10.03.2020

Название вечера посвященного дню матери. Сценарий к мероприятиям


Книга: Конспект лекций Этика

Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания в педагогическом наследии возрождения и просвещения

Значительный шаг вперед в развитии представлений о сущности, цели, принципы и методы нравственного воспитания и самовоспитания был сделан рядом представителей педагогической мысли. Выдающееся место среди них занимает Я. А. Коменский (1592 - 1670). Великий чешский педагог и мыслитель принадлежит к той исторической эпохи, в рамках которой происходил коренной перелом всех социальных и духовных установлений средневековья. Во все сферы жизни общества активно проникал буржуазный строй. Коменский первый из деятелей Возрождения попытался вычленить и свести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. В мировоззрении ученого доминируют идеи прогресса и гуманизма, что нашло свое відовраження в его педагогических сочинениях, где он ставил задачу дать детям целостную картину мира, определить место в нем человека.

Я. А. Коменский первым из педагогов обосновал принцип природосообразности в воспитании. Следуя традиции таких великих предшественников Возрождения, как Рабле и Монтень, он рассматривал человека как автономную естественную систему со свойственными ей закономерностями. Учет последних необходимо в процессе формирования нравственной личности. Считая, что природа «микрокосма» человеческого существа обладает самодеятельной и саморушійною силой, фи-философии-гуманист сформировал как закономерность воспитания принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира.

Старая система воспитания, которую Коменский кардинально реформировал, выходила из положения о решающую роль в формировании личности внешних обстоятельств. Иначе говоря, воля, активность, умственный потенциал личности подлежали законам указанных обстоятельств. За Коменский же, воспитательный процесс невозможен без учета воли и деятельности воспитанника как составляющих данного процесса.

В духе гуманистических идей Возрождения Коменский провозглашает естественное равенство людей. Общество должно быть заинтересовано в как можно полном умственном и нравственном развитии своих членов, что принесет ему несомненную пользу. Поскольку это развитие философ рассматривал как соответствующий идеалам добра и общественной пользы, особое внимание он уделял нравственному воспитанию. Главу XXIII («Метод обычаев») своей основной работе «Великая дидактика» Я. А. Коменский начинает такими словами: «Все предыдущее не такое существенное по сравнению с главным - нравственностью и благочестием» (гуманизмом.- Авт.) ". В названной главе педагог-реформатор формулирует шестнадцать правил искусства развивать нравственность.

Ряд этих правил заключает идеи, высказанные мыслителями прошлого. Прежде всего это правила о прививание всех без исключения добродетелей юному поколению: умеренности, мужества, справедливости, искренности и выносливости в труде, честности. Важным условием формирования нравственной личности Коменский считал воспитание у нее привычки к труду. Последнее может осуществляться даже в забавах. Отдельно сформулировано правило, которое касается значения личного примера в нравственном воспитании. «Пусть,- писал Ко-менский,- постоянно сияют перед нами примеры порядочного жизнь отцов, матерей, учителей, товарищей» ".

Все эти идеи не потеряли своего значения и сегодня. Некоторые из них определяют развитие системы принципов нравственного воспитания уже на протяжении более трех веков. Мысль о преобразующую роль воспитания, демократизм и гуманизм гражданской позиции Я. А. Йєменського продолжают вызывать интерес исследователей к его теоретического наследия.

После победы буржуазной революции середины XVII в. в Англии возникла необходимость выработать новый подход к вопросам, связанным с формированием личности. Речь идет прежде всего о факторах формирования личности, о роли воспитания, его цели и задачи, чему и был посвящен трактат Джона Локка (1632-1704) «Мысли о воспитании».

Как и все философы-гуманисты прошлого, Локк высоко оценивал роль воспитания в жизни людей. Именно оно, по мнению английского философа, и создает значительные различия между людьми. Так, на первой же странице трактата высказывается положение о том, что «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть,- добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию» 2.

Так же, как и Я. А. Коменский, но на основе собственного опыта многолетней практической педагогической работы Локк ставит вопрос о необходимости выработки в процессе воспитания ребенка внутренних стимулов, определяющих содержание ее поведения, нравственных чувств и представлений. В трактате указывается на значение опыта нравственного воспитания ребенка, что предполагает повторения (упражнения), с целью превращения ее в привычку, действие, независимое «от памяти или рассуждения». Впервые в истории этической мысли, формулируя задачи воспитания, Локк высказывает идею целесообразности создания воспитателем жизненных воспитывающих ситуаций. Впоследствии эта идея была разработана в романе Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762).

В трактате Локка нашла свое обоснование и мнение о важности учета возрастных, а также индивидуальных особенностей детей, что рассматривалось как непременное условие воспитания. Сам процесс воспитания виделся как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, поскольку способности, внутренние силы детей могут проявиться только при условии их самодеятельности, за создание воспитателем атмосферы, в которой дети смогут показать, «что они свободны, что их добрые поступки исходят от них самих, что они самостоятельные и независимые...» 1 в Связи с Локком, учета возрастных и индивидуальных качеств воспитанников должно обязательно дополняться уважительным к ним отношением; требования следует ставить посильные, согласно возраста и уровня понимания. «Самый простой и легкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения,- считал философ,- заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать» 2. Таким образом, идея наглядности обучения, впервые выдвинутая Я. А. Коменским, была применена Д. Локком и в сфере нравственного воспитания.

Размышляя над проблемой воспитания личности, автор трактата указывает еще на одно важное условие нравственного воспитания - личные качества воспитателя должны обязательно соответствовать педагогическим требованиям, их ставят воспитатели до своих воспитанников.

Необходимым моментом формирования личности Д. Локк считал обучения наукам, однако отодвигал по степени важности данный процесс на второй план, рассматривая такое обучение как вспомогательное средство для развития более значимых для жизни общества гражданских качеств личности, формирование которых и составляет главную задачу воспитания.

Признав исходным тезисом том, что принципы системы воспитания личности находятся в прямой зависимости от общественного строя, Же. Ж. Руссо (1712-1778) требовал радикального преобразования и системы воспитания, и устройства общества. Впервые свои взгляды на сущность нравственного воспитания выдающийся представитель эпохи Просвещения изложил в трактате «Проект воспитания де Сент-Мари». Нравственное воспитание автор считал главнейшей и первоочередной педагогической задачей: «...сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в котором назвал их» 3. В «Письмах о морали» (1758) Руссогуманіст предлагал осуществлять воспитание соответственно к естественной, по его мнению, доброты человека.

В романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1758) философ указывал на важность формирования человеческих чувств индивида на принципах гуманизма, бережного отношения к природе. Главная педагогический труд Руссо «Эмиль, или О воспитании» вышла в 1762 г. Критикуя нещадно теорию и практику воспитания и обучения эпохи феодализма, автор показал их антигуманный характер в семьях привилегированных сословий. Так, отдача ребенка под надзор гувернера или в школу-пансионат разрушало семейные связи, чем наносило непоправимый моральный вред многим поколениям.

Автор «Эмиля...» выделял три основных фактора воспитания, которые действуют на ребенка: природу («воспитание со стороны природы»), людей («воспитание со стороны людей») и вещи («воспитание со стороны вещей»). В задачи воспитания входит согласование действий указанных факторов. Руссо считал необходимым «естественное воспитание», имея в виду организованное на лоне природы формирования ребенка в соответствии с его способностей и возраста. По мнению Руссо, нет орудия более эффективного, которое быстрее всего ведет к успеху в воспитании, чем «правильно направленная свобода». Естественное воспитание, с одной стороны, должен учитывать склонности и потребности ребенка, с другой - не выпускать из поля зрения подготовку воспитанника к выполнению общественных обязанностей. Потребность самовоспитания должно стать внутренней движущей силой воспитательного проце1 су. «Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко...» "

Ж. Ж. Руссо выдвинул довольно последовательную программу педагогических мероприятий, выполнение которой призвано было привести к формированию настоящего гражданина, свободного, такого, что имеет собственные независимые суждения. Поскольку достичь независимости человек может, согласно Руссо, прежде всего собственным трудом, последняя выступает и средством, и целью воспитания. Таким образом, программа формирования личности, выдвинутая Ж. Ж. Руссо, кроме умственного, физического и трудового воспитания, предусматривала воспитание нравственное, формирование сердца» как фундамента «нулевого цикла» программы.

Швейцарский педагог-демократ И. Г. Песталоцци (1746-1827) значительное внимание уделил развитию идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо о нравственном воспитании. Так, он считал, что процесс формирования личности, который начинается в семье, должно продолжаться и совершенствоваться в школе. Стержнем этого процесса является самое простое нравственное чувство--любовь ребенка к матери, ее «естественной воспитательницы». В дальнейшем это чувство, по мнению Песталоцци, осознается ребенком и переносится на родственников, потом на учителя и товарищей по школе. Моральная личность переносит это чувство на свой народ и все человечество.

Опираясь на свои наблюдения во время работы с детьми в учебно-воспитательных учреждениях, педагог-новатор впервые выдвинул идею об использовании детского общества как ведущего фактора нравственного развития. Именно Пес-талоцці принадлежит формулировка принципа единства обучения и нравственного воспитания, который он пытался воплотить в систему «морального элементарного воспитания». Последнее, по его мнению, имеет целью «правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимый ей для обеспечения самостоятельности моральных суждений и привитие ему определенных нравственных навыков» ". Как таковое оно представляет собой одну из составных частей основы профессиональной подготовки молодого поколения.

Таким образом, в истории философской мысли и педагогическому наследию прошлого есть немало ценных в методологическом смысле положений, суть которых определила направленность и современных исследований в области нравственного воспитания. Прежде всего, это положение о единстве нравственного воспитания и самосовершенствования, нравственного, трудового и эстетического воспитания, чувственного и рационального в воспитательном процессе, о взаимосвязи индивидуального и «общественного» подходов в решении проблем формирования нравственной личности, о роли социальной среды в развитии личности. В конце концов, были сделаны весьма плодотворные попытки обобщения практики нравственного воспитания с выделением системы его принципов.

1. Конспект лекций Этика
2. РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика как философская теория нравственности
3. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
4. Актуальные проблемы этики и их значение для решения общечеловеческих проблем
5. РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ
6. Периодизация истории этики
7. Периодизация истории этики (продолжение)
8. Этическая проблематика марксистской философы
9. Основные линии развития отечественной этической мысли
10. Типологизация этической мысли
11.

1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

· трудолюбие;

· творческое отношение к труду;

· высокая культура поведения.

В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:

работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

1.4. От воспитания к самовоспитанию.

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

1.5. Как работать над собой.

А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.

Как работать над собой.

1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни.

Мой нравственный идеал.

1. Девиз жизни.

2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.

3. Что люблю в людях и что ненавижу.

4. Духовные ценности человека.

2-й этап. Познай самого себя.

Какой я есть.

1. Мои достоинства.

2. Мои недостатки.

3. Мои интересы и увлечения.

4. Цель моей жизни.

5. Отношение к учебе.

6. Отношение к труду.

7. Отношение к людям.

Объективная самооценка.

3-й этап. Определи программу самовоспитания.

Каким я должен стать.

1. Требование ко мне родителей и учителей.

2. Требования ко мне товарищей, коллектива.

3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания.

4-й этап. Создать свой образ жизни.

1. Распорядок дня.

2. Бережное отношение ко времени.

3. Гигиена труда и отдыха.

4. Правила жизни.

5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

Тренировки, упражнения.

1. Самообязательства.

2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.

3. Самоубеждение.

4. Самопринуждение.

5. Самообладание.

6. Самоприказ.

6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

Самоконтроль.

1. Самоанализ и самооценка

работы над собой.

2. Самопоощрение или самонаказание.

3. Совершенствование программы самовоспитания.

1.6. Идеал личности.

а) Человек

· гуманист

· демократ

· труженик

· интеллигент

· творческая личность

· оптимист

· борец за социальную справедливость

б) Качества мужчины

· привлекательность

· верность

· мужественность

· мастеровитость

· деликатность

· взаимопонимание

в) Качества гражданина

· коллективизм

· интернационализм

· патриотизм

· национальная честь и достоинство

· совесть

· мужество

· ответственность

г) Качество женщины

· обаятельность

· верность

· женственность

· хозяйственность

· уступчивость

· взаимопонимание

д) Черты специалиста

· профессиональная компетентность

· высокая работоспособность

· организованность и деловитость

· деловое сотрудничество и самодисциплина

· требовательность к себе и другим

· культура труда и бережливость

· потребность к самообразованию,

· в самосовершенствовании.

1.7. Материалы по самопознанию школьника.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Пути самопознания

1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

· если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


2. Специальная часть

Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.

Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.

2.1. Интервью с классными руководителями

Классным руководителям были заданы следующие вопросы:

1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?

2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?

3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?

После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих наыков поведения.

Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания.

Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой следующие задачи:

1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.

Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:

1. Что в человеке главное?

2. Что мы знаем о себе?

3. Кто добивается цели?

4. Сотвори себя сам.

5. Как создавать характер?

6. О привычках полезных и вредных.

7. Как преодолеть свои недостатки?

8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.

9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?

10. Что такое самовоспитание?

11. Можно ли изменить свой характер?

12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

13. Как создавать характер?

14. Принципиальность и равнодушие.

15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.

Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно чаще.

Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.

В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.

Собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя. Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:

1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

2. Подвиг – мгновение или жизнь?

3. В чем красота человека?

4. Кто оставляет добрый след в жизни?

5. Всякое ли дело может быть интересным?

6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

7. Как стать интересным человеком?

8. Какого человека можно назвать красивым?

9. Хочу и надо.

10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

11. В человеке все должно быть прекрасно.

Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.

На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

Вопросы могут быть такого характера:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

1. Твой внешний вид.

2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?).

3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).

4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).

5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.

Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Учительница Кустова А.П. после диспута “В человеке все должно быть прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:

1. Бросить жаргонные слова.

2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.

3. Приучить себя к хорошим манерам.

4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.

5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами; мы и сами можем стать волшебниками среди людей.

6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и друзьям

7. Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.

Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности.

Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.

Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, по моему мнению, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.

Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Молодые классные руководители, имеющие небольшой опыт работы, используют схему самоанализа, предложенную В.Б. Бондаревским:

1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай, что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.

2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу. Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся представить, как поведет себя в них каждый ученик твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.

После интервью с классными руководителями я сделала для себя выводы, что в школе №3 города Полярные Зори проблемам самовоспитания уделяется большое внимание. Учителя разрабатывают свои программы организации самовоспитания, проводят всевозможные мероприятия. Они стараются научить ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить конкретные задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.

2.2. Анкетирование

Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные руководители я провела анкетирование в 9“А” классе школы №3 города Полярные Зори. Анкетирование помогло мне увидеть уровень самовоспитания у этих ребят.

Анализ анкет, которые были предложены учащимся 9 класса свидетельствуют о том, что старшие подростки стараются серьезнее всматриваться в себя, склонны более критично относиться к своим недостаткам. И главная заслуга этого, на мой взгляд, - систематическая работа классного руководителя по формированию потребности в самовоспитании.

Анкета

1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?

2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в настоящее время?

3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?

4. Как ты стремишься их преодолеть?

5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над собой?

Анализ анкет

Анализ результатов анкет, которые были предложены учащимся позволяет сделать некоторые выводы.

На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:

1. За верность в дружбе, доброту;

2. За чувство юмора;

3. За активность;

4. За честность;

5. За целеустремленность.

Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:

1. Силу воли;

2. Усидчивость;

3. Храбрость;

5. Трудолюбие;

6. Стойкость.

7. “Хочу стать более серьезным”;

8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту”.

Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:

2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;

3. Доверчивость;

4. Неустойчивость характера;

5. Вспыльчивость;

6. Упрямство.

Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.

На вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают, как это сделать”, “никак”, “как нибудь”.

Эти данные показывают что все ученики стараются анализировать свой характер, свою деятетельность, поведение. Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует объяснить, что только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.

Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.

А в остальном, без сомнения, видна кропотливая работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера.


Заключение

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


Список используемой литературы

1. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992

2. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986

3. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

4. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990

5. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983

6. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1987


Приложение


Возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача воспитателя. Исследование темы «Роль воспитания в социализации учащихся начального профессионального образования» позволяет подтвердить гипотезу, поставленную во введении данной работы, социализация личности будет проходить более продуктивно при условиях: управления процессом социализации целенаправленной организации...

Каждом рисунке испытуемых присутствует как минимум два человека. Заключение Целью данного исследования было: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников в условиях временного коллектива. Мы предположили, что здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками...

Систему межличностных и деловых отношений в классе. 1.4 Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников. Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект общения. В процессе учебной...

Развивать чувство личности. Включение индивида в активную социально-психологическую деятельность (общение, учебная деятельность, труд) является одним из условий формирования личности подростка, обуславливающим его дальнейшее поведение и профессиональный выбор. Этап П. Диагностика личностной направленности. Исследование личностной направленности подростков осуществлялось на основе методики ДДО (...

Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании.
Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач.

Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей.

В современной психологии самовоспитание рассматривается как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя к личности, выработки человеком в себе таких качеств, которые являются желательными. Педагогической наукой самовоспитания определяется систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку в себе желаемых физических, умственных, нравственных, эстетических качеств, положительных черт воли и характера, устранения негативных привычек. Цели и задачи самовоспитания оговариваются требованиями общества и духовными потребностями конкретной личности, ее стремлением к самореализации в жизни.

Методы самопознания и нравственного самовоспитания

Одним из важнейших методов самовоспитания является само­критика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нрав­ственных отношений, в жизнедея­тельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее тре­бование действенности самокритики – учет собственного дос­то­инства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя.

Профессия и обстоятельства жизни требуют и таких ме­тодов самовоспитания аудиторов, как самоограничение и самоотказ, самообя­зательство и др. Самообязательство, в частности, широко приме­няется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Обязательства и самообяза­тельства возникают у аудитора после подписания молодым специалистом контракта с фирмой. Этот торжественный акт оставляет в сознании молодого человека глубокий след и навсегда сохра­няется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни.

Некоторые люди для выработки власти над собой при­меняют метод переключения. Метод этот заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.

Положительное влияние на процесс нравственного самовос­питания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может по­влечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредован­ным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).

При выполнении сложных задач, требующих больших воле­вых усилий, может применяться самоприказ. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Воздействие само­приказа основано на силе словесного раздражителя. Использова­ние этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положи­тельных качеств студенты и молодые специалисты составляют личные правила самовоспитания. Такие правила могут носить характер девиза. Например: «каждая секунда на учете, каждая минута – для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в работе»; «дал слово – под­тверди делом» и др. Нередко личный план вырастает в программу само­воспитания, в которой ставятся конкретные задачи нрав­ственного самовоспитания на определенный период. Такую про­грамму имеют многие молодые люди. Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа само­вос­питания прини­мает коллективный характер. Программа предусматривает озна­комление с теорией и методикой самовоспитания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетает­ся с текущими и перспективными планами профессиональной деятельности и охватывает все стороны жизнедеятельности молодых специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требова­ниям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведе­ния тренингов и упражнений. Одна из основных сторон этой работы по нравственному самовоспитанию - выработка стремления выполнять зада­ния только с высоким качеством, развитие навыков скрупулезно­го соблюдения после­довательности в действиях и взыскательности к себе.

В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напомина­ет себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоин­структирование, в детальное «проигрывание» предстоящей опера­ции и способов ее осуществления.

Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может поя­виться сомнение в их целесооб­разности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В про­цессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкреп­ляющие целесообразность предвари­тельного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, по­ступков.

Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно постав­ленное самовнушение. Само­внушаемость – нормальное свойство человеческой психики. Основой ее является нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относи­тельно первой.

Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Очень важно отбирать вну­шаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным – это зна­чит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе – это уже начало успеха.

В целом, как видим, методы и приемы нравственного само­воспитания охватывают все духовные и физические проявления человека – его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущ­ность действительного применения методов и приемов само­воспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире соб­ственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д., и так организовать их борьбу, чтобы потерпело поражение все негативное, аморальное, низменное.

Для принятия морального решения важно не только наличие морального побуждения, стрем­ления к добру, но и правильное понимание того, что в настоящих условиях является действитель­но добром, каковы объективные обстоятельства и какими сред­ствами при данных обстоятельствах можно наилучшим образом достигнуть желаемого. При этом надо уметь предвидеть буду­щее, чтобы возможно более точно рассчитать (опять этот расчет!) возможные косвенные последствия поступка. Без понимания об­становки, без умения заглядывать в будущее самое лучшее побуждение может или не осуществиться, или даже привести к от­рицательному результату. Известно изречение: «Услужливый дурак опаснее врага». У медведя из известной басни было вполне доброе намерение – отогнать муху от спящего путника, но результатом его действия было не добро, а зло. Следова­тельно, содержание поступка и его результат зависят не только от намерения, но и от знания того, что, как и при по­мощи каких средств надо делать, чтобы достигнуть поставлен­ной цели, а также от умения совершить планируемое действие. Мы видим, что при наличии положительного мотива из-за не­знания или неумения результат поступка может оказаться отри­цательным.

Существенным фактором нравственного самовоспитания является также художественно-эсте­тическая культура личности. Поэтому ее формирование – одна из важных задач воспитательной деятель­ности.

Настоящее искусство кристаллизирует эмоционально-идей­ный и эстетический опыт челове­чества, утверждая идеал социаль­ности и гуманизма, идеал гармонии мира (общества) и человека. Оно воспитывает высокие чувства и убеждения, среди которых моральные чувства и убеждения занимают важнейшее место. Оно вос­питывает в человеке восприимчивость к красоте и отвращение к безобразному. Оно объединяет мысли, чувства и волю людей, направляет их на служение соци­альным целям и идеалам.

Искусство, выполняя морально-воспитательную функцию, в то же время играет роль одного из факторов, определяющих эти­ческое поведение. Поскольку оно включает в себя моральное содер­жание, оно может рассматриваться в качестве своеобразно­го элемента морального сознания. В этом аспекте по характеру своего воздействия на поведение оно отличается от моральных чувств, убе­ждений, идеалов лишь тем, что выражает их в худо­жественной форме. Искусство придает им «дополнительную» ре­гулятивную силу, обусловленную эмоционально-образной, ярко выраженной эстетической формой, присущей ему как специфиче­скому явлению духовной жизни. Особой морально побуждаю­щей силой обладает образ положительного героя, способный во­плотить в себе основные характеристики нравственного идеала личности. Запечатлеваясь в памяти, этот образ может стать ор­ганической частью внутреннего мира личности, не только помо­гая ей выбрать правильную линию поведения, особенно в труд­ных ситуациях, но и способствуя появлению энтузиазма – того эмоци­онального напряжения, подъема, без которого не могли бы совершаться поступки высокого мораль­ного значения. Искусство не творит из самого себя нрав­ственные силы человека, оно лишь воплощает в своих творениях высшие проявления его моральных возможностей и, действуя на эмоционально-образную сферу сознания, оказывает существенное влияние на волю человека, на его поведение.

Одним из внеэтических факторов нравственного поведения является эстети­ческое чувство, чувство красоты. Важную роль в его формирова­нии играет искусство, но оно воспитывается и в процессе об­щения человека с природой, со всем окружающим его предмет­ным миром. Сущест­венное значение в этом же отношении имеет эстетический вкус личности. Эстетический вкус – способность человека рационально и эмоционально оценивать социальные и эстетические ценности, поступки людей, прежде всего, отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, моральное от аморального.

Чем руководствуется человек, ставя перед собой ту или иную конкретную цель? Он определяет ее под воздействием внешних и внутренних побуждений. К внешним относятся социальные, про­фессиональные, служебные, семейные и всякие иные обязанности, а к внутренним – потребности, интересы, желания, эмоции, страсти. И вот здесь перед личностью возникает ряд духовных барьеров. Первый – это эстетический барьер. Он – самый разно­сторонний, ибо опосредует чуть ли не каждый шаг человека. Даже в таких буднично-бытовых действиях, как общение, принятие пищи, одежда и т.п., человек постоянно руководствуется критери­ем «красиво – некрасиво». Определяет выбор его в этом случае такая категория, как эстетический вкус. Но, допустим, человек преодолел этот барьер: цель представляется ему настолько заманчивой, что ради ее достижения он решается поступить «некрасиво». Тогда перед ним возникает другой барьер – нравственный со своей системой крите­риев, суть которых сводится к понятиям «хорошо – плохо». Регулировать движение по этому пути помогает в данном случае такая категория, как совесть, благодаря которой человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и это может стать решающим фактором для прекращения дальнейшей попытки совершения неблаговидных действий. И только после преодоления этого барьера перед человеком возникает третий и последний барьер – правовой.

Выбор теперь посредуется лишь страхом перед наказа­нием, которого человек надеется избежать. Очень хорошо сказал по этому поводу Сомерсет Моэм: «В борьбе с человеческой личностью общество пускает в ход три оружия: закон, общественное мнение и совесть; закон и обще­ственное мнение можно перехитрить, но совесть – предатель в собственном стане. Она сражается в челове­ческой душе на сторо­не общества и заставляет личность приносить себя в жертву на алтарь про­тивника».

Таким образом, расширение роли и значимости морального фактора в демократическом обществе распространяется не только на общесоциальные, но на все, в том числе и на сугубо профессиональные отношения, приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику.

Петрова Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры кадрового и моральнопсихологического обеспечения деятельности ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьА[email protected]

Духовнонравственноесамовоспитаниекак необходимый фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел

на этапе реформированияМВД России

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы духовнонравственногосамовоспитания сотрудника органов внутренних дел, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности. С процессом духовнонравственногосамовоспитания сотрудника органов внутренних делсвязана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, моральнопсихологических и боевых качеств, выработка устойчивости к негативным явлениям, проявляющимся в обществе.Ключевые слова:сотрудник,органы внутренних дел, духовнонравственное развитие, методы, самовоспитание.

Непременнымусловиемформирования личности каждого сотрудника органоввнутренних дел является работа над собой. Постоянное усложнение решаемых задач, расширение профессиональных обязанностей требуют от сотрудника целенаправленного совершенствования своей личности, профессиональных знаний и навыков деятельности,самостоятельного совершенствования духовнонравственной сферы. Духовнонравственное формированиеи развитие личности происходит поддействием различных факторов объективного и субъективногопорядка. При этом роль субъективного фактора в переходныепериоды истории закономерно возрастает. Это означает, что в процессе подготовки сотрудников органов внутренних делв современных условиях возрастает роль ихличных усилий в духовнонравственном развитии. Не умаляя значения моральнопсихологической подготовки личного состава органов внутренних дели всех форм воспитательной работы, необходимо отметить, что в силу объективных обстоятельств,обусловленных преобразованиями, происходящими вобществе, основой духовнонравственного воспитаниясотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным сотрудник органов внутренних делстановится не по принуждению, а повнутреннему убеждению, которое вырабатывается самостоятельно. Духовнонравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда преобладает принцип: «Я долженвоспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, гдедействуют только по принципу: «Меня должны учить и воспитывать».Духовнонравственноесамовоспитание способствует повышению эффективностидеятельности каждого сотрудника органов внутренних дел. С ним связана оптимизация процессов формированиявысоких профессиональных, моральнопсихологических и боевых качеств, выработка устойчивости к негативным явлениям, проявляющимся в обществе. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаетцелеустремленность, активность, позволяет наиболее рационально преодолевать тяготы службы и быта. В образовательных организациях системы МВД России процесс самовоспитанияобучающихся обязательно сказывается на показателях успеваемости и соблюдении законности и дисциплины.При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивнаяличностьбез устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способнаяк трудностямслужбыв органах внутренних дел. Духовнонравственноесамовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональноеи волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, уменияпредвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.Духовнонравственноесамовоспитание обучающихся в образовательных организациях системы МВД России входит в общий процесс воспитания всехчленов общества, но при этом оно обладает некоторымиособенностями, обусловленными характером и задачами службыв органах внутренних дел. К числу таких особенностейможно отнести то, что наряду с развитием общих личностныхкачеств, оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основныеположения и принципы общечеловеческой морали и их проявление вдеятельности сотрудника; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл,уверенность в их истинности и жизненной необходимости;реализует моральные знания и убеждения наобучении,службе ивбыту.Между процессами духовнонравственного самовоспитания и духовнонравственного воспитания существует диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собойкак внешнее и внутреннее. Воспитание одно из важнейшихусловий, в которых происходит процесс формирования личностисотрудника. Условия, как известно, играют большую роль влюбом процессе, но источником развития являются,все же,внутренниепротиворечия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества личности, но толькочерез внутреннее (самовоспитание). Действенноевоспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, аобучение от самообразования. Впроцессе самопознания и духовнонравственного самовоспитания сотрудник использует многочисленные методы и приемы. Теоретически стройной системы таких методов и приемов несоздано, а практика самопознания и самовоспитания настолькоиндивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько исистем; каждый осознает и воспитывает себя посвоему. Учитывая это, рассмотримнекоторые, наиболее важныеметодысамопознания идуховнонравственного самовоспитания сотрудниковорганов внутренних дел.К числу таких методов относится,прежде всего,самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характеривключает в себя определенный замысел и системуприемов, но все же это только восприятие личностью самой себя,чувственная опора для абстрактнологического мышления о себе. Данные самонаблюдения это лишь эмпирическийматериалиодин из начальныхмоментов самопознания. Результаты самонаблюдения необходимыдля практических действий по самовоспитанию, а не являютсясамоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание».В определенный момент самонаблюдение принимает форму самоконтроля. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю духовную и практическую деятельность сотрудниковорганов внутренних делна службе и в быту. При этом эффективность самоконтролявозрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.Когда всвоем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, тогда оноиперерастает во вторую логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знанийсотрудника о себе, проникновение им в собственную духовнуюсущность связано с применением всего арсенала познавательныхметодов.В частности, в практике самопознания и самовоспитаниясотрудниковорганов внутренних делшироко применяется самоанализ. Научныйподход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, действия, отношения, а непереживания. Ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты профессиональной деятельности. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, т.е. анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все стороныпрофессиональной деятельности, а,завершая определенный этапанализа, надо сделать из него правильные выводы, поставитьзадачи и их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользыи если сотрудникорганов внутренних делпереоценивает себя, тоон обычно перестает работать над собой, анедооценка своихсил, возможностей порождает неверие в успех и также можетповлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения ксобственной личности не может быть эффективного духовнонравственного самовоспитания и успехов ни в обучении, ни в службе.Адекватность самооценки свидетельствует о достаточно высоком уровнезрелости сотрудника органов внутренних дел, определяет веру его в себя, достоинство,меру активности. На основе такой самооценки осуществляетсяоптимальное саморегулирование поведения и деятельности всистеме межличностных отношений, в служебном коллективеиобществе в целом. В процессе духовнонравственного самовоспитания сотрудника органов внутренних делприменимметод самопринуждения, направленныйнапринуждение себя совершать определенные действия. При этомочень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуждения повышается, когда оно вызывается внутренними побуждениями. Наибольшего усилия воли требуетситуация, когда сотрудникпобуждает себя к действию, которое ему«не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (начальнику, коллеге) илиобстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований служебной дисциплины это тоже нравственное самовоспитание, котороепроисходит пороюс трудомипротиворечиво.Средством борьбы с вредными привычками, умениемсотрудника к выживанию в экстремальных условиях деятельности выступает самообладание. Самообладание этоспособность мобилизовать свои духовные и физические силы в минуты опасности, подавлять всебе страх, отрицательные чувства, сохранятьясность умаи силуволи. Самообладание характеризуется наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, вера в правоту своего дела и т.п.),умениемориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли.Анализдеятельности сотрудников органов внутренних делпоказывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннемспокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигаетсярассудительным человеком, привыкшим взвешивать и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действиюнепосредственно переходит в исполнение. Исполнение профессиональных обязанностей сотрудникамиорганов внутренних на современном этапе требуетзачастую не меньшего самообладания, чем на войне,и развиватьэто качество в себе должен каждый сотрудник.Требование соблюдениядисциплины и законности сотрудниками органов внутренних делобщеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплинув самодисциплину. Самодисциплина это высшая форма дисциплины сотрудника, основанная на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии стребованиями службы. Это полный контроль над самим собой винтересах дела, которому служишь. Самодисциплина охватывает не только вопросы, связанные со службой, но и все вопросы жизни сотрудника.Одним из важнейших методов самовоспитания сотрудника органов внутренних делявляется самокритика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечениюуспехов в деле. Велика роль самокритики в сфереморали, нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, безнее немыслимо сознательное духовнонравственное совершенствованиеличности сотрудника.Важнейшее требование действенности самокритики это учет собственного достоинства, ибо подлинный смысл применения этогометода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цельсамокритики не самоуничтожение, а утверждение себя.Условия службы и обстоятельства жизни требуют и такихметодов самовоспитания, как самоограничение и самоотказ, самообязательство и др. Самообязательство, вчастности, широкоприменяется в процессеобучения, в ходе подготовки к занятиям, зачетам, экзаменам ит.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие присяги. Произнося торжественную клятву,сотрудникорганов внутренних делберет на себя высокие обязанности защитника интеpecовРодины и граждан страны. Требованияприсяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только для лиц впервые принятых на службу в органы внутренних дел, но и опытных сотрудников органов внутренних дел.Положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может повлечь за собой у сотрудника различные эмоциональные реакции, но надо найти в себе силы сохранить бодрость итвердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно можетбыть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).Часто для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания. Такие правила могутносить характер девиза. Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания, в которой ставятся конкретныезадачи нравственного самовоспитания на определенный период.В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, сотрудник напоминает себе, что выполнение этого задания должно служитьразвитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяетподходы, правила и соответствующие действия при выполнениислужебной задачи. Самонапоминание можетпри этом перерастатьв самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей деятельности и способов ее осуществления.Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иныхдействий, у сотрудника может появиться сомнение в их целесообразности. Здесьвозникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы,подкрепляющие целесообразность предварительного решения, итолько после этого начинается его выполнение. В целом, необходимо отметить, что методы духовнонравственного воспитания охватывают все духовные и физические проявлениясотрудника органов внутренних дел

1

На современном этапе развития российского общества требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных образовательных учреждений и определяющие социальный заказ государства на представителей данных профессий, довольно высоки. Это относится не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к профессионально-значимым качествам личности, в том числе к ее моральным принципам. Так, в »Концепции модернизации российского образования до 2025 г.» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. В национальной доктрине образования Российской Федерации приоритетное место отведено духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения. В этих условиях особую ценность представляет моральная позиция специалиста.

Особую актуальность рассмотрению проблемы развития моральных качеств будущих специалистов придает духовно-нравственный кризис современного общества, вызванный переходом России к рыночной модели экономики и повлекший за собой значительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни страны.

Необходимо подчеркнуть, что проблема формирования нравственности волновала человечество на всех этапах его исторического развития. Она была в центре внимания прогрессивных педагогов и просветителей и нашла свое отражение в трудах Я.А. Коменского, С.И. Гессена, Т.Н. Грановского, Н.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Большое значение рассмотрению данных вопросов уделяется и на современном этапе. Так, по мнению современных исследователей, таких как Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебниковой, способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовыми от окружающих, а должна выработать самостоятельно. Эо требует творческих усилий, т.е. самовоспитания, самосовершенствования. Самовоспитание в сфере нравственности - это, прежде всего, самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, по всем видам своей деятельности.

В связи с этим следует отметить, что уровень духовности и нравственности нашей молодёжи сегодня заметно понижается. Отсутствуют важные моральные принципы, появилось большое количество асоциальных субкультурных молодёжных направлений, которые притягивают школьников, студентов и приводят их к деградации умственной, интеллектуальной и духовной. Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, лень, самоуверенность. Поэтому в настоящее время для российского общества проблема нравственности является одной из самых злободневных и серьёзных. Нельзя говорить о тотальном исчезновении её, но современное состояние морально-нравственных принципов подрастающего поколения заставляет задуматься о повышении уровня нравственного воспитания и о возможности сохранения единого культурного и образовательного пространства.

В современных толковых словарях мораль понимается как совокупность норм и принципов поведения человека в обществе; древнейшая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения. Особенность её заключается в том, что моральные принципы, нормы, правила, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, их выполнение - внутренняя потребность человека, контролируемая общественной мыслью.

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации. Духовный кризис общества порождает кризис семьи и школы как важнейших институтов, влияющих на формирование морально-нравственных качеств человека.

Как известно, моральные начала формируются в семье. Это происходит на основании того примера, который находится у ребенка перед глазами. Данный процесс находит свое продолжение при общения с другими людьми, обучения и воспитания в школе, в процессе восприятия таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать на основе самовоспитания собственные моральные ценности.

Однако в современном российском обществе мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, массовой культуре. Осуществляется манипулятивное воздействие на человека, особенно со стороны телевидения и рекламы, популяризирующее так называемый «гедонистический проект». Он предлагает «получать от жизни все», а значит и попробовать алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок как человека, так и общества в целом.

Это приводит к тому, что происходит моральная деградация общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.

Однако на сегодняшний день общество, находясь в состоянии перманентного кризиса, который возникает в силу политической нестабильности и экономических проблем, забывает о формировании нашего будущего поколения, которое является мощным фактором его развития. Это может привести к непоправимым изменениям в жизни страны. Для стабилизации ситуации, в первую очередь, нужно говорить о морально-нравственной стороне развития личности нашей молодёжи. Это формирование должно начинаться с момента рождения ребёнка, но родители, находясь в состоянии постоянного дефицита времени, порой не замечают поступки своих детей или не хотят замечать их, а ребёнок растёт и развивается достаточно интенсивно и из младенческого возраста очень быстро переходит в дошкольный, затем - в подростковый и юношеский. Несформированность морально-нравственных качеств ведёт к деформации представлений, ценностных ориентиров, сознания и личности.

Научные исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых молодыми людьми, связана с их ориентацией на групповые нормы, которые вступают в противоречие с общественными. В результате чего молодые люди выражают неоднозначное отношение к необходимости соблюдения социальных норм.

В итоге в нашем обществе с каждым годом растёт процент молодых правонарушителей, количество самоубийств. Необходимо затронуть вопрос также и об отсутствии адекватных норм поведения нашей молодёжи в общественных местах: на улице, в транспорте, в кино, в кафе. У современных молодых людей выработаны и приняты удобные для них формы поведения, но не те, которые считаются нормами поведения в цивилизованном обществе. Проблема отсутствия нравственности у молодого поколения деформирует не только отдельную личность, она влияет на состояние дальнейшего развития нашего общества.

Как отмечают исследователи, изучив исторические циклы эволюции российского государства, каждому политическому и экономическому подъёму или спаду всегда предшествовал, соответственно, подъём или спад духовной жизни и культуры. Таким образом, нравственность - это высшая сознательно-волевая форма социальной духовности как внутренне - внешнее проявление независимости воли. Она отображает соотношение духовности народа с уровнем развития жизни общества и качеством образования.

Проблема развития морали и нравственности затрагивается и рассматривается многими отраслями наук. Ее разрешением должно быть обеспокоено в первую очередь государство, которому необходимо обеспечить политическую и экономическую стабильность страны, чтобы молодой человек, развивающийся в данном обществе, мог реально представить свой дальнейший жизненный путь и приносить пользу своей стране.

Общественная же ценность формирования профессиональных морально-нравственных норм, профессиональной этики, состоит в том, что она создает моральный микроклимат в коллективе, обеспечивает нравственное здоровье личности, благоприятствует моральной атмосфере в обществе.

Моральный микроклимат в трудовом коллективе обеспечивается за счет моральных норм, всегда несущих оценочную нагрузку в определенном ракурсе - в категориях добра и зла. Норма - это и образец, и одновременно побудитель, как к самоограничению, так и к активному действию. Соблюдение норм нравственности обязательно для каждого индивида в любом трудовом коллективе, что свидетельствует о культуре не только отдельных личностей, но и о культурном уровне всего коллектива, а также о степени и многообразии моральной жизни общества.

Вот почему в процессе обучения в вузе актуализируется необходимость формирования нравственных ценностей, наиболее значимых для той или иной профессии, образуются профессионально - значимые нравственные ценности и идеалы, формируются профессионально-ценностные ориентации.

Задача воспитания в высшем профессиональном образовательном учреждении состоит в том, чтобы помочь студенту, до того как он примет решение, сформировать оптимальное отношение к конкретной реалии жизни. В современных условиях цель воспитания в вузе состоит в формировании из студента конкурентоспособного специалиста, с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью, высокой общей культурой интеллигента, способностью уверенно ориентироваться в быстроменяющихся условиях общественной жизни.

Поэтому, на наш взгляд, формированию морально нравственных качеств будущего профессионала будет способствовать:

Введение студентов в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется, какое значение имеет в жизни человека и какую пользу приносит, какую роль играет нравственность в саморазвитии и формировании лучших человеческих качеств, которые обязательно должны присутствовать в личности будущего профессионала; расширение кругозора студентов, углубление знаний, так как в период обучения, когда закладываются основы овладения профессией, важно научить будущих специалистов технологиям самоорганизации, этическим нормам и правилам поведения, определяемыми нравственными качествами;

Овладение не только теоретическими знаниями о нравственности, но и одновременно вооружение студентов приемами и способами нравственной саморегуляции, самоуправления и саморазвития и их подготовка к духовно-нравственной самостоятельной жизни как теоретически, так и практически.

Библиографическая ссылка

Куянова И.В. К вопросу формирования морально-нравственных качеств выпускника высшего профессионального образовательного учреждения // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 78-80;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32970 (дата обращения: 14.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы