28.04.2023

Раскраски богородские веселые игрушки. Конспект занятия «Богородские игрушки


Заготовка липы в селе Богородское - непрерывный процесс. Ведь для того, чтобы из ствола вышли качественные заготовки, липа должна не менее четырех лет сохнуть в естественных условиях. Именно поэтому после первичной обработки липовые стволы складывают в шалаши или штабели и оставляют на несколько лет в специальных ангарах.

Просушенное дерево отправляют на зарубку. На токарном станке или вручную, топором, мастера намечают самые общие контуры будущей игрушки, по шаблону вырубая или выпиливая заготовку. Затем обрабатывают изделие стамеской и специальным ножом, так называемой «щучкой», которые специально для богородской резьбы изготавливают потомственные деревенские умельцы.

Вырезанные и тщательно обработанные части будущей подвижной деревянной игрушки шлифуют, затем полируют шероховатости, делая дерево абсолютно гладким и бархатным на ощупь. Получившиеся части собирают в движущуюся композицию, при необходимости расписывают вручную и наносят несколько слоев лакового покрытия.

Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки.

Богородский промысел деревянной резной игрушки сродни Сергиево Посадскому. Школа резьбы Троице-Сергиевой Лавры является родоначальником для обоих этих промыслов и известна начиная с XV столетия. В 18 веке промысел представлял из себя сезонное крестьянское производство. С ноября по начало апреля в селе как правило нет работы, поэтому чтобы как-то себя занять и заработать немного денег мужики брались за ножи и вырезали из липы деревянные игрушки. Продавать готовые изделия возили в Сергиев Посад.

К середине 19 века богородская резьба стала самостоятельным кустарным промыслом, который приобрел российскую, а затем и мировую известность.

Постепенно богородская игрушка перешла из разряда кустарных крестьянских поделок в направление народного искусства, обрела собственные неповторимые черты.

В 1913 году в поселке была организована артель «Богородский резчик», что позволило мастерам обрести экономическую самостоятельность и вывести образцы своего промысла на международный рынок. Отличительной чертой промысла к этому моменту стали движущиеся деревянные игрушки, что резко дистанцировало артель от соседней Сергиево Посадской, сохранившей в качестве символа и главного действующего образца традиционную русскую матрешку .

Символом Богородского промысла, известным по всему миру, стала игрушка «Кузнецы» , представляющая из себя поочередно бьющие молотками по наковальне деревянные фигурки мужика и медведя. Вырезанные из светлой липовой древесины кузнецы обычно не раскрашивают, а просто покрывают несколькими слоями бесцветного лака.

Цена урбанизации - упадок народного промысла.

К 1960 году, под влиянием так называемого офабричивания народных промыслов, на территории села Борогодское была создана Фабрика художественной резьбы. Исчезновение артельной организации труда постепенно отдаляло мастеров друг от друга, лишая их столь необходимой для развития промысла простоты сельского общения. Под гнетом повсеместно насаждаемых принципов плановой экономики чахли деревенские традиции, а застройка территории села панельными многоэтажками, вырубка лесов и снос старинных резных деревянных построек, постепенно свели на нет заготовку и сушку древесины, что привело к необходимости закупки дорогого стороннего сырья. Высокие цены на энергоносители усугубили и без того возросшие производственные затраты, переселившиеся на верхние этажи новостроек мастера-резчики окончательно утратили связь как друг с другом, так и с народными корнями, а традиционные рынки сбыта стали недоступны, ведь цена богородской игрушки сильно возросла, а качество, к сожалению, оставляло желать лучшего.

Богородская игрушка от производителя. Высокое качество и адекватна цена.

Расположенное в Сергиево Посадском районе производство интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» объединило мастеров различных направлений народных художественных промыслов. Тщательно создаваемая и бережно хранимая репутация, низкие цены и неизменно высокое качество выпускаемых изделий сделало нашу компанию безусловным лидером в области производства и продажи русских сувениров.

Сергиево Посадские матрешки ручной работы, богородская игрушка, изделия из бересты, расписные шкатулки, гжель и хохлома - вот далеко не полный набор сувениров, которые вы можете приобрести. Наши специалисты готовы ответить на любые возникающие вопросы, предоставить гарантии подлинности наших изделий и дать консультацию по использованию и хранению производимой нами сувенирной продукции.

Обращайтесь к нам и оставайтесь нашими клиентами на долгие годы!

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка»
Федорова Ольга Павловна воспитатель

Тема: Богородская игрушка и её мастера.
(старшая группа)

Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Активизация словаря: богородская, каргопольская, стамеска.

Материал: богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.

Игрушки: филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан, лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки, иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты (топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
Дети: - здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите пожалуйста.
- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».
(вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3)
- Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?
- Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило?
- Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь?
- Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема. (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и берутся за руки, в конце получается круг)
- Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не повторяются. Молодцы!
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
- Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце. Солнце – это жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце.
- Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?
-Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся)
- Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?
(вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки)
- Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик.
Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая.
- Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки?
Дети: - о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из которого они сделаны.
- Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о тех народных игрушках, которых сейчас у нас нет.
(дети читаю стихотворения)

Дымковский индюк.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост-
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.

Мои игрушки. В. Василенко.

Со старинной сказкой схожи, появились предо мной.
Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой.
Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень.
Забавлять меня готовы, быть со мною целый день.
На столе моём охотно отыскали уголок.
За моей следят работой, чтобы я устать не мог.
И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести.
Удивительно живые – не попросят лишь поесть.

- Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные игрушки схожи со сказкой. (вос-ль достает сверсток, раскрывает, показывает детям иллюстрацию Богородской игрушки)
- Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская.
(рассказ воспитателя)
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.
Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые.
(показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок)
- Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки.
(показ иллюстрации)
Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай.

Физкультминутка.

Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.

- Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь?
- Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3 девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя.
- А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок, сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской игрушке, а вы мне будете помогать.
(воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку, предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками).

Сказка.
Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки.(показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой. Прибежали зайцы, помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту). Пришла лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает белье). Потом пришли три медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой. Пока звери занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой. Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с пылу с жару из печи, все румяны горячи».
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в этом лесу.

- Ребята, интересная сказка? А как вы думаете Михайло Потапыч, он очень сильный? А как вы думаете почему?
(воспитатель достает из лукошко игрушку - «медведь – дергунчик » и показывает, как он занимался физкультурой)
-Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку.

Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять
Наклониться три, четыре
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.

-Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку?
- Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем похожи эти игрушки? - А чем они отличаются?
- У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной.
- Вспомним, как называются эти игрушки?

- Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки.
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
(дети говорят пословицы и поговорки о труде)
- А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как работают настоящие мастера.
(дети смотрят кассету, на которой записана работа мастеров)
- Понравилась вам работа мастеров?
- А вспомните, какую игрушку делали мастера? А хотите сами превратиться в мастеров и сделать свою игрушку, давайте пройдем и сядем за столы.
(дети садятся за столы, на которых лежат вырезанные из картона силуэты медведя и мужика, воспитатель объясняет и показывает, как сделать игрушку, прикрепляя к планке с помощью проволоки силуэты).
- Молодцы. Из вас получились хорошие мастера. (дети показывают как у них двигаются игрушки)
- Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали.
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой, чем мы занимались и покажите свои игрушки.

другие презентации об игрушке

«Дымковская игрушка детям» - Почему гончарную слободу назвали Дымковской. Какими орнаментами украшают игрушки. Каргопольские игрушки. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Мастера Каргополя. Орнаменты. Абашевские мастера. Виды игрушек. Размеры фигур. Каргопольская игрушка. Окраска яркими масляными красками. Дымково. Филимоновская игрушка.

«Русская народная кукла» - Почему младенца или куклу называют лялькой. Куклы-мартинички. План действий. Кумоха с сёстрами. Матрёшка. Кукла из бересты. Ребёночка туго пеленали. Куклы-зернушки. Что мы хотим узнать. Бабушкина кукла. Разные бывают на свете куклы. Русская народная кукла. Языческие времена. Игровые куклы. Кукла- столбушка.

«Русская народная игрушка» - Воспитательная ценность игрушки. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. «Путешествие с матрёшкой». Рисование «Игрушки из Полхов-Майдана». Роспись «Дымковская уточка». Рисование «Семья семёновских матрешек». Формирование социальных качеств личности. Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями.

«Богородская игрушка» - В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в кокошниках. Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку. Предание. Богородские игрушки. В XIX веке матрешек начали делать в столичной мастерской. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Богородские крестьяне.

«Филимоновская народная игрушка» - Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Филимоновская игрушка. Cтарейший народный художественный промысел России. Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

«Роспись дымковской игрушки» - На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Ели спят у большака в инее седом. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Узоры очень простые. Есть на Вятке слобода. Художественное слово. Дымковские игрушки. Дымковский индюк хорош. Рассказ. Дымковская барышня ходит не спеша. Укрась коня. Беление меловым грунтом.



На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры.



Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек.



Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.



Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.


Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.


В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов,но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.
Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.
Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Работы художника Паутова


© 2024
newmagazineroom.ru - Бухгалтерская отчетность. УНВД. Зарплата и кадры. Валютные операции. Уплата налогов. НДС. Страховые взносы