05.04.2020

Описание воробья для детей дошкольного возраста. Описание воробья


Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.

Весной, едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!» Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Воробей

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть,

Задорный, лихой воробьишка,

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод и стужу,

Забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.

Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

Почему же воробьи так любят соседство с людьми?

Да потому что, живя среди нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или за резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.

Строительство гнезда — дело нелегкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах перышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.

Воробьиная пара строит гнездо, а потом по очереди насиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители «сбиваются с ног», чтобы накормить малышей мошками, комарами и другими насекомыми.

Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появится еще одно (или два) новое поколение. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

В народе воробьев нередко называют воришками. Есть такая загадка:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого, ленивого кота.

Воробьи и кот

Зреют яблоки и сливы,

Дыни спеют на бахчах.

Котик нежится лениво

В теплых солнечных лучах.

Воробьев веселых стайка

Крошки хлебные клюет

И щебечет без утайки —

Кот и ухом не ведет.

Расхрабрились, скачут птицы,

Дружно водят хоровод.

Лень коту пошевелиться —

Безмятежно дремлет кот.

Смелые и дружелюбные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остается, как улететь прочь.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начнет громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают ближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него.

Ответьте на вопросы

Как выглядит воробей?

Чем питаются воробьи?

Почему они селятся рядом с человеком?

Когда в воробьином гнезде появляются птенцы?

Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами?

Где зимуют воробьи?

Цель проекта:

Познакомить детей с воробьём – птицей нашего края.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о внешнем виде, особенности жизни и поведении воробья.

2. Развивать познавательный интерес к родной природе.

3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Руководители проекта:

Носова Лилия Вадимовна (воспитатель).

Участники проекта:

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор физо, дети, родители.

Сроки реализации проекта: три – четыре недели.

Этапы осуществления деятельности по проекту:

Подготовительный

Подобрать наглядный и дидактический материал (иллюстрации, картинки, фотографии, изготовить игры);

Подобрать художественную литературу для чтения детям и заучивания наизусть;

Подобрать дидактические игры;

Подобрать соответствующую методическую литературу;

Подготовить материал для изобразительной деятельности;

Предложить родителям изготовить кормушки.

  • Занятия познавательного цикла

Как называется птичка? (воробей)

Что есть у птички? (глазки, клюв, лапки, крылья, перья, хвост)

Сколько ног у воробья и как они ходят?

Сколько крыльев у воробья и как они летают?

Какого цвета пёрышки у воробья.

Какие звуки издают воробьи.

Цель: Закрепить название воробья, его внешний вид.

  • Наблюдение за воробьями.

Цели: расширить представление о птицах; учить различать основные части тела; формировать знания о повадках птиц; воспитывать бережное отношение и любовь к пернатым.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдать за ними.

«Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: «Чик – чирик!»

Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые). Воспитатель читает стихотворение:

«Воробей, что ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь.

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.»

Воспитатель задает детям вопросы:

Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам - прыг. Клюй - не робей! Кто же это? (Воробей.)

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)

Предложить детям поиграть в игру, имитируя стайку воробьёв.

Подвижная игра «Тепло – холодно» (учить имитировать повадки воробья (летать, чирикать, клевать зёрнышки, сбиваться в стаю и т.д), бегать, не задевая друг друга; учить действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание).

Выносной материал: Корм для птиц, кормушка, маски-эмблемы.

  • Наблюдение за птицами.

Цель: продолжить знакомить детей с воробьём, с его повадками (как клюёт зёрна, как прыгает, чирикает), учить проявлять заботу и внимание к птицам.

Чтение детям и заучивание наизусть

«Где обедал воробей?» - С.Маршак.

«Воробей» - А.Барто.

«Воробьиное купание» - В.Левин.

«Воробьи по проводам» - С.Маршак.

«Воробей» - С.Чёрный.

«Цап – Царап и Чик – чирик» - В.Лунина.

«Воробей» - А.Толстой.

«Воробей Чив» - Ю.Вакуленко.

Загадки о воробье

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей,

Эта птичка – воробей.

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

  • Деятельность детей:

Лепка «Мой дружок воробей».

Лепка «Зёрнышки для птичек».

Раскрашивание силуэтов воробья.

  • Игровая деятельность

- Дидактические игры:

«Найди воробья».

«Назови ласково».

«Найди птичкам гнёздышко».

«Один – много».

- Пальчиковая гимнастика:

«Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей».

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полёт птицы. Затем ставят округлённую кисть правой руки подушечками пальцев на стол или на ладошку другой руки и постукивают. Затем тоже самое проделывают левой рукой.)

- Подвижные игры:

«Воробушки и кот».

Цель: учить бегать, не задевая друг друга, увёртываться от водящего, приучать быть осторожными, занимая своё место, не толкать товарища.

Ребёнок – «котик» притаился, прилетают дети – «воробьи», клюют зёрна, чирикают. «Кот» - ребёнок подкрадывается, ловит «воробьёв», они разбегаются. Игра повторяется несколько раз.

«Тень – тень – потетень

Села кошка на плетень

Прилетели воробьи,

Хлопни им в ладошки –

Улетайте воробьи,

Берегитесь кошки!

«Тепло –холодно»

«Воробушки и автомобиль»

«Найди себе гнёздышко»

«Воробушки».

Цель: развивать внимание, речь, ориентировку в пространстве.

Дети – «воробушки» сидят на стульчиках – «гнёздышках» и притворяются, что спят. На слова воспитателя:

В гнёздышках воробушки живут,

И рано – рано все встают,

Детям спать не дают.

Дети – «воробушки» открывают глаза и громко произносят:

Чик – чирик,

Чик – чирик!

Все встают и весело прыгают на двух ногах, двигаясь в разные стороны.

На слова воспитателя:

Прыгать больше не захотели,

В гнёздышко быстро полетели.

Дети – «воробушки» спешат к своим стульчикам и садятся. Воспитатель

называет детей, которые легко прыгали и кто первый вернулся на своё место. Затем игра продолжается.

  • Работа с родителями

Беседы по темам проекта;

Привлечение родителей к изготовлению кормушек из бросового материала.

Заключительный этап

1. Оформление документации по проекту.

2. Презентация проекта.

3.Изготовление родителями кормушек из бросового материала.

Конспект НОД открытого занятие по физкультуре во второй младшей группе.

Тема: «ВЕСЁЛЫЕ ВОРОБУШКИ»

Цель: Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; воспитывать интерес к занятиям по физической культуре.

Оборудование: гимнастическая скамейка, маска-шапочка воробья, стойки в форме деревьев, ручеек, дорожка.

Ход заняти

I часть

Загадка: Это маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки. (Воробей )

Чик-чирик, чик- чирик

Воробьишка- озорник!

Солнцу теплому так рад.

И приветствует ребят.

Ах, о чем же он поет!

Поиграть собой зовет!

Ребята, давайте поиграем с птичками, превращайтесь в маленьких воробышек, а я буду вашей мамой воробьихой.

Мама воробьиха

Зовет своих детей

«Ко мне, мои воробышки,

Летите поскорей!

Сегодня начинаем

Учится мы летать.

Скорее в круг вставайте

И будем начинать».

Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями». «Мама воробьиха» показывает движение, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми». Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу.

Уснула воробьиха, а воробышкам только того и надо. Расправили они крылышки и разлетелись кто куда. Летают воробышки по всему залу. (Бег врассыпную под бубен) .

«Воробьиха» просыпается.

Чик-чирик, чик-чирик,

Что за шум? Что за крик?

В круг скорее становитесь

И опять летать учитесь.

Дети становятся в круг, игра повторяется. Воспитатель снова делает вид, будто засыпает, дети разбегаются врассыпную, затем «воробьиха» просыпается.

Задремала я всего на минутку,

Воробышки расшалились не на шутку.

Буду строго я теперь следить за вами,

Чтоб послушными росли вы воробьями.

А сейчас, мои ребятки,

Воробьиная зарядка.

II часть. ОРУ.

  1. «Чистим перышки». И. п. : о. с. Сделать пружинку, наклонить голову вправо, и. п. , то же влево. Доз. 4 раза.
  2. «Расправляем крылышки». И. п. : ноги на ширине стопы, руки внизу. Поднять правую руку вверх, посмотреть, и. п. , то же с левой. Доз. По 4 раза.
  3. «Умываемся». И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед – характерные движения «умывание», и. п. Доз. 5 раз.
  4. «Найдем зернышко». И. п. : о. с. Присесть, постучать пальцами по полу, и. п. Доз. 4 раза.
  5. «Учимся летать». И. п. : то же. Прыжки на месте со взмахами рук.
  6. «Мы растем». И. п. : ноги вместе, руки внизу. Поднять руки верх, потянуться – вдох, и. п. – выдох.

Основные движения.

Полетим мы стайкой дружной,

Друг за другом встанем дружно.

Построение в колонну по одному.

На дальнюю полянку

Отправимся сейчас.

Там много вкусных зерен

Припасено для вас.

Ходьба в колонне «за мамой воробьихой».

Смотрите, сколько деревьев. Летим друг за другом, чтобы никто не отстал и в лесу не заблудился.

Ходьба змейкой между стойками.

Впереди ручеек, давайте перепрыгнем его. (Прыжки через ручеек.)

Пройдем по узкой дорожке. (Ходьба по дорожке.)

Вот мы с вами и пришли на чудесную полянку, сколько здесь вкусных зерен. Ой ребята пока мы ходили, ночь наступила, воробьям спать пора.

Проводится игровое упражнение « День- ночь»

Воробышки сидят на веточках.

День: Вот летают птички, птички невелички

Все летаю и летаю крыльями махают На дорожку сели зернышки поели

Клюв, клюв, клюв зернышки поели. Ночь: Воробышки садятся на веточки. Побыли на этой чудесной поляне, поиграли, полетали а теперь возвращаться на пора домой.


Цели:

Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме.Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепить навыки аккуратного наклеивания. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, ловкость. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование:

Фотография воробья, фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки; для конструирования – заготовка из коричневого картона в форме птицы, вырезанные из бумаги крылья, глаза; клей, кисточки, подкладные листы, салфетки.

Предварительная работа:

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за воробьями.

Воробей

Воробей

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.

Загадка о воробье

Коротка моя песенка, вот:
Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый …
(воробей)

Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы). А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.

Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.

Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей). Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей). Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей).
Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
«Спасибо вам великое».

А сейчас давайте сделаем вот такого воробья из бумаги сами. (Показ готовой поделки). А чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе. Приклейте своему воробью глазки по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (Дети выполняют работу под музыку из пьесы А. Рубаха «Воробей». После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Подвижная игра "Воробушки-пташки" для детей от 1,5 до 3-х лет

Перед началом игры поговорите с малышами, оживите в их памяти знания о птицах, за поведением которых они наблюдали на прогулке. Спросите, каких птичек они кормили крошками. Если дети затрудняются с ответом, подскажите им.

«Вы на дорожку насыпали зёрнышки и крошки. Птички-воробушки прилетели, крошки склевали, деткам «спасибо» сказали. Как птички «спасибо» вам сказали?»

«А потом птички улетели и спрятались в кустики».

Дети слушают вопросы воспитателя, принимают активное участие в диалоге, показывают своё умение.

«Я смотрю на вас, вы все похожи на маленьких птичек. Покажите, как птички летают? А как они песенки поют и друг с другом разговаривают?»

Поют они всегда только одну и ту же песенку: «Чик-чирик, чик-чирик», а разговаривают по-другому: «Чик-чик-чик, чирик-чирик!»

Такое начало настраивает малышей на игру.

Дети-«воробушки» занимают свои «домики». Это могут быть обручи или же скамейки с ножками из широких брусков, высотой не более 10 см., расположенные на одной из сторон зала (площадки). Между домиками должно быть расстояние не менее 40 см.

Прочитайте следующие строки:

«Воробушки-пташки,

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

«Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик!»

Дети подражают воробьям, поют птичью песенку.

Птички дружно живут,

Стайкой летают,

Зёрнышки собирают.»

«Воробушки» «вылетают» из своих «домиков».

Сделайте пояснения для ребят: «Воробушки спели песенку и полетели гулять. Они летали, летали, сели на дорожку, нашли зёрнышки и начали клевать».

Неожиданно из гаража «выехала» большая машина. (Роль машины исполняет второй взрослый.) Она громко сигналит: «Би-би-би! С дороги уходи!»

По сигналу «воробушки» «улетают» и прячутся в «домике». (Дети встают на скамейку.) Сидят «птички» тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина проехала по дорожке и возвратилась в гараж.

«Воробушкам стало весело, они песенку поют, друг с другом разговаривают: «Чик-чирик, чик-чирик». Песенку спели и гулять полетели. Воробушки могут не только зёрнышки клевать, но и пить водичку, чистить пёрышки, греть на солнце свои носики, но, как только появляется машина, они снова улетают».

В конце игры «воробушки» «летят» в свои «домики». Они устали, день прошёл, солнышко уснуло, и птичкам тоже надо отдохнуть!

Играя, малыши учатся выполнять элементарные правила игры, переключать зрительное внимание. Следует поощрять их самостоятельные действия.

Примечание

Малыши в игре подражают всему, что они видят. Покажите детям птичек во время прогулки, на улице. Интересно послушать, как громко «разговаривают» (чирикают) воробьи, когда их стайка сидит на кустиках.

Расскажите малышам, о чём они «беседуют».

«Птичкам весело, они радуются солнышку!»

Бросьте им крошки и понаблюдайте, как они клюют.

Понаблюдайте вместе с детьми, как воробушки чистят пёрышки, отряхивают пыль с хвостика, расправляют крылышки.

При повторении игры меняйте условия, придумывайте новые действия, знакомые движения усложняйте. От машины дети-«воробушки» не «улетают» в «домики», а прячутся в «кустике» (это может быть другая скамейка), «перелетают с веточки на веточку».

Подскажите ребятам, как это сделать: нужно сойти со скамейки и встать на противоположный её конец. Если домиками являются обручи и дети переходят из обруча в обруч, значит обручей должно быть больше, чем играющих. Сидят дети-«воробушки» на кустике и рассказывают друг другу, какие они быстрые: с дорожки улетели, на кустик сели. «Чик-чирик! Чик-чирик!»

Из гаража может «выехать» и большая грузовая машина (ведёт её воспитатель), и маленькая, легковая (шофёром может быть кто-нибудь из детей).

Такое руководство игрой способствует развитию у малышей воображения.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы