28.01.2022

Какие краски используют в хохломской росписи. Тема: «Хохломская роспись


Для чего написана еще одна статья о хохломской росписи? Для того чтобы читатель смог разобраться, что "хохлома" производится и расписывается только ЗАО "Хохломская роспись" в г. Семенов Нижегородской области. Все остальное является псевдохохломой (контрафактом, подделкой), или является росписью "под хохлому". Впрочем, обо всем по порядку... Итак...

Хохлома, или Хохломская роспись, - это название стиля ручной росписи по дереву и национального орнамента, известного своими яркими цветочными узорами. Стиль и орнамент отличаются красным и золотым цветом по черному фону и эффектом, делающим деревянную посуду и мебель тяжеловесной на вид, как бы металлической. Хохлома - один из самых известных по всему миру видов русской декоративной живописи. Хотя изделия деревянные, они выглядят как позолоченный металл.

История

Хохломской стиль росписи появился в 17 веке в местности, которая сегодня называется Коверинским районом Нижегородской области. Первым документальным упоминанием о кустарных промыслах Хохломы считается письмо боярина Морозова к судебному приставу от 1659 года, в котором содержится приказ о следующем: "Сто окрашенных блюд, полированных порошковым оловом, как крупным, так и средним, того же самого вида, как делали раньше, не забывая двадцать больших раскрашенных винных чаш, двадцать средних и двадцать несколько меньше" .

Кустарное ремесло обязано своим происхождением старообрядцам, которые спасаясь от преследования, укрылись в местных лесах. Однако еще до старообрядцев местные жители изготавливали посуду из мягких пород дерева. Среди бежавших раскольников были и иконописцы, которые обучили местных мастеров технике живописи.

Вскоре близ села Хохлома было организовано торговое поселение и мастерская, производились и продавались изделия ручной работы.

Утверждается, что многие из токарных станков изначально приводились в движение водяными мельницами, устанавливались вдоль берегов быстрых рек Кержней, Линда и Узоль. Были также станки с ручной тягой и станки, приводившимися в движение лошадьми.

Современники описывали быт старых мастеров примерно так. Ремесленники жили сплоченными сообществами. Крестьянин мог иметь свой "красильный дом", от которого за версту пахло краской, а вход был загроможден корзинами с готовыми изделиями. Более богатый крестьянин имел "красильный дом", оборудованный двумя огромными печами, многочисленными сушильными полками и просторным подвалом. Мужчины, женщины и дети участвовали в грунтовании, покрытии маслами и росписи.

Наблюдения придворного врача Г. Реманна во время посещения им ярмарки Маркареева, крупнейшей в России в 1805 году, дают нам некоторое представление о том, что производилось в тот период. "Среди многих изделий меня удивили огромные чаши размером в полтора аршина, выточенные из дерева, но не имеющие ни малейшего признака растрескивания, несмотря на палящую жару и сильное отражение солнечных лучей от песка, где они лежали. Там были меньшие чаши с крышками, которые включали до сорока меньших, вложенных одна в другую".

Большинство изделий Хохломы изначально предназначались для повседневного использования. Однако популярность Хохломской посуды оказалась такова, что производство расширилось до других регионов, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос. Нижегородские губернские ведомости в 1855 году писали: "В Хохломском районе есть замечательная деятельность; одна деревня заготавливает древесину, другая делает деревянные заготовки, а третья раскрашивает их" . Более пятисот цехов деревообрабатывающих предприятий располагались только в Семеновском районе.

На иллюстрации оригинальные изделия с хохломской росписью, взятые с официального сайта ЗАО "Хохломская роспись" goldenhohloma.com.

В начале 20 в. хохломское производство угасло, но возродилось в советские времена. Мастера объединились в артели в 1920-х - начале 1930-х. В 1960-х построена фабрика под названием "Хохломской художник" близ села Хохлома и промышленное объединение "Хохломская живопись" в городе Семенов. Эти два завода стали центром Хохломского промысла в России, производящим в основном посуду, мебель, сувениры.

Уникальные произведения искусства можно увидеть в Музее Хохломы, открытом в Семенове в 1972 году. Среди экспонатов музея огромная ложка размером 2 метра 67 сантиметров и чаша размером полтора метра.

Технология получения золотого фона

Удивительно, что ремесленная деятельность, начинавшаяся как истинная народная традиция более 300 лет назад, все еще процветает и остается в основном верным своим корням, хотя в более организованном масштабе. Технология производства хохломской посуды и живописи не сильно изменилась за 300 лет.

Для Хохломы характерна оригинальная техника окраски дерева без применения настоящего золота. Работа с деревянными изделиями ведется в несколько этапов, а достичь эффекта позолоты не просто.

Вырезанные или выточенные из дерева изделия грунтуются жидким глинистым раствором и промазывается маслом из льняного семени. На следующем этапе изделие покрывают сохнущим маслом и просушивают. Этот шаг повторяется 3-4 раза. Следующий этап - лужение, или полировка металлическим порошком. Изначально изделие покрывали оловянным порошком, в результате чего создается равномерная серебристая поверхность. Сегодня алюминиевый порошок успешно заменяет олово.

По металлизированному покрытию, серебристому фону, пока не золотому, кистью наносится цветочный узор термостойкими красками. После росписи изделия покрывают лаком и обжигают в печи. Высокая температура, спекая желтый лак с ранее нанесенным грунтом, превращает изделие в ярко-золотое.

Особенности хохломской росписи и техники

Золото, черный и красный, иногда зеленый - типичные для хохломской росписи краски. Это сочетание можно встретить во многих других произведениях древнерусских искусств и ремесел, но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный добавляет тепло и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск. Кроме того, точеная посуда не имеет углов и четких линий и, таким образом, почти не бликует и красиво рассеивает свет.

Также типичны две техники росписи: поверхностная (красный и черный по золоту) и фоновая (золотистый силуэт на цветном фоне).

Поверхностная роспись включает традиционные травяные и лиственные элементы орнамента. Травяные мотивы включают продолговатые изгибающиеся мазки и более тонкие витиеватые усики, выведенные красным или черным по золотому фону. Лиственные элементы состоят из овальных листьев и ягод, обычно разбросанных вокруг стебля. Фоновая живопись основана на использовании золотого фона для изображения орнамента, а черный или красный используется как силуэт.

Художники Хохломы расписывают изделия без предварительных эскизов и подготовительного рисунка. Образы хохломы являются декоративными и передают красоту живой природы самым обобщенным способом. Образы цветущих кустов и ягод всегда считались символом благополучия, достатка и счастья в России, потому они до сих пор бережно хранятся мастерами Хохломы.

Мотивы Хохломской живописи - просты и поэтичны. Цветы и грозди ягод, переплетающихся с широкими травами и золотыми усиками, мягко прорисованы по деревянным поверхностям. Некоторые из композиций сдержанны, другие щедры; но все отражает любовь русского народа к природе и стремление к красоте. Изделия Хохломы отличаются ярким, праздничным характером из-за отличительного сочетания алого, черного, серебристого и золотого. Уникальная комбинация цветов придает деревянной посуде огромную ценность.

Псевдохохлома

Псевдохохлома - это контрафактная продукция. Истинная хохломская посуда и сувениры производится и расписывается только на предприятии с длинным названием "Ордена Знак Почета АО Хохломская роспись", находящемся в г. Семенов Нижегородской области. Все остальное, похожее на аутентичную хохломскую роспись, считается псевдохохломой, часто на вид не отличимой от подлинников.

С. П. Веселов.Потомственный мастер хохломской росписи

Более шестидесяти лет жизни отдал хохломской росписи замечательный народный мастер Степан Павлович Веселов.
Задушевные, лирические образы его произведений навеяны родной природой. Певучие линии, мягкий мазок выделяют манеру письма. Среди его произведений не найдешь одинаковых: один узор порождает новый и совсем неожиданный. И все они по своему содержанию глубоко фольклорны, неразрывно связаны с традицией края.

Художественная культура хохломского промысла поражает нас тонким чувством гармонии, безупречным пониманием формы украшаемого предмета, мастерством исполнения, лаконичностью и ясностью образов. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси. Бытование архаичных мотивов в хохломском орнаменте прежде всего определяется тем, что большинство мастеров промысла.
В настоящее время промысел объединяет сёминская фабрика «Хохломской художник». Здесь работают многие талантливые мастера: О. Н. Веселова, А. Т. Бусова, М. Е. Щукина, из старшего поколения - О. П. Лушина. Их произведения постоянно экспонируются на всесоюзных и международных выставках.
«Недели было мне мало,- вспоминает Степан Павлович.
- В воскресенье все отдыхают; а я прошусь у отца, чтоб пустил в красильню писать».
Талантливые работы Веселова были отмечены еще в детстве. На них обращали внимание местные знатоки. Нередко заходил в красильню Веселовых известный мастер Семен Степанович Юзиков. Посмотрел как-то он работы Степана, да и говорит:
«Ох, Павел Григорьевич, мальчонка у тебя молодец, хорошо работает.
Только ты, Степанка, пиши лучше травку пузастенькую, нажим в середке делай. Худая осочка не баско смотрится». Юзиков знал цену травной росписи, был одним из лучших мастеров. Совет старого мастера Степан Павлович запомнил на всю жизнь, тогда же и начал писать травы, как учил его Юзиков.
С. П. Веселову посчастливилось работать с замечательной плеядой талантливых хохломских мастеров-травщиков: А. М. Серовым, П. Ф. Распопиным, Я- О. Красильниковым. И эта старая школа запомнилась Веселову на всю жизнь.
Талантливым травником был А. С. Серов. Молодому Веселову он советовал:
-Ты, Степан, пишешь и чисто, и скоро, а корешок «травки» у тебя не тот.
- Дядя Архип, - отвечал Степан, - так писать-то долго.
- Ну, гляди, дело твое, поменьше напишешь, но чтоб лучше было.
С 1925 года Веселов работает в артели хохломской росписи.
Теперь хохломичи работают с заводской олифой, светлой и эластичной, покрывают ею чашу раз, другой, третий и ставят в печь сохнуть. Когда начнет она «вставать» - чашу лудят. До 1938 года брали для этого тонко намолотое олово, теперь применяют порошок алюминия.
Краски мастер готовит особо. Сухую киноварь тонко растирает на плите, подмешивает к ней масляного кадмия, добавляет олифы, скипидару. На одной лишь олифе кисть «не поедет», говорит Степан Павлович.
На своих произведениях Веселов часто делает шутливые надписи. На детской чашке: «Маша, кушай кашу!». На большой выведет: «Прошу за стол сесть и кушать, что в этой чашке есть». В назидание незадачливому мужу: «Муж, кушай, да добрых советов жены своей слушай!».
И не от того ль так строго соблюдалась здесь иконография, что когда-то нарядная чаша со стройной каноничной росписью была предназначена не для обыденного пользования, а для праздничных ритуальных угощений. Возможно, что предназначалась она для пива. Известно, например, что на Севере России, в Вологодской, Олонецкой, Архангельской губерниях, бытовали, правда, медные, но очень похожие на них ендовы и братины. Их форма с расходящимися от донышка лучами - ребрами отдаленно напоминает хохломские «рыжики».
Роспись закончена, и мастер ставит чаши в печь на «тушовку». «Калит тушовку» час или больше и уже после лакирует посуду.
Лакируют раз пять-шесть в зависимости от густоты олифы, после каждого раза ставя чашу на колосники, чтоб сохла быстрее олифа. И уже потом - в печь калить. От жара станет покрытие крепким и прочным, а цвет его - золотым.
Так в руках Веселова рождаются замечательные чудо-чаши. Расписывает также мастер поставки и тарелки, блюдца, кандейки и чайницы, супницы, половники, солоницы-утицы и ковши, шкатулки и скворечники, дверцы шкафов и настенные ковры, большие декоративные панно и стеклянную посуду.
Что же за образы пишет на своих произведениях Степан Павлович? Каковы их история и значение в народной жизни?
Птицы его необыкновенно величавы. Написанные красной киноварью, они царственно парят в золотом свете, занимая почти все донце чаши. И чтоб киноварь еще ясней читалась на золоте, мастер обмакнет кисть в черную краску, опишет гребень, крыло и хвост, оперение птицы, обведет клюв. Свою величавую птицу он изображает в десятках вариантов. Пишет и верит в нее, как в реально существующую, которую словно когда-то и сам видел. И говорит о ней, как о живой. До тонкости знает не только ее «конструкцию», но и норов. Хоть и не увидишь в жизни такой птицы, но чем-то, еще с детства, знакома она всем. Не про нее ли, жар-птицу, сложены сказки?
Не эту ли птицу делают по сей день из дерева мезенские мастера, не она ли изображена на рязанской набойке, костромской и олонецкой вышивке? Не она ли символизирует собой само Солнце? И не случайно в ряде композиций мастер пишет ее в ромбе, восседающей на языках пламени, в том самом ромбе, где часто изображается лучистое или витое солнышко - «шар вертлянский»: По зоре зорянской Катит шар вертлянский.
На своих панно Веселов пишет древо с плодами малины и черной смородины, рябины и колосьями спелой ржи, большими нарядными помидорами. На этом-то дереве и восседает птица - Солнце, словно обогревая его, как саму землю, светом и теплом.

История

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Технология «золотой хохломы»

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимает резцом излишек древесины и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала ее сушат. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светло-зеленый, жёлтый, белый. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Виды росписи

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое .

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку» , роспись «пряник» .


Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина» .

Галерея






ХОХЛОМА - СТАРИННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Золотая Хохлома!

Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись? Какой умелец придумал наносить серебро на дерево, а затем покрывать его лаком, добиваясь золотого свечения? Этому и посвящен материал, собранный в данном параграфе.
Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.
В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.
Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию».


















Новогодние шары с росписью хохломой.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону.
Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются такие краски как... красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёного и голубого, и конечно чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет.Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери





Хохломская роспись - это стариный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Давайте проникнемся в историю создания данного вида промысла, в эти богатейшие образы русской души!

История возникновения хохломы

Хохломской промысел насчитывает более 300 столетий и был основан в нижегородском Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений близ реки Узол, испокон веков занимались окраской деревянной посуды. Корни хохломского промысла уходят в иконопись. XVII век время обширного заселения нижегородских земель "старообрядцами" - они были простивниками церковных реформ Патриарха Никона. Именно они знали секрет золочения деревянных икон при помощи серебрянного металла и льняного масла - олифы. Иконы покрывали слоем серебра, предворительно растертого в порошок, после чего пропитывали олифой и ставили в печь. После закалки икона приобретала золотистый цвет. Впоследствии, появилось более дешевое олово, и этот способ распространился и на посуду.

Хохломская посуда привлекает не только насыщенностью орнамента, но и своей долговечностью. Изделия ценят за прочное лаковое покрытие, которое ни под воздействием времени, ни под температурами не изнашиваются: не трескается лак, не блекнут краски, что позволяет пользоваться предметами быта в повседневной жизни.

В наше время технология отделки привлекает мастеров декоративно-прикладного искусства. И как же всте-таки делают такую красоту? Сначала изготавливают болванки, из которых потом вытачивают чашки, вазы, матрешки и многое другое. Используют деревья разных пород, но чаще - липа. Древесину выдерживают на открытом воздухе не менее года. В производстве некрашенную посуду, болванки, называют "бельем". Чтобы изделие в будущем не дало трещин, "белье" необходимо хорошо высушить, поэтому в помещениях предворительной подготовки поддерживается температура 30 градусов.

После сушки "белья" его грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой. После грунтовки снова сушка часов 8. Следом мастер обязательно вручную покрывает изделие несколькими слоями олифы (льняное масло), на этом этапе мастер использует тампон из натуральной овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку. Он окунает его в миску с олифой и быстро втирает в поверхность изделия. Он поворачивает его так, чтобы олифа распредилилась равномерно - это очень ответственно, от этого будет зависеть качество посуды, прочность росписи. Изделие покрывают олифой 4 раза. Последний раз сушат до того момента, когда палец слегка прилипает, но не оставляет следов.

Следующий этап - покрытие алюминиевым порошком. Выполняют это тоже вручную тампоном из овечьей кожи. Именно на этом этапе, этапе лужения, предметы приобретают зеркальный блеск и готовы к росписи. Росписывают термостойкими минеральными краскам, такими как охра, сурик, кармин. Главные цвета, которые придают ту самую узнаваемость - красный и черный (киноварь и сажа), но допускается и немного других цветов - коричневых, зеленых, желтых. Готовые росписные изделия 2-3 раза покрывают лаком и закаливают. Именно в последний этап, из "серебрянной" посуды появляется "золотая".

Хохломская роспись выполняется двумя классами письма: "верховой" и "фоновый". Для "верхового" типа характерен свободный ажурный рисунок, на данный фон наносится рисунок, основная линия, после насаживаются капельки, завитки и т.д. Для "фоновой" росписи характерно использование красного или черного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. В этом случае сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется черной краской фон.

В настоящее время хохлома - уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. После всемирной выставке в 1889 году в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Посуда появилась на рынках Западной Европы, Азии, Персии, Индии. В XX столетии посуда проникает в города Америки, Австралии и даже Африки.

В настоящее время есть 2 центра хохломской росписи - город Семёнов, с фабриками "Хохломская роспись", "Семёновская роспись" и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие "Хохломской художник", объединяя в себе мастеров деревень Кулигино, Сёмино, Новопокровское. И все-таки столицей Хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 км от Нижнего Новгорода. На предприятии работает около полутора тысяч человек, из них 400 художников. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты.

Искусство хохломы распространилось не только на предметы быта, посуду, мебель, но и радует нас просто в самых непривычных местах. Судите сами!


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы