29.07.2020

Предметная неделя окружающего мира в начальных классах. Лесная газета


«Класс Птицы»

Обобщающий урок-викторина (8-й класс)

(Проводится по принципу телеигры «Счастливый случай». В викторине принимают участие 2 команды по 5 учащихся в каждой. Кроме того, из числа учеников выбираются ассистенты, которые ведут подсчет баллов, записывая их на доске. Остальным учащимся отводится роль болельщиков – они участвуют в разминке и отвечают на вопросы в случае, если команды затрудняются ответить.)

Разминка

Перед началом викторины участникам команд и болельщикам предлагается повторить систематику птиц. Ведущий называет птицу, а участники – отряд, к которому она относится.

1. Ласточка – отряд Воробьинообразные.

2. Лебедь – отряд Гусеообразные (Пластинчатоклювые).

3. Совы – отряд Совы (Ночные хищники).

4. Глухарь – отряд Курообразные.

5. Цапля – отряд Голенастые (Аистообразные).

6. Журавль – отряд Журавлеобразные.

7. Горлица – отряд Голубеобразные.

8. Синица – отряд Воробьинообразные.

9. Ястреб – отряд Соколообразные (Дневные хищные птицы).

10. Ворона – отряд Воробьинообразные.

11. Дятел – отряд Дятлообразные.

I тур

Вопросы 1-й команде

1. Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Предки наших домашних гусей и уток были перелетными птицами. Весной, во время перелета диких уток и гусей, домашних также тянет куда-то лететь.)

2. Какие птицы “пасут” стада в Южной Африке? Каким образом? (Страусы. Они издалека видят хищников и своим поведением предупреждают о них пастуха.)

Вопросы 2-й команде

1. Все ли птицы выводят птенцов один раз за лето? (Нет. Зяблики, щеглы, пеночки, синицы, голуби – дважды; воробьи, овсянки – два или три раза.)

2. Когда птица поет громче – в полете или сидя на ветке? Почему? (В полете. При взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки и воздух с большей силой поступает в голосовой аппарат.)

Игра со зрителями

Какая наша крупная лесная птица с наступлением весны бормочет так, будто произносит «куплю балахон, продам шубу», а с наступлением осени бормочет «продам балахон, куплю шубу»? (Тетерев).

II тур

За определенный промежуток времени команда должна постараться ответить на как можно большее число вопросов.

Вопросы 1-й команде

1. Какая птица, обитающая в тайге и в тундре, дважды в год меняет цвет своего оперения? (Белая куропатка.)

2. Какая самая маленькая птица нашей страны? (Королек.)

3. Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (Ласточки.)

4. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, рябчик.)

5. Какая птица самая большая на земле? (Африканский страус.)

6. Какие города носят названия птиц? (Орел, Гусь-Хрустальный.)

7. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах.)

8. Зачем скворцы и галки садятся на коров, овец и лошадей? (Выбирают из их шерсти насекомых.)

9. Какая птица из-за формы своего хвоста носит название старинного музыкального инструмента? (Птица-лира или лирохвост.)

10. Кого называют пернатой кошкой? (Сову.)

Вопросы 2-й команде

1. У каких певчих птиц самцы красные, а самки – зеленоватые или желтоватые? (Клесты, щуры, чечевицы).

2. Крик какой птицы напоминает кошачий? (Иволга.)

3. У какой птицы по два пальца на ногах? (Страус.)

4. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

5. У каких птиц самки больше и сильнее, чем самцы? (У хищных.)

6. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

7. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

8. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

9. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? (Зимородок.)

10. Каких птиц и где приручают для ловли рыбы? (Бакланов в Китае.)

Вопрос для зрителей

В 60-х гг. в науке появилось новое направление – бионика. Цель этой науки – решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов.

Сегодня все мы в быту пользуемся застежкой «молния». Какой природный аналог этой застежки находится в «черном ящике»? (Контурное перо, опахало которого состоит из многих тонких и узких цепляющихся друг за друга пластинок.)

III тур

За 10 секунд нужно найти ошибку в предлагаемом утверждении.

1. Птицы, относящиеся к отряду дневных хищников: орел, гриф, сокол, ворона, коршун. (Ворона.)

2. Птицы, относящиеся к отряду сов: сыч, сова, неясыть, скопа. (Скопа.)

3. Врановые птицы: ворона, голубь, галка, грач. (Голубь.)

IV тур

Каждой команде дается карточка, на которой написано название животного. Надо изобразить его так, чтобы другая команда назвала это животное.

В заключение жюри подводит итоги игры.

Викторина по природоведению для начальных классов.

2015 – 2016 учебный год.

1. С какого дня (по календарю) начинается осень? (С 21 сентября - дня осеннего равноденствия.)
2. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются «листопадники».)
3. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена.)
4. Все ли перелетные улетают от нас осенью на юг? (Не все. Некоторые улетают от нас на восток (через Уральский хребет), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)
5. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый - от слова «соха», на которую похожи рога старого лося.)
6. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу»,- а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»? (Косачи (тетерева-самцы). Слова эти подобраны в подражание его песни - бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)
7. Скелет передней лапы какого зверя нарисован здесь?

(Летучей мыши. На длинных пальцах ее укреплена кожная перепонка.)

8. Куда осенью деваются бабочки? (Большинство их гибнет с первыми же холодами. Некоторые же забираются в щели деревьев, заборов, домов, под кору - и там перезимовывают.)
9. Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падет - почернеет. (Листва.)


10. Как узнает паук-крестовик, сидящий в засаде, что к нему в паутину попала добыча? (Паук-крестовик, сидящий в засаде, держит лапкой туго натянутую паутинку, другим концом прикрепленную к тенетам. Муха, попав в тенета, сотрясает, их, ниточка дергает наука за ногу и дает ему знать, что добыча попалась.)
11. Какие звери летают? (Летучие мыши. Расстояние в несколько десятков метров пролетает и летяга (полетуха)- живущая в наших лесах белка с кожистыми перепонками между лапками.)
12. Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока не прогонят.)
13. Когда и как летают науки? (В ясные осенние дни. Ветер вместе с паутинкой поднимает и носит по воздуху молодых паучков.)
14. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В ясную погоду воздух сухой, и эти насекомые поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, полный влаги, и не дает им подниматься вверх.)
15. Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.)
16. Что ест коромысло (стрекоза)? (Разных летучих насекомых - мух, поденок, ручейников.)
17. Какой страшный хищный зверь падок до малины? (Медведь)
18. Какого цвета самый крупный из наших дятлов? (Черный с красной шапкой.)
19. Что такое «чертов табачок»? (Споры гриба-дождевика («заячья картошка»). Спелый дождевик лопается от легкого удара, и из него вырывается облако пыли (чертов табачок) - споры.)
20. Середка на дворе, голова на столе, ноги на поле. (Хлебные колосья: на дворе солома, на столе хлеб, а жнитвина осталась на поле.)
21. Что за трава, которую слепые знают? (Крапива.)
22. Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит; родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)



23. Чья это страшная голова нарисована здесь?

(Бабочки (через увеличительное стекло).)


24. Куда зайцу бежать удобней - с горы или в гору? (В гору. У зайца передние ноги коротки, задние длинны. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову.)
25. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнёзда.)
26. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка. Она втаскивает грибы на деревья и насаживает на сучочки, а зимой в бескормицу, отыскивает и съедает их.)
27. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – жёлуди, орехи.)
28. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и собираются сами все в кучу.)
29. Что внутри птичьих костей? (Воздух.)
30. Здесь нарисованы ноги трех разных птиц. Одна из этих птиц живет на деревьях, другая на земле, третья на воде. Которая - где?

(Ноги каждой птицы приспособлены к тем условиям, в которых птица живет, У птицы, живущей на земле, ноги приспособлены к хождению по земле: прямые пальцы широко расставлены, нога (плюсна) высокая, У птицы, живущей на деревьях, нога прилажена к сидению на ветвях: пальцы сближены, кривые и очень цепкие, нога короткая. У водяных птиц ноги приспособлены к плаванию и служат птице как бы веслами: пальцы утки соединены перепонками, у чомги на пальцах твердые лоскутья кожи, помогающие грести ногой.)

31. Можно ли назвать наука насекомым? (У насекомого - шесть ног, у паука восемь ног; значит, паук - не насекомое.)
32. Куда исчезают на зиму лягушки? (Уходят под воду, забиваются под камни, в ямы, в тину или под мох; бывает - забираются даже в погреба.)
33. У какого зверя лапы вывернуты ладошками врозь и наружу? (У крота; его лапы приспособлены для рытья земли, как плавники рыбы к плаванию.)
34. Вот голова ушастой лесной совы. Укажите на рисунке уши совы.

(Торчащие уши совы - просто пучки перьев, Уши помещаются под этими пучками.)

35. Однолетняя трава - выше двора. (Хмель.)

36. Вороне через три года что бывает? (Четвёртый год идёт.)
37. В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка.)
38. Не княжеской породы, а ходит с короной; не всадник, а со шпорами. Сам рано встает и другим спать не дает. (Петух.)


39. Где раки зимуют? (В норках по берегам рек и озер.)
40. Что птицам страшнее - холод или голод зимы? (Голод птицам страшней, Утки, лебеди, чайки, например, бывает, остаются у нас всю зиму, если им есть чем кормиться, если где-нибудь остается не покрытая льдом вода.)
41. Если зайцы поздно начали белеть, какой ждать зимы - ранней или поздней? (Поздней.)

42. Что такое «кузница дятла»? (Кузницей дятла называют дерево или пень, в щель которого дятел засовывает шишки, чтобы обработать их клювом. На земле под такой кузницей часто накапливается целая горка развороченных дятлом шишек.)

43. Где зимой и осенью спят вороны? (В садах и рощах, на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями.)
44. Одинаковы ли глаза у кошки днем и ночью? (Неодинаковы. Днем при солнечном свете зрачки кошки маленькие; к ночи сильно расширяются.)
45. Какой зверь на зиму становится весь белый, кроме кончика хвоста? (Горностай.)
46. Здесь нарисованы черепа травоядного и хищного зверя. Как различить их по зубам?

(Челюсть хищного зверя легко отличить по его большим, сильно выдающимся клыкам; клыки служат хищнику для разрывания мяса. Зубы же травоядного животного служат для срывания и растирания растений:
клыки у травоядных не выделяются, зато у травоядных сильнее резцы
(передние зубы).)

47. Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока.)
48. Стоит копна посреди двора; спереди - вилы, сзади - метла. (Корова)
49. По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)
50. Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (Огурец.)
51. Росло-повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось. (Орех.)


Использован материал книги В. В. Бианки «Лесная газета»

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц)

Шрифт:

100% +

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 7
МЕСЯЦ ПРОЩАНИЯ С РОДИНОЙ (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)

СЕНТЯБРЬ – хмурень, ревун. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут – жёлтый берёзовый, там – красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.

Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи – и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

И вдруг – как память о красном лете – устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.

– Бабье лето стаёт, – улыбаясь, говорит народ в деревнях, с любовью поглядывая на жизнерадостную озимь.

В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается – все заботы о ней прерваны до весны.

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё еще не могут помириться, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки: лето кончилось.

ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА

Уж сильно поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе давно покинутый хозяевами домик – скворечня.

Вдруг – что такое? – подлетели два скворца. Самочка скользнула в скворечню, деловито копошится в ней. Самец сел на веточку, посидел, поглядел по сторонам… и запел! Но тихонько запел, будто про себя.

Вот кончил. Самочка вылетела из скворечни – скорей назад, к стае. И он за ней. Пора, пора: не сегодня-завтра в путь далёкий.

Простились с домиком, где летом вывели ребят.

Они его не забудут и весной опять поселятся в нём.

ПОСЛЕДНИЕ ЯГОДЫ

На болотах поспела клюква. Она растёт на торфяных кочках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды-то видны издалека, а вот на чём они растут, незаметно. Только присмотришься поближе, увидишь, что по моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки. На них в обе стороны маленькие жёсткие блестящие листики.

Вот и весь кустарничек!

Н. Павлова

БИТВА ЛЕСНЫХ ВЕЛИКАНОВ

На вечерней заре в лесу раздаётся глухой короткий рёв. Из чащи выходят лесные великаны – громадные рогатые самцы-лоси. Глухим, будто из утробы, рёвом они вызывают противника на битву.

Бойцы сходятся на поляне. Они роют землю копытами и грозно потрясают тяжёлыми рогами. Глаза их наливаются кровью. Они кидаются друг на друга, наклонив рогатые головы, с треском и грохотом сталкиваются рогами, сцепляются. Налегают всей тяжестью громадного тела и стараются свернуть противнику шею.

Расходятся – и снова бросаются в бой, пригибаются к земле, вздымаются на дыбы, бьют рогами.

Стук и гром стоят в лесу от ударов тяжёлых рогов. Недаром самцов-лосей зовут сохатыми: рога у них широкие и громадные, как сохи.

Бывает – побеждённый противник поспешно бежит с поля битвы. Бывает – падает под смертоносными ударами страшных рогов с переломленной шеей, истекая кровью. Ударами острых копыт победитель добивает противника.

И опять могучий рёв оглашает лес. Сохатый трубит победу.

В глубине леса ждёт его безрогая лосиха. Победитель становится хозяином этих мест.

Ни одного сохатого он не допустит в свои владения. Даже молоденьких самцов он не терпит, прогоняет их прочь.

И грозно звучит далеко окрест его глухой рёв.

НОЧНАЯ ТРЕВОГА

Почти каждую ночь на окраинах города тревога.

Заслышав шум на дворе, люди соскакивают с кроватей, высовывают головы в окна. Что такое, что случилось?

Внизу, во дворе, громко хлопают крыльями птицы, гогочут гуси, кричат утки. Уж не напал ли на них хорёк, не пробралась ли во двор лисица?

Но какие же лисы и хорьки в каменном городе, за чугунными воротами домов?

Хозяева осматривают двор, осматривают птичники. Всё в порядке. Никого нет, никто не мог пробраться за крепкие замки и засовы. Просто, верно, дурной сон приснился птицам. Вот они уже и успокаиваются. Люди ложатся в постели, засыпают спокойно.

А через час опять гогот и кряканье. Переполох, тревога. Что такое? Что там опять?

Открой окно, притаись и слушай. В чёрном небе мерцают золотые искры звёзд. Всё тихо.

Но вот словно чья-то неуловимая тень скользит вверху, по очереди затмевая золотые небесные огоньки. Слышится лёгкий прерывистый свист. Неясные голоса звучат с высокого ночного неба.

Мгновенно просыпаются дворовые утки и гуси. Давно, казалось, забывшие волю птицы в смутном порыве бьют крыльями по воздуху. Они приподнимаются на лапках, вытягивают шею, кричат, кричат горестно и тоскливо.

С высокого чёрного неба им отвечают призывом вольные, дикие сестры. Над каменными домами, над железными крышами тянут стая за стаей крылатые странники. Свистят утиные крылья. Звенит гортанная перекличка диких гусей и казарок.

– Го! го! го! В дорогу, в дорогу! От холода и голода! В дорогу, в дорогу!

Замирает вдали звонкий гогот перелётных, а в глубине каменного двора мечутся давно отвыкшие от полёта домашние гуси и утки.

ОСЕННИЕ ГРИБЫ

Грустно сейчас в лесу, голо, сыро пахнет прелой листвой. Одна отрада – опёнки. Весело на них смотреть. Громоздятся кучками на пнях, влезли на стволы деревьев, рассыпались по земле, будто бродят здесь в одиночку, оторвавшись от стада.

Весело смотреть и приятно собирать; в несколько минут наберёшь корзинку. А ведь собираешь только шляпки, да и то с выбором.

Очень хороши маленькие опята, у которых шляпка еще натянута, как чепчик у ребёнка, а под ней белый шарфик. Потом она отстанет и будет настоящей шляпкой, а шарфик превратится в воротничок.

Вся шляпка в махорчатых чешуйках. Какого она цвета? Трудно определить точно, но это приятный, спокойный буроватый цвет. А пластинки под шляпкой у молодых опят белые, у старых чуть желтоватые.

А замечали, когда шляпки старых грибов наползают на молоденькие, те точно напудрены? Думаешь: «Не плесень ли на них выросла?» Но вспомнишь: «Это же споры!» Насыпались из-под старых шляпок.

Хочешь есть опёнки – твердо знай все их приметы. Часто, очень часто на рынок вместо опят приносят ядовитые поганки. Есть похожие и тоже растут на пнях. Но у всех этих поганок под шляпкой нет воротничка, на шляпке нет чешуек, цвет шляпки яркий, жёлтый или красноватый, пластинки жёлтые или зеленоватые, а споры тёмные.

Н. Павлова

ПРЯЧУТСЯ…

Холодно становится, холодно! Прошло красное лето… Стынет кровь, вялыми становятся движения, одолевает дремота.

Хвостатый тритон всё лето прожил в пруду, ни разу не вылезал из него. Теперь вскарабкался на берег, побрёл в лес. Нашёл гнилой пень, скользнул под кору, свернулся там в клубочек.

Лягушки, наоборот, скачут с берега в пруд. Ныряют на дно, забиваются поглубже в тину, в ил. Змеи, ящерицы прячутся под корни, зарываются в тёплый мох. Рыбы стаями громоздятся в омутах, в глубоких подводных ямах.

Забрались в щёлочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы-выходы своего высокого стовратного города. Забрались в самую глубину его, жмутся там в кучи, потесней – застывают так.

Голодно становится, голодно!

Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая, – зверям, птицам. Лишь бы пища была: поел – словно печечку в себе затопил. Но с холодом приходит и голод.

Скрылись бабочки, мухи, комары – и нечего стало есть летучим мышам. Они прячутся в дупла, в пещеры, в расселины скал, под крышу на чердаках. Повисают там вниз головой, прицепившись за что-нибудь коготками задних лапок. Запахиваются, как плащом, своими крыльями – засыпают.

Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи, улитки. Спрятался ёж в своё травяное гнездо под корнями. Барсук реже выходит из норы.

ОТЛЁТ ПТИЦ НА ЗИМОВКИ

ОСЕНЬ С НЕБА

Взглянуть бы на бескрайнюю нашу страну с неба. Осенью. Подняться на стратостате выше леса стоячего, выше облака ходячего – километров бы на тридцать над землёй. Конца-края нашей земли всё равно не увидишь, но овидь – что видно кругом – оттуда огромная. Если, конечно, небо чистое, не закрывает землю от глаз сплошная туча – оболочина.

И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении: что-то движется над лесами, степями, горами, морями…

Это – птицы. Бесчисленные птичьи стаи.

Наши перелётные покидают родину – летят на зимовки.

Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби, галки, снегири, чижи, синицы, дятлы и прочая мелочь. Все дикие куры, кроме перепёлочек. Большой ястреб-тетеревятник, большие совы. Но и этим хищникам мало работы у нас зимой: большинство птиц всё-таки улетает от нас на зиму. Отлёт начинается с конца лета: первыми улетают те, что прилетели весной последними. И длится всю осень – пока воды не закроются льдом. Последними отлетают от нас те, что первыми появились весной: грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки…

КТО КУДА

Думаете, со стратостата отлёт на зимовки – сплошной поток птичьих стай с севера на юг? Вот уж нет!

Разные виды птиц улетают в разное время, большинство летит ночью: так безопасней. И далеко не все летят зимовать с севера на юг. Есть птицы, которые осенью улетают с востока на запад. Другие наоборот – с запада на восток. А есть у нас и такие, что летят зимовать прямо на север!

Наши специальные корреспонденты телеграфируют нам беспроволочным телеграфом, передают беспроволочной почтой – по радио – куда кто летит и как чувствуют себя крылатые странники в пути.

С ЗАПАДА НА ВОСТОК

«Че-й! Че-й! Че-й!» – так переговаривались в стайке красные канарейки – чечевички. Они начали своё путешествие с берега Балтийского моря, из Ленинградской и Новгородской областей ещё в августе. Летят не спеша: еды всюду достаточно – куда торопиться? Не на родину летят – гнёзда завивать, детишек выводить.

Мы видели их на пролёте через Волгу, через Уральский невысокий хребет, а теперь видим в Барабе – западносибирской степи. День за днём они подвигаются всё на восток, всё на восток – в ту сторону, где солнце всходит. Летят от рощи до рощи: вся Барабинская степь в колках – берёзовых рощицах.

Лететь стараются ночью, а днём отдыхают и кормятся. Хоть они летят стайками и каждая пичуга в стае смотрит в оба, как бы не попасть в беду, всё-таки случается: не укараулят себя, и одну-другую из них схватит ястребок. Очень уж их много тут, в Сибири: перепелятник-ястребок, соколки – чеглок-белогорлик, дербник… Быстрокрылые – страсть! Пока летишь от колка до колка – скольких выхватят! Ночью всё-таки лучше: сов меньше.

Тут, в Сибири, чечевичкам свёрток: через горы Алтай, через пустыню Монголии – сколько ещё гибнет их, маленьких, в трудном пути! – в жаркую Индию. Там зимуют.

С ВОСТОКА НА ЗАПАД

Тучи уток и целые облака чаек выводятся каждое лето на Онежском озере. Приходит осень – эти тучи и облака подаются на запад – на заход. Стая уток-шилохвостов, стая чаек сизых тронулись в путь на зимовки. Полетим за ними на самолёте.

Слышите резкий свист? За ним плеск воды, шум крыльев, отчаянное кряканье уток, крики чаек!..

Это шилохвосты и чайки расположились было на отдых на лесном озерке, а перелётный сокол сапсан тут их и настиг. Как длинный пастуший кнут, со свистом пронизал воздух, пронёсся над самой спиной поднявшейся в воздух утки – рассек её когтем заднего пальца, острым, как кривой ножичек. Плетью свесив длинную шею, раненая птица не успела упасть в озеро, как стремительный сокол круто повернул, скогтил её над самой водой, умертвил одним ударом стального клюва в затылок и унёс себе на обед.

Сапсан этот – горе-злосчастье утиной стаи. Вместе с нею тронулся он в отлёт с Онежского озера, вместе с ней миновал Ленинград, Финский залив, Латвию… Когда сыт – равнодушно смотрит, сидя где-нибудь на скале или дереве, как летают над водой чайки, как кувыркаются на воде вниз головой утки. Как они поднимаются с воды и, собравшись в кучку или растянувшись вожжой, продолжают свой путь на запад – туда, где в серые воды Балтийского моря жёлтым шаром опускается солнце. Но как только сапсан проголодается, он быстро нагоняет свою стаю и выхватывает из неё себе уточку.

Так он будет лететь за ними вдоль берегов Балтийского, Северного морей, перелетит за ними на Британские острова – и только близ их побережья, быть может, отвяжется, наконец, от них этот крылатый волк. Здесь наши утки и чайки останутся зимовать, а он, если захочет, полетит за другими стаями уток на юг – во Францию, Италию, через Средиземное море в знойную Африку.

НА СЕВЕР, НА СЕВЕР – В КРАЯ ПОЛНОЧНЫЕ!

Гаги-утки – те самые, что дают нам для шуб такой изумительно тёплый и лёгкий пух, – спокойно вывели своих птенцов на Белом море – в Кандалакшском заповеднике. Уже много лет здесь охраняют гаг, а студенты и учёные кольцуют их: надевают им на ножки лёгкие металлические колечки с номерами, чтобы знать, куда гаги улетают из заповедника, где у них зимовки, много ли гаг возвращается назад в заповедник, к своим гнездовьям, и разные другие подробности жизни этих чудесных птиц.

И вот узнали, что гаги летят из заповедника почти прямо на север – в полночный край, в Ледовитый океан, где живут гренландские тюлени и громко, протяжно вздыхают белухи-киты.

Белое море скоро всё покроется толстым льдом, и гагам тут зимой кормиться нечем. А там, на севере, весь год открыта вода, там ловят рыбу тюлени и огромные белухи.

Гаги сощипывают со скал и водорослей моллюсков – подводные ракушки. Им – северным птицам – главное, чтоб было сытно. И пусть тогда страшный мороз, и вода кругом, и тьма кромешная – им это не страшно: у них шубки на гагачьем пуху, на непроницаемом для холода, самом тёплом в мире пуху! Да то и дело там сполохи – чудесные северные сияния на небе, и огромная луна, и звёзды ясные. Что ж такого, что солнце там несколько месяцев не выглядывает из океана? Полярным уткам всё равно хорошо, сытно и привольно проводить там долгую полярную зиму-ночь.

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ СЕДЬМОЕ

1. С какого дня (по календарю) начинается осень?

2. У какого зверя осенью в листопад ещё родятся детёныши?

3. Листья каких деревьев осенью краснеют?

4. Все ли перелётные улетают от нас осенью на юг?

5. Отчего старых лосей-быков называют «сохатыми»?

6. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»?

7. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьётся вороньё?

8. Куда осенью деваются бабочки?

9. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падёт – почернеет.

10. Долговяз в траве увяз.

11. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ребят ищет.

12. Маленький воришка в сером армячишке по полю шныряет, корм подбирает.

13. На бору, на юру стоит старичок – бурый колпачок.

14. Сам не берёт и воронам не даёт.

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 8
МЕСЯЦ ПОЛНЫХ КЛАДОВЫХ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)

Солнце вступает в знак Скорпиона

ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ

ОКТЯБРЬ – листопад, грязник, зазимник.

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Скучает на заборе мокрая ворона. Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, а на их место также незаметно перемещаются такие же вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона – птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона – первая прилётная, как у нас – грач, и последняя отлётная.

Покончив с первым своим делом, раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались на ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы, ятови, зимовать там, где не замерзает вода. Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды – пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки – обмирают там… Звери – кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт и льёт, и снизу метёт.

ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет – разом землю и воду скуёт льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка – в свой вход. Под землёй – спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

ЗАПАСЫ ОВОЩЕЙ

Короткоухая водяная крыса летом жила на даче, у самой речки. Там у неё была одна жилая комната под землёй. Ход из комнаты вёл косо вниз – прямо в воду.

Теперь водяная крыса устроила себе хорошую, тёплую зимнюю квартиру далеко от воды, на кочковатом лугу. В квартиру ведут подземные ходы-переходы по сто шагов длиной и больше.

Спальня выстлана мягкой, тёплой травой и помещается под самой большой кочкой.

Кладовая соединена со спальней особыми ходами.

В кладовой сложены в строгом порядке, по сортам, похищенные и перетащенные крысой с полей и огородов хлебные зёрна, горох, луковицы, бобы и картофель.

БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы – маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

САМ СЕБЕ КЛАДОВАЯ

А многие звери никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.

Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут. Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.

Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.

ВОР У ВОРА ЗАПАСЫ УКРАЛ

На что уж хитра и воровата лесная ушастая сова, а нашёлся вор и её провёл.

Видом ушастая сова – совсем филин, только маленький. Клюв крючком, перья на голове торчком, лупоглазая. Как ни темна ночь, эти глаза всё увидят, уши всё услышат.

Зашуршит мышь в сухой листве – сова уж тут. Цоп! – и поднимается мышь на воздух. Мелькнёт ли зайчишка через полянку – ночной разбойник уж над ним. Цоп! – и бьётся зайчишка в когтях.

Натаскала себе сова битых мышей в дупло. Сама не ест и другим не даёт: бережёт про чёрный день.

Днём сидит в дупле, сторожит запасы. Ночами на охоту летает. Сама нет-нет и вернётся к дуплу: всё ли цело?

Вдруг стала замечать сова: будто меньше запасы её становятся. Хозяйка зоркая: считать не обучена – примечает так, на глазок.

Ночь пришла, проголодалась сова, полетела на охоту.

Возвращается – нет ни одной мыши! Видит: копошится на дне дупла зверюшка серенький, с крысу длиной.

Хотела когтями впиться, а он шмыг низом в скважину и несётся по земле. В зубах – мышонок.

Сова – за ним и уж совсем было настигла да разглядела, кто воришка, струхнула и не стала отнимать. Воришкой-то оказался хищный зверёк – ласка.

Ласка разбоем промышляет, и хоть маленький зверёк, но до того смелый и ловкий, что и с совой поспорит. Вцепится ей в грудь зубами – ни за что не оторвёшь.

СТРАШНО…

Облетели деревья – поредел лес.

Лежит лесной зайчишка-белячишка под кустом, прижался к земле – только глазами по сторонам зыркает. Страшно ему. Кругом – шорохи, шелесты… Уж не ястреба ли крылья шелестят в ветвях? Уж не лисонькины ли ножки шебуршат опавшей листвой? А он – зайка – белеет, весь пятнами пошёл. Что бы подождать, когда снег выпадет! Кругом всё ярко так, цветисто стало в лесу, всюду на земле жёлтая, красная, бурая листва.

А вдруг – охотник?!

Вскочить? Бежать? Куда там! Сухой лист гремит под ногами, как железо. От своего собственного топота с ума сойдёшь!

И лежит зайчишка-белячишка под кустиком, в мох вжавшись, к берёзовому пеньку прижавшись, лежит – притаился, не шевельнётся – одними глазами по сторонам зыркает.

Очень страшно…

ЗАГАДКА ОРЕХОВКИ

Есть в наших лесах такая ворона – поменьше обыкновенной серой вороны и вся крапчатая. У нас её называют ореховкой, а в Сибири – кедровкой.

Она собирает на зиму запасы орехов – в дуплах и под корнями деревьев.

Зимой ореховки кочуют с места на место, из леса в лес, и пользуются этими запасами.

Своими? В том-то и дело, что каждая из ореховок пользуется не теми запасами, которые сама сделала, а запасами своих родичей. Прикочует в какую-нибудь рощу, где сроду не бывала, и сразу начинает искать чужие запасы. Заглядывает во все дупла – и там находит орехи.

В дуплах-то понятно. А вот как ореховка находит зимой орешки, запрятанные другими ореховками под корни деревьев и кустов? Ведь земля-то вся под снегом! А ореховка подлетит к кусту, разроет под ним снег – и всегда без ошибки находит под ним чужой запас. Откуда же она знает, что именно под этим из тысяч растущих кругом кустов и деревьев хранятся орехи? По каким признакам? Этого мы ещё не знаем. Надо придумать хитрые опыты, чтобы узнать, чем руководствуются ореховки, разыскивая под однообразной пеленой снега чужие запасы.

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ВОСЬМОЕ

1. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору?

2. Какие птичьи тайны открывает нам листопад?

3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?

4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле?

5. Собирают ли птицы себе на зиму запасы?

6. Как готовятся к зиме муравьи?

7. Куда исчезают на зиму лягушки?

8. Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил.

9. Бежать-бежать – не добежать, лететь – не долететь.

10. Вороне через три года что бывает?

11. В пруду купался, а сух остался.

12. Не княжеской породы, а ходит с короной; не всадник, а со шпорами. Сам рано встает и другим спать не даёт.

13. С хвостом, а не зверь; с перьями, а не птица.

В этой статье речь пойдет о боровой дичи. К ее списку охотники обычно относят глухаря, рябчика, тетерева, белую и тундровую куропаток, иногда вальдшнепа. Вы узнаете о среде обитания, повадках, питании, особенностях размножения и гнездования боровой птицы, а также сможете посмотреть фото с охоты на этот вид дичи.

Глухарь обыкновенный

Глухарь - типично таежная птица. Ведет оседлый образ жизни, лишь изредка, нерегулярно и недалеко откочевывает в осенне-зимний период. Распространен в лесном поясе Европы, западной и средней Сибири (до Байкала).

Токовать начинает еще до появления первых проталин. Токующий самец распускает веером хвост, тихо щелкает, стрекочет. Там, где глухарей мало, самцы токуют поодиночке. Разгар тока совпадает с интенсивным таянием снега в лесу. После периода спаривания у глухарей начинается линька, и они скрываются в густых и захламленных участках леса.

В воспитании потомства участвует только самка. Птенцы появляются в середине июня и позже. В первые дни они питаются муравьями и другими насекомыми, позднее начинают клевать растения — зеленые побеги, соцветия, ягоды и семена. Зимой глухари питаются почти исключительно хвоей.

В лиственничных лесах Восточной Сибири обитает каменный глухарь — близкий родич глухаря обыкновенного, с которым он иногда образует гибриды. Каменный глухарь отличается от обыкновенного меньшими размерами, черным клювом, длинным хвостом. Токует на земле (хотя часто начинает петь и на дереве) и при этом не глохнет. Песня его тоже звучит иначе — без щелканья и стрекотания.

Добыча этой птицы широко распространена в России и за рубежом. На на шем сайте вы можете ознакомиться с подробным обзором способов охоты на глухаря .

Рябчик

Этот вид боровой птицы распространен от западной границы СНГ до побережья Охотского моря. Населяет еловые и смешанные леса с густым подлеском. Оседлая птица, изредка и нерегулярно кочует зимой. Охотно селится по долинам ручьев и мелких таежных речек. Половая зрелость наступает в возрасте одного года. В брачный период, который начинается в конце марта — начале апреля, рябчики могут образовывать пары.

Самец все время находится вблизи насиживающей самки, а затем и выводка. Обычно яиц не больше 10, редко до 15. Они блестяще-бурого цвета с редкими красноватыми пятнышками и штрихами, иногда без них. Самка в гнезде сидит крепко, взлетает из-под самых ног и иногда позволяет брать себя руками. Насиживание длится около трех недель. Молодые рябчики, едва обсохнув, покидают гнездо и вместе с самкой отправляются на лесные прогалины и опушки, где в изобилии находят корм. Первые выводки встречаются в середине июня. Трехнедельные рябчики ночуют уже на деревьях, а в августе они уже неотличимы от взрослых. Питаются насекомыми, моллюсками, ягодами, листьями ольхи, березы, склевывают почки деревьев, соцветия березы и молодые побеги. Осенью выводки распадаются. Зиму рябчики проводят парами или в одиночку в тех же местах, где гнездятся.

Чрезвычайно увлекательна охота на рябчика при помощи различных пищиков и манков. Кроме того, дичь добывают с охотничьими собаками - главным образом с легавыми и лайками.

Тетерев-косач

Косач обитает в лесной и лесостепной зонах Европы и Азии. Предпочитает опушки, вырубки, разреженные лиственные леса, чередующиеся с полями; глухой тайги избегает. Оседлая птица, лишь изредка предпринимающая зимой длительные кочевки в поисках мест, богатых кормом. В прошлом, когда тетеревов было много, кочующие стаи в 300-500 птиц не были редкостью даже для европейской части страны, сейчас же их зимние стайки не превышают нескольких десятков.

Зимний корм тетерева состоит преимущественно из почек растений, в первую очередь березы. Днем стая кормится на деревьях, ночью зарывается в снег и там ночует. В мороз и метель тетерева могут сидеть под снегом долго, до полудня, обычно же вылетают кормиться с рассветом. Если ночью оттепель сменится морозом, ночующие под снегом тетерева утром оказываются в ледяной ловушке. Это одна из причин гибели тетеревов зимой.

Весной — в марте — с первыми проталинами начинаются тетеревиные тока. Место для токовищ выбирается на опушках, среди болота. Слетевшиеся сюда косачи «чуфыкают», «бормочут», распускают веером хвост, дерутся. Там, где тетеревов мало, они токуют поодиночке, иногда посреди поля, вдали от опушек или на деревьях, не спускаясь на землю. Разгар токов приходится на апрель. Постоянных пар тетерева не образуют, и самцы в насиживании и заботе о потомстве участия не принимают. Гнезда устраивают под кустом или небольшим деревом, недалеко от токовища и вблизи ягодников. Если яйца первой кладки гибнут, то самка откладывает еще 2-4 яйца. В июне — начале июля из яиц выклевываются птенцы, у которых уже через неделю отрастают перья на крыльях. Утром кормятся на ягодниках, по гарям и нескошенным лугам и полянам; когда созревают хлеба, то птицы их регулярно посещают.

В конце августа и начале сентября молодые тетерева отбиваются от самки и ведут самостоятельную жизнь. Летнее питание тетеревов — ягоды, зерна хлебных злаков, соцветия лесных трав, отчасти насекомые.

Кавказский тетерев

обитает в альпийском поясе Главного Кавказского хребта и Малого Кавказа. От обыкновенного он отличается меньшими размерами; у самцов косицы хвоста загнуты вниз, у самок более мелкий «струйчатый» рисунок на груди. Зимой спускается с гор в высокоствольные пихтовые леса.

Белая куропатка

Среднерусский подвид белой куропатки занесен в Красную книгу РФ). Ареал распространения этой птицы занимает север европейской части, Сибирь, Северный Казахстан. В тундре гнездится на моховых болотах и гарях, в южных частях ареала — по долинам речек и ивняковым зарослям. Зимой предпринимает нерегулярные кочевки, протяженность которых зависит от урожая кормов. В альпийском поясе гор и тундре куропатки кочуют, переселяясь в более пригодные для зимовки места.

Эти птицы интересны защитной сменой оперения. Зимой они снежно-белые, с черным клювом и черными крайними рулевыми перьями, летом оперение красно-коричневого тона. Различные сочетания красно-бурого и белого характерны для весеннего и осеннего оперения этих птиц.

Зимой стайка куропаток держится среди кустарниковых ив и березок, изредка взлетает на деревца и склевывает почки. Ночью птицы забираются под снег. Лапки их густо опушены перышками, поэтому птицы легко передвигаются по мягкому снегу, почти не проваливаясь. Кроме почек в зимнее время куропатки питаются побегами и выкапываемыми из-под снега ягодами.

Ранней весной, еще до проталин, самцы начинают токовать. Затем птицы разбиваются на пары и размещаются по гнездовым участкам, которые зорко охраняют от других самцов. В это время среди петушков обычны драки.

Гнездо устраивают в достаточно укромном месте и хорошо маскируют. Важное условие выбранного места — возможность быстрого взлета и хороший обзор. В тундре, где человек птиц не беспокоит, встречаются открыто расположенные гнезда. Насиживающая самка сидит очень крепко. Насиживает только самка, но самец находится вблизи гнезда.

Птенцы появляются в конце июня — начале июля (в зависимости от погоды и местности). Едва обсохнув, они покидают гнездо и с обоими родителями отправляются в густые кустарниковые заросли, на ягодники, где и держатся до подъема молодняка на крыло. Нередко несколько семей объединяются вместе.

Для куропаток характерны несколько линек: три — для самки и четыре — для самца. Белая куропатка — растительноядная птица. Побеги трав, почки деревьев, семена растений и ягоды составляют основу ее корма. Птенцы, кроме того, охотно поедают насекомых.

Тундряная куропатка

Эта куропатка средних размеров. Телосложение плотное, голова небольшая, относительная длина крыльев несколько больше, чем у других тетеревиных птиц, хвост сравнительно короткий и слегка закруглен. Зимой пальцы полностью оперены.

Тундряная куропатка обитает в арктических и моховых тундрах, субальпийском и альпийском поясах гор и к северу проникает дальше других тетеревиных птиц. Как и белая куропатка, вид этот имеет циркумполярное распространение, однако ареал его менее обширный и имеет более сложную конфигурацию. Тундряная куропатка обитаете на севере Кольского полуострова, северных частях Уральских гор и Ямальского и Гыданского полуостровов, на Таймыре и в Якутских тундрах. Далее северная граница ареала проходит большей частью по побережью материка, а южная граница захватывает Верхоянский хребет и Алданское нагорье и по южным склонам Станового хребта выходит к побережью Охотского моря. В указанных границах нет куропаток в низинных районах Камчатки, долинах Анадыря и Пенжины, тундрах низовьев Колымы и Алазеи. Тундряная куропатка населяет также горные системы Алтая, Саян и Хамар-Дабана, встречается на Командорских и Курильских островах и Земле Франца-Иосифа. Этот вид обитает в Северной Америке, Гренландии, Исландии, на Шпицбергене, в северных частях Великобритании и Скандинавии, а Альпах и Пиринеях. В пределах ареала у куропаток выделяют 26 подвидов.

Окраска оперения в зимний период белая, за исключением черных рулевых перьев (на их концах — белые вершинные полоски), черного клюва и темных-когтей. Стержни первостепенных маховых перьев также темные. У самцов есть так называемая «уздечка» — черная полоска, проходящая по бокам головы от угла рта через глаз. У самок таких полос нет, лишь у некоторых особей на этих местах встречаются отдельные черные перышки.

Весной самцы приобретают брачный наряд, характеризующийся наличием бурых перьев, разбросанных по голове, шее и плечам. У самок весеннего наряда нет. Летний наряд пестрый: окраску большей части тела формируют серые перья с поперечными черными, белыми и желтоватыми полосками, брюхо и крылья остаются белыми.

Осенний наряд похож на летний, но в нем уже появляются белые зимние перья. Зимняя линька растянута, что является адаптацией птиц к обитанию в ландшафтах, где бесснежные участки тундры чередуются с пространствами, покрытыми снегом.

В целом по внешнему виду тундряная куропатка очень напоминает своего сородича — белую куропатку, и в полевых условиях (особенно зимой) их различить непросто. От последней тундрянка отличается более серой окраской оперения в бесснежный период, темными когтями и стержнями первостепенных маховых перьев, наличием «уздечки» у самцов, более тонким и изящным клювом и несколько меньшими размерами.

Тундряная куропатка ведет преимущественно наземный образ жизни и хорошо передвигается как по твердому грунту, так и по рыхлому снегу. Как и белые куропатки, зимой птицы при кормежке иногда взлетают на деревья, однако такое поведение у тундрянок наблюдается значительно реже. Периоды кормовой активности — утро и вечер. Зимой, когда световой день короток и время кормежки ограничено, дневной отдых выражен слабо.

Зимой тундряные куропатки держатся стаями, которые, однако, меньше по размеру, чем у белых, и, как правило, не превышают 60-90 особей. Наиболее же часто встречаются стайки в 5-10 птиц. В местах совместного обитания белые и тундряные куропатки нередко держатся в одних, стаях; соотношение видов при этом, как правило, в пользу первых. Обитая в смешанных стаях, тундряные во многом перенимают черты поведения белых куропаток: держатся в малосвойственных им стадиях — ивняках, становятся более осторожными и при опасности ориентируются на реакцию своих более «бдительных» сородичей. Сами же по себе тундряные куропатки — очень доверчивые птицы: даже к сравнительно крупной стайке их в каждом втором случае можно совершенно открыто подойти на 40—50 метров, прежде чем они начинают проявлять признаки беспокойства. Одиночные птицы еще ближе подпускают человека, и нередко удается приблизиться к ним на 5-10 м. Если не делать резких движений, птицы не взлетают, а пытаются убежать.

Тундряные куропатки молчаливы. Лишь в период размножения или накануне его можно услышать голос самца, напоминающий раскатистое «Кр-р-р…». Самка издает тихие стонущие звуки.

Излюбленные места обитания тундряных куропаток — каменистые тундры, характеризующиеся чередованием каменных россыпей и участков с травянистым, моховым, лишайниковым или разреженным кустарничковым покровом. В равнинных тундрах куропатки обычно держатся по вершинам и склонам холмов. Зарослей кустарников в бесснежный период эти птицы избегают. Зимой распределение куропаток определяется обнаженными от снега участками тундр, где птицы могут находить корм. Во многих районах они совершают откочевки из гнездовой области. В местах зимовок придерживаются кустарников (ольшаников, ерников, зарослей кедрового стланика, реже — ивняков), поскольку почки и сережки их составляют основу питания птиц в этот период.

Питание тундряных куропаток в пределах ареала весьма разнообразно. В бесснежный период основу рациона составляют семена различных растений, цветы и листья голубики, черники, андромеды, луковички гречихи живородящей, ягоды, листья и стебли вороники, ягоды черники, брусники и толокнянки, листья дриады и различных видов ив, коробочки мхов. На севере Дальнего Востока наряду с перечисленными кормами птицы поедают орешки кедрового стланика. Животные корма в рационе взрослых куропаток встречаются редко, у птенцов — чаще, хотя и в их питании не имеют такого значения, как у других тетеревиных птиц.

Тундряные куропатки — моногамны. Половозрелыми птицы становятся к концу первого года жизни. Весной самец занимает гнездовой участок, который охраняет от вторжения других, В первую очередь птицы занимают освободившиеся от снега территории. Как правило, токуют самцы в утренние и вечерние часы.

Сроки гнездования определяются географическим положением местности и погодными условиями весны. Гнездо примитивно и мало чем отличается от гнезд других тетеревиных птиц. Обычно самка устраивает гнездо на открытом месте среди камней или низких кустарничков, иногда — среди кочкарника; пестрая сероватая окраска оперения самки делает ее незаметной на фоне окружающей местности. Размер полной кладки колеблется обычно в пределах от 5 до 9 яиц, хотя в отдельных случаях может быть и больше. Продолжительность насиживания — 20 дней. Птенцы покидают гнездо через несколько часов после вылупления. Однодневные птенцы весят 13-14 г. Растут птенцы быстро и в возрасте 10 дней уже могут перепархивать, а через полтора-два месяца достигают размеров родителей.

На большей части ареала тундряные куропатки совершают сезонные миграции. Направление откочевок куропаток определяется в первую очередь направлением русел рек, по долинам которых куропатки мигрируют. Возвращение тундряных куропаток на места гнездования приурочено к началу интенсивного снеготаяния.

Вальдшнеп

Эта птица широко распространена по всей лесной зоне СНГ, за исключением ее северной полосы. Зимует в Южной и Средней Азии и на юге Европы, частично в Крыму, на Кавказе. Прилетает вальдшнеп в апреле. Вскоре после прилета начинается тяга — ток вальдшнепа. Тяга начинается с заходом солнца, продолжается до темноты и ненадолго прекращается, возобновляясь на рассвете.

Гнездится этот боровой кулик в глухих и темных лесах, богатых оврагами, проселочными дорогами и мокрыми низинами. Питается в основном почвенными беспозвоночными (черви и личинки насекомых), которых он извлекает длинным клювом из мягкой земли, в меньшем количестве — растительными кормами.

Насиживает и воспитывает птенцов одна самка. Едва обсохнув, птенцы могут самостоятельно бегать и кормиться. В случае опасности самка переносит их по воздуху, зажимая между лапками.

Охота на вальдшнепа особенно интересна весной - "на весенней тяге", но добыча этого вида боровой дичи также доступна летом и осенью.

Голуби

Из представителей этого отряда наиболее часто встречаются у нас вяхирь витютень. Голуби распространены в епропейской части СНГ, Западной Сибири, навосток до Иртыша и В Средней Азии. Перелетная птица. Появляется в конце апреля мае. Вскоре после прилета на дереве (преимущественно ХВОЙНОМ) строит гнездо или отыскивает подходящее (пустующее) воронье, В насиживании яиц и во всех других заботах о птенцах участвуют оба родителя. Молодые птенцы совершенно беспомощны. Взрослые птицы кормят их, отрыгивая «зобное молочко». Подросший молодняк, как и взрослые особи, питается растительными кормами. Осенью вяхири часто вылетают кормиться на поля. Они часто и охотно пьют, летают на водопой в одно и то же место по нескольку раз в день. Ночуют вяхири на высоких деревьях.

Кроме вяхиря, в охотничьих угодьях нашей страны встречаются и другие голуби — более мелкие и имеющие меньшее значение для промысла и любительской охоты: скалистый голубь, клинтух, обыкновенная и кольчатая горлицы и др.

МОУ «Дмитриевская СОШ»

Методическая разработка

«Предметная неделя окружающего мира

в начальных классах»

Выполнила:

Сурнина Светлана Александровна,

учитель начальных классов

с. Дмитриевка, 2015 г.

Предметная неделя по окружающему миру для учащихся начальной школы

Девиз недели «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь»

Цели проведения:

    Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитания.

    Формировать способность восприятия учащимися целостной картины мира, бережного отношения к природе.

    Создать условия для развития и реализации познавательных и творческих способностей учащихся к изучению природы.

    Создать условия для формирования здорового образа жизни.

    Развивать умение работать самостоятельно, представлять результат индивидуальной деятельности.

План проведения:

    Открытие недели. Акция «Посади дерево».

    Викторина «Про зелёные леса и лесные чудеса».

    Олимпиада «Знатоки природы» в 1, 2, 3, 4 классах.

    Конкурс «Завтрак на траве» (меню из растений).

    Конкурс главных редакторов «Мир вокруг нас» (кроссворды, ребусы).

    Конкурс рисунков «Наш мир – это чудо».

    Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кому приручили».

    Игра-путешествие «В царстве природы» (четверг)

    Подведение итогов (суббота).

    Награждение. Закрытие предметной недели (понедельник).

Желаем творческих успехов!

Акция «Посади дерево»

На стене в холле вывешивается дерево без листьев. В течение недели к нему прикрепляются листочки с названиями различных деревьев.


Викторина.

«Про зелёные леса и лесные чудеса».

Для учащихся 1-4 класса.

    Какие птицы весной бормочут «Куплю балахон, продам шубу»?

    Есть ли у комаров зубы?

    Трава от 99 болезней?

    Разноцветные грибы?

    Как называется гнездо белки?

    Какие детёныши рождаются «голыми», а уже через несколько часов имеют покров?

«Про зелёные леса и лесные чудеса». (ответы)

Для учащихся 1-4 класса.

    Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)

    Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)

    Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)

    Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

    Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)

    Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)

    Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)

    Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)

    У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)

    Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)

    Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)

    Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)

    Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)

    Трава от 99 болезней? (Зверобой)

    Разноцветные грибы? (Сыроежки)

    Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)

    Как называется гнездо белки? (Гайно)

    Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)

    Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)

    Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)

    Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)

Олимпиада для 1 класса по окружающему миру.

1. Загадка. Нарисуй отгадку.

Белая морковка зимой растет. ______________________

2. Напиши телефоны экстренных служб:

Полиция - ___________, Скорая помощь - ___________, Пожарная - ____________

3. Подчеркни карандашом названия планет Солнечной системы:

Меркурий, Плутон, Альдебаран, Луна, Земля, Марс, Сириус, Венера, Юпитер, Солнце, Сатурн.

4. Собери из букв названия животных:

БРУСКА - ______________________ ОБКАСА - _______________________

ВЮРДЛЕБ - ___________________________ ЛЁЗОК - _________________________

5. Сколько ног у паука? __________

6. Какая птица подкидывает свои яйца в чужие гнезда? _______________________

7. Как называется должность главы государства?_____________________

Как называется должность главы города?__________________________

8. Соедини слова из первого столбика со словами второго столбика:

Животное Жилище

Медведь Улей

Пчела Курятник

Собака Конура

Курица Муравейник

Лиса Берлога

Муравей Нора

Олимпиада для 2 класса по окружающему миру.

Фамилия, имя_________________________ Количество баллов____________

1. Загадка. Напиши отгадку.

Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. ______________________

2. В какой стране мы живём?________________

3. Подчеркни карандашом объекты неживой природы: Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния.

4. Собери из букв названия растений:

БУНКРСИА - ______________________ АИАМЛН - _______________________

ЗАРЁБЕ - ___________________________ ЛЬТПАЮН - _________________________

5. Что отличает рыб от других животных?

___________________________________________________________________ __________

6. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ:

Группами, ярусами, семьями.

7. Напиши 3 символа любого государства._________________________________________

9. Кто где ночует? Муравей – в муравейнике , медведь - в берлоге ,

лошади - _______________, свиньи - ________________, пчелы - ____________________, лисы - _______________, коровы - _________________, собаки - __________________.

Сорока Заливается

Филин Гогочет

Соловей Тенькает

Воробей Чирикает

Синица Стрекочет

Гусь Ухает

Олимпиада для 3 класса по окружающему миру.

Фамилия, имя_________________________ Количество баллов____________

1. Назови животных, в названиях которых всего 3 буквы.

2. Какого моря не существует? Подчеркни.

Красное море, Белое море, Черное море, Синее море, Желтое море.

3. Какое тело может быть в твердом, жидком или газообразном состоянии?_____________

4. Почему весной охота строго запрещена? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что для птиц зимой страшнее всего?____________________________________________

6. Подумай, какие части растения употребляют в пищу:

У свеклы - ___________________, у салата - ________________________, у сливы - ____________________, у розы - __________________________.

7. В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая? ____________________

8. Отгадай кроссворд:

1. Предмет, помогающий определить стороны света.

2. Край виден, а дойти до него нельзя.

3.Слабовидящее животное.

4. И туча, и туман, и река, и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

5.Лесной доктор (птица).

6.Птица, приносящая детей.

7.Зимующая птица.

Олимпиада для 4 класса по окружающему миру.

Фамилия, имя_________________________ Количество баллов____________

1. Назови животных, в названиях которых всего 2 буквы.

_____________________________________________________________________________

2. Установи соответствие между названиями стран и названиями столиц

Париж *

* Япония

Рим *

* Франция

Москва *

* Германия

Токио *

* Россия

Лондон *

* Италия

Берлин *

* Англия

3. Вспомни, какого цвета флаг России, и раскрась его.

4. Разгадай ребусы:

5. В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая? ____________________

7. Какая ягода бывает черной, красной и белой?_____________________________________

6. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:

В гостинице - ____________

В монастыре - _______________

В поликлинике - __________________

В поезде - _________________

В музее - ____________________

Ответы.

Олимпиада 1 класс Окр. Мир

1. Сосулька

2.02,03,01

3.Меркурий,Плутон,Земля,Марс,Венера,Юпитер,Сатурн.

4.Барсук,Верблюд,Собака,Козёл

6.Кукушка

7.Президент, Мэр

8. Медведь-берлога, пчела-улей,собака-конура,курица-курятник,лиса-нора,муравей-муравейник.

Олимпиада 2 класс Окр.мир

1. Ветер

2. Сочи

3. Солнце,камень,облако,скала,молния.

4. Брусника, берёза, малина, тюльпан

5. Жабры, плавники, чешуя

6.Ярусами

7.Герб, флаг, гимн

9.Лошади - конюшне(в стойле), свиньи - свинарнике, пчелы - в улье, лисы - в норе, коровы - в сарае, собака - в конуре.

10.Филин ухает, гусь гогочет, соловей заливается, воробей чирикает, сорока стрекочет, синица тенькает.

Олимпиада 3 класс Окр.мир

1.бык, ерш, сом, язь, чиж и т.д

2.синее море

3.вода

4.потому что звери выкармливают детенышей

5. голод

6. свеклы -корень, у сливы - плод, у салата - листья, у розы - цветок

7.железная

8.компас, горизонт,крот,вода,дятел,аист,снегирь

Олимпиада 4 класс Окр.мир

1.як, уж, ёж и т.д

2.Париж -Франция, Рим - Италия, Москва - Россия, Токио - Япония, Лондон - Англия, Берлин - Германия

3.белый

синий

красный

4. перекресток

светофор

5. железная

7.смородина

6.Гостиница - номер, монастырь - келья, поликлиника - кабинет, поезд - купе, музей - зал.

Конкурс “Завтрак на траве” (меню из растений)


Что человеку дарят леса?
Малину, орехи, птиц голоса.
Листочек с росинкой,
Лукошко грибов.
Каждый из нас к чуду готов.

Конкурс главных редакторов «Мир вокруг нас” (кроссворды, ребусы)

Только ты с утра проснешься,
Сразу с ребусом столкнешься,
Не сдавайся, отгадай,
И природе помогай!

Игра – путешествие «В царство природы».

1. Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,


2. Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,


3. Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа!

4. Все-все, на свете друг другу нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

5. Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.

6. Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.

7. Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.

8. А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

9. Все-все на свете друг другу нужны
И это вы, дети, запомнить должны.

Хором: Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

Формируется 2 смешанные команды из восьми человек (по 3 от каждого класса). Дети определяют капитана и название команды. Получив путеводные листы, учащиеся путешествуют по четырём станциям. Время регламентируется (5 мин.).

По окончании путешествия подводятся итоги: подсчитывается общее количество баллов, набранное командой; учитывается представление учащимися своей команды, вывешивается рейтинг результатов.

Образец путеводного листа.

Название команды _______________________________________________________________________________________________

Название станций

Кол-во баллов

Примечания

Отгадай – нарисуй.

Станция занимательных вопросов.

Собери пословицу.

Эрудит

И Т О Г О

1) Первая станция «Отгадай – нарисуй».

Участники отгадывают загадки и коллективно рисуют получившийся сюжет на листе бумаги.

Загадки.

Без него плачемся,

а как появится –

от него прячемся. (Солнце)

Поднялись врата,

Всему миру красота. (Радуга)

Течет, течет –

Не вытечет,

Бежит, бежит –

Не выбежит. (Река)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий? (Птица)

Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

всех кур пересчитала

и с собой унесла. (Лиса)

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка)

Сама не видит,

А другим указывает. (Дорога)

2) Вторая – « Станция занимательных вопросов»

Детям предоставляется карточка с вопросами, на которые они должны ответить.

Вопросы конкурса:

    Самая маленькая птичка (колибри)

    Какую птицу называют пернатой кошкой? (сова, филин)

    У каких птиц крылья покрыты чешуёй? (пингвин)

    У какой рыбы хвост обезьяний? (морской конёк)

    Какое животное носит своих детёнышей в сумке? (кенгуру)

    Зайчата, рождённые зимой? (настовик)

    зайчата, рождённые летом (травники)

    Какое животное дольше всех обходится без еды? (верблюд)

    Животное – полоскун (енот)

    Самое высокое животное (жираф)

    Самое быстрое животное (гепард)

    У кого язык длиннее тела? (хамелеон)

    Санитар леса (волк)

    Зверь – строитель (бобры)

    Самая большая в мире змея (анаконда)

    Самое большое животное, живущее на земле (слон)

    Древнейшее насекомое планеты (стрекоза)

    Домашнее насекомое (пчела)

    Эти грибы растут дружной семейкой на пне (опята)

    Самое крупное животное в Роccии (лось)

    Самая крупная птица. (страус)

    Самое толстое растение. (баобаб)

    Самый маленький зверек. (землеройка)

    Кто собирает яблоки спиной? (Еж. )

    Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки. )

    Какая птичка достает себе пищу из-подо льда? (Оляпка. )

    Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил. )

    Где у кузнечика ухо? (На ноге. )

    Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри. )

    Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный. )

    Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка. )

    Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот. )

    1. Третья станция «Собери пословицу».

Участникам предлагаются 10 красных и 10 желтых карточек. На красных карточках записана первая часть пословицы, а на желтых – вторая. Детям предлагается собрать пословицу. За каждую пословицу по 1 баллу.

Пословицы.

Взойдет ясно солнце – прощай, светел месяц.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут.

Весна да осень – на дню погод восемь.

На хороший цветок летит мотылек.

Холода не бойся, по пояс мойся.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

Весной дождь парит, осень мочит.

Худое лето, коли солнца нету.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Снег на полях – хлеб в закромах.

4) Четвертая станция «Эрудит».

Каждой команде вручаются листы с одинаковыми кроссвордами. Команды разгадывают их. Время – 5 минут.

4

6

1

2

3

5

ж

и

Вопросы:

    Название группы животных, к которой относятся слон, дельфин и медведь (звери).

    Название группы животных, к которой относятся виноградная улитка, гребешок и кальмар (моллюски).

    Название группы животных, к которой относятся орел, журавль и дятел (птицы).

    Название группы животных, к которой относятся прудовая лягушка, жаба и тритон (земноводные).

    Название группы животных, к которой относятся акула, сельдь и щука (рыбы).

    Название группы животных, к которой относятся шмель, кузнечик и божья коровка (насекомые).

Закрытие недели. Подведение итогов.

Заканчивая неделю знатоков природы,
Мы рады подвести итоги:


Не страшно вам теперь позавтракать в лесу.
Сумеете вы накормить и напоить друг друга.
А сколько интересных вкусных блюд
Было придумано из трав, ягод, орехов.

Кто-то из вас побывал редактором:

Это ребята с сильным характером.

Кроссворды и ребусы могут составить
Они природу в беде не оставят!

Нашли мы в школе тех,
Кто знает о природе
Больше всех.
Слава “Знатокам природы”!

(Награждение победителей)

Примеры жетонов к конкурсам.



































© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы