08.03.2024

Этика и деонтология в работе смп. Медицинская этика и деонтологии в психиатрии


Современная медицинская деонтология - это комплекс юридических, профессиональных и моральных обязанностей и правил поведения врача по отношению к больному, его родным и близким, коллегам. Это учение о дол­ге врача перед больным и его родственниками. На его основе определяются взаимоотношения между медработниками. Медицинская деонтология как научная дисциплина является стержневой основой врачебной этики.

Вопросы воспитания, профессиональной учебы, деонто­логии и врачебной этики должны занимать одно из ведущих мест в форми­ровании личности квалифицированного врача скорой медицинской помощи.

Прежде чем изложить основные положения медицинской этики и деон­тологии, их применение и использование в повседневной практической работе врача скорой медицинской помощи, следует, хотя бы в общих чертах, дать характеристику особенностей работы этого специалиста.

Профессия врача скорой помощи - это специальность героическая. Ра­боту врача скорой помощи в полном объеме и безошибочно может выпол­нить только прекрасно и всесторонне подготовленный врач общего профиля. Врачу скорой помощи, исходя из особенностей его работы, должны быть в полной мере присущи следующие качества:

Крепкое здоровье, высокоорганизованная, уравновешенная и подвиж­ная нервная система, достаточно крепкая физическая и психологическая выносливость;

Особая профессиональная врачебная наблюдательность, определяемая хорошо развитыми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осяза­нием, вкусовыми ощущениями;

Высокое чувство оптимизма, которое основывается на достаточно бо­гатом практическом опыте и хорошем знании своей специальности;

Умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач по диагностике и лечению неотложных патологиче­ских состояний у больных и пострадавших в необычно складывающейся об­становке в любое время суток, при наличии высокого нервного и психиче­ского напряжения;

Высокая профессиональная подготовленность, а именно: знание всех неотложных состояний, которые могут встретиться на догоспитальном эта­пе, принципов и приемов их распознавания, способность быстро и квалифи­цированно проводить экстренные лечебные мероприятия, выбирать опти­мальную тактику;

Умение быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками, несмотря на наличие у пациента тяжелого, порой неизлечи­мого заболевания;

Обладание логическим мышлением и рассуждениями, способностью убедить больного и родственников в правильности своих умозаключений;

Способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения, поддержать его при любых об­стоятельствах, как бы они неблагоприятно ни складывались для пациента;

Исключительная дисциплинированность, скромность, чистоплотность, высокая порядочность; особая предупредительность в отношениях с больны­ми и их родственниками;

Глубокое знание профессиональной подготовленности своих коллег и среднего медперсонала; становление и постоянное поддержание высокого авторитета коллег и среднего медперсонала у больных и их родственников.

Перечисленные особенности, характеризующие врача скорой помощи, не могут полностью отражать его повседневный труд.

Несмотря на сложность и большую ответственность повседневной прак­тической деятельности врача скорой помощи, ему нужно четко и скрупулезно соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Работа врача скорой помощи постоянно связана с обследованием и ле­чением большого числа больных. Отсюда самое главное в деятельности вра­ча - завоевать доверие пациента. Бесспорно, врачу всегда следует быть спо­койным, вежливым, избегать высокомерия и торопливости. Больной же, в свою очередь, будет доверять врачу, если поверит в его искренность, до­бросовестность, убедится в компетентности и квалифицированности, если он будет чувствовать, что врач его понимает и расположен к нему дружелюбно.

Одним из важных элементов медицинской этики является сохранение врачебной тайны. Врач по окончании медицинского института, принимая Присягу врача, дает обет всегда хранить врачебную тай­ну. Особенно тщательно и пунктуально этот обет должен соблюдать врач скорой медицинской помощи. По роду своей деятельности ему приходится беседовать не только с больными, но и с их родственниками, близкими им людьми, соседями. И вот в беседах с последними врачу скорой помощи сле­дует быть крайне осторожным, так как даже самым близким родственникам не всегда можно подробно сообщать о состоянии здоровья только что осмо­тренного больного. Академик Н. Н. Блохин считает, что широкое оповеще­ние знакомых, да и родных больного о состоянии его здоровья, когда в этом нет необходимости или это сопряжено с сохранением врачебной тайны,- реальный путь к ее рассекречиванию.

В духе педантичного отношения к сохранению врачебной тайны необхо­димо воспитывать всех членов бригады скорой медицинской помощи. Врачу скорой помощи следует периодически напоминать членам своей бригады, что профессиональные разговоры после осмотра больного ни в коем случае не должны вестись в квартире, на кухне, в коридоре, на лестничной площад­ке и лестнице, так как никогда нет полной уверенности в том, что они не мо­гут быть случайно или намеренно услышаны посторонними лицами. О со­стоянии здоровья больного нужно очень тактично и кратко, без лишних подробностей, сообщить только его самым ближайшим родственникам в от­сутствие посторонних лиц.

Врачу скорой помощи также необходимо очень осторожно формулиро­вать свой доклад ответственному врачу или старшему смены врачей о вы­полнении вызова, особенно, если он это делает, используя домашний теле­фон больного.

Выполняя визит к больному, врач скорой помощи никогда не должен показывать вида, что у него мало времени, масса других вызовов и он спе­шит. Это, как правило, производит очень нехорошее впечатление. Беседа врача с больным должна протекать без какой-либо спешки, в атмосфере до­брожелательности, инициатором должен быть врач, который направляет ее в необходимое русло. Откровенный разговор помогает больному выгово­риться, раскрыться. Беседа должна проводиться на языке, понятном пациенту, и соответствовать уровню его знаний и интеллекта. Врач всегда должен стремиться к тому, чтобы, внимательно следя за ходом беседы, сделать больного в какой-то степени помощником, способным содействовать уточне­нию диагноза и успеху лечения.

Врачу скорой помощи следует знать о том, что в настоящее время в свя­зи с ростом общей культуры и образованности населения, повышением у не­которых людей интереса к медицине, особенно вследствие заботы о состоя­нии своего здоровья, а также близких и родных значительно увеличилось число «просвещенных пациентов», особенно из числа «воинствующих диле­тантов». В беседе с такими больными врачу нужно быть особенно чутким и терпеливым. Перед ними врач скорой помощи выступает в роли полно­мочного представителя медицины и терпеливо убеждает их в правильности поставленного диагноза и необходимости проведения назначенного лечения.

Совершенно другой характер должна носить беседа врача скорой помо­щи с мнительными больными, которые уже заранее предполагают у себя на­личие тяжелого и неизлечимого заболевания. С такими пациентами о их бо­лезни нужно всегда говорить с известной долей оптимизма. Если это возможно, то такому больному нужно точно сообщить диагноз его заболе­вания, в простом изложении раскрыть сущность этой болезни и тем самым постараться привлечь его к активному участию в лечении.

Врач скорой помощи обязан обращать постоянное внимание на отноше­ния между членами бригады скорой помощи. Между членами бригады дол­жны быть нормальные товарищеские взаимоотношения, которые строятся на взаимном уважении и поддержании авторитета друг друга, товарищеской взаимопомощи. Такие взаимоотношения определяют здоровый психологиче­ский климат в бригаде, поддерживают хорошее бодрое настроение у всех ее членов. Врачу скорой помощи следует понимать, что особенно нетерпимым является высокомерное и пренебрежительное отношение врача, руководите­ля бригады, к младшим и средним медработникам. Возмутительны факты, когда врач обращается на «ты» и называет только по имени санитарку, мед­сестру, фельдшера, водителя, которые гораздо старше его по возрасту, В этом проявляется не только неуважительное отношение к человеку, но и непонимание той важной роли, которую играет в обеспечении работы бригады скорой помощи младший, средний и технический персонал.

Известно, что одна из первейших обязанностей любого врача - поддер­живать авторитет своего коллеги. К сожалению, еще встре­чаются врачи, которые могут сказать больному «Вас не так лечили», или «Да у Вас совсем другое заболевание, Вам неправильно поставили диагноз», или «И зачем только Вас оперировали?» Воспитанный, высококвалифициро­ванный, знающий врач скорой помощи никогда не позволит себе этого. Долг каждого врача - проявлять разумную терпимость к мнению своего коллеги. Попытки создать себе авторитет на принижении авторитета другого врача никогда не увенчивались успехом.

Врачу скорой помощи, который правильно, грамотно, с соблюдением всех законов чести, морали и врачебной этики строит свою работу и взаи­моотношения с коллегами, средним и младшим медперсоналом, больными и родственниками и соблюдает все основные принципы и правила медицин­ской деонтологии, как правило, работается легко. Если при неблагоприят­ном исходе при лечении тяжелобольного соблюдались все правила деонто­логии, то родственники погибшего часто становятся защитниками врача, оказывавшего помощь. И напротив, при несоблюдении этих правил между больным и родственниками, с одной стороны, и врачом - с другой может возникнуть конфликт даже в случаях совершенно правильно проведенного лечения и выздоровления больного.

В то же время не следует оправдывать тех пациентов, которые, начитав­шись научно-популярной литературы, заразились самоуверенным скепсисом, что весьма осложняет взаимоотношения больных с врачами. Отношение та­кого больного к врачу нередко принимает форму грубости и недоброжела­тельности. Здесь врачу необходимо проявить решительную, хотя и выдер­жанную по форме нетерпимость. Надо уметь давать отпор любому проявлению высокомерия и пренебрежения к личности врача со стороны пациентов.

Врач скорой помощи не должен никогда приходить в отчаяние даже в самой неблагоприятной обстановке. Опираясь на профессиональную под­готовку, он всегда может рассчитывать на лучшее и находить правильный выход из самых сложных обстоятельств.

Следует также подчеркнуть, что требования к профессиональной подго­товке и ответственности врача скорой помощи всегда были повышенными. Поведение его у постели больного должно служить примером для подража­ния. Быстрый в действиях, врач должен быть осторожным в суждениях и ни в коем случае не проявлять поспешности в своих умозаключениях и выво­дах. Ему необходимо соблюдать все, без какого-либо исключения, правила деонтологии в разговоре с больным и при его обследовании.

В заключение необходимо подчеркнуть, что обладание в полной мере такими качествами, как скромность, кристальная честность, уважение, взаим­ная выручка и поддержка, позволяет врачу скорой помощи в полном объеме выполнять требования медицинской деонтологии и врачебной этики, а это, в свою очередь, оказывает большую помощь в его повседневной и много­трудной практической работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

ВВЕДЕНИЕ

Неотложная медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи, оказываемой больным при внезапных острых заболеваниях и обострениях хронических болезней в местах их проживания: на дому, в гостинице, общежитии и др.

Неотложная медицинская помощь оказывается круглосуточно отделениями неотложной помощи территориальных медицинских учреждений или объединений для взрослого и детского населения по месту жительства, и врачи неотложной помощи вызываются на дом при вышеуказанных заболеваниях и состояниях.

Отделение неотложной помощи может быть структурным подразделением территори­ального медицинского учреждения (объединения) или самостоятельным учреждением с непосредственным подчинением местным органам здравоохранения.

На отделение неотложной помощи возлагается выполнение следующих задач:

Оказание экстренной медицинской помощи при всех случаях острых хронических заболеваний и при их обострениях, обеспечение по показаниям (жизнеугрожающие состояния и т.д.) вызова бригады скорой помощи по профилю заболевания (повреждения);

Организация в необходимых случаях госпитализации больных через станцию скорой помощи или санитарным транспортом;

Обеспечение преемственности в работе с участковыми врачами и врачами-специалистами в проведении лечения и наблюдения за больными;

Своевременное оповещение СЭС о случаях выявленных инфекционных заболеваний.

По ходу выполнения своих обязанностей врач неотложной помощи может столкнуться

с развитием состояний, требующих или предполагающих возможность проведения реанимационных мероприятий. Поэтому еще до прибытия бригады скорой помощи он должен оценить состояние функций жизненно важных органов и систем, а при необходимости провести сердечно-легочную реанимацию (СЛР).

Врачи неотложной помощи имеют право выдавать больным листки временной нетрудоспособности сроком до трех дней в установленном порядке и рецепты на медикаменты.

Врачам неотложной помощи запрещается проводить освидетельствование на алко­гольное и наркотическое опьянение, а также выдавать судебно-медицинское заключение.

Взаимоотношение функций скорой и неотложной помощи в нашей стране имеет длительную и противоречивую историю. Объединение обеих служб способствовало переводу неотложной помощи на организационные рельсы аварийной службы, каковой является скорая помощь, но вместе с тем отвлекало силы скорой помощи от выполнения прямых задач, вело к задержкам с выполнением вызовов и другим неблагоприятным последствиям, среди которых не последнее место занимали нарушения преемственности в работе с территориальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями. С другой стороны, разъединение этих служб в прошлом и передача функций неотложной помощи поликлиникам не обеспечивали постоянную круглосуточную готовность неотложной помощи, что, в конечном счете, становилось дополнительной нагрузкой для службы скорой помощи.

Переход к методам экономического управления позволил материально заинтересовать медицинский персонал догоспитального этапа в количестве, качестве и оптимальных результатах своего труда. Это позволило, в свою очередь, организационно разграничить задачи и функции скорой и неотложной помощи.

Скорая медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при угрожающих их жизни и здоровью состояниях и травмах, оказываемой в местах происшествия: на улице, в общественных местах, на дому и в пути следования при доставке пациента в больницу.

Это вовсе не означает, что бригады скорой медицинской помощи, линейные и специализированные, не оказывают больным и пострадавшим помощи на дому при неотложных состояниях, угрожающих их жизни. Взаимодействие в работе служб скорой и неотложной помощи существует постоянно.

В заключение следует подчеркнуть, что при разделении служб скорой и неотложной медицинской помощи с переходом на новые методы экономического управления были достигнуты положительные результаты. Возросла преемственность в работе служб и неотложной медицинской помощи. Неотложная медицинская помощь приблизилась к больным, стала оказываться в короткие сроки в условиях преемственности и сов работы со специалистами поликлиник. Значительно уменьшилось число обращений за скорой медицинской помощью, что позволило ей выполнять свои прямые обязанности по оказанию экстренных пособий больным и пострадавшим вне квартиры.

Задачей настоящего руководства является систематизация накопленного в стране и, в частности, в Санкт-Петербурге опыта работы службы неотложной помощи, отделенной от скорой помощи, и превращение этого опыта в достояние всей системы практического здравоохранения.


Похожая информация.


Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.Деонтология (от греч. дЭпн -- должное) -- учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии -- это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента. Цель деонтологии -- сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

Деонтология включает в себя:

  • 1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
  • 2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
  • 3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
  • 4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

Понимание медицинской этике, морали и деонтологии

В начале 19 века английский философ Бентам термином "деонтология" определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология - это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: "Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу".

Слово "мораль" происходит от латинского "тогьиз" и обозначает "нрав", "обычай". Мораль - одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека. Термин "этика" применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль - категории, определяющие принципы поведения человека в обществе. Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы.

Несмотря на различие классовой морали, характерной для каждого вида общества людей, медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении моральных норм вообще. Примером тому может послужить деятельность врачей и ученых в фашисткой Германии и Японии, которые во время Великой Отечественной Войны сделали много открытий, которыми человечество пользуется до настоящего времени. Но в качестве экспериментального материала они использовали живых людей, в результате этого, решениями международных судов, их имена преданы забвению и как врачей, и как ученых - “Нюрнбергский кодекс”, 1947; Международный суд в Хабаровске, 1948.

Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным. По мнению С. С. Гурвича и А. И.Смольнякова (1976), врачебная этика-" система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества".

Приведенные определения при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике. Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

  • Ш научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
  • Ш практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

  • Ш медицинский работник - пациент,
  • Ш медицинский работник - родственники пациента,
  • Ш медицинский работник - медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи.

Принцип милосердия гласит: “Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

ЭТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника:

  • · моральный - оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и т.д.
  • · профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.

Правила поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения.

Внешняя культура поведения:

  • · внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь),
  • · соблюдение внешних приличий: тон, которым говорят, не употреблять бранных слов, грубых слов.
  • · Внутренняя культура поведения:
  • · отношение к труду,
  • · соблюдение дисциплины,
  • · дружелюбие, соблюдение субординации.

Основные качества внутренней культуры поведения:

  • · скромность,
  • · справедливость,
  • · честность,
  • · доброта.
  • · Основные принципы сестринской этики и деонтологии изложены в Клятве Ф. Найтингейл, этическом Кодексе Международного совета медсестер и этическом Кодексе медсестер России:
    • 1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
    • 2. Сострадание.
    • 3. Доброжелательность.
    • 4. Бескорыстие.
    • 5. Трудолюбие.
    • 6. Учтивость и др.

Этические основы современного медицинского законодательства:

Этические основы определяют этический Кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

Сознание ответственности за жизнь пациента требует от медицинской сестры особой чуткости и внимания. Чуткость - это не только сопереживание, глубокое проникновение и понимание переживаний пациента, но и способность к самоотверженности и самопожерствованию. Однако чуткость и доброта не должны переходить в сентиментальность, которая лишает медицинскую сестру собранности и творческой активности в борьбе за здоровье, а зачастую и жизнь пациента.

Часто больные спрашивают медицинских сестер о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе. При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него «пустячное» и он «скоро выпишется», так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу. Лучше ответить примерно так: «Да, болезнь у вас нелегкая и лечиться придется долго, но в конце концов все будет хорошо!" Однако все сведения, которые медицинская сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом.

Нередко больные вступают в разговор с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную информацию. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы и о то же время постоянно воспитывать санитарок, техников, буфетчиц, объясняя им основы медицинской деонтологии, т. е. взаимоотношения с больными. В присутствии больного не следует применять малопонятные ему и пугающие термины: «аритмия», «коллапс», «гематома», а также такие характеристики, как «кровянистое», «гнойное», «зловонное» и т. д. Необходимо помнить, что иногда больные, находящиеся в состоянии наркотического сна и даже поверхностной комы, могут слышать и воспринимать разговоры в палате. Больного надо всемерно оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения или даже попытке самоубийства.

Иногда больные становятся нетерпеливыми, негативно настроенными к лечению, подозрительными. У них может быть нарушено сознание, могут развиться галлюцинации, бред. В общении с такими пациентами особенно необходимы терпение и такт, Недопустимо вступать с ними в пререкания, но надо объяснить необходимость лечебных мероприятий, постараться выполнить их наиболее щадящим путем. Если больной неопрятен в постели, ни в коем случае нельзя упрекать его в этом, показывать свое отвращение и недовольство. Как бы часто ни приходилось менять постельное белье, делать это надо так, чтобы больной не чувствовал себя виноватым.

В то же время отдельные больные, как правило, не находящиеся в тяжелом состоянии, проявляют недисциплинированность, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки. В таких случаях медицинская сестра должна решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость. Иногда достаточно объяснить пациенту, что его поведение приносит вред не только ему, но и другим больным (однако если беседу о вреде курения проводит медицинская сестра, от которой пахнет табаком, вряд ли такая беседа будет убедительной). Обо всех случаях неправильного поведения больного необходимо сообщать врачу, так как это может быть вызвано ухудшением состояния больного и при этом необходимо изменить лечебную тактику.

Медицинская сестра - сиделка связана всегда быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Если даже она чем-то расстроена или встревожена, больные не должны замечать этого. Ничто не должно отражаться на ее работе, на ее тоне в разговорах с коллегами и больными. Нежелательны также чрезмерная сухость и официальность, но недопустимы и легкомысленные шутки, а тем более фамильярность в отношениях с пациентами.

Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней, создавать у больных уверенность, что она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Большое значение имеет внешний облик медицинской сестры. Придя на работу, она переодевается в чистый, выглаженный халат или в форму, принятую в данном учреждении, меняет уличную обувь на тапочки или специальные туфли, легко поддающиеся санитарной обработке и не производящие шума при ходьбе. Волосы прикрывает шапочкой или косынкой. Всю рабочую одежду и обувь медицинская сестра оставляет в специальном шкафчике.

Аккуратная, подтянутая сотрудница вызывает доверие больного, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее и увереннее. И, наоборот, неопрятность в одежде, грязный халат, торчащие из-под шапочки или косынки волосы, злоупотребление косметикой, длинные покрытые лаком ногти -- все это заставляет больного усомниться в профессиональной квалификации медицинской сестры, в ее умении работать точно, чисто и аккуратно. Эти сомнения чаще всего бывают оправданными.

Медицинская сестра должна неукоснительно выполнять указания врача и точно соблюдать не только дозировку лекарства и длительность процедур, но и последовательность и время манипуляций. Назначая время или периодичность введения препаратов, врач учитывает длительность их действия, возможность сочетания с другими лекарствами. Поэтому небрежность или ошибка может оказаться чрезвычайно опасной для больного и привести к необратимым последствиям. Например, не сделанная вовремя инъекция гепарина может вызвать резкое повышение свертываемости крови и тромбоз коронарной артерии. По этим же соображениям медицинская сестра ни в коем случае, не должна самостоятельно отменять назначения врача или делать что-либо по своему усмотрению.

Современные лечебные учреждения оснащены новой диагностической и лечебной аппаратурой. Медицинские сестры должны не только знать, для чего служит тот или иной прибор, но и уметь им пользоваться, особенно если он установлен в палате.

При выполнении сложных манипуляций медицинская сестра, если она не чувствует себя достаточно подготовленной для этого или сомневается в чем-то, не должна стесняться просить помощи и совета у более опытных товарищей или врачей. Точно так же медицинская сестра, хорошо владеющая техникой той или иной манипуляции, обязана помогать осваивать эту технику своим менее опытным товарищам. Самоуверенность, зазнайство и высокомерие недопустимы, когда речь идет о здоровье и жизни человека!

Иногда в состоянии больного может наступить резкое ухудшение, но при этом нельзя допускать паники или растерянности. Все действия медицинской сестры должны быть предельно четкими, собранными и уверенными. Что бы ни случилось (профузное кровотечение, внезапное нарушение ритма сердца, острый отек гортани), нельзя, чтобы больной видел испуганные глаза или слышал дрожащий голос. Недопустимы также громкие, на все отделение, крики: «Скорей, у больного остановка сердца!» Чем тревожнее ситуация, тем тише должны звучать голоса. Во-первых, сам больной, если его сознание сохранено, плохо реагирует на крик; во-вторых, это резко нарушает покой других пациентов, которым может серьезно повредить волнение; в-третьих, окрики, беспрерывные поторапливания и нередко возникающая нервозная перебранка исключают возможность оказания больному своевременной и квалифицированной помощи.

При возникновении экстренных ситуаций распоряжения отдает заведующий отделением или наиболее опытный врач, а до прихода врача -- медицинская сестра, которая работает в данной палате ил и кабинете. Указания этих лиц должны выполняться немедленно и беспрекословно.

Тишина в отделении должна соблюдаться постоянно, особенно в ночное время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения, и никакие лекарства не помогут больному, если он не может заснуть из-за. громких разговоров и стука каблуков в коридоре.

Помимо контактов с больными, медицинской сестре нередко приходится вступать в контакты с их родственниками и близкими людьми. При этом также необходимо учитывать многие факторы. Медицинские работники, скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания или наступившее ухудшение состояния, должны в понятной и доступной форме сообщить об этом его родственникам, Но и среди них могут оказаться больные люди, в разговоре с которыми следует проявлять большую осторожность и такт. Нельзя также сообщать даже самым близким родственникам, а тем более сослуживцам больного о проведении ему некоторых калечащих операций, особенно если речь идет о женщине. Перед разговором с посетителями следует посоветоваться с врачом, а иногда спросить и больного -- о чем можно сообщить им, а о чем лучше умолчать.

Особенно осторожно надо давать информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно печальных сведений, а попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично, Подходя к телефону, медицинская сестра должна прежде всего назвать отделение, свою должность и фамилию. Например: «Четвертое терапевтическое отделение, медсестра Петрова». Ответы типа «Да!», «Слушаю!» и т. д. говорят о низкой культуре медицинского персонала.

Очень часто посетители просят разрешения помочь в уходе за тяжелобольными. Если даже врач и разрешил родственникам побыть какое-то время в палате, нельзя допускать, чтобы они выполняли какие-либо процедуры по уходу. Нельзя разрешать родственникам проводить кормление тяжелобольных. Практика показывает, что никакая забота близких людей не заменит тяжелобольному наблюдения и ухода квалифицированного медицинского персонала.

Термин «деонтология» был предложен в начале XIX века английским врачом Бентамом как определение учения о морали в целом. Далее «деонтология» сформировалась как специфическая система знаний о профессиональном поведении человека, исходя из требований общественной морали. Медицинская деонтология, являющаяся частью этой науки и изучающая профессиональную этику медицинского персонала, направлена на предупреждение отрицательных последствий взаимоотношений между медицинским персоналом и больным (пациентом).

В.В. Перелыгин, В.З. Бурлай, Шевченковская подстанция СМП, г. Запорожье

Жизнь современного человека проходит во все более нарастающем темпе. Работа, общественная деятельность, учеба, бытовые заботы, воспитание детей и прочее – все это настолько заполняет дни, что практически не остается времени на то, чтобы остановиться, сосредоточенно подумать в спокойной обстановке. Особенно трудно в этом отношении врачу, фельдшеру, которым кроме собственных забот и переживаний приходится нести тяжесть тревог и страданий людей, нуждающихся в их помощи.

Естественно, вопросы деонтологии в условиях оказания скорой медицинской помощи (СМП) имеют очень большое значение. При этом следует учитывать следующие важные особенности, а именно:

  1. Взаимоотношения медицинского персонала с тяжелобольными в различных условиях: на месте происшествия, в автомашине СМП, в лечебном учреждении.
  2. Личные качества и профессиональные особенности медперсонала, опыт работы в службе СМП.

Взаимоотношения медицинского персонала с внезапно заболевшим пациентом

Особенности и характер взаимоотношений врача и больного определяются присягой врача, которую принимает каждый выпускник медицинского вуза. Однако в системе учреждений СМП эти взаимоотношения более сложные и обостренные и должны рассматриваться не только в рамках отношений «врач – больной», но и с позиций отношений с родственниками, общественностью. Необходимо учитывать взаимоотношения внутри бригады СМП на каждом этапе работы согласно той последовательности, в которой каждый работник службы здравоохранения включается в нее:

  • диспетчера «03» с больными и родственниками;
  • внутри бригады СМП;
  • бригады СМП с больными и их родственниками, посторонними лицами в различных ситуациях рабочей обстановки;
  • бригады СМП с медицинским персоналом больничных отделений при передаче пациента на дальнейшее лечение.

Перечисленные факторы взаимосвязаны между собой и косвенно влияют на процесс лечения.

Взаимоотношение «больной – скорая помощь» начинается с приема вызова диспетчером. Он первым включается в работу. Обращающийся за скорой помощью человек, как правило, взволнован происходящим, и это обстоятельство должно учитываться персоналом службы «03». Четкая постановка вопросов, участливый тон, тактичное повторение вопросов в случае получения неясного ответа создает фон для работы бригады СМП на дому.

Современный житель Украины воспитан на лучших гуманистических началах, начитан, информирован о достижениях здравоохранения, требует к себе уважительного отношения и не терпит фамильярного обращения с собой.

Всегда ли наши сотрудники, работающие на приеме вызовов, отвечают этим требованиям? Скажем откровенно: частично. Так, довольно часто на неудовлетворительный повторный вопрос больного (а болеет человек не только телесно, но и духовно), диспетчер отвечает: «Вам что, уши заложило?», или «Не морочьте голову, положите трубку».

Конечно, это крайние варианты грубого монолога. Отдельные из них можно объяснить. В последние годы мы сталкиваемся с нарастающей тенденцией пренебрежительного, повелительного, а в отдельных случаях и откровенно хамского тона со стороны обращающихся в СМП, не говоря уже о хулиганствующих элементах, безнаказанно изощряющихся в грязной брани по «03». Безусловно, это требует от персонала диспетчерской железной выдержки, дабы не встать на путь огрубения и аналогичной ответной реакции.

В периодической печати уже неоднократно поднимался вопрос о воспитании чувства такта у людей, вызывающих «скорую помощь». Вместе с тем медицинские работники службы СМП, находящиеся на переднем крае здравоохранения, должны первыми находить противоядие против имеющих место негативных фактов.

Работа персонала СМП на месте вызова (в домашних условиях)

Вызов бригады СМП на дом имеет ряд особенностей. Бригаду ждут с нетерпением, ожидание порой кажется вечностью. Приход врача, его поведение, тактичность, выражение лица, слова, то, как выходит бригада из машины, как идет к больному – все важно.

Приезд «скорой помощи» к многоэтажному дому – это событие для его жителей. Все друг у друга на виду, у кого-то несчастье. И вдруг – веселый смех из открывающихся дверей машины, ленивая походка бригады, важно шествующей в подъезд. А завтра... из дома выносят гроб. Хронический тяжелый больной скончался до приезда скорой помощи. Он был обречен, но это стало известно бригаде только после беседы с близкими, о чем жители дома не знают. Зато они видели и слышали (в стенах наших домов прекрасная слышимость), как воскресным днем со смехом приехала бригада СМП. И вот у сотен человек сложилось представление о службе СМП: «Вы слышали, как они смеялись, когда Петрович умирал?»

Часто такое бывает? Нет! Редко. Из ряда вон выходящее событие. Однако оно может навсегда перечеркнуть тяжелый труд коллектива, не знающего покоя ни днем ни ночью, отдающего по крупицам свое здоровье во имя здоровья других. В медицине нет мелочей. Непонятно произнесенное слово, невнятная речь, незаконченная фраза, недовольство в голосе всегда могут привести к возникновению неприятных эмоций, к непониманию и неправильному истолкованию слов медработника. Уже это само по себе вредно для больного. А что мы слышим, диагностируя патологический климакс у женщин среднего возраста? «Cорок лет – бабий век». Звучит как приговор. А ведь 2-3 ласковых слова вселяют больному в душу уверенность и надежду. Многие пациенты знают о своих болезнях, их неблагоприятном исходе и с нетерпением ждут слов ободрения от врача. Ведь не зря существует выражение: «Если больному не стало лучше от посещения врача – это плохой врач». А Наполеон в свое время сказал: «Я не верю в медицину, я верю в своего врача».

Хотелось бы обратить внимание на соблюдение медицинским персоналом санитарно-гигиенических норм. Всем ясно, что, прибыв от одного больного к другому, перед осмотром следует вымыть руки. Это естественно. Люди ждут приезда врача, готовят полотенце, мыло, поскольку знают, что врач уже имел дело пусть не с инфекционными, но больными. Люди желают видеть хорошего, чистого душой и телом врача. И поэтому сама процедура подготовки к осмотру больного: приветствие, снятие верхней одежды, мытье рук и традиционный вопрос «Здравствуйте, что с Вами случилось?» внушает доверие больному и предполагает серьезность намерений прибывшей бригады.

Большое психологическое значение имеет внешний вид врача и членов бригады, выезжающих на вызов. Крайне отрицательно сказывается на больном и его окружающих неряшливость медработников.

И как неприятно, когда в обуви, со следами грязной улицы, снега, даже не извинившись, врач прямиком в пальто шествует к постели больного. Тотчас начинается расспрос, измерение АД, пальпация живота. Глядя на врача, не моет руки и фельдшер, затем вводит медикаменты. На другой день больная приходит в медучреждение: «Я ждала скорую помощь, приготовила полотенце, мыло... Теперь у меня зреет абсцесс, а меня уже трижды оперировали по этому поводу, и я с содроганием жду четвертого вмешательства...».

Нетипично? Однако такие факты – не редкость.

Важнейшим средством общения врача с больным является речь. Когда слово врача оказывает психологическое воздействие, успокаивает больного, улучшает общее состояние, оно служит целям общей терапии. Отсюда становится ясным, насколько продуманно и взвешенно должно быть слово врача. Ведь часто малокомпетентный врач, не найдя убедительных аргументов для больного, спасается тривиальной фразой: «Если Вы это знаете лучше, чем я, тогда зачем меня вызывали?» Врач должен помнить, что больной чутко реагирует на все. Это обязывает врача формулировать свои выражения так же осторожно и вдумчиво, как подбирать, например, те или иные лекарственные средства и дозы, составляя рецепт для оказания неотложной помощи. Оберегая спокойствие больного, врач должен в доступной форме изложить характер и степень серьезности заболевания. При этом он обязан фиксировать внимание на положительных тенденциях в болезненном процессе, стараться мобилизировать веру больного в возможность выздоровления, а не констатировать, к примеру, следующее: «Вы такая тяжелая, что краше в гроб ложат».

Оказание СМП на улице

При оказании скорой помощи на улице от бригады требуются более решительные действия. Здесь врач должен быть объективно строгим и решительным. Его распоряжения помощникам должны быть авторитетными, их следует отдавать быстро и решительным тоном. Суете и нервозности места нет.

В толпе всегда найдутся люди, советующие дать подышать умирающему от тяжелой травмы больному «нашатырным спиртом», ввести сердечное средство «кордиамин». С лицами, любящими давать советы и наводить критику, лучше не вступать в пререкания. Необходимо помнить, что при виде крови часть людей ведет себя неадекватно.

Вопросы этики приобретают особую актуальность во время работы в экстремальных условиях вследствие катастроф и стихийных бедствий. На первый план выступает несоответствие между числом пострадавших и возможностью оказания скорой помощи, меняются задачи, тактика, возрастает жесткость условий, в том числе этических и деонтологических. У врача СМП возникают трудности морального выбора, риск граничит с нравственными предпочтениями. В стрессовой ситуации все команды врач отдает громким голосом, правильно расставляет по местам медперсонал, отдает команды на сортировку и оказание медицинской помощи, обеспечивает связь с диспетчером, регистрирует госпитализированных, умерших и т. д. Оказавшись в трагических и стрессовых ситуациях, вызванных гибелью родных и близких, окружающие нуждаются в психотерапевтической помощи, элементами которой являются человечность, доброта, чуткость.

Взаимоотношения в приемном отделении

Важным этапом работы бригад СМП является соприкосновение с персоналом приемных отделений. В последние годы отчетливо видна тенденция к старению населения, утяжеление течения хронических процессов, которые необходимо лечить в стационарных условиях. Нехватка медикаментов в лечебной сети ведет к нежеланию ложиться в стационар. Скорая помощь имеет одно несомненное преимущество: больные, доставленные ею, подлежат приему в приемно-диагностическое отделение в обязательном порядке. Это обстоятельство, к сожалению, является камнем раздора, на фоне которого возникает много напряженных ситуаций, свидетелями которых становятся больной и родственники: «Что вы, как извозчики, везете и везете... Сегодня принимаю пятого человека... мест нет... если хотите, то положим в коридоре или ванной комнате до утра, а потом переведем наверх». В присутствии травматологического больного: «Возят тут всяких». Врач СМП начинает защищать интересы больного, врач приемного отделения – своего учреждения. Вышеприведенные диалоги происходят в присутствии пациента и часто заканчиваются словами: «Ладно, оставим, но если диагноз не подтвердится, учтите, домой больного повезете сами – у нас транспорта нет». Больным уже ничего не хочется, некоторые из них опрометчиво бросаются к карете скорой помощи, требуя возвращения домой.

Врач тоже человек

СМП по долгу службы чаще, чем другим, приходится встречаться с самыми трагическими случаями в жизни людей. Невозможно перечислить все ситуации, которыми насыщена практическая деятельность медицинских работников скорой помощи.

В этой связи необходимо остановиться на личных и деловых качествах врачей и фельдшеров, их профессиональной ориентации. Специфика работы выездного персонала СМП заключается в постоянном столкновении с человеческим горем, несчастьем, трагизмом ситуации, тяжелым состоянием больных и пострадавших, внезапной смертью. Исходя из этого, у врача СМП есть свои «вредности» психологического характера. Внезапность трагических ситуаций всегда сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями.

Персонал скорой помощи должен обладать сильным духом, большой внутренней культурой, духовностью, иметь исключительно высокие этические качества. Приведем такой случай из практики СМП. Врач скорой помощи на вызове констатировал смерть пациента, страдавшего хроническим алкоголизмом. Смерть наступила до приезда бригады СМП, но присутствующие на вызове хулиганы и алкоголики усомнились в заключении врача и под угрозой расправы заставили его везти труп в реанимационное отделение городской больницы. Реаниматологи объяснили им, что смерть наступила задолго до приезда СМП. Вместе с тем перед врачом никто не извинился. Хоть врач и проявил внешнее хладнокровие, но в моральном плане был унижен. Вы скажите, что таких случаев единицы. Да, но они есть.

Неизвестно, как бы развивались события на вызове, если бы врач отказался везти труп в больницу. Не единичны случаи, когда у постоянных штатных сотрудников выездных бригад иногда притупляется чувство ориентации в ситуации. В результате недостаточно ориентированного поведения отдельных членов бригады может возникнуть конфликтная ситуация, нередко приводящая к жалобам со стороны родственников и/или самого больного на работу медицинского персонала.

Не так давно в психологии появилось понятие «психологическая деформация». Так, Р. Конечный, М. Боухал в книге «Психология в медицине» (Прага, 1984 г.) пишут, что склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают трудно контролируемой властью. От решения и воли этих людей зависит свобода, здоровье и даже жизнь других людей, как это бывает, например, у учителей, судей, военнослужащих, а также врачей, сестер и других медицинских работников. При этом указывается, что психологическая деформация может наступить тогда, когда отсутствует общественный контроль, критика и возможна деформация власти. Учитывая то, что врач обладает определенной властью над больными, он также подвержен опасности деформации, которая возникает постепенно, на базе профессиональной адаптации. При длительной работе в условиях СМП у некоторых врачей, фельдшеров развивается определенное безразличие ко всякого рода трагическим ситуациям, постигшим больного. Конечно, некоторая эмоциональная сопротивляемость в этих случаях понятна и необходима, но способность понимать больного как страдающего человека всегда должна находиться в сознании медицинского персонала. Профессиональная деформация образуется под влиянием своего рода привычки к эмоциональным состояниям и может проявляться по отношению к пациентам в черствости и равнодушии, что, в свою очередь, может порождать грубость, пренебрежительное, высокомерное отношение к больному и приводить к унижению достоинства личности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Врачу СМП часто приходится иметь дело с самыми разными больными, как по тяжести состояния, так и по своим характеристическим качествам. Медработник СМП видит больного один раз и непродолжительное время. За этот короткий период врач должен правильно оценить состояние больного, оказать ему необходимую помощь, установить контакт с родственниками и не дать повода для необоснованных жалоб, а также оставить о себе хорошее впечатление у окружающих. Поэтому во всех его действиях особенно подчеркнуто должно быть гуманное отношение к пациенту.

.
Цель: Ввести понятие профессиональное общение. Дать общее представление и выделить особенности психологии общения медицинского работника с пациентами. Ввести понятия «астенизация» и «невротизация». Предложить развернутый план беседы медицинского работника с пациентом в условиях стационарного лечения.
Подготовить студентов к овладению следующими профессиональными компетенциями: ПК 1.1; ПК 2.3; ПК 2.5; ПК 2.6; ПК 2.7; ПК 3.2; ПК 3.3; ПК 3.4; ПК 3.6.

Профессиональное общение , являясь одним из вариантов межличностного общения, определяется видом профессии, целями и задачами конкретной профессиональной деятельности, ее социальной значимости. Каждая профессиональная деятельность основывается на необходимых для ее выполнения знаниях и навыках, имеет свою языковую, этическую, материально-техническую базу, особенности организации и управления. В зависимости от вида профессиональной деятельности в сознании людей формируется определенное представление об образе носителя той или иной профессии. Так, например, артист должен быть красивым и чувственным, спортсмен – сильным, космонавт – хорошо подготовленным, бесстрашным.


- Вспомните, как называется это явление в психологии?
Это явление стереотипизации, стереотипного восприятия.
- Что же собой представляет образ медицинского работника в сознании людей ?
Медицинский работник должен, по мнению общества, иметь образование, глубокие знания в своей специальности, быть высоконравственным человеком. К тому же должен обладать личным обаянием, скромностью, правдивостью, справедливостью, гуманизмом и оставаться на протяжении всей жизни здоровым человеком . В то же время медицинская деятельность осуществляется в рамках целого ряда юридических административных нормативных границ, которые способны влиять на характер профессиональной деятельности. Это строгая субординация, нормативные нагрузки, обязательность исполнения, порядок обследования и т.д.
Направленность профессионального общения двойственна. В первую очередь это внутрипрофессиональное общение. Внутрипрофессиональное медицинское общение основывается на необходимом объеме знаний медицины и ее языка. Первые непрерывно пополняются, а язык основывается на большом количестве латинской терминологии, которая в быту практически не используется. Медицина имеет огромное количество разделов и специальностей, каждые из которых имеют свою специфику. В решении задач охраны здоровья человека медицина определенным образом структурно организована и реализуется на разных исполнительских уровнях (учреждение, отделение; врач, фельдшер, медсестра, санитар). Кроме того, медицинская деятельность , при всей значимости центральной фигуры врача, является деятельностью коллективной.
Ориентация на латинский язык, как базовый в медицине, исторически преследовала цель создания возможности взаимопонимания между медицинскими работниками независимо от их национального языка. Кроме того, это давало возможность ограничить доступ к содержанию медицинских заключений посторонних лиц. В настоящее время значение его в сохранении медицинской тайны несколько уменьшилось, однако он по-прежнему играет внутрипрофессиональную коммуникативную роль. Поэтому, чем больше объем знаний медицинской терминологии у медицинского работника, тем легче понимать ему коллег, независимо от их специализации.
Организация медицинской деятельности направлена на максимальное ограничение и исключение действий, способных навредить пациенту.
- Каков главный принцип деятельности медработника? («Не навреди!»)
Это обязывает медработника к соблюдению в общении и работе строгой субординации. Личная инициатива медработника не должна выходить за рамки действий, предусмотренных конкретным планом обследования и ведения больного.
Коллективность медицинской деятельности подразумевает также необходимость формирования у сотрудников чувство коллективизма, взаимоуважения, взаимодоверия и взаимоответственности.
- Вспомните работу бригады скорой помощи из фильма «Неотложка».
Во вторую очередь профессиональное общение медработника включает в себя общение с пациентами .

По мере совершенствования лечебно-диагностического процесса, внедрения современных методов лечения и диагностики, неизбежно повышаются требования к фельдшеру , к его личным и профессиональным качествам. Пациент видит в медицинском работнике представителя профессии, конкретного специалиста, просто человека, наконец. Осознанно или неосознанно, пациент оценивает медицинского работника. В на решение таких вопросов: «Можно ли доверять данному специалисту?», «Какой он человек?» В зависимости от того, какое мнение сформируется у человека, обратившегося к вам за помощью или вынужденного получать ее от вас, будет во многом определяться эффективность вашей помощи.


- Мы уже говорили о том, что в обществе складывается определенный образ медицинского работника.
Чем в большей степени у пациента совпадает ожидаемый образ медицинского работника с реальным, тем большее доверие он к нему испытывает. Не случайно специалисты по медицинской психологии считают, что медицинский работник должен производить впечатление «хорошего человека». Именно такому человеку пациент захочет доверить свое здоровье и жизнь. Именно на таком, полном доверии медработника и пациента и строится терапевтическое сотрудничество, без которого невозможно лечение.
В настоящее время все больше возрастает необходимость индивидуального подхода к пациенту. В связи с этим от фельдшера требуется не только высокий профессионализм, но и знание психологии общения, глубокое усвоение этических норм и правил деонтологии.
- Еще Авиценна, великий врач и мыслитель средневековья говорил, о трех средствах помощи больному человеку – о «ноже, траве и слове», тем самым подчеркивая важность человеческого слова, а по сути – психологии общения в процессе исцеления от недуга.
При общении с пациентом медицинский работник должен помнить о том, что любое заболевание является достаточно сильным фактором, вызывающим стресс . Это неизбежно сказывается на психическом самочувствии пациента, даже если не осознается им самим. Напряжение различных функциональных систем организма способствует общей астенизации (ослаблению и истощению адаптационных механизмов и, в первую очередь, центральной нервной системы) и невротизации (появлению различных патологических личностных реакций). Особенно это проявляется при длительных хронических заболеваниях. Все это усложняет процесс общения и взаимодействия с пациентом.
- Как вы думаете, что является самым сложным в работе фельдшера?
Самым сложным в работе фельдшера является процесс общения с больным человеком; общение, которое значительно отличается от общения со здоровым человеком.
Медицинский работник должен уметь своевременно оценить нервно-психическое состояние больного и по возможности оказать благотворное воздействие на пациента в процессе общения . Он должна уметь оценить влияние на психику пациента особенностей течения болезни, диагностических процедур, эффекта проводимого лечения. При этом главным симптомом оценки состояния больного будет боль, а ее успешное преодоление – основным фактором оказания помощи.
Об ухудшении состояния больного будут свидетельствовать и другие факторы. Например, если пациент замыкается в себе, становится вялым, безразличным. Довольно часто ухудшение состояния проявляется в виде тревожного беспокойства, раздражительности и даже агрессивности. Все это медицинский работник должен вовремя заметить, понять и адекватно оценить. Обо всех случаях изменения самочувствия и состояния пациента медицинский работник должен вовремя информировать врача.
В борьбе с болезнью многое зависит от пациента, от его жизнестойкости, готовности сотрудничать с медиками. Медицинский работник должен уметь помочь пациенту осознать необходимость борьбы с болезнью. (Абуль Фараджа, XIII век).
В связи с этим важной психологической задачей фельдшера является умение привлечь пациента к активному участию в лечебном процессе.
2. Общение с пациентами.

Какие же существуют закономерности в установлении контакта и взаимодействии медработника с пациентом ?


Ишван Харди выделил три этапа в общении медработника с пациентом в условиях стационарного лечения:
На первом, начальном этапе происходит ориентация: пациент и медработник знакомятся друг с другом. И хотя больной человек погружен в свои проблемы, но в интересах приспособления к новой ситуации, он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание специфику больничной обстановки, считаться с принятыми правилами. В свою очередь фельдшер или медсестра в ходе знакомства получают представление о поведении нового человека, особенностях его характера, переживаниях, целях, что очень важно в дальнейшей работе. Пациента в этот период могут одолевать воспоминания о предыдущем пребывании в больнице , предубеждения, которые он может проецировать на лечащий персонал.
На втором, развернутом этапе , пациент и медицинский персонал, познакомившись, строят свое общение друг с другом в зависимости от сложившегося уровня отношений. На этом этапе состояние больного во многом зависит и от перемен, которые происходят с ним вследствие болезни. Так появляются страх, неуверенность, болезненные фантазии, мнительность, придирчивость и т.д. Поддержка больного, положительные перемены в состоянии здоровья, доверительные отношения с медицинским персоналом, конструктивный климат в отделении – все это является теми факторами, которые вносят в сознание больного чувства оптимизма, надежду на благоприятный исход, выздоровление.
На завершающем этапе трудности возникают при выписке больного. Ему приходится покидать место, где он защищен от опасности, и это вызывает беспокойство. Состояние неуверенности усугубляют опасения, а сможет ли он полноценно включиться в обыденную жизнь, работу. На этом этапе важно заранее подготовить больного к выписке, помочь ему осмыслить варианты последующих действий. Задачи врача и медицинского персонала заключаются так же в психологической подготовке родственников и близких больного к тому, как поддержать выписываемого, что делать в той или иной ситуации дома.
Важным в общении с пациентами в процессе лечения является создание стойкой обратной связи . Параллельно лечащему специалисту, пациент контролирует свое состояние и по мере необходимости анализирует свои выводы вместе со специалистами. При работе в паре с врачом медицинский работник обязан согласовать с ним объем информации, который ей можно доводить до сведения пациента и его родственников. При этом не следует информировать в спешке, «на ходу», или при посторонних. Грубо или резко прерывать эмоциональные реакции пациента. Нельзя давать объяснения, заведомо непонятные для больного и «пугать» его. Нельзя давать обещания, которые невозможно сдержать или скрывать информацию с целью «обнадежить». Не следует иронизировать по поводу болезни, негативно интерпретировать действия медперсонала; обвинять кого-либо в причинах возникновения болезни.
Затруднить процесс общения могут и представления медработника о так называемом «идеальном пациенте». Это понятие включает в себе следующие характеристики: малую осведомленность больного в медицинских вопросах, веру и отсутствие сомнений в силах и умениях медика , готовность беспрекословно выполнять назначения, умение четко излагать свою проблему и жалобы, отсутствие ипохондричности (фиксированности на болезни). Медик обычно нацелен на авторитарный стиль взаимодействия с больным, и не всегда готов к сотрудничеству, к истинному партнерству. Возможно, это связано с защитой от профессионального «выгорания», психологической усталости. При директивном поведении медработника, и следовательно, зависимом поведении пациента, медик берет на себя всю ответственность за исход лечебного процесса, поскольку убежден, что отрицательный результат будет рассматриваться как его ошибка или проявление некомпетентности.
Общение с пациентами является одним из главных элементов лечебного процесса. Поэтому важной задачей медицинского работника является понимание особенностей личности, жизненных целей, установок и мотивов больного человека, а также возможность прогнозирования реагирования на различные ситуации, возникающие в процессе лечения.

Медицина относится к самой гуманной сфере деятельности человека. Это известно каждому медработнику. Высокий уровень знаний, умения, навыков, профессионального мастерства и способностей позволяет медработникам спасать людей от острых заболеваний, неотложных состояний и травм.

Большое место в работе фельдшера скорой помощи занимают вопросы этики и медицинской деонтологии. Знание их обязательно для каждого работника службы скорой помощи.

Моральная ответственность за больного, умение пренебречь личными интересами во имя его здоровья, тревога за больного, душевная боль, самопожертвование и подвиг — это норма поведения врача и среднего медработника в нашей стране. Особенности медицинской деонтологии состоят в том, что ее нельзя выучить, хотя можно знать много «мудрых мыслей», высказанных о долге медработника нашими предшественниками и современниками.

Можно выучить правила отношения к больному и его родственникам. Но самое главное — это понять эти правила сердцем, сделать их своим убеждением. Современная медицинская деонтология — это учение о долге медработника перед больным. Эта научная дисциплина является стержневой проблемой в воспитании медперсонала. В формировании личности квалифицированного медработника, особенно специалиста службы скорой помощи, вопросы воспитания, профессиональной и политической учебы, вопросы деонтологии должны занимать одно из главных мест.

Медработнику, который правильно, грамотно, с соблюдением всех законов чести, морали и этики строит свою работу с коллегами (врачами, средним и младшим медперсоналом), больными и родственниками и соблюдает все принципы медицинской деонтологии, как правило, работается легко.

Работа фельдшера скорой помощи проходит в особых условиях. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что это специальность героическая, требующая полной отдачи духовных и физических сил, большого нервного, эмоционального напряжения, так как на распознавание заболевания и его лечение отводятся очень короткие сроки. Прежде чем осветить основные положения этики и медицинской деонтологии фельдшера скорой помощи, их применение в повседневной практике, следует охарактеризовать особенности работы и специфику его труда.


«Работа фельдшера скорой помощи»,
В.Р. Прокофьев

Смотрите также:

© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы