02.03.2024

Монета укр нар промыслы гончарное. Народные промыслы и ремесла украинцев


Петриковская роспись.

зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным... Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот вид изобразительного искусства - Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к 18 - 19 столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.




















Опошнянская керамика

Гончарство — традиційне ремесло, в тому числі і українське - виробництво глиняних виробів (кахлів, іграшок, скульптур).
Відоме в Україні з кінця мезолітичної доби. З часів енеоліту гончарні вироби починають оздоблювати орнаментом, мальованим глиняними кольоровими фарбами. З винайденням гончарського круга гончарство стало окремим ремеслом.
Гончарство досягло високого розвитку в добу трипільської культури. За княжої доби гончарство в Україні було великим промислом. Від XVI-XVII ст.ст. безперервно розвивалося, ставши в ХІХ ст. однією з найважливіших галузей української кустарної промисловості. Гончарі продавали свої найрізноманітніші вироби на ярмарках або розвозили їх, у віддалені від місць продукції райони.
У сучасному світі гончарні вироби майже повністю замінила набагато дешевша фабрична керамічна, скляна, пластмасова продукція. Але навіть і у XXI сторіччі гончарні вироби цінуються любителями ручної, штучної роботи, як витвори мистецтва. А славетна Опішнянська кераміка відома далеко за межами Полтавської області.




















Украинская вышивка

Искусство вышивки на Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников.
По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами.
В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э.
За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты..






32.

33.








Плетение из лозы

Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы.
Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Плетение из природных материалов - соломки, ивового прута, бересты, болотных растений - это старинный вид ремесла и одновременно народного прикладного искусства. В последнее время оно все чаще приковывает к себе внимание не только художников, мастеров, галерейщиков, но и людей самых разных профессий.





Плетение из соломки

Плетение из ржаной соломки является одним из старейших видов народных промыслов. Оно было житейской необходимостью с тех пор, как люди научились возделывать злаковые культуры.

Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах. Из соломы изготавливали вещи, необходимые в хозяйстве - дорожные сумки, ёмкости для хранения зерна, циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения. В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой.

Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.

Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков.







Интерьер Государственного музея украинского народного искусства в Киеве


Украинская народность сформировалась на основе ппсточнославянских племен Поднепровья и Поднестровья Как единое этническое целое она выкристаллизовывается с XV века.
В контексте рассмотрения народных художественных промыслов Украины следует подчеркнуть, что на протяжении веков продолжалось тесное взаимодействие профессионального и народного искусства, причем это взаимодействие и взаимообогащение имело в равной степени сильную направленность и в ту ив другую сторону.

Тому было много причин, но прежде всего то, что да же самое отдаленное село бивало и некоторые времена вовлеченным в исторического значения событии и не могло не пропустить их живейшим образом через мир своих представлений. Художественные промыслы Украины.
Тяжелейшим было для Украины монгольское иго XIII века В XIV веке украинские земли оказались под властью Литвы и Польши. Тяжкая доля досталась и землям Приднепровья, ощутившим на себе тяготы войны с турецкими завоевателямн.
С усилением борьбы за национальное освобождение, г активизацией процессов образования украинской народности еще более усиливается в украинской культуре народное начало, украинизация самых канонических тем и сюжетов
Земли Украины, ее села и города с великолепной архитектурой, мастерскими и мануфактурами буквально не знали передышки, раздираемые многочисленными иноземными претендентами на господство. Уже в XVI веке Польша усилила продвижение на Волынь и Приднепровье Началась усиленная католизация населения. Снова, уже в XVII веке, поднимается мощная волна приверженности прошлому, своим национальным традициям. Украинские просветители возвеличивают народную культуру как хранительницу национального достоинства, на ниональной самостоятельности в духовной области В 1825 году, незадолго до желанного воссоединения с Россией, просвещенные украинцы взывали к России о защите: «Погибнет Украина среди ляхов, униатов и проклятых еретиков».

Расписная печь, работа художника Ю. Химича

Сложная историческая обстановка способствовала привлечению активного общественного внимания к народной культуре, терпимости к проникновению народных образов во все виды профессионального и даже церковного канонического искусства. Образы парубков, видов и молодиц проникают во фрески и иконы. Воспринятое в 17 веке католическое барокко настолько сильно видоизменяется на Украине, настолько освобождается от присущей ему экзальтации, приобретая черти светлой успокоенности, гармонии и легко, свободно прочитывается пластики, что с полным правом пошло и историю искусства не как западноевропейское барокко на Украине, а как своеобразное украинское барокко. Высочайших достижений украинское барокко достигло в самобытной украинской деревянной архитектуре конца XVII-XVIII веков. Изумительны по художественной выразительности и яркому народному типажу, по эмоциональности и реализму росписи деревянной сельской церкви pRAToro Духа в Потеличах 1620 года.
Таким образом, блистательное развитие народных художественных промыслов Украины, помимо многих экономических, природных и исторических причин, имело в своей основе рост национального самосознания, жизнеспособность народных идеалов.
До начала XX века Украина была аграрной страной. Земледелие было основой трудовых занятии. В развитии промыслов большую роль играли кузнечное, гончарное дело, ткачество.
Народные художественные промыслы сельской Украины тесно связаны с определенными регионами. Важнейшие из них - это лесной край Полесье от Сумшнны до Волыни: Сумская. Черниговская, Киевская, Ровенская, частично Житомирская и Волынская области. Подолия - холмистая равнина, включает в себя Черкасскую, Винницкую, Хмельницкую и восточную часть Тернопольской области. Юг - бескрайние степи приднепровских равнин. Предгорья Карпат и Закарпатье это Львовская и Ивано-Франковская области.
Керамика.
Основными центрами гончарного производства с незапамятных времен становятся Киевщина. Полтавщина, Черниговщина, Подолия и Закарпатье.
Для Киевщины характерна васильковская керамика, особенность которой - крупный живописный многоцветный мазок рас тигельного орнамента с белым контуром. Применяется также и своеобразный перистый мазок, который имеет переходы цвета от более темного к светлому.
Именно на Черниговщине до сего времени изготовляют красивую, имеющую многовековые художественные традиции черную задымленную керамику с лощеным линейным декором.

Оформленный народными мотивами интерьер Палаты пионеров в Киеве. Ада Рибачук, Владимир Мельниченко

В Винницкой области, на Подолии, керамику расписывали немногоцветной крупной росписью по темно-зеленому или коричневато-красному фону. Здесь основаными центрами являются Бубновка и Кришенцы. В керамике мастеров этих сел есть известная цветовая и орнаментальная сдержанность в отличие от многоцветной керамики Киевщины.
Самым знаменитым гончарным производством Украины являются села Полтавщины.
В Полтавской области превосходную керамику изготовляли в Хомутце и главным образом в Опошне. В селе Хомутец керамика была попроще, формы и роспись чуть по грубее, правда, сильнее чувствуются народные основы, и особенно в фигурных сосудах. Симпатичный забавный леи сидит на задних лапах, как пес, пасть приоткрыта, он чуден гривой пышной в завитках, сделанной из спиралек глины. Образ наивный и добродушный, цвет сосуда скромный, однотонный - коричневый.
Керамика Опошни отличается большим разнообразием. В производстве значительна доля скульптурных сосудов, которые обладают повышенной декоративностью. В больших количествах изготовляли куманцы, бочонки, подсвечники, кувшины и другую посуду. Произведения этого промысла имеют такую яркую стилистику, что они всегда легко узнаваемы. Промысел прошел длительный путь приобретений и, к сожалению, некоторых потерь.
Изделия опошнянских мастеров XVIII-XIX веков разнообразно представлены во многих музейных собраниях. В 1894 году мастера были объединены в Опошнянскую гончарную мастерскую, а в 1897 году для подготовки кадров гончаров была образована Керамическая художественно-промышленная школа имени Н. В. Гоголя в Миргороде.
С течением времени перечень изделий уменьшается, красочность росписи возрастает, скульптурность пластики усложняется, сами изделия существенно увеличиваются в размерах. Их внешний вид становится более подарочным, уже во многом далеким от повседневности.
В 1940-е и 1950-е годы этот процесс лишь намечался. В этот период классиками опошнянского промысла становятся Д. Головко и О. Железняк. В их работах чувствуется понимание пластики материала. Формы изделий были достаточно компактны, выразительны, полива глубокого насыщенного цвета, который органично сочетался с обобщенной пластикой. Но уже в поздних работах Д. Головко появляются некая деревянность суховатость формы, усложненность цвета и дробность силуэта. В этом нельзя не увидеть стремления к станковости произведения, выставочноеTM, которая явно превалирует над практической целесообразностью.

Керамические статуэтки три мужика

В 1970-е годы в скульптурных произведениях Г. Пошивайло также чувствуются стремление уйти от собственно прикладного характера бытовых вещей, поиск новых средств художественной выразительности. В его произведениях подчеркивается динамика форм, акцентируется выразительность детали за счет общего впечатления: если это грива льва, то завитки мощные, крупные, туго закрученные, хвост выгнулся упругой дугой, морда потеряла выражение наивного добродушия, стала даже несколько агрессивной. Скульптурные сосуды становятся почти станковой малой пластикой в отличие от тех простых, гармоничных и целесообразных бытовых вещей, которые мы знаем по прошлым десятилетиям.
Стремление мастера к отражению современности находит выражение в разнообразии и индивидуальности собственного творческого почерка. В этом отношении, несомненно, полезен опыт украинской керамической скульптуры 1920-х годов, когда в работах, созданных, например, замечательным мастером Иваном Гончаром,присутствовало глубокое чувство современности и в то же время сохранялся традиционный народный характер образов. Так, в его пластической композиции «Демидовы вареники» (видимо, вариант известной «Демьяновой ухи»), в пластике «Буденовец», сценке «Пан с собачкой» и других при всей злободневности сюжета, наполненности произведений личным отношением к действительности не была потеряна та связь с народным искусством, которая отличает лучшие работы украинских керамистов. Такие произведения при всей серьезности темы все- таки не переходили в разряд станкового искусства, так как прежде всего это была игрушка из глины, забава.
В последние годы можно с удовлетворением отметить успехи в творчестве мастера Н. Пищенко. Созданные им игрушки: наездники, петушки, баранчики, милые задорные индюки отличаются чертами традиционного украинского фольклора. С лукавой улыбкой сажает мастер напыщенного важного седока с потешной серьезностью в лице на собаку. Игровой момент всегда отличал украинскую народную игрушку и пластику. Работы семьи Пошивайло Гаврилы Никифоровича, его сына и внука сегодня привлекают верным пониманием народных традиций, обращением к истокам национального наследия.
Мировой известностью пользуется косовский керамический промысел Украины, который находится в Закарпатье, в Ивано-Франковской области. Для этого промысла характерны гончарные изделия с гравированным рисунком по побеленному черепку и росписью, светящейся прозрачной, с растеком желто-зеленой глазури и включением небольшого количества коричневой.
В прежние времена тут делали множество посуды: миски, тарелки, вазы, кувшины, плесканки с четырьмя ручками, глиняную расписную игрушку и печные изразцы-кафли, в которых нередко присутствовала сложная сюжетная роспись на темы дня.

Расписная доска, 19 век

Характерной особенностью косовской керамики, помимо цветовой гаммы, было изображение пышных трав и цветов, в окружении которых рисовали птиц, оленей, всадников и всевозможных других персонажей. В узор иногда вводился и геометрический орнамент в виде сеточки, треугольников и розеток. Крупные узоры располагаются по отношению к формам довольно независимо - узор переходит со дна тарелки на бортик или с тулова вазы на горлышко, ломаясь, не следуя буквально пластике формы.
Косовская керамика уникальна, другого такого промысла нет, и не случайно эти изделия с их светлой радостной живописью привлекли внимание на международной выставке в Остенде в 1959 году, где показывались произведения двух замечательных мастеров промысла Григория Цвылика и Павлины Цвылик. Традиционность этой керамики, довольно малая изменчивость на протяжении длительного времени не мешают ей быть исключительно современной и в наши дни.
В Косове много делали игрушек: это коники, пивники-петушки, солдатики, барыньки и множество другой декоративной, с бытовыми подробностями, веселой мелочи.
Художественная обработка дерева. Один из наиболее известных центров художественной обработки дерева на Украине - Полтавщина. Ко времени становления Советской власти в Полтавской губернии трудилось в этом поистине народном промысле несколько тысяч семей, причем работали круглый год и множество изделий продавали земству и на рынках.
На Полтавщине в 1920-е и 1930-е годы из дерева много делали мелкой пластики. Нам известны статуэтки «Женщина с макитрою», «Праздник в клубе», лоточек «Казак с веслом в лодке». Все онн отличаются реалистичностью в трактовке образов и большим мастерством. В далеком прошлом сложились киевские и прикарпатские промыслы. В Киевской области, кроме традиционных бытовых изделий, много делали и малой скульптуры, особенно в послереволюционное время. Композиции 1930-х годов - «Выход на косовицу», «Колхозный праздник» и многие другие имеют те же отличительные черты, что и полтавские: достаточно сильную народную традицию в довоенный период и переход к некоторому станковизму в послевоенное время, что было во многом преодолено уже в 1970-е годы.
Художественные достоинства отличают работы семейной династии Шкрибляков, Корпанкжов, мастера А. Ищенко и многих, многих других. Привлекает особая архитектоника их работ, точное построение симметричного декора на поверхности. Именно в этой ритмике, лишенной значительных акцентов, и есть основное декоративное качество произведений, сила художественной выразительности и специфика этого искусства.
Пйсанки. Писанки изготовляли повсеместно на Украине, но именно в Закарпатье традиционна та древнейшая геометрическая орнаментация, которая связывает это искусство с вышивкой и резьбой по дереву. Закарпатские писанки делают во многих селах - в Космаче, Замагорове, Яворове, Виженке.
Многие музеи собирают коллекции писанок - этих шедевров народного искусства Украины. В ряду первых - замечательная коллекция Музея искусства Гуцулыцины в Коломые.
Красивы килимы Косова, так же как и писанки с геометрическим орнаментом. Этот орнамент имеет свои особенности: края геометрических фигур - ступенчатых ромбов будто расслаиваются, подобные радужному лучу, создавая прекрасное зрелище цветового мерцания поверхности переливов оттенков цвета.
Килимы центральной Украины отличаются пышным цветочным декором. Такие красочные растительного характера узоры в коврах характерны для Полтавской и Киевской областей.
Для Подолии характерны строгие геометрические узоры ковров. В них, скорее, общность с малоазиатскими и балканскими коврами. Такие геометрического характера ковры ткут в Винницкой и Тернопольской областях, для них, как правило, типичны восьмилучевая розетка и кайма с такой же розеткой, но несколько меньшего размера.
Черниговские килимы более, чем всякие другие, имеют свободное, не стесненное расположение цветочного декора. Эти ковры ткали главным образом в Дегтярях.
Украинские ковры всегда отличались чистой и нежной гаммой цвета. Своими красками они были настолько красивы, что Екатерина II издала специальный указ о «сыскании краски червеца» в Полтавской губернии для дворцовых нужд. В Полтавской области делали и красивые узорные полосатые ковры. Они имели свои отличия. Дело в том, что в любом полосатом ковре принято ткать равновеликие орнаментальные фигуры, которые составляют узор. В украинском ковре все иначе - ритм ковра строится на сочетании орнаментальных фигур, разных и по величине и по цвету. Ни одна не повторяет другую, но в пределах каждой полосы они составляют уравновешенные массы узора по отношению к фону, что успокаивает композицию, делает ее гармоничной. Подобный прием декорирования ковра требует огромного мастерства, и это тем более поражает, поскольку известно, что мастера не делали предварительных шаблонов и ткали по памяти. Формы орнаментов, цвет фигур - элементов узора, их размер свободно варьируются: фона почти нет, из него зрительно как бы выплывают геометрические фигуры. Одна - яснее, четче обрисована, другая почти растворилась в цвете фона, так как сближена с ним по краскам, третья - с размытыми краями, четвертая- с расслаивающимся контуром. Кайма в таком ковре практически отсутствует. В другого типа коврах этой же области имеется широкая кайма, по ширине даже равная полю. Но в таком ковре все вытканные шестигранное розетки разнятся оттенками цвета. Такой прием позволяет даже в геометрическом украинском ковре избежать упрощенности рисунка. Почти неуловимое разнообразие отдельных мотивов декоративного узора придает ковру невыразимую прелесть. И не только в одном ковре такое разнообразие мотивов, но и каждый ковер в отдельности не повторяет другой, все они разные и выполнены с необычайной фантазией.
Мастерство украинских ковровщиц бесподобно. Вспоминаются документы о тяжелейшем положении ковровщиц в дореволюционном прошлом. Как писали современники, в год надо было «для прокорма за сорок рублей соткать более сорока ковров». У ткачих лопалась кожа на пальцах. В документах мастериц и мастеров иначе и не именовали, как «невольник такой-то» или «невольница такая-то». А в вытканных ими коврах ясной светлой цветовой гаммы была вечная весна, царствовала гармония и поэзия.

В наше время радуют большие успехи украинских ковроткачей. Мастер Л. Товстуха - главный художник Решетиловской фабрики выполнил недавно ковер «Весна», в котором и нежность многоцветного мерцающего фона, и весеннее цветение природы. Несколько иной по образу его же ковер «Лето»: тут яркое многоцветие, решенное в горячей звонкой гамме- цветы, ягоды, плоды, птицы, - все в роскошном орнаменте.
Ткачество и вышивка. Помимо ковров, ткали повсеместно на Украине домашние ткани для изготовления одежды, белья, для украшения хаты. Ткани из льна и конопли изготовляли в больших количествах в Дегтярях, Решетиловке, Диканьке, Сорочинцах, Шишаках. Кролевец Черниговской области славился тканями с узорами звездами, окруженными квадратиками более темного цвета. Плахтовые украинские ткани имеют массу вариантов, но их объединяют клетчатый ритм, небольшой размер рисунка и многокрасочность. В Дегтярях был особенно красив шахматный узор переплетений нитей в тончайшую сеточку рисунка.
В старинной девичьей песне поется:
Если бы я дождалась На рушник встаты,
Тогда не разлучат меня Ни батько, ни маты,
Ни суд, ни громады,
Только разлучат Заступ, да лопата.
Кролевец известен пышными красно-белыми узорами своих рушников, а на Полтавщине мелкий цветочный рисунок плотно закрывает полотно рушника.
Девушка поет:
Хусточка ж моя шелковая, что шелком шита, зачем я тебя пряла, чтоб нелюбому дати.
Прежде и свечи и древки хоругвей обертывали хусточками. В память об ушедших их вешали над могила ми. Известно сказание 1599 года о Самуиле Кишке, который в турецкой неволе хранил хусточку как память о родной земле.
Костюм. В селах Украины до сего времени бытует народный костюм с преобладанием светлого колорита. Материалами для изготовления тканей, из которых шили одежду, были шерсть, конопля и лен. Женщины носили рубахи, красиво вышитые, несшитые юбки - плахты, паневы, а также передники и разнообразные, в зависимости от возраста женщины, головные уборы. Чаще это были полотенцеобразные головные уборы типа русского плата-убруса. В Киевской области предпочитали очипок-чепец, украшенный вышивкой. Девушки носили веночки. Причем на Буковине праздничным головным убором для девушек были веночки с плюмажами из перьев, наверное, такой убор был связан с древними языческими представлениями. Для зимнего времени использовались шубы-кожухи и свиты. Костюм украшался бусами-намистами, цветными ткаными узорными поясами. С XIX века широкое распространение получили герданы-буеы из фабричного фарфорового и стеклянного бисера.

Фрагмент декоративно-тематического ковра Слезы. 19 век.

Рубахи, сорочки вышивали нередко гладевыми швами.
На Полтавщине были распространены сорочки со скромной, одноцветной, чаще сероватыми нитками по белому или белым по белому вышивкой. На Волынщине красно-синяя с белым юбка красиво сочетается с белой сорочкой, вышитой по плечам и на воротнике красными швами по белому полотну. Особенно сочной, яркой плотной вышивкой сорочек отличается Киевщина. Для Буковины характерна яркая многоцветная насыщенная вышивка с цветной красной, черной, желтой и синей ниткой. В Винницкой области необычайно красива изысканная вышивка сорочек: одной черной ниткой по белому полотну или черной с густо-вишневой по белому. Львовская вышивка - мелкая, сплошным зашивом квадратами. Особенно полихромной была вышивка в Прикарпатье. Здесь женщины носили плиссированные сорочки с разрезами на спине или плече, полотняные юбки со вставкой спереди, фартук, безрукавку. Безрукавки богато вышиты, отделаны кожей, мехом, помпончиками, металлическими накладками. Гуцульская мужская зимняя одежда с замшевым верхом на мехукептарь имеет красочные кисти на спине, оторочку мехом, цветную растительную вышивку, декоративные пуговицы.
Народный светлый идеал красоты, воплощенный в украинской одежде, связан с природой, ее цветением, травами, птицами. Украинский костюм был особенно почитаем. И даже на иконе богоматерь нередко изображалась в народном костюме, с намистами - нитками бус.
Но если вышивка все-таки довольно опосредованно и несколько сдержанно передавала мотивы природы, чем, например, это было в коврах, то наиболее полно, роскошно украинская природа нашла отражение в стенных росписях.
Роспись. Во всей своей полноте, раскованно, свободно выливалось эмоциональное чувство мастерицы в росписях хаты. Расписные хаты были повсюду на Украине, особенно в Хмельницкой, Одесской, Днепропетровской областях, кроме Полтавщины, где хаты не белили Расписывали снаружи - фризы под крышей, вокруг окон, внутри - стены, печи, фризы под потолком.
И в избах, и на бумаге росписи в те годы были скромные, скорее линией, чем пятном, неброского, деликатного цвета, с большим чувством меры. В хате росписей было много: и стены, и печка, а то рядом и скрыня, лавка, шкафик, полочка были расписаны, но ничто не кричало, все было удивительно гармонично и соразмерно с узорным текстилем, также украшающим хату.
В послевоенное время в росписях стал нарастать декоративизм. Рисунки преимущественно стали делать на бумаге, как декоративные панно крупных форм. В росписи стало преобладать пятно интенсивного яркого цвета. Правда, встречаются часто и очень скромные произведения. Таковы работы Н. Белоконь. Ее цветы с пушистыми листьями, похожие на хризантемы или георгины, почти объемный по характеру живописи, но композиция уравновешенная, гармоничная и краски не пестрые.
В последние годы корифеями пстриковской росписи были Григорий Собачка, Татьяна Пата, Галина Павленко-Черниченко. Фольклорный характер образов хорошо прослеживается в таких лубочных сюжетах, как «Казак Мамай», «Цыгане», «Наталка-Полтавка» и других. В работах последнего времени замечательного мастера Марии Примаченко, цикл которых назван «Людям на радость», раскрывается весь смысл ее творчества: она творит на радость людям. Много работ делает она на
сюжеты известных песен, сказок, в которых представлены звери, птицы, пышная природа. Иногда мастер так назовет персонаж своего произведения, что и сама не знает, кто он такой - этот «кочубарка». А он интересен, ни на кого не похожий, страшный немного и веселый.

Декоратичное панно Украинские модницы. Лауреат Шевченковской премии Мария Примаченко. 1964 г.

Произведения петриковцев национальны по своему характеру, им присущи черты украинского народного искусства - светлая добрая открытость человеку, юмор, немного детский строй чистой души, близкой природе, столь же мягкой, доброй и солнечной.
В последние годы в Петриковке стали делать подлаковую роспись по дереву. Но в этом новом качестве роспись несколько проигрывает: она более глуха по цвету. Нет той гармонии светлых лучистых красок, что были на белом фоне.
Хата - жилище сельского жителя Украины- хороша собой. В хате--красочные узоры ковров, вышитые рушники, узорные занавески и яркие народные картинки, расписные сундуки-скрыни, простые стеклянные гутные изделия, поливная керамика и деревянная резная утварь, красочные стенные росписи. Подвешены тонко пахнущие сухие травы и цветы.
И хотя уже в последние десятилетия в украинском селе значительно изменился быт, привнесено много новых современных предметов заводского изготовления, не они определяют облик хаты, которая сохранила свой неповторимый национальный колорит.
Народное искусство оказывает самое непосредственное воздействие на облик современной художественной промышленности Украины - изготовление изделий из фарфора, фаянса, текстиля, ковров, стекла. Его влияние заметно и в монументальном искусстве. Традиции печного изразца прослеживаются в работах Омельяна Железняка, выполненных для киевской гостиницы «Днепр». Народные традиции характерны для всех областей творчества современных художников Украины.
Мир украинских художественных промыслов продолжает оставаться целостным, имеющим глубокое национальное своеобразие, во многом определенное глубинными народными традициями.

Расписная доска, 19 век Декоративная композиция баран. Заслуженный мастер УРСР Дмитрий Головко

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

Гончарство – один из древнейших видов народного ремесла. Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетическом вкусе давних гончаров, их высоком мастерстве. Гончарство несет в себе ценную информацию об этнографических особенностях быта древнейших племён и народов, которые заселяли нашу землю в прошлом. Имея сведения о геомагнитном поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким в течение многих столетий).

Керамика (гр. keramos – глина) во времена средневековья испытала технологические нововведения: применение ножного гончарного круга, производство плитки и т.п. В XVII в. в Украине распространилась одна из разновидностей керамики – майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя центры её изготовления были лишь в Киеве, Нежине, Ичне, а позднее – в Опошне (Полтавщина), Косове (Ивано-Франковщина), Славянске (Донетчина). Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев. Популярна сегодня и керамическая пластика: игрушка и скульптура. Среди керамических изделий – миски, кувшины, горшки, макитры, кружки, бочонки. Изделия керамической пластики – львы, кони, олени, птицы, сюжетные наборы скульптурок.

Резьба – одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье и Буковине технику плоской резьбы очень часто объединяют с инкрустацией – орнаментальным обрамлением кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и т.п.

Для художественного декорирования дерева издавна использовали росписи разной краской, которые потом покрывали лаком.

Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь.

Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество – один из древнейших и самых важных элементов национальной культуры украинского народа. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периода ранних неолитических культур. Практическая потребность человека в тканях для одежды и хозяйственных нужд обусловила массовое их изготовление в домашних условиях. Решетиловка (Полтавщина) – один из центров украинского народного ткачества, ковроделия, вышивки и кушнирства. Решетиловские ковры отличаются неповторимым цветочным орнаментом, каждая веточка, каждый цветочек которого – словно гимн красоте природы.

Вышивка – один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Она возникла очень давно и передавалась от поколения к поколению. Ныне вышивкой занимаются на всей территории Украины. Основная функция вышивки – обрамление одежды и тканей для обустройства жилья. Вышивание одежды – давняя восточнославянская традиция.

Декоративная роспись. Петриковская роспись – визитная карточка Украины. Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х гг. ХХ в. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статев. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую мастерицу Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Бондарство – вид деревообрабатывающего промысла, связанный с изготовлением ёмкостей – бочек, кадок, вёдер и т.п. По сравнению с плотничеством и другими деревообрабатывающими промыслами бондарство в Украине распространилось позднее. Это ремесло требовало особого мастерства, поскольку связано со сложными техническими операциями. Бондари владели началами геометрии: в частности радиус дна кадки вычисляли путем деления величины ее окружности на шесть.

Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Процесс ковки происходил так: кузнец разогревал докрасна кусок металла в горне, где горел древесный уголь (горение усиливалось раздуванием пламени), потом брал клещами железо, бил по нему молотом, придавая нужной формы. Часто кузнецу помогал помощник – обычно подросток, который исполнял обязанности молотобойца. Выковав предмет, его бросали в корыто с водой для закала. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег и особенно натягивание железных шин на колеса. С большим почетом и вместе с тем с определенной предубежденностью относились к кузнецам как к волшебникам, которые владеют сложным и таинственным искусством преобразования металла в те или другие вещи. В них видели защитников от нечистой силы, "кузнецов человеческих судьб". Кузница на селе по обыкновению была местом собрания мужчин, своеобразным клубом. Сегодня наибольшим центром кузнечества является Донетчина.

Народные ремёсла и промыслы в России

Русские народные промыслы

В России известны такие центры народных промыслов:

v Хохлома

v Жостово

v Городец

v Филимоново

v Федоскино

v Дымково

v Гусь-Хрустальный и др.

Хохлома

Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в ХVІІ в. близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, где причудливо переплетены травные узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски: красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Жостовская роспись

В начале ХІХ в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области жили братья Вишняковы, которые занимались росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись.

Ростовская финифть

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – "финифть" – происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно "вошедшие" в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в ХVІІ в. в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его вытесняла однотонная финифть: белая, синяя и зелёная. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В 1760-х г. оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, "партикулярное" предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и "приборы для нагревания воды". Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками и др.

В начале XIX в. известность приобретает фабрика "Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле", основанная в 1812 г. На крышках самоваров гравировали надпись: "Василый Iван Ломовъ въ Туле".

За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И сейчас самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.

Гжель

В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики.

На самом деле, никто не знает, когда возник этот промысел, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 г.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, посуду, изразцы, черепицу.

Со второй половины XVIII в. Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX в. наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.

Палехская миниатюра

Это народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в середине ХІХ в. в городе Городец. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой; украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филимоновская игрушка

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Возраст филимоновской игрушки достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной игрушки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Главное в игрушке – свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень изображал удачный брак, тепло и плодородие. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали, они близки к древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это ёлочки и солнце.

Как одна из предшественниц промышленного производства было развито на Украине с древних времён, но долгое время было оторвано от прочих родов деятельности.

Ремесло периода Древности и Средневековья

Ремесло было развито в античных городах Северного Причерноморья. В ранний период, начиная с 1-го тысячелетия началось отделение ремесла от сельского хозяйства. В княжеские времена ремёсла отличались сложностью характера производства и более высоким . В крупных городах уже существовало более 60 отраслей: металлургия, кузнечество, переработка меха, шерсти, льна, кости, камня, производство стекла. Своего расцвета достигло производство украшений, одежды и культовых сооружений. По социальному положению ремесленники Киевской Руси были поделены на свободных и холопов, а также на княжеских, боярских и городских (наибольшее количество). Они преимущественно селились в одном районе или на одной улице города. Для защиты своих интересов они создавали общества, которые можно считать зарождениями цехов. Татаро-монгольское нашествие привело к упадку ремесел. Они возродились только во времена Галицко-Волынского государства. Во 2-й половине XIV века - 1-й половине XV века появилась цеховая организация в системе Магдебургского права.

Ремесло Новых времён

Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве, Чернигове, Полтаве, Новгород-Северском, Нежине. В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции. Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение 1870-1890-х годов.

Ремесло XX века

Перед 1-й мировой войной в 9 украинских губерниях Российской империи ремесленников и кустарей было 700 тысяч, самостоятельных ремесленников 57 тысяч, налогонеоблагаемых кустарей и ремесленников 105 тысяч, кустарей пищевой промышленности 135 тысяч, участников различных нетоваровых промыслов 45 тысяч. Кустари жили преимущественно в сёлах, ремесленники - городах. В начале 20-х гг. значение ремёсел частично увеличилось в связи с упадком фабричной промышленности. Количество ремесленников и кустарей в УССР возросло до 820 тысяч к 1928 г. Со временем, из-за национализации и развития фабричной промышленности, ремесла приходили в запустение. Количество ремесленников и кустарей в УССР в 1939 г. - 57.7 тысяч. После ликвидации промышленной кооперации в 1960 г. ремесленная и кустарная промышленность была передана в систему государственной региональной промышленности.

Народные промыслы

Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. По-разному называли рушник, в зависимости от его назначения. Рушник для вытирания рук и лица - утирач; для посуды, стола и лавы - стирач; праздничный, для застилания стола - обрус; для увязывания сватов - плечевик. А был еще один - рушник судьбы. Его готовила мать еще до рождения ребенка. Для мальчика вышивала на нем дубовые листочки, чтобы сильным и мужественным был сын, а для девочки - калину, чтобы дочь была красивой, словно калина. Этот рушничок после рождения ребенка клала мать под детскую подушечку. С ним несли ребенка крестить, на нем благословляла мать сына или дочь на бракосочетание, с ним рядила ребенка в далекую дорогу. Это рушник берегли всю жизнь и клали в гроб, когда человек умирал.

В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Народная мудрость гласит, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. И начинать нужно именно со строительства дома.

Когда-то наши предки, заселяя новые земли, выбирали наилучшие, самые живописные места для строительства жилья.

Дома на Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Выбирая место для будущего дома, украинцы придерживались определенных традиций: где любит лежать скот, там и людям будет хорошо; если на выбранном для строительства месте хорошо росла рожь, то это место хорошее для дома. А еще нельзя было строить ом там, где раньше были кладбища, где часто болели, на пустырях, на раздорожье, перекрестке дорог.

Обсаживали дом мальвами, любистком, мятой, был он всегда чисто отбеленным, очень часто разрисованным.

В доме был свет и солнечно, поэтому и назывался он светлицей. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. За это очень уважали ее в украинской семье. Каждая хозяйка после того, как вытопит печь, подметала ее, часто подмазывала белой глиной.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы