В рамках реализации программы «От рождения до школы» воспитатель рассказывает детям о народных праздниках и традициях. Самый шумный, красочный и яркий праздник — это, конечно же, масленичная неделя. Интерес у детей вызывает изготовление и сожжение чучела Масленицы, они выдвигают гипотезы о том, почему именно блины пекут в этот праздник, с удовольствием участвуют в . Презентация «Широкая Масленица» расскажет о названии и особенностях каждого Масленичного дня: встреча, заигрыш, лакомки, разгул, тёщины вечёрки, золовкины посиделки и прощённое воскресенье.
Обучающая презентация «Широкая Масленица» для детей старшего дошкольного возраста
Понедельник — встреча
В этот день невестку отправляли к родителям с раннего утра, а вечером шли в гости и обсуждали, как будут встречать Масленицу.
На улицах города устанавливали качели, балаганы, возводили снежные горки для массовых гуляний. (слайд 4, 5)
Вторник — заигрыш
Масленицу в этот день зазывали разными словами, типа «Горки построены, блины наготовлены, добро пожаловать». Начинался сбор вещей для изготовления чучела Масленицы. На уличных гуляниях молодые люди присматривали невест и потом катали их на санках. (слайд 6, 7)
Среда — лакомка
В этот день разрешалось есть столько, сколько «собака хвостом вильнула», то есть очень много вкусного и сытного. Вечер среды заканчивался шумными застольями и народными гуляниями с песнями и плясками. (слайд 8, 9)
Четверг — разгул
Начинается Широкая Масленица. Считалось, кто не катается в этот день на качелях, с горок, на санках, тот состарится больным и одиноким. Поэтому из всех домов выходили люди, оставляли домашние дела и радовались прощанию с зимой. В это день повсеместно проходили соревнования на тройках, кулачные бои и выступления скоморохов. (слайд 10, 11)
Пятница — тёщины вечёрки
В этот день мама жены ходила в гости к зятю. В этот день пели песни, пекли высоченные горы блинов, устраивали представления о том, как тёща любит зятя и наоборот. (слайд 12, 13)
Суббота — золовкины посиделки
Молодые невесты в этот день одаривали сестёр мужа, угощали их сладостями. В этот день принято посещать церковь. По улицам на санях возили чучело Масленицы и зазывали весну. (слайд 14, 15)
Прощённое воскресенье
Апогеем всей разгульной недели становится прощённое воскресенье , когда все друг у друга просят прощения за нечаянные обиды.
В этот день хорошо перемывали посуду, ходили в баню и чистыми отправлялись на главную площадь, где с приходом сумерек сжигали чучело Масленицы. Считалось, что с пеплом и дымом от масленицы растворится и уйдёт зима, а после этого начнётся весна благодатная, с щедрыми урожайными днями. (Слайд 16)
Анастасия Сергеевна
Презентация «Масленица» для старшего дошкольного возраста
Масленица (1 слайд)
Что за праздник Масленица ? (2 слайд)
История Масленицы (3 слайд)
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Она получила своё название от того, что в этот период времени, последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла , молочных продуктов и рыбу.
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий Пост.
Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.
(4 слайд)
Масленица бывает в конце февраля - начале марта.
Её празднуют в течение недели.
(5 слайд)
Каждый день Масленицы имеет своё
название и обряды.
(6 слайд)
Масленица начинается в понедельник, который называется - встреча. В этот день встречают Масленицу , наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, балаганы. Те, кто побогаче, начинают печь блины. Первый блин отдают нищим на помин усопших.
(7 слайд)
Утро… Понедельник!
Наступает «Встреча» !
Яркие салазки с горочек скользят!
Целый день веселье!
Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят!
(8 слайд)
Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых : «У нас де горы готовы и блины испечены - просим жаловать» .
(9 слайд)
«Заигрыш» беспечный
Вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли как один!
Игры и потехи, а за них награда :
Сдобный и румяный масленичный блин !
(10 слайд)
Среда - лакомка. В этот день зять приходил «к тёще на блины» . Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
(11 слайд)
Тут среда подходит – «лакомкой» зовётся!
Каждая хозяюшка колдует у печи!
Кулебяки, сырники – всё им удаётся!
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
(12 слайд)
Четверг - широкий разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
(13 слайд)
Люди! Нынче «Разгуляй!
Тройка, прокати-ка!
Надо зимушку прогнать
И весну покликать!
День четвертый будем вместе
Петь про Масленицу песни !
(14 слайд)
Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
(15 слайд)
Пятница настала – «Вечерочек с тёщей» .
Тёща прибывает к зятю на блины!
А к блинам икорка, сёмга и сметана,
Угощайся, тёща, ты же мне, как мама!
(16 слайд)
Суббота – золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
(17 слайд)
Близится суббота – «Золовки угощение» .
Вся родня встречается, водят хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
(18 слайд)
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.
(19 слайд)
Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «прощённый день» .
Чучело соломенное сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень….
(20 слайд)
Ты прощай, прощай,прощай,
Наша Масленица !
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом !
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
(21 слайд)
Многие думают, что в последний день масленичной недели
сжигают чучело Масленицы , но нет, не Масленицу сжигают ,
а Зиму провожают!
В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по
пучку соломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем
селом делали куклу, наряжали её «по-бабски» - в яркие юбки,
кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу
в санях, приветствуя и чествуя Сударыню – масленицу . А после
сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального
кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела,
тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только
постную пищу.
(22 слайд)
Поговорки про Масленицу
Не житьё, а Масленица .
Не все коту Великая Масленица , будет и Великий Пост.
Масленица семь дней гуляет .
Масленица объедуха , деньгами приберуха.
Это Масленица идёт , блин да мёд несёт.
Без блинов – не Масленица .
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны.
Публикации по теме:
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Широкая Масленица» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда» «Широкая масленица»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Масленица» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Здравствуй, Масленица!» для детей старшего дошкольного возраста Выполнила:.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Масленица» Тема: масленица. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическая», «Познавательно-речевая», «Коммуникативно – личностная»,.
Презентация «Путешествие в космос» для старшего дошкольного возраста Презентация «Путешествие в космос» разработана для старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей «Я и мир вокруг меня»,.
Сценарий праздника "Масленица" для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: ИЛАЛОВА АЙГУЛЬ АЗАТОВНА, музыкальный руководитель МБДОУ.
На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и весёлыми играми. И вот сейчас мы с вами поиграем.
Заклички:
1. Дети, дети выбегайте
Весну красную встречайте
Весну красную встречайте
Всех блинами угощайте.
Вместе с Масленицей
На конях прокатимся
Ой, люли, люли на конях прокатимся!
Частушки.
1. Мы на масляной неделе Будем петь и танцевать Мы блиночки все поели Можем вам один ишь дать.
2. Светит месяц, светит ясный Светит полная луна Дарья, Марья и Катюша Танцевать пришли сюда
2 . Ой, Масленица – кривошейка Встречаем тебя хорошенько Сыром, маслом, калачами И румяным пирогом! 3. А мы Масленицу повстречали Сыром гору поливали На широкий двор зазывали Да блинами заедали!
Хороводная игра « Ровным кругом»
Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так.
Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Горки старались украсить - флажками, фонариками. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки (расплющенные корзины, заледеневшие снизу), деревянные корыта - корёжки, перевёрнутые скамейки.
Одним из действ Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками.
Провожая Масленицу, провожали и зиму. На улице торжественно сжигали соломенную куклу, пепел развеивали по ветру, чтобы быстрее пришла к нам весна, чтобы был хороший урожай.
Чучело сжигали, приговаривая: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло!»,«Полно, зимушка, зимовать - весна идет!»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МАСЛЕНИЦА Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям. Педагог дополнительного образования высшей категории МБОУ ДОД РЦВР г. Красный Сулин Ряжских Ираида Борисовна
2
слайд
Описание слайда:
Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: У них на масленице жирной Водились русские блины… А.С.Пушкин
3
слайд
Описание слайда:
МАСЛЕНИЦА– самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси, настоящие проводы Зимы. Название праздника «Масленица» произошло от того, что в этот день ели много масленой пищи.
4
слайд
Описание слайда:
История Масленицы берет начало еще в эпоху языческих племен на Руси. У древних славян этот праздник знаменовал проводы зимы, встречу весны и начало полевых работ. В дни Масленицы наши предки приносили жертвоприношения Богам, проводили обряды, устраивали пиршества. После принятия христианства праздник на Руси сохранился. Все ритуалы, которые исполнялись в языческой Руси на Масленицу, совершенно неизменно перешли и в Русь православную. Наиболее прижились к празднику обряды, посвященные Богу Солнца: катание по улицам подожженного колеса, жжение костров, приготовление блинов - все это символы верховного бога Ярило.
5
слайд
Описание слайда:
Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим Постом. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определенных ритуалов. Первые три дня Узкая Масленица, последующие – Широкая Масленица
6
слайд
Описание слайда:
Но самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, осетриной или севрюжиной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся!
7
слайд
Описание слайда:
Понедельник - Встреча К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, столы со сладкими яствами. В домах начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. В этот день из соломы делали чучело Масленицы. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Дети начинали кричать: «Масленица приехала, масленица приехала!» и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.
8
слайд
Описание слайда:
Вторник - Заигрыш Этот день посвящался молодожёнам. Они катались с горы и приглашали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали.
9
слайд
Описание слайда:
Среда - Лакомка На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, калёные орехи, медовые пряники, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), В этот день зять (муж дочери) приходил к «теще на блины». Ой, ты Лакомка-Среда! Macляна сковорода! Повелось - со старины, Едем к теще на блины!
10
слайд
Описание слайда:
Четверг - Разгуляй В этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.
11
слайд
Описание слайда:
12
слайд
Описание слайда:
Тёщины вечери У хорошей тещи, знамо, зять не тощий! Его кормят пирогами и сметанкою с блинами, Зять когда приходит в гости, В нем позвякивают кости, а когда идет домой - Не пройдет в проем дверной! Съест корзинку пирогов, да с три короба блинов! Щи, борщи и калачи - теща, все на стол мечи!
13
слайд
Описание слайда:
Суббота - Золовкины посиделки В субботу, на золовкины посиделки (сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
14
слайд
Описание слайда:
15
слайд
Описание слайда:
Приходите в воскресенье – Будем мы просить прощенья, Чтоб с души грехи все снять, С чистым сердцем Пост встречать! Скрепим дружбу поцелуем, Хоть и так мы не воюем. Ведь на Масленицу нужно Укреплять любовь и дружбу!
16
слайд
Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.
Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.
Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.
Содержание: А). Познание, коммуникация. 1.Наблюдения за изменениями в природе. 2.Беседа: «Как на Руси весну встречали!». 3.Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». 4.Заучивание закличек, стихов, частушек. 5.Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». 7.Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. 8.Знакомство детей с пословицами о масленице.
Б). Социализация, физкультура, безопасность. 1.Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». 2.Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Барышня на Масленице». 3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» 4. Лепка: «Масленичное Солнце!».
Содержание: 1). Музыкально спортивный праздник на улице. 2). Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов». 3). Дегустация блинов. 4). Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 5). Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».
Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.
Продукты деятельности: -Книга рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь». - Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица». - Игротека народных подвижных игр. - Выставка детских поделок «Масленичное Солнце». - Фотогазета «Как мы весну встречали». -Кукла-Чучело из соломы «Масленица».