02.09.2023

Зиявудин магомедов биография личная. Биография


Про порт. Я не знаю, во что он превратится к моменту приватизации, что будет собой представлять. Он в разобранном состоянии, все нефтяники оттуда уходят. «Транснефть» много об этом писала. При допустимом содержании воды 0,5 % в нефти, там 5–10 % воды, в прошлом году в работе порта было 29 технологических остановок. Фундаментально у него большой потенциал развития, но, чтобы составить конкуренцию другим южным портам, ММТП должен предоставить клиентам сервис очень высокого уровня.

- И нормального владельца.

Полагаю, да. Но это вопрос не ко мне – это вопрос к государству: довольно ли оно управлением. Так что посмотрим, когда [порт] будет приватизироваться – будет ли что приватизировать к тому моменту, и будет ли нам это интересно.

А что касается большой деятельности, которую я там веду, основной концепт – образование. Наш проект, который назывался Plug & Play, а затем превратился в ПЕРИ Инновации – это не просто инкубатор [для технологических стартапов], это в том числе образовательный проект, 11 команд от него неоднократно выезжали в Азию, в Силиконовую долину. Проект одной из команд My diaspora – был признан лучшим в специальной номинации Google. Это формат, который позволяет знакомиться молодежи с конфессионально-этническими особенностями. Также у них есть проект Smart capacity.

- Вы инвестируете в такие вещи?

Конечно. Дагестанские программисты сейчас продают софт израильским стартапам. И молодежь, которая есть в Дагестане, достаточно качественная. В мои годы Махачкала была продвинутым городом, наполовину русским. Очень сильные вузы были – политехнический институт, мединститут, до сих пор учеников своего отца встречаю в Москве, которые работают в больших и малых медицинских учреждениях. Поэтому мы там тратим много усилий на образовательный контекст.

Строим детские сады, школы (две школы построили, два детских сада), восстанавливаем музеи, которые связаны с сохранением культурно-исторического наследия. Большой проект, который мы сделали, построили музей Петра в Дербенте. Во время персидского похода, в 1722 году Петр I был в Дербенте, в одном из старейших городов мира. Сейчас у нашего фонда есть проект, который с использованием новейшего оборудования, технологий – 500 микрон – позволяет оцифровывать в 3D старейшие рукописи. Мы это сделали в Дербенте, потом это сделали в Вологде (Ферапонтов монастырь). Сейчас другие идеи – по пушкинскому дому в Питере, по созданию музея боевой славы России в Хунзахской крепости, где в 1871 году останавливался император Александр II. И так далее. Это не только Дагестан: все, что связано с сохранением культурно-исторического наследия России – это тоже часть нашей стратегии.

– Какие еще у вас бизнесы в Дагестане есть? Может быть, какая-то связь с портом?

– Нет, у нас нет бизнеса с портом. Никакого. И я не договорил самого главного: мы сейчас строим, и, надеюсь, в этом году достроим в центре Махачкалы центр поддержки талантливой молодежи «Периметр» – по аналогии с «Сириусом» в Сочи, но без проживания. Там будет центр дополнительного образования, где ребята будут заниматься математикой, информатикой, программированием и робототехникой, также в «Периметре» разместится наш бизнес-инкубатор. Только в прошлом году по программам «Периметра» обучились почти 14 тыс человек. Другой центр поддержки талантливой молодежи работает на базе Дома Петра I в Дербенте. Там молодежь обучается креативным технологиям. Кроме того, в Хунзахском районе, в старой крепости, мы планируем создать центр с проживанием – в точности как «Сириус». Одновременно в нем смогут жить и учиться 100 человек. Планируем создавать аналогичные центры и в других городах России.

- А где?

Фонд «Пери» это анонсирует.

- Во сколько вам обходятся в год дагестанские программы?

Не считал.

- Это сотни миллионов, десятки миллионов долларов?

Сотни. В общем, Дагестан – это уникальный регион, где очень активная, талантливая молодежь. Как и Приморский край, где мы работаем. И я хотел бы, чтобы там были не только спортсмены. Хотя мне кажется, столица боевых искусств в мире - это Дагестан. А в Приморском крае у нас хоккей.

- Хоккеем брат занимается?

Брат занимается Ночной хоккейной лигой, а я «Адмиралом» занимаюсь. У нас же свой клуб [на Дальнем Востоке].

- Зачем вам нужен хоккейный клуб «Адмирал» на Дальнем Востоке?

Объясню. Это же наша территория, российская. Народ ходит – трибуны забиты на 98 процентов. Четвертый год подряд. Мы создали команду, она вошла в плей-офф. Народ должен куда-то ходить, в стране должна быть какая-то связь, помимо связи физической, территориальной, экономической. Спортивная связь – тоже элемент коммуникации, когда клуб выезжает.

- Вячеслава Фетисова вы туда привели?

Не мы, он там исторически. Мы изначально финансировали этот клуб, сейчас команда играет очень хорошо, улучшает уровень из года в год.

- Это связано с тем, что вы занимаетесь проектами на Дальнем Востоке?

Мы там крупный инвестор, один из самых крупных. Поэтому, я полагаю, что наша социальная активность [должна быть соразмерной].

- А сколько примерно вы в Дальний Восток инвестировали?

Не считал. Много. В Fesco очень много инвестировали. Сейчас в Зарубино, в Находку. Много.

Еще один из ваших известных проектов – это бойцовский клуб Fight Nights . Он больше ориентирован на Россию, мы правильно понимаем?

Это не российский, а глобальный проект. Но, конечно, изначальная стратегия – это Россия и СНГ. Как и UFC, по большому счету: она сильно сфокусирована на США, в первую очередь, но все равно проводит турниры и в Европе, и в Азии, и в Бразилии. Так же и мы. Мы полагаем, что Россия наряду с Америкой и Бразилией является биологической платформой, которая производит огромное количество бойцов. Вообще, MMA [смешанные боевые искусства] – это вид спорта, который, как мне кажется, затмит бокс в ближайшие несколько лет. Он уже превосходит бокс по зрелищности и звездности некоторых спортсменов.

– Так все-таки это бизнес для вас?

– Это бизнес-проект, который сегодня в России пока не успешен коммерчески, потому что в США телевизионные каналы платят гигантские деньги за контракты с такими компаниями, как UFC, а потребитель платит за event (pay-per-view) 65 долларов. Российский потребитель себе пока такого позволить не может. Но в течение двух-трех лет, я думаю, ситуация будет меняться.

– Ставки на исход боёв тоже, наверное, помогают окупаемости.

– Мы этим не занимаемся. Мы исходим из того, что в России очень много спортсменов. У меня была сначала такая эмоциональная задача, чтобы российские спортсмены занимали весь пьедестал в мире. И мы к этому, несомненно, придем. Я считаю, сейчас лучший спортсмен в России в СНГ за всю историю, наряду с Федором Емельяненко - это Хабиб Нурмагомедов, человек, у которого ни одного поражения не было, и, надеюсь, так и будет дальше.

- А какова задача вашего клуба, вы хотите привлечь бойцов в Fight Nights ?

Это не клуб. У нас есть свой клуб – Eagles, где я считаю, собраны лучшие спортсмены России и одни из лучших в мире: Хабиб Нурмагомедов, Виталий Минаков, Сергей Павлович и много других ребят. Клуб – это клуб, а промоутерская компания в перспективе – это бизнес. Мы строим это по бизнес-модели. И с точки зрения стратегии и географии это – глобальная компания. Мы выйдем на все рынки. В этом году у нас будет один-два турнира в Европе и много турниров в СНГ – всего порядка 20-25 турниров. В этом году мы развиваем пространство Европы и СНГ, а в 2018 году уже выйдем на американский рынок.

UFC проводит 40 с чем-то турниров, некоторые бойцы – 450–500 человек – у них могут подраться один раз в год. Поэтому мы исходим из того, что оптимальное количество турниров – 30. Примерно три турнира в месяц.

- А уровень бойцов у вас будет сопоставим?

У нас, поверьте, и уровень бойцов будет сопоставим. Мы очень жестко будем относиться к употреблению допинга. Уже это жестко отслеживаем.

- Это запрещено?

- Есть цифры, которые вы можете назвать, сколько вы потратили?

Потратили десятки миллионов долларов. Я думаю, потратим еще в районе 50–70 в течение трех-четырех лет. И выйдем на планово-позитивные показатели через три года.

- А кто ваши партнеры в Fight Nights ?

Я мажоритарный собственник. Есть Камил Гаджиев и команда менеджеров, которые исторически создавали этот бренд. Очень профессиональная команда ребят.

- А какие-то клубы, может, будете покупать спортивные?

У нас есть клуб Eagles. Вообще, fighting-клуб – он работает со всеми промоутерскими компаниями. Никаких предпочтений нет. Есть еще один клуб, который в скором времени во Владивостоке объявит о своем существовании. Есть залы, которые мы строим по всей России. Например, в Брянске построили зал под Виталия Минакова. Сеть залов под брендом Eagles будет развиваться. В Москве есть такой зал. В Махачкале два зала уже построенны, и будем строить большой центр. В Ростове будет большой центр.

Народ у нас пассионарный, это русская черта, и никуда мы от этого не уйдем. Мы любим выяснять отношения. Лучше это делать на ринге, чем на улице.

- А вы же лично тоже деретесь на ринге?

- С вашими бойцами профессиональными? А не боитесь получить?

Да, с бойцами.

- А с кем вы дрались из известных спортсменов?

Я тренируюсь. Я думаю, профессиональные спортсмены меня «берегут». Хотя они считают по-другому, но это больше для себя.

- Но вы каждый день занимаетесь?

Не всегда удается: много летаю. Так предпочитаю по возможности заниматься каждый день.

А где вы нашли вашего легендарного тренера Камела? Про него все рассказывают – человек- гора, весь татуировках.

Нашел я его в Лас-Вегасе, когда он тренировал известных бразильских ребят – Сильву и других. Хороший человек, бодрый. Ну, он не один – целая группа.

- Это вам для здоровья или когда-то хотите в роли профессионала себя попробовать?

Для здоровья.

- А в хоккей играть умеете?

Играю. На коньках, правда, не катаюсь. В Махачкале в те редкие дни, когда у нас были минусовые температуры, мы ночью заливали водой асфальт. И утром, когда был лед, до школы, мы выходили играть. Без коньков я играю достаточно хорошо. Но на это нужно несколько больше времени, чем я располагаю. Когда появляется свободные время на выездах, играю в футбол.

- Самый известный поклонник хоккея у нас сейчас – это президент. Говорят, он вас позитивно воспринимает .

Я не знаю, как он меня воспринимает.

- Встречаетесь с ним в Кремле?

Иногда. У него график очень сложный – 24/7, работает до двух-трех ночи. По маленьким вопросам стараюсь не беспокоить.

- Когда была последний раз необходимость?

Горячей не было. Но реализация таких масштабных проектов как Hyperloop, наверное, может потребовать его внимания.

Следственный департамент МВД России просит суд арестовать совладельца компании «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова . Официальные причины пока не называются. Пресс-служба Тверского суда столицы сообщает, что решение об аресте могут принять в субботу, 31 марта, после 15:00. «Интерфакс» со ссылкой на источники уточняет, что вместе с владельцами компании Зиявудином и Магомедом Магомедовыми задержан глава компании «Интекс», входящей в холдинг, Артур Максидов. Также была задержана гендиректор группы «Сумма» Лейла Маммедзаде.

Миллиардера задержали вечером в пятницу, 30 марта на 48 часов. По данным The Bell, в тот момент Магомедов собирался вылетать США. В пресс-службе «Суммы» к моменту публикации материала не смогли прокомментировать Forbes ситуацию.

Также в пятницу сотрудники ГУЭБиПК МВД и службы экономической безопасности ФСБ провели серию обысков в коммерческих структурах Зиявудина Магомедова, сообщает «Коммерсант». Следственные действия связаны с уголовным делом о хищении более 752 млн рублей в ходе строительства стадиона в Калининграде, на котором пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Дочерняя структура «Суммы» - «Глобалэлектросервис» - была подрядчиком на первых этапах строительства стадиона.

Компания должна была подготовить площадку на острове Октябрьский под строительство стадиона. В 2014 году «Глобалэлектросервис» провела эти работы, в частности, для укрепления слабых грунтов было использовано 1,6 млн т песка. Сдавал их гендиректор «Глобалэлектросервиса» Эльдар Нагаплов, а принимали - бывший министр строительства Калининградской области Амир Кушхов и заместитель главы регионального управления капитального строительства Сергей Трибунский.

По версии следствия, работы были проведены плохо, в частности, претензии возникли к качеству песка. Впрочем, в самой компании утверждали, что песок был нужного качества, но «изменил структуру» из-за того, что работы проводились в болотистой местности.

Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено калининградскими правоохранительными органами еще в августе 2014 года. Летом 2017 года были арестованы Кушхов, Трибунский и заместитель гендиректора компании «Глобалэлектросервис» Хачим Эристов. Нагаплов был арестован заочно, так как успел скрыться.

В правительстве Калининградской области отказались ответить на вопрос, связано ли дело, по которому задержаны Магомедовы, со строительством стадиона. Собеседник Forbes отметил, что представители следственных органов к ним за информацией не обращались, однако в 2017 году Кушхов был уволен по итогам внутренних проверок в части строительства стадиона «Арена Калиниград», и материалы от местных контрольных органов были переданы в правоохранительные органы в установленном в таких случаях порядке.

Последние годы уроженец дагестанского села Шошота миллиардер Зиявудин Магомедов активно выстраивает имидж предпринимателя, увлеченного новейшими технологиями. Несколько раз в год он летает в Кремниевую долину, увлеченно рассуждает в о принципах sharing economy и входит в совет директоров проекта Hyperloop One, в который через фонд Caspian VC вложил, по словам его представителя, как минимум $50 млн Однако в России дела группы «Сумма», которой владеет бизнесмен (вместе со старшим братом Магомедом), уже давно идут не лучшим образом.

Бизнес «Суммы» всегда был связан с государством, ее резкий взлет пришелся на годы правления Дмитрия Медведева. В 2011 году партнерство с «Транснефтью» и крупные господряды помогли Зиявудину Магомедову войти в список Forbes с состоянием в $750 млн, а спустя три года стать долларовым миллиардером. Но в какой-то момент государство отвернулось от «Суммы» - когда в президентское кресло вернулся Владимир Путин, а политики из команды Медведева (например, Аркадий Дворкович, который учился вместе с Магомедовым в МГУ) начали терять влияние. Forbes вспоминает хронику крупнейших потерь и неудач Зиявудина Магомедова.

Сломанный трамплин

Владимира Путина редко можно было увидеть в таком гневе. «И вице-президент Олимпийского комитета страны занимается вот такой стройкой?» - задыхался он от ярости, пока замглавы правительства Дмитрий Козак сбивчиво пытался объяснить, почему сроки сдачи трамплина «Русские горки» в Сочи сорваны, а смета выросла с 1,2 млрд до 8 млрд рублей. Самого вице-президента Ахмеда Билалова на той встрече в феврале 2013 года не было. Она стала для него роковой. Выйдя после разноса Путина к журналистам, Козак заявил, что Билалов может искать новую работу. Вскоре пришлось искать и новое место жительства - Билалов уехал сначала в Германию, затем в Великобританию, а в России против него завели уголовное дело о злоупотреблении полномочиями.

Билалов - двоюродный брат Магомедовых. Он же стоял у истоков их первого бизнеса - компании «Интерфинанс», которая управляла активами «Зарубежнефти», и банка «Диамант». Не прошло и недели с момента сочинского скандала, как Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) подало иск к инжиниринговой компании «Стройновация», входящей в группу «Сумма», на 5,05 млрд рублей.

Государство требовало вернуть аванс, выданный на строительство железной дороги «Кызыл-Курагино». Этот подряд «Стройновация» выиграла в 2011 году, обойдя в том числе структуры Аркадия Ротенберга . За 44,3 млрд рублей «Сумма» обещала построить 147 км дороги в Республике Тува, без которой нельзя было начать разработку Элегестского месторождения коксующегося угля - одного из крупнейших в России. Иску Росжелдора предшествовала проверка, которую первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил провести Минтрансу. Госаудит выявил, что «Стройновация» срывает график производственных работ. В итоге контракт с компанией Зиявудина Магомедова был разорван.

Впрочем, основные проблемы у «Суммы» были впереди. В 2015 году Магомедов в последний раз попал в рейтинг Forbes «Короли госзаказа». Тогда сумма выигранных им господрядов составляла 49,4 млрд рублей. Крупнейшим был контракт на почти 24 млрд рублей - за эти деньги «Стройновация» должна была построить объекты транспортного узла Восточный - Находка в Приморском крае. Кроме того у компании был заказ на 10,5 млрд рублей на строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск. А с Росавиацией был заключен контракт на строительство аэродромов в калининградском аэропорту Храброво за 3,1 млрд рублей.

Именно с этим объектом оказался связан один из самых болезненных публичных ударов по репутации «Суммы».

В июле 2016 года с инспекцией в Храброво приехал Игорь Шувалов и не смог сдержать эмоций. «Аэропорт находится в ужасном состоянии!», - восклицал он, не обнаружив на строительной площадке ни людей, ни техники. Вскоре Росавиация оценила отставание «Стройновации» от графика на девять месяцев, контракт был расторгнут, а аэропорт сменил собственника - им стал «Новапорт» Романа Троценко .

Закрытое море

В мае 2017 года РБК со ссылкой на источник, близкий к «Сумме», сообщил , что Зиявудин Магомедов намерен продать «Стройновацию», которая окончательно увязла в финансовых проблемах, потеряв помимо Храброво целый ряд крупных подрядов. Бизнесмен также искал покупателя на компанию «Глобалэлектросервис», которая строила ЛЭП и электростанции и недавно лишилась части контракта на 13,2 млрд рублей на строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань для «Русгидро».

Через пару месяцев иски почти на 300 млрд рублей к «Стройновации» подал Новороссийский морской торговый порт (НМТП, владеет также портами Приморск и Балтийск). Речь в иске шла об одной из поставок на НМТП: расплатиться за нее должна была «Стройновация», которая этого не сделала. Суд взыскал с компании почти 180 млрд рублей. Пикантность иска заключалась в том, что одним из основных собственников НМТП является как раз «Сумма». НМТП, Fesco и «Трансконтейнер» - так Магомедов описывал ключевую тройку российских активов в прошлогоднем Forbes.

Партнер «Суммы» в НМТП - «Транснефть», они с на паритетных основах владеют компанией Novoport, в собственности которой 50,1% портового оператора. Напрямую «Транснефть» владеет еще 10,5%, а «Сумма» - 2,75% акций НМТП. Еще 20% принадлежат Росимуществу. Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 году - порт стал крупнейшим и наиболее доходным активом для Магомедова. К тому моменту у него были очень хорошие отношения с «Транснефтью», которая долгое время обеспечивала «Стройновацию» заказами на строительство трубопроводов.

Но уже в 2013 году между партнерами разгорелся корпоративный конфликт: «Транснефть» потребовала сменить совет директоров НМТП, заявив, что тот не учитывает ее интересы. Затем конфликт был разрешен, а «Сумма» долгое время объявляла о своем желании принять участие в приватизации 20% НМТП. Но в февраля 2018 года стало известно, представители «Суммы» не попадут в список кандидатов в новый совет директоров НМТП. Зато «Транснефть» выдвинула сразу пять кандидатов. В пресс-службе «Суммы» это объясняли тем, что в Novoport по поручению правительства началась юридическая реструктуризация. А меньше чем через месяц стало известно о том, что ФАС одобрил ходатайство «Транснефти» о покупке доли «Суммы» в Novoport. Надежды Магомедова не оправдались - в «Сумме» решение о выходе из НМПТ объяснили задержками с приватизацией. На сегодняшний день, исходя из котировок НМТП на Московской бирже доля «Суммы» оценивается в 41 млрд руб.

Эти деньги для «Суммы» явно будут не лишними, учитывая в каком бедственном состоянии пребывает второй актив из «стратегической триады» Магомедова - один из крупнейших транспортных операторов в России FESCO (у Зияудина Магомедова 65,9%). Начиная с 2016 года Fesco находится в состоянии перманентного дефолта по рублевым облигациям и евробондам. Для реструктуризации долга ($885,1 млн в августе 2017 года) «Сумма» в прошлом ноябре вязла кредит у ВТБ $680 млн, заложив госбанку 50% в Объединенной зерновой компании (ОЗК). Поручителем по кредиту выступает Якутская топливно-энергетическая компания Магомедовых. Три месяца назад она не смогла полностью исполнить оферту на 694 млн рублей по выкупу акций у недовольных миноритариев.

Сошли с пути

Не лучше обстоят дела «Суммы» и в «Трансконтейнере», крупнейшем операторе контейнерных перевозок (около 47% рынка перевозок по железной дороге в России). У Зии Магомедова в этой компании 16,5% акций, которыми он владеет через Fesco (Fesco принадлежит 25,07% акций «Трансконтейнера»). Неудобный партнер - вновь государство, 50% + 2 акции «Трансконтейнера» принадлежит РЖД. Как и в случае с НМТП «Сумма» давно пытается выкупить пакет госмонополии.

В мае 2017 года Магомедов написал Путину письмо в котором просил президента поддержать продажу «Сумме» контроля в «Трансконтейнере» и обещал за счет интеграции с Fesco и НМТП создать для экономики мультипликативный эффект в 560 млрд рублей. Один раз у Магомедова уже получилось провернуть подобный трюк с нефтяным бизнесом, когда за счет партнерства с «Транснефтью» в НМТП он получил : от добычи до продажи на мировые рынки. На этот раз против идеи миллиардера немедленно выступили РЖД, увидев в ней риски монополизации, и припомнив Fesco ее финансовые проблемы.

Рано или поздно РЖД из капитала «Трансконтейнера» выйдет: ярым сторонником внесения этой доли в план приватизации активов железнодорожной монополии является Игорь Шувалов. Велика ли вероятность того, что пакет РЖД достанется «Сумме»? К оператору давно присматриваются Владимир Лисин и РФПИ. Но недавно у Магомедова появился новый конкурент, продвинувшийся дальше прочих.

В начале этого года РБК сообщил о желании Романа Абрамовича и Александра Абрамова поучаствовать в приватизации «Трансконтейнера». Стартовые позиции у партнеров более чем хорошие: в декабре их компания «Енисей Капитал» уже вошла в капитал оператора, выкупив 24,5% «Трансконтейнера» у НПФ «Благосостояние», пенсионного фонда РЖД.

Почему у непотопляемой Группы «Сумма» дела идут все хуже и хуже?

Темные тучи сгустились над группой «Сумма», определяющей себя как «диверсифицированный холдинг, объединяющий перспективные и динамично развивающиеся активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах» – проще говоря, скупающей все активы, которые могут представлять интерес.

Представители «Суммы» проиграли выборы в Совете директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Несмотря на то, что 50,1% порта принадлежит совместному предприятию «Суммы» и «Траснефти», директорами НМТП с его стороны стали только люди из «Транснефти», на 78,11% принадлежащей Росимуществу, то есть государству. Очевидно, что такое решение было принято на весьма высоком уровне и является ярко выраженным сигналом основному владельцу «Суммы» Зиявудину Магомедову . А может быть, и его однокурснику по учебе в МГУ Аркадию Дворковичу , который в правительстве по интересному совпадению курирует как раз транспорт – сферу, где рыхлая компания его однокурсника преуспела более всего. Вообще, – тема для хорошей докторской диссертации на стыке политологии, экономики и криминалистики.

Бесспорным лидером дагестанского клана российских бизнесменов является миллиардер Сулейман Керимов ─ глава финансово-промышленной группы «Нафта Москва». Вплотную к нему приблизился Зиявудин Магомедов, по результатам прошлого года занявший в рейтинге Forbes весьма почетное для не достигшего полувекового рубежа предпринимателя 93-е место с явной тенденцией передвинуться в начало списка. За прошедший год оцениваемая собственность Магомедова возросла с $900 млн до $1,4 млрд.

В успешном бизнесе ему большую помощь всегда оказывал родной брат, а до недавнего времени и двоюродный – Ахмет Билалов, бывший член Олимпийского Комитета России и владелец большинства курортов Северного Кавказа, ныне находящийся в бегах от российского правосудия.

Зиявудин Магомедов, родившийся в Махачкале в аварской семье, не пошел по стопам родителей, выбрав не благородные профессии учителя и врача, а скучную экономику. В 1993 году он закончил экономический факультет МГУ, где судьба его свела с Рубеном Варданяном – основателем известной брокерской компании «Тройка Диалог». Чуть позже он повстречал , выросшего до гуру экономики, высокопоставленного правительственного чиновника, а ныне занявшего кабинет главы «РЖД».

Свои знания Магомедов вместе с братьями успешно воплотил в практику сразу после студенческой скамьи. Еще во время учебы предприимчивые южане промышляли в столице торговлей электротехническими товарами и компьютерами, завозимыми из Польши. В 1994 году троица создала компанию «Интерфинанс», которая взяла под контроль активы «Зарубежнефти» и «Техмашимпорта». В дальнейшем дагестанцы дополнили совместное хозяйство банком «Диамант».

Партнеры Зиявудина Магомедова

С первых самостоятельных шагов Зиявудин Магомедов понял прибыльность нефтяного бизнеса. В 1997 году ему удалось принять участие в «распиле» российского углеводородного «пирога» покупкой 5% акций компании «Нижневартовскнефтегаз». Помимо реализации сырья, деньги в кошелек аварца потекли от выполнения подрядов на строительные работы, в основном, поступавшие от «Транснефти».

Еще одно знаковое для судьбы предпринимателя знакомство произошло в те годы в сибирской столице империи «Лукойла» городе Когалым. Семен Вайншток, в будущем глава «Транснефти» и «Олимпстроя», популярно объяснил юному бизнесмену эффективную стратегию ведения бизнеса в рыночной России. Там же дуэт легальных бизнесменов дополнился третьим лицом – криминальным авторитетом , со временем, после 12 лет «отсидки» перебравшимся с «северов» в европейский комфорт столицы. Другое сомнительное знакомство Магомедов приобрел в банковских кругах. Одно время делами банка «Диамант» активно занимался Алексей Френкель. После громкого убийства в 2006 году заместителя председателя ЦБ России Алексея Козлова банкира признали организатором знакового преступления, отомстившего таким образом за отзыв лицензий у своих банков.

Усвоенную у бывалых людей методику сочетания закона с беззаконием Зиявудин Магомедов самостоятельно переложил на практику в конце 90-х. При реконструкции Старой Смоленской дороги 2 принадлежащие ему фирмы обязались поставлять топливо и дорожную технику. Сумма заключенных по этому поводу договоров достигла 300 млн рублей, причем эти средства Федеральный дорожный фонд взаимозачетом получил от «Лукойла». Деньги бесследно исчезли в недрах структур Магомедова. После успешно проведенной Зиявудин Магомедов нашел время для написания кандидатской диссертации, естественно, ни словом не упомянув в ней о возможности существования подобных «черных дыр» в отечественной экономике.

Бизнес-деятельность Зиявудина Магомедова стремительно набирала обороты. В 2006 году одно из его детищ компания «Славия» купила 76% акций «Якутгазпрома» за 628,5 млн рублей. Сделка тут же вызвала огромные подозрения у правоохранительных органов своей схожестью с банальным из-за манипуляций с дополнительной эмиссией ценных бумаг. Они немедленно начали оперативно-розыскные мероприятия, которые, впрочем, закончились ни чем. В том же году компания «Сумма Телеком» без конкурса получила частоты для внедрения технологии передачи данных WiMax на всей территории России.

Сумма зиявудина магомедова

К тому времени Магомедов объединил ранее разрозненные структуры под одной вывеской – Группа компаний «Сумма» и одной из перспективных сфер вложения капитала выбрал высокотехнологичную мобильную связь. Через год он получил в пользование GSM-частоты и 13 лицензий в 11 регионах Урала и Дальнего Востока. Для примера, в том же году такой гигант отрасли телекоммуникаций, как «Вымпелком» смог осилить всего лишь 3 лицензии на реализацию проектов в Хабаровском и Приморском краях.

Успех наступления Магомедова на рынке мобильной связи во многом объясняется его знакомством с всесильным в те годы генералом Виктором Черкесовым, сослуживцем Президента России, занимавшем пост главы Агентства по поставкам вооружения. Вместе с его супругой хитрому аварцу удалось войти в число собственников информационного агентства «Росбалт». Магомедов дополнил сильные позиции в нефтяном бизнесе сотрудничеством с государственными компаниями.

Освоение миллиардов

Поговаривают, что тот же Черкесов закулисно помог Магомедову взять под контроль компанию «СУИ Проект», вскоре ставшую генеральным подрядчиком всего комплекса работ по реставрации Большого Театра. К этой цели Магомедову пришлось двигаться довольно долго. Вначале, в 2007 году он вошел в Попечительский совет главного театра страны, а через 2 года, используя свою «Сумму Капитал», подмял под себя «СУИ Проект», фактически возглавил грандиозную стройку и освоил 12 млрд рублей. Впрочем, по его словам, никакой прибыли он не получил. Именно поэтому, сразу по завершению работ Магомедов бросил на произвол судьбы «СУИ Проект», выйдя из числа его собственников, и оставил ему участь самостоятельно разбираться с долгами и судебными исками субподрядчиков.

В настоящее время кроме Группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов является владельцем крупных долей в активах «Объединенной зерновой компании», «Глобалэлектросервиса», «Стройиновации», девелоперской фирмы ИНТЭКС, а также FESCO – главного оператора Дальневосточного морского пароходства. Морская тематика заняла постоянное место в повседневной деятельности бизнесмена. В 2011 году на пару с «Транснефтью» он приобрел контрольный пакет акций Новороссийского морского торгового порта. Сделка обратила внимание на себя у многих специалистов суммой покупки, превышающей в полтора раза рыночную стоимость объекта – $2,5 млрд. Именно столько было выплачено прежним владельцам , Александрам Пономаренко и Скоробогатько.

Для бизнесмена, давно занимающемуся нефтяным бизнесом, порт на юге России – стратегический объект. Через него и еще один южный порт Приморский, которым «Транснефть» завладела чуть ранее, идет 75% нефти закачиваемой в танкеры в портах европейской части страны. Кроме того, постоянно увеличивающийся объем зерновых поставок за рубеж в скором времени позволит Новороссийску назваться главным терминалом по «перевалке» пшеницы в трюма судов.

В пору президентства Дмитрия Медведева Зиявудин Магомедов по праву мог номинироваться на звание «короля госзаказа». Его структуры руководили многочисленными грандиозными стройками. Помимо Большого Театра, ими стали трубопровод ВСТО-2 и стадион в Казани. В дальнейшем список дополнился аэропортами «Храброво» в Калининграде и во Владикавказе, транспортным узлом Восточный-Находка, железнодорожной станцией в Новороссийске, подрядом на намыв строительной площадки для станции метро «Новокрестовская» в Питере. Помимо российских строек Магомедов получил право на строительство нефтяного терминала в Роттердаме. Версия о том, что после «рокировки» президентов Медведева и Путина предприниматели, чей бизнес расцвел при Дмитрии Анатольевиче, вынуждены будут уйти в «тень» на примере Зиявудина Магомедова не получает подтверждения.

Зиявудин Магомедов, биография которого тесно связана с бизнесом, – солидный и хорошо известный в нашей стране предприниматель. Один из владельцев и одновременно директор компании «Группа Сумма», которая владеет «Стройновацией» и «Суммой Телеком». Кроме них, в ее активе - двадцать пять процентов акций морского Новороссийского порта. «Группа Сумма» - один из самых крупных и непрозрачных холдингов в России. С 2011 по 2012 г. Магомедов председательствовал в совете директоров НМТП.

Детство

Магомедов Зиявудин родился двадцать пятого сентября 1968 г. в Дагестанской АССР, в Махачкале. Отец его работал хирургом, а мать - учительницей. Кроме Зиявудина в семье было еще трое детей. Его старший брат, Магомед, впоследствии стал членом Совета Федерации России от Смоленской области.

Образование

После школы Зиявудин Магомедов поступил в Московский Гуманитарный университет, на экономический факультет, на специальность «Мировая экономика». Окончил это высшее учебное заведение он в девяносто четвертом. Через шесть лет там же, в Московском Гуманитарном университете, Зиявудин защитил диссертацию на степень кандидата наук на тему современной деятельности банков.

Начало предпринимательской деятельности

Бизнесом начал заниматься, будучи студентом на первых курсах. С 1988 по 1989 г. Зиявудин с соседями по общежитию и однокурсниками организовал продажу электронных и технических приборов из Советского Союза в Польше.

В 1993 г. вместе с партнерами, в число которых входили родной и двоюродный братья (Магомед и Ахмед), создал компанию «ИФК-Интерфинанс». Первые ощутимые деньги она начала приносить благодаря совместной работе с большими промышленными объединениями, у которых брала в управление облигации валютного займа и обеспечивала стабильный доход этих компаний. К середине девяностых годов у компании «ИФК-Интерфинанс» было сто пятьдесят миллионов собственных средств.

Банковское дело и финансы

С 1994 по 1998 г. Зиявудин Магомедов, фото которого есть в данной статье, находился в должности президента компании «ИФК-Интерфинанс». В 1995 г. на ее активы был куплен банк «Диамант». Зиявудин стал членом директорского совета и одним из основных акционеров. «Диамант» обанкротился в 1998 г. В этом был обвинен председатель правления – Алексей Френкель.

В некоторых средствах массовой информации уверенно писали, что после разорения «Диаманта» Френкель даже получал угрозы в свой адрес от Магомедовых. Но Зиявудин это отрицал. И обращался ли в суд бывший председатель правления, доподлинно неизвестно.

Торговля нефтепродуктами

С 1997 г. Магомедов Зиявудин решил заняться торговлей нефтепродуктами. Сначала он прикупил пять процентов акций «Нижневартовскнефтегаз». Постепенно Магомедов получил в свои владения три крупные нефтетрейдинговые компании: «Старойл», «Союз петролеум» и «Европетролеум». С 2004 по 2005 г. являлся председателем совета директоров «Транс-Ойл».

Приморский торговый порт

Благодаря сотрудничеству с «Транснефтью» Магомедов Зиявудин Гаджиевич стал практически полноправным владельцем Приморского торгового порта. Уже давно началось строительство БТС (Балтийской трубопроводной системы). Финансировали проект нефтяные компании. Для пуска строительства необходимо было определиться с конечной точкой трубопровода. Нефтяные компании ожесточенно спорили, где она будет находиться.

Точку в споре поставил В. Путин, назвав Приморск. Это и была земля, на которой должен был строиться трубопровод, принадлежащий Марийскому машиностроительному заводу и Геннадию Тимченко. Но они неожиданно продали свой земельный участок Магомедову. «Транснефть» отстроила трубопровод только до границы с землями Зиявудина.

Одна из его компаний взяла кредит. И после строительства третьего и четвертого терминалов Зиявудин Магомедов стал почти единовластным владельцем Приморского торгового порта. Одновременно Зиявудин – один из самых крупных подрядчиков «Транснефти» и некоторых других проектов.

Со временем Приморский торговый порт стал первым самым крупным активом холдинга «Сумма Капитал» (он был переименован из «Группы» в августе 2011 года). На руках у Магомедова находился контрольный пакет акций (50,1%) НМТП. А остальные сорок девять процентов остались у «Транснефти». В результате успешной сделки Зиявудин стал контролировать российский нефтяной экспорт на семьдесят процентов. А с учетом работы с «Транснефтью» по всем проектам объем финансового портфеля Зиявудина составил почти шестьдесят миллиардов рублей.

Газетная «утка»

Зиявудин Магомедов с женой не раз попадали под острое перо журналистов. На них за последние несколько лет вылили не один ушат грязи. Например, в 2008 г. в одной из иностранных газет была опубликована информация о том, что Зиявудин не хочет покидать Совет Федераций по причине скандала о хищении средств «Лукойла». При этом в издании намекалось, что Магомедов связан с Дагестанской мафией. Зиявудин подал на газету в суд и в 2010 г. выиграл против нее иск, защитив свою деловую честь и репутацию.

Активы холдинга «Сумма Капитал»

В активы холдинга «Сумма Капитал» кроме Новороссийского морского торгового порта вошел еще ряд других предприятий и организаций:

  • хлебокомбинат;
  • ЯТЭК (Якутская топливная энергетическая компания);
  • Павловское месторождение свинца и цинка на Новой Земле;
  • разрабатывающая горнорудная компания;
  • «Сумма-Телеком»;
  • компания «Стройновация».

В конце 2011 г. холдинг «Сумма Капитал» выиграл конкурс по строительству роттердамского нефтяного терминала. В его развитие нужно было вложить миллиард долларов. Но зато в результате Магомедов Зиявудин получил возможность отправлять нефть из своего российского порта и получать ее в собственном заграничном терминале. А это существенно усилило его позицию как нефтяного трейдера.

Дворкович и Магомедов

Зиявудин Магомедов в одном из интервью подтвердил, что с Аркадием Дворковичем они дружны еще со студенческих времен. Вместе учились на экономическом факультете МГУ. С тех пор поддерживают дружеские отношения.

С 2004 по 2008 год Аркадий Дворкович находился в составе директоров «Транснефти». В этот период компания «Стройновация», принадлежащая Магомедову, получала крупные государственные заказы. К примеру, заменой тысячи двухсот километров магистрали нефтепровода занималась именно она. А также принимала участие в строительстве трубопровода. Но самый крупный проект «Стройновация» получила уже после ухода Аркадия Дворковича из совета директоров «Транснефти». Но дружба их с Магомедовым не строилась только на совместном бизнесе.

Расширение бизнес-империи

В 2006 г. контролируемая Магомедовым компания «Славия» прикупила семьдесят пять процентов акций предприятия «Якутгазпром», выложив за ценные бумаги свыше шестисот миллионов рублей. Эта большая покупка сразу оказалась в центре внимания департамента по экономической безопасности РФ (ДЭБ). Тем более что фирма «Алроса», купившая «Якутгазпром» за семнадцать миллионов долларов, утверждала, что сделка незаконна и совершена в сговоре руководства компании и Магомедовым.

ДЭБу России пришлось проверять информацию и выносить постановление о начале оперативных и розыскных операций из-за мошенничества при покупке акций «Якутгазпрома». Но дело вскоре было замято, и владельцем контрольного пакета ценных бумаг признан Зиявудин Магомедов.

В 2006 году холдинг «Сумма Капитал» получил частоты в радиодиапазоне WiMax беспроводной технологии, которая должна была использоваться по всей территории России. А в 2007 году выиграл очередной конкурс, в результате которого получил тринадцать лицензий на одиннадцать регионов Дальнего Востока и Урала. Как сравнение – компании «Вымпелком» досталось всего три лицензии.

Но WiMax Магомедов Зиявудин построить не успел, так как госкомиссия изменила решение насчет выданных частот «Сумме Капитал». Холдинг теперь пытается вернуть себе отобранное. А госкомиссия тем временем выдала частоты фирме «Скартел» и выделила диапазон для сети LTE.

В 2012 году «Сумма Капитал» была единственным претендентом на международный аэропорт «Домодедово». Причем в средствах массовой информации писали, что Зиявудин хотел купить ж/д-перевозчика «Трансгарант» и пятьдесят процентов акций «Объединенной зерновой компании». Как только Магомедов стал заметной фигурой среди российских бизнесменов, его имя начали связывать с дагестанским кланом, в который вхож Сулейман Керимов. Однако эта информация официального подтверждения не получила.

Политологи были уверены, что опора на государственные компании и политподдержка – самые слабые места в бизнесе Магомедова. Предполагалось, что как только к власти в стране придет Путин, ситуация изменится, и бизнес Зиявудина начнет распадаться. Но этого не случилось. И на данный момент империя Магомедова продолжает расцветать. Его холдинг «Сумма Капитал» - не только один из самых закрытых, но и наиболее влиятельный в России. Фирма постоянно участвует в различных тендерах и конкурсах по строительству и реконструкции.

Несмотря на закрытость, влияние холдинга «Сумма Капитал» на модернизацию страны и ее экономику огромно. Главные направления компании – транспорт, логистика, строительство. При этом холдинг настолько вырос, что может вполне позволить себе небольшой собственный флот.

Финансисты уверены, что компания «Сумма Капитал» - отличное объединение продуктивной совместной работы с государством и большой прибыли. Но Магомедов не останавливается на достигнутом. Его мечта – создание инвестиционной компании мирового масштаба. И сейчас он принимает все меры для претворения этого в жизнь.

Подарок Хабибу

Когда боец смешанных единоборств прилетел в Москву, его встретил российский меценат и бизнесмен Зиявудин Магомедов. Хабиб даже не ожидал такого внимания и подарка – автомобиля "Мерседес" AMG GT S. Зиявудин не только поддерживает образовательные и спортивные проекты. Он – владелец промоутерской компании Fight Night, организовывающей бойцовские поединки и занимающейся развитием смешанных единоборств в России.

Зиявудин Магомедов: состояние финансов

БКС (брокерская компания) оценивала «Сумму Капитал» от 3 до 5 миллиардов долларов. Правда, объем личных средств не раскрывался. Да и сам Зиявудин имена других акционеров не называл. Но обмолвился, что среди них есть его родной брат. С увеличением активов «Суммы Капитал» росло и состояние Магомедова. В 2009 году оно оценивалось в семьдесят миллионов долларов. В 2010-м – в восемьсот миллионов, а в 2011 году – уже в три миллиарда. В 2012-м в рейтинге Forbes среди самых богатых российских бизнесменов Зиявудин находился на сто одиннадцатом месте.

Личная жизнь

Ольга Магомедова – жена Зиявудина Магомедова профессиональная актриса и модель. Живут они в счастливом браке. Ольга не только модель и актриса, но и певица. Периодически устраивает небольшие концерты. Зиявудин Магомедов, семья которого выглядит образцовой, не жалеет денег на увлечения своей жены и во всем ее поддерживает. Зиявудина покорила не только ее внешность. Ольга очень работоспособная и активная, что импонирует Магомедову, так как он и сам трудоголик и часто проводит много времени, занимаясь делами по бизнесу.

Зиявудин очень ценит чувство ответственности своей жены, ее выдержку и терпение. Ольга любит плавание, причем может преодолеть большие расстояния. Некоторое время назад она даже спонсировала одну из московских детских школ плавания. Она еще и отлично фехтует, вяжет и гоняет на мотоцикле как заправский спортсмен. В свободное время любит играть на пианино произведения классиков. У Ольги и Зиявудина родилось трое детей.

Награды

По приказу Д. Медведева Зиявудин Магомедов был награжден весной 2010 г. орденом Дружбы. В 2011 г. получил почетную грамоту от президента России за помощь в реставрации Большого театра. А через год Зиявудину вручили орден Почета за восстановление в Кронштадте Морского Никольского собора.

Деятельность в последние годы

Зиявудин Магомедов сегодня занимается сохранением творчества в родном крае. Содействует благотворительным фондам, которые увековечивают искусство и народные песни. На средства Зиявудина проводятся различные мероприятия, конкурсы, издаются книги и видеоматериалы об известных творческих личностях. Зиявудин ратует за сохранение родного языка, культуры и ценностей. С 2013 г. – член Совета Фонда поддержки и развития клуба «Валдай».

Осенью 2010 г. Зиявудин Магомедов стал председателем Совета Федерации РФ по теннису. Несколько позже представлял Россию на проходящем форуме АТЭС. Зиявудин занимается благотворительностью и не оставляет без внимания Фонд поддержки российских олимпийских чемпионов. Входит в попечительские советы ВГИКа, МИДа Российской Федерации, Фонда ЕУСПБ. Магомедов – член РСМД с 2012 г. Находится в составе Совета по инновациям и модернизации развития РФ при президенте и в НИТУ МИСиС.


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы