04.10.2023

Государственная поддержка малого бизнеса в россии. Государственная поддержка малого предпринимательства Государственная поддержка малого бизнеса в сфере производства


Сложившаяся и последние годы ситуация в малом секторе экономики, а также необходимость обеспечения его роста требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства и устранения факторов, сдерживающих его рост и вынуждающих предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики.

Требуется преобразование нормативной правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения эффективного взаимодействия предприятий как между собой, так и с органами власти.

Можно выделить несколько основных причин, по которым государство обязано помогать развитию малых предприятий:

    государству выгодно создать условия для реализации творческого и предпринимательского потенциала населения, поскольку результат существенно превосходит вложения;

    без поддержки государства, само по себе, малого предпринимательства развиться не может.

Несомненно, малые предприятия нуждаются в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране. Среди предложений авторов различных публикаций на эту тему можно отметить следующие:

    необходимость создания максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере малого предпринимательства;

    ускорение процедур, связанных с регистрацией и оформлением сделок субъектов малого предпринимательства;

    создание гарантийных фондов, предоставляющих гарантии кредитным институтам, выдающим кредиты под проекты субъектов малого предпринимательства;

    налоговые льготы для малых предприятий;

    увеличение объемов госзаказов, размещаемых среди малых предприятий на конкурсной основе, и объемов госзаказов реально оплаченных государством.

    Существуют предложения и относительно создания дополнительных стимулов кредитования субъектов малого предпринимательства для кредитных организаций, таких как, например:

    льготное налогообложение банков в части доходов полученных от кредитования проектов малого бизнеса;

    снижение ставок резервирования, для стимулирования интереса к кредитованию реального сектора в целом.

От государства не требуется помощь каждому конкурентному предприятию. Государство должно создать такие правила игры, которые бы стимулировали развитие предпринимательской деятельности, позволяли цивилизованно и грамотно работающим малым предприятиям конкурировать на рынке.

Развитие малого предпринимательства в основном зависит от социально-экономической ситуации в стране, инвестиционного и налогового климата, правовой базы и ряда иных факторов, которые при проведении адекватной государственной политики могут быть изменены в позитивном направлении.

В России создана система поддержки малого предпринимательства: формируется нормативно-правовая база, разворачивается работа по финансово-кредитной и инвестиционной поддержке, реализуются региональные программы, налаживаются межрегиональные и международные контакты. Заключены межправительственные (в рамках СНГ) и международные соглашения по развитию малого предпринимательства. Активизировалась деятельность общественных объединений предпринимателей, проводится подготовка кадров, создается система информационного обеспечения.

Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

    наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;

    учет национальных, региональных и исторических особенностей;

    значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки малого предпринимательства;

    формирование информационной сети;

    организация систематических исследований по проблемам малого предпринимательства;

    существенное улучшение системы учета и государственной статистики малого предпринимательства;

    обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

    организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности сектора малого предпринимательства.

В 87 субъектах РФ (кроме Эвенкийского АО и Чеченской республики) создана сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: 82 фонда, 54 бизнес-инкубатора, 58 региональных агентств, 55 лизинговых компаний, 38 техно-парков, 98 учебно-деловых центров Морозовского проекта, 143 торгово-промышленные палаты, 30 бизнес центров, 110 ассоциаций и союзов, 15 палат ремесел и др.

Совершенно очевидно, что выход из сложившейся ситуации в частном предпринимательстве также немыслим без поддержки предпринимателей политикой правительства. Опыт многих стран свидетельствует о необходимости разработки общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ развития предпринимательства.

Попытки разработать такие программы применительно к малому бизнесу, и в частности к индивидуальным предпринимателям, в прошлом в нашей стране практически не давали результатов. Связано это в первую очередь с тем, что программы были оторваны от прочной экономической базы – реального сектора экономики, а также отечественной науки и предпринимательской культуры.

В соответствии с Федеральным законом № 88-ФЗ от 14.07.95 государственная поддержка малого предпринимательства в РФ осуществляется в соответствии с Федеральной программой, финансируемой из бюджета. Данный Федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства .

Можно отметить, что данный Закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития частного предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Данным Законом предусмотрена государственная поддержка малого предпринимательства, которая направлена осуществление по следующим направлениям:

    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально- технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

    установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

    поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В настоящее время вступила в действие федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2002-2004 годы.

Основные направления Программы:

    нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;

    развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

    реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;

    повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства;

    научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

    взаимодействие со средствами массовой информации в области пропаганды предпринимательской деятельности;

    международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Средства, планируемые Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства к рефинансированию, составляют 40 млн. рублей ежегодно. В 2001 году предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в объеме 90 млн. рублей. Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации – по 80 млн. рублей ежегодно – направляются на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, обеспечение их занятости.

Почти во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства, реализация которых способствует созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. В ряде регионов такие программы являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории.

Однако полностью реализовать эти программы не удается, как правило, из-за отсутствия достаточного финансирования. В основном осуществляются мероприятия по таким направлениям, как совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка кадров. Что касается реализации инвестиционных проектов, создания объектов инфраструктуры, то эти мероприятия выполняются менее чем на треть. Слабая инвестиционная активность малых предприятий объясняется их тяжелым финансовым положением, и, прежде всего, недостатком собственных оборотных средств, а также сложностями с получением банковских кредитов. В 1999 г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 17,9 млрд. руб., или 2,7% общего объема инвестиций по стране. По сравнению с 1998 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 40,8%.

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели, представляющие заявки на выделение кредитных ресурсов в целях финансирования инвестиционных проектов, в основном не имеют собственного обеспечения в виде залога имущества, поэтому большинство коммерческих банков не рассматривает их в качестве потенциальных заемщиков. Из бюджетов субъектов Российской Федерации рискованные инвестиционные проекты также не кредитуются. В связи с этим необходимо изыскивать новые механизмы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий.

Одним из перспективных направлений для субъектов малого бизнеса является решение проблемы гарантийного обеспечения и страхования первоначальных вложений в предпринимательство. Предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым субъектами малого предпринимательства в коммерческих банках, позволяет значительно увеличить количество проектов и программ, получающих государственную поддержку, по сравнению с прямым предоставлением ссуд из государственных источников и вовлечь в финансирование малого бизнеса значительные ресурсы коммерческих банков. Средства для гарантийных обязательств предусматриваются в сумме, которая в 4-5 раз меньше суммы выданных коммерческими банками кредитов.

Еще один способ привлечения кредитных ресурсов – компенсация части процентных ставок (особенно на начальном этапе реализации проекта, когда еще не начался возврат средств), что также расширяет число получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к коммерческим кредитам.

В настоящее время около 40 регионов в той или иной степени пытаются внедрить механизм выдачи гарантий при инвестировании проектов и их страховании. В настоящее время рассматривается вопрос о создании республиканского гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства. Одной из важнейших составляющих имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является лизинг. Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, можно уже говорить о начале этого процесса в регионах страны. Значительная часть лизинговых компаний осуществляет деятельность за счет собственных средств.

Важный резерв привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства – развитие обществ взаимного кредитования (ОВК) или взаимного страхования. Они создаются для целей кредитования субъектов малого предпринимательства, учредителями которых становятся эти же предприятия и индивидуальные предприниматели. Такие организации необходимо всячески поддерживать, в том числе путем предоставления льгот, так как они могут в перспективе снять нагрузку с бюджетов всех уровней по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства.

Фактором, сдерживающим создание кредитных кооперативов (союзов), является отсутствие специального законодательства о кредитных потребительских кооперативах граждан. В настоящее время в Российской Федерации уже работают более 700 таких обществ. Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать их, но нужны еще правовые акты, позволяющие более целенаправленно использовать этот механизм.

Один из методов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей – софинансирование, при котором риски делятся между участниками кредитуемого проекта. Если один из участников может предложить более дешевые ресурсы хотя бы в ограниченном объеме, то недостающие средства можно привлечь из других, более дорогих источников.

Все большее распространение получает механизм микрокредитования малого предпринимательства. Оно практикуется в 30 субъектах Российской Федерации. Одним из перспективных источников средств для развития предпринимательства может стать привлечение венчурного (рискового) капитала. В настоящее время насчитывается свыше 10 венчурных фондов, работающих в области инновационного предпринимательства. В качестве примера можно привести финансирование проекта ЗАО «Котодел» (г. Воронеж).

Еще не нашел широкого применения и такой перспективный финансовый механизм, как франчайзинг. В упрощенном виде франчайзинг предполагает использование торговой марки крупной фирмы для развития малого предприятия. Аналогичные элементы франчайзинга используются региональным представительством системы фотоуслуг «Кодак-экспресс» во многих регионах Российской Федерации.

Однако финансово-кредитные механизмы, связанные с выдачей гарантий, страхованием проектов, франчайзингом, венчурным финансированием, взаимным кредитованием, софинансированием, микрокредитованием, не имеют нормативно-правовой базы на федеральном уровне.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать их эффективному использованию. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.

Основные мероприятия по созданию эффективной кредитно-финансовой системы, распространению финансовых технологий направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, лизинга, франчайзинга и других кредитно-финансовых механизмов, и их практическое внедрение. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию финансирования малых предприятий.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства, охватывающей региональные и муниципальные фонды поддержки, повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития малого предпринимательства.

Для расширения имущественной поддержки малых предприятии необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных государственных предприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого предпринимательства.

Одной из приоритетных задач является повышение занятости и снижение уровня безработицы населения, особенно в проблемных муниципальных образованьях, остро переживающих последствия экономической трансформации. Реализация этой задачи предполагает подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; развитие Институтов повышения квалификации и переподготовки кадров; разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.

Серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешний рынок.

Задачей Программы по сохранению научно-технического потенциала страны, повышению инновационной активности малых предприятий является создание инновационной инфраструктуры на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции. Программа предусматривает также развитие средств информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием Интернет-ресурсов.

В задачи международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства включены разработка и реализация программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ в рамках соглашений между MAП России и министерствами и ведомствами зарубежных стран, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и структурами государственной поддержки малого предпринимательства зарубежных стран; участие в подготовке и реализации международных проектов технического содействия малому предпринимательству в РФ, в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

Параллельно с этим будет осуществляться реализация мероприятий по практическому внедрению прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней.

В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн., обеспечив при этом источниками доходов до 30 млн. человек. Предполагается, что по завершении мероприятий Программы общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12 процентов.

Однако до сих пор на практике индивидуальные предприниматели сталкиваются с такими проблемами, которые существенно мешают их развитию или приводят к банкротству. Запланированные мероприятия выполняются медленно и не в полном объеме. Зачастую государственная поддержка на местном уровне оказывается единичным случаем.

Можно выделить основные этапы развития малого предпринимательства в ближайшие годы.

2002г. – создание финансовой базы расширенного воспроизводства путем построения каналов предложения заемного капитала в денежной форме под поручительство ликвидного государственного имущества (имущественных прав), расширения спектра кредитно-финансового обслуживания в зависимости от особенностей малого предприятия (соответствия его целей объявленным государственным приоритетам, соотношению доходности – риска инвестиций и др.).

2003г. – расширение инвестиционного спроса за счет обновления производственного аппарата, усиления кооперационных хозяйственных связей внутри сектора, создания «центров инновационных технологий» для реструктуризации и институциональных преобразований крупных предприятий, отраслей, хозяйственных комплексов (территорий).

2004г . – выход на траекторию устойчивого экономического роста по основным показателям (объем продаж, налоговая база, производительность труда, рост доходов).

Прогнозируемое в 2001-2004гг. снижение количества малых предприятий в промышленности и строительстве и их увеличение в торговле будет сопровождаться увеличением среднесписочной численности работников на предприятиях промышленности, торговли и строительства. При условии сохранения наметившихся тенденций к концу 2004г. среднесписочная численность работников малых предприятий промышленности вырастет до 1461 тыс. человек в торговле и строительстве соответственно до 2520 тыс. человек и 1448 тыс. человек Среднесписочная численность работников малых предприятий в течение 2001-2004гг. будет также возрастать и в 2004г. составит 7278 тыс. человек

Заметное превышение темпов прогнозируемого увеличения среднесписочной численности работниками над темпами роста числа малых предприятий и снижения числа малых предприятий в промышленности и строительстве найдет отражение в дальнейшем увеличении числа занятых в расчете на одно малое предприятие и, следовательно, укрупнении малых предприятий по числу занятых.

По прогнозным оценкам доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП России составит в целом по стране 10-12%, в фактических ценах по всем видам деятельности в размере 754 млрд. руб. в 2001г., 912 млрд. руб. в 2002г. и 1281 млрд. руб. в 2004г.

В соответствии с пессимистическим вариантом прогноза в 2002 г. число малых предприятий, по сравнению с 2001г., уменьшится на 2%. К концу 2004г. число малых предприятий в этом случае не превысит 876 тыс.

В результате осуществления этих программ количество зарегистрированных малых предприятий должно, по мнению авторов программы, превысить 1 млн. Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения или около 14,5 млн. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целей необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а занятости в малом секторе - на уровне 8% в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет на 14 - 15%.

Приоритеты в развитии малого предпринимательства и основные стратегические меры по его государственной поддержке на среднесрочную перспективу будут отражены в Концепции развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2010 г., которую в настоящее время МАП России разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями предпринимателей.


Это источник рабочих мест, способствующий развитию определенного региона и росту конкуренции на рынке. Но такому предприятию нужна помощь, чтобы оставаться на плаву до получения первых прибылей.

Поддержка малого бизнеса и предпринимательства – совокупность мер по созданию оптимальных условий для развития и стабилизации небольших предприятий. Она включает в себя не только денежную помощь, но и ряд других мероприятий.

Существуют федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Реализуемые в федеральной программе мероприятия и требования определяет приказ Минэкономразвития России на определенный год.

Приказ создается на основе законодательства РФ, в частности, на основе Федерального закона №209-ФЗ , постановлений Правительства РФ.

Федеральная программа действует на всей территории России, также она является образцом для создания региональных программ для каждого субъекта РФ. Региональный план создается в среднем на 5 лет.

Какие формы поддержки малого бизнеса существуют в России

  1. Субсидирование;
  2. Обучение;
  3. Предоставление льготных кредитов;
  4. Бесплатное участие в выставках и ярмарках;
  5. Бесплатные консультации;
  6. Аренда помещений и земли.

Обучение

Региональные Фонды по развитию бизнеса организуют лекции, тренинги, собрания по основам предпринимательства. На занятия по предварительной записи может прийти любой желающий.

Лекции ориентированы для начинающих предпринимателей, в них освещаются основные вопросы планирования, налогообложения, уделяется внимание способам расширения дела, привлечения покупателей и другим актуальным темам.

Участие в выставках и ярмарках

Одним из направлений планов по развитию бизнеса является организация выставок продукции и ярмарок в различных регионах России.

Консультирование специалистов

Консультативная господдержка оказывается на базе центров занятости , подразделений Федеральной налоговой службы, фондов по развитию бизнеса.

Специалисты отвечают на вопросы по налогообложению, бухгалтерскому учету, планированию деятельности, рассказывают про возможности получения других видов государственной помощи.

Льготное кредитование

Вопросы льготного кредитования оговорены в Федеральном законе №209-ФЗ . Кредиты предоставляются АО «МСП Банк», банками-партнерами и другими организациями.


Перед обращением в банк необходимо стать субъектом малого или среднего предпринимательства, правильно определить вид запрашиваемых услуг (микрозайм, кредит, лизинговые услуги и др.) и обратиться в региональный банк-партнер или в организацию инфраструктуры поддержки с пакетом документов.

Документы собираются в соответствии с требованиями той организации, у которой запрашивается кредит. После подачи документов банк проверяет соответствие организации критериям отбора и выносит решение о предоставлении кредита.

Кредиты не предоставляются следующим организациям:

  • страховым компаниям, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, ломбардам, биржевым брокерам;
  • представителям игорного бизнеса;
  • предприятиям, осуществляющим продажу или производство подакцизных товаров, указанных в статье 181 Налогового кодекса РФ;
  • предприятиям, добывающим полезные ископаемые;
  • нерезидентам РФ.

Аренда помещений и земли

После получения денег необходимо ежемесячно представлять отчет о потраченных средствах. Деньги нужно израсходовать в течение года, иначе остаток придется вернуть. Подробнее о госпрограммах в конкретном субъекте РФ можно узнать на сайтах своего региона.


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….

1. Государственная поддержка малого предпринимательства в России…………………………

2. Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...


ВВЕДЕНИЕ

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.


Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

В последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства , особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

В свою очередь развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Актуальность темы работы состоит в рассмотрении вопросов эффективной поддержки малого предпринимательства.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Другим направлением государственной поддержки является выделение ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ поддержки малого предпринимательства . При этом, следует отметить, что государственная поддержка развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых программ . Так, в целях поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере .

Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний .

Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции .

Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.

Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя:

· прямое финансовое субсидирование

· льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов

· передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора

· обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР

· участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании

· формирование и регулирование рынка труда

· частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами

· предоставление выгодных региональных госзаказов

· упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций

· юридический и экономический консалтинг

· содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики

· обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.

· содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства .

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников.

В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета .

Важным документом, направленным на стимулирование предпринимательства, является Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса».

Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности. Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками , которые привлечены к учредительству центров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изучения основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства, следует сделать следующие выводы.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» принят десять лет назад - 14 июня 1995 г. Практика его применения показала, что необходимо более четко сформулировать полномочия органов местного самоуправления по управлению развитием малого предпринимательства в регионах РФ, определив его функции по разработке и проведению государственной политики в сфере малого бизнеса. Образование самостоятельного органа власти, осуществляющего координацию деятельности по развитию предпринимательства и созданию его инфраструктуры, что позволит сосредоточить внимание на этом важном участке рыночной экономики.

Однако результаты анализа, проведенные в работе свидетельствуют, что он не в полной мере осуществляется финансовое обеспечение федеральной политики в этом деле и плохо выполняет функции заказчика Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Причин тут немало. Одна из них - в последние три года на эти цели практически не выделяются средства из федерального бюджета и других источников, в частности, от продажи государственного имущества на конкурсах и аукционах.

Государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50%. В соответствии со ст. 118 ГК РФ имущество, переданное его учредителями, является собственностью фонда и используется для целей, определенных в уставе.

Фонды имеют право на предоставление субъектам малого Предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Основные задачи Фондов обозначены в п. 3 ст. 8 Закона от 01.01.01 г. Они довольно масштабны и требуют создания специальных хозяйственных обществ, поскольку здесь, как и во многих других случаях, необходимо осуществление предпринимательской деятельности. Возложение ее на некоммерческую организацию в большом объеме и по многим направлениям противоречит самой природе такой организации. Поскольку подавляющее число задач фондов сопряжено с осуществлением постоянной предпринимательской деятельности, постольку федеральный орган исполнительной власти по управлению малым предпринимательством должен иметь для исполнения своих полномочий широкую сеть государственных и иных коммерческих организаций . Подобным же образом в регионах должно строиться взаимодействие между государств енными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными, муниципальными и другими коммерческими организациями, в которых имеется государственное и муниципальное участие.

Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями должны стать их союзы (ассоциации). Созданные как общественные объединения , они могли бы обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на местах, добросовестной конкуренции, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Необходимо осуществлять реальную государственную поддержку союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства (предоставление помещений и средств связи на льготных условиях, привлечение к разработке проектов законов и иных правовых актов и т. д.).

Необходимо повсеместно создавать Советы по развитию малого предпринимательства, передав им ряд функций, которые сейчас возложены на фонды поддержки малого предпринимательства. На эти органы должны возлагаться функции управления организацией и координацией научных исследований, подготовкой и переподготовкой научных кадров в области малого предпринимательства, организацией сбора и обработкой правовой, патентно - лицензионной и иной информации и т. д. Вовлечение самих субъектов малого предпринимательства, их союзов и ассоциаций, возложение ряда государственных функций на Советы по развитию малого предпринимательства позволило бы постепенно осуществить переход от бюджетного финансирования к самофинансированию и саморазвитию.

В связи с реализацией одобренной Правительством РФ Концепции управления государственным имуществом и приватизации следовало бы осуществить инвентаризацию государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых доли (акции) принадлежат Российской Федерации, ее субъектам и которые имеют отношение к деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Необходимо разработать комплекс мероприятий по созданию на базе неиспользуемого излишнего государственного и муниципального имущества, незавершенного строительства сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес - инкубаторов, производственно - технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. В государственных программах среднесрочного и краткосрочного развития экономики России совместно с органом развития малого предпринимательства следует определять ориентиры развития малых предприятий, предполагаемые источники их финансирования.

Целесообразно резервировать для субъектов малого предпринимательства определенную долю заказов на производство и поставку продукции (товаров) и услуг для государственных нужд. Следует установить порядок их участия в размещении государственных заказов . Для повышения эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и осуществления названного и других требований Закона от 01.01.01 г. необходимо иметь полный реестр малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по всей России с учетом федеральных правил и норм законодательства субъектов Российской Федерации. Последние вправе в соответствии со своими полномочиями решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, принимая дополнительные меры за счет собственных ресурсов.

Принятие Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» заставляет по-новому взглянуть на проблему участия в этой сфере субъектов малого предпринимательства. Думается, заслуживает обсуждения вопрос о предоставлении иностранным инвесторам определенных налоговых льгот при создании и участии малых предприятий в определенных перспективных отраслях экономики, лизинговых компаниях. Подобный вариант правового регулирования иностранных инвестиций в экономику России является более предпочтительным, чем выступление ФФПМП в качестве гаранта по целевым иностранным кредитам , предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства.

В обновленной редакции Закона от 01.01.01 г. желательно конкретизировать нормы федеральных законов об акционерных обществах , обществах с ограниченной ответственностью , установив особенности внесения иностранными инвесторами вкладов в уставные капиталы малых предприятий, порядка выхода иностранного участника из общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества , их реорганизации и ликвидации. При установлении определенных гарантий для иностранных инвесторов организационно - правовая форма малого предприятия получит для них достаточную экономическую привлекательность.

Рассматривая направления взаимодействие органов местного самоуправления Кировской области и субъектов малого предпринимательства, необходима координация работы по подготовке предложений и проектов законодательных актов и иных нормативных документов по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства области, обеспечение согласованных действий региональных представительств и структур федеральных органов, региональных и местных органов власти в вопросах устранения административных барьеров при развитии предпринимательства, разработка мероприятий и механизмов устранения административных барьеров.

Целесообразно проводить анализ деятельность органов и ведомств , взаимодействующих с предпринимательскими структурами по вопросам устранения административных барьеров при развитии предпринимательства на территории Кировской области.

Взаимодействующим с предпринимателями органам местного самоуправления заслушивать отчеты руководителей органов и организаций, деятельность которых создает административные барьеры при развитии предпринимательства; запрашивать и получать от организаций, действующих на территории области, органов местного самоуправления необходимую для ее деятельности информацию, материалы и документы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4.06.1995

2. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на годы. - М., 2002.

3. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист№4.-С. 45-54

4. Блинов предпринимательство: Теория и практика: Учеб. / - М.: ИТК "Дашков и К", 20с.

5. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит№1 .-С.15-21.

6. Высоков бизнес: made in Russia. - Ростов-на-Дону, 2003.

7. , Горенбург предпринимательство и бизнес-коммуникации. – СПб: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2003.

8. Местные власти - стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. -2003. - №3. - С. 56-60.

9. О государственной поддержке малого бизнеса в России // ЭкономистN8.-С. 45-51

10. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. . - Ростов н/Д: Март, 20с.

11. Предпринимательство: Учеб. / Лапуста, М. Г., Поршнев, А. Г., Старостин, Ю. Л., Скамай, Л. Г. - М.: Инфра-М, 20с.

12. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь№34 . - С.1-3.

13. Рагимов проблемы развития малого предпринимательства в России // Финансы№11.-С. 46-48

14. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / // Экономист№10.-С. 75-81

15. , Крутш бизнес и инфраструктура. Учебное пособие / Под научной ред. - СПб., Изд-во СПб УЭФ, 20с.

16. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики.- 2001. - №4.-С. 65-83


Вернуться назад на

Государственная поддержка малого предпринимательства - это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса. К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней. О том, какие виды государственной поддержки малого предпринимательства существуют и как их получить, поговорим в этой статье.

Государственная поддержка малого предпринимательства - это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

Субсидирование,

Обучение,

Организация выставочно-ярмарочной деятельности,

Бесплатные консультации узкопрофильных специалистов,

Предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности:

1. Обучение. В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать. Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно. На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.

2. Организация выставок и ярмарок. Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки - это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.

3. Консультирование. На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства, оказываются на бесплатной основе.

4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства). Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой - на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство. В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи. Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч. уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона. В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

5. Предоставление помещений и земельных участков. Конечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, - зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем. Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть. Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план - именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет. Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов. Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности - оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений. Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож.

Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии:

1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.

2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).

3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то, что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.

4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги - но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.

5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.

6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.

7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.

8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы