09.02.2024

Художественная обработка бересты. Мастер-класс по работе с берестой Для рисования требуется


Занятие 4.

Тема: Творчество В. Петрова художника-земляка, «Народного мастера Воронежской области». Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Цель: Познакомить с творчеством художника-земляка В.Петрова, показать простейшие приёмы росписи по бересте.

Задачи:

    Развитие эстетических чувств и воображения.

    Привитие уважения и почтения к березе, к историческому прошлому своей Родины, развитие интереса к народным промыслам и традициям своей страны, края.

    Воспитание чувства радости и удовлетворения от полученных результатов.

Ход ООД

1.

Ребята, сегодня я познакомлю вас с творчеством нашего земляка, Петрова Валерия Ивановича, мастера художественной росписи по бересте. Валерий Иванович (фото) выпускник Бутурлиновского педагогического училища художественно-графического отделения. Занимается обработкой бересты с 1997 года. Разработал индивидуальную технику рисунка акварелью на бересте. Основная тематика его работ - православное зодчество и памятники русской архитектуры. В 2004 году Валерий Иванович создал детскую художественную студию в Доме культуры села Елизаветовка Павловского района, где обучает детей классическому рисунку и работе с берестой. Мастер активно участвует в выставках и фестивалях от областных до всероссийских. В V Московской Межрегиональной выставке-конкурсе он представлял Воронежскую область и вошел в пятёрку лучших мастеров России, работающих с берестой.

Впервые в истории Павловского района в 2012 году местному жителю было присвоено звание «Народный мастер Воронежской области». Валерий Петров занимается этим ремеслом15 лет, написал более тысячи картин. В копилке произведений художника – изображение Троице-Сергиевой лавры, Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, Белогорского Воскресенского мужского монастыря и другие.

Павловский художник участвует во многих выставках, конкурсах, фестивалях по всей стране. Он – участник Всероссийских фестивалей в Москве, Чебоксарах и Воронеже, лауреат Воронежского областного конкурса декоративного творчества 2011 года, дипломант VII межрегионального фольклорного фестиваля «Лето красное», прошедшего в Белгородской области.

Картины Валерия Петрова выставляются в Павловском краеведческом музее. Ему также делают заказы. Так, например, перед визитом в Павловск митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия городская администрация попросила художника написать картину с изображением павловского Казанского храма, которая и была впоследствии передана в дар митрополиту.

    Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебном дереве – березе! Мы с вами имеем представление о народных промыслах и их видах. Красота и необычность росписи на бересте не оставит вас равнодушными. Материал береста – так прост, доступен, но уникален, потому что рисунки на каждом из кусочков бересты индивидуальны и неповторимы! Именно за это качество еще с древних времен полюбили бересту народные умельцы и художники. Береста уникальна и волшебна по своей сути: гибкая и пластичная, непромокаемая и прочная, не гниет!, Бесценная, но дешевая, простая, но красивая!

В древней Руси слово «береза» означало «светлый и белый». Из бересты крестьяне делали: туеса, корзины, туески, набирушки, лукошки, детские погремушки-шаркунки, солонки, плошки. Строители использовали бересту для изоляции от сырости. По бересте можно выполнять: резьбу, теснение, выжигание, аппликацию, роспись.

Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках – и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы.

Бересту нельзя заготавливать с живых берез. Снимают берёсту с дров, чурок заготовленных на дрова, с упавших деревьев в лесу (она легко отслаивается).

Хранят бересту , сложив ее в стопку изнаночной стороной вниз. Сверху желательно положить гнет, чтобы во время хранения пласты не скручивались. Хранить бересту лучше всего в прохладном затемненном помещении или в кладовке. Воздух в помещении не должен быть очень сухим и теплым.

Чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде.

Вглядевшись в кусочки бересты, в ее естественные природные узоры: черточки, пятна, наросты, - вы различите силуэты зверей, птиц, изображения лесных цветов, россыпи звезд и блеск северного сияния.

Этапы выполнения росписи на бересте:

1. подобрать бересту по цвету и фактуре

2. почистить бересту – подготовить под роспись

3. приклеить бересту на твердый картон

4. нарисовать эскиз на бумаге

5. перевести рисунок на бересту

6. разметить детали

7. расписывать бересту в соответствии с эскизом

Поэтапный показ выполнения работы.

Продуктивная деятельность.

Посмотрите, какие красивые работы у вас получились! Береста - это хороший материал для творчества, в нем самом уже заключена половина работы, нужно только уметь внимательно рассматривать основу для картины. Когда ваши картины высохнут, мы устроим выставку для родителей.

Источники:

Береста, или берёсто, - верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Из бересты поэтому изготавливали различную хозяйственную утварь. Из пластов коры делали лёгкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища – чумы; скальё – листы бересты – использовали при сооружении домов, на бересте писали письма. Неудивительно, что во время раскопок в Новгороде находки вещей из бересты были довольно многочисленными – до 4000 штук.

В народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия: туески, или бураки, набирушки, лукошки, заплечники, или пестери, сумки, или зобенки.

Известно, что на лесной территории нашей страны – в бывших Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимировской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири, в Пермской, Тобольской губерниях, - существовали промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Техника производства берестяной утвари несложна. Любой крестьянин по мере необходимости мог сделать нужные в хозяйстве предметы.

По праву первое место среди берестяных художественных промыслов занимает Шемогодский, названный так по имени речки Шемоксы неподалёку от Великого Устюга, по течению которой были расположены селения мастеров. Тонкий, лёгкий растительный резной орнамент украшает цилиндрические поверхности бурачков, крыши и стены шкатулок, коробок, ларцов. Оттененная золотистой или коричневой, чуть подкрашенной древесиной обрамления, розовато-белая матовая береста выглядит неведомым, необычным материалом, по сути, преображённым трудом мастера в драгоценность.

Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные так называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры, декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненного, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведения народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующее там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу – или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь, характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1-2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становилась эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Солоница - сосуд для когда-то дорогого и очень необходимого продукта. Недаром деревянные солоницы в виде баранчика или уточки любовно украшали резьбой и росписью. В крестьянском быту дорожные солоницы плели из бересты. благодаря двойному слою плетения достигалась почти полная герметичность, что предохраняло соль от воды. Солоницы - это чаще всего плоские или квадратные коробочки с узкой горловиной - иногда в виде птицы.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручем из бересты.

Бурак, или туесок, лёгкий, удобный, был неотъемлемой частью домашнего обихода крестьянина и жителя ремесленных посёлков. В жару в нём хорошо сохранялся прохладный квас. В бураках держали молоко и крупы, пряности и соли. Собирали в них грибы и ягоды. Не обходились без бурака и на рыбалке. Известны бурачки уплощённой овальной формы – в них удобнее, чем в обычных круглых туесках, хранить пойманную рыбу. В соответствии с потребностью бураки делали разного размера, объёмом от половины стакана до четырёхведёрных. Когда везли продавать готовый товар, в большие бураки вставлял меньшие, составляя наподобие матрёшек комплекты. Самым распространённым был 2-3-литровый бурак, высотой 20-28 см, диаметром 12-20 см.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Подобно набойке на тканях, тиснение узора на бересте позволяет достигать большого разнообразия композиционных решений. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Тагильские чеканенные бураки известны на Урале. Их тиснение похоже на чусовское, только отдельные его элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка: ряды бусинок в дорожниках, звёздочки в розетках, ромбах. Иногда вместо розетки в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами.

Бураки с упрощённым рисунком тиснения делали там, где не было крупных производств берестяной утвари. В них схематически повторялась известная композиция с полоской по краю поля и крупной орнаментальной фигурой в центре. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, тогда по всему полю в определённом ритме разбросаны звёздочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки. Как будто бурачок обтянут куском ткани, с характерным для неё простеньким звёздчатым рисунком.

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко наряду с другими способами её украшения - гравировкой и тиснением. Прорезные отверстия в виде полулунок, ромбов, овалов и кругов в сочетании с цветными и слюдяными подкладками характерны и для якутской прорезной бересты. Небольшие слюдяные окошки эффектно выделяются на фоне мелкого, графически чёткого гравированного узора либо чёрной сетки из конского волоса, оплетающей пояски и прочие детали берестяного изделия.

Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.

Наиболее виртуозной была прорезная, или просечная, береста на русском Севере. В окрестностях Великого Устюга, в Шемогодье издавна существовал крестьянский промысел по изготовлению берестяных изделий с прорезным орнаментом. Лёгкий геометрический рисунок решётки резали на меленьких туесках: он складывался в узорные полосы, крупные розетки и спирали.

Роспись по бересте. Расписная береста - один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. Замочный шов, соединяющий края наружного слоя туеска, обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали цветок, букет, изображение птицы. Но они занимают не только видимую часть цилиндрической поверхности туеска, но и немного заходят за её пределы, разрастаясь в боковые стороны, как бы предлагая зрителю рассмотреть роспись со всех сторон.

Так же как и в росписи по дереву, применяется небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на тёплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот.

Отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из копьевидных листьев, завитков, цветочков, среди которых изображаются разнообразные сцены крестьянской жизни: чаепитие, посиделки, прядение и ткачество, охота, а также фантастические птицы Сирины, львы, единороги. Подобная роспись украшает всевозможную крестьянскую утварь: прялки и ткацкие станки, лубяные лукошки, грабли; токарную, бондарную и резную посуду: ставцы, скопкари, солоницы, жбаны и др.

Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются лёгкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной окраской фона. Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туеска, а сзади, у замочного шва, параллельно ему расположены ряды листочков. Уфтюжские мастера любили изображать птиц-кутушек. В одном случае она стоит, выпятив грудку, распустив веером хвост, на другом туеске птичка как бы оглядывается. Немногочисленные мотивы известны во множестве вариантов цветового и композиционного решения.

Для грунтовки, окраски и росписи применяют клеевые краски из сухих порошков-пигментов. Можно работать водорастворимыми красителями, темперой и гуашью.

Среди росписей уральских бураков выделяется одна разновидность, известная под названием "крестьянской", предназначенная её изготовителями, ремесленниками Нижнего Тагила, для сельских жителей.

На ярком цветном фоне, красном, зелёном или голубом, выделяется пышный букет из трёх крупных цветов. Они образуют группу в форме треугольника, которую расширяют до круга и делают зрительно более устойчивой написанные между ними мелкие цветочки со спиральными лепестками. У каждого цветка по два горизонтально расположенных листа. Букет столь велик, что заходит за пределы отведённого ему пространства, охватывая тулово бурака, и переходит на ограничивающее живописное поле горизонтальные пояски.

Наряду с такой живописно-объёмной росписью существовала роспись более графичная. Обычно в такой манере изображались на зелёном фоне ветки с чёрными стеблями и кудрявыми листьями, оранжевыми и голубыми цветами. Стебли и листья оживляли светлые мазки, выявляющие их форму.


Роспись бересты — древний вид народного творчества. Для росписи изделий из бересты мастера применяли разные приёмы, но цвета росписи были традиционными: красный, жёлтый, зелёный. Коричневый и сине-голубой тоже использовались, но реже.

В наши дни, как и в далёком прошлом, расписываются корзинки, коробки, шкатулки, посуда и ёмкости для хранения продуктов.

Так называемые туески для хранения чая, соли, а также сухарницы, конфетницы .

Все эти берестяные изделия расписываются растительными мотивами, причудливыми птицами или сценками из жизни людей. На поверхности берестяного изделия расцветают цветы невиданных форм, появляются букеты и дополняют роспись листья и завитки.

Подготовка бересты

Перед тем как расписать изделие из бересты его необходимо подготовить. Подготовка состоит в том чтобы место расположения росписи было ровным, поэтому его грунтуют. В состав грунтовки входит мел и столярный клей Смесь должна быть как густая сметана. Поверхность покрывают слоем грунтовки, наносят её на поверхность тонким слоем и разравнивают шпателем. Потом изделие из бересты сушится при комнатной температуре (6-8 часов), затем обрабатывается наждачной бумагой (мелкой) и окрашивается белилами (в 2 слоя) и вновь сушится. Теперь береста готова к росписи. Выбранный рисунок наносят на изделие и затем расписывают красками (гуашь, темпера). Последний этап росписи - лакировка. Роспись лакируют в два слоя, причём каждый слой после нанесения масляного лака просушивают в течение 24 часов.

Береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту - прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,

плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества - молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты - что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев - берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.

Береста - один из самых поэтических материалов народного декоративно- прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов, в зимнюю пору - от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.

Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.

Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.

Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы - их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА ПО БЕРЕСТЕ. МАСТЕР-КЛАСС

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо.

Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо. Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Набор стамесок. Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать - это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур. Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская берёза - один из самых распространённых символических образов России.

Однако издревле её любили не только за красоту. Берёза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении.

Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти), украсить человека и его жилище; согреть (берёзовыми дровами топили печи), вылечить (берёзовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из берёзовых почек лечат некоторые заболевания).

А уж что говорить о знаменитых берёзовых вениках для бани!

Бересту использовали для переписки или даже для деловых документов (берестяные грамоты).

Из берёзы изготавливали посуду и другие предметы быта - туеса, солонки, тарелки, ложки. Использовали в хозяйственных целях. Короба, грузила, колыбели.

На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами (ажурная резьба, роспись, мозаика, профилировка, аппликация)

Береста - уникальный природный материал с очень интересной бархатистой фактурой.

Поверхность бересты красива сама по себе, множество горизонтальных темных полосок (чечевичек) делают ее необычной.

Природная окраска коры имеет множество оттенков от золотисто-медовых до красновато-коричневых, все они удачно сочетаются друг с другом. Именно эту особенность бересты можно использовать при создании различных картин, панно.

Технология подготовки бересты к работе

Желательно снимать кору с упавших деревьев в лесу или с березовых бревен. Чем рельефнее кусочек бересты, тем интереснее на нем можно сделать рисунок.

Обработка бересты

  1. Отшелушить с куска высохшую бересту.
  2. Промыть кусок бересты водой.
  3. Снять несколько верхних слоёв до появления ровного, гладкого слоя, на котором можно рисовать.
  4. Обезжирить бересту ваткой, смоченной в спирте или водке.

Для рисования требуется:

калька или полиэтилен (калька предпочтительнее);

рисунок-образец.

Рисование

  1. Внимательно рассмотреть.
  2. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.
  3. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.
  4. (Лучше обводить ручкой другого цвета, чтобы было видно, что именно обведено, а что нет).
  5. Обвести и раскрасить рисунок черной краской, тушью, акварелью, либо другой краской.

Для изготовления картины понадобятся:
- готовая деревянная рамка;
- лист фанеры, ДВП или ДСП размером с рамку;
- клей ПВА;
- маленький ножичек;
- краски, кисти разной толщины.

Технологическая карта изготовления картины на бересте:

1.Маленьким ножом почисти бересту в тех местах, где будет рисунок. Оставь на бересте несколько наростов, которые можно использовать в композиции рисунка.

2. Обработать спиртом места на бересте, предполагаемых изображения.

3. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.

4. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.

5. Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) нанести общий фон изображений (животные, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, реки оставались нетронутыми.

6.Тонкой кистью, тушью, ручкой прорисовать все маленькие детальки.

Оставить только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

7.Определить источник освещения и с его стороны предметы прорисовать более светлым тоном краски.

8. Внести коррективы в сюжет, дополнить деталями.

Этап 2.

Отслоения на краях бересты можешь убрать с помощью клея ПВА.

Этап 3.
Когда выбран сюжет рисунка, придумана композиция и подобраны цвета, можно начинать рисовать. Только надо помнить, что рисование на бересте ведется постепенно и, только соблюдая все правила, можно получить чудесную картину.

Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) наносится общий фон изображений (церкви, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми.

Пока краска не высохла (на бересте она сохнет долго), с одной стороны изображения наносятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны - матово-голубые. Эти условные введения делают рисунок объемным. На первый взгляд, получается некрасиво и размазано, однако это не должно пугать.

Этап 4.
Этот этап самый трудный, и от него зависит качество всей работы.
Возьми самую тонкую кисть и черной краской наноси почти чертежный рисунок : прорисовываются церкви, дома, окна, заборы… Все маленькие детальки вырисовывай тонкими линиями.
Оставь только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

Этап 5.
Все оттенки снега можно найти в бересте. Подбери колер к более темному оттенку и с разной насыщенностью нарисуй снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же колером сделай тени под домами, нарисуй травинки на фоне темных домов.
Слегка засветлив колер белилами, сделай несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана.

Этап 6.
Все предыдущие этапы работы предусматривают использование того цвета, который мы находим в бересте. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и архитектура органично вписываются в орнамент бересты. Для освещения окон используется светловато-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, малиновый, зеленовато-красно-оранжевый цвета. Это делается для придания картине радости, таинственности.
Затем темно-малиновой, малиновой или светло-малиновой краской нанеси сеточку на окна церквей и прорисуй рамы в окнах домов.

Завершающие работы

Когда работа закончена, необходимо ее еще раз проанализировать и, если есть необходимость, черные наросты на бересте забели краской, которой ты рисовал снег.
Вставь готовую картину в рамку, заклей ее с обратной стороны толстой бумагой или картоном и положи под пресс на 24 часа.

Елена Александровна Горячевских, учитель Угутской СОШ


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы