09.12.2019

Праздник в доу синичкин день. Конспект нод на тему "синичкин день" для детей средней группы


Обожаете отгадывать кроссворды? Но все магазинные варианты уже надоели? Тогда попробуйте самостоятельно составить его. Оказывается, это очень увлекательное занятие, которое намного интереснее решения уже готовой версии.

Если вы не знаете, как устанавливать и работать с уже готовыми программами по составлению кроссвордов, тогда воспользуйтесь редактором Ворд. В данной статье подробно описан процесс создания головоломки.

Как сделать кроссворд в Ворде – выбор темы и подбор слов

  • Прежде чем чертить клеточки в редакторе, продумайте тему кроссворда. Так вы сами определите содержание будущих вопросов. В зависимости от тематики словесной головоломки выберите слова, которые напишите на отдельном листе.
  • Затем возьмите лист в клеточку или с разметкой, и расположите слова в зависимости от совпадения букв. Пишите слова по горизонтали и вертикали. Данный процесс похож на решение самого кроссворда, только наоборот и становится занимательной игрой.


  • Ручкой другого цвета расставьте цифры в начале каждого слова. При этом они пишутся только по строчкам и в клетках где есть буквы. Поэтому будьте внимательны при заполнении квадратов.


  • На следующем этапе полностью закрасьте пустые клетки. Так у вас получится сетка для головоломки.


  • Теперь продумайте вопросы к расставленным словам. В зависимости от сложности, они могут быть простыми, на которые легко ответить. Или сложными, когда над их решением следует подумать. Если вы не можете подобрать слова, тогда загляните в интернет или полистайте толковый словарь на самый крайний случай.
  • Расставьте вопросы согласно нумерации. Для этого выпишите цифры по вертикали и горизонтали.


Как сделать кроссворд в Ворде – визуализация

Когда все подготовительные работы пройдены, переходите к рисованию головоломки в Ворде. Воспользуйтесь встроенными функциями редактора.

Создание таблицы в редакторе

  • Создайте новый лист, перейдите на вкладку «Вставка». Она расположена в верхней части окна редактора. Выберите иконку «Таблица».


  • Посчитайте, какое количество квадратов вам необходимо для головоломки (по столбцам и строчкам). В выбранном меню нажмите на треугольник под названием вставки «Таблица». У вас выскочат ячейки, проведите по ним мышкой и выберите необходимое их число для таблицы. Одновременно с этим у вас на листе появится начерченная таблица. Направьте курсор на самый нижний угол с правой стороны и нажмите один раз правую кнопку мыши.


  • Если у вас не получается таким способом вставить таблицу на лист, тогда существует еще один вариант создания сетки для кроссворда. В той же вкладке «Таблица» есть меню под выбором ячеек. Нажмите в нем «Вставить таблицу».


  • Всплывет меню, в котором установите необходимое количество строк и столбцов. Затем выберите «Ок».


  • В результате двух этих действий появится сетка на листе с указанными размерами.


Выравнивание ячеек таблицы

Для головоломок используются ячейки в виде квадрата. Поэтому необходимо выровнять таблицу и создать одинаковые квадратики. Сделать это можно автоматически.

  • Полностью выделите таблицу (нажмите на указатель на верхнем левом углу), затем нажмите правую кнопку мыши. Перед вами появится меню изменений. Выберите в нем раздел «Свойства таблицы».


  • В закладках меню нажмите на пункт «Строка». Поставьте галочку на позиции «Высота» и выберите желаемый размер. Режим при этом должен быть в позиции «Точно».


  • Перейдите на вкладку «Ячейка». Здесь выберите ее ширину и установите единицу измерения. Нажмите «Ок».


  • После всех этих действий у вас появится таблица с одинаковыми ячейками.


Настройка заготовки для кроссворда

Когда сетка для головоломки готова, необходимо установить цифры внутри каждой ячейки. Но сначала настройте таблицу.

  • Чтобы сделать это автоматически, выделите все ячейки и нажмите правую кнопку на мыши. В контекстном меню нажмите раздел «Выравнивание ячеек». Традиционный вариант расположения цифр на кроссворде – левый верхний угол.


  • Так же определите тип шрифта и его размер. Перейдите в основном меню на вкладку «Главная», выберите в окошках необходимые позиции.


  • Расставьте цифры согласно ранее составленному кроссворду. Для этого установите курсор в необходимую ячейку и нажмите цифру.


Формирование сетки кроссворда

  • Для визуализации головоломки, закрасьте ячейки, которые не используются. Перейдите в меню «Конструктор». Выделите в таблице пустые ячейки, затем найдите справа пункт «Заливка» и выберите черный цвет.


  • Чтобы убрать лишние линии, воспользуйтесь ластиком – это такой инструмент, которым можно стереть любые границы таблицы и даже внутри нее. Расположен он справа в верхнем углу окна.


  • Когда все линии убраны и цифры расставлены, под сеткой наберите вопросы и распечатайте головоломку.


Как видите, составить кроссворд в Ворде не так уж и сложно. Может после такой подробной инструкции вам понравится больше его создавать, чем разгадывать.

Еще один вариант составления головоломки в Ворде, смотрите на видео:

Для создания кроссвордов существуют специальные программы и онлайн сервисы. Но, если вам нужно сделать простой кроссворд, то для этого можно воспользоваться обычным текстовым редактором Word. В данной статье мы расскажем о том, как сделать кроссворд в Word 2007, 2010, 2013 и 2016.

Шаг № 1. Создаем таблицу.

Если вы хотите сделать кроссворд в Ворде, то вам понадобится таблица. Для того чтобы создать таблицу перейдите на вкладку «Вставка» и нажмите на кнопку «Таблица». После этого перед вами появится сплывающее меню, с помощью которого можно быстро создать таблицу, просто выделив мышкой нужное количество ячеек.

В Word 2010 максимальный размер таблицы, которую можно создать с помощью такого меню, составляет 10 на 8. Если этого недостаточно для вашего кроссворда, то выберите пункт меню «Вставить таблицу».

После этого появится окно «Вставка таблицы», с помощью которого вы сможете задать любое количество строк и столбцов. Для примера создадим таблицу размером 10 на 10 ячеек.

В результате мы получим примерно такую таблицу, как на скриншоте внизу.

Шаг № 2. Выравниваем ячейки таблицы.

Обычно, в кроссворде используются квадратные ячейки. Поэтому для того чтобы сделать правильный кроссворд в Ворде необходимо выровнять созданную нами таблицу. Это можно разными способами. Например, вы можете выделить всю таблицу, нажать на нее правой кнопкой мышки и выбрать пункт меню «Свойства таблицы».

Или вы можете установить курсор в любую ячейку таблицу, перейти на вкладку «Макет» и нажать на кнопку «Свойства».

После этого откроется окно «Свойства таблицы». Сначала откройте вкладку строка и задайте высоту строки. Для этого установите отметку напротив функции высота, выберите режим «Точно» и задайте высоту строки. Например, можно установить высоту 1 сантиметр.

После этого перейдите на вкладку «Ячейка» в том же окне «Свойства таблицы» и установите такую же ширину ячейки, как и ее высота. В нашем случае это 1 сантиметр.

В результате у вас должна получиться таблица с квадратными ячейками, как на скриншоте внизу.

Данная таблица будет основной для нашего кроссворда в Ворде.

В первую очередь нужно изменить выравнивание текста в таблице. Для кроссвордов обычно используется выравнивание текста по левому верхнему углу. Для этого выделите все ячейки таблицу и нажмите на них правой кнопкой мышки. А в появившемся меню выберите пункт «Выравнивание ячеек» и левый верхний угол.

Также нужно подобрать шрифт и размер шрифта таким образом, чтобы числа в ячейках таблицы выглядели гармонично и не мешали вписывать в кроссворд буквы. Мы укажем шрифт Arial и размер шрифта 9.

В результате текст в таблице должен выглядеть примерно так, как на скриншоте внизу.

Шаг № 4. Формирование кроссворда.

После того как таблица подготовлена, можно приступать к формированию самого кроссворда в Word. Обычно внутренние не используемые ячейки кроссворда заполняют черным цветом, в то время как внешние не используемые просто удаляются.

Чтобы сделать это устанавливаем курсор в ячейку, которая должна быть закрашена черным, переходим на вкладку «Конструктор» и используем кнопку «Заливка», для того чтобы заполнить ячейку черным цветом. При необходимости вы можете заполнять черным цветом сразу несколько ячеек. Для этого просто выделите их мышкой и воспользуйтесь инструментом заливка.

После закрашивания ячеек черным переходим на вкладку «Конструктор» и нажимаем на кнопку «Ластик». После чего с помощью инструмента «Ластик» удаляем лишние линии на внешней части кроссворда.

После закрашивания внутренних ячеек черным цветом и удаления лишних внешних линий, кроссворд в Word почти готов.

Осталось только расставить номера вопроса в нужные ячейки, добавить сами вопросы внизу и кроссворд в Ворде сделан.

Если перед Вами стоит задача, как сделать кроссворд в Word и вы не знаете как – не отчаивайтесь. В этой статье мы подробно разберем, и вы поймете, что все очень просто. Мы рассмотрим две версии ворда – 2003 и 2007.

К сожалению, стандартных функций не достаточно для создания кроссворда, но нам на помощь придут таблицы.

Кроссворд в Word 2007

Для начала создадим новый документ и подготовим для себя список вопросов. Допустим, мы будет делать простой кроссворд, где максимальная длина строки и столбца будет составлять 8 символов.

Заходим в меню «Вставка» и выбираем пункт «Таблица». В появившемся меню мышкой выделяем область таблицы, в нашем случае 8*8. Если необходимы большие размеры, то нажмите на пункт «Вставить таблицу» и введите цифрами количество строк и столбцов.

Мы привыкли, что ячейки кроссворда должны быть квадратами, а у Вас таблица вышла растянутая на всю ширину. Давайте исправим данный момент.

Для начала мы выделим все ячейки в таблице левой кнопкой мыши, затем нажимаем на ней правой кнопкой и выбираем пункт «Свойства таблицы». Перед нами выходит меню, где необходимо выставить все размеры. Нам необходимы две вкладки – ячейка и строка. Во вкладке «Строка» задаем высоту строки в см. (например, 1 см) и ставим режим «Точно». Во вкладке «Ячейка» ставим ширину точно такую же (1 см.), чтобы ячейки получились квадратными.

Теперь необходимо заполнить таблицу. Цифры, которые будут означать нумерацию, необходимо делать маленьким шрифтом, а так же выравнивать по высоте и по левому краю, чтобы они не мешали при заполнении кроссворда.

Так, как не все ячейки таблицы будут заполнены – пустые нужно будет закрасить. Для этого выделяем пустую ячейку, нажимаем на нее правой кнопкой мыши и выбираем пункт «Границы и заливка», выбираем вкладку «Заливка» и выбираем необходимый цвет.

После всех этих действий, Ваш кроссворд должен выглядеть следующим образом.

Кроссворд в Word 2003

Отличия в версии 2003 от 2007 малозаметны, Вы ощутите их только в смене интерфейса. Для создания кроссворда выбираем пункт «Таблица» -> «Вставить» -> «Таблица» и вводим количество строк и столбцов.

Остальные настройки идентичны Word 2007, который описан Выше, но все же пробежимся по ним. Выделяем всю таблицу левой кнопкой мыши, затем нажимаем правую кнопку и выбираем пункт «Свойства таблицы».

Во вкладках «Строка» и «Ячейка» вводим в сантиментах одинаковые значения ширины и высоты. Это необходимо для того, чтобы кроссворд был квадратный.

После этих действий необходимо заполнить таблицу. Вы можете писать цифры маленьким шрифтом и выравнивать их по левому верхнему краю, или же Вы можете использовать верхний индекс для цифр. Когда таблица полностью заполнена цифрами – надо закрасить ячейки, которые не будут использоваться в таблице.

Выделяем необходимые ячейки левой кнопкой мыши, затем на одной из них нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт «Границы и заливка». Осталось только определить цвет заливки и Ваш кроссворд готов.

Вот такой кроссворд может получиться в итоге, я только его не полностью заполнил.

Финальные шаги создания кроссворда

Теперь под кроссвордом необходимо напечатать список вопросов по вертикали и по горизонтали. Их можно разделить, а вопросы выделить списком, чтобы это красиво смотрелось. Теперь осталось пустить кроссворд в печать – и Ваше творение может быть разгадано Вашими друзьями и родственниками.

Хотите самостоятельно создать кроссворд (неважно почему – по собственному желанию или это домашняя работа по информатике), но при этом не желаете ограничиваться листком бумаги? Современные компьютерные программы позволяют создавать подобные головоломки любой сложности. Кроме этого, существуют различные онлайн-сервисы. В данной статье мы рассмотрим, как сделать кроссворд в редакторе Microsoft Word. Прежде всего вам нужно составить его где-нибудь в тетради или на листочке, поскольку просто так начертить не получится. У вас должна быть какая-то своя идея. Компьютер – это лишь средство реализации.

Создание каркаса

Прежде чем рисовать сетку для кроссворда, желательно увеличить поля вашего документа, чтобы было как можно больше основного пространства для работы. Для этого нужно сделать следующее.

  1. Перейдите на вкладку «Макет».
  2. Нажмите на кнопку «Поля».
  3. После этого выберите пункт «Узкие».

Только после этого можно приступить к процессу создания, а это намного сложнее.

  1. Перейдите на вкладку «Вставка». Кликните на кнопку «Таблица». В появившемся меню попробуйте нарисовать большую таблицу. Максимальный размер по умолчанию – 10 на 8. Этого недостаточно, если вы хотите построить большой кроссворд.

  1. Проделайте те же самые действия, только на этот раз кликните на пункт «Вставить таблицу».

  1. После этого появится окно, в котором можно указать нужное количество столбцов и строк. Например, можно выбрать 20 на 20. Таким образом получится создавать таблицы любого размера. Для того чтобы увидеть результат, нужно нажать на кнопку «OK».
  1. В результате этого вы увидите следующее.

По идее, можно было бы создать такую же таблицу в редакторе Майкрософт Эксель и перенести её в вордовский документ. В этом случае результат будет не очень красивым – всё сдвинется вправо.

Поэтому лучше использовать возможности программы Word.

  1. Прежде чем составлять кроссворд, нужно сделать квадратики одинакового размера. Для этого перейдите на вкладку «Макет» и укажите размеры для каждой ячейки.
  1. Главное – чтобы везде были одинаковые значения.

Сделать то же самое можно и при помощи контекстного меню.

  1. Для этого нужно выделить всю таблицу и сделать правый клик мыши.
  2. В появившемся меню выбрать пункт «Свойства таблицы».
  1. Затем на вкладке «Столбец» указать ширину (в сантиметрах).
  1. После этого на вкладке «Строка» указать такую же высоту.
  2. Для применения настроек нажмите на кнопку «OK».
  1. Затем нужно поставить таблицу в центре документа. Для этого следует кликнуть на соответствующую кнопку на панели инструментов, расположенную на вкладке «Главная». Либо нажать на сочетание клавиш Ctrl+E. Результат будет один и тот же.

Наполнение содержимым

На этом этапе мы имеем чистый кроссворд. Это нужно исправить

Нумерация

Проставим цифры хаотично, поскольку это пример. В ином случае, они должны находиться на своих местах, чтобы не было наложений слов друг на друга. Поэтому необходимо заранее где-нибудь на бумаге начертить весь кроссворд полностью либо напечатать этот пустой шаблон и потренироваться на нём. В этом случае не придется чертить линии на бумаге при помощи линейки. Данный способ самый оптимальный и быстрый.

По умолчанию цифры очень большие. Они будут мешать вписывать отгаданные слова. Это неправильно. Человек не сможет долго просидеть за такой головоломкой. Исправить ситуацию можно следующим образом.

  1. Прежде чем что-то делать, нужно выделить всю таблицу. Например, для этого можно нажать на иконку в левом верхнем углу.
  1. После этого на вкладке главная нужно выбрать маленький размер шрифта. Например, равный «9».

Уменьшить размер цифр можно и при помощи другого способа – просто сделайте их в виде математической степени. В результате этого они окажутся наверху, будут маленького размера и не помешают написанию слов.

Эффект будет почти такой же. Возможно, даже лучше.

Черные клеточки

В любом кроссворде есть такие поля, где писать буквы не нужно, то есть это – почти «мёртвая зона». Как правило, они выделены черным или темным цветом. Делается это следующим образом.

  1. Выделяем нужное количество ячеек.
  1. После этого на вкладке «Главная» нажмите на иконку заливки. В появившемся списке цветов нужно выбрать что-нибудь подходящее. Большинство людей выбирают черный цвет. Но лучше использовать что-то серое, так как в этом случае при распечатке в принтере уйдет меньше краски. Это особенно важно, если черных клеток очень много.
  1. Ваш выбранный цвет сохранится. В дальнейшем достаточно просто кликнуть по иконке. Никакое дополнительное меню вызывать не нужно.
  1. Таким способом вы сможете очень быстро закрасить любое количество ячеек. Точно так же, как в редакторе Excel: просто выбираете элемент и кликаете на инструмент заливки.

Либо можно сделать это при помощи клика правой кнопкой мыши по нужной ячейке или выделенному диапазону. После некоторой паузы появится небольшая панель, на которой будет присутствовать точно такой же инструмент.

Ключевое слово

Иногда в кроссвордах необходимо указывать какое-нибудь секретное слово. Отгадать его можно только тогда, когда будут написаны ответы в соседних клетках. Но как правило, эту строку нужно как-то выделить, чтобы угадывающий человек понял, что оно там не просто так.

Для этого нужно сделать следующие действия.

  1. Выделите где-нибудь в центре некоторое количество ячеек. Сделайте правый клик мыши.
  1. В появившемся контекстном меню выбираем пункт «Свойства таблицы».
  1. Переходим на вкладку «Таблица». После этого кликаем на кнопку «Границы и заливка».
  1. В появившемся окне выбираем ширину размером 1 или 1,5 пункта.
  1. Затем указываем какой-нибудь цвет, который будет явно выделяться.
  1. После того как вы сделаете свой выбор, нужно будет нажать на кнопку «OK».
  1. Затем снова на «OK».
  1. В результате этого мы увидим следующее.

Нестандартная форма

Иногда обычный текстовый кроссворд бывает какой-нибудь оригинальной формы, то есть она отличается от прямоугольника. Сделать это довольно просто.

Крайние клетки

В первую очередь удалим несколько боковых ячеек. Для этого нужно сделать следующие шаги.

  1. Выделите неугодную вам область. Нажмите на указанный треугольник около инструмента «Границы».
  1. В появившемся списке выбираем пункт «Нет границы». Результат будет немного некрасивым, поскольку у оставшихся клеток пропала внешняя сторона.
  1. Для того чтобы исправить эту ситуацию, нужно выделить испорченные ячейки и повторить описанные выше действия, но только на этот раз выбрать пункт «Все границы».
  1. Сразу после этого вы будете немного удивлены, поскольку они окрасятся в тот же цвет, которым мы выделяли ключевое слово. Дело в том, что редактор Word запомнил предыдущие настройки.
  1. Для того чтобы вернуть границам черный цвет, сначала нужно выделить эти клетки. Затем снова сделать правый клик мыши и в появившемся контекстном меню выбрать пункт «Свойства таблицы».
  1. Переходим на вкладку «Таблица» и нажимаем на кнопку «Границы и заливка».
  1. Меняем всё на те значения, которые были по умолчанию.

Это – черный цвет и ширина 0,75 пунктов. Для сохранения кликаем на кнопку «OK».

  1. Закрываем окно «Свойства таблицы» тем же действием.
  1. Теперь крайние клетки выглядят вполне нормально.
  1. Для того чтобы вернуть прежний вид вертикальным клеткам, нужно повторить описанные выше действия и выбрать пункт «Все границы».
  1. Теперь угол кроссворда смотрится намного лучше.

Внутри кроссворда

Если вам нужны такие пустые области в теле вашей головоломки (например, чтобы вставить картинку), то это делается немного иначе.

  1. Выделяем нужные клетки. Переходим на вкладку «Макет». Нажимаем на иконку «Выделение». Выбираем пункт «Объединить ячейки».
  1. Результатом ваших действий будет следующее.

Теперь вы можете вставить туда что угодно или же оставить всё как есть.

Оформление блока вопросов и ответов

Если размер большой, то придется использовать два листа минимум, чтобы было видно вопросы и кроссворд одновременно. Например, в случае газеты или журнала нельзя допустить такого варианта, чтобы для чтения заданий приходилось листать страницу туда-сюда.

Внешний вид должен быть как можно лучше. Чтобы привлечь внимание человека, старайтесь использовать различные стили оформления, а не «лепить» всё подряд однотипным текстом.

Ответы желательно перевернуть «кверху ногами» и разместить на другой странице, чтобы во время угадывания заданий их было сложно прочесть.

Для переворачивания используем маленькую таблицу 1 на 4. Сделать это можно следующим образом.

  1. Переходим на вкладку «Вставка», нажимаем на иконку «Таблица» и выбираем соответствующий вариант.
  1. Заполните таблицу нужными ответами по вертикали и горизонтали.
  1. Сделайте правый клик мыши по строке с ответами. В появившемся меню выбираем пункт «Направление текста».
  1. В появившемся окне выберите пункт с вертикальной ориентацией. Для сохранения настроек кликните на «OK».
  1. Результат будет следующим.
  1. Затем нужно повторить описанные выше действия для второго блока ответов (по горизонтали).

Онлайн сервисы

Если вам лень составлять свой кроссворд, можно воспользоваться различными сайтами (например, сервисом CrossWordus), где можно скачать готовые варианты на различные темы.

Здесь вы сможете найти:

  • кроссворды;
  • сканворды;
  • тематические кроссворды;
  • словари.

Ну и, разумеется, у вас получится составить кроссворд.

Во время создания кроссворда в правой стороне сайта вы можете добавлять слова и вопросы.

Для настройки размеров вашей головоломки нужно нажать на ссылку «Сетка кроссворда».

В появившемся меню сможете указать ширину и высоту.

Если открыть страницу «Готовые шаблоны», вы обнаружите большой список готовых вариантов.

Например, happy new year crossword pazzle.

Заключение

Прочитав данную статью, вы должны были научиться составлять кроссворды любого уровня сложности, поскольку всё было показано в мельчайших деталях. Если у вас что-то не получается, возможно, вы выделяете не те ячейки или открываете не те вкладки на панели инструментов.

Если у вас возникают трудности при составлении вопросов, вы всегда можете воспользоваться поисковиком «Google» или «Яндекс», и найти всю необходимую информацию там. Составить каркас не сложно. Главное – придать вашей головоломке логический смысл.

Видеоинструкция

Если вдруг у вас остались какие-нибудь вопросы, то вы можете попробовать найти на них ответы в видеоролике, который прилагается ниже.

Для создания кроссвордов существуют специальные программы. Моя же цель рассказать вам, как можно создать кроссворд без специальных программ, а сделать это в обыкновенном редакторе ворд (Word) 2007, 2010, 2013 и 2016 .

Чтобы создать кроссворд в ворде, проделайте со мной вот такие действия:

Откройте вордовский документ.
Теперь нужно создать в Ворде таблицу. Для создания таблицы перейдите на вкладку «Вставка» => «Таблица» => «Вставить таблицу».

Откроется дополнительное окошко, в котором можно указать любое количество столбцов и строк. Я для примера ввел «5».
Жмите «ОК»:

Вот такой результат должен получиться у вас:

Теперь нужно сделать ровные квадратики в таблице, ведь у кроссворда они ровненькие.
Наведите на левый верхний угол таблицы, там должен появиться крестик. Кликните правой кнопкой мышки по этому крестику и выберите пункт «Свойства таблицы…»:

Во вкладке «Строка» установите «Высота» - «1см.»:

Теперь перейдите на вкладку «Ячейка» установите «Ширина» - «1см.». Жмите «ОК»:

Сейчас кроссворд будет уже ровненький и красивенький:

Теперь, выбираем ластик «Конструктор»=>«Ластик» и удаляем им ненужные линии в таблице:

Вот так у меня получилось на данном этапе:

Закрасим квадратики главного зашифрованного слова и выделим границы жирнее.
Итак, нажмите курсором на квадрат главного слова и в меню сверху выберите «Конструктор» =>«Заливка» и выбираете там любой цвет:

Теперь в том же меню выберите «Цвет пера» и толщину, я выбрал толщину «3 пт». Жмите «Нарисовать таблицу» и рисуйте по контуру главного зашифрованного слова кроссворда:

Проставляем на квадратиках кроссворда цифры и вот такой сейчас результат:

Вот и все! Мне кажется, это простой способ создания несложного кроссворда в программе Ворд.

Синичкин день. Сценарий для дошкольников 5-7 лет

Сценарий праздника- конкурса предназначен для воспитанников старшей и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений. Мероприятие приурочено к Синичкиному дню, который отмечается по народному календарю 12 ноября и посвящено видам зимующих птиц Кемеровской области. Данная разработка может быть использована воспитателями, музыкальными работниками дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для подготовки и проведения мероприятий естественнонаучной направленности.
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах Кузбасса.
Задачи: 1. актуализировать и пополнить запас знаний детей о видах зимующих птиц Кемеровской области, их значении для человека и для природы, видах корма для разных птиц;
2. воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека;
3. развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Ход мероприятия.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады встрече с вами, и сегодня эта встреча посвящена удивительному миру наших пернатых друзей. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди в этот день готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.
Ребята, а какой же праздник без самой главной героини - синички? Давайте её позовём.
Дети:
Си-нич-ка!
Си-нич-ка!
(входит синичка в костюме)


Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? Все лето я жила в лесу. А сейчас за окном поздняя осень, и мои перелетные собратья уже улетели на юг, в теплые края. Как вы думаете, ребята, почему некоторые птицы покидают осенью родные края? (ответы детей). Правильно, друзья, потому что с наступлением осени птицам не хватает корма. А мы, птицы оседлые, к зиме перебрались в город, поближе к жилью человека, которого совершенно не боимся и даже надеемся на его дружбу и помощь.
Ведущая: Синицы, ребята, очень полезные птицы. Весной и летом они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки эта маленькая пташка поедает столько вредных для растений насекомых, сколько весит сама.
Синица: Спасибо вам, друзья, что цените меня! А теперь я хотела бы познакомиться с вами!
1.Представление командами зимующих птиц.
Синичка: Какие вы молодцы, ребята, что не забываете и других моих зимующих собратьев! Спасибо вам за ваши яркие и запоминающиеся выступления. Сразу видно, что вы пернатым – добрые друзья! Оседлых птиц вы знаете, а перелетных узнать сможете?
Ведущая: Конечно, не забыли, Синичка. И сейчас мы с ребятами тебе это докажем. Наш следующий конкурс – конкурс загадок о перелетных птицах.
2. Загадки о перелетных птицах.
1.Черный, проворный,
Кричит «Крак!»,
Червякам враг (грач).


2.Спереди- шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Сзади-белое полотенце (ласточка).


3.Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (уточка).

4.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней.
Кто же это? (соловей).

5.Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Хочет прямо полетит,
Хочет- в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).

6.Я веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке,
К вам весной я прилетаю,
Сразу домик обживаю.
Вместе с солнцем я встаю,
Ем жуков, росинки пью (скворец).

7.Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду –
Чужим их сбуду (кукушка).

Синичка: Ах, какие вы, ребята, молодцы! Всех птиц перелетных узнали.

Ведущая: Да, синичка, ребята наши не только много знают о вас, но и готовы помочь пернатым друзьям в холодные и суровые времена. Посмотри, какие чудесные и удобные столовые для зимующих птиц приготовили воспитанники детских садов!
Синица:
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)
Давайте послушаем и посмотрим, что же приготовили нам наши юные друзья!

3. Демонстрация и презентация кормушек.


Синичка: Спасибо вам, друзья за вашу доброту, за вашу заботу, за помощь нам, пернатым. С такими отзывчивыми помощниками нам и сибирские морозы не так страшны. Ведь из 10 синиц зимой выживает 1-2. А если все ребята вокруг будут помогать моим сородичам, то и весной мы в долгу не останемся- будем беречь ваши сады и леса от вредителей растений, радовать вас своим пением!
Ведущая: Ты права, Синичка, без помощи людей оседлым птицам приходится зимой трудно, ведь птицам страшен не холод, а голод. А знаете ли вы, каким кормом подкармливать тот или другой вид птиц? Давайте поиграем с вами в игру « Птичье кафе».

4.Игра «Птичье кафе».
Каждой команде выдается по одной карточке с изображением зимующей птицы и несколько контейнеров с различным кормом. Команде следует за 2 минуты составить меню именно для своего «птичьего клиента», то есть подобрать корм для того вида оседлой птицы, который изображен на выбранной карточке.

1.Синицы: несоленое сало, нежареные семена подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, конопли, крошки белого хлеба (злаковые и серый хлеб – не едят);
2.Снегири, свиристели: плоды рябины, калины, боярышника, крушины, черемухи, клена;
3.Воробьи, голуби: пшено, овес, пшеница, просо, подсолнух, хлебные отходы;
4. Дятлы: шишки, желуди, орехи, семена подсолнуха;
5. Поползни: несоленое сало, мясо, подсолнух.

Синичка: Спасибо вам, ребята, за угощение! Надеюсь, что вы не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь нам, зимующим птицам, ваша забота необходима! Вы сегодня постарались на славу, порадовали нас не только своими знаниями, творческим подходом, но и бережным отношением к живой природе! Молодцы!
А теперь, пока уважаемое жюри подводит итоги и определяет победителей, давайте поиграем в веселую игру «Прилетели птицы». Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» вдруг попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, стрижи,
Галки, макароны,
Аисты вороны…

Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
Аисты вороны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Гаички, кукушки…
Есть такие птички гаички, кстати, мои родственницы, ведь и синички бывают разные!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижы,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы плюшки…
Верно, плюшки – не птицы, а вот если к ним добавить всего одну букву «С» в начале, то получатся сплюшки, а это уже птицы. Это вид сов. Как думаете, почему их так назвали? Правильно, потому что они спят днем. Молодцы! Никого не пропустили! А теперь предоставляем слово нашему жюри!
Подведение итогов и награждение команд.

Пояснительная записка

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Актуальность:

Для формирования обобщенных пред­ставлений о птицах, развития интере­са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обита­ния, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день».

Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

Развивать умение строить причинно-следственные связи;

Учить понимать образный смысл загадок;

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра- беседа «Перышки» .

Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных - дидактическая игра "Птичья семья".

Цель : формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья - воробьиная).

Примеры слов: ворона, синица, сорока, клест, соловей, сова, кукушка.

Пальчиковое упражнение «Птички».

Воспитатель : Пришло время поиграть с пальчиками.

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Крыльями махали

Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)

Непосредственно - образовательная деятельность «Какие разные птицы!»

Интегрирование областей : познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

– Наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание альбома «Птицы».

– Отгадывание загадок.

Методы и приемы:

1. Беседа «Что знаем о птицах».

Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

2. Словесное описание муляжа птицы.

Воспитатель: давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

3. Работа по карточкам с изображением птиц.

Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.

4. Отгадывание загадок о птицах.

1) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2) Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3) В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель! »

И ставит подпись… (дятел)

4) Трещала с самого утра:

«По-р-ра! По-р-ра! »

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

5. Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель : Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?

Дети:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите какой он. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к своим местам за столом.

Лепка воробья.

Показ способа лепки воробья:

Воспитатель: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.

Воспитатель : Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.

Прогулка «Наблюдение за птицами».

Воспитатель: Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать вывод с детьми:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц.

Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Приметы.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы.

Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица своим клювом сыта.

Дидактическая игра «Что за птица?»

Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а дети другой подгруппы должны угадать – что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Дети надевают шапочки птиц (перелетныз и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».

Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.


Вечер : Игра малой подвижности «Успей занять место»

Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

  • Кар – кар! (Ворона).
  • Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).
  • Ча-ча –ча! (Сорока).
  • Курлы – курлы! (Журавль).
  • Свири свир! (Свиристель).
  • Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
  • Ку- ку! (Кукушка).
  • Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
  • Синь-синь-синь! (Синица).

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: - Какой птички не стало?

Работа с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми насыпать корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.

6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.

7. Лучич М.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.

9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

Приложение:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Синичкин день" для детей средней группы

Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем».

Программные задачи:
Образовательная:
- закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение;
-расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
-знакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц;
-учить рисовать птицу красками, соблюдая расположение и соотношение частей тела, подбирая цветовую гамму.
Развивающая:
-развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
-способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
Воспитательная:
-воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение к природе, желание помочь им пережить суровое зимнее время;
-воспитывать интерес к народным традициям;
- создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.
Оборудование:
иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, краски, кисточки, маска синички, кормушка, зёрна.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. ...(синичка)

Беседа: В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. Поздней осенью птички предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью людей и ждали помощи от людей. В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.Сегодня мы с вами вспомним их. А для синички - птички устроим настоящий праздник!


Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Свистит синица - на ясный день.
Синицы утром пищат - на ночной мороз.

Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?

Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Упражнение «Птички – синички»
Давайте закроем глаза и представим, что мы птички в лесу на полянке. Светит солнышко, дует ветерок. Открывайте глаза. Теперь мы синички и раскрыли свои крылья и полетели….Ветерок сильнее подул и закружил всех птичек. Устали птички, сели отдохнуть и поклевать зернышек. Нам весело и радостно. Захотелось полетать на полянке и спеть веселую песенку: «Тень –тень,тень-тень! поют птички.


После небольшой паузы педагог предлагает детям рассказать, удалось ли им представить полянку, себя синичками? как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения.
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»


Воспитатель: Дети, а чем синичка отличается от других птичек?
Дети: У нее желтая грудка.
Воспитатель предлагается нарисовать птичку – синичку для выставки.
Воспитатель: Какой формы туловище?
Дети: Туловище –овальной формы, голова –круглая, крыло –маленький овал.
Воспитатель: А каким цветом будем рисовать грудку птички?
Дети: Желтым.
Воспитатель: Какого цвета голова у птички?
Дети: Черная и белая щечка.
Воспитатель: На голове у птички есть клюв.
Воспитатель: Какой по форме хвостик? А по цвету?
Дети: Прямоугольный хвостик и на конце «вилочка», а по цвету - синий.


Дети рисуют птичку под звуки грамзаписи «Голоса птиц»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие яркие и разные птички у вас получились! Предлагаю немного отдохнуть и повеселиться вместе с синичкой.


Физкультурная минутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы круглый год живут снами?
Дети: Они хотят быть ближе к людям.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение и посмотрите на экран: чем птички могут питаться зимой!


К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек

Александр Бефорт
Воспитатель: Правильно. Люди подкармливают их, делают кормушки.
Воспитатель: А как же птички живут в лесу?
Дети: Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают плоды рябинки и шиповника.
Воспитатель: Но особенно тяжело птичкам в морозы и сильные метели. Им трудно находить и птицы часто голодают и даже погибают. А мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.
Дети: У нас на участке есть кормушки и мы приносим разный корм: семечки, хлеб, зерно.
Воспитатель: Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Воспитатель предлагает ребятам дидактическую игру «Зимующие птицы» (разрезные картинки).
Воспитатель: Вот и у нас на участок прилетают разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Зинаида Александрова


После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы