03.01.2024

Что такое удостоверяющий центр? Требования к средствам удостоверяющего центра инвестиционной деятельности и межрегиональным связям.


КонсультантПлюс: примечание.

Аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020, действует до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 01.01.2022 (ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ).

Статья 16. Аккредитация удостоверяющего центра

1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется уполномоченным федеральным органом в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами.

2. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.

3. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих требований:

1) стоимость чистых активов удостоверяющего центра составляет не менее чем семь миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее чем 30 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", если количество таких мест превышает десять, но не более 100 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 30 миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наличие средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а также средств удостоверяющего центра, позволяющих при обращении участника электронного взаимодействия устанавливать и подтверждать действительность квалифицированного сертификата на момент подписания электронной подписью электронного документа и имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наличие в штате удостоверяющего центра не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее образование или среднее профессиональное образование с последующим получением дополнительного профессионального образования по вопросам использования электронной подписи;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) наличие у удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленного удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

3.1. Удостоверяющий центр наряду с указанными в части 3 настоящей статьи требованиями вправе также обеспечить свое соответствие установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с уполномоченным федеральным органом дополнительным требованиям к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также к обеспечению информационной безопасности аккредитованного удостоверяющего центра в случаях, если необходимость соблюдения таких дополнительных требований в определенных отношениях предусмотрена федеральным законом.

4. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Удостоверяющий центр вправе приложить документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления удостоверяющего центра, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение об аккредитации удостоверяющего центра или об отказе в его аккредитации. В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, уведомляет удостоверяющий центр о принятом решении и выдает свидетельство об аккредитации по установленной форме. После получения свидетельства об аккредитации аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее - присоединение аккредитованного удостоверяющего центра), к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - инфраструктура). После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра. В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет или вручает удостоверяющему центру уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в аккредитации удостоверяющего центра является его несоответствие требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, или наличие в представленных им документах недостоверной информации.

7. Аккредитованный удостоверяющий центр должен соблюдать требования, на соответствие которым он аккредитован, в течение всего срока его аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, удостоверяющий центр немедленно должен уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган. Аккредитованный удостоверяющий центр при осуществлении своих функций и исполнении принятых обязательств должен соблюдать требования, установленные для удостоверяющих центров - , и настоящего Федерального закона. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления несоблюдения аккредитованным удостоверяющим центром указанных требований уполномоченный федеральный орган обязан выдать этому удостоверяющему центру предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в перечень, указанный в пункте 4 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Аккредитованный удостоверяющий центр уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию удостоверяющего центра.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов проводятся один раз в три года в течение всего срока аккредитации, за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Первая плановая проверка соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами указанных требований осуществляется не позднее одного года с даты аккредитации удостоверяющего центра, указанной в свидетельстве об аккредитации удостоверяющего центра.

7.2. Внеплановые проверки в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляются по основаниям, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также на основании мотивированных обращений о нарушениях требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов, допущенных аккредитованным удостоверяющим центром, которые поступили в уполномоченный федеральный орган от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц.

8. На государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие функции удостоверяющих центров, не распространяются требования, установленные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи.

9. Головной удостоверяющий центр, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи»» ужесточил требования к деятельности удостоверяющих центров.

Эти изменения ожидались давно, поскольку вопросов к деятельности УЦ накопилось много. Можно выделить три группы изменений:

  • Более подробно регламентирована процедура выпуска УЦ сертификата ключа проверки подписи;

  • Уточнено содержание информации в сертификатах;

  • Значительно увеличены требования к чистым активам УЦ и их финансовому обеспечению за убытки, причиненные третьим лицам.
Прежде всего, в статье 13 «Удостоверяющий центр» уточнено, что УЦ не просто «создает сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдает такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением (заявителям)», - он осуществляет это «при условии установления личности получателя сертификата (заявителя) либо полномочия лица, выступающего от имени заявителя, по обращению за получением данного сертификата».

Одновременно УЦ «осуществляет в соответствии с правилами подтверждения владения ключом электронной подписи подтверждение владения заявителем ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному им для получения сертификата ключа проверки электронной подписи».

Мой комментарий: Насколько эти требования усложнят работу удостоверяющих центров, реально можно будет оценить только после утверждения подзаконных нормативно-правовых актов и установления соответствующих требований к этой работе.

Обязанности удостоверяющего центра в этой связи расширены, и теперь он должен отказать заявителю в создании сертификата ключа проверки электронной подписи в случае:

  • Если не было подтверждено то, что он владеет ключом электронной подписи, который соответствует ключу проверки электронной подписи, указанному им для получения сертификата;

  • Отрицательного результата проверки в реестре сертификатов уникальности ключа проверки электронной подписи, указанного им для получения сертификата.
Запрещается указывать в создаваемом УЦ сертификате ключ проверки электронной подписи, «который содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном этому удостоверяющему центру любым другим удостоверяющим центром» (п.2.1).

Мой комментарий: Интересно, это только мне одной данная формулировка кажется непонятной?

Определен еще один важный момент. Теперь удостоверяющий центр вправе наделить третьих лиц (далее - доверенные лица) полномочиями только по вручению сертификатов от имени этого удостоверяющего центра (ранее УЦ имел право наделить полномочиями создавать сертификаты - Н.Х. ). При вручении сертификата доверенное лицо обязано установить личность получателя либо полномочия лица, выступающего от его имени.

Уточнено содержание сертификата ключа проверки электронной подписи (ст. 14), в котором должны быть указаны:

  • Уникальный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, даты начала и окончания срока действия такого сертификата;

  • Уникальный ключ проверки электронной подписи.
Удостоверяющий центр аннулирует сертификат ключа проверки электронной подписи в случаях, если (п.6.1):
  • Не подтверждено, что владелец сертификата владеет ключом ЭП, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате;

  • Установлено, что содержащийся в таком сертификате ключ проверки ЭП уже содержится в ином ранее созданном сертификате;

  • Вступило в силу решение суда, которым, в частности, установлено, что сертификат содержит недостоверную информацию.
Сокращен срок, в течении которого УЦ должен внести информацию о прекращении действия сертификата. Если раньше информация в реестр должна была быть внесена в течение одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, повлекших за собой прекращение действия сертификата, то теперь информация должна быть внесена «в течение двенадцати часов с момента наступления обстоятельств, указанных в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, или в течение двенадцати часов с момента, когда удостоверяющему центру стало известно или должно было стать известно о наступлении таких обстоятельств» (п.7).

В статье 15. установлены новые требования к аккредитованным удостоверяющим центрам. Аккредитованный удостоверяющий центр:

  • Для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром (п.2.1.).

  • Обязан выполнять установленный порядок реализации функций и исполнения обязанностей в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом требованиями (п.5);

  • Не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от его имени (п.6);

  • Несет гражданско-правовую и/или административную ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение установленных обязанностей (п.7).
Существенно изменены условия аккредитации УЦ, которая будет осуществляться при условии выполнения следующих новых требований:
  • Стоимость чистых активов удостоверяющего центра должна составлять 7 миллионов рублей (ранее требовалось - не менее чем 1 миллион рублей);

  • Наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки ЭП, выданном таким УЦ, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой УЦ – от 30 до 100 миллионов рублей . (ранее - не менее чем 1,5 миллиона рублей);

  • Наличия у УЦ средств, позволяющих при обращении участника электронного взаимодействия устанавливать и подтверждать действительность квалифицированного сертификата на момент подписания электронной подписью электронного документа и имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (вступает в силу с 31 декабря 2016 года);

  • Наличие у удостоверяющего центра порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей;
После получения свидетельства об аккредитации УЦ обязан осуществить присоединение своей информационной системы к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». И только после этого уполномоченный федеральный орган выдаст УЦ квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра (часть 5).

Мой комментарий: Таким образом, все аккредитованные удостоверяющие центры будут обязаны подключиться к системе СМЭВ. Без этого они просто не смогут начать работу.

В статье 17 уточнено, какую информацию о владельце должен содержать квалифицированный сертификат.

  • Для физического лица - фамилия, имя и отчество (если имеется);

  • Для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (если имеется) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя - владельца квалифицированного сертификата;

  • Для российского юридического лица - наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер;

  • Для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) - либо наименование, место нахождения, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Мой комментарий: Если раньше были установлены только требования для владельцев квалифицированного сертификата физических и юридических лиц, то теперь отдельно установлены требования для индивидуальных предпринимателей, российских юридических лиц и иностранных организации

Законом установлен запрет операторам следующих информационных систем требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в иных информационных системах:

  • Государственных и муниципальных информационных систем;

  • Информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами;

  • Информационных систем общего пользования не вправе.
Мой комментарий: На законодательном уровне предпринята попытка унифицировать квалифицированные сертификаты для того, чтобы ЭП можно было бы использовать в любых информационных системах без ограничений. Насколько это требование будет выполняться, покажет только правоприменительная практика.

В статье 18 «Выдача квалифицированного сертификата» изменена процедура представления документов и информации в УЦ. После того, как заявитель предоставит в УЦ информацию, документы или их надлежащим образом заверенные копии. аккредитованный удостоверяющий центр с использованием инфраструктуры осуществляет проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем. Для заполнения квалифицированного сертификата аккредитованный УЦ запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов:

  • Выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя - юридического лица;

  • Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителя - индивидуального предпринимателя;

  • Выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении заявителя - иностранной организации.
В случае, если полученные сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем, и УЦ установлена личность заявителя - физического лица или получено подтверждение правомочий лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, УЦ осуществляет процедуру создания и выдачи квалифицированного сертификата. В противном случае УЦ отказывает в выдаче.

Мой комментарий: Процедура выдачи сертификатов напрямую завязана на проверке и подтверждении достоверности информации и документов заявителей. Следует учитывать, что УЦ придется не только проводить проверки, но и тщательно документировать все процедуры, поскольку наверняка этот вопрос будет контролироваться, и за его нарушение УЦ будут привлекаться к ответственности.

Удостоверяющие центры, имеющие действующую аккредитацию на день вступления в силу новых законодательных норм, обязаны в течение одного года обеспечить соответствие новым требованиям, предъявляемым к аккредитованным удостоверяющим центрам (ст.2).

Чтобы получить неквалифицированный и квалифицированный сертификат электронной подписи, необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров. Какие функции выполняют удостоверяющие центры и сколько времени займет получение сертификата?

Удостоверяющий центр (УЦ) - доверенная организация, которая имеет право выпускать сертификаты электронной подписи юридическим и физическим лицам. Работа УЦ лежит на пересечении юриспруденции, информационной безопасности и IT-технологий.

В обязанности УЦ входят следующее:

  • удостоверить личность человека, который обратился за сертификатом электронной подписи,
  • изготовить и выдать сертификат, в который включены данные о владельце сертификата и его открытый ключ проверки,
  • управлять жизненным циклом сертификата (выпуск, приостановление, возобновление, окончание срока действия).

Какие виды подписей выдает УЦ?

Определены три вида подписи:

  • простая,
  • усиленная неквалифицированная,

Получать в УЦ необходимо последние две:

  • за квалифицированной подписью нужно обращаться только в аккредитованный Минкомсвязью РФ удостоверяющий центр.
  • за неквалифицированной — в УЦ, который связан с той информационной системой, где планируется применять подпись. Например, выдавать неквалифицированные сертификаты для торгов могут только УЦ, аккредитованные шестью федеральными электронными торговыми площадками. При этом УЦ может и не быть аккредитован в Минкомсвязи.

Требования к УЦ

От корректной работы УЦ зависит доверие ко всем сферам бизнеса, где применяются электронные подписи : электронные торги, информационные системы, отчетности. Поэтому ко всем УЦ накладываются серьезные технические и юридические требования.

Существует ряд показателей, по которым можно оценить удостоверяющий центр. Надежный УЦ:

  • аккредитован Минкомсвязи РФ,
  • является доверенным центром ФНС, ПФР, Росстата,
  • имеет лицензию ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации,
  • лицензию Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России,
  • аккредитован на всех электронных торговых площадках госзакупок,
  • долго работает
  • имеет представителей в различных регионах России
  • оказывает круглосуточную техподдержку

Сколько времени занимает получение сертификата подписи?

Сроки выпуска сертификата зависят от обеих сторон:

  • от того, насколько быстро клиент подготовит все необходимые документы и оплатит выпуск сертификата,
  • насколько быстро специалисты УЦ обработают заявку, проверят документы и удостоверят его личность.

В среднем получение сертификата занимает 1 рабочий день. В УЦ СКБ Контур есть услуга по срочному выпуску электронной подписи за 1 час после получения нужных документов.

Электронная цифровая подпись

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию .

Применение ЭЦП

Электронная цифровая подпись предназначена для определения лица, подписавшего электронный документ. Также является полноценной заменой собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом.

Использование электронной подписи позволяет осуществить:

  • · Контроль целостности документа. При модификации или повреждении документа подпись станет недействительной.
  • · Защиту от подделки документа. Контроль целостности позволяет выявить недостоверность документа, таким образом подделывание становится невозможным в большинстве случаев.
  • · Невозможность отказа от авторства. Применение закрытого ключа ЭЦП гарантирует невозможность отказа от уже совершенных действий того, кто подписал документы. Так если происходит идентификация владельца сертификата ключа, а автор подписи не может от неё отказаться.
  • · Доказательное подтверждение авторства документа. Применение закрытого ключа ЭЦП гарантирует невозможность отказа от уже совершенных действий того, кто подписал документы. Так если происходит идентификация владельца сертификата ключа, а автор подписи не может от неё отказаться.

Виды ЭЦП предусмотренные законом РФ

Простая электронная подпись Подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом .

Неквалифицированная электронная подпись

Подпись, которая :

  • 1. получена в результате криптографических методов преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
  • 2. позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
  • 3. позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
  • 4. создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированная электронная подпись Подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам :

  • 1. ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
  • 2. для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Стандарты

ГОСТ Р 34.10-2012 - стандарт определяет схему электронной цифровой подписи (ЭЦП), процессы формирования и проверки цифровой подписи под заданным сообщением (документом), передаваемым по незащищенным телекоммуникационным каналам общего пользования в системах обработки информации различного назначения .

Внедрение цифровой подписи на основе настоящего стандарта повышает, по сравнению с ранее действовавшей схемой цифровой подписи, уровень защищенности передаваемых сообщений от подделок и искажений .

Криптографическая стойкость данной схемы цифровой подписи основывается на сложности решения задачи дискретного логарифмирования в группе точек эллиптической кривой, а также на стойкости используемой хэш-функции. Алгоритмы вычисления хэш-функции установлены в ГОСТ Р 34.11-2012 .

ГОСТ Р 34.11-2012 - российский криптографический стандарт, "определяет алгоритм и процедуру вычисления хэш-функции для любой последовательности двоичных символов, которые применяются в криптографических методах обработки и защиты информации, в том числе для реализации процедур обеспечения целостности, аутентичности, электронной цифровой подписи (ЭЦП) при передаче, обработке и хранении информации в автоматизированных системах" .

Регулирование работы УЦ

Удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей .

Основные документы, регулирующие работу удостоверяющего центра:

  • · Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013)"Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013);
  • · Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 N 795 "Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи";
  • · Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра".

Удостоверяющий центр получает статус аккредитованный после признания уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям закона "Об электронной подписи". Аккредитацию проводит Минкомсвязь России.

Закон "Об электронной подписи"

Данный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами .

Данный закон устанавливает :

  • · требования к удостоверяющим центрам (на основании проводится аккредитация);
  • · виды электронных подписей;
  • · полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи;
  • · полномочия и обязанности удостоверяющего центра;
  • · порядок аккредитации удостоверяющего центра.

Приказ ФСБ РФ "Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи"

Данный приказ устанавливает какую информацию должен содержать квалифицированный сертификат.

Сертификат должен содержать :

  • · уникальный номер квалифицированного сертификата;
  • · даты начала и окончания действия квалифицированного сертификата;
  • · фамилия, имя и отчество (если имеется) владельца квалифицированного сертификата - для физического лица, либо наименование и место нахождения владельца квалифицированного сертификата - для юридического лица, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об Электронной Подписи", фамилия, имя и отчество (если имеется) физического лица, действующего от имени владельца квалифицированного сертификата - юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности (далее - уполномоченный представитель юридического лица);
  • · страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) владельца квалифицированного сертификата - для физического лица;
  • · основной государственный регистрационный номер (ОГРН) владельца квалифицированного сертификата - для юридического лица;
  • · идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) владельца квалифицированного сертификата - для юридического лица;
  • · ключ проверки ЭП;
  • · наименование используемого средства ЭП и (или) стандарты, требованиям которых соответствует ключ ЭП и ключ проверки ЭП;
  • · наименования средств ЭП и средств аккредитованного УЦ, которые использованы для создания ключа ЭП, ключа проверки ЭП, квалифицированного сертификата, а также реквизиты документа, подтверждающего соответствие указанных средств требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об Электронной Подписи";
  • · наименование и место нахождения аккредитованного УЦ, который выдал квалифицированный сертификат;
  • · номер квалифицированного сертификата аккредитованного УЦ;
  • · ограничения использования квалифицированного сертификата (если такие ограничения установлены).

Кроме того, данный приказ устанавливает порядок расположения полей в квалифицированном сертификате.

Приказ ФСБ РФ "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра"

Требования предназначены для заказчиков и разработчиков средств электронной подписи и удостоверяющих центров при их взаимодействии между собой и с организациями, проводящими криптографические и специальные исследования таких средств, а также при их взаимодействии с ФСБ РФ, подтверждающей соответствие таких средств установленным требованиям .

При создании ЭП средства ЭП должны :

  • · показывать лицу, подписывающему электронный документ, содержание информации, которую он подписывает;
  • · создавать ЭП только после подтверждения лицом, подписывающим электронный документ, операции по созданию ЭП;
  • · однозначно показывать, что ЭП создана.

При проверке ЭП средства ЭП должны:

  • · показывать содержание электронного документа, подписанного ЭП;
  • · показывать информацию о внесении изменений в подписанный ЭП электронный документ;
  • · указывать на лицо, с использованием ключа ЭП которого подписаны электронные документы.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

23.11.2011 №320

Об аккредитации удостоверяющих центров

Во исполнение пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; № 27, ст. 3880)

кадровая документация, включая копии трудовых договоров работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей (с приложением должностных регламентов) и копии документов работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей о высшем профессиональном образовании в области информационных технологий или информационной безопасности (диплом установленного государственного образца) или копии документов о прохождении переподготовки или повышения квалификации по вопросам использования электронной подписи (свидетельства установленного образца);

необходимые для осуществления предусматриваемой Федеральным законом об электронной подписи деятельности лицензии и иные разрешительные документы.

15. При проведении документарной проверки уполномоченный орган не вправе требовать у проверяемого УЦ сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), в том числе федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, органов муниципального контроля.

V. Проведение выездной проверки

16. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах УЦ сведения, а также соответствие их работников и технических средств УЦ, оказываемых УЦ услуг требованиям, установленным Федеральным законом об электронной подписи.

17. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения аккредитованного УЦ, и (или) по месту фактического осуществления деятельности УЦ.

18. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах УЦ, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, подтверждающих его соответствие требованиям Федерального закона об электронной подписи или проверить выполнение УЦ требований предписания уполномоченного органа.

19. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами уполномоченного органа, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица УЦ с приказом руководителя уполномоченного органа о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций и, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

20. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель УЦ, обязаны предоставить должностным лицам уполномоченного органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые УЦ при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым УЦ техническим средствам и программному обеспечению.

21. Уполномоченный орган вправе привлекать к проведению выездной проверки аккредитованных УЦ экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. К проведению выездной проверки аккредитованных УЦ могут также привлекаться сотрудники иных органов государственной власти в пределах их компетенции.

С целью подтверждения соответствия использования аккредитованным УЦ средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, требованиям технической и эксплуатационной документации, к проведению выездной проверки аккредитованных УЦ привлекаются сотрудники федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

VI. Итоги проведения проверки

22. По результатам проверки должностными лицами уполномоченного органа, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование уполномоченного органа;

3) дата и номер приказа руководителя уполномоченного органа;

4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого аккредитованного УЦ, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место (места) проведения проверки;=

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

23. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю УЦ под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя УЦ, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле уполномоченного органа.

24. В случае выявления несоблюдения аккредитованными УЦ требований Федерального закона об электронной подписи уполномоченный орган по окончании проведения проверки выдает УЦ предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостанавливает действие аккредитации УЦ на данный срок с внесением информации об этом в перечень аккредитованных удостоверяющих центров, аккредитация которых приостановлена.

25. В случае выявления неустранения нарушений УЦ в установленный в предписании срок, уполномоченный орган аннулирует аккредитацию УЦ, вносит соответствующую информацию в перечень удостоверяющих центров, аккредитация которых аннулирована и направляет в УЦ уведомление об аннулировании аккредитации с указанием причин.

В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; № 27, ст. 3880).

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 18, ст. 21424 3 31, ст. 4160, ст. 4193, ст. 4196; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 20; № 17, ст. 2310, № 23, ст. 3263; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728).


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы