03.04.2022

Как отличить добрые советы от злых. Почему мы не можем отличить добро от зла


Ежедневно в нашей голове проносятся тысячи мыслей, мы совершаем сотни действий, опираясь на свои представления о мире, счастье и любви, и часто остаемся разочарованными тем, куда приводит нас жизнь.

В чем причина наших разочарований?

Почему мы тратим так много сил, прилагая неимоверные усилия для своего счастья, но так часто достигаем совершенно противоположных результатов?

Одна из причин наших неудач лежит в том, что часто мы прилагаем усилия там, где не можем ничего изменить, и оставляем без внимания те сферы нашей жизни, которые требуют нашего скорейшего вмешательства.

Потому что опираемся не на знания.

Потому что наш разум слаб или спит.

Потому что склонны идти туда, где привычно, хотя и не очень комфортно, и боимся окунуться в те сферы, где мы еще ни разу не были, где чувствуем себя новичками, а поэтому боимся потерпеть неудачу.

Поэтому стоим с протянутой рукой у родительского дома, ожидая от них недополученной любви, злясь, что не получаем ее, но даже не делая попыток оглянуться вокруг и поискать тех, кто готов нам дать любовь просто так.

Поэтому остаемся в отношениях, которые давно изжили себя, предпочитая крепко держать измученную синицу в руках, чем рискнуть и пойти за журавлем в небе.

Поэтому…

Может, хватит?

Может, уже настало время остановиться и задуматься – а зачем это все? Куда я иду? Зачем я живу? И кто я вообще?

Это нелегко.

Это не быстро.

Но только очищая свое пространство от старого, избавляясь от ненужного, мы даем место новым всходам, способным привести нас к счастью.

Как же отделить зерна от плевел?

Как вместе с водой не вылить младенца, выбросив из своей головы не только то, что разрушает нас, но и то, что очень нам нужно?

Очень насущный вопрос, который волновал многих мудрецов издавна – где та грань, которая позволяет разделить хорошее от плохого, зерна от плевел, полезное от разрушительного, где проходит граница отделяющая схему, живущую в нашем уме и давно устаревшую, и живое участие в ситуации?

Чтобы ответить на этот вопрос, чтобы в каждой ситуации видеть ее суть, ее корни, мы не обойдемся без РАЗУМА.

Сильный разум способен отделить зерна от плевел.

Сильный разум способен определить, как грамотно действовать в каждой ситуации.

Сильный разум опирается на истинные знания, а не собственные домыслы о том, как устроен мир, и где находится счастье.

Есть прекрасная молитва, которая отражает важность развития разума в нашей жизни, мне она очень нравится – «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне разум научиться отличать первое от второго».

Если вы глубоко вдумаетесь в эти слова, вы поймете, что мы не получаем желаемого результата:

— если прилагаем множество усилий там, где нужно терпеть;

— если не обращаем внимания на ту сферу жизни, которую нам под силу изменить.

Я постоянно сталкиваюсь на расстановках с ситуацией, когда взрослый уже человек недоволен своими родителями, когда он ждет от них поддержки, любви, заботы – всего того, чего они ему не дали, с его точки зрения, и что было нужно ему для развития и ощущения себя счастливым.

Это нормально для ребенка – хотеть, ждать и даже требовать любви.

Потому что он не способен увидеть реальность.

Потому что он нуждается в любви.

Потому что его разум не развит.

Но это ненормально для взрослого, который просто остается в позиции ребенка по привычке, не видя очевидного — У РОДИТЕЛЕЙ НЕТ ТОГО, ЧЕГО МЫ ОТ НИХ ЖДЕМ МНОГО ЛЕТ.

Нет! Потому что им никто не дал любви.

Очень часто жены прикладывают невероятные усилия к тому, чтобы изменить мужа. Они читают книги об отношениях, чтобы понять, что им делать с мужем и его вредными привычками, дают ему советы, предъявляют претензии, ищут способы донести информацию о том, каким он должен быть, чтобы она была счастлива. Они настолько погружаются в жизнь мужа, желая навести там порядок, что совершенно забывают о том, что их женская сфера в это время остается без внимания.

Итак, они не желают терпеть то, что изменить нельзя. Они не желают знать закон Вселенной о том, что каждый человек – это священная земля, и ни у кого другого нет права вносить туда какие-нибудь изменения, и делать доработки.

Потому что, если они узнают этот закон, им придется обратить внимание на то, что они могут изменить – на СЕБЯ, свою способность быть женственной, дарить любовь, вдохновлять, доверять, открывать свое сердце.

Это больно – заглянуть внутрь себя и не увидеть там той уверенной особы, которая еще вчера зачитывала мужу его обязанности в полном знании, как ему нужно жить.

Это страшно – вдруг обнаружить свою полную несостоятельность в том, что является самым важным для каждой женщины, например, неспособность строить отношения с мужем.

И все же, только сделав это, мы обретаем шанс повернуть туда, где мы можем еще что-то изменить.

Еще один пример, который знаком многим мамочкам – мы не воспринимаем ребенка личностью, отдельной от нас, со своими привычками, вкусами, характером, со своим накопленным многовековым опытом.

И тогда мы начинаем прикладывать невероятные усилия, чтобы навязать, насадить любым способом то, что МЫ СЧИТАЕМ ПРАВИЛЬНЫМ ДЛЯ НЕГО.

Мы ломаем то, что в нем цвело.

И пытаемся посадить на эту почву то, что никогда там не приживется.

Потому что не должны абрикосы цвести за полярным кругом.

Потому что природа ребенка может очень сильно отличаться от природы его родителей, и не они здесь решают и определяют, по какой дороге ему двигаться.

Что мы видим здесь?

Родители не желают понять, признать, принять и терпеть природу ребенка, они желают наслаждаться им, взяв контроль над его жизнью полностью в свои руки.

Они делают из хорошего артиста плохого инженера, считая любые проявления творчества ребенка блажью, внушая ему мысль о том, что искусством не прокормишься.

Они делают из великолепной жены и матери плохую бизнес-леди, уделяя все внимание образованию девочки, и не давая ей никаких знаний о том, как создать и сохранить семью.

Они превращают творческую натуру в унылого пьющего грузчика, зацикливаясь на беспорядке в его комнате и стремлении привить ему аккуратность любой ценой.

Они ломают и строят живого человека по своему вкусу, но потом пожинают плоды своих издевательств и невежества, наблюдая, как летит в тартары жизнь их чада, как ребенок не достигает успеха там, где должен получить золотые горы по мнению родителей, и страшась пойти туда, куда его тянуло всю жизнь, но куда ему даже смотреть запрещали.

Это страшно – увидеть, как гибнет твой ребенок, как его счастье, построенное на твоих неверных представлениях, рассыпается на глазах.

Это больно – понять, что твои действия привели лишь к тому, что он возненавидел тебя, и поспешил покинуть при первой возможности.

Но только это понимание, понимание, что природа ребенка неизменна, и задача родителей – ИЗУЧАТЬ ЕЕ, чтобы знать, в чем нуждается ребенок, и давать ему необходимую ему поддержку. Это та сфера, которая подвластна родителям, но многие ли движутся именно в эту сферу? Ведь привычнее повторить с ребенком сценарий своих родителей или прямо противоположный ему вместо того, чтобы найти знаний о том, как действовать со своим ребенком.

Такие примеры можно приводить до бесконечности, и они наверняка есть в нашей жизни, потому что у наших родителей не было знаний о том, как быть счастливыми, нам приходится учиться этому с нуля самим у тех людей, которые посвятили свою жизнь развитию разума.

Теперь давайте посмотрим на другую сторону медали – когда мы терпим то, что в наших силах изменить, надеясь, что оно как-то изменится само и причиняя тем самым себе страдания.

Несколько примеров.

Вам наверняка известны случаи, когда женщина живет с мужем-алкоголиком, рожает от него детей и терпит унижения и издевательства от него иногда всю жизнь, когда мужчина и женщина сохраняют семью «ради ребенка», издеваясь не только друг над другом, но и мысленно предъявляя ему счет за свою жертву, требуя затем, чтобы он сложил свою жизнь на алтарь родительских желаний.

Почему мы терпим то, чем давно нужно положить конец?

Почему женщина остается с мужем, который поднимает на нее руку?

Ответы все те же – потому что страшно. Потому что здесь, в этом ужасе, ей привычнее и спокойнее (как ужасно это ни звучит), чем одной и с детьми.

Потому что ее самооценка настолько низка, что она не считает себя достойной счастья, потому что она не верит в то, что для нее возможны другие отношения, поэтому и остается в тех, которые ее разрушают.

В некоторых случаях именно развод является самым лучшим решением для всей семьи, потому что только так мужчина, женщина и дети получают шанс на счастье – мы должны убегать из разрушительного для нас общения, потому что каждый день, проведенный в нем, разрушает нашу женственность.

Еще одна ситуация – когда человек работает на нелюбимой работе, убедив себя в том, что работу по душе найти невозможно, что сейчас кризис, его специальность никому не нужна, и постепенно теряя смысл в жизни, особенно это касается мужчин. Когда мы идем по чужому пути, когда занимаем чужое место, даже если мы хорошо выполняем чужие обязанности, мы теряем возможность быть счастливыми, потому что счастье ждет нас только на нашем пути. Великолепные художник может быть средним инженером, но тогда он не создаст полотна, исцеляющие людей, он не выполнит свою миссию и не будет счастлив.

Мы делаем все это потому, что у нас нет знаний о мире, о жизни, о семье, о природе мужчины и женщины, о природе детей. И нам нужно серьезно заняться тем, чтобы восполнить пробелы нашего образования.

Как различить добро и зло?

Нам часто трудно признать, что мы шли не туда, увидеть, что большая часть нашей жизни потрачена на погоню за миражами, которая лишила нас сил, но не дала достичь желаемого.

Нам трудно не убить себя за то, что мы сделали со своей жизнью.

Нам очень досадно, что мы не знали многое раньше.

И все же, если мы хотим повернуть на дорогу к счастью, нам однажды нужно остановиться. И признать, что мы шли не туда много лет.

Что же делать, если вы обнаружили, что это про вас?

ПРИЗНАТЬ ФАКТЫ, сказав себе правду о себе, и пережить все негативные чувства, с этим связанные.

Очень важно ЧЕСТНО сказать себе о себе все то, что вы думаете, желательно, если вы напишете это на бумаге, и будете писать до тех пор, пока не почувствуете, что у вас больше нет желания убить себя, или меня, или Бога за то, что с вами не случилось счастья раньше, и что теперь придется хорошенько потрудиться, чтобы не только развернуться в правильную сторону, но и идти туда, преодолевая трудности.

Важно пережить все чувства, связанные с тем, что вы обнаружили внутри себя огромную дыру, которую заполняли не тем, что нужно было, и не тогда, когда нужно было – гнев – боль – страх – стыд, только тогда вы можете ощутить, что не все потеряно в вашей жизни, и продолжить письмо словами благодарности и поддержки.

«Дорогая моя девочка, я понимаю тебя, тебе сейчас нелегко, и я благодарна тебе за то, что ты старалась, и что сейчас ты набралась смелости изменить свою жизнь.

Ты не могла жить иначе, потому что у тебя не было знаний, не было перед глазами примера, у тебя не было ничего, чтобы начать жить иначе, и то, что ты жила, даже в этих условиях, то, что ты действовала, как умела, уже заслуживает уважения!

Я верю, что у тебя все получится, что ты встретишь людей, которые помогут тебе на твоем новом пути к счастью.

Я люблю тебя даже такую слабую и беспомощную!»

НАЙТИ НОВОЕ ОБЩЕНИЕ.

Наш разум не способен развиваться в вакууме. Наш разум не способен развиваться в среде неразумных людей. Так устроен человек.

Поэтому так важно перестать осуждать свое близкое окружение, ждать от него просветления, учить его жить, если оно вам не нравится.

Нужно развернуться и пойти туда, где есть РАЗУМ, где есть МУДРОСТЬ, где люди уже ЖИВУТ СЧАСТЛИВО!

Вы не можете научиться играть в волейбол, если никто не покажет вам, как это делается.

Вы не можете вырастить помидор, если не знаете, как выглядит семечко помидора.

Вы не можете придти к счастью, если не дышали его воздухом, если не общались с теми, кто в нем живет, если не заразились любовью от тех, у кого ее много.

Вам нужен человек, который возьмет вас за руку и поведет туда, где есть СЧАСТЬЕ, и вы пойдете за ним, и поверите ему потому, что увидите все своими глазами.

ЗАНИМАТЬСЯ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКОЙ.

Вы хорошо знаете о том, что мы становимся теми и идем туда, о чем думаем. Если в нашей голове много светлых позитивных образов, мы будем счастливы.

Если же мы постоянно прокручиваем в голове проблемы, беспокоимся, боимся, не верим в себя и осуждаем других людей, наша жизнь будет превращаться в болото.

Не контролируя свои мысли, не направляя их в благостное русло, мы автоматически попадает во второй вариант развития событий.

Поэтому так важно давать нашему уму позитивный настрой. Настраиваясь на хорошее, думая о нем, мы начинаем перенимать лучшие качества, понимать мироустройство.

СЛУШАТЬ ЗНАНИЯ из уст реализованного человека.

Наш разум развивается, если мы слушаем наставления человека, реализованного в той сфере, где нам хотелось бы реализоваться.

Т.е., если вы хотите создать семью, вам нужно слушать знания от человека, реализованного в семье, у которого есть муж (жена) и дети, и от которого исходит энергия счастья и умиротворения.

Если вы хотите создать бизнес, нужно идти к тому, кто создал бизнес, а не к тому, кто все знает о нем в теории.

Если вы хотите воспитывать детей, нужно обращаться за знаниями к тому, чьи дети выросли, счастливы, любят своих родителей и родили своих детей.

Мы обучаемся ПОДРАЖАЯ.

Поэтому у счастливых родителей естественным образом вырастают счастливые дети.

Поэтому у преподавателей ВУЗов выпускники работают не по своей специальности (потому что преподаватели часто не реализованы сами в том, что преподают).

Поэтому вы не можете ничему обучить другого человека, если услышанные знания не стали вашим опытом, ведь ему нечему подражать, ведь он видит перед собой человека, желающего дать то, чего не имеет сам, а это всегда раздражает.

Когда несчастная мама учит дочку, как быть счастливой и что в жизни главное, часто ли дочь слушает ее?

Когда жена учит мужа, какие мужем он должен быть, вместо того, чтобы показать ему, какая должна быть жена, и вдохновить своим примером на изменения, какое чувство она вызывает у мужа? Неужели бешеный энтузиазм бежать и выполнять сразу все свои обязанности?

Когда родители акцентируют все внимание на учебе ребенка, не понимая, что она не делает его счастливым и успешным, как не сделала их, вместо того, чтобы помочь ему проявить свои лучшие качества и найти наставников в том, что у него получается вместо того, чтобы тратить свою жизнь на все, что никогда не пригодится, начинает ли ребенок носить из школы одни пятерки?

Ищите наставников, ищите людей, которые протянут вам руку помощи и дадут вам знания о том, где на самом деле живет счастье.

Для меня такими людьми стали Олег Торсунов, Руслан Нарушевич, Марина Таргакова, Рами Блект, Валерий Синельников, Владимир Мегре.

Вы можете найти своих наставников, которые вдохновят вас пройти путем знаний к Счастью.

Я прошла этот путь от ощущения полного провала всей жизни, ощущения собственной ничтожности, от ощущения бесплодно прошедших лет, я прошла через горечь и обиду к родителям, которые не дали мне этих знаний, я несколько лет исцеляла свою душу от шрамов, которые оставили во мне усилия других, желающих поработать над мной людей, я продолжаю постигать знания, чтобы улучшать дальше свою жизнь, и я знаю, что никогда не остановлюсь, потому что мне знаком уже вкус счастья. Быть женой. Быть мамой. Быть реализованной в социуме женщиной.

Поэтому я знаю, что каждая из вас способна пройти этот путь. Если захочет. Если не побоится заглянуть в себя и признать, что идет не туда.

Это не преступление – не знать.

Это не преступление – не уметь.

Это не преступление – оказаться в первом классе школы жизни, если тебе сорок или шестьдесят лет.

Преступление – не дать себе этого шанса на счастье!

Татьяна Плотникова

Нет похожих записей

Чем различаются нравственность и человеческое сочувствие, могут ли добро и зло быть объективными без Бога.

Нравственность и сочувствие — не одно и то же

Как-то я прочитал атеистический демотиватор: «Разве для того, чтобы отличать добро от зла, нужна религия? Разве не хватит обычной человеческой эмпатии?» В той или иной форме я вижу этот довод довольно часто, и его стоит рассмотреть.

Эмпатия — это в данном случае просто наукообразное название сочувствия. Нормальные люди склонны сопереживать бедам ближних, приходить к ним на помощь или хотя бы воздерживаться от нанесения вреда, в общем, говоря религиозным языком, проявлять любовь к ближнему. Разве этого простого человеческого переживания недостаточно?

Что же, тут есть, по крайней мере, три проблемы. Относительно меньшая состоит в том, что сочувствие и нравственность — не одно и то же. Сочувствие — это про то, что вы переживаете (или не переживаете). Нравственность — это про то, что вы должны, совершенно независимо от ваших переживаний.

Я, например, обязан воздерживаться от кражи, совершенно независимо от того, вызывает у меня собственник сочувствие или нет. Может быть, он — распущенный барчук, который привык швыряться деньгами, и вообще в высшей степени отвратный тип, который не вызывает у меня ничего, кроме неприязни и раздражения. Но мне нельзя вытащить у него бумажник — вот нельзя, и все, совершенно независимо от того, какие чувства он у меня вызывает.

Государство, как огромный безличный механизм, вообще неспособно вызывать эмпатию — но и у государства красть нельзя.

Хуже того, наша эмпатия носит высоко избирательный характер. Это неизбежно — мы не можем реагировать на горести всех людей одинаково, особенно когда интернет и социальные сети обрушивают на нас потоки людских бедствий.

Мы охотно сочувствуем людям, на место которых мы легко можем себя поставить, тем, в ком мы видим «одних из нас», но несчастья чужаков трогают нас гораздо меньше. Во время сетевых споров о политике можно видеть, как жертвы преступлений противной стороны вызывают самую бурную эмпатию — в то время как жертвы преступлений друзей и союзников остаются незамеченными. Более того, эмпатия активно используется для разогрева ненависти и агрессии, которая превращается из чего-то неодобряемого в хорошее и даже священное — ведь убивать врагов надо из глубокого и искреннего сочувствия к их жертвам.

Эмпатия к «своим» вообще один из мощных катализаторов ненависти к чужакам. «В бой, в бой за народ свой!» — как кричали балканские националисты во время последней резни в этом регионе. Эмпатия может, напротив, полностью отключить вашу способность отличать добро от зла.

Надо отметить и то, что эмпатия вторична по отношению к нашим действиям. У Льва Толстого в рассказе «После бала» есть такая фраза: «Николай I очень много зла сделал полякам, поэтому ему надо было быть уверенным, что все поляки — негодяи». Когда мы поступаем с кем-то несправедливо, мы склонны испытывать к нему злобные чувства — ведь нам надо быть уверенными, что мы правы. Когда, напротив, мы поступаем с другими справедливо и человеколюбиво, мы склонны испытывать к ним сочувствие. Не воля следует за эмоциями, а наоборот, эмоции за волей.

Это, конечно, не значит, что эмпатия — это плохо. Эмпатия может помогать нам поступать нравственно, давать эмоциональную подпитку морально правильным решениям. Но ее недостаточно. Она может укрепить вас в желании соблюсти заповедь «не укради», потому что вы можете поставить себя на место жертвы кражи. Но перед этим у вас должно быть достаточно доброй воли по отношению к этому человеку — и по отношению к заповеди.

Люди думают очень по-разному

Вторая — и более существенная — проблема с этим тезисом состоит в предположении, которое он делает по умолчанию. Он исходит из того, что, во-первых, добро и зло существуют и, во-вторых, человек может и должен их различать.

Но во вселенной без Бога никакого объективного добра и зла, как и никакой объективной обязанности их различать, не существует. Как сказал известный атеист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». В мире без Бога все наши моральные убеждения — просто результат социобиологической эволюции.

В этой картине мира совесть — это, как метко заметил великий немецкий мыслитель Фридрих Ницше, «голос стада», это не моральный компас, указывающий, хотя бы и несовершенно, на истинный моральный полюс, а просто вбитые нам в голову социумом требования. Никакого «истинного морального полюса» в мире без Бога не существует.

Да, вас мама и папа учили не воровать. А индусу с детства вбили в голову, что нельзя есть говядину. А еще кому-то внушили, что если на девушку пало подозрение в блуде, ее родственники-мужчины должны ее убить, чтобы снять позор с семьи.

Если вам кажутся дурацкими или возмутительными требования других социумов, то какие у вас основания всерьез принимать требования вашего?

Ведь во вселенной без Бога вообще невозможно поставить вопрос «кто прав», потому что в ней нет никаких моральных судей, кроме людей, а люди думают очень по-разному.

А эмпатия в такой картине мира никакого добра и зла не различает — потому что и различать нечего.

Что желают сказать американские атеисты

Третья проблема связана с тем переживанием, которое, не для всех очевидно, но стоит за этим демотиватором. Дело в том, что он переводной — наши атеисты охотно переводят с английского, а американские атеисты сталкиваются с одной специфической проблемой. Им не доверяют и подозревают в личной аморальности.

Как правило, безосновательно — типичный американский атеист — это богатый, образованный, прекрасно социально адаптированный белый мужчина — на что уже обратили внимание адепты политкорректности, потребовав продвигать на лидирующие позиции в атеистическом движении больше представителей меньшинств.

Но, так или иначе, это обычно благополучный законопослушный гражданин, который кошельков не ворует.

Американские атеисты желают подчеркнуть, что они и без веры в Бога могут быть добрыми гражданами и хорошими соседями. И это правда — и у нас в стране это не нужно и подчеркивать.

Конечно, атеист может быть нравственным, одобряемым человеком по меркам своего социума. Но это возвращает нас к вопросу — есть ли еще какая-то правота, кроме правоты общества?

Кто тут прав?

Советский чекист, ради светлого будущего расстреливающий контру и шпионов, или японский камикадзе, отправляющийся в самоубийственный вылет ради Японии и императора, могут вызывать у своих товарищей искреннее одобрение и восхищение. Но из-за пределов их сообществ их вряд ли одобрят.

Или возьмем современный пример — известный мыслитель Питер Сингер считает, что младенцев (в том числе здоровых) можно убивать, потому что у них еще отсутствует автономность, рациональность и самосознание. При этом сторонники Сингера считают его человеком чрезвычайно большой эмпатии — он строгий вегетарианец и борец за права животных, глубоко удрученный жестокими условиями содержания на свинофермах.

Многие другие (включая атеистов) не разделяют его мнения. Кто тут прав? Это не только вопрос, на который в атеистической вселенной нельзя ответить — его нельзя даже поставить.

Осмысленный разговор о добре и зле, и о том, как мы опознаем добро и зло — при помощи эмпатии или как-то иначе, эмпатии в сочетании с чем-то еще — возможен только после того, как мы признаем, что во вселенной есть и добро, и зло, и цель, и замысел, что она каким-то образом небезразлична к нашему поведению.

А это будет означать недвусмысленно религиозную точку зрения — и нам останется только задуматься над тем, как надмирное добро проявило Себя в нашем мире.

Вопрос :

Уважаемый рав!

Я думаю, что в жизни надо стремиться к добру и удаляться от зла. Идти к своим целям дорогой добра, а не зла. Но в круговерти ежедневных поступков, дел и решений зачастую не хватает времени или понимания оценить, каким будет твой поступок - добрым или злым.

Есть ли какой-нибудь простой и быстрый способ или алгоритм, чтобы за несколько минут оценить ситуацию и понять - как в данном случае пойти дорогой добра. Как можно быстро отличить добро от зла?

Ответ :

Наш мир подобен ночи

Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму - и наступает ночь» - «это наш мир, который подобен ночи».

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге «Мэсилат Йешарим» (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек - столбом. Так же материальность и вещественность этого мира - ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых - и второй обман страшнее первого - искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных делах и не оставляют их. [В первом случае] они просто не видят зла, [во втором же] “видят” веские доказательства “верности” своих ложных воззрений и выводов, и это великое зло, которое окутывает их и приводит к смерти».

Поскольку йецер а-ра ослепляет человека, размышления о том, где верный путь, а где - неверный, с одной стороны, очень важная работа, а с другой, - очень трудная. Человеку практически невозможно в момент совершения действия понять, хорошо это действие или дурно - ведь в этот момент у него нет ни времени, ни спокойствия ума, необходимых для таких размышлений.

Как уберечься от ошибок?

Тому, кто хочет уберечься от ошибок, следует последовать совету Рамхаля (там же), который пишет: «Человеку необходимо - в любое время и в специально отведённое время уединения - вдумываться, какой путь является истинным по Закону Торы, каким путём ему нужно идти. А затем размышлять о своих действиях - соответствуют они этому пути или нет. Поступая так, он сможет легко очиститься от всякого зла и выпрямить свои пути».

Конечно, следовать этому совету непросто. Но это единственный способ для того, кто хочет идти прямым путём, здесь нет, и не может быть какого-то простого алгоритма.

Некая индикация

Хотя простой формулы, с помощью которой можно было бы, находясь в той или иной ситуации, не существует, точно определить, какие действия стоит делать, а какие – нет, всё же даёт нам некую «индикацию».

В комментарии к книге Рут он пишет (1, 18): «Тот, кому представилась возможность совершить заповедь, и он хочет распознать, не исходит ли это от дурного стремления, пусть проверит, как во время совершения заповеди ведут себя органы его тела. Если они в это время движутся проворно и «играючи», по-видимому, дело происходит по совету дурного стремления. Потому что как может быть, чтобы органы тела - тяжёлые, созданные из праха, природа которых - идти за своими телесными вожделениями, опускаться как можно ниже, как положено праху - начали действовать с охотой? Это не что иное, как совет дурного стремления, желающего позже взять над ними власть. А если внутреннее стремление человека - приблизиться к своему Создателю, совершая мицвот, органы его тела будут тяжелы и ленивы. Тогда видно, что это соответствует природе: дурное стремление влияет на органы тела, желая удержать их от совершения заповеди».

14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея.

Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении.

Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было. Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные оставались внизу. И вот к ним подошел некий житель Галилеи с просьбой исцелить своего сына, который страдал тяжкой болезнью. Дух злобы бросал его, он бился о камни и телом, и головой, он терял сознание, он кричал, он действительно бесновался, он был, выражаясь нашим современным языком, человеком, неспособным к жизни в социуме, к общению с другими. Конечно, сердце отца обливалось кровью, и он обратился к ученикам — к тем самым, кому Господь, направляя на проповедь, дал власть изгонять бесов (см. Мф. 10:8). Но ученики не смогли изгнать беса, и тогда, как к последней надежде, отец обращается к Господу и Спасителю, когда Тот сошел с Фавора, и говорит Ему: «Ученики Твои не смогли сделать этого — прошу Тебя, исцели сына моего». И Господь выдвигает только одно условие — поверить, что Он может это сделать. Когда несчастный отец говорит: «Верю, Господи, помоги моему неверию», — значит, это неверие в какой-то степени еще оставалось в тайниках души. Наверное, трудно было представить отцу, что его сын исцелится во мгновение ока. Но он просит Господа, чтобы Тот помог ему преодолеть неверие, и тогда Господь исцеляет несчастного.

Оставшись наедине с апостолами и отвечая на вопрос, почему же они не смогли исцелить бесноватого, Господь не укоряет их в том, что и они не имели достаточно веры. А ведь апостолы получили власть изгонять бесов! Наверное, столкнувшись лицом к лицу с бесноватым юношей, они испугались злой силы, которая так тотально господствовала над личностью, над природой несчастного, и где-то в глубине души подумали: «Ну как мы можем это исцелить?» Может быть, и сказали что-то, а ничего не получилось. Поэтому Господь и говорит, обращаясь к ученикам: «Род же сей, — то есть диавольский род, — изгоняется только молитвой и постом». Наверное, из-за этих слов мы и читаем это Евангелие в четвертое воскресенье поста.

Что же такое беснование? В той крайней форме, которая представлена в Евангельском повествовании, — это, конечно, полное, безграничное господство темной силы над духовной и физической природой человека. И мысли, и чувства, и движения — все в руках этой силы, которая, по природе своей не имея способности принести пользу, приносит не просто вред, но ввергает жизнь в полный кошмар. Собственно говоря, это уже не человеческая жизнь. В ней нет ничего человеческого, а только боль, страдание, скорбь, гнев, потому что над человеком господствует злой дух. Конечно, это крайняя форма беснования, но сила зла действительно способна оказывать реальное влияние на людей.

Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наша знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха — грех господствует над нами.

К счастью, очень часто после этого приходит раскаяние. Человек раскаивается пред Господом в своих мыслях и поступках, и даже в самый момент совершения греха в глубине души сознает, что поступает по диавольской воле, что нарушает волю Божию. Поэтому временные беснования наши, — а каждый проходил и проходит через то, о чем сейчас идет речь, — сменяются присутствием благодати Божией, которая подается нам через наше раскаяние, через осознание наших грехов, через принятие Святых Христовых Таин.

Но временное беснование может расширять свое пространство в душе человека. Если совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если находим какие-то объяснения, в том числе псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то пространство беснования в нашей душе расширяется. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией. Когда это происходит в жизни отдельного человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, перешла через некий баланс. И, если не произойдет чудо Божие, эта чаша весов с ускорением устремляется вниз, в бездну, и человек становится добычей темной силы, — тогда уже мало что может его спасти.

Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать, не раскаяться, не взмолиться о пощаде к Богу, не принять Святых Христовых Таин, то это падение может быть необратимым.

Но все то, что справедливо в отношении человека, справедливо и в отношении человеческого общества. И переживаемая нами эпоха отличается от всех предыдущих тем, что смешение добра и зла, полное забвение, игнорирование, отрицание Божиего закона — на уровне мировоззрения, убеждений и действий каждого человека, — становятся сегодня не просто возможными, но нередко и оправдываемыми, в том числе законодательно, как это мы видим в целом ряде стран мира, когда грех, испепеленный огнем и серой над градами Содомом и Гоморрой, ныне провозглашается правом людей и, более того, защищается законом.

Если человек теряет способность отличать добро от зла, если голос его совести спит, если он постоянно оправдывает совершение греха, он становится не просто отчасти бесноватым — он становится жертвой темной силы. Иногда это действительно приводит к страшным проявлениям, таким, как припадки, когда только опытный психиатр может отличить физическую болезнь головного мозга и нервной системы от воздействия темной силы. А иногда это воздействие темной силы и порабощение ею человека не сопровождается никаким буйством и никаким помешательством: человек может быть умным, привлекательным, веселым, остроумным, внешне симпатичным и преуспевающим — и одновременно бесноватым.

Сегодня мы празднуем память святого преподобного Иоанна Лествичника, который, написав «Лествицу», дал всем нам некие уроки — в том числе преодоления нашей частичной бесноватости. Он учит нас тому, как нужно преодолевать наши пороки, которые являются проявлением греховного, то есть диавольского начала в человеке. Это великая мудрость вошла в традицию нашей Церкви, и многие люди — как иноки, так и миряне — спасаются, вчитываясь в замечательные слова Синайского игумена.

Но ведь это не только слова. И сам Иоанн Лествичник, и братия его, и неисчислимое количество иноков и инокинь и народа Божиего эти слова осуществляли в своей жизни. Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня преставления преподобного Варсонофия Оптинского, великого старца, отделенного от нас тремя поколениями наших предшественников. Он так близок к нам, память его так жива в нашем благочестивом народе, особенно в Оптиной пустыни. Изгнав всякое беснование из плоти и души своей, этот преподобный угодник реально воплотил в своей жизни то, чему учил преподобный Иоанн Лествичник. А когда человек освобождается от тяготения злой силы, он чувствует радость Божиего присутствия, потому что, чем меньше зла, тем больше добра в сердце, а вместе с добром — радости, мира душевного, того, что мы называем простым словом «счастье».

Пусть сегодняшний воскресный день, чтение Евангельское, воспоминание об аскетических трудах святого преподобного Иоанна Лествичника и о подвигах преподобного Варсонофия Оптинского всех нас укрепят в невидимой брани, которая совершается в человеческом сердце. Аминь.

ДОБРО И ЗЛО

В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую планку или границу морального отношения человека к другим людям, запрещает делать зло .

В своей положительной форме оно устанавливает максимально высокую планку морального отношения человека к другим людям, побуждает к добру , добродеянию.

Таким образом, золотое правило охватывает весь диапазон нравственных поступков и служит основой для различения и определения моральных категорий добра и зла .

Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла

Благо и зло -- наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо -- положительно оцененное явление, положительная ценность (то, что приносит людям пользу). Зло -- отрицательно оцененное явление, отрицательная ценность (то, что приносит вред людям).

Человек взаимодействует с другими людьми и с природой, поэтому положительную или отрицательную значимость имеют для него не только действия людей, но и природные явления, вещи (в т. ч. элементы второй природы, созданной трудом человека). Бывает так, что одни и те же природные явления в одних случаях -- благо для людей, а в других случаях -- зло. Например, дождь: в пору восхождения семян благо, а во время уборки урожая -- зло.

Насколько абсолютно/относительно различие между благом и злом? Может ли благо быть злом, а зло благом? Одно и то же явление-действие может быть в одном отношении благом, а в другом -- злом. Однако, если мы оценили что-то как благо, то в качестве блага это что-то не может быть злом, и наоборот, если мы оценили что-то как зло, то в качестве такового это что-то не может быть благом. В этом смысле различие между благом и злом абсолютно. Благом является всё, что «служит сохранению и развитию жизни». Злом -- всё, что разрушает жизнь и препятствует ее развитию. (Под жизнью здесь имеется в виду прежде всего жизнь человека и человечества, и, далее, жизнь как таковая, в частности, жизнь на Земле.)

Моральные добро и зло -- это благо и зло в отношениях между людьми; это действия одних людей, имеющие положительную или отрицательную значимость для других. Если субъектом-носителем природного блага или зла является то или иное природное явление, то субъектом-носителем морального добра или зла всегда является человек как обладающее разумом, сознательно действующее, выбирающее существо.

Отношение человека к природе, к тем или иным природным явлениям может быть оценено как нравственное или безнравственное в том случае, если это отношение косвенным образом затрагивает интересы других людей, общества в целом.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы