фокусным излучателем направленного действия, положение которого можно менять.

На заметку!

Равномерность светового освещения необходима и для точного переноса эскизов на поверхность деревянной дощечки, кроме того в процессе резки выполняются достаточно глубокие выемки, и если они будут затемнены неверно направленным световым потоком, то рисунок может получиться дефектным.

Особенности выполнения работ

Наилучшим материалом для выполнения резьбы в стиле «Татьянка», по мнению большинства резчиков, особенно начинающих, является липа. В процессе вырезания рисунка деревянная заготовка должна иметь определенную влажность, и самое главное не пересушиваться. Поэтому заготовку периодически увлажняют.

К сожалению определенных критериев, к влажности не существует и ее, как и в любом творческом процессе, подбирают опытным путем - методом проб и ошибок. По мнению большинства любителей художественной резьбы, для поддержания дощатой заготовки в надлежащем состоянии, достаточно смачивать ее торцы, не переувлажняя их.

Для изготовления кухонных досок, поддонов, подносов и других предметов кухонной утвари с плоской поверхностью. Доска-заготовка должна иметь ровную поверхность, с однотипной древесной структурой без сучков.

Опытные резчики наоборот считают сучки дополнительным элементом декора и умело обыгрывая их, элегантным резьбовым рисунком, создают эксклюзивные композиции. Достаточно оригинально смотрятся изделия, украшенные резьбой «Татьянка» и дополнительно декорированные другими техниками – аппликацией, лепкой, рисунком, гравировкой.

Если срез доски производился вблизи коры с растянутым размещением рисунка древесных слоев, то от такой заготовки лучше отказаться. Идеальным вариантом являются доски, полученные из центральной части бревна, граничащей с его сердцевиной. Кроме того, доски, выпиленные с из крайних частей бревна, достаточно тяжело обрабатываются и требуют остро заточенного инструмента.

У неопытных резчиков могут появляться неровные и занозистые срезы. На краях заготовки не исключены сколы по крайним слоям, образованным срезом вдоль годичных колец древесины.

На заметку!

Если по каким-либо причинам рисунок не закончен и планируется перерыв в работе, то доску следует обернуть в несколько слоев газетной бумаги и убрать в прохладное место. Категорически запрещается хранить доски на солнце, в морозильнике холодильника (чему имеются рекомендации), в ванной или других помещениях с повешенной влажностью и перепадами температур.

Выбор инструмента

Учитывая все возрастающую популярность домашнего рукоделия, и то что резные самостоятельно изготовленные изделия являются прекрасным средством декорирования интерьера, сегодня для резчиков, работающих в технике «Тальянки», выпекаются специальные наборы инструмента. Их можно заказать через систему интернет-торговли. В набор новичка входят две стамески, с полукруглым и прямыми краями разных типоразмеров и нож-косяк.

Следует учитывать, что промышленно выпускаемые инструментальные наборы предназначены для работы с мягкими, лиственными породами древесины. Опытные мастера, работающие с дубом, кедром и ценными сортами дерева предпочитают индивидуальный заказ инструмента.

Видео

Из приведенного ниже видеоурока вы узнаете, как правильно подготовить инструменты для работы.

Резьба с давних времен связана с определенной местностью. Например: на севере, где водятся моржи, развито это рукоделие по кости. В местах каменных пещер и месторождений полудрагоценных камней широко распространено искусство их обработки. Из-за больших площадей в России, занятых лесом, широко развита резьба по дереву. Существует множество методов этого рукоделия, а совсем недавно появился еще один - художественная резьба по дереву «Татьянка».

История зарождения резьбы по древесине начинается с того времени, как человечество только научилось применять и обрабатывать этот материал. Связано это с тем, что на тот момент это был самый доступный и распространенный материал. Еще в далеком прошлом наши предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами, а именно:

  • водонепроницаемостью;
  • теплоизоляцией;
  • низкой плотностью;
  • разнообразным рисунком текстуры.

К тому же многие виды дерева очень легко заготавливать и обрабатывать. В старину практически все постройки и домашняя утварь были сделаны из этого материала. Люди с давних времен старались украсить свой быт, создавая шедевры резьбы по дереву. Причем развивался этот способ рукоделия во многих странах, что наложило отпечаток на уникальные особенности, приемы и стили.

Резьба по дереву не только украшала домашнюю посуду и постройки, но и носила в себе более глубокий идейный смысл. Первыми появились самые простые геометрические плоскорельефные работы. Украшая свой дом, умельцы рассчитывали, что таким способом они защищают его от воздействия злых духов, привлекая при этом светлые силы жизни, плодородия и долгоденствия. Кроме этого, они создавали маленькие фигурки божков, которые охраняли их домашнее хозяйство.

Региональные и авторские стили

В связи с тем, что многие регионы отличаются видами деревьев, климатом и укладом жизни, появились и соответствующие региональные стили этого прикладного искусства. Кроме того, некоторые мастера, которые являются выходцами из разных школ резьбы по дереву, добившиеся успехов в этом творчестве, создают свои новые методы. Многие из них организуют выставки и завоевывают награды и становятся известными на весь мир. Стоит отметить такие стили этого декоративно-прикладного искусства:

Отдельно стоит отметить стиль «Татьянка», который появился в конце прошлого века.

Авторский стиль «Татьянка»

Это запатентованный стиль авторской резьбы по дереву, разработанный мастером Ш. Сасыковым, который назвал его в честь своей жены. Этим мастером было создано пособие, которое называется «Россиянка резьба по дереву». Благодаря этой книге прошли обучение очень многие мастера этого рукоделия. В настоящее время их насчитывается более 10 тыс. человек. Особенностью этого стиля является то, что с помощью специального инструмента обработка материала проводится только 1 раз . Этот способ является более быстрым, чем остальные художественные методы.

Выбор материала для изделия

Древесина для обработки должна быть обязательно ровной и гладкой. Допускается присутствие сучков, которые в процессе обработки придется обходить. Лучше всего для этого метода подходит липа, которая легко обрабатывается и особенно подойдет для начинающих резчиков. При выборе доски необходимо обратить внимание на торец, чтобы он был плотным и однородным.

Особое значение имеет и расположение волокон. Желательно, чтобы они располагались вдоль доски, так как расположение волокон под углом приведет к появлению нечистых и занозистых срезов.

А также не рекомендуется подвергать доски воздействию влаги и держать их закрытыми в пакете. Это может привести к порче поверхности и появлению на них бактерий. Лучше всего материал хранить в помещениях, где нет отопления и резких перепадов температуры.

Характеристика рабочего места

Большое внимание при использовании этого метода следует уделять оборудованию и уходу за рабочим местом. Молодому мастеру подойдет любая ровная поверхность: верстак, табуретка, стол, подоконник. Наилучшим местом будет стол или верстак, так как они обладают тяжелым весом и ровной столешницей. Неплохо подойдет чертежная доска или кусок фанеры , выложенные на любую ровную поверхность.

Доска, с которой предстоит работать мастеру, никак не крепится и находится в свободном состоянии. Обязательно рабочее место должно иметь достаточную освещенность, чтобы ни в коем случае ученику не приходилось напрягать зрение. Лучше всего, если свет будет рассеянным и не будет отсвечивать от поверхности стола. Доску необходимо периодически увлажнять, но не очень сильно, для облегчения обработки. Обычно мастера постепенно сами определяют степень и частоту увлажнения.

Инструмент для резьбы

Чтобы облегчить обучение этому способу резьбы, стоит воспользоваться набором инструментов «Татьянка» . Этот набор как раз и рассчитан для работы по пластичным поверхностям. Если применять другие инструменты, то это гораздо осложнит процесс обучения, на который уйдет намного больше времени и результат будет хуже. Чтобы выполнить самые простые орнаменты, обычно используют 2 стамески и нож с косым лезвием.

Стамески имеют полукруглый профиль, если ее поставить перпендикулярно доске и провернуть вокруг оси, то получится окружность. Однако самым важным инструментом для начинающего резчика является нож с косым лезвием. Именно этим инструментом и начинают пользоваться ученики. Ширина его лезвия должна быть в пределах 15-25 мм, а толщина - не более 1,5 мм.

Приступая к обучению этим творчеством, следует помнить, что художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих постепенно усовершенствовать навыки создания резных изделий.

Искусство резьбы по дереву доступно практически каждому, несмотря на возраст, пол и даже наличие художественных способностей. Такое заявление еще совсем недавно показалось бы как минимум странным, но сегодня оно подтверждается многолетним опытом резчиков и преподавателей, работающих в стиле резьбы по дереву «Татьянка».

Эта техника родилась в 1990 году в результате творческого эксперимента мастера Шамиля Сасыкова и превратилась в целую художественную систему, которой уже обучилось более 10 тысяч человек. Для кого-то из них резьба «Татьянка» стала увлекательным хобби, для кого-то — любимой работой, а для кого-то просто приоткрыла дверь в мир резного искусства. Возможно, и вы захотите попробовать свои силы в этом виде творчества после знакомства с серией уроков по резьбе «Татьянка» для начинающих, которые мы будем публиковать на сайте.

Рабочее место

Резьба по дереву — процесс увлекательный, но длительный, поэтому очень важно, чтобы ваше рабочее место было максимально удобным. Для резчика в стиле «Татьянка» подойдет любая ровная деревянная плоскость, верстак, даже угол стола или подоконника, а то и просто табуретка. Лучше, конечно, чтобы это был стол или верстак, тяжелый и упертый в стену, с деревянной столешницей. Но подойдет и полированный стол, просто положите на его поверхность кусок фанеры или чертежную доску размером не меньше 20х20 см. Тогда инструмент не сломается, если вдруг сорвется и воткнется в столешницу. Кстати, очень хорошим материалом для поверхности стола является липа, осина, ель.

Обратите внимание, что мы не закрепляем учебную доску — на столе она лежит свободно — и часто работаем без упора. Важно, чтобы вы сразу привыкали выполнять работу именно так, потому что заготовки из липы мягкие и от упора во что-нибудь твердое на их поверхности образуются вмятины.

Освещение

Работа резчика достаточно кропотливая, требует четкости исполнения и аккуратности, следовательно, все должно быть хорошо видно. Освещение лучше всего выбирать естественное или современное с широким спектром. Неплохо, если стол стоит перед окном и имеет дополнительное освещение от любой настольной лампы. Главное — нужно следить за тем, чтобы свет не отсвечивал от доски в глаза.

Так как след от карандаша при резьбе полностью срезается («исчезающий рисунок»), то при этом остается только чистое дерево без цветовой контрастности, но уже с рельефом. Если такую доску дополнительно освещать сбоку, то неровности рельефа отбрасывают тени, и все становится четко различимым.

Материал

Для резьбы по дереву, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и сучков. Хотя при желании мастер сможет обыграть любой завиток или сучок. Мы же используем чистые доски или заготовки, поскольку вырезаем, словно рисуя на полотне бумажного листа, — не учитывая текстуру дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом. Лучше всего для наших целей подходит древесина липы. С уверенностью можно сказать, что самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба в стиле «Татьянка» получается именно на ней. К тому же это довольно распространенная в нашей стране древесная порода, которая традиционно используется в декоративно-прикладном искусстве, например, для изготовления заготовок и форм для росписи. Липа — материал мягкий, пластичный и удобный для выполнения резьбы. Она легко режется практически во всех направлениях и не требует большой физической силы, поэтому работать с ней могут как женщины, так и дети.

Выбирая доску для вырезания учебных орнаментов, первым делом обратите внимание на ее торец — здесь древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски. В серединной (радиальной) доске слои располагаются и вовсе поперек, поэтому у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах. Чем ближе доска к коре, то есть к краю бревна, где слои размещаются полого к поверхности, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Плохо, когда слои размещаются под углом к плоскости доски, наискось, образуя косослой. На поверхности такой доски легко можно резать только по направлению волокон, а вот в другую сторону — против волокон труднее: здесь слои уходят вниз, поэтому и стружка от стамески тоже уходит вниз. С горем пополам с этим удается справиться, но все же срезы получаются чаще всего нечистые, занозистые, образуются сколы. Таким образом, любые включения, отклонения от «спокойного», «ровного» размещения слоев усложняют процесс резьбы, особенно для начинающих резчиков, не имеющих достаточного опыта работы с деревом.

Хранение доски

В перерывах между работой учебную доску не следует держать в пакете или в мокрой тряпке, иначе в дереве развиваются различные бактерии, оно темнеет и может покрыться плесенью.

Лучше всего для хранения досок подходят не отапливаемые помещения с уличной влажностью: сарай, сени, баня, гараж, лоджия или балкон. Не рекомендую держать доски в ванной комнате, холодильнике, подвале или на солнце.

Влажность

В процессе резьбы поверхность учебной доски все время подсыхает, поэтому ее необходимо постоянно увлажнять для поддержания в рабочем состоянии — примерно 12-15% влажности. К этому надо отнестись очень ответственно! Поэтому можно заранее, за несколько часов до работы слегка увлажнить доску, промачивая в основном торцы. Поскольку все доски разные, следует самому на практике проанализировать результаты увлажнения и определить продолжительность замачивания доски.

А вот изделия, в отличие от досок, замачивать нельзя. Особенно клееные шкатулки: они деформируются и могут развалиться. Поэтому, начав работать со свежей заготовкой, постарайтесь выполнить работу в течение нескольких дней. Чтобы резать с достаточной для этого скоростью, предварительно оттачивайте все приемы резьбы и вырезайте узор на простых учебных досках. Но есть, конечно, свои хитрости. Например, большое изделие можно локально увлажнять тампонами, промокая слегка верхний слой, но ни в коем случае не допуская увлажнения более пяти процентов от всей плоскости.

Инструмент

Для удобства и четкой организации учебного процесса был разработан специальный инструмент «Татьянка», обладающий параметрами, рассчитанными именно для работы по мягким пластичным породам древесины и выполнения из единого массива дерева ювелирно-тонкого, ажурного и технически сложного растительного орнамента «Татьянки». Самодельные или фабричные инструменты малопригодны: в них много брака и несоответствия, в том числе по размеру, профилю, толщине полотна стамески и т. д. Конечно, если нет возможности использовать специальный инструмент для выполнения приемов, описанных в уроках по «Татьянке», то можно приспособить для работы и другие резцы. Но в этом случае практическое обучение будет осложнено, займет больше времени, да и сам характер резьбы изменится.

Для выполнения первых простых учебных орнаментов вам будет достаточно минимального, так называемого ученического набора «из трех штук», в который входят нож-косяк, стамески № 17 и № 6.

Стамески

На первом этапе обучения резьбе «Татьянка» лучше всего начинать работать именно полукруглыми (радиусными) стамесками среднего диаметра. Это стамески с профилем лезвия, имеющим в поперечном сечении часть круга. Если их поставить торцом на доску и провернуть вокруг оси, их лезвие должно прорезать дерево, замкнув окружность.

Используемые нами стамески позволяют сделать хороший, достаточно глубокий срез и получить четкий рельеф, при этом они довольно маневренные и хорошо подходят для отработки основных приемов работы инструментом.

Обратите внимание на то, что в «Татьянке» мы не применяем молоток или киянку — срезание дерева производится только за счет приложения усилия рук. Это, кстати, очень полезно для развития мелкой моторики рук как у детей школьного возраста, так и у взрослых.

Нож-косяк

Один из главных инструментов резчика — нож-косяк, названный так по форме лезвия с косым срезом. Нож-косяк «Татьянка» рассчитан на руку среднего размера. Длина лезвия от ручки до пятки должна быть такой, чтобы пятка не доставала своим углом до руки 2 см. А длина лезвия от ручки до носка определяется расстоянием до пятки при угле в 45 градусов. Ширина полотна лезвия должна быть в пределах 15-25 мм, а толщина полотна — около 1,5 мм.

Полезно знать

Как разобраться с материалами для резьбы

Первым делом обратите внимание на торец доски — древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой, как на рисунке.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски.

Основные разрезы ствола:

  1. Поперечный — разрез, проходящий перпендикулярно к оси ствола и направлению волокон и образующий торцевую плоскость ствола, доски, бруска. На поперечном разрезе ствола видна сердцевина, кора и древесина с ее годичными слоями.
  2. Радиальный — продольный разрез, проходящий вдоль оси ствола через его сердцевину, у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах.
  3. Тангенциальный — продольный разрез, проходящий на некотором расстоянии от сердцевины. Древесина на указанных разрезах имеет различный вид и текстуру.

Чем ближе доска к коре, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Расскажу немного о моем инструменте для резьбы.
Когда начал ходить в клуб резьбы по дереву, я пользовался инструментом мастера. И сразу начались мечтания о собственном инструменте.
У парня с которым я ходил на резьбу отец работал на каком-то металлургическом заводе и я заказал у него 2 полукруглые стамески, потом мне подарил еще пару резцов друг брата, 2 ножа и 2 полукруглые стамески знакомый художник, 1 нож парень со двора. Сталь хорошая инструментальная, пользуюсь ими и сейчас.

Потом как-то к нам домой приходил сантехник, чинить кран и мы разговорились, я рассказывал ему о том что занимаюсь резьбой. И он сказал, что у него дома лежит набор резцов советский и он хочет мне его подарить) я был безумно рад и прыгал до потолка, он сходил домой и принес его. Это было круто, они даже не заточенные были!) особенно мне понравился нож, он долгое время был моим любимым инструментом. Резал красиво и ровно. Долго держал остроту, советские резцы - классные резцы!

Затем у меня был перерыв с резьбой, да и заточить ножи и резцы было негде.
Потом я стал разыскивать магазины и рынки, палатки, где можно было бы купить резцы. Но не находил.
Не много научился точить тот инструмент который у меня был, но это было очень неумело.
Через какое-то время я нашел в интернете страничку tatianka.ru, но тот момент на выбор были только отечественные резцы и ножи и я заказал себе пару ножей и стамесок, так мой арсенал стал пополняться))



Я копил деньги и купил себе не большой набор из 12 резцов Татьянка. Мне он нравиться, сейчас им пользуюсь. Вырезал с помощью него шкатулку. Сталь не плохая, но конечно не сравниться с Pfeil, их нужно часто править на коже с пастой ГОИ и потом подтачивать. Они подходят только для мягких пород древесины (липа, ольха, клен, береза).

Потом мне на тот момент моя девушка (а сейчас уже жена) подарила на день рождения набор из 7 ножей, я был очень рад. Вырезал с помощью них обрамление для зеркала ), шкатулку с геометрическим рисунком и ящик для пожертвований.

В магазине Леруа Мерлен нашел резцы чешской фирмы Narex и конечно я не смог удержаться и купил их. (Кто ищет, то всегда находит). Резцы хорошие, сталь лучше чем у Татьянки, но и стоят они в 2 раз дороже.

Когда я был в Москве к командировке, проездом или в гостях у друзей я заходил в магазин Татьянка на Бауманской. Конечно мне там очень понравились резцы фирмы Pfeil и я себе прикупил пару ножей.
Они хорошо показали себя в работе, долго остаются острыми, хорошо и чисто режут древесину, как мягких так и твердых пород (резал ими бук, дуб).
Сейчас у меня несколько резцов и ножей Pfeil и они самые любимые, т.к. это очень хороший инструмент. Стоимость у них от 500 р. (самый дешевый нож) и выше, но по-моему мнению это не переплата за бренд, а покупка хорошего и качественного инструмента (еще раз это мое мнение, не все могут быть со мной согласны, но я считаю так).

Также у меня появился интересный нож фирмы Bahco. Я купил его за 4 евро, не плохая цена за хороший нож. Отлично режет бумагу и древесину как мягких так и твердых пород.

Я люблю хранить резцы в тканевых скрутках, ящичках:

Также я подписываю свои резцы.

Один небольшой совет, если вы не пользуетесь по какой-то причине ножами, резцами, то смазываете резвия любым инструментальным маслом (я пользуюсь WD-40), чтобы они не заржавели.

Думаю, что все резчики со мной согласятся, что резцов мало не бывает)))) но при этом я сторонник разумности, денег много не бывает, потому нужно стараться покупать тот инструмент, который будет использоваться и окупит себя, а не будет просто лежать без дела.
Ни и напоследок о мечтах))) хочу заработать и купить себе вот этот чудесный чемоданчик все той же любимой фирмы Pfeil:

Есть много других хороших производителей как отечественных так и иностранных которые производят и продают инструменты для резьбы, я написал о своих.
Хочу добавить ссылки на некоторые ресурсы которыми я пользуюсь, где можно поискать инструмент, приспособления, оснастку и все необходимое для резчика и хороший форум Мастеровой.
tatianka.ru
reznoe.ru
stameskino.ru
rubankov.ru
kalpa-vriksa.ru
forum.woodtools.ru

Спасибо за внимание.

В тексте указаны работы выполненные резцами, далее будут добавлены ссылки на статьи этих работ.
И обязательно будет статья о заточке ножей и резцов.

В статье использованы фотографии с веб-страницы tatianka.ru

Купить и заказать деревянные работы можно в моем магазине


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы